Научная статья на тему 'Проект реконструкции пивоваренного завода Петцольда в городе Казани на основе создания и использования благоприятного инвестиционного климата'

Проект реконструкции пивоваренного завода Петцольда в городе Казани на основе создания и использования благоприятного инвестиционного климата Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ ПИВОВАРЕННОГО ЗАВОДА ПЕТЦОЛЬДА / НЕДВИЖИМОСТЬ / ЗАКОН / БЛАГОПРИЯТНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ / СОБСТВЕННОСТЬ / THE RECONSTRUCTION PROJECT PETSOLD'S BREWERY / REAL ESTATE / THE LAW / A FAVORABLE INVESTMENT CLIMATE / FUNCTIONAL ZONING OF TERRITORY / THE PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заварцева О. А., Ланцов В. М., Куликов Д. А.

Данный проект является частью проекта реконструкции Старо-Татарской слободы города Казани, при разработке и реализации которого предлагается использовать «благоприятный инвестиционный климат», создаваемый законом местного (городского) самоуправления. Данный проект выделен из состава проекта реконструкции слободы, поскольку вся территория завода принадлежит одному собственнику и почти все строения на его территории образуют единый памятник архитектурного наследия. Инновационный характер менеджерской компоненты проекта -разработка условий, позволяющих объединить интересы собственника объекта реконструкции, местного самоуправления и граждан города. Разработка, обоснование и обсуждение таких условий является целью данной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Заварцева О. А., Ланцов В. М., Куликов Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Town-planning design of renovation of petsold's brewery in Kazan city, favorable investment climate conditioned and relied on

The project in question is a part of reconstruction design of the Old Tatar Settlement of Kazan city. «A favorable investment climate» provisioned by the law and municipal authorities is suggested to use in working out and realizing the project. The project is a separate one singled out from the Settlement Reconstruction Design because all the territory of factory belongs to one proprietor and almost all the structures in the territory of the factory comprise a single whole monument of the architectural heritage. The innovative nature of the project management shall be working out of the terms serving to unite the proprietor interests and those of the citizens. Specification of the terms and discussion of those is the purpose of the present work.

Текст научной работы на тему «Проект реконструкции пивоваренного завода Петцольда в городе Казани на основе создания и использования благоприятного инвестиционного климата»

УДК 711.4.-168 (470.41)

Заварцева О.А. - студент

E-mail: TLC5@yandex.ru

Ланцов В.М. - профессор

Куликов Д.А. - старший преподаватель

E-mail: dmitry.kulikov@bk.ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ ПИВОВАРЕННОГО ЗАВОДА ПЕТЦОЛЬДА В ГОРОДЕ КАЗАНИ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА АННОТАЦИЯ

Данный проект является частью проекта реконструкции Старо-Татарской слободы города Казани, при разработке и реализации которого предлагается использовать «благоприятный инвестиционный климат», создаваемый законом местного (городского) самоуправления. Данный проект выделен из состава проекта реконструкции слободы, поскольку вся территория завода принадлежит одному собственнику и почти все строения на его территории образуют единый памятник архитектурного наследия. Инновационный характер менеджерской компоненты проекта -разработка условий, позволяющих объединить интересы собственника объекта реконструкции, местного самоуправления и граждан города. Разработка, обоснование и обсуждение таких условий является целью данной работы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: проект реконструкции пивоваренного завода Петцольда,

недвижимость, закон, благоприятный инвестиционный климат, функциональное зонирование территории, собственность.

Zavartseva O.A. - student Lantsov V.M. - professor Kulikov D.A. - senior lecturer

Kazan State University of Architecture and Engineering TOWN-PLANNING DESIGN OF RENOVATION OF PETSOLD'S BREWERY IN KAZAN CITY, FAVORABLE INVESTMENT CLIMATE CONDITIONED AND RELIED ON ABSTRACT

The project in question is a part of reconstruction design of the Old Tatar Settlement of Kazan city. «A favorable investment climate» provisioned by the law and municipal authorities is suggested to use in working out and realizing the project. The project is a separate one singled out from the Settlement Reconstruction Design because all the territory of factory belongs to one proprietor and almost all the structures in the territory of the factory comprise a single whole monument of the architectural heritage. The innovative nature of the project management shall be working out of the terms serving to unite the proprietor interests and those of the citizens. Specification of the terms and discussion of those is the purpose of the present work.

