Научная статья на тему 'ПРОЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕДРЕНИЯ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ" И ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ'

ПРОЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕДРЕНИЯ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ" И ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / PROACTIVE BUDGETING / FINANCIAL LITERACY / MUNICIPALITY / BUDGET OF A CONSTITUENT ENTITY OF THE RUSSIAN FEDERATION / LOCAL BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глазова О.Н.

В статье рассматривается понятие «Инициативное бюджетирование», его сущность и проблемы, с которыми придется столкнуться при внедрении данного проекта в бюджетный процесс муниципальных образований. Также анализируется опыт применения инициативного бюджетирования в субъектах России, кроме того, процесс реализации проекта инициативного бюджетирования предлагается внедрить на территории муниципального образования «город Екатеринбург».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECT TO IMPLEMENT THE INTRODUCTION OF PROACTIVE BUDGETING ON THE TERRITORY OF THE MUNICIPAL ENTITY "CITY OF YEKATERINBURG" AND ITS STATE REGULATION

In the article the concept of "Initiative budgeting", its essence and problems, which will be encountered in the implementation of this project in the budget process of municipal entities, is considered. Also, the experience of using proactive budgeting in the subjects of Russia is analyzed, in addition, the process of implementing the initiative budgeting project is proposed to introduce the "city of Yekaterinburg" on the territory of the municipality.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕДРЕНИЯ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ" И ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ»

задолженности в общей сумме оборотного капитала.

Использованные источники:

1. Ступаков B.C., Токаренко Г.С. Риск-менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 2011.- 256 с.

2. Володин А.А. и др. Управление финансами (Финансы предприятия): учебник. М.: ИНФРА-М, 2011.-504 с.

3. Финансовый менеджмент: теория и практика / под ред. Е.С. Стояновой М.: Перспектива, 2009.- 656 с.

4. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ. М.: Приор, 2010.277 с.

5. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: М.: Вузовский учебник, 2011. -132 с.

УДК 334.012.33

Глазова О.Н. студент 3 курса

факультет «Государственное и муниципальное управление»

направление «Организация работы органов государственного и муниципального управления» Уральский институт управления - филиал РАНХиГС

Россия, г. Екатеринбург ПРОЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕДРЕНИЯ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ» И ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Аннотация: в статье рассматривается понятие «Инициативное бюджетирование», его сущность и проблемы, с которыми придется столкнуться при внедрении данного проекта в бюджетный процесс муниципальных образований. Также анализируется опыт применения инициативного бюджетирования в субъектах России, кроме того, процесс реализации проекта инициативного бюджетирования предлагается внедрить на территории муниципального образования «город Екатеринбург».

Ключевые слова: инициативное бюджетирование, финансовая грамотность населения, муниципальное образование, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет.

Glazova O.N. Student

3 course, faculty "State and municipal management" Direction "Organization of work of state and municipal government" Ekaterinburg branch of Russian Presidential Academy of National

Economy and Public Administration Russia, Ekaterinburg

THE PROJECT TO IMPLEMENT THE INTRODUCTION OF PROACTIVE BUDGETING ON THE TERRITORY OF THE MUNICIPAL ENTITY «CITY OF YEKATERINBURG» AND ITS STATE

REGULATION

Annotation: in the article the concept of "Initiative budgeting", its essence and problems, which will be encountered in the implementation of this project in the budget process of municipal entities, is considered. Also, the experience of using proactive budgeting in the subjects of Russia is analyzed, in addition, the process of implementing the initiative budgeting project is proposed to introduce the "city of Yekaterinburg" on the territory of the municipality.

Key words: a proactive budgeting, financial literacy, the municipality, the budget of a constituent entity of the Russian Federation, local budget.

Теоретическая актуальность внедрения системы инициативного бюджетирования (далее - ИБ) на территории муниципального образования «город Екатеринбург» вызвана высоким потенциалом повышения эффективности расходования бюджетных средств за счет действия механизма общественного контроля в ходе решения вопросов местного значения. Так как основной проблемой недостаточности местного бюджета является высокая зависимость муниципальных образований от федеральных и региональных безвозмездных поступлений. Единственным вариантом решения данной проблемы является разработка системы инициативного бюджетирования.

