ПРОЕКТ СТАНДАРТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИЗЕМНОГО СЛОЯ АТМОСФЕРЫ ГОРОДСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Герасимов Е.М.
Старший научный сотрудник по гигиене
Оренбург Третьяк Л.Н.
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» Доцент кафедры метрологии, стандартизации и сертификации,
доктор технических наук, доцент Оренбург Вольное А.С.
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» ассистент кафедры метрологии, стандартизации и сертификации
Оренбург
THE PROJECT OF ECOLOGICAL SAFETY STANDARD OF URBAN ROADS SURFACE AIR
Gerasimov E.M.
Senior Fellow for Health Orenburg Tretyak L.N.
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Orenburg State University», Associate Professor of the Department of Metrology, Standardization and Certification, Doctor of Technical Sciences, Associate Professor Orenburg Volnov A.S.
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Orenburg State University», Assistant of the Department of Metrology, Standardization and Certification
Orenburg
АННОТАЦИЯ
Показано, что выбросы вредных веществ (ВВ) от автотранспортного потока: отработавшие газы, продукты пиролиза топлива и масел, продукты изнашивания шин и тормозных механизмов, асфальтовые испарении и выделения из дорожных покрытий, способные накапливаться и взаимодействовать между собой в приземном слое атмосферы городов, многократно увеличиваются под действием взвешивания и рециркуляции этих веществ. Предложен проект стандарта и методы снижения степени загрязнения приземного слоя атмосферы на основе уменьшения квот для различных групп выбросов.
ABSTRACT
It is shown that the pollutant emissions from road transport stream: the exhaust gases, the products of fuel py-rolysis and oil, wear products of tires and brakes, asphalt evaporation and separation of the road surfaces that can accumulate and interact with each other in the surface layer of the atmosphere of cities, increasing many times under the influence weighting and recycling of these substances. A draft standard and methods to reduce the degree of contamination of the surface layer of the atmosphere through the reduction of quotas for different emission bands.
Ключевые слова: автотранспортный поток, приземный слой атмосферы городских автомобильных дорог, суммарная токсичность аэрогенно поглощенной дозы, нормативно-правовое регулирование, квотирование выбросов, проект стандарта.
Keywords: motor transport stream, the surface layer of the atmosphere of urban roads, the total absorbed dose toxicity aerogenic, legal regulation, emissions quotas, the draft standard.
Постановка проблемы. В общественном сознании сложилось мнение, что выбросы отработавших газов двигателей внутреннего сгорания (ОГ ДВС) автомобилей - основа вредного влияния автомобильного транспорта на здоровье населения городов. Отсюда и неверная стратегия обеспечения экологической безопасности городов, в частности, ограничение экологических классов для выбросов
автотранспортных средств (АТС) и моторного топлива до норм ЕВРО 5, запрет на использование 17 млн. отечественных АТС, не оснащенных встроенными нейтрализаторами ОГ ДВС. Кроме этого, отсутствуют нормы и методы контроля ВВ в продуктах изнашивания шин и тормозных механизмов, асфальтовых испарений и выделений из дорожных покрытий, обладающих токсичным действием.
Анализ последних исследований и публикаций. Проведённый авторами статьи анализ последних за пять лет научных публикаций, относящихся к влиянию внутригородских автотранспортных потоков, показал их увеличивающееся негативное влияние на здоровье населения городов [1]. Нами получены фактические данные [2] о концентрациях 24 ВВ на обочинах 34 перекрестков г. Оренбурга, подтверждающие увеличивающуюся экологическую нагрузку. При разработке математических моделей загрязнения приземного слоя атмосферы городов учитываются выбросы только от ОГ ДВС [3]. Нами создана математическая модель загрязнения приземного слоя атмосферы автотранспортными потоками перекрёстков и улиц городов, позволяющая прогнозировать концентрацию выбросов ВВ с учётом изменения скорости ветра, массы автотранспортного потока, что явилось развитием экспериментов в аэродинамической трубе [4].
