ПСИХОЛОГИЯ
УДК 740
С. М. Колкова
ПРОЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ (РАЗВИТИЕ БЕЗУСЛОВНОГО САМОПРИНЯТИЯ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ МВД РФ)
В статье обсуждается проект психолого-педагогического сопровождения развития личности будущих полицейских. Оформлена схема сопровождения и разработана модель формирования безусловного самопринятия личности. На её основе создан тренинг развития безусловного самопринятия студентов.
The article describes the project of psychological and pedagogical support of developing the future policeman's personality. The scheme of support is developed as well as the model of forming the unconditional self-acceptance of the personality. The training procedures aimed at developing unconditional self-acceptance of students are described in the article.
Ключевые слова: личность, безусловное самопринятие, гуманистические качества, принятие других, конгруэнтность, эмпатия, истинные эмоции, защитные формы реагирования, субличность.
Keywords: personality, unconditional self-acceptance, humanistic qualities, the acceptance of others, congruence, empathy, genuine emotions, the shielding forms of the reaction, sub-personality.
Служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел осуществляется в соответствии с нравственными принципами: гуманизма, провозглашающего человека, его жизнь и здоровье высшими ценностями, защита которых составляет смысл и нравственное содержание правоохранительной деятельности Кодекс профессиональной этики сотрудника внутренних дел РФ
Предлагаемый нами проект может быть взят за одно из основных направлений психолого-педагогического сопровождения молодежи большинства профессий. Но, стараясь идти в ногу со временем и всей страной, в предлагаемом проекте мы взяли за основу проблему профессионально-личностного развития курсантов - будущих полицейских.
© Колкова С. М., 2011
Дискуссия по законопроекту «О полиции», предложенному Президентом РФ, разворачивается по всей стране. Председатель профильного Комитета по СФ обороне и безопасности Виктор Озеров, выделяя главные задачи законопроекта, сказал, что «...необходима гуманизация правоохранительных органов, профессионализация и смещение акцента в работе в сторону защиты прав граждан и законности». Последним для нас стимулом выбора темы проекта было знакомство с результатами исследования особенностей личности курсантов УрЮИ МВД РФ (г. Екатеринбург). За время обучения у них увеличиваются показатели установки на антиобщественное поведение и асоциальные ценности [1]!
Все вышесказанное доказывает необходимость психолого-педагогического сопровождения развития личности курсантов образовательных учреждений МВД РФ. Зафиксируем схему психолого-педагогического сопровождения курсантов очной формы обучения. Сопровождение может быть построено при взаимодействии с вузами, имеющими в своем составе институты или факультеты, готовящие будущих педагогов-психологов. Студенты - будущие психологи могут активно включиться в работу при прохождении практики на последних курсах и взять на себя организационное, диагностическое и отчасти развивающее направления сопровождения, представленные далее (табл. 1).
Остановимся на мнении К. Роджерса [2] о том, что «человек, как развивающаяся гуманистическая личность, начинается с безусловного самопринятия - осознания и признания своих чувств, принятия себя в целом». Направим наш проект на начало профессионально-личностного становления - на развитие самопринятия молодых людей - будущих полицейских.
