Научная статья на тему 'ПРОЕКТ "ЦИФРОВОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО" И ЕГО ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ'

ПРОЕКТ "ЦИФРОВОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО" И ЕГО ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
542
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / ДЕФИЦИТ ГОСБЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гасанов Гасан Атабабаевич, Гасанов Тофик Атабабаевич, Алемсетова Гувлишат Казанферовна

Цель работы. Целью настоящей статьи является исследование экономических показателей финансового обеспечение проекта «Цифровое сельское хозяйство» в условиях экономической нестабильности, которая была обусловлена мировым экономическим кризисом, возникшим из-за коронавирусной эпидемии. Рассмотреть планируемые финансовые показатели проекта «Цифровое сельское хозяйство» (ЦСХ), как в целом - с 2019 по 2024 гг., так и по отдельно взятым периодам - с 2021-2023 гг. который совпадает с прогнозируемым дефицитом государственного бюджета России; выявить тенденции и последствия планирования финансового обеспечения проекта ЦСХ для дальнейшего его внедрения в народное хозяйство страны в их сбалансированном виде, как главного направления системной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Метод или методология проведения работы. В результате проведенного исследования финансовых показателей проекта ЦСХ был использован метод количественного и качественного анализа планируемых показателей; статистические методы исследования прогнозируемых показателей за период 2019-2024 гг.; методы прогнозирования и прогнозных оценок экономических показателей проект ЦСХ и моделирования возможных ситуаций «Цифровое сельское хозяйство» в результате анализа финансовоэкономических показателей за период планирования с 2019 по 2024 гг.; метод научнологических абстракций при сопоставлении показателей проекта «Цифровое сельское хозяйство» с планируемым дефицитом государственного бюджета страны на 2021-2023 гг.; метод сравнительного анализа для выявления взаимозависимости показателей проекта ЦСХ с бюджетным дефицитом страны; причинно-следственный метод при выяснении экономической нестабильности в результате воздействия внешних факторов, повлиявших на экономическую ситуацию в стране; графический метод исследования при планировании финансовых средств на 2019-2024 гг. Результаты. В процессе проведенного исследования планируемых финансово-экономических показателей за период с 2019 по 2024 гг. в проекте «Цифровое сельское хозяйство» была выявлена определённая тенденция, которая заключалась в том, что отдельные статьи (пункты) раздела «Финансовое обеспечение реализации ведомственного проекта» на период 2021-2023 гг., т.е. на эти три года, планировались таким образом, что выделяемые средства на реализацию проекта ЦСХ оказались в пределах от 60% до 78% всех планируемых средств с 2019 по 2024 гг., другими словами, на указанные три года в процентном соотношении выделялось больше, чем за остальные три года. Однако, экономическая нестабильность в России, вызванная эпидемией коронавируса, привела к такой ситуации, когда государственный бюджет страны был запланирован дефицитным именно на эти три года 2021 -2023 гг. При этом по другим статьям проекта, к примеру «Создание системы непрерывной подготовки специалистов сельскохозяйственных предприятий с целью формиро вания у них компетенции в области цифровой экономики», основная часть финансовых средств была запланирована на 2019 и 2020 гг. или около 70% всех выделенных финансов на эти цели. Такая несбалансированность проекта ЦСХ может привести к тому, что часть указанных специалистов не смогут своевременно найти работу по своему профилю, и это может произойти в период экономической нестабильности. Область применения результатов. Полученные результаты проведенного экономического анализа финансовых показателей проекта «Цифровое сельское хозяйство» могут быть использованы в различных подразделениях Министерства сельского хозяйства в процессе подготовки как всероссийских, так и региональных проектов (программ) «Цифровое сельское хозяйство» или их корректировки; крупными аграрными компаниями и объединениями, а также отдельные положения и выводы указанной статьи могут быть использованы в учебном процессе преподавания по дисциплинам «Цифровая экономика», «Экономика АПК» и другим смежным дисциплинам. Выводы. В результате проведенного анализа экономических показателей проекта «Цифровое сельское хозяйство» за период с 2019 по 2024 гг. в условиях экономической нестабильности, вызванной внешним фактором - коронавирусной эпидемией, была выявлена тенденция, при которой распределение финансовых средств определённого периода - 2021-2023 гг. по отдельным статьям (пунктам) раздела «Финансовое обеспечение реализации ведомственного проекта» находится в других пропорциях по годам их планирования по сравнению с общим распределением этих средств за 2019-2024 гг. В процессе исследования мы обратили особое внимание на три года - 2021-2023 гг. в проекте ЦСХ по тому факту, что именно на эти три года планируется дефицит государственного бюджета России, по причине экономической нестабильности, вызванной коронавирусной эпидемией. При составлении и опубликовании проекта ЦСХ в 2019 г. Государственный бюджет России был профицитным и предполагалась такая благоприятная тенденция на ближайшую перспективу. Но возникший мировой экономический кризис в 2020 г. в результате коронавирусной пандемии изменил экономическую ситуацию в стране на определенные три года, которые будут дефицитными в государственном бюджете страны, а следовательно, и, возможно, планы экономического развития России, включая проект ЦСХ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гасанов Гасан Атабабаевич, Гасанов Тофик Атабабаевич, Алемсетова Гувлишат Казанферовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL AGRICULTURE PROJECT AND ITS FINANCIAL IMPLICATIONS PROVISION IN CONDITIONS OF ECONOMIC INSTABILITY

