Научная статья на тему 'Проект Школа юного химика Тверского государственного университета как форма социального партнерства вуза и Школы'

Проект Школа юного химика Тверского государственного университета как форма социального партнерства вуза и Школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛА ЮНОГО ХИМИКА / ENTERTAINING CHEMISTRY / ЭКСПЕРИМЕНТ / EXPERIMENT / ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ / ШКОЛЬНИКИ / SCHOOL STUDENTS / THE SCHOOL OF THE YOUNG CHEMIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Н.В., Жабреева М.А., Рясенский С.С., Феофанова М.А.

В работе представлены результаты реализации проекта «Школа юного химика» на химикотехнологическом факультете Тверского государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECT SCHOOL OF THE YOUNG CHEMIST, TVER STATE UNIVERSITY, AS A FORM OF SOCIAL PARTNERSHIP OF UNIVERSITY AND SCHOOL

The paper presents the results of the implementation of the project School of the young chemist on the faculty of chemical technology of Tver State University.

Текст научной работы на тему «Проект Школа юного химика Тверского государственного университета как форма социального партнерства вуза и Школы»

ние выпускников вузов знаниями и умениями такого рода есть актуальная социальная задача, обусловленная тенденциями интеграции в науке и практике и востребованностью творческого подхода к решению проблем в условиях научно-технического прогресса.

Сопряжение как принцип обучения способствует реализации других педагогических принципов, и прежде всего принципа межпредметных связей. Взаимосвязь этих принципов можно рассматривать как диалектическую пару, в которой один принцип (межпредметных связей) являются формой, второй же принцип (сопряжения) является содержанием. Доказательством этому служит как этимология данных терминов, так и существующие разночтения авторов о дидактическом статусе межпредметных связей. Одни авторы рассматривают межпредметные связи как дидактическое условие дальнейшего повышения качества знаний учащихся [8, с. 9], другие - как современный принцип обучения [9, с. 29-45]. По мнению В. Н. Максимовой, межпредметные связи как принцип обучения способствует реализации всех функций обучения: образовательной, развивающей и воспитывающей (курсив наш. - И. Т.) [9, с. 32]. Из этого тезиса следует, что сам принцип является формальным (он лишь способствует), а не содержательным, который бы указывал на механизм организации и функционирования системы. Формальность принципа межпредметных связей подтверждается и многолетней педагогической практикой, которая свидетельствует, что интерес педагогической науки и практики к принципу межпредметных связей значительно снизился.

Сопряжение как всеобщая категория выявлена путем анализа и нахождения общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) у различных форм движения материи. После чего данное понятие может выполнять свою дидактическую функцию в сфере образования - выявление взаимосвязи (областей сопряжения) между понятиями, законами и теориями, что приведет к новому уровню обобщения знаний и, следовательно, к новому уровню абстрактного мышления у студентов.

Понятие межпредметной связи является лишь формой, которая указывает на необходимость взаимодействия между разными предметами, в то время как понятие «сопряжение» отражает содержательную сторону этого взаимодействия. Принцип сопряжения как метод познания указывает на стратегию, которая выявляет те содержательные области понятий, законов, теорий, которые являются общими как для биологических курсов, так и для естественнонаучных дисциплин в целом.

Основной причиной нереализации принципа межпредметных связей является то, что преподаватели зачастую не могут выявить точки сопряжения между понятиями. Они в лучшем случае пытаются формировать отдельные понятия, забывая зачастую о том, что эти отдельные понятия есть результат сопряжения более частных понятий.

Перенос принципа сопряжения из науки в образовательную область биологии особенно актуален. Это обусловлено спецификой биологической формы движения

материи, которая в скрытом виде содержит физическую и химическую формы движения. Отсюда вытекают два принципиальных положения, служащих методологической основой изучения курса биологии. Первое положение определяет стратегию изучения биологической формы движения материи, принципы организации и развития (эволюции) которой отражены в законах и категориях материалистической диалектики. Второе положение направлено на решение тактических задач, связанных с изучением конкретных явлений и процессов жизнедеятельности организмов, в основе которых лежат физико-химические явления. Отсюда следует, что понимание сущности живого возможно лишь на основе взаимосвязи (сопряжения) философских, естественнонаучных и биологических понятий, законов и теорий.

