Научная статья на тему 'ПРОЕКТ СРЕДИЗЕМНОМОРСКОГО ПАКТА В ПОЛИТИКЕ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ФРАНЦИИ ЛУИ БАРТУ (ФЕВРАЛЬ-ОКТЯБРЬ 1934 Г.)'

ПРОЕКТ СРЕДИЗЕМНОМОРСКОГО ПАКТА В ПОЛИТИКЕ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ФРАНЦИИ ЛУИ БАРТУ (ФЕВРАЛЬ-ОКТЯБРЬ 1934 Г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
131
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПАКТ / ФРАНЦУЗСКАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЛОКАРНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ / БАЛКАНСКАЯ АНТАНТА / MEDITERRANEAN / REGIONAL PACT / FRENCH SECURITY SYSTEM / REGIONAL SECURITY / LOCARNO AGREEMENTS / BALKAN ENTENTE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Савинова Анна Григорьевна

Заключение Локарнских соглашений (1925), в некоторой степени разрядивших напряженную обстановку в европе, способствовало появлению ряда других проектов региональных пактов - Балканского Локарно, Прибалтийского Локарно, Восточного Локарно. Возникает и проект договора, охватывающего Средиземноморский регион, в котором после Первой мировой войны не было создано эффективной системы безопасности. В статье рассматривается дипломатическая деятельность Л. Барту, направленная на заключение средиземноморского соглашения, идея которого возникает еще на рубеже 20-30-х гг. XX в. Поскольку данный сюжет не нашел должного освещения в литературе, автор, опираясь на источники разного рода, в том числе на малоизвестные материалы архива французского дипломата р. Массильи, выявляет отношение французского министра иностранных дел к указанному соглашению, отмечает конкретные шаги, направленные на его реализацию, определяет место соглашения среди других французских региональных инициатив. Соглашение, охватывающее страны Средиземноморья, должно было стать одним из элементов системы безопасности, над которой работал французский министр, хотя оно и не играло первоочередной роли в его внешней политике, поскольку основная угроза в представлении французской дипломатии исходила от Германии. Во время пребывания на посту министра иностранных дел Л. Барту неоднократно обращался к идее пакта, меняя состав его предполагаемых участников в зависимости от международной обстановки. Принципиальным было одновременное участие италии и Югославии: поддержка этих стран была необходима французскому министру при строительстве своей системы безопасности. При этом он не был намерен сам инициировать заключение подобного соглашения, рассчитывая представить его как региональный замысел. В случае реализации Средиземноморского пакта Л. Барту предполагал достичь сближения с италией, а также усилить влияние Франции в балканском регионе. однако данное соглашение не отвечало интересам других средиземноморских игроков, поэтому попытки французского министра внести проект пакта в международную повестку не увенчались успехом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DRAFT OF THE MEDITERRANEAN PACT IN THE POLITICS OF THE FOREIGN MINISTER OF FRANCE LOUI BARTHOU (FEBRUARY-OCTOBER 1934)

The conclusion of the Locarno Accords in 1925 that defused to some extent the tense situation in Europe contributed to the appearance of other draft regional pacts - the Balkan, Baltic and East Locarnos. One of these draft treaties covered the Mediterranean region where there was no effective security system after WWI. The article discusses Barthou’s diplomatic measures for concluding a Mediterranean agreement. This idea dates back to the turn of the 1920s. Since this subject has not been adequately dealt with in the literature, the author, on the basis of various sources including little-known material from the archive of the French diplomat R. Massigli, analyzes the attitude of the French foreign minister to the agreement, specific measures that were taken for its implementation, and its significance among other French regional initiatives. The agreement covering the Mediterranean countries was to become one of the elements of the security system that the French minister was working on, although it did not play a primary role in his foreign policy since the French diplomacy regarded as the main threat Germany. Being the foreign minister, Barthou repeatedly evoked the idea of the pact, while modifying the list of its members due to the international situation. The simultaneous participation of Italy and Yugoslavia was fundamental. Their support was necessary in building the French minister’s security system. Nevertheless, he himself did not intend to initiate the conclusion of such an agreement, attempting to present it as a regional project. In the case of implementing the Mediterranean pact, Barthou thought to achieve rapprochement with Italy and to strengthen the influence of France in the Balkan region. However, this agreement did not meet the interests of other Mediterranean countries, and therefore, the French Minister’s attempts to include the draft pact in the international agenda were unsuccessful.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ СРЕДИЗЕМНОМОРСКОГО ПАКТА В ПОЛИТИКЕ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ФРАНЦИИ ЛУИ БАРТУ (ФЕВРАЛЬ-ОКТЯБРЬ 1934 Г.)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2019. № 4

А.Г. Савинова*

ПРОЕКТ СРЕДИЗЕМНОМОРСКОГО ПАКТА В ПОЛИТИКЕ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ФРАНЦИИ ЛУИ БАРТУ (ФЕВРАЛЬ-ОКТЯБРЬ 1934 г.)