KEYWORDS: the reconstruction project Petsold's brewery, real estate, the law, a favorable investment climate, functional zoning of territory, the property.

Базовые условия проекта: Объект реконструкции находится в центральной исторической части города Казани [1-3] и входит в состав территории Старо-Татарской слободы, находящейся на берегу озера Нижний Кабан. Ситуационный план реконструируемой части слободы с выделенной зоной размещения пивоваренного завода изображен на рис. 1. Выделена зона, занимаемая бывшим пивоваренным заводом Петцольда (далее «завод») и находящаяся в собственности одного юридического лица. Прямоугольными блоками на схеме изображены существующие здания.

Рис. 1. Ситуационный план территории, подлежащей реконструкции, и строения на нем: 1-корпус солодовни, 2-корпус солодосушильни, 3-корпус для производства сусла, 4-корпус для охлаждения сусла,

5-корпус производственный, 6-корпус бродильного отделения, 7-корпус производственный,

8-корпус кузницы, 9-корпус подвала, 10-корпус ледника, 11-жилой дом для рабочих,

12-жилой дом для рабочих, 13-корпус производственный.

В настоящее время завод и его территория не эксплуатируются. Они принадлежат одному собственнику - юридическому лицу, права которого защищены правоустанавливающими документами и нормами статьи 8 Конституции РФ. Полагается, что реконструкция завода будет осуществлена лишь в том случае, если она будет выгодна собственнику (будет приносить ему доход и прибыль).

Большая часть зданий на территории завода являются памятниками архитектурного наследия и образуют единый архитектурный ансамбль [4, 5]. Размещение этих зданий на территории завода отражено на рис. 2 с воспроизводством фотографий этих объектов (нумерация фотографий соответствует нумерации объектов на ситуационном плане).

Полагается, что проект реконструкции завода должен быть подчинен задаче сохранения этих памятников, поименованных в нормативном документе [6].

Реконструкция «завода» является частью проекта реконструкции Старо-Татарской слободы, разработанного в дипломной работе Давлетшиной А.Х. (научный руководитель Куликов ДА.). Согласно этому проекту планируется [7]:

- пробивка улицы рядом с заводом, которая должна выходить на мост, связывающий транспортные артерии на северном и южном береге Нижнего Кабана;

- расширение транспортной магистрали (улицы Марджани), примыкающей к территории завода и проходящей вдоль берега озера Нижний Кабан.

Пробивка новой улицы, строительство моста через озеро Нижний Кабан и расширение улицы Марджани изменяет градостроительный облик зоны реконструкции, место и роль территории завода. Полагается, что это обстоятельство должно быть учтено при разработке реконструкции завода.

Наличие рядом расположенного берега озера Нижний Кабан, необходимость и возможность связи реконструкции завода с благоустройством и использованием этого берега для создания зоны городского отдыха позволяет в некоторой степени использовать градостроительные идеи английского архитектора Э. Говарда и русского архитектора В. Семена о «городе-саде» [8].

Рис. 2. Размещение объектов культурного наследия в зоне реконструкции

Постановка задачи. Функциональное перепрофилирование бывшего пивоваренного завода и реконструкция его территории с сохранением памятников архитектуры рассматривается как единый комплексный инвестиционный проект, в реализации которого должны быть

заинтересованы, с одной стороны - собственник территории, с другой стороны - администрация города, а с третей стороны - граждане города Казани и население Старо-Татарской слободы.

В рамках инвестиционного проекта градостроительные, правовые, юридические, менеджерские и экономические задачи решаются во взаимосвязи как единый комплекс задач. В этом состоит менеджерская новизна данного проекта. В рамках этой новизны предлагаются два разных блока градостроительной политики: муниципальной политики и частной локальной политики. Ниже раскрывается сущность этих политик.

