Научная статья на тему 'Проект строительства Северо-Европейского газопровода - важный геополитический фактор в регионе Балтийского моря'

Проект строительства Северо-Европейского газопровода - важный геополитический фактор в регионе Балтийского моря Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
172
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Старцев А. А.

Сегодня прилегающий к Петербургу регион становится центром реализации государственной политики по экспорту российских энергоносителей в страны Западной Европы. Ведется активное строительство нефтеналивных терминалов в Финском заливе, идет модернизация порта Санкт-Петербург, растет число танкеров, перевозящих нефть и нефтепродукты, строятся газовозы (суда для транспортировки сжиженного газа), увеличивается интенсивность судоходства на Балтике. В рамках подписанного в сентябре прошлого года российско-германского соглашения начаты работы по прокладке Северо-Европейского газопровода, который пройдет по дну Балтийского моря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект строительства Северо-Европейского газопровода - важный геополитический фактор в регионе Балтийского моря»

Проект строительства

Северо-Европейского

_ </

газопровода — важный

геополитический фактор

в регионе Балтийского моря

а.а. старцев,

помощник председателя Комитета Государственной Думы по экологии, руководитель международного Центра и координатор ЮНИДО на Северо-Западе России

Сегодня прилегающим к Петербургу регион становится центром реализации государственной политики по экспорту российских энергоносителей в страны Западной Европы. Ведется активное строительство нефтеналивных терминалов в Финском заливе, идет модернизация порта Санкт-Петербург, растет число танкеров, перевозящих нефть и нефтепродукты, строятся газовозы (суда для транспортировки сжиженного газа), увеличивается интенсивность судоходства на Балтике. В рамках подписанного в сентябре прошлого года российско-германского соглашения начаты работы по прокладке Северо-Ев-ропейского газопровода, который пройдет по дну Балтийского моря.

Планируется, что уже в 2010 году по Волго-Бал-тийскому водному пути ежегодно будет транспортироваться порядка 190 млн. тонн (4-кратное увеличение) нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа. По Североевропейскому газопроводу в страны Европы будет поставляться 55 млрд. кубометров газа в год. Президентом России проект развития экспорта энергоресурсов на Балтике обозначен как приоритетный.

Предстоящий в июле 2006 года Санкт-Петербургский саммит лидеров восьми ведущих стран будет посвящен, в частности, вопросам энергетической безопасности. Ключевым направлением в предстоящей работе «Большой восьмерки», по мнению российской стороны, должно стать укрепление безопасности поставок энергоресурсов, то есть создание механизма надежной и бесперебойной работы транспортно-технологичес-

кой инфраструктуры в интересах устойчивого развития европейских стран на основе их бездефицитного энергоснабжения.

Особой составляющей этой программы экспорта российских энергоресурсов является проект строительства Северо-Европейского газопровода в Балтийском море (СЕГ). Он имеет исключительно важное международное значение, поскольку непосредственно отвечает интересам обеспечения энергетической безопасности стран Западной Европы.

В декабре 2000 года решением Европейской комиссии проекту СЕГ присвоен статус TEN (Трансевропейские сети). При одобрении глав государств России и Германии, 8 сентября 2005 года подписано соглашение между ОАО «Газпром» и германскими концернами BASF AG и E.ON AG о совместном строительстве и эксплуатации СЕГ, а в декабре того же года создана «СЕГ-Компания» (NEGPC) — оператор реализации проекта морского участка

Трасса СЕГ (протяженностью около 1250 километров) проложена Через акваторию Балтийского моря от бухты Портовая в Финском заливе (около г. Выборга) до побережья Германии (бухта Грайфсвальд)

трассы Северо-Европейского газопровода.

Трасса СЕГ проложена через акваторию Балтийского моря от бухты Портовая в Финском заливе (около г. Выборга) до побережья Германии (бухта Грайфсвальд). Протяженность морской трассы составляет около 1250 километров. При этом трасса СЕГ проходит через территориальные воды России и Германии, а также через исключительные экономические зоны России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. На пути СЕГ отсутствуют транзитные государства, что способствует снижению экологических и иных рисков.

Планируется, что инженерно-геологические изыскания и подготовка трассы будут проведены в 2006-2007 годах. Строительство СЕГ начнется в 2008 году. Ввод в эксплуатацию первой нитки газопровода намечается на середину 2010 года. Производительность двух ниток СЕГ составит 55 млрд. кубометров газа в год. Реализация проекта СЕГ позволит напрямую связать газотранспортные сети России и других стран Балтийского региона с общеевропейской газопроводной сетью.