A.G. Savinova

THE DRAFT OF THE MEDITERRANEAN PACT IN THE POLITICS OF THE FOREIGN MINISTER OF FRANCE LOUI BARTHOU (FEBRUARY-OCTOBER 1934)

Аннотация. Заключение Локарнских соглашений (1925), в некоторой степени разрядивших напряженную обстановку в Европе, способствовало появлению ряда других проектов региональных пактов — Балканского Локарно, Прибалтийского Локарно, Восточного Локарно. Возникает и проект договора, охватывающего Средиземноморский регион, в котором после Первой мировой войны не было создано эффективной системы безопасности. В статье рассматривается дипломатическая деятельность Л. Барту, направленная на заключение средиземноморского соглашения, идея которого возникает еще на рубеже 20-30-х гг. XX в. Поскольку данный сюжет не нашел должного освещения в литературе, автор, опираясь на источники разного рода, в том числе на малоизвестные материалы архива французского дипломата Р. Массильи, выявляет отношение французского министра иностранных дел к указанному соглашению, отмечает конкретные шаги, направленные на его реализацию, определяет место соглашения среди других французских региональных инициатив. Соглашение, охватывающее страны Средиземноморья, должно было стать одним из элементов системы безопасности, над которой работал французский министр, хотя оно и не играло первоочередной роли в его внешней политике, поскольку основная угроза в представлении французской дипломатии исходила от Германии. Во время пребывания на посту министра иностранных дел Л. Барту неоднократно обращался к идее пакта, меняя состав его предполагаемых участников в зависимости от международной обстановки. Принципиальным было одновременное участие Италии и Югославии: поддержка

* Савинова Анна Григорьевна, экскурсовод, историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

Savinova Anna Grigor'yevna, tour guide, State Historical and Cultural Museum-Preserve "The Moscow Kremlin"

+7-926-498-35-80; anna2510.25@mail.ru

этих стран была необходима французскому министру при строительстве своей системы безопасности. При этом он не был намерен сам инициировать заключение подобного соглашения, рассчитывая представить его как региональный замысел. В случае реализации Средиземноморского пакта Л. Барту предполагал достичь сближения с италией, а также усилить влияние Франции в балканском регионе. однако данное соглашение не отвечало интересам других средиземноморских игроков, поэтому попытки французского министра внести проект пакта в международную повестку не увенчались успехом.

Ключевые слова: Средиземноморье, региональный пакт, французская система безопасности, региональная безопасность, Локарнские соглашения, Балканская Антанта.

Abstract. The conclusion of the Locarno Accords in 1925 that defused to some extent the tense situation in Europe contributed to the appearance of other draft regional pacts — the Balkan, Baltic and East Locarnos. One of these draft treaties covered the Mediterranean region where there was no effective security system after WWI. The article discusses Barthou's diplomatic measures for concluding a Mediterranean agreement. This idea dates back to the turn of the 1920s. Since this subject has not been adequately dealt with in the literature, the author, on the basis of various sources including little-known material from the archive of the French diplomat R. Massigli, analyzes the attitude of the French foreign minister to the agreement, specific measures that were taken for its implementation, and its significance among other French regional initiatives. The agreement covering the Mediterranean countries was to become one of the elements of the security system that the French minister was working on, although it did not play a primary role in his foreign policy since the French diplomacy regarded as the main threat Germany. Being the foreign minister, Barthou repeatedly evoked the idea of the pact, while modifying the list of its members due to the international situation. The simultaneous participation of Italy and Yugoslavia was fundamental. Their support was necessary in building the French minister's security system. Nevertheless, he himself did not intend to initiate the conclusion of such an agreement, attempting to present it as a regional project. In the case of implementing the Mediterranean pact, Barthou thought to achieve rapprochement with Italy and to strengthen the influence of France in the Balkan region. However, this agreement did not meet the interests of other Mediterranean countries, and therefore, the French Minister's attempts to include the draft pact in the international agenda were unsuccessful.

Keywords: Mediterranean, regional pact, French security system, regional

security, Locarno agreements, Balkan Entente.

* * *

В феврале 1934 г. во Франции к власти пришло правительство Г. думерга, в представлении которого основная угроза французской безопасности исходила от Германии. Британский посол в Париже

Дж. Клерк отметил, что «премьер-министр Г. Думерг и его коллеги не верят ни в какие германские подписи»1. Министром иностранных дел в кабинете Г. Думерга стал Л. Барту. Он был намерен сдерживать Германию за счет усиления французской союзной системы, а также посредством создания блока с СССР2. Главным делом французского министра стал проект Восточного пакта, который многими политиками воспринимался как «восточное дополнение к основному договору Локарно»3.

Л. Барту планировал превратить Локарно во всеевропейский договорный комплекс4. Он прекрасно понимал, что ревизионистские устремления Гитлера и Муссолини могут способствовать сближению двух лидеров, поэтому стремился предупредить создание итало-германского блока, включив Италию в состав какого-либо договорного комплекса.

Существует ряд исследований о проектах региональных соглашений, инициированных французской дипломатией, — Восточном и Дунайском пактах. Однако дипломатическая деятельность Л. Барту по вопросу средиземноморского соглашения не нашла целостного освещения. Мы попытаемся проследить динамику развития идеи Средиземноморского пакта в 1934 г. и определить его место среди различных проектов региональной безопасности, исходивших в этот период от Франции.

Владения и зоны влияния Парижа в Средиземноморье в это время были значительными: ему принадлежали колонии, протектораты и мандатные территории Марокко, Алжир, Тунис и Сирия с Ливаном. Сохранение этих позиций не могло не волновать любое французское правительство, хотя приоритетом, безусловно, было европейское направление, от которого зависела безопасность самой Франции.

В средиземноморском регионе вызовом как для Франции, так и для Великобритании стала Италия под руководством Б. Муссолини. 18 марта 1934 г. в выступлении перед партией дуче заявил, что «исторические цели Италии лежат в Азии и Африке»5. Кроме того, в 1922-1932 гг. темпы итальянского военного судостроения были

1 Documents on British Foreign Policy (DBFP). Ser. 2. Vol. 6. London, 1957. № 463. Sir G. Clerk to Sir J. Simon. 20.06.1934.