Сопряжение как самостоятельный дидактический принцип должен определять стратегию всех компонентов процесса обучения: целей, задач, содержания, форм, методов, средств и результатов. Реализация этой стратегии позволит сконструировать дидактическую систему, в которой перестраиваются все этапы деятельности преподавателя и студента. Отражая взаимосвязь объектов и явлений природы, принцип сопряжения может составить ядро научной картины мира, которая, в свою очередь, послужит базой для формирования у студентов научного мировоззрения и экологического сознания. Овладение студентами сопряжением как категорией диалектики будет способствовать развитию у будущих педагогов диалектического, творческого мышления, которое в настоящее время все больше осознается как общечеловеческая ценность.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат, 1987. 349 с.

2. Копнин П. В. Диалектика, логика, наука. М.: Наука, 1973. 464 с.

3. Похлебаев С. М., Третьякова И. А. Сопряжение и разобщение как диалектическая пара, и ее роль в создании и понимании хемиосмотической теории Митчелла // Наука и школа. 2011. № 4. С.65-67.

4. Гегель Г. В. Ф. Наука логики: в 3 т. М.: Мысль, 1972. Т. 2. 573 с.

5. Ленин В. И. Философские тетради // Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. М.: Политиздат, 1963. Т. 29. 782 с.

6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.

7. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1986. 590 с.

8. Усова А. В. Межпредметные связи в преподавании основ в школе. 3-е изд., доп. и перераб. Челябинск.: Изд-во ЧГПУ, 2005. 21 с.

9. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. 192 с.

ПРОЕКТ «ШКОЛА ЮНОГО ХИМИКА» ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ВУЗА И ШКОЛЫ

THE PROJECT "SCHOOL OF THE YOUNG CHEMIST'; TVER STATE UNIVERSITY, AS A FORM OF SOCIAL PARTNERSHIP OF UNIVERSITY AND SCHOOL

Н. В. Баранова, М. А. Жабреева, С. С. Рясенский, М. А. Феофанова

В работе представлены результаты реализации проекта «Школа юного химика» на химико-технологическом факультете Тверского государственного университета.

Ключевые слова: школа юного химика, эксперимент, занимательная химия, школьники.

Эффективно воздействуя на характер мышления, помогая лучше ориентироваться в шкале жизненных ценностей, химия может способствовать в конечном счете выработке правильного отношения к окружающему миру и, в частности, активной жизненной позиции. Ведь выпускнику школы - независимо от того, кем он впоследствии станет, - важно знать, что мир познаваем, что случайность не обязательно вредна, что можно и нужно уметь ориентироваться в жизни, насыщенной случайностями, а при необходимости и уметь перестраиваться, что в изменяющемся мире есть тем не менее «опорные точки», инварианты (что бы ни менялось, энергия сохраняется; что бы ни происходило, правда в конце концов торжествует), что по мере углубления знаний картина мира неизбежно усложняется, становится диа-лектичнее, так что вчерашние «перегородки» более не годятся. Таким образом, химия оказывает огромное влияние на формирование жизненной позиции молодежи.

Уже 4 года на химико-технологическом факультете Тверского государственного университета работает «Школа юного химика».

Цель работы «Школы юного химика» - популяризация химического образования и химических специальностей в плане профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ.

«Школа юного химика» организует свою деятельность на основании годового плана работы. Школа взаимодействует для достижения своей цели и реализации видов деятельности со всеми заинтересованными подразделениями университета и образовательными учреждениями города Твери и Тверской области. Деятельность Школы преимущественно строится на некоммерческой основе, предусматривается смешанное финансирование деятельности «Школы юного химика»: внебюджетные средства университета и химико-технологического факультета, а также спонсорские взносы [1].

N. V. Baranova, M. A. Zhabreeva, S. S. Ryasenskiy, M. A. Feofanova

The paper presents the results of the implementation of the project "School of the young chemist" on the faculty of chemical technology of Tver State University.

Keywords: the school of the young chemist, experiment, entertaining chemistry, school students.

