Научная статья на тему 'ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ ОЗЕЛЕНЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ № 19 Г. КРАСНОЯРСКА'

ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ ОЗЕЛЕНЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ № 19 Г. КРАСНОЯРСКА Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
252
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗЕЛЕНЕНИЕ / ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ / ПРОЕКТ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗОНЫ / LANDSCAPING / INVENTORY / PROJECT / FUNCTIONAL ZONES

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Шенмайер Н. А., Ломинкина А. Р.

В статье приведено описание проекта реконструкции зеленых насаждений школы № 19, выявлены причины и назначены методы реконструкции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT OF RECONSTRUCTION OF LANDSCAPING OF THE TERRITORY OF SECONDARY SCHOOL NO. 19 IN KRASNOYARSK

The article describes the project of reconstruction of green spaces of school No. 19, identifies the causes and assigns methods of reconstruction.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ ОЗЕЛЕНЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ № 19 Г. КРАСНОЯРСКА»

выявлено, что объясняется значительным превышением измеренных значений расстояния до здания по сравнению со значениями радиуса кроны.

В процессе исследования отмечено, что при расположении деревьев березы плосколистной ближе 3 м от зданий наблюдается развитие значительной асимметрии кроны и увеличение частоты образования сильного наклона и искривления ствола.

Выводы.

Впервые получены закономерности возрастной динамики высоты и диаметра ствола, высоты штамба и радиусов горизонтальной проекции кроны березы плосколистной с учетом влияния рядом расположенных зданий в условиях придомовых участков (для южной части г. Хабаровска).

Полученные математические модели возрастных изменений таксационных показателей кроны и ствола березы плосколистной возможно использовать для разработки нормативов в целях ландшафтного проектирования насаждений на придомовых территориях г. Хабаровска.

Список использованных источников

1. Глаз Н. В. Виды аборигенных плодовых растений Дальнего Востока для городского озеленения / Н. В. Глаз, А. С. Вавилов, О. И. Токарева, А. В. Волынец // Роль зеленых насаждений в стратегии развития Хабаровска : материалы Третьей городск. науч.-практ. конф. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2007. С.78-82.

2. Никитенко Е. А. Древесные и кустарниковые породы для использования в регулярных посадках Хабаровска / Е. А. Никитенко // Перспективы развития и сохранности зеленых насаждений в Хабаровске : материалы Первой городск. науч.-практ. конф. Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2003. С. 41-43.

УДК 630

ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ ОЗЕЛЕНЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ № 19 Г. КРАСНОЯРСКА

PROJECT OF RECONSTRUCTION OF LANDSCAPING OF THE TERRITORY OF SECONDARY SCHOOL No. 19 IN KRASNOYARSK

Шенмайер Н.А., Ломинкина А.Р. (Сибирский государственный университет науки и технологий имени академикаМ.Ф. Решетнева, г. Красноярск, РФ)

Shenmaier N. A., Lomykina A. R.

(Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk, Russia)

В статье приведено описание проекта реконструкции зеленых насаждений школы № 19, выявлены причины и назначены методы реконструкции.

The article describes the project of reconstruction of green spaces of school No. 19, identifies the causes and assigns methods of reconstruction.

Ключевые слова: озеленение, инвентаризация, проект, функциональные зоны Key words: landscaping, inventory, project, functional zones

В тёплое время года ученики школ большое количество времени проводят на пришкольном участке, во дворе. Это место для занятий физкультурой и активного отдыха детей школьного возраста. Правильно спроектиро-

ванная школьная территория благотворно влияет на воспитание и образование учащихся.

Необходимым пунктом в проекте благоустройства территории школы считается ее озеленение. Кроме декоративного озеленения пришкольного участка важным является озеленение для создания комфортных условий, таких как защита от пыли, ветра, и озеленение с целью выращивания плодовых культур, с последующим сбором урожая.

Выступая в роли живых фильтров, зеленые насаждения способны поглощать многие вредные вещества, предотвращать развитие вредных болезнетворных бактерий, выделяя специфические вещества фитонциды. Помимо этого, плотно посаженные деревья заглушают шум от проезжающих автомобилей. Для микроклимата школьного двора особенно важно, что зеленые насаждения пришкольного участка регулируют влажность воздуха.