The purpose of the work. The purpose of this article is to study the economic indicators of the financial support of the Digital Agriculture project in the conditions of economic instability, which was caused by the global economic crisis that arose due to the coronavirus epidemic. Consider the planned financial indicators of the Digital Agriculture project (DSS), both in general - from 2019 to 2024, and for individual periods - from 2021-2023. Which coincides with the projected deficit of the state budget of Russia; to identify the trends and consequences of planning the financial support of the CSC project for its further implementation in the national economy of the country in their balanced form, as the main direction of the system program "Digital Economy of the Russian Federation". The method or methodology of the work. As a result of the study of the financial indicators of the CSC project, the method of quantitative and qualitative analysis of the planned indicators was used; statistical methods for studying the projected indicators for the period 2019-2024.; methods of forecasting and predictive estimates of economic indicators of the Digital agriculture project and modeling of possible situations "Digital Agriculture" as a result of the analysis of financial and economic indicators for the planning period from 2019 to 2024; the method of scientific and logical abstractions when comparing the indicators of the Digital Agriculture project with the planned deficit of the state budget of the country for 2021-2023; the method of comparative analysis to identify the interdependence of the indicators of the Digital Agriculture project with the budget deficit of the country; the cause-and-effect method for determining economic instability as a result of the impact of external factors that have affected the economic situation in the country; the graphical research method for planning financial resources for 2019-2024. Results. In the course of the study of the planned financial and economic indicators for the period from 2019 to 2024, a certain trend was identified in the project "Digital Agriculture", which consisted in the fact that certain articles (paragraphs) of the section "Financial support for the implementation of the departmental project" for the period 2021-2023, i.e.E. for these three years, it was planned in such a way that the funds allocated for the implementation of the CSC project were in the range of 60% to 78% of all planned funds from 2019 to 2024, in other words, more was allocated for these three years as a percentage than for the other three years. However, the economic instability in Russia caused by the coronavirus epidemic led to a situation where the country's state budget was planned to be in deficit for these three years 2021-2023. At the same time, for other items of the project, for example, "Creating a system of continuous training of specialists of agricultural enterprises in order to form their competence in the field of digital economy", the main part of the financial resources was planned for 2019 and 2020, or about 70% of all allocated funds for this purpose. Such an imbalance in the CSC project can lead to the fact that some of these specialists will not be able to find a job in their profile in a timely manner, and this can happen during a period of economic instability. The scope of the results. The results of the economic analysis of the financial indicators of the project "Digital Agriculture" can be used in various departments of the Ministry of Agriculture in the preparation of both national and regional projects (programs) "Digital Agriculture" or their adjustments; large agricultural companies and associations, as well as individual provisions and conclusions of this article can be used in the educational process of teaching in the disciplines "Digital Economy", "Economy of agriculture" and other related disciplines. Conclusions. As a result of the analysis of the economic indicators of the Digital Agriculture project for the period from 2019 to 2024, in the conditions of economic instability caused by an external factor - the coronavirus epidemic, a trend was revealed in which the distribution of financial resources for a certain period-2021-2023 for individual articles (items) of the section "Financial support for the implementation of the departmental project" is in different proportions for the years of their planning compared to the total distribution of these funds for 20192024. In the course of the study, we paid special attention to the three years-2021-2023 in the CSC project, due to the fact that it is for these three years that Russia's state budget deficit is planned, due to the economic instability caused by the coronavirus epidemic. When drawing up and publishing the draft CSC in 2019, the State Budget of Russia was in surplus and such a favorable trend was assumed for the near future. But the emerging global economic crisis in 2020 as a result of the coronavirus pandemic, it has changed the economic situation in the country for a certain three years, which will be deficient in the country's state budget, and therefore, possibly, the plans for Russia's economic development, including the CSC project.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ "ЦИФРОВОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО" И ЕГО ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ»

УДК:338.432:004

ГАСАНОВ ГАСАН АТАБАБАЕ-

ВИЧ

к.э.н., ведущий научный сотрудник Института экономики НАН Азербайджана, e-mail: ms.econom @mail .ru

ГАСАНОВ ТОФИК АТАБАБАЕВИЧ

к.э.н., доцент ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный аграрный университет» им. Джамбулатова М.М.

e-mail: ms.econom @mail .ru

ААЕМСЕТОВА ГУВАИШАТ КАЗАНФЕРОВНА

старший преподаватель ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный аграрный университет» им. Джамбулатова М.М., e-mail: gu^[email protected]

DOI: 10.26726/1812-7096-2021-1-54-63 ПРОЕКТ «ЦИФРОВОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО» И ЕГО ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Аннотация. Цель работы. Целью настоящей статьи является исследование экономических показателей финансового обеспечение проекта «Цифровое сельское хозяйство» в условиях экономической нестабильности, которая была обусловлена мировым экономическим кризисом, возникшим из-за коронавирусной эпидемии. Рассмотреть планируемые финансовые показатели проекта «Цифровое сельское хозяйство» (ЦСХ), как в целом — с 2019 по 2024 гг., так и по отдельно взятым периодам — с 2021—2023 гг. который совпадает с прогнозируемым дефицитом государственного бюджета России; выявить тенденции и последствия планирования финансового обеспечения проекта ЦСХ для дальнейшего его внедрения в народное хозяйство страны в их сбалансированном виде, как главного направления системной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Метод или методология проведения работы. В результате проведенного исследования финансовых показателей проекта ЦСХ был использован метод количественного и качественного анализа планируемых показателей; статистические методы исследования прогнозируемых показателей за период 2019—2024 гг.; методы прогнозирования и прогнозных оценок экономических показателей проект ЦСХ и моделирования возможных ситуаций «Цифровое сельское хозяйство» в результате анализа финансово-экономических показателей за период планирования с 2019 по 2024 гг.; метод научно -логических абстракций при сопоставлении показателей проекта «Цифровое сельское хозяйство» с планируемым дефицитом государственного бюджета страны на 2021—2023 гг.; метод сравнительного анализа для выявления взаимозависимости показателей проекта ЦСХ с бюджетным дефицитом страны; причинно-следственный метод при выяснении экономической нестабильности в результате воздействия внешних факторов, повлиявших на экономическую ситуацию в стране; графический метод исследования при планировании финансовых средств на 2019—2024 гг. Результаты. В процессе проведенного исследования планируемых финансово-экономических показателей за период с 2019 по 2024 гг. в проекте «Цифровое сельское хозяйство» была выявлена определённая тенденция, которая заключалась в том, что отдельные статьи (пункты) раздела «Финансовое обеспечение реализации ведомственного проекта» на период 2021—2023 гг., т.е. на эти три года, планировались таким образом, что выделяемые средства на реализацию проекта ЦСХ оказались в пределах от 60% до 78% всех планируемых средств с 2019 по 2024 гг., другими словами, на указанные три года в процентном соотношении выделялось больше, чем за остальные три года. Однако, экономическая нестабильность в России, вызванная эпидемией коронавируса, привела к такой ситуации, когда государственный бюджет страны был запланирован дефицитным именно на эти три года 2021 —2023 гг. При этом по другим статьям проекта, к примеру «Создание системы непре-

