Научная статья на тему 'Проектирование атриумных общественных пространств в структуре высших образовательных организаций'

Проектирование атриумных общественных пространств в структуре высших образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
366
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
ARCHITECTURE / PUBLIC SPACE / EDUCATIONAL INSTITUTION / ATRIUM SPACES / WINTER GARDEN

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Черкасская Ю.С., Пименова Е.В.

В данной статье исследуются принципы формирования атриумных пространств. Рассматриваются методы организации атриумов в структуре образовательных комплексов, представлены примеры и функции данных пространств. Описываются конструктивные особенности атриумных пространств, их формы и различные способы применения. Также показаны отличительные черты современных атриумов, их особенности и значение в общей структуре зданий образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is a research of forming principles for atrium spaces in this article. Also there is a considering of organization methods for atriums in the structure of education complexes. There are examples and functions of these places. There is a description of design features for atrium areas, their shapes and different destination methods. Also in the article describes distinctive features of modern atriums, their specialities and meaning in common structure of bulidings in educational organizations.

Текст научной работы на тему «Проектирование атриумных общественных пространств в структуре высших образовательных организаций»

УДК 727.3

Архитектура

Черкасская Ю. С., студент магистратуры 2 курс, академия строительства и архитектуры, Донской государственный технический университет

Россия, г. Ростов-на-Дону Пименова Е. В., кандидат архитектуры, доцент, профессор кафедры «Архитектура», Академия строительства и архитектуры Донской государственный технический университет, Россия,

г. Ростов-на-Дону

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АТРИУМНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ

ПРОСТРАНСТВ В СТРУКТУРЕ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация: В данной статье исследуются принципы формирования атриумных пространств. Рассматриваются методы организации атриумов в структуре образовательных комплексов, представлены примеры и функции данных пространств. Описываются конструктивные особенности атриумных пространств, их формы и различные способы применения. Также показаны отличительные черты современных атриумов, их особенности и значение в общей структуре зданий образовательных организаций.

Ключевые слова: архитектура, общественные пространства, образовательные организации, атриумные пространства, зимний сад.

Annotation: There is a research of forming principles for atrium spaces in this article. Also there is a considering of organization methods for atriums in the structure of education complexes. There are examples and functions of these places. There is a description of design features for atrium areas, their shapes and different destination methods. Also in the article describes distinctive features of modern

atriums, their specialities and meaning in common structure of bulidings in educational organizations.

Key words: architecture, public space, educational institution, atrium spaces, winter garden.

В настоящее время архитекторы все чаще проектируют атриумные пространства. В связи с ограниченной эксплуатацией и узким использованием функциональности атриумных пространств, данные архитектурные конструкции пользуются малой популярностью.

Не секрет, что атриум является древнейшей архитектурной конструкцией и представляет из себя пространство, «собирающее» вокруг себя различные по назначению помещения. Атриум может быть любой формы. Помещения, присоединяясь к нему с одной или нескольких сторон, образовывают их скоррелированность вне зависимости от функции и придают композиционную целостность [1, а 18].

Рисунок 1. Простая атриумная схема планировки здания.

Для сочетания разного рода учебной и внеучебной деятельности используется актуальный в настоящее время прием организации многофункционального внутреннего общественного пространства, которое в свою очередь делится на различные зоны: рекреационные, зоны общения, отдыха, проведения массовых мероприятий и т.д. Отличительной чертой

современного формирования вузовского комплекса с учетом всех его функциональных особенностей является использование дворов-атриумов [2, а 27].

Найдены ключевые методы и принципы формирования дворов-атриумов в структуре высших учебных организаций:

- создание внутреннего двора (зимнего сада) путем размещения живых растений. Благодаря этому направлению, формируются своеобразные искусственные зеленые островки, обеспечивающие благоприятные психологические и экологические условия для студентов и преподавателей. Как правило, такие пространства работают на ассоциациях и формируют зону встреч и отдыха студентов.

Рисунок 2. Проект внедрения зимнего сада в структуру Каролинского института в Стокгольме.

- атриумное пространство, проектируемое архитектором и создающее «новую реальность», так как оно не имеет аналогов в окружающей нас природе. Такое пространство создается по принципу «рождения» совершенно новой уникальной структуры, благодаря усилиям дизайнеров и архитекторов.

- внутреннее общественное пространство, которое организуется в зальных атриумных пространствах путем создания совершенно новых форм,

направлений и компонентов в уже существующем пространстве. Другими словами, в готовое исторически сложившееся пространство помещают результат работы архитектора или дизайнера, что приводит к преображению облика пространства [3].

Атриумы в структуре высших образовательных организаций играют важную роль. Во-первых, они соединяют пространства и обеспечивают центральную фокусную точку, во-вторых, они обеспечивают естественную вентиляцию здания и освещение, и, в-третьих, являются украшением здания.

Рисунок 3. Атриум Международного университета в Москве.

Современные атриумы должны соответствовать общему образу здания, отвечать требованиям современных тенденций в образовании и быть многофункциональными. Например, атриум может сочетать в себе функции большого зала для различных мероприятий, вмещающего многочисленную аудиторию, являться зимним садом, благодаря которому студенты смогут взаимодействовать с природой в любое время года, общаться друг с другом и отдыхать, быть выставочным пространством и т.д. [4, с. 119]. Также играть важную роль в создании облика атриума и отвечать за его функциональность могут мобильные компоненты архитектурной среды. Например, это могут быть трансформируемые перегородки, функциональной особенностью которых

будет являться временность изменений в структуре атриума. При необходимости их можно раздвинуть или сложить.

Рассмотрев различные способы применения атриумных пространств в структуре образовательных организаций, можно сделать вывод, что данные пространства играют не только важную функциональную роль, но также являются значимым местом внутри вузовского комплекса, обеспечивающим общение и отдых посетителей, и эстетическую составляющую.

Библиографический список:

1. Белоконев Е. Н., Абуханов А. З., Чистяков А. А. Основы архитектуры зданий и соружений: Учеб. пособ. - Р-н-Д, 2005.

2. Ведяков, И. И. Новые типы атриумных зданий и перспективы их развития / И. И. Ведяков, Д. В. Соловьев // Промышленное и гражданское строительство. - 2009. - № 10. - С. 27-29.

3. Пименова Е. В. Архитектурно-типологические особенности формирования многофункциональных образовательных комплексов // V Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки». Махачкала: НИЦ «Апробация», 2014. С.П4-П6.

4. Пименова Е. В. Архитектурное проектирование зданий общеобразовательных организаций: учебное пособие. - Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2014. - С. 119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.