Одной из главных задач проекта является организация территории так, чтобы озеленение и благоустройство соответствовало назначению объекта, а также соответствовало нормам и правилам, создать благоприятные условия для отдыха учащихся [1].

Объектом исследования являлась территория средней общеобразовательной школы № 19 г. Красноярска. Инвентаризация зеленых насаждений проводилась по методике В.С. Теодоронского [2].

В ходе инвентаризации было выявлено, что на обследуемой территории произрастает 238 экземпляров деревьев, 97 кустарников, из которых удаляется 64 дерева и 23 кустарника. Ассортимент произрастающих зеленых насаждений представлен следующими породами: клен ясенелистный, яблоня сибирская, рябина сибирская, ель сибирская, береза повислая, сирень венгерская, сирень обыкновенная, черемуха Маака, черемуха обыкновенная, вяз приземистый и шершавый, тополь бальзамический, карагана древовидная, пихта сибирская, лох серебристый.

На проектируемой территории школы зеленые насаждения занимают

Л

7462,8 м или 37,4 % из них 34,5 % газоны, деревья, кустарники 1,7 % и 1,2 % - цветники. Здания и сооружения занимают площадь 4146,6 м или 20,7 %, площадки различного назначения, дороги - 8347,1 м или 41,9 %.

Анализируя полученный баланс территории обследуемого объекта с учетом норм плотности посадок на территории учебных заведений (100 - 120 шт. деревьев и 1500 шт. кустарников на 1 га), получили, что плотность посадок составляет 119 деревьев на 1 га (238 деревьев : 2,0 га). Плотность посадок кустарников - 48 шт./га (97 кустарников: 2,0 га). Отсюда следует, что плотность посадок на территории обследуемого объекта не соответствует нормам.

В процессе проектирования вся территория школы условно разделена на функциональные зоны. Входная зона располагается в восточной части объекта реконструкции. Реконструкция данной зоны включает в себя проектирование удобных пешеходных дорожек шириной 1,5 м. Дорожки проектировались с учетом уже существующих протоптанных тропинок. Это повлекло за собой удаление нескольких деревьев и кустарников. Так же были удалены старые засохшие деревья, потерявшие свою декоративность и привлекательность. Вдоль дорожек спроектированы стриженные и свободнора-

стущие живые изгороди из сирени обыкновенной. На месте этих изгородей уже росло несколько кустарников сирени в качестве рядовых посадок, в проекте предлагается посадки уплотнить и сделать живые изгороди. На месте новых посадок находилась клумба, но так как ее не видно из-за впереди стоящих кустарников, было принято решение ее демонтировать. Но при этом вдоль новой дорожки создан полукруглый миксбордер площадью 9 м2.

Во входной зоне также было дополнено озеленение посадками яблони Сиверса, тополя белого, рябины сибирской, сирени обыкновенной. Вдоль новой дорожки, ведущей из входной зоны к новому входу в школу, спроектированы рядовые посадки смородины золотистой и дерена белого. Смородина будет эффектно смотреться в День знаний в сентябре, а дерен будет украшать одну из основных дорожек территории школы весь вегетационный сезон и даже зимой, так как красные побеги контрастируют со снегом.

Парадная зона - это территория возле входа в здание школы, обычно предназначена для проведения праздничных линеек. Поскольку парадная зона достаточно большой период времени работы школы находилась только во внутреннем дворе, и вход в школу осуществлялся только через него, то там и проводились торжественные мероприятия на свежем воздухе. С переносом главного входа в здание школы на другую сторону, внутренний двор стал исключительно местом для линеек, постоянного потока людей, учеников и родителей через него нет, но все равно парадных зон теперь две - возле входа в школу и во внутреннем дворе.

В процессе проектирования во внутреннем дворе были удалены все деревья, так как они не соответствуют нормам удаленности от здания школы, что влияет на инсоляцию помещений школы, а также небезопасно в плане пожарной опасности. Во внутреннем дворе из озеленения оставлены цветники, вазоны и газоны.