рывной подготовки специалистов сельскохозяйственных предприятий с целью формирования у них компетенции в области цифровой экономики», основная часть финансовых средств была запланирована на 2019 и 2020 гг. или около 70% всех выделенных финансов на эти цели. Такая несбалансированность проекта ЦСХ может привести к тому, что часть указанных специалистов не смогут своевременно найти работу по своему профилю, и это может произойти в период экономической нестабильности. Область применения результатов. Полученные результаты проведенного экономического анализа финансовых показателей проекта «Цифровое сельское хозяйство» могут быть использованы в различных подразделениях Министерства сельского хозяйства в процессе подготовки как всероссийских, так и региональных проектов (программ) «Цифровое сельское хозяйство» или их корректировки; крупными аграрными компаниями и объединениями, а также отдельные положения и выводы указанной статьи могут быть использованы в учебном процессе преподавания по дисциплинам «Цифровая экономика», «Экономика АПК» и другим смежным дисциплинам. Выводы. В результате проведенного анализа экономических показателей проекта «Цифровое сельское хозяйство» за период с 2019 по 2024 гг. в условиях экономической нестабильности, вызванной внешним фактором — коронавирусной эпидемией, была выявлена тенденция, при которой распределение финансовых средств определённого периода — 2021—2023 гг. по отдельным статьям (пунктам) раздела «Финансовое обеспечение реализации ведомственного проекта» находится в других пропорциях по годам их планирования по сравнению с общим распределением этих средств за 2019—2024 гг. В процессе исследования мы обратили особое внимание на три года — 2021—2023 гг. в проекте ЦСХ по тому факту, что именно на эти три года планируется дефицит государственного бюджета России, по причине эко-

О 45 45 45 7 Т

номической нестабильности, вызванной коронавирусной эпидемией. При составлении и опубликовании проекта ЦСХ в 2019 г. Государственный бюджет России был профицитным и предполагалась такая благоприятная тенденция на ближайшую перспективу. Но возникший мировой экономический кризис в 2020 г. в результате коронавирусной пандемии изменил экономическую ситуацию в стране на определенные три года, которые будут дефицитными в государственном бюджете страны, а следовательно, и, возможно, планы экономического развития России, включая проект ЦСХ.

Ключевые слова: цифровизация, сельское хозяйство, экономическая нестабильность, сбалансированность, дефицит госбюджета.

GASANOV GASANATABABA YEVICH

Ph. D. in Economics, Leading Researcher at the Institute of Economics of the National Academy of Sciences of Azerbaijan,

e-mail: [email protected]

GASANOV TOFIKATABABAEVICH

Ph. D. in Economics , Associate Professor of the Dagestan State Agrarian University. Dzhambulatova M. M.

e-mail: [email protected]

ALEMSETOVA GUVLISHATKAZANFEROVNA

Senior lecturer of the Dagestan State Agrarian University. M. M. Dzhambulatova, e-mail: [email protected]

DIGITAL AGRICULTURE PROJECT AND ITS FINANCIAL IMPLICATIONS PROVISION IN CONDITIONS OF ECONOMIC INSTABILITY

Abstract. The purpose of the work. The purpose of this article is to study the economic indicators of the financial support of the Digital Agriculture project in the conditions of economic instability, which was caused by the global economic crisis that arose due to the coronavirus epidemic. Consider the planned financial indicators of the Digital Agriculture project (DSS), both in general — from 2019 to 2024, and for individual periods - from 2021-2023. Which coincides

with the projected deficit of the state budget of Russia; to identify the trends and consequences of planning the financial support of the CSC project for its further implementation in the national economy of the country in their balanced form, as the main direction of the system program "Digital Economy of the Russian Federation". The method or methodology of the work. As a result of the study of the financial indicators of the CSC project, the method of quantitative and qualitative analysis of the planned indicators was used; statistical methods for studying the projected indicators for the period 2019-2024.; methods of forecasting and predictive estimates of economic indicators of the Digital agriculture project and modeling of possible situations "Digital Agriculture" as a result of the analysis of financial and economic indicators for the planning period from 2019 to 2024; the method of scientific and logical abstractions when comparing the indicators of the Digital Agriculture project with the planned deficit of the state budget of the country for 2021-2023; the method of comparative analysis to identify the interdependence of the indicators of the Digital Agriculture project with the budget deficit of the country; the cause-and-effect method for determining economic instability as a result of the impact of external factors that have affected the economic situation in the country; the graphical research method for planning financial resources for 2019-2024. Results. In the course of the study of the planned financial and economic indicators for the period from 2019 to 2024, a certain trend was identified in the project "Digital Agriculture", which consisted in the fact that certain articles (paragraphs) of the section "Financial support for the implementation of the departmental project" for the period 2021-2023, i.e.E. for these three years, it was planned in such a way that the funds allocated for the implementation of the CSC project were in the range of 60% to 78% of all planned funds from 2019 to 2024, in other words, more was allocated for these three years as a percentage than for the other three years. However, the economic instability in Russia caused by the coronavirus epidemic led to a situation where the country's state budget was planned to be in deficit for these three years 2021-2023. At the same time, for other items of the project, for example, "Creating a system of continuous training of specialists of agricultural enterprises in order to form their competence in the field of digital economy", the main part of the financial resources was planned for 2019 and 2020, or about 70% of all allocated funds for this purpose. Such an imbalance in the CSC project can lead to the fact that some of these specialists will not be able to find a job in their profile in a timely manner, and this can happen during a period of economic instability. The scope of the results. The results of the economic analysis of the financial indicators of the project "Digital Agriculture" can be used in various departments of the Ministry of Agriculture in the preparation of both national and regional projects (programs) "Digital Agriculture" or their adjustments; large agricultural companies and associations, as well as individual provisions and conclusions of this article can be used in the educational process of teaching in the disciplines "Digital Economy", "Economy of agriculture" and other related disciplines. Conclusions. As a result of the analysis of the economic indicators of the Digital Agriculture project for the period from 2019 to 2024, in the conditions of economic instability caused by an external factor — the coronavirus epidemic, a trend was revealed in which the distribution of financial resources for a certain period-2021-2023 for individual articles (items) of the section "Financial support for the implementation of the departmental project" is in different proportions for the years of their planning compared to the total distribution of these funds for 20192024. In the course of the study, we paid special attention to the three years-2021-2023 in the CSC project, due to the fact that it is for these three years that Russia's state budget deficit is planned, due to the economic instability caused by the coronavirus epidemic. When drawing up and publishing the draft CSC in 2019, the State Budget of Russia was in surplus and such a favorable trend was assumed for the near future. But the emerging global economic crisis in 2020 as a result of the coronavirus pandemic, it has changed the economic situation in the country for a certain three years, which will be deficient in the country's state budget, and therefore, possibly, the plans for Russia's economic development, including the CSC project.