2 Shorrock W.I. From Ally to Enemy. The Enigma of Fascist Italy in French Diplomacy. The Kent State Univ. Press, 1988. P. 84.

3 DBFP. Ser. 2. Vol. 6. № 455. Sir G. Clerk to Sir J. Simon. 14.06.1934.

4 Малафеев К.А. Европейская политика и дипломатия Франции в 1933-1939. Дисс. ... доктора ист. наук. М., 1998. С. 53.

5 Le Temps. 20.03.1934. Bulletin du Jour. Le Discours de M. Mussolini.

довольно интенсивными. Италия усилила свою морскую авиацию и укрепила систему морских баз. Морской бюджет Италии на 1934 г. составлял 1 224 780 477 лир6.

Как полагает З.С. Белоусова, поиски безопасности каждой страны или группы стран в межвоенный период шли в основном по двум направлениям: 1) дальнейшее наращивание военной мощи и разработка новых военных доктрин и 2) привлечение союзников, создание системы союзов7.

Если говорить о первом направлении, то в средиземноморском регионе Франция восстанавливала статус первоклассной морской державы. В период с 1922 по 1932 г. она создала мощные надводные силы и могущественный подводный флот, тщательно укрепила систему своих морских баз на средиземноморском театре. Морской бюджет Франции на 1934 г. составлял 2 954 874 113 франков8.

Однако больший акцент Париж делал на второе направление. Создание системы союзов было характерной чертой внешней политики Франции в межвоенный период. В июле 1934 г. в своем выступлении в Байонне Л. Барту заявлял, что «Франция стремится к сохранению мира и с этой целью предлагает заключить региональные пакты, которые дали бы гарантии странам-участницам против военной агрессии. Связанные с Локарнским договором, эти пакты имеют целью приобщить к политике Франции страны, которые в равной мере заинтересованы в сохранении мира»9.

Еще на рубеже 1920-1930-х гг. французская дипломатия начала разрабатывать идею так называемого Средиземноморского пакта — проекта, который появился и получил развитие в связи с проблемой военно-морского разоружения. Как отмечал французский дипломат Р. Массильи10, пакт задумывался как средство урегулирования военно-морского соперничества Франции и Италии при учете роли Испании11. Со временем идея военно-морского соглашения, не найдя поддержки ни у Италии, ни у Великобритании, видоизменилась

6 Иванов Л.Н. Морская политика и дипломатия империалистических держав. М., 1964. С. 299-300.

7 Белоусова З.С. Франция и европейская безопасность. М., 1976. С. 4.

8 Иванов Л.Н. Указ. соч. С. 301.

9 Le Temps. 17.07.1934. Le Discours de M. Barthou.

10 На тот момент Р. Массильи занимал должность помощника директора службы политических и торговых вопросов.

11 Centre des Archives Diplomatiques La Courneuve. Papiers d'Agents — Archives Privées (CADLC PA-AP). Massigli R. 217. Direction Politique. Vol. 11. Securité en Medi-teranneè et Accords de Nyon. Note. Pacte Mediterraneen. 26.01.1935.

и приняла форму пакта взаимопомощи12. Особый интерес к такой форме договора проявили балканские державы — на заседаниях Балканской Антанты звучали предложения о заключении Средиземноморского пакта с участием СССР, Румынии, Болгарии, Греции, Югославии, Турции при определяющей роли Франции и Италии13.

Соглашение, получившее название Средиземноморский пакт, рассматривалось французскими дипломатами и военными экспертами как возможное средство не допустить войны и агрессивных действий в этом регионе. Учитывая их интерес к идее средиземноморского соглашения, обращение к ней Л. Барту было вполне закономерным.

Весной 1934 г. французский министр в дополнение к Восточному пакту выдвинул идею заключения средиземноморского аналога с максимально широким кругом участников — Франция, Великобритания, Италия, Югославия, Греция, Румыния, Болгария и СССР. При этом основу «Средиземноморского Локарно» должно было составлять соглашение между Югославией и Италией14. Эти страны в тот момент разделяли серьезные противоречия в Центральной Европе, в то время как Франция нуждалась в содействии и Рима, и Белграда для формирования запланированной Барту системы региональных пактов.

Вовлечение Италии в подобного рода соглашения в тот момент рассматривалось как способ удержать ее от агрессивных намерений. Во всяком случае, турецкий министр иностранных дел Р. Арас именно в этом видел основной смысл Средиземноморского пакта, о чем он в начале мая заявил в беседе с французским послом Каммерером15. Следует сказать, что Арас и ранее проявлял активный интерес к

12 Состав участников подобного соглашения также не был четко определен. В различных редакциях участниками пакта могли стать Великобритания, Франция, Италия, Испания, Югославия, Албания, Греция, Турция и Египет (CADLC PA-AP. Massigli R. 217. Direction Politique. Vol. 11. Ministere de la Marine. Etat-Major General. Section d'Etude des Armements Navals. Preparation de la Conference General du Desarmement. Accord Mediterraneen. 19.12.1931; Preparation de la Conference General de Limitation et de Reduction des Armements. Comission Speciale (Sous-Comission "Securite"). Accord Mediterraneen. 21.12.1931).

