Научная статья на тему 'Проект "Сахалин-2": безопасные дороги'

Проект "Сахалин-2": безопасные дороги Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ROAD TRAFFIC ACCIDENT / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ROAD SAFETY / САХАЛИН / SAKHALIN / БОРТОВАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА / IN-VEHICLE MONITORING SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богомолов С.А.

Дорога всегда является источником повышенной опасности, поэтому безопасность на дорогах -предмет постоянной заботы «Сахалин Энерджи». На сегодняшний день в работах по проекту «Сахалин-2» задействовано свыше 700 ед. автомобильной техники с ежегодным совокупным пробегом около 10 млн км. При этом, несмотря на сложнейшие дорожные условия, особенно Северного Сахалина, за последние почти 5 лет на проекте не зарегистрировано ни одного серьезного дорожно-транспортного происшествия (ДТП) с участием автомобилей компании, а это очень весомый показатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project “Sakhalin-2”: road safety

The road is always a source of increased danger, therefore road safety is a topic of continuing concern of “Sakhalin Energy”. Nowadays more than 700 units of automotive equipment with the annual aggregate mileage around 10 million kilometers are involved in works on the “Sakhalin-2” project. However, despite severe road conditions, especially in the North Sakhalin area, there has not been registered a single sever road traffic accident involving the company’s vehicles for the last almost 5 years, and it is a very convincing fact.

Текст научной работы на тему «Проект "Сахалин-2": безопасные дороги»

ПРОЕКТ «САХАЛИН-2»: БЕЗОПАСНЫЕ ДОРОГИ

УДК 351.811

С.А. Богомолов, Нефтегазовая компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» («Сахалин Энерджи») (г. Южно-Сахалинск, РФ)

Дорога всегда является источником повышенной опасности, поэтому безопасность на дорогах -предмет постоянной заботы «Сахалин Энерджи».

На сегодняшний день в работах по проекту «Сахалин-2» задействовано свыше 700 ед. автомобильной техники с ежегодным совокупным пробегом около 10 млн км. При этом, несмотря на сложнейшие дорожные условия, особенно Северного Сахалина, за последние почти 5 лет на проекте не зарегистрировано ни одного серьезного дорожно-транспортного происшествия (ДТП) с участием автомобилей компании, а это очень весомый показатель.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, САХАЛИН, БОРТОВАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА.

Статистика ДТП на проекте «Сахалин-2» ведется с 2004 г., т. е. с начала активных работ. По состоянию на 2004 г. был зафиксирован 181 случай ДТП, травмировано 25 человек, из которых пятеро погибли.

Наибольшее число ДТП пришлось на пик строительства. На этом этапе на проекте было задействовано около 2 тыс. водителей, 720 грузовых и 630 легковых автомобилей. И в 2005-2007 гг. произошло 822 ДТП: 44 - с травмами, 7 погибших. Ситуация становилась нетерпимой, и компания «Сахалин Энерджи» начала активные мероприятия по сокраще-

нию происшествий на дорогах и повышению культуры вождения автотранспорта.

Уже в 2004 г. были разработаны и приняты Стандарт по управлению вопросами безопасности дорожного движения (БДД) и Корпоративная программа БДД, для управления процессами был создан Координационный комитет БДД. С 2007 г. Комитет возглавил главный исполнительный директор компании.

Руководство компании и Комитет по БДД сделали акцент на неукоснительном соблюдении норм транспортного законодательства РФ и соответствии требовани-

ям «Сахалин Энерджи» в области соблюдения Стандарта по управлению вопросами БДД.

Одной из основных задач Стандарта является снижение уровня ДТП до нуля за счет изменения отношения к БДД и ее обеспечения как внутри компании, так и со стороны ее подрядчиков и жителей населенных пунктов острова, задействованных в реализации проекта.

В Стандарте приведены законодательные требования, определяющие правовые основы обеспечения БДД на территории РФ, а также международные стандарты и другие нормы, которые применимы для компании в отношении рисков автотранспортных перевозок. Здесь также определены сферы ответственности должностных лиц, требования к водителям, вождению и обучению безопасному вождению, а также к службе безопасности на контрольно-пропускных пунктах и к системе управления безопасностью перевозок,технические требования к наземным транспортным средствам и к перевозке грузов по автомобильным дорогам.