Введение. Современный этап развития мировой экономики обусловлен влиянием эпидемии коро^вируса СОУГО-19, которая быстро охватила все страны мира. Именно эта эпидемия болезни явилась важной причиной мирового экономического кризиса, который распространился на все страны, в большей или меньшей степени.

Экономическая нестабильность хотя и затронула Россию, но в меньшей степени, чем другие государства. Важный фактор, такого положения дел в экономике нашей страны, был обусловлен тем, что Россия в последние годы имела профицит государственного бюджета, который позволил создать экономическую «подушку безопасности» и тем самым ослабить разрушительное влияние экономического кризиса на страну.

Однако, экономическая нестабильность сыграла свою негативную роль и в ближайшие годы - 2021,2022,2023гг., государственный бюджет России будет дефицитным, со всеми вытекающими последствиями. Поэтому мы считаем целесообразным начать анализ финансового обеспечения ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство» (ЦСХ), который был принят в 2019г., с раздела 4 «Финансовое обеспечение ведомственного проекта» - таблица 1.

Результаты и источники финансирования

Объём (

жнансового обеспечения по годам реализации

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Всего

1 .Создание и внедрение национальной платформы цифрового государственного управления сельским хозяйством «Цифровое сельское хозяйство» (ЦСХ)

10150,0

20208,9

23746,4

28121,4

17058,9

18796,4

118082, 0

1. 1 .Разработка концепции цифровой платформы ЦСХ, включая формирование целевых процессов и механизмов, реализуемых платформой, а также концептуальных требований к платформе ЦСХ для обеспечения сельскохозяйственной деятельности

400,0

400,0

1.2.Разработка фундаментальных и технических требований к цифровой платформе ЦСХ и выполнение работ по техническому проектированию

150,0

100,0

250,0

1.7.Предоставление мер государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в части субсидирования наполнения системы данными об объектах сельскохозяйственных ресурсов (земли сельскохозяйственного назначения, рабочий и продуктивный скот, сельскохозяйственная техника), сельскохозяйственном сырье и готовой продукции, которые переданы в цифровую платформу «Цифровое сельское хозяйство» посредством цифровых продуктов и технологий

15808,9

23246,4

27721,4

16658,9

18496,4

101932, 0

2.Создание и внедрение модуля «Агрорешения» национальной платформы цифрового государственного управления сельским хозяйством «Цифровое сельское хозяйство» для повышения эффективности деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей

3275,0

2962,5

3775,0

5500,0

4562,5

2725,0

22800,0

3.Создание системы непрерывной подготовки специалистов сельскохозяйственных предприятий с целью формирования у них компетенции в области цифровой экономики

1925,0

1828,6

478,6

378,6

378,6

378,6

5368,0

^Источник - составлено авторами на основ! 4.Реализация ведомственного проекта «Цифр

сельское хозяйство»

ве про екта «ЦС "ов,Рее 750,0

Х» [2, с. 1000,0

2-38]. 1000,0

1000,0

1000,0

1000,0

5750,0

Рассмотрим пункты 1.1. раздела 4 «Разработка концепции цифровой платформы ЦСХ... для обеспечения сельскохозяйственной деятельности», и 1.2. «Разработка функциональных и технических требований к ЦСХ», которые являются основополагающими в методологии ЦСХ. » с концептуальной точки зрения, для создания и внедрения национальной платформы ЦСХ на период до 2024г.

Как видно из данных табл.1., п.1.1. раздела 4, уже разработан в 2019г., а п.1.2., соответственно, в 2020г., и общая сумма затрат на эти цели составила 650 млн.руб., которые дают фундаментальные ориентиры на всю систему развития и разработки ЦСХ до 2024г.