13 CADLC PA-AP. Massigli R. 217. Direction Politique. Vol. 11. Note. Pacte Mediterraneen. 26.01.1935.

14 Рябоконь С.И. Позиция стран Балканской Антанты в период переговоров о Восточном пакте (февраль-октябрь 1934 г.) // Политика великих держав на Балканах и Ближнем Востоке (1933-1943 гг.). Свердловск, 1977. С. 20.

15 Documents Diplomatiques Français (DDF). Ser. 1. Vol. 6. Paris, 1972. № 188. M. Kammerer à M Barthou. 9.05.1934.

подобному соглашению16. Во время официального визита Араса в Париж 27 мая 1934 г.17 Л. Барту предложил ему на рассмотрение идею Средиземноморского пакта, включающего Турцию, Грецию, Югославию, Италию, Францию и Испанию при участии Великобритании18. Очевидно, Барту решил использовать Араса как пропагандиста этого проекта. Расчет оказался верным. Сразу после визита в Париж, в конце мая, р. Арас поднял вопрос о Средиземноморском пакте в беседе с британским послом в Австрии В. Селби19, а также при встрече с министром иностранных дел Великобритании Дж. Саймоном20. После Лондона Арас отправился в Женеву, где активно пропагандировал идею Средиземноморского пакта на конференции по разоружению21.

Безусловно, интерес к пакту Турции, игравшей значительную роль в Балканской Антанте, был выгоден Парижу, поскольку способствовал дальнейшему вовлечению стран Балканского полуострова в орбиту французской внешней политики. Тем не менее, это не являлось самоцелью договора. Как считает С.И. Рябоконь, цель пакта заключалась в устранении возможности итальянской агрессии в районе Средиземного моря22. Но пакт не был направлен против Италии: наоборот, необходимо было добиться ее включения в соглашение. Барту отмечал, что «мы непременно должны стремиться к улучшению отношений с Италией»23. Французская газета "Le Temps" развивала идею франко-итальянского диалога и отмечала, что «сотрудничество Франции и Италии является одним из условий обеспечения мира в Европе»24. Более того, в беседе с английским послом Дж. Клерком, состоявшейся 13 июня, Л. Барту заявлял, что «Средиземноморское Локарно», в случае своей реализации, обеспечит франко-итальянское взаимопонимание25. Отсюда можно сделать вывод, что в этом пакте

16 CADLC PA-AP. Massigli R. 217. Direction Politique. Vol. 11. Note. Pacte Mediterraneen. 26.01.1935.

17 Le Temps. 27.05.1934. Au quai d'Orsay.

18 Barlas D. Turkish Diplomacy in the Balkans and the Mediterranean // Journal of Contemporary History. Vol. 40. N 3. 2005. P. 14.

19 British Documents on Foreign Affairs (BDFA). Reports and Papers from the Foreign Office Confidential Print. Ser. B. Vol. 33. № 108. Sir W. Selby to Sir J. Simon. 28.05.1934.

20 Ibid. № 151. Annual Report for 1934.

21 CADLC PA-AP. Massigli R. 217. Direction Politique. Vol. 11. Note. Pacte Mediterraneen. 26.01.1935.

22 Рябоконь С.И. Указ. соч. С. 20.

23 DDF. Ser. 1. Vol. 6. № 340. M. Kammerer a M. Barthou. 15.06.1934.

24 Le Temps. 28.05.1934. Bulletin du Jour. L'Italie et la Politique de Paix.

25 DBFP. Ser. 2. Vol. 6. № 454. Sir G. Clerk to Sir J. Simon. 14.06.1934.

Барту в первую очередь видел средство сближения с Италией, которое было ему необходимо перед лицом германской угрозы.

Такой подход имел под собой некоторые основания, поскольку в тот момент сближение между Римом и Берлином вовсе не представлялось неизбежностью — державы будущей «оси» разделяли слишком серьезные противоречия. 14-15 июня в Венеции состоялась встреча Муссолини и Гитлера, в ходе которой два лидера обсуждали насущные проблемы, в том числе и принципиальный для обеих сторон вопрос об аншлюсе. Согласие так и не было достигнуто, и огорченный итогами встречи Муссолини передал Барту приглашение посетить Рим, тем самым показывая свою готовность к диалогу26. Однако французский министр полагал, что визит может состояться лишь тогда, «когда к нему будет подготовлена почва»27. Очевидно, речь шла о сближении Италии с балканскими союзниками Франции на основе включения Рима в систему региональных соглашений. Для этого французский министр старался воспользоваться разладом в итало-германских отношениях.

20 июня состоялся отъезд Барту в Бухарест и Белград28, где он выступал в поддержку укрепления статус-кво и осуждал принцип договорного ревизионизма29. Уже 23 июня (спустя неделю после встречи Муссолини и Гитлера) в "Le Temps" появилась заметка о визите Барту в Бухарест, где он выразил желание включить Италию в Средиземноморский пакт30. В Бухаресте Барту присутствовал на заседании Совета Малой Антанты, где темой для обсуждения стали различные региональные соглашения, в том числе Восточное Локарно и Средиземноморский пакт31. После этого в интервью румынской газете "Universul" Барту выразил мнение, что «Средиземноморский пакт мог бы стать элементом мира»32. Турецкая газета "Cumhuriyet" сообщала, что на встрече Франции и стран Малой Антанты было принято решение о создании Средиземноморской Антанты, которая будет включать Францию, Югославию, Грецию, Турцию и Болгарию33. При этом в переписке со своими сотрудниками Барту отмечал, что

26 Малафеев К.А. Луи Барту. Политик и дипломат. М., 1988. С. 145.

