влиянии текстовых изображений на людей привели к повышению понимания в 98% экспериментов [14]. Это связано с тем, что визуальная информация легче обрабатывается человеческим мозгом и имеет высокую скорость передачи.
Выводы. Подводя итоги рассмотрения данного педагогического условия, синтезируем его основные характеристики:
> информация является инструментом принятия правильного решения;
> информация должна захватить внимание;
> визуализация позволяет наглядно представить услугу;
> визуализация вызывает определенные ассоциации и лучше запоминается;
> визуальный контент - ценный инструмент донесения информации до человека;
> визуальная информация превалирует над текстом;
> визуальный контент вызывает живые эмоции, и это приводит к визуальной коммуникации;
> распространение визуальной информации связано с развитием технологий.
Литература:
1. Борисов, Е.Е. Визуализация как актуальное направление распространения информации / Е.Е. Борисов // «Молодой учёный». № 22 (260). - Май 2019 г. - С. 611-614
2. Симакова, С.И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/vliyanie-novyh-tehnologiy-na-vizualnyy kontentzhurnalistskih
3. Смирнова, Е.А. Инфографика в системе журналистских жанров / Е.А. Смирнова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. - 2012. - №. 11. - С. 92-95
4. Специфика источников информации в журналистике данных // Электронный научный журнал «Медиаскоп» -Технологии медиапроизводства [Электронный ресурс]: http://www.mediascope.rU/taxonomy/term/9/feed#2
5. Шевченко, В.Э. Визуальная история как новый вид журналистского сообщения (на примере украинских журналов) / В.Э. Шевченко // Журналистский ежегодник. - 2013. - №. 2. - С. 48-51
6. Assumpcio, H.M., Miguez-Gonzalez I. and Lozano-Monterrubio N. «YouTube usage by Spanish tourist destinations as a tool to communicate their identities and brands», Journal of Brand Management, 2017 / H.M. Assumpcio, I. Miguez-Gonzalez, N. Lozano-Monterrubio. - Vol. 24. - № 3. - Pp. 211-229
7. Cambridge Dictionary. URL: http://dictionary.cambridge.org/dictionary/british/content_2
8. Duncan, D., Bathurst D. and Bathurst R. The Telling Image: The Changing Balance between Pictures and Words in a Technological Age, 1990 / D. Duncan, D. Bathurst, R. Bathurst. - Oxford: Clarendon Press. - P. 184
9. Eerang, P. and Sangkyun K. Are we doing enough for visual research in tourism? The past, present, and future of tourism studies using photographic images, International Journal Tourism Research, 2018 / P. Eerang, K. Sangkyun. - Vol. 1. - № 9. -Pp. 10-21
10. Garrod, B. Understanding the Relationship between Tourism Destination Imagery and Tourist Photography, Journal of Travel Research, 2009 / B. Garrod. - Vol. 47. - № 3. - Pp. 346-358
11. Harp, S.F. and Meyer R.E. The Role of Interest in Learning from Scientific Text and Illustrations: On the Distinction Between Emotional Interest and Cognitive Interest, Journal of Educational Psychology, 1997 / S.F. Harp, R.E. Meyer. - № 89, Pp. 92-102
12. Information and communication technology // UNWTO World Tourism Barometer. - 2007. - № 1. - Р. 19
13. Kosslyn, S.M. Clear and to the Point: 8 Psychological Principles for Compelling PowerPoint Presentations, 2007 / S.M. Kosslyn. - Oxford UP. - P. 222
14. Levie, W.H. and Lentz R. Effects of Text Illustrations: A Review of the Research, 1982 / R. Lentz, W.H. Levie. - Vol. 30, № 4, Pp. 195-232
15. Paivio, A. Mental Representations: A Dual Coding Approach, 1990 / A. Paivio. - New York: Oxford UP. - P. 336
16. Reed, S.K. (2010), Thinking Visually, 2010 / S.K. Reed. - New York: Psychology Press. - P. 239
17. Robinson, P. Emediating the tourist gaze: memory, emotion and choreography of the digital photograph: Information Technology & Tourism, 2014 / P. Robinson. - Vol. 14. - № 3. - Pp. 177-196
18. Summer. Nieman Reports:The Nieman Foundation for Journalism at Harvard University, 2010 / Summer. - Vol. 64. -№ 2. - P. 13
Педагогика
УДК 37
кандидат педагогических наук, доцент Степанова Людмила Валерьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Максимова Лена Иннокентьевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); учитель начальных классов Туменбаева Любовь Ильинична СОШ № 17 (г. Якутск)
ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРОВ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