Более того, в связи с отсутствием четких рекомендаций в нор-

Bogomolov S.A., Oil and gas company "Sakhalin Energy Investment Company Ltd." ("Sakhalin Energy") (Yuzhno-Sakhalinsk, RF).

Project "Sakhalin-2": road safety

The road is always a source of increased danger, therefore road safety is a topic of continuing concern of "Sakhalin Energy". Nowadays more than 700 units of automotive equipment with the annual aggregate mileage around 10 million kilometers are involved in works on the "Sakhalin-2" project. However, despite severe road conditions, especially in the North Sakhalin area, there has not been registered a single sever road traffic accident involving the company's vehicles for the last almost 5 years, and it is a very convincing fact.

KEY WORDS: ROAD TRAFFIC ACCIDENT, ROAD SAFETY, SAKHALIN, IN-VEHICLE MONITORING SYSTEM.

Платформа «Пильтун-Астохская-Б» {ПА-Б] NhjivAstokhskoys-B (PA-B) Platform

Рис. 1. Реализация проекта «Сахалин-2» требует выполнения масштабных автотранспортных перевозок на территории острова Сахалин

мативной базе по надлежащему креплению грузов по инициативе компании подрядчик разработал и внедрил учебный курс «Крепление и перевозка грузов автомобильным транспортом».

КЛЮЧЕВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Характер деятельности компании требует многочисленных автотранспортных перевозок на территории острова Сахалин. Масштабы этой деятельности в сочетании с дорожными характеристиками и условиями окружающей среды, а также с удаленностью объектов способствуют увеличению рисков, связанных с перевозками.

Поэтому в Стандарте были определены правила, которыми должны руководствоваться как персонал компании, так и подрядчики для последовательной минимизации этих рисков до практически целесообразного уровня.

Ключевыми инструментами для достижения этой цели являются контроль технического состояния транспортных средств, бортовые системы мониторинга (БСМ), планы управления поездками,курсы безопасного вождения и группы мониторинга.

Одним из ключевых аспектов деятельности компании является соблюдение восьми жизненно важных правил (ЖВП), пять из которых связаны с БДД.

Заседания Комитета по БДД под председательством главного исполнительного директора компании проводятся ежемесячно. В обязательном порядке рассма-

триваются вопросы по контролю соблюдения ЖВП и анализ отчетов БСМ.

Кроме того, ежедневная работа, включающая систему управления поездками,позволяет обеспечить контроль как за самими поезд-

ками, так и за режимом труда и отдыха водителей.

В рамках программы контроля допуска транспортных средств на производственные объекты компании на каждом объекте «Сахалин Энерджи» назначены

Статистика дорожно-транспортных происшествий проекта «Сахалин-2» (2004-2014 гг.)

286 - 292

2004

^ ДТП без пострадавших \-+ ■ ДТП с пострадавшими

2013

2014 (окт.)

Рис. 2. К 2010 г. компания вышла на нулевой показатель статистики по ДТП с пострадавшими

Рис. 3. За последние несколько лет на проекте не зарегистрировано ни одного серьезного ДТП с участием автомобилей компании

ответственные за БДД, ежедневно контролирующие наличие планов поездки, соответствие автомобильного транспорта, заезжающего на объект, путевой документации.

БОРТОВАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА

На весь автотранспорт компании и подрядных организаций,

задействованных в рамках проекта «Сахалин-2», устанавливается БСМ. Система не только предоставляет водителям информацию об их вождении, но и передает в базу данных для последующего анализа все необходимые сведения - например, информацию о скорости движения транспортного средства, использовании ближнего света фар и ремней

безопасности. Бортовая система осуществляет позиционирование автомобиля в режиме реального времени, отмечает на карте места, в которых были нарушены параметры безопасного вождения (резкое ускорение/торможение, превышение скорости, нарушение режима труда и отдыха водителя и т. п.). Полученные данные обрабатываются группой БСМ, составляется профиль индивидуального стиля вождения каждого водителя.

Система ранжирует водителей по поведению в три категории, каждая из которых имеет свое цветовое обозначение: красная, желтая и зеленая. Эти данные предоставляются держателям договоров, ответственным лицам и представителям подрядных организаций для работы с водителями по изменению стиля вождения, направленной, в частности, на недопущение превышения скорости, сокращение частоты случаев резкого торможения и ускорения и т. д.