27 DBFP. Ser. 2. Vol. 6. № 454.

28 Табуи Ж. 20 лет дипломатической борьбы. М., 2005. С. 148.

29 Shorrock W.I. Op. cit. P. 87.

30 Le Temps. 23.06.1934. M. Barthou à Bucarest.

31 Le Temps. 25.06.1934. Le Voyage de M. Barthou.

32 Le Temps. 26.06.1934. Declarations de M. Barthou sur la Politique International.

33 Цит. по: Barlas D. Op. cit. P. 15.

для «успеха проекта важно, чтобы инициатива была предпринята другими державами»34, а не Францией.

Привлечение балканских игроков являлось для Барту принципиальным моментом. Более того, весь проект он старался представить как их инициативу. В результате другие страны, которые ранее включались в первоначальные проекты Средиземноморского пакта, оказались за его пределами. Это, в частности, касалось Испании. Испанская газета "El Debate", комментируя поездку Барту в Бухарест, отмечала что «Испания была забыта другими участниками проекта Средиземноморского пакта. Без нашего согласия ничто не может быть предпринято в Средиземноморье ни в вопросе гарантий, ни в вопросе военно-морских соглашений»35. В ответ на это Барту советовал французскому послу в Мадриде обратить внимание испанцев на то, что «идея Средиземноморского пакта достигла большого прогресса в последние месяцы и нашла ... своего неофициального пропагандиста в лице министра иностранных дел Турции». Иными словами, он хотел убедить испанцев, что это была идея скорее турецкая, чем французская. Впрочем, Барту указывал, что в случае необходимости Франция «озаботится сохранением в пакте места для Испании»36. В 1934 г. Восточное Средиземноморье, очевидно, представляло для Франции больший интерес, чем Западное. К тому же процесс отдаления между Мадридом и Парижем был обоюдным: доминирующая роль Франции в испанской внешней политике постепенно сходила на нет, правящие круги Испании, со своей стороны, отходили от франкофильского курса, отдавая предпочтение Англии37.

В вопросе о региональном соглашении Барту уделял особое внимание роли Белграда. По мнению английского посла Дж. Клерка, само возвращение к идее Средиземноморского пакта в 1934 г. было обусловлено необходимостью наладить итало-югославский диалог, имеющий принципиальное значение для Юго-Восточной Европы38, т. е. для сохранения целостности Австрии. Французская журналистка Ж. Табуи указывает, что еще «в последние годы жизни Бриана Кэ д'орсэ предложило Югославии заключить тройственный пакт с Италией и Францией». Этот пакт встретил противодействие Италии, а затем и югославских генералов, которые дали понять Франции, что

34 DDF. Ser. 1, Vol. 6. № 378. M. Barthou à M. Herbette. 23.06.1934.

35 Le Temps. 17.07.1934. L'Espagne et le Projet d'un Pacte Mediterraneen; DDF. Ser. 1. Vol. 6. № 371. M. Herbette à M. Barthou. 23.06.1934.

36 DDF. Ser. 1. Vol. 6. № 378. M. Barthou à M. Herbette. 23.06.1934.

37 Овинников Р.С. За кулисами политики невмешательства. М., 1959. C. 36.

38 DBFP. Ser. 2. Vol. 6. № 458. Sir G. Clerk to Sir J. Simon. 15.06.1934.

они не хотят сокращать свои вооруженные силы, поскольку благодаря им Югославия еще могла противостоять Италии. В ту пору переговоры затянулись. Но около двух лет назад Муссолини демонстративно отказался от этого пакта, «без которого, — убежденно заявил мне Барту, — не может быть настоящего мира на Балканах»39.

В связи с этим кажется закономерным то, что в Белграде Барту собирался вести переговоры с югославским королем Александром «о возможностях сближения между Белградом и Римом. Он полагал, что подобное сближение могло бы в случае необходимости стать основой для Средиземноморского Локарно, которое должно стабилизировать положение в районе Средиземного моря»40. Натянутые итало-югославские отношения препятствовали франко-итальянскому сближению. Тем не менее, Барту делал упор не на трехсторонний (франко-итало-югославский), а на коллективный пакт, хотя и подчеркивал, что «в данный момент изучаются различные формулы»41. Как отмечал генеральный секретарь французского МИД А. Леже, именно общее соглашение могло получить итальянскую поддержку, но при условии, что Муссолини будет позволено играть в нем значительную роль. Трехстороннее соглашение Италия не была намерена поддерживать42.

Муссолини был недоволен балканской поездкой Барту43. Италия относилась с неодобрением к тому, что для Барту франко-итальянское сближение было обусловлено необходимостью наладить диалог Италии и Малой Антанты, в частности, Рима и Белграда44. Статс-секретарь МИД Италии Ф. Сувич заявлял, что «итальянское правительство относится отрицательно к договорам, лишенным ясного, конкретного содержания и не обладающим реальной, действенной силой»45. Итальянская пресса развернула целую кампанию против системы региональных пактов. По мнению "Lavoro Fascista", «в предложении о Восточном пакте нет ничего ясного, а практическая польза от такого пакта будет нулевой. Что касается Средиземноморского

39 Табуи Ж. Указ. соч. С. 165.

40 Там же. С. 150.

41 Le Temps. 29.06.1934. Revue de la Presse.

42 DBFP. Ser. 2, Vol. 6. № 458. Sir G. Clerk to Sir J. Simon. 15.06.1934.

43 Малафеев К.А. Луи Барту... С. 147.