Под инициативным бюджетированием понимается процесс участия граждан в планировании и распределении бюджетных средств муниципальных образований с целью выявления приоритетов в решении вопросов местного значения.

По данным Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России на 2017 год 47 субъектов Российской Федерации приняли решение о развитии инициативных практик, и только 16 субъектов РФ к концу 2017 года имеют практический опыт и план мероприятий по вовлечению граждан в бюджетный процесс28. Анализируя показатели эффективности реализации проекта ИБ, можно сказать, что активное участие в конкурсном отборе заявок для поддержки инициатив граждан в решении вопросов местного значения приняли: Кировская (47 заявок), Тверская (26 заявок), Ульяновская (30 заявок), Ярославская (24 заявки) области и Республика Башкортостан (35 заявок)29. Самые актуальные проекты: 64 проекта — благоустройство территорий 59 проектов - ремонт и строительство объектов культуры 37 проектов - ремонт и строительство спортивных объектов. На реализацию

28 Программа развития инициативного бюджетирования в Российской Федерации на среднесрочный период [электронный ресурс]. URL: http://www.fa.ru/org/dep/dof/Documents/seminar.pdf (дата обращения 12.04.2018).

29 Инициативное бюджетирование в России [электронный ресурс]. URL: http:// budget.depfinnbr.ru/images/docs/01_informacionniy_material_ib.pdf (дата обращения 12.04.2018).

всех проектов, участвующих в конкурсе, было потрачено около 780 млн. рублей, причем всего 5% от этой суммы - собственные средства граждан. Более 70% денег составляют средства региональных и муниципальных бюджетов, порядка 25 % -приходится на финансовую помощь со стороны бизнеса30. Во многом данные статистические показатели объясняются наличием определенных барьеров. Так на Второй Всероссийской конференции по инициативному бюджетированию особое внимание было уделено выступлению И.Е. Егорова, заместителя министра финансов Тверской области, который рассмотрел ряд рисков, возникающих при реализации проекта ИБ. Во-первых, административные ограничения, под которыми понимаются сложность внедрения и управления программой. Во-вторых, финансовые ограничения, объясняемые сокращением расходов бюджета на мероприятия по развитию общественной инфраструктуры, также общественные ограничения, предполагающие завышенные ожидания общества либо отсутствие интереса в ИБ со стороны потенциальных благополучателей31.

Именно проблема поддержки данного проекта со стороны граждан является одной из основных, так как сущность подхода ИБ заключается в возможности проявления гражданами инициативы на всех этапах решения вопросов местного значения: жители могут формулировать актуальную повестку, участвовать в проектировании решений, контролировать конкурсные процедуры и ход практической реализации проектов, а также имеют право на расходование собственных средств для решения приоритетных проблем.

В настоящее время самообложение граждан предусмотрено ст.56 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Средства самообложения поступают в бюджет в форме безвозмездных платежей, осуществляемых гражданами для решения конкретных вопросов местного значения32. Решение о введении платежа принимается на местном референдуме или сходе и подлежит обязательному исполнению на территории соответствующего муниципального образования (МО). Процедура самообложения, как правило, инициируется органами местного самоуправления и зачастую воспринимается жителями как дополнительный налог.

Эффективное применение метода самообложения граждан для решения вопросов местного значения активно используется в Ульяновской

30 Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации [электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/press-center/?id_4=34960&area_id=4&page_id=2119&popup=Y# (дата обращения 12.04.2018).

31 Вагин В. В., Шаповалова Н. А. Инициативное бюджетирование и смежные практики // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 38.

32 Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 1Э1-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

области. Именно проект по поддержке местных инициатив является отличительным от других программ софинансирования, и заключается в активном участии населения не только в отборе проектов на собраниях граждан и софинансировании проекта, но и в непосредственном участии в реализации выбранного проекта и осуществлении контроля за качеством работ33.