1. Формирование муниципальной градостроительной политики экономически целесообразного участия собственников территорий и недвижимости в реконструкции СтароТатарской слободы города Казани.

Условно предлагаемая политика названа «политикой создания благоприятного инвестиционного климата», необходимого и достаточного для реконструкции Старо-Татарской слободы, в том числе «завода».

Под «благоприятным инвестиционным климатом» понимается комплекс властных мер и действий, осуществляемых местным самоуправлением города Казани, который на опыте окажется достаточным для реализации предлагаемого проекта реконструкции. Весь комплекс таких мер и действий предлагается включить в целевую муниципальную «Программу градостроительного и социально-экономического развития Старо-Татарской слободы города Казани». Предлагаемая Программа должна стать муниципальным законом города Казани.

В основе этой Программы предлагается использовать и развить опыт деятельности органов государственной власти США по управлению «рыночной экономикой» [9] и, в первую очередь, опыт

использования в США с 1962 года законодательства об инвестиционном налоговом кредите. Более детально идея создания такого климата рассматривается в дипломной работе А.Х. Давлетшиной [7].

В данной работе отметим следующую специфику инновационного подхода, предлагаемого совместно А.Х. Давлетшиной, Д.А. Куликовым и проф. В.М. Ланцовым.

Местное самоуправление согласно нормам Налогового кодекса [10] вправе варьировать налоговые ставки на недвижимое имущество и значения налоговой базы («инвентаризационной цены»). При введении в отдельных зонах максимальных значений налоговых параметров органы местного самоуправления вправе предоставлять не только налоговые льготы, но и отсрочку уплаты налогов, а также «налоговый инвестиционный кредит». Такой кредит может предоставляться на договорной основе с налогоплательщиком при условии, что невзимаемый налог используется налогоплательщиком с добавлением собственных и заемных средств на реконструкцию или новое строительство по планам, согласованным с местным самоуправлением.

При соблюдении договорных планов инвестиций кредит может возвращаться не полностью за счет будущих доходов или прибылей, либо совсем не возвращаться в местный (республиканский) бюджет. При нарушении договорных условий кредит подлежит досрочному возврату с начислением договорных процентов за пользование кредитом. При таком подходе может осуществляться взаимновыгодное частно-муниципальное (и частно-государственное) партнерство. Рост цены капитализированных средств, производство в будущем (в результате осуществления инвестиционного проекта), а также будущее производство и реализация рыночных товаров (в результате осуществления инвестиционного проекта), будущий рост трудовой занятости и соответствующий рост фонда оплаты труда могут стать объектами муниципального планирования и «окупать предоставленный инвестиционный налоговый кредит». Решение задач такого муниципального планирования не представляет большой сложности, и эффективность их решения проверяется опытом. Предложение такого подхода и учет его при градостроительном проектировании является новизной проекта.

В части, относящейся к градостроительству, такой подход приводит к необходимости использования следующей (другой) новизны - к необходимости функционального зонирования территории в привязке к праву собственности на земельные участки.

Полагается, что строительная недвижимость и земельный участок, на котором находится строение, должны образовывать единый имущественный комплекс, собственность на который должна быть у одного и того же субъекта. Поэтому проектирование зданий и их местоположения должно быть связано, с одной стороны, с инвестиционным проектированием и с будущим использованием зданий, а с другой стороны - с проектированием зон (территорий), которые должны находиться в собственности владельцев зданий.

Проблема функционального зонирования территории, подлежащей реконструкции или новому строительству, осложнена следующим обстоятельством.

Мало зонировать территорию в привязке к праву собственности на индивидуальное строение. Проблема возникает в том, что у рядом расположенных территориальных хозяйств могут или должны возникать территории общего владения, пользования и распоряжения. Такие хозяйства могут создавать разные объединения, необходимые им для совместного функционирования на общей территории, и все такие хозяйства могут и должны быть ограничены с внешней стороны недвижимостью, находящейся в муниципальной собственности. Возникает сложный комплекс территориальных зон в привязке к разной индивидуальной и общей собственности. Без решения вопросов такой собственности реализация инвестиционных градостроительных проектов может оказаться неэффективной или подавленной.