44 Ormos Sz. Sur les Causes de l'echec du Pacte Danubien // Acta Historica Academiae Scientiarum Hungaricae. Vol. 14 N 1/2. 1968. P. 25-26.

45 Документы внешней политики СССР (ДВП). Т. 17. М., 1971. № 196. Запись беседы Полпреда СССР в Италии со Статс-секретарем МИД Италии Ф. Сувичем. 11.06.1934.

Локарно, это лишь старая идея, возвращенная в оборот, и ее нельзя реализовать без участия Британии — тоже средиземноморской державы»46.

Важным звеном в дипломатической борьбе за коллективную безопасность Л. Барту считал обретение в этом деле поддержки Англии как основного гаранта Локарнского пакта47. 9 и 10 июля 1934 г. в Лондоне состоялись франко-британские переговоры, в ходе которых Л. Барту познакомил английского министра иностранных дел Дж. Саймона со своей концепцией региональных пактов. Барту подчеркивал, что в случае подписания договора Восточного Локар-но, неизбежно встанет вопрос о Средиземноморском пакте. Он не исключал того, что в ближайшее время французское правительство обратится к британским коллегам с предложением дополнить Восточное Локарно Средиземноморским аналогом. Барту оговорил возможность франко-британских консультаций и совместных действий по этому вопросу. Он также предложил обсудить пакт на следующей встрече48. Упоминание Средиземноморского пакта в ряду с другими региональными соглашениями говорит о том, что он был значим не сам по себе, а лишь в комплексе с другими договорами. Примечательно и то, что в ходе лондонской беседы о средиземноморском соглашении Барту ссылался на греческого министра иностранных дел Н. Политиса и его выступление в пользу региональных соглашений перед Комитетом по безопасности в Женеве49. Французский министр старался добавить значимости Средиземноморскому пакту, отмечая заинтересованность в нем региональных держав. Действительно, согласно донесениям французских дипломатов, в июле 1934 г. интерес к пакту проявляли Турция, Греция и Румыния50, однако конкретных очертаний эта идея тогда так и не обрела. Даже такой убежденный ее сторонник, как глава турецкого МИД Р. Арас в беседе с французским послом говорил о пакте, как об «очень желательной возможности, реализация которой сопряжена с большими трудностями»51.

Визит Барту в Лондон широко освещался во французской прессе. Корреспондент газеты "Le Temps" отмечал, что Великобритания ценит усилия Франции по поддержанию мира. Касаемо Средиземноморского пакта, передавал корреспондент, «он мог принять более

46 Le Temps. 24.06.1934. L'Italie contre les Pactes Reginaux.

47 Малафеев К.А. Европейская политика и дипломатия... С. 55.

48 DDF. Ser. 1. Vol. 7. Addendum. M. Corbin à M. Barthou. 11.07.1934.

49 Ibidem.

50 DDF. Ser. 1. Vol. 6. № 453 (10.07.1934), № 465 (13.07.1934) , № 476 (17.07.1934).

51 DDF. Ser. 1. Vol. 6. № 453. М. Kammerer à M. Barthou. 10.07.1934.

точную форму в переговорах, которые могут состояться в ближайшем будущем»52. Однако вопрос о средиземноморском соглашении в англо-французском диалоге более не поднимался. Вероятно, отсутствие интереса к пакту со стороны Лондона повлияло и на представления Барту о путях его реализации: согласно инструкции французского министра, посол Франции в Риме в беседе с Муссолини должен был подчеркнуть, что Париж «не намерен брать на себя инициативу по предложению Средиземноморского пакта»53.

По мнению Ф. Сувича, «визит Барту в Лондон не будет иметь положительного эффекта». Заявление статс-секретаря касалось не только Восточного пакта, но и средиземноморского аналога. «Если бы итальянское правительство хотело пакт с Югославией, оно бы заключило прямое соглашение без посредничества Франции»54, — заявлял Ф. Сувич. В первую очередь, Италию интересовало решение военно-морского вопроса: она требовала паритета с Францией55. Поскольку для Парижа это было неприемлемо, итало-французское сближение не получало развития.

Ситуация изменилась, когда 25 июля гитлеровцы организовали в Вене путч и убили австрийского канцлера Э. Дольфуса. Попытка аншлюса потрясала как Муссолини, так и Барту. Вместе с Думер-гом он пришел к следующему выводу: «Германия неизбежно будет добиваться аншлюса, дабы завладеть выходом к Средиземному морю... пока Италия заинтересована в том, чтобы предотвратить германское продвижение в этом направлении»56. Таким образом, заинтересованность в защите австрийской независимости могла стать основой для франко-итальянского сближения. К концу сентября Барту подготовил проект многосторонней договорной комбинации, в которую должны были войти Франция, Италия и страны Малой Антанты57. Проект Дунайского пакта был призван гарантировать независимость Австрии от посягательств гитлеровской Германии58. Как отмечает О.В. Пирумова, «главной особенно-

52 Le Temps. 12.07.1934. La Visite de M. Barthou a Londres.

53 DDF. Ser. 1. Vol. 6. № 487. M. Chambrun a M. Barthou. 20.07.1934.

54 DBFP. Ser. 2. Vol. 6. № 517. Sir E. Drummond to Sir G. Clerck. 19.07.1934.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

55 Le Temps. 20.07.1934. Bulletin du Jour. La Preparation de la Conference Navale.

56 ДВП. Т. 17. № 367. Телеграмма Временного Поверенного в Делах СССР во Франции в НКИД СССР. 24.10.1934.