Особый интерес для исследования представляет анализ показателей финансового обеспечения п.1.7. «Представление мер господдержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в части субсидирования наполнения системы .сельскохозяйственных ресурсов, . которые

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

переданы в цифровую платформу ЦСХ посредством цифровых продуктов и технологий». Из общей суммы финансовых средств, выделяемых для реализации Проекта ЦСХ с 2019 по 2024гг. в размере 101 млрд. 932 млн.руб., значительная часть этих средств приходится на 20212023гг., т.е. на все те годы, на которые планируются дефицит государственного бюджета России. Так, в 20221-2023гг. планируется выделение финансовых средств по п.1.7. раздела 4 в размере 67,6 млрд.руб., или почти 67% от общих финансовых средств планируемых на период до 2024 года. Следовательно, эти три года являются определяющими в предоставлении мер господдержки сельхозпроизводителей для передачи в ЦСХ посредством цифровых продуктов и технологий.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что главным составляющим элементом.. в п.1. является подпункт 1.7. - «Предоставление мер господдержки сельскохозяйственным товаропроизводителям... которые переданы в ЦСХ». На п.1.7. выделяется 101,923 млрд.руб. на весь планируемый период до 2024 г., что составляет в процентном соотношении чуть более 86% от общей суммы выделяемых средств по п.1. Из всех планируемых финансовых средств в сумме 101,923 млрд.руб. по пп.1.7., значительная доля приходится на 2021-2023 гг. - 67,6 млрд.руб. или почти 67% от всей суммы указанных средств по пп.1.7. Необходимо указать на особенности распределения средств на 2023г. Из пяти запланированных лет -2020-2024гг., на которые выделяются финансовые средства по пп.1.7. проекта ЦСХ, меньше всего приходится на 2020г., как стартовый год финансирования -15808,9 млн.руб., и почти такая же сумма выделяется на 2023г. - 16658,9 млн.руб. - это на 11 млрд.руб. меньше, чем было запланировано на 2022г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продолжая исследовать в целом п.1. «Создание и внедрение национальной платформы цифрового государственного управления сельским хозяйством «Цифровое сельское хозяйство» (ЦСХ)» отметим, что из общей суммы планируемых средств в размере 118,082 млрд.руб. на 2019-2024гг., при этом, на 2021-2023гг. планируется средства в сумме 68,927 млрд.руб. или около 60% всех запланированных средств на эти цели до 2024г. Кроме того, необходимо отметить, что меньше всего средств было запланировано на 2023г. - 17058,9 млн.руб., если не считать 2019г., на который было выделено 10,150 млрд.руб., т.е. этот год был разгонным для финансирования всего проекта ЦСХ. Выбранный нами срок минимального выделения финансовых средств - 2023г., на первый взгляд, кажется непонятным и труднообъяснимым фактом. Образуется какая-то яма финансового обеспечения проекта ЦСХ. Поэтому эта, так называемая, впадина финансового планирования на 2023г., нуждается в тщательном и комплексном исследовании.

300D0

25000

гооио

15000

10000 5000 О

График. Планируемые финансовые показатели пп.1, 1.7.

1 А. Маршалл - основоположник теории неоклассического синтеза - в своих научных изысканиях широко и наглядно применял графики для обоснования своих теорий - «...Графики дают четкое представление о многих важных положениях, чем можно получить без них» [16, с. 49].

При анализе планируемых показателей по разделу 4.-п.1., а также п.п.1.7. - трудно понять логику такого распределения финансовых средств. Очевидно, что разработчики проекта ЦСХ руководствовались принципами планирования финансовых показателей, исходя из взаимозависимости всех разделов и, при этом, имели в виду системность и взаимосбалансированность всех разделов проекта ЦСХ. Чтобы попытаться понять механизм действия такого подхода к планируемым показателем раздела 4.-п.1., п.п.1.7., недостаточно будет ограничится анализом этого раздела. Поэтому мы должны исследовать данные раздела 2. - «Цель и показатели проекта» по материально-вещественным и технико-экономическим критериям за 2019-2024гг., табл.№2.

Таблица 2

№ Показатель Тип Базовое значение Период, год

п/п показателя Значение Дата 2019 2020 2021 2022 2023 2024

Доля данных об объектах сельскохозяйственных ресурсов (земли сельскохозяйственного назначения, рабочий и продуктивный скот, сельскохозяйственная техника), включённых в цифровую платформу «Цифровое сельское хозяйство», %:

1 — земли сельскохозяйственного назначения (от общей площади сельскохозяйственных земель) Основной 35 01.01.2 018 50 75 90 100 100 100

— рабочий и продуктивный скот (от общего поголовья скота данной категории) 0 25 35 50 75 90 100

— сельскохозяйственная техника (от общего количества единиц) 25 45 60 75 90 100 100

2 Коэффициент роста производительности труда на сельскохозяйственных предприятиях1, % Основной - 01.01.2 018 105 125 150 175 190 200

3 *Иа Доля регионов России, внедривших цифровое отраслевое планирование сельскохозяйственного производства на основе цифровой платформы «¡нШ—шшшшв жторжо н % Дополнительный основе прое кта «ЦСХ» 01.01. 2018 [2, с. 18- 0 20]. 6 29 59 100 100

По мнению разработчиков проекта - основные показатели - земли сельскохозяйственного назначения, рабочий и продуктивный скот, сельскохозяйственная техника, включенные в ЦСХ, в основном будут на 100% завершены, по проекту ЦСХ, к 2023 году, очевидно, что происходит такое резкое снижение финансовых средств в процессе их планирования. И на завершающий - 2024г. - незначительное их увеличение -18796,4 млн.руб.-п.1.,раз.3.

Кроме того, показатель - коэффициент роста производительности труда на сельскохозяйственных предприятиях в % - будет увеличиваться высокими темпами по 20-25% ежегодно, начиная с 2020 по 2022гг., в 2023г. рост составит -15%. Возможно такая логика планирования финансовых показателей и сработала бы, если некоторая несбалансированность проекта ЦСХ, которая имеет место быть, а также не была бы в стране экономической нестабильности.

Далее, перейдем к рассмотрению п.2. «Создание и внедрение модуля «Агрорешения» национальной платформы цифрового государственного управления сельским хозяйством ЦСХ для... сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Таблица 3

Результаты и источники финансирования Объём ( инансового обеспечения по годам реализации Всего

2019 2020 2021 2022 2023 2024

2.Создание и внедрение модуля «Агрорешения» национальной платформы цифрового государственного управления сельским хозяйством «Цифровое сельское хозяйство» для повышения эффективности деятельности сельскохозяйственных товаропроизво-дителей 3275,0 2962,5 3775,0 5500,0 4562,5 2725,0 22800,0

2.3.Создание эксперименталь-ных цифровых фермерских хозяйств Минсельхоза России и коммерческих предприятий для проработки и апробации комплексных сквозных цифровых продуктов и технологий 675,0 1912,5 3675,0 5400,0 4462,5 2625,0 18750,0

3.Создание системы непрерывной подготовки специалистов сельскохозяйст-венных предприятий с целью формирования у них компетенции в области цифровой экономики 1925,0 1828,6 478,6 378,6 378,6 378,6 5368,0

4.Реализация ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство» 750,0 1000,0 1000,0 1000,0 1000,0 1000,0 5750,0

"Источник - составлено авторами на основе прОекта «ЦСХ» [2, с. 38]..