Беспрецедентный по своим параметрам проект затрагивает интересы всех государств Балтийского региона и вызывает острую реакцию политических и общественных кругов, а также средств массовой информации. Такая реакция отдельных Балтийских стран проявляется в обеспокоенности возможным негативным воздействием СЕГ на морскую среду при подготовке морской трассы и прокладке трубопровода по дну Балтики, хотя истинные причины этой озабо-

ченности чаще всего находятся вне пределов экологических проблем. Следует отметить, что Балтийское море действительно является одной из хрупких и закрытых экосистем, притом — отягощенных наличием опасностей техногенного происхождения (ОТП), включая затопленное после Второй мировой войны химическое оружие и взрывоопасные предметы.

Согласно имеющимся данным, масштабных специальных исследований в связи с подводными ОТП прошлых боевых действий в Балтийском море никто не проводил. И риски контактов с элементами затопленного химического оружия и со взрывоопасными предметами в ходе предстоящих инженерно-геологических изысканий и при производстве подводно-техни-ческих работ все-таки существуют. Особенно это касается участка трассы газопровода, расположенного в районе Борнхольмской впадины.

Несмотря на то, что подводные газопроводы уже эксплуатируются, проект строительства СЕГ является уникальным, и аналогов ему в мире не существует. Единой международной нормативно-правовой базы для подготовки морского участка трассы СЕГ, которая проходит в территориальных водах и исключительных экономических зонах 5 государств, также не имеется. В каждой из стран — участниц проекта действуют свои нормы и правила по обнаружению в воде опасных объектов и их нейтрализации. До начала работы по СЕГ не было потребности эти нормы и правила увязывать между странами Балтики. Действующие же в настоящее время международные стандарты ООН по устране-

нию ОТП, которые можно соотнести с проектом СЕГ, регламентируют работы только на суше. Существующие стандарты ООН никак не определяют, например, порядок обращения с химическим оружием в море и, к тому же, всегда носят рекомендательный характер. Напрямую эти рекомендации к Балтийскому морю неприменимы. Поэтому, исходя из исторически сложившихся условий на Балтике (в прошлом — театре различных военных действий), особенностей морских экосистем, числа задействованных стран и масштабности предстоящих работ по проекту СЕГ, он и относится к разряду уникальных.

На всех этапах реализации проекта СЕГ его разработчиками планируются особые меры предосторожности, которые обеспечат выполнение международных требований промышленной, экологической и химической безопасности. Опираясь на рекомендации соответствующих агентств ООН и учитывая уникальность проекта, будет разработан отдельный Регламент выполнения работ по подготовке подводной трассы (КЕРМЛИ), а также создан международный координационный центр — механизм привлечения в проект международных и национальных экспертов из Балтийских стран. Серьезным подспорьем в работе над реализацией проекта может стать подписание отдельного межправительственного соглашения.

Как видно из материалов проекта, при строительстве газопровода учтены особенности (хрупкость, уязвимость, замкнутость) морской экосистемы Балтики, а также наличие в Балтийском море опасностей техногенного происхождения. Позиция организаторов проекта по вопросу обеспечения экологической безопасности согласуется с резолюцией Балтийской ассамблеи (ноябрь 2005 года, Таллин). Из нее следует, что при прокладке газопровода по дну Балтийского моря и при его дальнейшей эксплуатации необходимо исключить любую опасность, которую представляет затопленное химическое оружие. Прокладка газопровода не должна нарушить морской экосистемы и повредить растительному и животному миру Балтики.

Для выполнения широкого комплекса природоохранных и технологических задач будет разработана система производственного экологического мониторинга и контроля СЕГ. Эта система позволит следить за соответстви-

ем предпринимаемых действий требованиям национальных законодательств, международного права и существующих экологических стандартов, а также наблюдать за динамикой воздействия объекта на морскую среду и за их последствиями. Тем самым будет поддерживаться необходимый уровень экологической безопасности СЕГ в целом.

Важная часть выполнения проекта — это учет требований национальных законодательств России, Финляндии, Швеции, Дании, Германии, а также международных конвенций (в том числе — принятой в г. Эспоо и ХЕЛ-КОМ). Изучение экологических аспектов проекта СЕГ в обязательном порядке предполагает оценку его воздействия на окружающую среду (ОВОС). Этапы уже начавшегося проведения ОВОС отвечают требованиям соответствующих директив Евросоюза. Процедура ОВОС будет включать консультации и согласования с уполномоченными государственными органами в затрагиваемых проектом странах. Отчет по ОВОС будет выполнен к концу 2006 года. Затем, в 2007 году, его обсудят с представителями уполномоченных государственных органов и общественностью стран региона, следуя международным процедурам выполнения ОВОС.

