Научная статья на тему 'Проект "урок в музее" как фактор формирования личности учащегося'

Проект "урок в музее" как фактор формирования личности учащегося Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1358
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / МУЗЕЙНЫЙ УРОК / ФГОС / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / MUSEUM PEDAGOGY / MUSEUM LESSON / FEDERAL STATE EDUCATION STANDARDS / PRACTICE-ORIENTED APPROACH / PERSONALITY FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитришина Елена Викторовна, Галочкина Татьяна Анатольевна

На сегодняшний день изучение факторов влияния музейной педагогики на гармоничное развитие учащихся является одним из приоритетных направлений педагогической науки. В статье описывается влияние музейной педагогики на повышение познавательного интереса и исследовательской активности подростков. Цель данной работы состоит в раскрытии положительных эффектов музейной педагогики на примере проекта «Урок в музее». Данный проект не только позволит повысить качество усвоения материала, но и будет выполнять важную социальную функцию, дающую возможность учащимся посетить культурные и научные объекты. Авторами показан количественный эффект данного проекта на основные образовательные показатели учащихся и установлена корреляция между этими показателями и участием в проекте учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project “Lesson at the Museum” as a factor of student’s personality formation

Studying the influence of museum pedagogy on the harmonious development of students is one of the priority areas of pedagogical science nowadays. The article deals with the influence of museum pedagogy on the enhancing of cognitive interest and research activity of teenagers. The purpose of the article is to reveal the positive effects of museum pedagogy on the example of the project «Lesson at the Museum». This project will not only improve the quality of mastery of the material, but it will also fulfil an important social function enabling students to visit cultural and scientific places. The authors define the quantitative effect of this project on basic educational indicators of students and the correlation between these indicators and student’s participation in the project.

Текст научной работы на тему «Проект "урок в музее" как фактор формирования личности учащегося»

1УДК 371.233.4 ББК 79.1

ПРОЕКТ «УРОК В МУЗЕЕ» КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Е. В. Дмитришина, Т. А. Галочкина

Аннотация. На сегодняшний день изучение факторов влияния музейной педагогики на гармоничное развитие учащихся является одним из приоритетных направлений педагогической науки.

В статье описывается влияние музейной педагогики на повышение познавательного интереса и исследовательской активности подростков.

Цель данной работы состоит в раскрытии положительных эффектов музейной педагогики на примере проекта «Урок в музее». Данный проект не только позволит повысить качество усвоения материала, но и будет выполнять важную социальную функцию, дающую возможность учащимся посетить культурные и научные объекты.

Авторами показан количественный эффект данного проекта на основные образовательные показатели учащихся и установлена корреляция между этими показателями и участием в проекте учащихся.

Ключевые слова: музейная педагогика, музейный урок, ФГОС, практико-ориентированный подход, формирование личности.

PROJECT „LESSON AT THE MUSEUM" AS A FACTOR OF STUDENT'S PERSONALITY FORMATION

E. V. Dmitrishina, T. A. Galochkina

Abstract. Studying the influence of museum pedagogy on the harmonious development of students is one of the priority areas of pedagogical science nowadays.

The article deals with the influence of museum pedagogy on the enhancing of cognitive interest and research activity of teenagers.

The purpose of the article is to reveal the positive effects of museum pedagogy on the example of the project «Lesson at theMuseum». Thisproject will not only improve the quality of mastery of the material, but it will also fulfil an important social function enabling students to visit cultural and scientific places.

The authors define the quantitative effect of this project on basic educational indicators of students and the correlation between these indicators and student's participation in the project.

Keywords: museum pedagogy, museum lesson, Federal State Education Standards, practice-oriented approach, personality formation.

Образование является неотъемлемой частью развития любого современного общества. При этом образование имеет ряд инновационных направлений, способных нетрадиционными методами раскрывать и реализовывать потенциал учащегося. Среди таких направлений важное место занимает музейная педагогика, которая, согласно мнению профессора Б. А. Столярова, является «областью научно-практической деятельности современного музея, ориентированной на передачу культурного (художественного) опыта че-

рез педагогический процесс в условиях музейной среды» [1, с. 7].

Школа является объектом для использования музейной педагогики в целях формирования разносторонне развитой личности учащегося. Повышение познавательного интереса и исследовательской активности подростков на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений современной, инновационной учебной организации. Музейный урок, как одно из важных направлений школьного образования, позволяет не только повышать качество ус-

воения материала и знакомиться с опытом научной деятельности ученых различных эпох, но и выполняет социальную функцию, так как дает возможность учащимся из менее благополучных семей посетить культурные и научные объекты. Так, научный руководитель экспериментальной площадки Вологодского детского дома имени В. А. Гаврилина И. А. Макеева указывает, что музейная работа решает целый комплекс задач, способствующих «повышению эффективности процесса формирования личности», среди которых она выделяет воспитательную, учебную, научно-исследовательскую, творческо-до-суговую, презентативную, эстетическую и коммуникативную задачи [2, с. 116].

Исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта, максимально эффективное привлечение всех имеющихся образовательных ресурсов для формирования всесторонне развитой личности является на данный момент основополагающим направлением. Школа становится важным посредником между развивающейся личностью и культурно научным наследием.

Профессор М. В. Короткова пишет, что сотрудничество между музеем и школой - «плод совместных многолетних усилий учителей-подвижников и талантливых музейных педагогов. При этом музей всегда позиционировался как интересное, важное, но все-таки дополнительное и вспомогательное средство учебно-воспитательного процесса». Однако, продолжает исследователь, «сегодня произошла кардинальная смена музейно-педагогической парадигмы и образовательной траектории музея. <...> Департамент образования и Департамент культуры г. Москвы выступили с инициативой треть уроков по истории, литературе, биологии, химии, физике и т. д. проводить за пределами учебных классов в музеях столицы. <...> Запущенный в действие проект "Урок в музее" предполагает организацию занятия или цикла занятий, направленных на усвоение классом содержания предмета в соответствии с ФГОС» [3, с. 173-174].

Эксперт в области музейного проектирования Т. В. Гафар отмечает, что «в России продолжается процесс реформирования образования, как общего, так и высшего. <...> Одна из целей Федерального компонента общего образования обозначена как формирование у обучающихся граж-

данской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности и инициативности, способности к успешной социализации в обществе. В структуре требований современного образования отражена приоритетность в деятельностном и практико-ориентиро-ванном подходе. <...> Общим становится представление об образовании как о росте и развитии личности в целом, а сбор и упорядочивание фактов воспринимаются лишь как часть этого единого процесса. Успешное достижение декларируемых целей во многом будет зависеть от поиска альтернативных моделей образования, форм и методик. Все более востребованными становятся формы дистанционного и неформального образования (публичные лекции, дискуссионные площадки, интерактивные игровые зоны)» [4, с. 30].

Положительный эффект выездных занятий

Отечественные и зарубежные исследования показывают, что учащиеся усваивают большую часть информации во время выездных занятий. Профессор Университета Арканзаса Дж. П. Грин приводит любопытные сведения, доказывающие положительный эффект музейного урока. Так, «79% учеников, видевших работу Томаса Гарта Бентона "Ploughing It Under", на который изображен фермер, уничтожающий свой урожай в эпоху депрессии, и 82% учащихся, видевших "Rosie the Riveter" Нормана Рок-вэлла, подчеркивающего вклад женщины-труженицы во Вторую мировую войну, спустя несколько недель после посещения музея могли вспомнить существенные детали картин, соотнося их с определенным историческим периодом» [5]. Высокий уровень усвоенной информации показывает, что такие занятия вызывают явное эмоциональное восприятие учеников и, несомненно, способствуют повышению критического мышления учащихся об искусстве.

Действительно, «музей, как субъект современного образовательного пространства» предоставляет ряд существенных «преимуществ перед традиционными образовательными институциями» [6, с. 22]. В связи с этим представляет интерес сравнительный анализ условий и методов, обеспечивающих образовательный комплекс в музее и образовательном учреждении, представленный экспертом Т. В. Гафар [6, с. 22] (табл. 1).

Исходя из представленной табл. 1, успех

программы «Урок в музее» заключается в сотрудничестве образовательного учреждения и музея, что способствует гармоничному развитию личности учащегося.

Урок в музее на примере предмета «Физика»

Процесс изучения физики в школе заслуживает особого внимания. Это обусловлено тем, что она относится к тем предметам, знание которых в значительной степени формирует личность школьника. Поэтому для обучения школьников физике используются различные методы: уроки, лабораторные работы, решение задач, конкурсы, олимпиады, кружки, экскурсии в музеи и другое. Они направлены на решение двух основных задач: вызвать у школьника интерес к изучаемому предмету и дать стимул к его изучению. В решении этих задач большую помощь могут оказать музеи, располагающие значительным образовательным потенциалом. Педагогическая подготовка работников музеев и методы их образовательной деятельности при наличии большого количества экспонатов обеспечивают решение проблемы изучения физики, так как имеются все предпосылки для того, чтобы заинтересовать

школьников этим предметом и стимулировать его изучение. Именно поэтому имеющийся образовательный потенциал музеев нашел свое применение в московских школах, которые участвуют в проектах Департамента образования и Департамента культуры г. Москвы.