2. Разработка менеджерских основ локальной градостроительной политики собственника пивоваренного завода для экономически и юридически обоснованного привлечения других инвесторов в реконструкцию «завода».

Сущность предлагаемой градостроительной политики заключается в следующем. В рамках муниципальной политики создания благоприятного инвестиционного климата в целях реконструкции и нового строительства на территории «завода» собственник «завода» привлекает на конкурсных договорных условиях других юридических и физических лиц с целью совместного с ними создания будущих предпринимательских организаций для совместного получения дохода и прибыли.

При таком подходе собственник «завода» принимает на себя функцию главного организатора и Застройщика реконструируемой территории. Такой Застройщик разбивает целостный

градостроительный проект на отдельные функциональные инвестиционные проекты в привязке к конкретным зданиям вместе с земельными участками под ними. Каждое здание (сооружение) и изолированные помещения в нем ориентированы на создание разных хозяйств с целью получения дохода и прибыли после завершения строительства и (или) реконструкции.

Выступая в таком качестве, Застройщик предлагает на договорной конкурсной основе другим юридическим и физическим лицам создать совместное юридическое лицо, которое будет после завершения проекта получать предпринимательский доход и прибыль.

В этом случае Застройщик участвует в совместной деятельности с привлеченными инвесторами, внося свой вклад в реализацию каждого объектного проекта в виде:

1) доли (пая) в праве собственности на земельный участок, на котором находится строящийся объект;

2) доли (пая) в праве собственности на существующий объект, подлежащий реконструкции;

3) доли (пая) в градостроительную документацию зоны реконструкции и конкретного объекта, включая проектную, сметную и разрешительную документацию.

Привлекаемые Застройщиком инвесторы вносят свой вклад в реализацию конкретного объектного проекта и благоустройство общей территории в виде:

1) финансовых средств;

2) «организационно-управленческого вклада» в деятельность будущего совместного предприятия в соответствии с его назначением и функцией.

При таком способе планирования реконструкции и нового строительства Застройщик получает следующие выгоды:

1) Бремя основных инвестиционных финансовых затрат ложится на плечи привлеченных инвесторов;

2) Бремя организации и управления созданными предпринимательскими хозяйствами ложится на плечи специалистов, которые обладают знаниями и опытом конкретной предпринимательской деятельности. Это означает, что бремя риска и страха окупаемости инвестиционных проектов берут на себя привлеченные Застройщиком инвесторы.

3) Разные инвестиционные проекты по реконструкции всей территории «завода» реализуются одновременно, параллельно и во взаимосвязи.

4) Застройщик сохраняет за собой все рычаги власти на территории «завода» не только на стадии осуществления проекта, но и после его завершения.

Получение последней из указанных выше выгод оказывается непосредственно связанным с градостроительным проектированием, является одним из объектов «ноу-хау» авторов проекта и нуждается в пояснении. Рассматривается не весь объем «ноу-хау», а лишь одна из основных идей его развития и реализации. В полном объеме «ноу-хау», согласно части 4 ГК РФ, представляет собой объект интеллектуальной собственности. Рассмотрим одну из идей «ноу-хау».

3. Характер функционального зонирования территории «завода», подлежащей реконструкции.

Рассмотрим предлагаемую идею на ряде простых моделей, используя идеи и модели, предложенные в работах [11-12].

Первая модель. Модель функционального зонирования «территории» в рамках архитектурного проектирования использования изолированных помещений в отдельном строении изображена на рис. 3.

Рис. 3. Модель «зонирования территории» собственников помещений.

На рисунке символически изображены два изолированных помещения, которые находятся в «частной собственности» их владельцев. В их собственности находится только слой внутренней отделки помещений и стационарное имущество, находящееся в этих помещениях, которое может

быть снято без ущерба для здания и собственника другого помещения. Стены и перекрытия, образующие помещения, являются общим имуществом владельцев указанных помещений. В состав общего имущества внутри дома входят места общего пользования, все несущие конструкции здания и иные виды общего имущества, указанные в статье 36 ЖК РФ.