Однако снижение степени загрязнения приземного слоя атмосферы на основе данной математической модели и разработанных организационно-технических мероприятий на практике существенно ограничивается отсутствием управляющего воздействия (стандарта), принятого в установленном порядке.
Цель статьи. Разработать проект регионального стандарта допустимого загрязнения приземного слоя атмосферы автомобильных дорог и методы снижения влияния автотранспортных потоков с учётом выбросов ОГ ДВС, продуктов изнашивания шин, тормозных механизмов, дорожных покрытий, асфальтовый испарений, а также выбросов промышленных предприятий при различных метеоусловиях.
Результаты исследования. Усредненные показатели выбросов автотранспортных потоков, без учёта влияния различий в массе потока и наличие нейтрализаторов выхлопа (рис. 1), свидетельствуют, что из общей массы выбросов ВВ (38324,26 г) ОГ ДВС составляют около 37968 г, из которых только 356,41 г способны накапливаться в приземном слое атмосферы. А это означает, что по данным регулярного контроля концентраций оксидов углерода, азота, а также легких углеводородов, проводимого контрольно-надзорными органами, невозможно в полной мере оценить фактическую экологическую нагрузку. Эти данные подтверждаются математической моделью R. Berkowicz [5], в которой показано, что концентрации оксида углерода на уровне 9-го этажа зданий во много раз превышают его концентрации в приземном слое атмосферы.
>s
ю о
I-0
ш
СП
8 й 60% о о
0 га Q. 5 ю
1
Ш
II ф
и
о
Q. С
120% 100% 80%
40%
20%
0%
99,137%
0,646% 0,120% 0,073% 0,020% 0,004%
огдвс
Продукты изнашивания дорожного покрытия
Асфальтовые испарения
Продукты изнашивания автомобильных шины
Продукты изнашивания тормозных механизмов
Топливные испарения
Источник выбросов ВВ
Рис. 1
Структура источников выбросов автотранспортного потока без учёта рассеивания и рециркуляции
Из общей массы ОГ ДВС 51,67 % (рис. 2) выбросов принадлежит продуктам пиролиза моторных топлив и масел, появление которых в составе ОГ ДВС связано с замазучиванием топливной системы. В связи с этим контроль технического состояния автомобиля перед его выпуском на линию нами предлагается вести не по концентрациям оксида углерода, а углеводородов. Например, приме-
нение автомобильного многокомпонентного газоанализатора «Инфракар 5М2Т02» позволяет в режиме on-line контролировать суммарные концентрации углеводородов и решает проблемы оперативного выпуска «грязных» машин на трассу. Оснащение дорожно-патрульных служб этими приборами позволит ограничить эксплуатацию экологически опасных АТС.
>s
о ?
Ю 0 I-
0
DD CQ
CD Л
О u о о
0 <®
Q. 2
ю
1 со
IX
о
о о.
с
Рис.
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
>1,666%
36,179%
' 4,105% ^-! 1,126% о,198%
Продукты Продукты Асфальтовые Продукты Продукты Топливные
пиролиза изнашивания испарения изнашивания изнашивания испарения
моторных дорожного автомобильных тормозных
топлив и масел покрытия шины механизмов
Источник выбросов ВВ
2 Структура источников выбросов автотранспортного потока, способных накапливаться в приземном слое атмосферы
42,91 % ВВ относится к различным продуктам изнашивания дорожных покрытий и асфальтовых испарений. При торможении АТС в зоне контакта шин с асфальтом температура превышает +300 0С, поэтому выделение ВВ происходит даже в зимний период. Поэтому замена асфальтовых дорожных покрытий на их синтетические аналоги импортного производства, обеспечивающие ускоренное торможение, приведёт к снижению выбросов от этих источников.