В реализации совместного проекта Департамента образования г. Москвы и Департамента культуры г. Москвы «Урок в Москве» принимал участие автор данной работы.

Наше исследование проходило в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении г. Москвы «Колледж сферы услуг № 32». Начало эксперимента - 20152016 учебный год. Сбор данных проходил на примере 100 обучающихся колледжа (4 группы по 25 человек) по специальности Технология продуктов общественного питания «техников-технологов», из них 18 «физиков» занимаются в кружке дополнительного образования «Занимательная физика». Количество уроков по физике в группах равное, но выездные занятия посещали только «физики». Завершение эксперимента намечено на 2016-2017 учебный год. В рамках исследования нами было организовано 5 дополнительных

Таблица1

Сравнительный анализ условий и методов в школе и музее

Школа Музей

Институциональное различие

Существует для осуществления базового обязательного образования в рамках утвержденных программ Свобода выбора, ограниченная только возможностями коллекции и творческим потенциалом сотрудников

Методологическое различие

Информационная подача материала Чувственно-эмоциональный и деятельный подход

Средовое различие

Стационарно-универсальная среда Предметно-пространственная, конструируемая среда

Инструментальное различие

Вербальный принцип Наглядно-эвристический принцип

Формально-регламентное различие

Урок Гибкий выбор форм, регулируемый задачами и запросами аудитории

Что изучаем Где изучаем Как найти

Механическое движение Музей экспериментального завода Авиационного комплекса имени А. Н. Туполева набережная Академика Туполева, 17

Давление твердых тел Музейно-мемориальный комплекс «История Танка Т-34» деревня Шолохово, 89А

Давление в жидкостях и газах Музей космонавтики проспект Мира,111

Магнитное поле Экспериментаниум ул. Бутырская, 46/2

Электромагнитная индукция Политехнический музей ВДНХ павильон 26

Таблица 2

Темы выездных занятий в музее, 2015-2016 учебный год

Таблица 3

Темы выездных занятий в музее, 2016-2017 учебный год

Что изучаем Где изучаем Как найти

Методы регистрации заряженных частиц НИИ ядерной физики имени Д. В. Скобельцына МГУ имени М. В. Ломоносова Ленинские горы, д. 1, стр. 2

Изотопы НИИ ядерной физики имени Д. В. Скобельцына МГУ имени М. В. Ломоносова Ленинские горы, д. 1, стр. 2

Почему ракеты летают? (реактивное движение) Музей космонавтики проспект Мира,111

Основные характеристики звёзд Московский Планетарий ул. Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1

Колебательное движение Музей космонавтики проспект Мира,111

О теплоте от классиков, или Молекулярное строение вещества Третьяковская галерея Лаврушинский переулок, д. 10

Изобретение и первые шаги радио. Принципы радиосвязи Музей «Политех на ВДНХ» ВДНХ, павильон № 26 «Транспорт»

Закон радиоактивного распада. Период полураспада НИИ ядерной физики имени Д. В. Скобельцына МГУ имени М.В. Ломоносова Ленинские горы, д. 1, стр. 2

В маленькие дверцы весь мир входит, или Глаз - оптическая система Музей человека «Живые системы» ул. Бутырская, д. 46/2

Созвездия Московский Планетарий ул. Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1

выездных занятий в музеях, на культурных и образовательных площадках г. Москвы1 в течение первого года исследования (табл. 2) и 10 занятий - в течение второго (табл. 3).

В данном исследовании мы проанализировали результаты «физиков» (дополнительное изучение в рамках кружка), которым наряду с обычными занятиями были предложены выездные программы, составленные в рамках совместного проекта Департамента образования и Департамента культуры г. Москвы «Урок в Москве».

Город Москва, являясь крупным образовательным центром, имеет множество исторических и культурных памятников: театров, библиотек, музеев. Поэтому «выход в город» - это не только созерцательно-познавательная деятельность: с помощью современных интернет-технологий и мобильных гаджетов, его можно превратить в настоящий научно-исследовательский проект.

Проект «Урок в Москве» направлен на повышение уровня образования с помощью городских социокультурных ресурсов. Музей и образовательная организация созданы друг для друга. Так, на базе Палеонтологического и Биологического музеев можно провести серию уроков, посвященных развитию жизни на Земле от древности до на-

ших дней, в лабораториях Политехнического музея - организовать уроки алгебры и геометрии, а на занятиях в Минералогическом музее - исследовать свойства кристаллов или драгоценных камней. В обсерваториях и планетариях можно не только смотреть на звезды и наблюдать за движением планет, но и проводить уроки физики, на которых можно изучать законы гравитации, электропроводность, радиоволны и многое другое.