МАСТЕРСТВА
Аннотация. Статья посвящена вопросам создания центров непрерывного повышения квалификации и педагогического мастерства (далее ЦНПК и ПМ) на базе вузов, в которых есть все необходимые предпосылки и реальные перспективы. В содержании представлены основные направления деятельности таких центров, организационная структура, подчеркивается наличие современных тенденций на региональном рынке образовательных услуг, которая должна способствовать более интенсивному увеличению объема спроса на гибкие образовательные программы по приоритетным направлениям развития образования всех уровней; реализацию моделей инновационной подготовки с учетом региональной специфики и особенностей потребительского сегмента; созданию новых коммерческих продуктов на основе интеллектуальной деятельности научно-педагогических кадров.
Ключевые слова: повышение квалификации, центр педагогического мастерства, образовательная программ, выпускник, молодой специалист, проект, региональный, профессиональная переподготовка, инновации.
Annotation. The article is devoted to the issues of creating centers for continuous professional development and pedagogical skills (hereinafter referred to as TSNPC and PM) on the basis of universities that have all the necessary prerequisites and real
prospects. The content presents the main activities of such centers, the organizational structure, emphasizes the presence of modern trends in the regional market of educational services, which should contribute to a more intensive increase in demand for flexible educational programs in priority areas of education development at all levels; the implementation of innovative training models taking into account regional specifics and features of the consumer segment; the creation of new commercial products based on the intellectual activity of scientific and pedagogical personnel.
Keywords: professional development, center of pedagogical excellence, educational program, graduate, young specialist, project, regional, professional retraining, innovation.
Введение. В настоящее время в сфере высшего образования на северо-востоке России реализуется комплексная научно-образовательная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей региона. На ближайшую перспективу разрабатываются примерные образовательные программы до 2030 г., предусматривающие применение различных моделей и алгоритмов построения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
В рамках региональных образовательных проектов возможно создание центров непрерывного повышения квалификации и педагогического мастерства (далее ЦНПК и ПМ) на базе вузов, в которых есть все необходимые предпосылки и реальные перспективы.
В региональных центрах непрерывного повышения квалификации и педагогического мастерства при вузах целесообразно осуществлять реализацию следующих направлений:
1. Подготовка педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального и высшего образования.
2. Дополнительное образование учителей, преподавателей, научно-педагогических работников, руководителей образовательных учреждений.
3. Профессиональное сопровождение молодых специалистов ДОО, школ, колледжей и вузов.
В Приказе МО и Н России от 1 июля 2013 г. №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» говорится, что «дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)» [4].
В условиях внедрения профессиональных стандартов [5], различных сценариев профессиональной подготовки и переподготовки учителей, а также реализации долгосрочной кадровой политики современной системы образования, деятельность ЦНПК и ПМ предполагает осуществление комплекса уникальных по своей сути образовательных программ (например, программа «100 магистров», программа аспирантуры «100 аспирантов»), дополнительных образовательных, вариативных и модульных программ (например, программы стажировки, развивающие программы, адаптивные индивидуальные программы для одаренных детей, программы сопровождения) с применением инновационных технологий (цифровое и проектное обучение, онлайн-курсы, кейс-технологии, интерактивные и сетевые технологии, имитационные тренинги и др.) [2]. Для эффективного функционирования ЦНПК и ПМ необходимо предусмотреть следующую организационную структуру (см. таблицу 1).