Выбросы от изнашивания тормозных механизмов (1,13 %) и автомобильных шин (4,11 %), несмотря на их незначительный вклад в суммарную массу выбросов токсичны, способны накапливаться в приземном слое атмосферы и подниматься в воздух движущимися АТС, включаясь в цепочку рециркуляции, приводящей к увеличению концентраций ВВ.
Именно рециркуляция выбросов является основным фактором загрязнения приземного слоя атмосферы городов, способствующим образованию вторично-третичных веществ, которые переносятся на тротуары и далее в окна домов. Ю.С. Другов [6, 7] обнаружил в приземном слое атмосферы автомобильных дорог 69 вредных веществ - продуктов вторичного взаимодействия химических соединений, не свойственных ОГ ДВС.
На основе прямых измерений рециркулирующих смесей, проведенных в 1,5 м от поверхности автомобильной дороги с подветренной стороны обочин перекрестков в летние месяцы в часы пик, нами составлен рейтинг токсичности ВВ в приземном слое атмосферы (табл. 1). При этом средняя скорость движения по городу составила 32 км/ч, а суммарная масса АТС в потоке - 3031 т при средней интенсивности - 1666 авт./ч (из которых легковые 75,02 %, грузовые 5,89 %, автобусы (категория М3) 4,73 %, автобусы (категория М2) 14,75 %).
Таблица 1
Рейтинг дозной токсичности ВВ в п
риземном I
Фактические CL50, мг/м3 Величина Доля, % в об- Рейтинг доз-
Вредное вещество концентрации токсичных щей токсично- ной токсич-
мг/м3 доз СУ^50 сти ности
Фенол 4240 330 12,83 39,73 1
Хлорбензол 137637,5 15000 9,18 28,37 2
Бенз(а)пирен 0,0075 0,0024 3,13 9,66 3
Бензол 145235 55000 2,64 8,17 4
Толуол 48130 32500 1,48 4,58 5
Метанол 76387,5 55000 1,39 4,29 6
Ацетон 131855 150000 0,88 2,72 7
Стирол 3807,5 9500 0,40 1,24 8
Ксилол (сумма) 10750 50000 0,22 0,66 9
Этилбензол 3010 45000 0,07 0,21 10
Хлороформ 1000 30600 0,03 0,10 11
Трихлорэтилен 1517,5 50000 0,03 0,09 12
Тетрахлорметан 1000 46000 0,02 0,07 13
Перхлорэтилен 760 40000 0,02 0,06 14
Трибромметан 2327,5 172000 0,01 0,04 15
Акролеин 0,013 200 0,00007 0,0002 16
Углеводороды С12-С19 2,6 72300 0,00004 0,0001 17
Формальдегид 0,012 400 0,00003 0,00009 18
Углеводороды С6-С10 1 81000 0,00001 0,00004 19
Углеводороды С1-С5 3,075 390000 0,00001 0,00002 20
Бромоформ 622,5 45000 0,0138 0 21
Оксид углерода 0 3600 0 0 22
Диоксид углерода 0 - - 0 23
Окислы азота 0 770 0 0 24
I 568286,7 32,34
Установлено, что в каждом кубическом метре приземного слоя атмосферы автомобильных дорог в среднем по городу Оренбургу обнаруживается 568 г токсичных веществ (табл. 1), из которых наибольший вклад в суммарную токсичность приносят фенол (39,73 %), хлорбензол (28,37 %), бенз(а)пирен (9,66 %), бензол (8,17 %).
Из представленных данных следует, что существенно снизить эффект рециркуляции можно, например, частым смывом замазученных дорожных наслоений, которые накапливаются и независимо от параметров автотранспортного потока поднимаются до высоты 3,0 м, делая опасной работу водителей, кабины машин которых не оснащены кондиционерами [8]. Наши предварительные исследования показывают, что оптимальным дегидратирующим средством может служить 0,1 %-ный раствор сульфолана.