Общая сумма планируемых финансовых затрат составляет всего -22800 млн.руб. Здесь, как и в некоторых других пунктах проекта ЦСХ, значительная часть планируемых финансовых средств приходится на 2021-2023гг. Так, из общей суммы выделяемых финансовых показателей - 22800 млн.руб. на 2021-2023гг. планируется выделить 13837,5 млн.руб., что составляет более 60% всех планируемых финансовых средств по п.2., раздела 4.

Далее, рассмотрим п.2.3. разд.4.-«Создание экспериментальных цифровых фермерских хозяйств на базе учебно-опытных хозяйств Минсельхоза России и коммерческих предприятий для проработки и апробации комплексных сквозных цифровых продуктов и технологий».

По данному п.2.3. -общая сумма планируемых средств финансового обеспечения проекта ЦСХ составила 18750 млн.руб., из которых на 2021-2023гг. выделяется -13537 млн.руб., что составляет более 72% из всей суммы выделяемых средств на 2024г. Следовательно, анализируемые пункты - пп.1.,1.7,2,2.3 раздела 4, в ближайшие три года - 2021-2023гг., будут финансироваться в пределах от 60% до 72% от общей суммы выделяемых средств до 2024г., и при этом, эти три года будут для государственного бюджета страны дефицитными.

Относительно п.3. раздела 4- «Создание системы непрерывной подготовки специалистов сельскохозяйственных предприятий с целью формирования у них компетенции в области цифровой экономики», мы в своих прошлых публикациях отмечали о том, что имеется некоторая разбалансированность финансовых (стоимостных) и натурально-вещественных показателей, и непосредственно указывали на это несоответствие между вышеуказанными показателями. В указанном пункте 3, распределение финансовых средств находится в других пропорциях по годам их планирования, по сравнению с общим финансовым распределением. Основная часть планируемых средств выделяется на 2019 и 2020гг, что составляет 1,925 и 1,828 млрд.руб., соответственно, или около 70% всех выделенных средств на эти цели по пункту 3. Но при этом, такое планирование средств не соответствует пункту 4-«Реализация ведомственного проекта» ЦСХ, и входит в дисбаланс с общими расходами на эти цели.[11,с.17-21].

Кроме того, такие материально-вещественные показатели - как земли сельскохозяйственного назначения; рабочий и продуктивный скот; сельскохозяйственная техника - будут полностью включены в цифровую платформу ЦСХ в 2022-2024гг, а подготовка специалистов сельскохозяйственных предприятий в области цифровой экономики, в основном, будет завершена к 2021 году, и некоторой части указанных специалистов практически придется два-три года ждать появления новых рабочих мест в сельхозпредприятиях.

Таблица 4

Финансовое обеспечение проекта по всем источникам финансирования (млн руб.)*

Результаты и источники финансирования Объём финансового обеспечения по годам реализации Всего

2019 2020 2021 2022 2023 2024

Всего по ведомственному проекту

Федеральный бюджет 16100,0 26000,0 29000,0 35000,0 23000,0 22900,0 152000,0

Бюджеты субъектов Российской Федерации 350,0 500,0 1000,0 2150,0 2000,0 2000,0 8000,0

Внебюджетные источники 5000,0 7000,0 15000,0 22000,0 35000,0 56000,0 140000,0

Всего 21450,0 33500,0 45000,0 59150,0 60000,0 80900,0 300000,0

*Источник - составлено авторами на основе проекта «ЦСХ» [2, с. 38].

Из планируемых финансовых показателей следует, что на 2021-2023гг. выделяется из Федерального бюджета средств в размере 87 млрд.руб. или более 57% всех запланированных средств на эти цели за 2019-2024гг.-152 млрд.руб., т.е. на период экономической нестабильности приходится более половины всех выделяемых финансовых средств.

Особый интерес представляет исследование планируемых показателей по внебюджетным источникам, по годам их распределения. Такое стремительное увеличение планируемых финансовых средств по годам проекта, в создавшихся условиях экономической нестабильности, вызывает сомнения в их реализации. Так, если в 2019г. было выделено 5 млрд.руб., то на 2024г. эта сумма финансирования планируется в размере 56 млрд.руб., или в 11,2 раза больше, чем в 2019г. Однако, реальность такого планирования в условиях экономической нестабильности вызывает определенные опасения их осуществления. Кроме того, запланированные финансовые показатели в целом за 4 года с 2019-2022гг. составляют всего 49 млрд.руб. или только около 88% к показателю 2024г. Относительно финансовых средств выделяемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - то эти средства составляют около 3% от всех источников финансирования, и чуть более 5 % от средств федерального бюджета, поэтому этот источник финансирования не может существенно повлиять на планируемое обеспечение проекта ЦСХ. Но и по указанному источнику финансирования, планируется на 2021-2023гг. более 64% всех выделяемых средств до 2024г. по этому источнику.

Следовательно, назревает необходимость в целесообразности откорректировать планируемые финансовые средства, таким образом, чтобы учитывать особенности экономической нестабильности в стране.

Следует напомнить, что экономические кризисы могут возникнуть с помощью внешних и внутренних факторов, которые влияют на продолжительность и специфику этого кризиса. Согласно экстернальной теории к внешним факторам или импульсам, которые лежат вне экономической системы, относятся: войны, революции, различного рода эпидемии и т.п. Поэтому привнесенная внешними факторами пандемия коронавируса стала приобретать характер в мировом масштабе и проявилась в виде мирового экономического кризиса, который в свою очередь, стал причиной экономической нестабильности в России, и как следствие этого, принятый дефицитный бюджет на последующие три года - с 2021 по 2023гг.