Таблица 1
Организационная структура ЦНПК и ПМ
№ Структура Персонал Кол-во шт. ед.
1. Отдел управления Директор Заместитель директора 1 1
2. Административный отдел Главный бухгалтер (ведущий экономист) Делопроизводитель Системный администратор (ведущий программист) 1 1 1
3. Аналитический отдел Начальник Ведущий специалист 1 1
4. Отдел дистанционного и сетевого образования Начальник Ведущий специалист 1 1
5. Отдел координации образования и учебно-методической деятельности Начальник Ведущий специалист 1 1
6. Отдел международного сотрудничества Начальник Ведущий специалист 1 1
Итого: 13
Современные тенденции на региональном рынке образовательных услуг способствуют более интенсивному увеличению объема спроса на флагманские программы по приоритетным направлениям развития образования всех уровней; реализацию моделей инновационной подготовки с учетом региональной специфики и особенностей потребительского сегмента; созданию новых коммерческих продуктов на основе интеллектуальной деятельности научно-педагогических кадров. В Региональном проекте «Учитель будущего» предусматривается обновление онлайн-базы программ переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, программ педагогической магистратуры, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий [6].
Для удовлетворения потребностей в приращении профессиональной компетентности педагогов ЦНПК и ПМ целесообразна реализация формальных, информальных, неформальных образовательных услуг для учителей, преподавателей, руководителей и молодых специалистов региональных (муниципальных) систем управления образования, мастеров производственного обучения, специалистов смежных сфер и заинтересованных лиц в освоении флагманских программ.
Организация дополнительного образования специалистов педагогического профиля рассматривается как еще одно направление из задач управления инновационными процессами в региональной системе образования. Так, благодаря сетевым формам реализации образовательных программ расширяется спектр актуальных вариативных курсов для развития профессиональных компетенций.
Профессиональное сопровождение молодых специалистов ДОО, школ, колледжей и вузов могло предусматривать создание оптимальных условий и внедрение целостной системы непрерывного профессионального образования, целенаправленную поддержку в адаптации выпускников педагогических учебных заведений, трудоустройство и сопровождение молодых специалистов в системе образования; формирование ее кадровых ресурсов системы.
С целью помощи и поддержки в успешной адаптации в сфере профессиональной деятельности учителя целесообразно создание онлайн-консалтинга (экспертное, процессное и обучающее консультирование).
Содействие трудоустройству выпускников требует:
- создания сайта «Выпускник» с постоянно пополняемым банком вакансий, а функционирование сообществ в социальных сетях Instagram, Telegram, Facebook и Вконтакте;
- оказания консультативной помощи в организации взаимодействия и сотрудничества с участниками образовательного процесса; освоении трудовых функций непосредственно на производстве;
- содействия органов сферы труда и занятости населения, вузовских центров карьеры, потенциальных работодателей;
- организации различных форм для привлечения работодателей и потенциальных работников для поиска приемлемых вакансий для студентов и выпускников: ярмарки вакансий, встреч-презентаций, видео-конференций, тренинги и т.п.;
- консультирования студентов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья по вопросам профессиональной ориентации и трудовых прав;
- реализация менторской программы для сопровождения наиболее талантливых студентов.
Деятельность центра по направлению профессиональное сопровождение молодых специалистов ДОО, школ, колледжей, вузов должна предусматривать в течение трехлетнего периода становления профессионально-педагогической деятельности, гарантированную возможность получать психолого-педагогическую, методическую, консультационную, информационную помощь и поддержку в следующих формах:
- содействие в решении правовых и юридических вопросов при заключении договоров с работодателями и разрешении спорных вопросов при исполнении взятых сторонами обязательств;
- оказание психолого-педагогической поддержки в момент вхождения в профессию и гармонизации взаимодействия с профессиональной средой;
- информирование о состоянии и тенденциях рынка труда для обеспечения кадровой мобильности и конкурентоспособности;
- организации тренингов для осознания мотивационных установок, обучение навыкам самореализации в профессии; осуществления личностного и карьерного роста, развития профессиональных навыков лидерства и др.;
- реализации коучинг с целью поддержки общественной, социально-значимой инициативы в воплощении бизнес-проектов, предпринимательства, запуска стартапов в сфере востребованных образовательных услуг.