Право собственности на отдельные помещения привязаны к праву общей собственности на все общее имущество в здании, к праву общей собственности на земельный участок под зданием, а также к праву общей собственности на все виды градостроительной документации и

правоустанавливающие документы в отношении здания и земельного участка.

Если частная собственность на помещения обеспечивает каждому собственнику «свободу

частной собственности» внутри своего помещения, то общая собственность на все виды имущества и

условия ее реализации обеспечивают:

— Самоорганизацию частных собственников для осуществления общей собственности;

— Власть объединения участников общей собственности над каждым из частных собственников,

условия и правила пользования общим имуществом, ограничения» свободы частной

собственности» в соответствии с нормой части 3 статьи 17 Конституции РФ [13].

Входя в состав участников частной собственности на отдельные помещения в здании, Застройщик не только входит в состав участников общей собственности, но и может оказывать существенное, а при некоторых законных условиях и решающее влияние на деятельность частных собственников с целью получения дохода и прибыли.

Приводя данную модель, авторы не решают задачу демонстрации всех условий, обеспечивающих эффективность самоорганизации участников общей собственности, а лишь подчеркивают место, значимость и роль общей собственности на общее здание и на земельный участок.. С позиций градостроительства существенным обстоятельством является то, что авторы идеи подчеркивают необходимость планирования связи прав собственности на помещения с правом общей собственности на земельный участок. В разных помещениях могут функционировать разные юридические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью, но их деятельность оказывается взаимосвязанной через общую собственность на общий земельный участок. Все собственники таких помещений и все участники общей собственности образуют одно, цельное и единое предпринимательское хозяйство с участием Застройщика.

Вторая модель. На рис. 4 приведена модель более сложного хозяйства, которая приближает к идее функционального зонирования территории в интересах Застройщика.

Рис. 4. Модель зонирования территории, на которой расположены два разных производственных домовладельческих хозяйства

На рисунке территория земельного участка, на котором Застройщиком осуществляется политика реконструкции и нового строительства, разделена на зоны. Зоны 3 и 4 - территории двух разных домовладений, находящихся в общей собственности объединения юридических лиц, как это предусмотрено моделью на рис. 4. Зона-2 - общая территория, принадлежащая объединению обоих производственных домовладельческих хозяйств. Общая собственность на эту территорию призвана обеспечить самоорганизацию обоих коллективных домовладельцев в целях совместной эксплуатации, содержания и иного осуществления общей собственности на данный вид общего имущества. В состав таких участников со своим вкладом входит Застройщик.

Наряду с этими зонами на рисунке выделена «зона-1». Эта зона может представлять собой участок поверхности земли, общие инженерно-технические коммуникации и системы (водоснабжения, канализации, иные), которые необходимы для доступа в хозяйства 3, 4, и 2 или для

их использования по назначению. Часть этого имущества может оставаться в монопольной собственности Застройщика (инженерные системы и коммуникации), а иные виды такого общего имущества могут находиться в общей собственности всех хозяйств на данной территории.

Сущность градостроительной идеи, которая использована при построении модели, изображенной на рис. 4, заключается в том, что территория разбивается на зоны таким образом, чтобы все участки земли, принадлежащие разным собственникам, позволили бы создать иерархическое объединение всех совладельцев с единой системой власти. Такой характер функционального зонирования территории в привязке не только к назначению разных хозяйств, но и к разным правам собственности на землю, соответствует, по мнению авторов, интересам Застройщика, всех инвесторов, а также обществу и государству.

4. Модель функционального зонирования территории «завода», предлагаемая для реконструкции выделенной территории и находящихся на ней объектов.

На рис. 5 и 6 изображен перспективный план реконструкции территории «завода» с учетом высказанной выше идеи.