Анализ литературы, опрос жителей г. Красноярска о желаемом и реальном морально-психологическом облике милиционера позволили выделить ключевые для разрешения в ходе проекта противоречия 1) между потребностью современного общества в гуманистически ориентированных полицейских и воздействием на них до и в период профессиональной подготовки стереотипов неконгруэнтности, неэмпатийности, непринятия других, деструктивных форм отношений между людьми и т. п.; 2) значимостью безусловного самопринятия как фактора развития гуманистических качеств личности полицейского и неразработанностью научно обоснованной
Таблица 1
Схема психолого-педагогического сопровождения профессионального становления личности будущих полицейских
1. Первичная диагностика участника проекта. Формулирование психолого-педагогических ^ проблем участника В сфере психических процессов, деятельности, ' общения, сфере ЗУНов студентов
2. Составление индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ^ участника проекта _к Совместно с участником определение цели, [""задач, выбор методов и средств, создание плана их применения
3. Выполнение составленной программы психолого-педагогического сопровождения \ профессионального становления личности студента — участника проекта (при необходимости ее корректирование) - Помощь в развитии профессионально значимых качеств личности (тренинги, ролевые игры). ^-Ч - Обучение эффективным техникам работы 7 с психическими процессами (мастер-классы, практические занятия). - Профилактика рисков, возможных при работе (просветит, беседы, публикации, буклеты). - Развитие культуры эффективной коммуникации (круглые столы, дебаты, дискуссии)
4. Повторная диагностика участника проекта, оценивание и анализ результатов проф. \ становления личности студента у^ В сфере психических процессов, деятельности, общения, сфере ЗУНов студентов
системы психологических механизмов, методов, форм, влияющих на его развитие в процессе обучения. Данные противоречия актуализируют заявленную тему проекта.
Цель проекта - развитие у будущих полицейских безусловного самопринятия - фактора развития гуманистических качеств личности.
Задачи проекта. 1. Активизировать осмысление вопросов развития профессионально значимых гуманистических качеств личности молодых людей - будущих полицейских. 2. Разработать и реализовать в работе тренинга психологические механизмы развития безусловного самопринятия личности будущих полицейских в условиях учреждения профессионального образования.
Теоретической основой научно-методического проекта выступили принципы развития и саморазвития (В. П. Зинченко, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл, Д. Б. Эльконин); гуманистические концепции (А. Маслоу, Дж. Олпорт, К. Роджерс); положения, сформулированные в работах Е. А. Климова, А. К. Марковой, Т. В. Кудрявцева и Ю. П. Поваренкина, изучавших проблему профессионального развития личности.
База проектной деятельности: Институт психологии, педагогики и управления образованием КГПУ им. В. П. Астафьева, его структуры: «Центр изучения и сопровождения профессионального здоровья», «Информационно-методический ресурсный центр», служба студентов-волонтеров, психологический клуб.
Целевая группа проекта: курсанты Сибирского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации (СибЮИ МВД РФ) (г. Красноярск) очной формы обучения по специальности «Правоохранительная деятельность».
Основные положения проекта: 1. Для эффективной работы полицейского необходимы такие гуманистические качества личности, как безусловное принятие других, эмпатия, конгруэнтность. 2. Фактором развития гуманистических качеств личности будущих полицейских выступает их безусловное самопринятие. Безусловное самопринятие означает признание себя, отношение к себе как личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору, принятие себя в целом, осознание и признание своих чувств и реально действующих мотивов. При условном самопринятии человек оценочно, с недоверием относится к себе.
3. Модель развития безусловного самопринятия будущих полицейских отражает психологические механизмы развития безусловного самопринятия личности: осознавание истинных эмоциональных состояний и собственных бессознательных форм реагирования; принятие собственных реально действующих мотивов, а также компоненты структуры условного и безусловного самопринятия.
Разработанная нами модель отражает переход от условного вида принятия себя к безусловному самопринятию (см. рисунок).
Компоненты условного самопринятия (УСП)
Неумение осознавать свои эмоциональные состояния;
защитные формы реагирования; непринятие собственных эмоций, чувств
Психологические механизмы развития безусловного самопринятия личности
Компоненты безусловного самопринятия (БСП)
Сформированное осознавание истинных состояний тела, эмоций и чувств
Осознавание истинных эмоциональных состояний и собственных бессознательных форм реагирования
Непринятие собственных реально действующих мотивов, нарушающее целостность личности
Принятие собственных
реально действующих мотивов
Принятие себя в целом, целостность личности
Модель развития безусловного самопринятия личности будущих полицейских
Далее необходимо выделить методы реализации механизмов развития безусловного самопринятия, представленных в модели, и зафиксировать этапы тренинга, в рамках которого происходит реализация (табл. 2).
Представленные в таблице этапы тренинга организуются в рамках спецкурса в объеме 30 часов.