2017 год объявлен Годом Экологии. В этой связи для обеспечения экологической безопасности городов предлагается разработать проект муниципального стандарта, устанавливающего допустимые уровни загрязнения приземного слоя атмосферы автомобильных дорог, а также корректирующие мероприятия для снижения токсичного влияния источников выбросов. Стандартом предусмотрено ежегодное уменьшение экологической нагрузки, оцениваемой по аэрогенно поглощенной дозе ВВ в приземном слое атмосферы на одном из
эталонных перекрёстков автомобильных дорог го-
( п Л
рода ^ С ^ / СЬ50 . Результативность ком-
V '=1 )
плекса экологических мероприятий предложено оценивать по снижению квот с учётом метеорологических и производственных условий (см. заявку РФ 2015131242 от 27.07.2015 «Способ управления экологической безопасностью населения») [9]. При этом корректирующие мероприятия не требуют добавочного бюджетного финансирования, так как реализуются существующим административным ресурсом и штрафными санкциями. В целом проект экологического стандарта подлежит ежегодному переутверждению и учёту конкретной экологической нагрузки для каждого населенного пункта.
Ниже приводится текст предлагаемого нами проекта стандарта «О допустимом уровне загрязнения приземного слоя атмосферы автомобильных дорог».
Проект стандарта «О допустимом уровне загрязнения приземного слоя атмосферы автомобильных дорог»
1 Область применения:
Стандарт распространяется на комплекс вредных веществ (ВВ), загрязняющих приземный слой атмосферы автомобильных дорог, способных повлиять на состояние здоровья населения. При этом автомобильные дороги рассматриваются как произ-
водственная зона для водителей и основной источник загрязнения приземного слоя атмосферы городов.
2 Нормативные ссылки:
- Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об охране атмосферного воздуха» (04 мая 1999 г.);
- Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720 (с изменениями от 10 сентября 2010 г.);
- ГН 2.1.6.1338-03. Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населённых мест;
- ГОСТ Р 52033-2003. Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния;
- ГОСТ Р 52160-2003. Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния;
- ГОСТ Р 54942-2012. Газобаллонные автомобили с искровыми двигателями. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния;
- Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями № 317-ФЗ, от 28.12.2013 г. № 437-ФЗ).
3 Термины и определения
Предельная допустимая концентрация (ПДК) загрязняющего вещества в атмосферном воздухе - концентрация, не оказывающая в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного действия на настоящее или будущее поколение, не снижающая работоспособности человека, не ухудшающая его самочувствия и санитарно-бы-товых условий жизни.
Средняя смертельная концентрация в воздухе (СЬ501, мг/м3) - концентрация вещества, вызывающая гибель 50 % животных при двух-четырех-часовом ингаляционном воздействии (по ГОСТ 12.1.007-76).
Доза токсичности (С1/СЬ5оО аэрогенно поглощенных веществ* - отношение аэрогенно поглощённой концентрации токсичного вещества к его средней смертельной концентрации.
Суммарная доза токсичности одного метра кубического воздуха приземного слоя атмо-
Л
I
сферы автомобильных дорог I ^С1 / СЬ5Ш
V J
сумма токсичных доз основных вредных веществ.
Индикаторное вещество приземного слоя атмосферы автомобильных дорог * - химическое соединение состава ВВ приземного слоя атмосферы автомобильных дорог, обладающее наибольшей суммарной дозой токсичности в одном метре кубическом воздуха приземного слоя атмосферы.
По концентрации данного вещества, зная его долю (% от суммы ВВ), можно рассчитывать концентрации других компонентов смеси вредных веществ приземного слоя атмосферы автомобильных дорог.
Уровень загрязнения приземного слоя атмосферы автомобильных дорог * - суммарная доза токсичности основных ВВ аэрогенно поглощённых в одном метре кубическом воздуха приземного слоя атмосферы автомобильных дорог, принятая для города на определённый период времени.
* термин вводится впервые
4 Номенклатура показателей:
За номенклатуру показателей принят перечень индикаторных, концентрации которых подлежат нормированию.