В рамках сотрудничества с работодателями считаем необходимым осуществление анализа ситуации на рынке труда в регионах Дальнего Востока РФ, потребностей предприятий, организаций в специалистах, оканчивающих учебные заведения по педагогическим специальностям.
Для обеспечения в Центре эффективного сопровождения профессионального роста и карьеры выпускников должны быть предусмотрены: проект «Педагогический дебют», конкурс для молодых педагогов «Учитель будущего», ярмарка педагогических идей «Достижения молодых», научно-практические конференции и форумы различных уровней и направлений, внедрение системы учительского роста, в основе которой лежит более усовершенствованная форма аттестации учителей [3]. С целью поэтапного включения молодого учителя в различные сферы профессиональной деятельности, а также для создания условий, способствующих становлению молодого специалиста как профессионала в процессе взаимодействия в педагогическом сообществе, предлагается создание Ассоциации молодых специалистов -выпускников (до 35 лет) - пространства обмена инновационным опытом профессионального сообщества педагогов.
Выводы. Таким образом, непрерывность повышения квалификации и педагогического мастерства в центрах северо-востока будет обеспечиваться через реализацию уникальных и дополнительных образовательных программ, а также работу с выпускниками педагогических учебных заведений и сопровождения молодых специалистов в системе образования.
Создание центров позволит осуществление систематической и качественной подготовки и переподготовки специалистов образовательных организаций. Для эффективного функционирования Центра непрерывного повышения квалификации и педагогического мастерства требуются кадры для осуществления информационно-методического сопровождения, координации и реализации работы с образовательными ресурсами и сетями на региональном, всероссийском и международном уровнях. Это требует значительного финансирования и инвестиций для современного оснащения материально-технической базы центров, а также открытия и технической поддержки деятельности онлайн-консалтинга; обеспечения высококвалифицированными кадрами; создания и реализации инновационных образовательных программ.
Литература:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года [Электронный ресурс]: URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 19.12.2021).
2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" [Электронный ресурс]: URL: https://base.garant.ru/71937200/#friends (дата обращения: 19.12.2021).
3. Федеральный проект "Учитель будущего" национального проекта "Образование" [Электронный ресурс]: URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/professional_growth_and_retraining/ (дата обращения: 19.12.2021).
4. Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» [Электронный ресурс]: URL: https://base.garant.ru/70440506/ (дата обращения: 19.12.2021).
5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". [Электронный ресурс]: URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 19.12.2021).
6. Паспорт регионального проекта «Учитель будущего» [Электронный ресурс]: https://projects.sakha.gov.ru/uploads/ckfinder/userfiles/2021/01/15/files/RP_Uchitel'_budushhego_02_11_2020.pdf (дата обращения: 19.12.2021).
Педагогика
УДК 378.2
аспирант Стрелковских Александр Александрович
НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва); доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и культуры здоровья Сорокопуд Юнна Валерьевна
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования
«Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (Университет «Синергия») (г. Москва), профессор кафедры педагогики и психологии
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета педагогики и психологии Уварова Наталья Николаевна
НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва)
ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ АКАДЕМИЧЕСКОГО РЕЙТИНГА И МОТИВАЦИИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье рассматривается вопрос организации деятельности учителей, связанной с формированием организационной деятельности учителя по повышению академического рейтинга и мотивации у старших школьников и направленной на повышение рейтинга учащихся старших классов, при этом особое внимание уделяется повышению мотивации учащихся старшего школьного возраста. Предметом специального рассмотрения также являются методические принципы, на основании которых формируются практики преподавания, ведущие к устойчивой мотивации обучения и повышению рейтинга. Автором описаны различные методы и приемы, раскрываются составляющие этапы в структуре и рефлексии образовательных событий.