Занятия проводятся для школьников 8-х, 9-х, 10-х классов каждую неделю. Обычно присутствуют от 12 до 25 школьников. Занятия проводят студенты-старшекурсники и магистры факультета под руководством опытных преподавателей с участием инженеров факультета. Занятия для школьников в кружке бесплатные, поэтому в них участвуют и ребята из неблагополучных и малообеспеченных семей. «Школа юного химика» не подменяет общеобразовательную школу, а удачно дополняет ее, так как факультет имеет значительно более широкие возможности для реализации различных химических проектов. А это, в свою очередь, позволяет наглядно показать «красоту химической науки». Посещая занятия на химико-технологическом факультете, школьники знакомятся с новыми разделами химии, такими как аналитическая химия, коллоидная химия, кристаллохимия, представление о которых невозможно получить в рамках школьной программы. В рамках наших занятий школьники имеют возможность получить элементарные навыки работы с химической посудой, сборки химических установок и на современных приборах: ИК-Фурье-спектрофотометре, электронном микроскопе, центрифугах, аналитических весах. Занятия студентов со школьниками мотивируют и студентов, и школьников к углубленному изучению химии [1].

При подготовке занятий студенты опираются на актуальные задачи, проблемы и интересы школьников. Школьники принимают активное участие при выборе темы занятия. При появлении новых идей возможна корректировка плана занятий. Каждое занятие индивидуальное, логически завершенное и не основывается на информации предыдущих занятий, что позволяет школьникам в любое время начать посещать занятия. Студенты и преподаватели стараются отвечать на все возникающие у школьников вопросы.

Непосредственное общение студентов и школьников на занятиях, с одной стороны, положительно влияет на

Таблица

Критерии оценки эффективности проекта

№ Наименование показателя Ед. измерения Целевое значение Достигнутое значение % выполнения целевого показателя

1.1.10. Название проекта: Проект «Школа юного химика» Общее количество выпускников «Школы юного химика» Чел. 15 15 100

Количество выпускников «Школы юного химика», поступивших на профильные специальности в вузы Чел. 80 76 95

Доля выпускников «Школы юного химика», поступивших на химико-технологический факультет университета % 15 10 67

преемственность поколений, способствует критическому переосмыслению самооценки студентов, а с другой стороны, позволяет школьникам посмотреть на себя как на будущих абитуриентов химико-технологического факультета Тверского государственного университета.

Многие школьники, занимавшиеся в «Школе юного химика», в дальнейшем выбирали химию как свою специальность и поступили либо на химико-технологический факультет, либо в другие вузы химического профиля (см. таблицу). Некоторые школьники продолжали индивидуальную научную работу и выступали с научными докладами на студенческих научных конференциях. Студенты, участвующие в работе «Школы юного химика», как правило, вместе с основной образовательной программой успешно осваивают дополнительную квалификацию «Преподаватель» [1].

Проект «Школа юного химика» - победитель Всероссийского конкурса научных, образовательных и инновационных проектов студенческих научных обществ (г. Казань, 2012 г.).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жабреева М. А., Цветкова И. С., Новикова В. В. Реализация проекта «Школа юного химика» в Тверском государственном университете: материалы Всерос. интернет-конф. школьников и студентов «Сократ». Томск, 2012 [Электронный документ]. URL: http://planeta.tspu.ru/ files/file/1352833091.docx (дата обращения 22.05. 2013).

СКАЗКИ ПУШКИНА: КОНЦЕПЦИЯ, РАБОТА ПОЭТА НАД ИСТОЧНИКАМИ

PUSHKIN'S FAIRY TALES: THE CONCEPT, THE POET'S WORK ON THE SOURCES

Г. Г. Красухин

Статья освещает творческую деятельность А. С. Пушкина как сказочника. Внимание автора сосредоточено на работе Пушкина с первоисточниками, на том новом, что вносил Пушкин вовнутрь того топоса, в котором существовала прежде обрабатываемая им сказка.

G. G. Krasukhin

The peculiarities of Pushkin as a story-teller are investigated. Author considers the Pushkin's preparation of primary sources of his tales, the new motives in them, the topic change of original story.

Ключевые слова: Пушкин, сказка, топос, жанр, Keywords: Pushkin, tale, topic, genre, radiant-bearing. светоносность.

Первоисточники пушкинских сказок установлены давно. Позже всех (1933 г.) - «Сказки о Золотом Петушке», восходящей, как доказала А. А. Ахматова, к «Легенде об арабском звездочете» из книги американ-

ца Вашингтона Ирвинга «Альгамбра». Раньше всех - первоисточник «Сказки о царе Салтане». На него указывает сам Пушкин, записав поначалу в Михайловском прозой сказку, скорее всего, рассказанную ему няней [1, с. 407-408].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.