В качестве индикаторных ВВ приземного слоя атмосферы приняты десять наиболее токсичных (с учётом массовых концентраций) вредных веществ приземного слоя атмосферы автомобильных дорог: фенол; хлорбензол; бенз(а)пирен; бензол; толуол; этилбензол; ацетон; стирол; ксилол (сумма); метанол; твёрдые и аэрозольные частицы*.
* Твердые и аэрозольные частицы подлежат нормированию как носители адсорбированных вредных веществ органического происхождения.
Комментарии: Номенклатура показателей предлагаемого стандарта расходится с номенклатурой показателей стандартов ЕВРО-5 и ЕВРО-6, ориентированных на оптимизацию выбросов ДВС. Проект предлагаемого стандарта учитывает рейтинг комплекса загрязнителей из ОГ ДВС, продуктов износа шин, асфальтовых испарений и результатов их взаимодействия.
5 Методы контроля (испытания):
5.1 Методы отбора проб - по РД 52.04.186-89. Допускается использование конденсата проб воздуха приземного слоя атмосферы с использованием устройств отбора проб криогенного типа.
5.2 Метод определения концентраций индикаторных ВВ - по МУК 4.1.598-96. Концентрации бензола, этилбензола, ацетона, стирола, толуола, ксилола (сумма), перхлорэтилена, хлороформа, тет-рахлорметана, фенола, метанола, трибромметана, хлорбензола, трихлорэтилена, бромоформа предлагается определять методом газожидкостной хроматографии.
5.3 Допускается определять по индикаторным вредным веществам прогнозные концентрации любого из вредных веществ. Бензол, хлорбензол и фенол имеют преимущества перед другими индикаторными веществами. При этом рекомендуется использовать РД 52.04.186-89.
5.4 Определение концентраций твёрдых и аэрозольных частиц -гравиметрическим методом с фиксацией на фильтры или с использованием специальных приборов.
5.5 Определение концентраций бенз(а)пирена - по М 02-14-2007.
6 Уровень нормирования токсичности:
Уровень нормирования токсичности суммы
компонентов приземного слоя атмосферы автомо-
бильных дорог предлагается оценивать как суммарную дозу токсичности одного метра кубического
п
воздуха (^ С,/ С^50г ).
'=1
7 Требования к обеспечению безопасности (корректирующие мероприятия, рекомендуемые при выявлении несоответствия стандарту)
7.1 Введение ограничительных знаков ПДД, запрещающих въезд в город большегрузного транспорта без нейтрализаторов;
7.2 Ужесточение критериев ездового цикла путём введения маршрутов одностороннего движения, увеличение средней скорости, минимизации остановок, организации объездных маршрутов и перехватывающих парковок;
7.3 Ужесточение требований к дорожному покрытию, включая замену асфальта, очистку дорожных покрытий с помощью поливомоечных машин, а также сбор и удаление смета подметально-убо-рочными машинами с использованием обезжиривающих растворов на базе сульфолана, а также использование нетоксичных антигололедных реагентов и контроль за технологией производства на асфальтовых заводах;
7.4 Требования к составу автомобильных шин, включая запрет на шины с присутствием в их составе тетрахлорметана (ССЬ) и присадок с тератогенными эффектами;
7.5 Повышение требований к качеству моторных масел и топлив до уровня ЕВРО-5 или перевод автомобилей на газовое топливо;
7.6 Запрет на размещение крытых стоянок, не оснащённых устройствами утилизации выбросов ОГ ДВС в черте города;
7.7 Организация контрольно-измерительных постов для оценки соответствия большегрузного транспорта требованиям экологической безопасности;
7.8 Штрафные санкции за отсутствие нейтрализаторов в соответствии с комплексной методикой эколого-экономической оценки продукции автомобилестроения в полном жизненной цикле.
Комментарий: Снижение экологической нагрузки при переводе автомобильного транспорта
на газомоторное топливо состоит в том, что в 3-4 раза сокращаются выбросы в атмосферу окислов углерода, на 15-20 % окислов азота и в 8-10 раз снижается дымность отработавших газов дизельных двигателей. При этом повышается ресурс работы двигателя на 30-35 %, а ресурс работы смазочного масла - на 40-50 %.