Ключевые слова: учебная мотивация, целеполагание, биосоциальная природа человека, физическое воспитание, ФГОС, рейтинг ученика.
Annotation. The article deals with the issue of the teachers' activities organization related to the formation of the teachers' organizational activity to increase the senior schoolchildren's academic rating and motivation and aimed at improving the rating of high school students, with special attention paid to increasing their motivation. The subject of consideration is also the methodological principles which are the base for the formation of the teaching practices, leading to sustainable motivation for learning and improving the rating index. The author describes various methods and techniques, reveals the constituent stages in the structure and reflection of educational events.
Keywords: educational motivation, goal-setting, human biosocial nature, physical education, federal state educational standard, students' rating.
Введение. Проблема развития у старшеклассников мотивации учения является весьма актуальной проблемой с точки зрения дальнейшего развития современного образования. В этой связи сформировано содержание обновлённых ФГОС, которые косвенно способствуют тому, что бы у обучаемых в учебном процессе поддерживалась положительная мотивация.
В настоящее время, в период доработки ФГОС и их наполнения предметным содержанием, педагогическая дискуссия о методике преподавания приобретает практическую актуальность. Рассмотрению современного состояния профессиональной дискуссии по данному вопросу посвящена настоящая статья.
Представляется очевидным и подтверждается данными педагогического наблюдения, что значительная академическая нагрузка, связанная с близостью ГИА, осложняет управление учебной мотивацией старшеклассника и повышению академического рейтинга. Это создаёт дополнительные трудности в профессиональной деятельности учителя.
При этом остро встаёт вопрос изучения существующего уровня учебной мотивации старшеклассников, а равно и выявления тех учащихся, чей уровень является низким.
Задачей учителя в данном случае является определение причин низкой мотивации выявленных учащихся и составить коррекционную программу, направленную на её повышение.
Перспективным с точки зрения развития у старшеклассников учебной мотивации является стимулирование. Под данным термином понимается побуждение индивида к проявлению активности в той или иной сфере.
Анализ специальной литературы позволяет с определённой долей уверенности говорить об эффективности следующих средств повышения мотивации:
• наглядные,
• словесные,
• практические [1-2; 6-7; 10].
Таким образом, основная часть настоящей статьи будет посвящена, прежде всего, проблемам создания благоприятных условий для стимулирования раскрытия личностного потенциала обучаемых.
Изложение основного материала статьи. Любая осознанная деятельность, направленная на получение тех или иных результатов, связана с наличием у её субъекта тех или иных мотивов, связанных со стремлением к успеху и избеганием возможных неудач [6, С. 133]. При этом для большинства людей при осуществлении какой-либо, в т.ч. учебной, деятельности, характерно доминирование одного из охарактеризованных выше мотивов [2; 5].
Мотив достижения при этом в большинстве случаев связан с продуктивным выполнением деятельности. Мотив же избегания неудач, как правило, связан с тревожностью.
При этом, индивиды, изначально мотивированные на успех, как правило, ставят перед собой несколько завышенные, либо адекватные их возможностям цели. Мотивированные же на неудачу чаще всего характеризуются склонностью к выбору неких запредельных целей, каковые могут быть либо слишком заниженными, либо чересчур завышенными [1-2; 5-6].
В полной мере сказанное относится и к познавательной потребности учащихся старших классов. Последняя характеризуется структурой, включающей три уровня:
1. Потребность во впечатлениях. Индивид реагирует на новизну стимула.
2. Потребность в знаниях, которая представляет собой интерес к какому-либо фрагменту окружающей действительности, от которого проистекает склонность к изучению предмета или явления. На данном уровне познавательная потребность носит преимущественно стихийно-эмоциональный характер.
3. Познавательная потребность представляет собой целенаправленную деятельность [5].