♦ ♦ ♦ ***** **** ****

****

М2

_____

=зп1 й

11

6

] - администрация

" 2- музей

3- библиотека

4- магазин

5,6,7,8,11,4а-

студии, мастерские

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9- выставка

10- ресторан 12- гостиница

| 14- много функциональный

__________зал

| 13- галерея

Рис. 5. Перспективный план реконструкции завода с сохранением памятников архитектурно-культурного наследия с предлагаемым новым функциональным назначением

На рисунке схематично изображены здания и сооружения, внешние и некоторые внутренние характеристики которых подлежат сохранению. В сносках указаны новые виды функционального использования этих зданий, предлагаемые авторами проекта. Полагается, что каждую из указанных функций Застройщик сможет осуществить, привлекая сторонних инвесторов для соучастия в проекте на общих условиях, указанных выше. Для создания соответствующих юридических лиц авторы рекомендуют использование организационно-правовых форм в виде «закрытого акционерного

общества», общества с ограниченной ответственностью» и производственного или потребительского специализированного кооператива. Рассмотрение достоинств и недостатков этих видов юридических лиц для менеджерской реализации инвестиционных проектов выходит за рамки данной работы. Отметим лишь, что особый интерес с правовой, юридической, менеджерской и финансовоэкономической точки зрения представляет использование кооперативной формы собственности.

- земельный участок домовладельца №1

- земельный участок домовладельца №2

- земельный участок домовладельца №3

- земельный участок домовладельца №4

- земельный участок домовладельца №5 | - земельный участок домовладельца №6

■ земельный участок домовладельцев № 9,10,12

■ земельный участок домовладельцев № 6а, 5,4а,3

|= и,, =| - земельный участок домовладельцев № 8,13 I I - земельный участок домовладельцев № 4, 7 - общая территория для всех домовладельцев

| - земельный участок домовладельца №7 Щ - земельный участок домовладельца №8 I I - земельный участок домовладельца №9

I I - земельный участок домовладельца №10

Щ - земельный участок домовладельца №11 I | - земельный участок домовладельца №12

I | - земельный участок домовладельца №13

I I - земельный участок домовладельца №14

I I - муниципальная территория находящаяся

в эксплуатации объединение всех домовладельцев

Рис. 6. Функциональное зонирование территории в привязке к частной и общей собственности на территорию,

ее благоустройство и озеленение

На рис. 6 приведена упрощенная модель зонирования территории «завода» с выделением участков, входящих в состав отдельных домовладений, и участков, входящих в состав объектов общей собственности. Полагается, что формирование таких зон позволит Застройщику предусмотреть и спроектировать организационно-правовое, организационно-управленческое и социально-экономическое единство всех участников проекта реконструкции территории «завода», обеспечить его осуществимость и рентабельность.

Заключение. Впервые предложено связать градостроительный проект реконструкции территории исторической части города с проектом создания муниципальными органами власти благоприятного инвестиционного климата, а также с проектом использования частным собственником своего локального благоприятного климата в целях реализации своей части проекта реконструкции. В основе обоих подходов используется метод функционального зонирования территории в привязке к институту собственности на территорию и все локальные объекты, создаваемые на территории. В институте собственности особо выделяется и подчеркивается место и роль общей собственности на разные виды имущества, которая должна обеспечивать самоорганизацию и единство объединения всех собственников недвижимости. Все земельные участки, находящиеся в частной собственности и находящиеся в общей собственности разного уровня обобществления, отражаются в зонировании территории. В рамках института общей собственности на строения и недвижимость предлагается использовать иерархию, которая должна позволить создать и укрепить институт общей власти на общей территории, а также создать и использовать для нужного единства институт власти на объекты недвижимости, являющиеся «объектами естественной монополии» в духе идеологии, развиваемой в работах [11-12].

Полагается, что предлагаемый подход и его организационно-управленческие, правовые и социальные выгоды позволят лучше привязать градостроительный проект к решению проблем эффективности и рентабельности инвестиционного проекта по реконструкции рассматриваемой территории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Салихов Р. Р., Хайрутдинов Р. Р. Татарские слободы Казани: очерки истории. - Казань: АН РТ, 2002. - 170 с.

2. Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана. Том 1. -Казань, 2001. - 110 с.

3. Айдарова-Волкова Г.Н. Татарские слободы Казани: архитектурно-градостроительное, развитие и методологические аспекты реконструкции. Учебное пособие. - Казань: КГАСА, 1999. - 20 с.