Стоит отметить, что за два года реализации программа «Поддержка проектов местных инициатив» позволила улучшить условия жизни для 200 тысяч жителей Ульяновской области путем осуществления финансовой поддержки областного бюджета через предоставление субсидии на реализацию конкретного проекта МО на условиях софинансирования из местного бюджета, средств населения и организаций.

Общая стоимость проектов за весь период реализации программы составила 86,5 млн. рублей. При этом региональный бюджет вложил средств на сумму 62,6 млн. рублей (72%), местный бюджет - 11,4 млн. рублей (13%), население - 8,2 млн. рублей (9%), организации и индивидуальные предприниматели - 4,3 млн. рублей (5%). На предварительных мероприятиях по выбору приоритетности проектов приняли участие около 22 тысяч граждан.

Всего для участия в конкурсе в выборе приоритетного проекта для решения вопросов местного значения в 2018 году было подано 111 заявок от поселений всех муниципальных районов Ульяновской области, из которых 106 соответствовали требованиям конусного отбора и прошли экспертизу документов. После оценки данных проектов было выявлено 82 проекта-победителя. Таким образом, в течение 2018 года будут отремонтированы 47 домов культуры, 9 объектов водоснабжения, а также реализованы 20 проектов, которые направлены на благоустройство сельских поселений. Кроме того, будут отремонтированы 3 объекта мест захоронений и еще 3 направлены на ремонт систем пожарной безопасности.

Именно поэтому данная практика внедрения ИБ послужит основой для разработки плана мероприятий по решению вопросов местного значения с учетом инициатив граждан на территории муниципального образования «город Екатеринбург».

Стоит отметить, что одним из основных барьеров при реализации ИБ в Екатеринбурге является низкий уровень финансовой грамотности населения, по данным социологического исследования, проведенного студентами Уральского института управления - филиал Ранхигс, можно сказать, что на данный момент финансовая грамотность населения на территории муниципального образования «город Екатеринбург» находится на среднем уровне. Просвещенность респондентов не зависит от рода занятий, занимаемой должности, сферы деятельности и материального достатка. По

33 Доклад о лучшей практике развития «Бюджета для граждан» в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях за 2015 год. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.ako.ru/PRESS/MESS/TEXT/DBDG_LP.pdf (дата обращения 12.04.2018).

результатам опроса стало ясно, что население готово повышать свой уровень финансовой грамотности. Так как среднестатистический респондент - это лицо с высшим образованием базовые знания в области финансовых рынков и управления располагаемым капиталом у него имеются. Поэтому необходимо уделить особое внимание тематике и формам дальнейших мероприятий по финансовому просвещению населения. Одной из таких форм по косвенному повышению уровня финансовой грамотности является проект инициативного бюджетирования. По данным проведенного социологического опроса, более 70% опрошенных считают, что внедрение в ближайшем будущем проекта «Инициативное бюджетирование» позволит увеличить прозрачность управленческих действий, снизить уровень коррупции, также будет способствовать активному вовлечению граждан в бюджетный процесс, и в целом положительно повлияет на уровень финансовой грамотности не только в конкретном муниципальном образовании, но и в стране.

Поэтому планируемая цель проекта - развитие потенциала органов местного самоуправления и более активное привлечение граждан к деятельности органов местного самоуправления, повышение заинтересованности жителей в участии и решении проблем местного значения, формирование активной жизненной позиции населения.

Главный механизм, позволяющий достичь представленных цель проекта - участие населения в решении следующих задач:

• строительство или восстановление объектов коммунальной инфраструктуры, приобретение необходимых материалов и комплектующих, дорожной сети, тротуаров, придомовых территорий (асфальтирование и (или) отсыпка щебнем, укладка брусчаткой);

• благоустройство территорий центральных площадей, парков, сооружение спортивных и детских площадок;

• восстановление объектов культуры и исторического наследия.

Обратим внимание, что задачи Проекта будут решаться через

реализацию отобранных на конкурсной основе проектов, инициированных населением, таким образом, будет обеспечиваться такой принцип как конкурентоспособность предложений мероприятий, обеспечивая эффективность и общественную потребность в выборе конкурсных работ.