Заключение. Таким образом, экономическая нестабильность в России может затронуть выполнение проекта ЦСХ, из-за финансовых ограничений, обусловленные объективными причинами мирового экономического кризиса. Поэтому крупные стратегические программы, проекты, которые планируются и финансируются государством на протяжении пяти-шести лет, то по ним целесообразно рационально проводить корректирование таких проектов по годам планирования и внедрения. Это необходимо будет осуществлять таким образом, чтобы сохранить их направленность и механизм функционирования, а в случае возникновения экономической нестабильности активно проводить корректирование показателей с последующей компенсацией, при возникновении благоприятной конъюнктуры в экономике, а затем сформировать их внедрение в отрасли народного хозяйства. А так как проект ЦСХ является стратегическим и приоритетным направлением развития экономики страны, от которого зависит Про-

Литература

1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL : http://static.govemment.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf, своб. - Загл. с экрана.

2. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» [Электронный ресурс]. - URL : http:// mcx.ru/upload/iblock/900/900863fae06c026826a9ee43e124d058.pdf своб. - Загл. с экрана.

3. Алексеев, И. В. Цифровая экономика : особенности и тенденции развития электронного взаимодействия [Электронный ресурс]. - URL : https: intelaktive-peus.ru, свободный. - Загл. с экрана.

4. Гасанов, Г. А., Гасанов, Т. А. Цифровая экономика как новое направление экономической теории // Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 6. С. 4—10.

5. Гасанов, Г. А., Гасанов, Т. А., Фейзуллаев, Ф. С. Компьютерная революция - новое измерение и цифровая экономика // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики России в современных условиях : материалы Международной научно-практической конференции 14—15 мая 2018 г. - Махачкала : ФГБОУ ВО Дагестанский ГАУ. С.17—21.

6. Гасанов, Г. А., Гасанов, Т. А., Фейзуллаев, Ф. С. Социально-экономическое развитие и природоподоб-ные технологии// Материалы круглого стола «Актуальные вопросы развития АПК региона в условиях импортозамещения» в рамках подготовки VII Всероссийской научно-практической конференции «Региональные проблемы преобразования экономики : интеграционные процессы и социально -экономическая политика региона». - Махачкала : ИСЭИ ДНЦ РАН, 2016. С. 90—96.

7. Гасанов, Г. А., Гасанов, Т. А., Фейзуллаев, Ф. С. Проблемы инновационных технологий в процессе становления цифровой экономики региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 2 (88). С. 28—35.

8. Гасанов, Г. А., Гасанов, Т. А., Фейзуллаев, Ф. С. Процесс импортозамещения в аграрном секторе экономики // Проблемы развития АПК региона. 2017. № 2 (30). С.120—124.

9. Гасанов, Г. А., Гасанов, Т. А., Фейзуллаев, Ф. С. Цифровое сельское хозяйство - стратегическое направление развития экономики // Современные экологические проблемы в сельскохозяйственном производстве : материалы международной научно-практической конференции. - Махачкала : ФГБОУ ВО Дагестанский ГАУ. 2019. С. 309—312.

10. Гасанов, Г. А., Гасанов, Т. А., Фейзуллаев, Ф. С. Цифровая экономика и инновационные технологии -как основа современной экономики // Актуальные вопросы экономики АПК и пути их решения : сб. научных трудов международной научно-практической конференции. 12 декабря 2018 г. - Махачкала : ФГБОУ ВО Дагестанский ГАУ. С. 78—82.

11. Гасанов, Г. А., Гасанов, Т. А., Эминова, Э. М. Цифровое сельское хозяйство - проблемы сбалансированности экономических показателей // Региональные проблемы преобразования экономики. 2020. №6 (116). С. 14—23.

12. Гасанов, Г. А., Гасанов, Т. А., Далгатова, И. Д. Цифровизация сельского хозяйства : проблемы и перспективы развития в специфических условиях России // Экономика устойчивого развития. 2020. № 2 (42). С. 52—56.

13. Ковальчук, Ю. А. Высокотехнологичное производство как «новое окно возможностей» в посткризисной экономике /Ю. А. Ковальчук, М. М. Ищенко // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера : Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 3. С. 25 —33.

14. Кудрин, А. Россия должна включиться в технологическую революцию [Электронный ресурс]. -URL : http://www: /tadviser.ru/index.php, своб. - Загл. с экрана.

15. Куприяновский, В. И., Намиот, Д. Е., Синягов, С. А., Добрынин, А. П. О работах по цифровой экономике // Конвергентные когнитивно-информационные технологии : Труды I Международной научно-практической конференции (Convergent'20l6). -М., 2016. С. 243—249.

16. Маршалл, А. Принципы экономической науки. Т. 1. - М. : Прогресс, 1993.

17.IV Международная конференция по квантовым технологиям (iCQT 2017) [Электронный ресурс]. -URL : https://json.tv/ietvideowatch/icqt -2017, своб. - Загл. с экрана.

18. Gasanov, T. A. Gasanov, G. A. Feyzullaev, F. S., Bachiyev, B. A., Eminova, E. M. Digital Economy and Breakthrough Technologies as Fundamentals of Innovative Regional Economy. SCTCMG 2018 International Scientific Conference "Social and Cultural Transformation in Context Modern Globalism" // The European Proceeding of Social & Behavioral Sciences. P. 2015-2023. doi: https://dx/doi.org/10.15405/ epsbs. 2019.03.02.234.

19. Kelly, K. New Rules for the New Economi : 10 radical strategies for a connected world / K. Kelly. - New York : Viking, 1998.

20. McKinsey. Цифровая Россия : новая реальность» [Электронный ресурс]. - URL : http://www/ tadviser.ru/index.php, free. - The title from the screen.