Следует отметить, что БСМ не является инструментом жесткого контроля, а представляет собой средство развития понимания и общих ценностей (культуры вождения). До 2011 г. «зеленая зона» как показатель надлежащего выполнения корпоративной оценочной карты составляла 95 % пройденного километража. С 2012 г. «зеленый» показатель достиг 99 %.

В ПОМОЩЬ ГИБДД

Для мониторинга и проверки соответствия Стандарта как требованиям компании по дорожной безопасности, так и законодательству РФ Комитет по дорожной безопасности компании утвердил организацию групп мониторинга БДД для сбора данных и отчетности по дорожной безопасности и связанных с ней проблем непосредственно на трассах острова.

В разных районах Сахалина четыре группы мониторинга БДД ежедневно отслеживают

Показательное занятие по совместному реагированию на ДТП служб полиции, скорой медицинской помощи и спасательной службы в рамках Сахалинского совета по дорожной безопасности

соблюдение правил дорожного движения водителями компании и подрядных организаций. Осуществляется ежедневный мониторинг южной подъездной дороги к объединенному береговому технологическому комплексу и других опасных участков, включая наблюдение за погодными и дорожными условиями. Группы мониторинга при необходимости обеспечивают конвой для перевозок опасных/крупногабаритных грузов, проводят проверки технического состояния и соответствия требованиям компании автотранспорта подрядных организаций, вовлеченных в работы на проекте «Сахалин-2». Проводится совместное патрулирование опасных участков дорог с сотрудниками ГИБДД.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КУРСЫ ВОЖДЕНИЯ

Компания осуществляет подготовку профессиональных водителей легковых и грузовых автомобилей, водителей автобусов, а также непрофессиональных водителей по программе защитного вождения.

Сертифицированная подрядная организация проводит обучение по семи специальным программам, включая вождение в условиях бездорожья и в зимних условиях.

В год курсы посещают более чем 1,5 тыс. водителей транспортных средств различных категорий. Кроме того, компания предоставляет возможность всем желающим сотрудникам пройти курс безопасного вождения автомобиля.

ЦЕЛЬ - БЕЗОПАСНОСТЬ

Ситуация с безопасностью на сахалинских дорогах по-прежнему остается сложной. Основными причинами аварий являются нарушения скоростного режима, низкая культура поведения как водителей, так и пешеходов, плохое состояние дорог.

Тем не менее к ноябрю 2015 г. компания достигла рекордного результата в сфере БДД, отработав

четыре года без ДТП, в которых пострадали бы люди.

В июне 2013 г. компания получила награду концерна Shell за высочайшие показатели в сфере БДД, а также за реализацию программ по улучшению ситуации на дорогах области.

В 2014 г. программа по БДД компании «Сахалин Энерджи» была отмечена специальной наградой главного исполнительного директора концерна Shell за заслуги в категории «Достижение высоких показателей в сфере управления рисками ОТОС и социальной деятельности».

К сожалению, в ноябре 2015 г. с автомобилем подрядчика, выполнявшего поездку в рамках работ по проекту, совершил столкновение технически неисправный грузовой автомобиль третьей стороны. Несмотря на то что транспорт не принадлежал «Сахалин Энерджи», в компании приняли решение начать отсчет дней без ДТП, в которых пострадали бы люди, сначала. Ведь задача компании - не просто достичь «красивой» цифры, а обеспечить безопасность всех участников дорожного движения

в рамках проекта «Сахалин-2», и не только. В течение 2016 г. не было зарегистрировано ни одного случая ДТП, в которых пострадали бы люди.

ЗА РАМКАМИ ПРОЕКТА

Важное направление программы по безопасности дорожного движения - деятельность Сахалинского совета по вопросам дорожной безопасности, создание которого компания инициировала в 2005 г. Партнерами инициативы в области дорожной безопасности являются Правительство и УМВД России по Сахалинской области.

Основная цель деятельности Совета - организация взаимодействия сторон и создание благоприятных условий для разработки и реализации специальных проектов, способствующих сокращению числа погибших в результате ДТП и уменьшению количества самих ДТП. Программа финансируется за счет средств компании «Сахалин Энерджи». Она уже нашла признание как на региональном, так и на федеральном уровнях, неоднократно становилась победителем в различных конкурсах и номинациях. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.