В парадной зоне возле главного входа в школу были так же удалены деревья, близко расположенные к зданию, и деревья, утерявшие свою декоративность. На замену возле входа высажена декоративная группа деревьев и кустарников из ели сибирской, двух рябин сибирских, сирени венгерской, рябинника рябинолистного и двух сиреней обыкновенных.

Вдоль дороги от хозяйственного въезда высажена стриженная живая изгородь из смородины золотистой с одной стороны и рядовые посадки из клена татарского. С въезда также встречает группа кустарников из дерена белого и пузыреплодника калинолистного.

Реконструкция хозяйственной зоны включает в себя удаление деревьев и кустарников вдоль здания с южной стороны, так как они расположены в менее, чем 5 метрах от стен школы. Также имеются увядшие деревья, не ве-гетирующие уже несколько лет, их тоже нужно удалить. В хозяйственной зоне, расположенной с северной стороны территории, так же рекомендуется удалить березу повислую, которая растет из асфальта в метре от окон школы, увядшую черемуху обыкновенную, рябину сибирскую, клен ясенелист-ный и черемуху обыкновенную, тоже находящиеся слишком близко к стенам. Мусоросборники отделены от здания декоративной группой из сиреней венгерских, вяза приземистого и черемухи обыкновенной.

В хозяйственной зоне, расположенной с юга, рекомендуется демонтировать дорожку, которая вела к калитке, но теперь калитки там нет, и дорожка никуда не ведет. В этой зоне спроектированы рядовые посадки сирени обыкновенной.

Спортивная зона располагается в западной части территории. Реконструкция данной зоны представляет собой ремонт покрытия футбольного поля и баскетбольной площадки. Также спроектирована лестница и дорожка от хозяйственных ворот к футбольному полю, так как людям там ходить удобнее и быстрее.

С западной стороны спортивной зоны проектируются рядовые посадки из рябинника рябинолистного и пузыреплодника калинолистного, а также одиночная посадка березы повислой. С юга от баскетбольной площадки располагается свободно растущая живая изгородь из рябинника рябиноли-стного. С востока от нее же располагается одиночная посадка из ивы белой и декоративная группа из ели сибирской, березы повислой, клена татарского, двух спирей средних и трёх пузыреплодников калинолистных.

Так как площадка для изучения правил дорожного движения не используется, было принято проектировочное решение - заменить эту площадку на плодовый сад и опытный участок для выращивания овощных культур. Площадка была расширена в западную сторону и более четко ограничена газоном с деревьями с южной стороны от хозяйственной зоны. Реконструкция данного участка включает в себя ремонт дорожного покрытия, создание плодового сада из смородины черной и яблони домашней, эти посадки будут еще и скрывать хозяйственные гаражи. Так же включается создание участка овощных культур площадью 130 м , где планируется создать грядки с овощными культурами, такими как: морковь, свекла, капуста, редис, укроп, лук. Также планируется создать опытный участок для занятий младших классов, площадью 100 м2. Рекомендуется установить теплицу из поликарбоната.

Участок создается для того, чтобы ученики проходили летнюю практику, и после сбора урожая все отправлялось в школьную столовую. Плодовый сад, участок овощных культур и опытный участок для занятия младших классов огораживаются рядовыми посадками из дерена белого и пузыреплодника кали-нолистного.

В зоне отдыха предлагается наливное покрытие площадок, выполненное из резиновой крошки, для обеспечения безопасности учеников во время отдыха. В зоне отдыха рекомендуется заменить оборудование для игр детей на более современное.

Детская площадка огораживается живой изгородью из караганы древовидной, рядовыми посадками из клена ясенелистного и черемухи Маака. Также здесь проектируется декоративная древесно-кустарниковая группа из яблонь Сиверса и смородин золотистых.

После проведения реконструкции общее количество деревьев составляет 201 шт., кустарников 2445 шт. Плотность посадок на территории школы соответствует норме.

Список использованных источников

1. Теодоронский В.С., Боговая И.О. Объекты ландшафтной архитектуры: [учеб. пособие для вузов по специальности 250203]. Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования, Моск. гос. ун-т леса. 2-е изд. М.: Изд-во МГУЛ, 2010. 210 с.

2. Теодоронский В.С., Белый А.И. Садово-парковое строительство и хозяйство: учеб. для техникумов. М.: Стройиздат, 1989. 351 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.