21. Negroponte, N. Being Digital / N. Negroponte. - N.Y. : Knopf, 1995.

22. Wolf, W. Cyber-physical systems // Computer. 2009. No. 3. P. 88-89.

References:

1. Programma «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. - URL : http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf, svob. - Zagl. s ekrana.

2. Vedomstvennyj proekt «Cifrovoe sel'skoe hozyajstvo» [Elektronnyj resurs]. - URL : http://mcx.ru/upload/ iblock/900/900863fae06c026826a9ee43e124d058.pdf, svob. - Zagl. s ekrana.

3. Alekseev, I. V. Cifrovaya ekonomika : osobennosti i tendencii razvitiya elektronnogo vzaimodejstviya

[Elektronnyj resurs]. - URL : https: intelaktive-peus.ru, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

4. Gasanov, G. A., Gasanov, T. A. Cifrovaya ekonomika kak novoe napravlenie ekonomicheskoj teorii // Re-gional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2017. № 6. S. 4-10.

5. Gasanov, G. A., Gasanov, T. A., Fejzullaev, F. S. Komp'yuternaya revolyuciya - novoe izmerenie i cifrovaya ekonomika // Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya ekonomiki Rossii v sovremennyh usloviyah : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 14-15 maya 2018 g. - Mahachkala : FGBOU VO Dage-stanskij GA U. S. 17-21.

6. Gasanov, G. A., Gasanov, T. A., Fejzullaev, F. S. Social'no-ekonomicheskoe razvitie i prirodopodobnye tekhnologii// Materialy kruglogo stola «Aktual'nye voprosy razvitiya APK regiona v usloviyah importoza-meshcheniya» v ramkah podgotovki VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki : integracionnye processy i social'no-ekonomicheskaya politika regiona». -Mahachkala : ISEIDNC RAN, 2016. S. 90-96.

7. Gasanov, G. A., Gasanov, T. A., Fejzullaev, F. S. Problemy innovacionnyh tekhnologij v processe stanovleniya cifrovoj ekonomiki regiona //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2018. № 2 (88). S. 28-35.

8. Gasanov, G. A., Gasanov, T. A., Fejzullaev, F. S. Process importozameshcheniya v agrarnom sektore ekonomiki //Problemy razvitiya APK regiona. 2017. № 2 (30). S.120-124.

9. Gasanov, G. A., Gasanov, T. A., Fejzullaev, F. S. Cifrovoe sel'skoe hozyajstvo - strategicheskoe napravlenie razvitiya ekonomiki // Sovremennye ekologicheskie problemy v sel'skohozyajstvennom proizvodstve : materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Mahachkala : FGBOU VO Dagestanskij GAU. 2019. S. 309-312.

10. Gasanov, G. A., Gasanov, T. A., Fejzullaev, F. S. Cifrovaya ekonomika i innovacionnye tekhnologii - kak osnova sovremennoj ekonomiki // Aktual'nye voprosy ekonomiki APK i puti ih resheniya : sb. nauchnyh trudov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 12 dekabrya 2018 g. - Mahachkala : FGBOU VO Dagestanskij GAU. S. 78-82.

11. Gasanov, G. A., Gasanov, T. A., Eminova, E. M. Cifrovoe sel'skoe hozyajstvo - problemy sbalansirovan-nosti ekonomicheskih pokazatelej //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2020. №6(116). S.14-23.

12. Gasanov, G. A., Gasanov, T. A., Dalgatova, I. D. Cifrovizaciya sel'skogo hozyajstva : problemy i perspektivy razvitiya v specificheskih usloviyah Rossii //Ekonomika ustojchivogo razvitiya. 2020. № 2(42). S. 52-56.

13. Koval'chuk, YU. A. Vysokotekhnologichnoe proizvodstvo kak «novoe okno vozmozhnostej» v postkrizisnoj ekonomike / YU. A. Koval'chuk, M. M. Ishchenko // Korporativnoe upravlenie i innovacionnoe razvitie ekonomiki Severa : Vestnik Nauchno-issledovatel'skogo centra korporativnogo prava, upravleniya i ven-churnogo investirovaniya Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. № 3. S. 25-33.

14. Kudrin, A. Rossiya dolzhna vklyuchit'sya v tekhnologicheskuyu revolyuciyu [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www: /tadviser.ru/index.php, svob. - Zagl. s ekrana.

15. Kupriyanovskij, V. I., Namiot, D. E., Sinyagov, S. A., Dobrynin, A. P. O rabotah po cifrovoj ekonomike // Konvergentnye kognitivno-informacionnye tekhnologii : Trudy I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Convergent'2016). -M., 2016. S. 243-249.

16. Marshall, A. Principy ekonomicheskoj nauki. T. 1. - M. : Progress, 1993.

17.IV Mezhdunarodnaya konferenciya po kvantovym tekhnologiyam (iCQT 2017) [Elektronnyj resurs]. -URL : https://json.tv/ietvideowatch/icqt -2017, svob. - Zagl. s ekrana.

18. Gasanov, T. A. Gasanov, G. A. Feyzullaev, F. S., Bachiyev, B. A., Eminova, E. M. Digital Economy and Breakthrough Technologies as Fundamentals of Innovative Regional Economy. SCTCMG 2018 International Scientific Conference "Social and Cultural Transformation in Context Modern Globalism" // The European Proceeding of Social & Behavioral Sciences. P. 2015-2023. doi: https://dx/doi.org/10.15405/ epsbs.2019.03.02.234.

19. Kelly, K. New Rules for the New Economi : 10 radical strategies for a connected world / K. Kelly. - New York: Viking, 1998.

20. McKinsey. Cifrovaya Rossiya : novaya real'nost'» [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www/tadviser.ru/ index.php, free. - The title from the screen.

21. Negroponte, N. Being Digital / N. Negroponte. - N.Y. : Knopf, 1995.

22. Wolf W. Cyber-physical systems // Computer. 2009. No. 3. P. 88-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.