Следует подчеркнуть, что трасса СЕГ выбрана в результате тщательного анализа и последовательной оптимизации по экологическим параметрам. Трассой СЕГ не затрагиваются критические районы, в частности — охраняемые орнитологические участки и места затопления химического оружия. Обязательные исследовательские работы по трассе включают в себя океанографические изыскания, обследования водной среды, донных отложений, биологические исследования и другие мероприятия. Так, в ходе инженерно-геологических изысканий по трассе СЕГ (требуемый технологический этап) будет взято около 1000 проб грунта и воды из придонного слоя, проведен их тщательный лабораторный анализ. В результате выполнения этой работы планируется получить уникальный научный материал, который может быть использован для дальнейших исследований состояния морской среды Балтики, в том числе — в рамках международного сотрудничества заинтересованных стран региона. (Объективности ради, следует согласиться, что навряд ли какая-нибудь из стран Балтики готова в

2006-2007 годах снарядить специальную экспедицию и выполнить исследовательские работы с отбором и анализом проб в объеме, планируемом для подготовки трассы СЕГ). И в этом уже просматривается значительная польза проекта для изучения состояния морской среды.

Инициированные реализацией проекта многоплановые инструментальные исследования морского дна по трассе СЕГ, а также придонного слоя воды могут стать первым практическим шагом по развертыванию масштабной международной кооперации в рамках будущего Плана действий в Балтийском море — новой экологической стратегии ХЕЛКОМ.

Учитывая данного рода обстоятельства, которые несет с собой уникальный проект, а также острую политизированную обстановку, сложившуюся вокруг газопровода, представляется разумным перевести вектор взаимоотношений со странами Балтики в части обеспечения экологической безопасности из области конфронтации в поле конструктивного международного диалога и полезной кооперации. Для этого целесообразно, например, использовать положительно зарекомендовавшие себя инструменты международного сотрудничества, включая механизмы проектной поддержки ООН и участие российских парламентариев в работе комиссии ПАСЕ по окружающей среде.

В этой связи, реализацию проекта СЕГ поддержал Комитет Государственной Думы Российской Федерации по экологии. Понимая особое внешнеполитическое значение проекта и отсутствие в мире аналогов этому газопроводу, содействие со стороны российского парламента представляется полезным при организации нормативно-правового, международного и информационного сопровождения работ. В частности, планируется: оказать помощь при разработке и принятии правовых актов по ОВОС, связанных с подготовкой морских участков трассы и строительством газопровода; провести общественную экологическую экспертизу проекта с учетом специфики устранения возможных ОТП; организовать открытые парламен-

тские слушания в Государственной Думе с участием представителей стран Балтийского региона.

Объективно роль России на мировом рынке поставки энергоресурсов в настоящее время возрастает. Кому-то это определенно не нравится. Но, несмотря на порой острую реакцию в средствах массовой информации, газ странам Западной Европы все-таки нужен, и потому газопровод — это еще и серьезный геополитический фактор в регионе. От того, насколько своевременно, качественно, безопасно для окружающей среды и согласованно со странами Балтийского моря пройдут все этапы работ по проекту, будут зависеть репутация организаторов проекта и авторитет государственной политики Российской Федерации на Балтике.

В Санкт-Петербурге 22-23 марта при участии ХЕЛКОМ прошел VII Международный ежегодный экологический форум «День Балтийского моря». Прокладка газопровода по дну моря, как и любая хозяйственная деятельность, создаст определенную антропогенную нагрузку на экосистему. Вместе с тем, с реализацией этого масштабного проекта открываются и новые возможности для международного сотрудничества и более глубокого изучения экологических рисков, которые исторически сложились на Балтике. Разнообразная деятельность на берегах Балтики увеличивает давление на морские экосистемы, почти все они находятся в упадке. Чтобы предотвратить дальнейшую деградацию Балтийского моря, ХЕЛКОМ инициирует формирование новой экологической стратегии — Плана действий в Балтийском море. Этот План будет сформирован к концу 2007 года и направлен на широкомасштабные действия для обеспечения здоровой морской окружающей среды со сбалансированными экосистемами. В рамках форума был организован «круглый» стол на тему «Обеспечение экологической безопасности при реализации проекта строительства Северо-Западного газопровода в Балтийском море».

Пора накапливать опыт саморегулирования, доказывать

свою жизнеспособность и реальное соответствие потребностям своего сегмента рынка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.