8 Форма протокола по оценке соответствия.
8.1 Основание для проведения оценки степени загрязнения автомобильных дорог данного района города (решение судебной инстанции).
8.2 Организация, проводившая измерение по указанию муниципальных органов (с указанием лицензии).
8.3 Место и время отбора проб.
8.4 Оценка соответствия региональному стандарту фактической степени загрязнения приземного слоя атмосферы автомобильных дорог по сумме токсичных доз в 1 м3 воздуха.
8.5 Оценка опасности для здоровья жителей данного муниципального образования выявленной степени загрязнения атмосферного воздуха.
8.6 Рекомендации по устранению выявленных несоответствий.
Возможные последствия для населения городов при вдыхании токсичных примесей, характерных для приземного слоя атмосферы автомобильных дорог. Из 781 возможных патофизиологических эффектов, моделируемых с применением программы PASS [10], нами выбраны вероятности возникновения системного поражения ЦНС, дыхательной, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и на клеточном уровне для наиболее часто встречаемых химических соединений (токсичных примесей), характерных для приземного слоя атмосферы автомобильных дорог (таблица 2).
Из данных таблицы 2 следует, что ВВ, накапливающиеся в приземном слое атмосферы автомобильных дорог и распространяющиеся на придорожной зоне, подлежат нормированию и контролю, поскольку создают прямую опасность для жителей из-за высокой степени риска возникновения системных поражений.
Таблица 2
Патофизиологические эффекты токсичных веществ, обнаруженных в приземном слое атмосферы __автомобильных дорог (фрагмент)__
ЦНС Дыхательная система Сердечно-сосудистая система, кровь Желудочно-кишечный тракт Клеточный уровень
1 2 3 4 5
Бензол CeHe; класс опасности I; ПДК р.з. =15 мг/м3
Судороги (0,919); Психомоторные расстройства (0,849); Демиелинизация аксонов (0,874); Эйфория (0,842); Нарушения остроты зрения (0,814); Паника (0,810); Экстрапирамидальные эффекты (0,806); Паркинсонизм (0,714); Психозы (0,707); Бред (0,702) Аритмичное дыхание (0,848); Задержка дыхания (0,769); Дыхательная недостаточность (0,741) Аплазия эритроцитов (0,918); Ингибитор тромбо-цито-поэза (0,887); Внутренние кровотечения (0,880); Гипохромная анемия (0,850); Фибрилляция предсердий (0,850); Спленомегалия (0,747) Кровавая рвота (0,901); Афтоз-ные язвы (0,878); Же-лудочно-кишеч-ные кровотечения (0,843); Рвота (0,803); Гиперхолес-те-ринемия (0,765) Нейтрофиль-ный дерматоз (синдром Свита) (0,922); Гипоплазия коры надпочечников (0,881); Фиброз соединительной ткани (0,816); Узелковый пемфигоид (пузырчатка) (0,713)
Бенз(а)пирен С20Н12; Класс опасности I; ПДК р.з. = 0,00015 мг/м3
Судороги (0,760); Психомоторные расстройства (0,543); Паника (0,503); Демиелинизация аксонов (0,471); Экстрапирамидальные эффекты (0,450); Неврит зрительного нерва (0,422); Психозы (0,394); Эйфория (0,385); Паркинсонизм (0,352); Нарушение слухового нерва (0,344); Гипертермический синдром (0,339); Нейротокси-ческий эффект (0,329); Кома (0,305) Аритмичное дыхание (0,566); Лёгочная недостаточность (0,508); Ларингос-пазм (0,324), Раздражение слизистой носа (чихание) (0,303). Внутренние кровотечения (0,675); Аплазия эритроцитов (0,531); Мерцательная аритмия (0,430); Ацидоз (молочно-кислый) (0,424); Токсичность для эндотелия сосудов (0,401); Гипохром-ная анемия (0,367); Гипотензия (орто-статическая) (0,306) Рвота (0,606); Кровавая рвота (0,579); Желу-дочно-кишеч-ные кровотечения (0,520); Афтозные язвы (0,509); Повреждение печени (0,460); Гепатит (0,378); Пи-лороспазм (0,371); Жировая дистрофия печени (0,362); Желчестаз (0,341) Канцерогеноз (0,675); Дерматоз нейтрофильный (0,697); Фиброз межуточной ткани (0,517); Тератогенный эффект (0,473); Фиброз забрюшин-ной клетчатки (0,420); Ингибитор тромбоцито-поэза (0,355); Ацидоз метаболический (0,390); Фотосенсибилизация (дерматит фотоаллергический) (0,316).