Итоги выездных занятий показали, что обучающиеся, которые участвовали в выездных занятиях, в среднем улучшили свои результаты по сравнению с другими обучающимися, что видно по данным промежуточной аттестации, домашних заданий, лабораторных работ, тестов.

Испытуемая группа в среднем показала лучший результат (табл. 4):

1) средний балл промежуточной аттестации учащихся, принимавших участия в проекте «урок в музее», улучшился на 13,72%;

2) выполнение лабораторных работ - на 11,92%;

3) выполнение домашней работы - на 20,22%;

4) выполнение проверочных тестов - на 13,72%;

5) повышение успеваемости - на 13,70%.

1 Московский планетарий, Музей занимательных наук «Экспериментаниум», Музей «Огни Москвы» - музей истории городского освещения, НИИ ядерной физики имени Д. В. Скобельцына МГУ имени М. В. Ломоносова, Музей космонавтики, Музей «Политех на ВДНХ», Государственный музей Востока, Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева, Музей шахмат, Музей «Русская изба», Музей человека «Живые системы», Геологический музей им. В. И. Вернадского.

Таблица 4

Показатели успеваемости в группах, %

Группы Промежуточная аттестация Лабораторные Домашняя работа Успеваемость

Техники-технологи 72,28 75,58 72,20 76,63

Физики 86,00 87,50 92,42 90,33

Исходя из вышесказанного, можно констатировать положительный эффект от взаимодействия музея и образовательного заведения в рамках проекта «Музейный урок». Музейная педагогика помогает реализовывать инновационные образовательные программы и интегрировать их в процесс обучения, тем самым повышая интеллектуальный и мотивационный уровень учащихся.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности: учеб. пособие для вузов. - СПб.: Специальная литература, 1999. - 222 с.

2. Макеева И. А. Педагогические аспекты музейной деятельности: историко-теоретиче-ский анализ // Вестн. Череповецкого гос. унта. - 2012. - № 3. - С. 113-117.

3. Короткова М. В. Музейная педагогика в свете тенденций развития исторического образования XXI века // Наука и школа. - 2016. -№ 2. - С. 173-179.

4. Гафар Т. В. Образование в современном музее: типы программ и направления развития // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. - М., 2012. - С. 29-38.

5. The Educational Value of Field Trips. - URL: http://educationnext.org/the-educational-value-of-field-trips/ (дата обращения: 01.06.2017).

6. Гафар Т. В. Художественный музей как субъект образовательного процесса // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. - 2010. - № 8. -С.20-23.

REFERENCES

1. Stolyarov B. A. Pedagogika khudozhestvenno-go muzeya: ot istokov do sovremennosti: ucheb. posobie dlya vuzov. St. Petersburg: Spetsialnaya literatura, 1999. 222 p.

2. Makeeva I. A. Pedagogicheskie aspekty muzey-noy deyatelnosti: istoriko-teoreticheskiy analiz. Vestn. Cherepovetskogo gos. un-ta. 2012, No. 3, pp.113-117.

3. Korotkova M. V. Muzeynaya pedagogika v sve-te tendentsiy razvitiya istoricheskogo obra-zovaniya XXI veka. Nauka i Shkola. 2016, No. 2, pp. 173-179.

4. Gafar T. V. Obrazovanie v sovremennom mu-zee: tipy programm i napravleniya razvitiya. In: Muzey kakprostranstvo obrazovaniya: igra, dialog, kultura uchastiya. Moscow, 2012. Pp. 29-38.

5. The Educational Value of Field Trips. Available at: http://educationnext.org/the-educational-value-of-field-trips/ (accessed: 01.06.2017).

6. Gafar T. V. Khudozhestvennyy muzey kak sub-yekt obrazovatelnogo protsessa. Izv. Voronezhs-kogo gos. ped. un-ta. 2010, No. 8, pp. 20-23.

Дмитришина Елена Викторовна, преподаватель физики ГБОУ г. Москвы «Колледж сферы услуг № 32» e-mail: dmitrishina-2011@inbox.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dmitrishina Elena V., teacher of physics, Federal State-Funded Educational Institution "No. 32 College of Service Industry" e-mail: dmitrishina-2011@inbox.ru

Галочкина Татьяна Анатольевна, старший преподаватель кафедры латинского языка и медицинской терминологии ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) e-mail: tgalochkina27@gmail.com

Galochkina Tatiana A., senior lecturer, Latin and Medical Terminology Department, I. M. Sechenov First Moscow

State Medical University

e-mail: tgalochkina27@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.