57 Малафеев К.А. Луи Барту... С. 149.

58 Волков В.К. Проект Дунайского гарантийного пакта и Малая Антанта (1934-1935) // Политиката на Великите Сили на Балканите в Навечерието на Втората Световна Война. София, 1971. С. 5.

стью решения Барту проблемы франко-итальянских отношений было то, что Барту включал соглашение с Италией в общий план обеспечения национальной безопасности Франции, безопасности Центральной и Юго-Восточной Европы»59. При этом для Барту не имело принципиального значения, посредством какого пакта будет достигнуто включение Италии во французскую договорную систему — Средиземноморского или Дунайского. Важно было участие малых стран, в частности, Югославии.

Несмотря на обострение итало-югославских отношений по вопросу Австрии (на границе Австрии концентрировались итальянские войска, вторжение которых в Австрию Югославия не могла допустить), на сессии Постоянного совета Малой Антанты в Женеве 13-14 сентября 1934 г. было принято решение приветствовать франко-итальянское сближение60.

19 сентября Л. Барту, после вступления СССР в Лигу Наций (в чем Франция сыграла весьма значительную роль) заявлял своим сотрудникам: «Моя главная задача достигнута. Правительство СССР теперь будет сотрудничать с Европой, и когда король Югославии Александр прибудет в Париж, я буду иметь возможность приступить с ним к обсуждению вопроса о Средиземноморском Локарно»61.

Барту придавал большое значение визиту югославского короля Александра I Карагеоргиевича во Францию. Ж. Табуи пишет, что «Барту будет пытаться вместе с королем Александром изыскать пути для возрождения из пепла этого трехстороннего (франко-итало-югославского. — А.С.) пакта! Он даже рассчитывает обсудить возможность создания Средиземноморской Антанты с участием Югославии, Греции, Италии и Франции»62. Как можно видеть, французский министр не придерживался строгой концепции Средиземноморского пакта, выдвигая различные вариации соглашения в зависимости от международных обстоятельств. Стабильно было одно: одновременное участие Италии и Югославии. «На этот раз я действительно сделаю кое-что для моей страны, — восклицает Барту. — Этот визит Александра будет иметь важное значение, и он позволит мне поехать затем в Рим, имея уверенность в успехе»63.

59 Пирумова О.В. Франко-итальянские отношения накануне итало-эфиопской войны // Дипломатические отношения западноевропейских стран между двумя мировыми войнами. Ярославль, 1977. С. 43.

60 Волков В.К. Указ. соч. С. 13-14.

61 Табуи Ж. Указ. соч. С. 161.

62 Там же. С. 165.

63 Там же. С. 166.

Французский министр был готов начать переговоры с Муссолини, лишь заручившись согласием Югославии на сближение с Италией.

Но если Барту видел в средиземноморском соглашении средство сближения с Италией, то его непосредственные участники — балканские державы — воспринимали пакт как возможность для развития межбалканского сотрудничества и солидарности, устранения конфликтов. Югославский дипломат Б. Пурич утверждал: «Единственным средством долговечной консолидации Балканской Антанты может быть заключение Средиземноморского пакта, включающего в себя Италию. Это соглашение позволило бы Италии совместно с Францией гарантировать статус-кво на Балканах, а также оно заключило бы Италию в дружественные объятия»64.

В конечном итоге планам Барту не суждено было сбыться. Его активная дипломатическая деятельность вызывала недовольство Гитлера, и против французского министра был подготовлен террористический акт, получивший название «Тевтонский меч». 9 октября 1934 г. Л. Барту был смертельно ранен в Марселе в результате покушения хорватских и македонских националистов на прибывшего во Францию с официальным визитом короля Югославии Александра I65. Как отмечает Ж.-Б. Дюрозель, «смерть Барту была смертью подлинной политики союзов»66. Известный британский журналист Ж.Л. Гарвин писал, что «без возобновления сотрудничества Франции, Италии и Югославии ничто в конечном итоге не сможет продлить независимость Австрии и защитить краеугольный камень европейской безопасности»67.

После убийства Л. Барту начала меняться политическая ориентация Франции. И хотя события еще по инерции шли по заданному ранее направлению, в целом линия нового главы внешнеполитического ведомства Франции П. Лаваля имела выраженный крен в сторону политики «умиротворения»68. Желание французской дипломатии заключить какой-либо средиземноморский договор с участием Италии в конечном итоге приняло форму соглашения Муссолини-Лаваля. Как справедливо отмечает Н.Д. Смирнова, «если

64 DDF. Ser. l.Vol. 8. № 42. M. Knobel, Chatge d'Affaires de France a Belgrade, a M. Laval, Ministre des Affaires Etrangeres. 08.11.1934.

65 Малафеев К.А. Луи Барту... С. 152-153.

66 Дюрозель Ж.-Б. Л. Барту и франко-советское сближение в 1934 г. // Французский ежегодник. М., 1962. С. 453.

67 Le Temps. 15.10.1934. Lopinion a l'etranger. En Grand-Bretagne.

68 Чубарьян А.О. Упущенные возможности и исторические уроки // Европа между миром и войной. М., 1992. С. 212.

для Барту сближение с Италией рассматривалось в качестве одного из промежуточных этапов на пути общеевропейского урегулирования в интересах создания системы коллективной безопасности, то для Лаваля достижение договоренности с Италией сводилось к обоюдовыгодному империалистическому торгу»69.