Пути вовлечения в проект: проведение публичных просветительских лекций, распространение буклетов и плакатов, публикации в студенческой газете, размещение информации на сайте СибЮИ МВД РФ.
Ожидаемые результаты у студентов СибЮИ МВД РФ (г. Красноярск):
- повышение уровня безусловного самопринятия как фактора развития гуманистических качеств личности;
- снижение влияния на личность антиобщественных и деструктивных профессиональных установок.
Долгосрочные у работников МВД (правоохранительных органов):
- развитие гуманистических качеств личности работников;
- улучшение морально-психологического состояния и здоровья.
Пути оценки конечного результата: оценка по объективному фактору (опросник по изучению
эмпатии Т. Меграбяна, (ЛИО) Э. Шострома, (ОСО) В. В. Столина и С. Р. Пантелеева, сравнение с контрольной группой); оценка по субъективному фактору (опросы и анкеты на выявление наличия положительных изменений, отмечаемых как самими студентами, так и преподавателями).
Риски реализации проекта: система функционирования МВД - четко отлаженный механизм, работа которого основывается на подчинении одного человека другому, высшему по званию. Развитие гуманистических качеств личности - это шаг к внутренней свободе будущих сотрудников МВД, что может ассоциироваться с расшатыванием устоев системы. Однако безусловное самопринятие личности способствует подчинению начальству с меньшим внутренним напряжением, так как человек принимает в себе и субличность подчиненного.
Примечания
1. Педагог-психолог и общество: взаимодействие и ответственность: сб. материалов VII Всерос. студ. олимпиады по спец. «Педагогика и психология», Екатеринбург, 19-21 окт. 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т.; сост. А. М. Скотникова; отв. ред. С. А. Минюрова. Екатеринбург, 2010. 108 с.
2. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. М.: Изд. группа «Прогресс»: «Уни-верс», 1994. 480 с.
Таблица 2
Этапы тренинга и методы реализации механизмов развития безусловного самопринятия
1-й этап тренинга - Развитие чувственного и телесного осознавания
Методы Механизмы
Метод самонаблюдения Осознавание информации от органов чувств, внутренних ощущений тела
2-й этап - Формирование объектно-центрированного восприятия мира
Формирование объектно-центрированного подхода к восприятию мира Упражнения на «Объективно-центрированное восприятие»
3-й этап тренинга - Осознавание собственных истинных эмоций и чувств
Метод сопереживания ситуации (К. Флейк-Хобсон, Б. Е. Робинсон, П. Скин) Наша модификация метода сопереживания ситуации в отличие от оригинала состоит в просмотре видеокадров. Обучающимся предлагается представить себя полицейским при исполнении, осознавать свои эмоциональные состояния, в том числе и при появлении необычного клиента Вызывая социально неприемлемые эмоциональные состояния, запускается психологический механизм осознавание истинных эмоциональных состояний и собственных бессознательных форм реагирования
4-й этап тренинга - Формирование целостности личности через работу с субличностями. Принятие себя и других
Метод психосинтеза, «обзор субличностей» (Р. Ассаджиоли) Происходит выделение, обозначение внутренних конфликтов и доминирующих в них сторон самости участников. По сути, мы разделяем личность на реально действующие мотивы. Эти мотивы выражаются в форме эмоций, и многие из них, будучи неосознаваемыми, приводят человека к защитным формам поведения, к внутреннему расколу личности Представленные два метода являются «запускающими» по отношению к психологическому механизму развития безусловного самопринятия - принятию собственных реально действующих мотивов
Метод психодрамы (Я. Морено) В психодраме освобождаются подавляемые чувства, предоставляется помощь участникам в нахождении новых, более эффективных способов поведения, новых возможностей решения внутренних конфликтов; побуждается переживание доминирующих сторон самости участников. Важен выход на принятие каждой субличности, выделенной с помощью предыдущего метода
Дополнительные методы, используемые на протяжении всего тренинга
- Использование научной информации - Самонаблюдение и интерактивные методы Осмысление собственного состояния для получения умений превентивной самопомощи в русле позитивной психотерапии