Планируемые этапы проекта внедрения инициативного бюджетирования на территории муниципального образования «город Екатеринбург»: информирование населения о целях, возможностях и механизмах реализации проекта; определение жителями наиболее острых проблем муниципального образования; определение населением степени приоритетности данных проблем и перечня мероприятий и проектов, которые способны привести к их решению; формирование инициативных групп, представляющих жителей по территориальному или социальному признаку, которые будут участвовать в разработке и реализации проектов; обучающие семинары по подготовке конкурсной документации для

сотрудников администраций муниципальных образований и представителей инициативных групп; широкое обсуждение со всеми заинтересованными жителями подготовленных конкурсных проектов; обязательное участие представителей населения в контроле над ходом и качеством выполняемых подрядчиками работ и в их приемке, а также в оценке результатов реализации проектов.

Проект реализации инициативного бюджетирования на территории муниципального образования «город Екатеринбург» будет предполагать смешанную форму финансирования с участием ассигнований из бюджета субъекта РФ, предоставляемые на конкурсной основе, местного бюджета муниципального образования, а также софинансирование проекта со стороны населения муниципального образования.

Для соразмерности предоставляемых средств также необходимо разработать основные правила предоставления субсидий из областного бюджета Свердловской области, а также методику оценки социальной значимости местных инициатив граждан для определения размера платежей в условиях применения процедуры самообложения граждан. Также для контроля расходования денежных средств и отслеживания проводимых работ необходимо разработать специальный интернет сайт, отражающий отчеты о реализации проекта инициативного бюджетирования в муниципальном образовании. Отчет в обязательном порядке должен предоставлять информацию о расходах за счет средств из областного, местного бюджета, а также средствах выделенных в качестве дополнительного налога при утверждении процедуры самообложения граждан.

Таким образом, участие граждан в формировании бюджета, а именно внедрение проекта инициативного бюджетирования на местном уровне гармонично вписывается в систему местного самоуправления, обеспечивая гибкость, открытость бюджетного процесса. Форма инициативного бюджетирования позволяет привлекать население к участию в местном самоуправлении, также организует процесс эффективного взаимодействия населения и властью. 34 Результатом данного взаимодействия будет решение вопросов, входящих в компетенцию органов местного самоуправления, направленных на удовлетворение потребностей граждан, увеличению уровня доверия к власти путем гласности и открытости бюджетной системы. Также данный проект будет содействовать развитию потенциала местных органов власти в части способности готовить и реализовывать проекты, а также вести конструктивный диалог с населением и хозяйствующими субъектами.

Использованные источники: 1. Программа развития инициативного бюджетирования в Российской Федерации на среднесрочный период [электронный ресурс]. URL:

34 Бублик Н.Д., Лукина И.И., Фазлутдинов Р.А., Чувилин Д.В. Предпосылки формирования концепции сбалансированных инициатив на основе адаптации партисипаторного бюджетирования к условиям России // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, 2016, №6

http://www.fa.ru/org/dep/dof/Documents/seminar.pdf (дата обращения 12.04.2018).

2. Инициативное бюджетирование в России [электронный ресурс]. URL: http: // budget.depfinnbr.ru/images/docs/01 _informacionniy_material_ib. pdf (дата обращения 12.04.2018).

3. Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации [электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/press-center/?id_4=34960&area_id=4&page_id=2119&popup=Y# (дата обращения 12.04.2018).

4. Вагин В. В., Шаповалова Н. А. Инициативное бюджетирование и смежные практики // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 38.

5. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Доклад о лучшей практике развития «Бюджета для граждан» в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях за 2015 год. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.ako.ru/PRESS/MESS/TEXT/DBDG_LP.pdf (дата обращения 12.04.2018).

7. Бублик Н.Д., Лукина И.И., Фазлутдинов Р.А., Чувилин Д.В. Предпосылки формирования концепции сбалансированных инициатив на основе адаптации партисипаторного бюджетирования к условиям России // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, 2016, №6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.