4. Шпилевский С.М. Указатель исторических достопримечательностей г. Казани. - Казань, 1873. - 66 с.

5. Бушканец Е.Г. Город Казань. Краткий путеводитель для путешествующих по Волге. - Казань, 1954. - 24 с. (Гос. музей ТАССР)

6. Журнал по архитектуре, дизайну и строительству «ДИНА», 2007, № 24. - 85 с.

7. Градостроительная реконструкция квартала, ограниченного улицами Ахтямова, Марджани, Эсперанто, С. Садыковой. Дипломная работа Давлетшиной А.Х. (рук. Куликов Д.А.). - Казань: КГАСУ, 2011.

8. Семенов В.Л. Благоустройство гродовъ. - М.: Типограф1я П.П. Рябушинского, 1912.

Ротапринтное вопроизведение издания 1912 года. - М.: Изд-во Ключ, 1993. - 184 с.

9. Ланцов В. М. Очерки о зарубежном опыте государственного управления экономикой. - Казань: ЗАО «Новое знание», 1998. - 152 с.

10. Кодексы и Законы Российской Федерации. - СПб.: ИГ «Весь», 2007. - 992 с.

11. Ланцов В.М., Шаймарданова А.Н., Киреева Т.М., Устинов А.Э. Жилищно-коммунальное хозяйство: основы теории и критический анализ российского опыта. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2009. - 504 с.

12. Ланцов В.М, Киреева Т.М., Ланцов М.В. Теория организации и государства. Реальный менеджмент. Часть 4. Разделы 1, 2. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2006. - 318 с.

13. Конституция Российской Федерации: Конституция РФ. Государственный флаг РФ.

Государственный герб РФ. Государственный гимн РФ. - М.: ACT, Астрель, 2009. - 63 с.

REFERENCES

1. Salikhov R., Khairutdinov R. Tatar sloboda of Kazan: essays on the history. - Kazan: AS Tatarstan Republic, 2002. - 170 p.

2. The golden pages of merchants, industrialists and businessmen of Tatarstan. Volume 1. - Kazan, 2001. - 110 p.

3. Aidarova-Volkova G.N. Tatar sloboda of Kazan: architecturally-town-planning, development and methodological aspects of reconstruction. Textbook. - Kazan: KSABA, 1999. - 20 p.

4. Shpilevsky S.M. Guide of historical sights of Kazan. - Kazan: Publishers TAT, 1873. - 66 p.

5. Bushkanets E. G. The city of Kazan. The short guidebook for traveling across Volga. - Kazan, 1954. -24 p. (State TASSR Museum).

6. The journal «Design and Modern architecture», 2007, № 24. - 85 p.

7. The town-planning of reconstruction of the area restricted streets Ahtjamova, Marjani, Esperanto, Sadykov. Diploma work Davletshina A.H. (scientific leader Kulikov D.A.). - Kazan: KSABA, 2011.

8. Semenov V.L. Improvement of cities. - M.: Tipografiya P.P. Ryabushinsky, 1912. Rotaprintnoe are causing the publication in 1912. - М.: Publishers Kluch, 1993. - 184 p.

9. Lantsov V.M. Articles about foreign experience of the government management of economy. - Kazan: Novoe znanie, 1998. - 152 p.

10. Codes and Laws of the Russian Federation. - SPb.: IG «Ves», 2007. - 992 p.

11. Lantsov V.M, Shajmardanova A.N., Kireeva T.M., Ustinov A.E. Housing and communal services: bases of the theory and the critical analysis of the Russian experience. - Kazan: Joint-Stock Company «Novoe znanie», 2009. - 504 p.

12. Lantsov V.M., Kireeva T.M., Lantsov M.V. Organization Theory and the state. Real management. Part

4. Sections 1, 2. - Kazan: Closely-Held Stock Company «Novoe znanie», 2006. - 318 p.

13. Constitution of the Russian Federation: the Constitution of the Russian Federation. National flag of the Russian Federation. The State Emblem of the Russian Federation. A national anthem of the Russian Federation. - M.: AST, Astrel, 2009. - 63 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.