Этилбензол C8H10; Класс опасности III; ПДКр.з. =5 мг/м3
Озноб (0,925); Судороги (0,893); Эйфория (0,856); Психомоторные нарушения (0,842); Паника (0,795); Деми-елинизация аксонов (0,759); Психозы (0,737); Нарушения остроты зрения (0,713); Экстра-пирамидальные эффекты (0,702) Нарушение дыхания (0,939); Задержка дыхания (0,790); Респираторные нарушения (0,736) Внутренние кровотечения (0,892); Аплазия эритроцитов (0,844); Мерцательная аритмия (0,816); Железоде-фицитная анемия (0,710); Уремия (0,707) Кровавая рвота (0,936); Желу-дочно-кишеч-ные кровотечения (0,891); Афтозные язвы (0,811); Нейтрофиль-ный дерматоз (0,824); Фиброз межуточной ткани (0,800); Ацидоз (метаболический) (0,767)
Продолжение табл. 2
Хлорбензол C5H5CI; Класс опасности III; ПДКр.з.=100 мг/м3
1 2 3 4 5
Судороги (0,926); Озноб (0,892); Психомоторные нарушения (0,876); Эйфория (0,874); Демиелиниза-ция аксонов (0,870); Экстрапирамидальные эффекты (0,863); Паника (0,843); Нарушения остроты зрения (0,821); Паркинсонизм (0,757); Бред (дели-риум) (0,749) Нарушение дыхания (0,865); Задержка дыхания (0,801); Внутренние кровотечения (0,911); Аплазия эритроцитов (0,909); Мерцательная аритмия (0,877); Гипотен-зия (ортостатическая) (0,841); Уремия (0,748); Железодефи-цитная анемия (0,731); Метгемоглобинемия (0,704) Кровавая рвота (0,887); Афтозные язвы (0,865); Же-лудочно-кишеч-ные кровотечения (0,835); Жировая инфильтрация печени (0,789); Нейтрофиль-ный дерматоз (0,941); Ацидоз (метаболический) (0,831); Блокада тромбоцитопо-эза (0,725); Фиброз (межуточной ткани) (0,722)
Фенол C5H5OH; Класс опасности II; ПДКр.з. =1 мг/м3
Озноб (0,940); Судороги (0,911); Паника (0,886); Эйфория (0,867); Демиелиниза-ция аксонов (0,818); Психомоторные расстройства (0,815); Психозы (0,714); Нарушение остроты зрения (0,713) Аритмичное дыхание (0,905); Задержка дыхания (0,809); Дыхательная недостаточность (0,752) Мерцательная аритмия (0,893); Внутренние кровотечения (0,859); Аплазия эритроцитов (0,841); Гипотензия (ортостати-ческая) (0,834); Ацидоз (молочнокислый) (0,779); Сосудистый токсикоз (0,748); Желе-зодефицитная анемия (0,737) Кровавая рвота (0,935); Афтозные язвы (0,900); Же-лудочно-кишеч-ные кровотечения (0,885); Повреждения печени («жирная печень») (0,760) Ацидоз (метаболический) (0,896); Ингибитор тромбо-цито-поэза (0,829); Фиброз соединительной ткани (0,824); Нейтро-фильный дерматоз (0,833)
В таблице перечислены патофизиологические эффекты, способствующие системному поражению организма человека, в скобках - математическая вероятность их возникновения
Выводы и предложения. Оценку степени загрязнения приземного слоя атмосферы автомобильных дорог необходимо проводить с учётом токсичного влияния ОГ ДВС, продуктов изнашивания шин, тормозных механизмов, дорожных покрытий, асфальтовый испарений, а также загрязнения промышленными предприятиями при различных метеоусловиях.