Таким образом, в 1934 г. средиземноморский регион оставался в поле зрения французских политиков. Более того, он должен был стать составной частью системы безопасности, над которой активно работал Л. Барту и которая включала в себя реализацию ряда региональных пактов — Восточного, Средиземноморского, Дунайского.

Идея Средиземноморского пакта, который рассматривался как аналог Локарнских соглашений, оставалась для Л. Барту актуальной в течение всего периода пребывания на посту министра иностранных дел, хотя, безусловно, она занимала подчиненное положение по отношению к планам Восточного пакта. С помощью Средиземноморского соглашения французский министр в первую очередь рассчитывал сблизиться с Италией и отсрочить решение насущных проблем во взаимоотношениях с Римом. В то же время пакт мог стать инструментом расширения французского влияния на Балканах. Однако намерения французского министра далеко не всегда совпадали с интересами потенциальных партнеров из числа стран Балканской Антанты и коренным образом расходились с планами Италии, которая отвергала идею любых коллективных соглашений. Это и послужило главной причиной провала идеи Средиземноморского пакта на данном этапе.

References

Barlas D. Turkish Diplomacy in the Balkans and the Mediterranean// ]отш1 о/Сспtemporary History. 2005. Vol. 40. N 3, pp. 2-39.

Belousova Z.S. Frantsiya iyevropeyskaya bezopasnost' [Fr ance and European Security]. Moscow: Nauka, 1 976.418 p.

Chubar'yan A.O. Upushchennyye voдmozhnnsti i isfor^es^e uroki [Lost Opportunities and Historical Lessons] // Yevropa mezhdu mirom i voynoy [Europe between Peace and War]. Moscow: Nauka, -992, pp. 20 1-2и4.

Duroselle J.-B. L. Barth ou i franko-sovetskoye sbl^zhnn^yy^ v 1934g. [Li B5rthou and the Franco-SovM Rapprochement in 1934] // Frantsuzskiy yezhegodnik [French Yearbook]. Moscow: Izdatel'stvo AN SSSR, 1961, pp. 444-457.

Ivanov L.N. Morskaya poltiika i diplometiya imperialisaicУeskikh derzhav [Maritime Policy аnd Diplomacy of the Imperialist Powers]. Moscow: Nauka, 1964. 444 p.

69 Смирнова Н.Д. Политика Италии на Балканах. М., 1979. С. 89.

Malafeyev K.A. Louis Barthou. Politik i diplomat [Louis Barthou. Politician and Diplomat].Moscow: Mezhdunarodnyye otnosheniya, 1988. 1722 pi.

Malafeyev K.A. Yevropeyskayapoliti8a i diplomatiya Frantsii v 1933-1939gg. [Europaan Politics and Diplomacy of Francp in 1933—19939]. Doctor in History Dissertation. Moscaw: Moskovskiy gosudarstvennyy otkrytyy pedagogicheskiy universitet, 1998. 278 p.

Ormos Sz. Sur les Causes de lechec du Pacte Danubien // Acta Historica Academiae Sciantiarum Hunoaricae. 1968. Vol. 1d. N 1/2, pp. 21-83 .

OvinnikovR .S. Za kuliramipolitidi "nevmeshatel'stva" [Behind the Curtains ofthe Policy o f "Non-intrrference"]. Moscow: Izdatel'stvo IMO, 1959. 326 p.

Pirumova O.V. Franko-ital'yanskiye otnosheniya nakanune italo-efioptkoy foyny [Franco-Itrlian Relations on thi Eve o1 the Italo-Ethiopian War] // Diplomatichcfkiye otrosheni"a zapadmyevropeyskikh stran mezhdu dvumya mirovymi fttpnrmi [Dipltmatic Relations of Western European Countries between the Two World Wars].Yaroslavl' : YarGU, "977, pp. 38-49.

Ryabokon' S.I. Pozitsiya strfd Oalkanskoy Antanty v period piregovorov c Vottochnom pakte dfevral'-oktyabr' 1934 99.) [The Position of the Countries of the Balkan Entente during the Eastern Pact Negotiations (February-October 19934:)) // Politika velikikh Herzhav na Balkanakh iBlizhnem Vostoke (1933-1943 gg.) [The Politics of the Great Powers in the Balkans and the Middle E ast (193 3-1943)]. Sverdlovsle: UreFskiy uniHernitet, 1977, pp. 3-288.

Shorrock W.I. From Ally to Enemy. The Enigma of Fascist Italy in French Diplomacy. London: The Kent State University Press, 1988. 355 p.

Smirnova N.D. Politika ШШ na Balkanakh [ The Politics of Italy in the Balkanse. Moscow: Nauka, 1 9791. 318p.

Turkish Foreign Policy, 1919-2006: Facts and Analyses with Documents. Salt Lake City: University of Utah Press, 2010. 968 p.

Volkov V.K. Proyekt Dunayskogo garantiynogo pakta i Malaya Antanta (19341935) [A Draft of the Danube Guarantee Pact and the Small Entente (1934-1935)] // Politikata na Velikite Sili na Balkanite v Navecheriyeto na Vtorata Svetovna Voyna [The Politics of the Great Powers in the Balkans on the Eve of World War II]. Sofia: Izdatelstvo na Bulgarska akademiya na naukite, 1971, pp. 5-37.

Zhivkova L. Anglo-turetskiye otnosheniya, 1933-1939 [Anglo-Turkish Relations, 1933-1939]. Moscow: Progress, 1975. 199 p.

-осгупрлс f род.кцрю 31 сентября 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.