Применение стандарта «О допустимом уровне загрязнения приземного слоя атмосферы автомобильных дорог» и оценка результативности мероприятий по снижению объёма токсичных вредных веществ, рециркулирующих в приземном слое атмосферы должны рассматриваться как основные направления деятельности муниципальных образований по управлению экологической безопасностью города.
Литература
1. Сулейманов, И.Ф. Натурные исследования транспортных потоков и применение инструментальных методов для оценки качества атмосферного воздуха / И.Ф. Сулейманов, Г.В. Маврин, В.Г. Маврин, Э.И. Беляев, Р.Г. Хабибуллин, И.В. Макарова // Мир транспорта и технологических машин. - 2013. - № 4. - С 116-124.
2. Третьяк, Л.Н. О системном подходе к оценке влияния автотранспортных средств в процессе эксплуатации на экологию городов / Л.Н. Третьяк, А.С. Вольнов. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - №1. - С. 161-166.
3. Аргучинцева, А.В. Оценка загрязнения воздушной среды городов автотранспортом [Электронный ресурс] / А.В. Аргучинцева, В.К Аргучин-цев, О.В. Лазарь. - Режим доступа: http://www.izdatgeo.ru/pdf/gipr/2009-1/131.pdf -26.02.2017.
4. Вольнов, А.С. Математическая модель для оценки загрязнения автотранспортными потоками приземного слоя атмосферы на перекрёстках внутригородских автомобильных дорог/ А.С. Вольнов// Интеллект. Инновации. Инвестиции.- 2016.- №7. -С. 103-111.
5. Berkowicz, R. Modelling traffic pollution in streets [Электронный ресурс] / R. Berkowicz [et al.] // National Environmental Research Institute, Roskilde, Denmark. - Режим доступа: http ://www2. dmu.dk/1_vi-den/2_Miljoetilstand/3_luft/4_spredningsmodel-ler/5_OSPM/5_description/ModellingTrafficPollution _report.pdf - (дата обращения: 20.09.2016).
6. Другов, Ю.С. Методы анализа загрязнения воздуха / Ю.С. Другов, А.Б. Беликов, Г.А. Дъякова, В.М. Тульчинский. - М.: Химия, 1984. - 384 с.
7. Другов, Ю.С. Пробоподготовка в экологическом анализе / Ю.С. Другов, А.А. Родин. - СПб.: Анатолия, 2002. - 755 с.
8. Сайкин, А.М. Обоснование и разработка комплексных методов снижения загрязнения в кабинах карьерных самосвалов отработавшими газами дизелей. Дисс. .. .доктора техн. наук по специальности 05.05.03. / А.М. Сайкин. - Москва:
Научно-исслед. автомоб. и автомотор. Ин-т «НАМИ», 2010. - 393 с.
9. Способ управления экологической безопасностью городов. Заявка на изобретение 2015131242 Рос. Федерация, МПК в05Б 21/00, в 0Ш1/00, G05D 11/08, А6Ш 23/00/ Е.М. Герасимов, Л.Н. Третьяк, А.С. Вольнов, заявл. 27.07.2015.
10. Программа PASS Online / Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский институт биомедицинской химии имени В.Н. Ореховича» Российской академии медицинских наук (ФГБУ «ИБМХ» РАМН) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.way2drug.com/PASSOnline/ - 20.02.2017.