Научная статья на тему 'Проект по работе с людьми «третьего возраста»'

Проект по работе с людьми «третьего возраста» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
420
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект по работе с людьми «третьего возраста»»

ПРОЕКТ ПО РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ «ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА»

Н. В. Павельева, начальник центра академической мобильности и международного сотрудничества ГОУ «КРИРПО»

У сердца не бывает морщин...

Севинье

В годы Великой Отечественной войны училища и школы трудовых резервов сыграли важную роль в подготовке рабочих кадров для отраслей оборонной промышленности. Кузбасс стал главным поставщиком угля и металла для нужд фронта. Из стали, выплавленной кузнецкими металлургами, было изготовлено 50 тысяч танков и 45 тысяч самолетов. В 1941 году в Кузбасс из оккупированных районов было эвакуировано оборудование 71 предприятия, большинство из которых так и остались в Кузбассе. Война вдвое увеличила мощности Кузбасса. На ряде предприятий свыше 50 % от общего числа рабочих составляли воспитанники школ трудовых резервов. Мощными темпами росла производительность труда молодых рабочих легендарного КМК и на других заводах и фабриках, где трудились выпускники профессиональных училищ.

Только за годы войны профессиональные училища подготовили 67 тысяч молодых рабочих, которые ударным трудом приближали Великую Победу 1945 года. В 1943 году в Кузбассе работают 29 школ ФЗО, 16 ремесленных и 3 железнодорожных училища, в которых обучалось более двадцати пяти тысяч человек. Выпускники начальных профессиональных училищ, получающие трудовые навыки и умения непосредственно от мастеров производственного обучения - высококвалифицированных рабочих - практиков своего дела, на своих рабочих местах не только профессионально выполняли свои трудовые обязанности, но в большинстве своём всегда были зачинателями прогрессивных методов организации труда.

И сегодня ветераны педагогического труда вносят свой вклад в социальное развитие региона, приветствуют позитивные изменения в современном обществе, проявляют интерес к социальной, культурной и экономической жизни, поддерживают солидарность поколений и являются хранителями духовных и нравственных ценностей. Они сохраняют способность к посильной трудовой деятельности, готовность передавать опыт и восполнять ресурсы, затраченные на обеспечение их жизнедеятельности.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 30 млн человек старше трудоспособного возраста. Пожилые люди - быстро растущая социально-демографическая группа, составляющая пятую часть населения страны. Доля людей пенсионного возраста с 2000 года превысила долю детей до

15 лет. В дальнейшем это превышение, по прогнозам, будет расти. В период до 2016 года прогнозируется устойчивое увеличение численности пожилых людей в составе населения. В г. Кемерово, с общим населением более 522 тысяч человек, 97,7 тыс. чел. - пожилые люди старше 55 лет.

Изменения, связанные с процессами модернизации устройства общества, влияют на положение и социальное самочувствие пожилых людей, которым трудно адаптироваться в динамично меняющихся экономических и социально-культурных условиях. Для этого им требуется помощь, учитывающая значительную дифференциацию, сложность их проблем, многообразие потребностей и запросов.

Не получили должного развития структуры гражданского общества, обеспечивающие заботу о пожилых людях, что относится и к общественным объединениям, призванным осуществлять независимый контроль соблюдения прав и законных интересов граждан пожилого возраста; оказывать им поддержку и предоставлять жизненно важные услуги.

Работа по формированию политического, правового и экономического механизмов для деятельности по предоставлению защиты, активизации социального участия и улучшению положения пожилых людей на период до 2010 года требует учета социально-демографических изменений.

Она основывается на положениях важнейших международно-правовых актов, таких как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, и специальных решениях ООН по вопросам старения населения и положения о пожилых людях, включая Принципы ООН в отношении пожилых людей.

Применение принятых мировым сообществом универсальных гуманитарных норм в отношении пожилых людей способствует построению в Российской Федерации социального правового государства на демократических основах, более полному обеспечению прав человека и конституционных гарантий, удовлетворению потребностей людей пожилого возраста как полноправных участников социального процесса.

Содержание и приоритетность мер государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения находятся в прямой связи со стратегией социально-экономического развития страны и определяются на основе научно обоснованной оценки остроты и значимости выдвигаемых жизнью проблем исходя из финансовых и других ресурсных возможностей государства.

Кардинальные перемены в государственно-политическом устройстве, социально-экономической жизни россиян, а также устойчивый рост доли пожилых в структуре населения страны требуют формирования новых представлений о геронтокультуре общества, роли пожилых людей в социальном развитии.

Геронтокультура не может исчерпываться только сводом правил, жизненных принципов, позиций, отношений к пожилым людям, старости. Это философия жизни и старения, которая помогает человеку сохранить определенный жизненный тонус и оптимизм, уверенность в разумности, личной и общественной полезности своих действий.

Постоянное возрастание доли пожилых во всём населении становится влиятельной социально-демографической тенденцией практически всех развитых стран. Такой процесс обусловлен двумя причинами. Во-первых, успехи здравоохранения, взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей.

С другой стороны, процесс устойчивого снижения рождаемости, ниже уровня простого замещения поколений, уменьшения числа детей, рожденных одной женщиной за весь ее репродуктивный период, приводит к тому, что уровень естественной смертности в нашей стране превысил уровень рождаемости. На смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности; доля детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста. Человечество стареет, и это становится серьезной проблемой.

Значительная часть россиян пенсионного возраста переживает стресс из-за осознания собственной ненужности, неумения легко адаптироваться к общественным изменениям. Психологический кризис усиливается тяжелым материальным положением. Сегодня проблема старения общества касается не только России, но и большинства европейских стран, так как уровень жизни государства во многом зависит от умения пожилых людей ориентироваться в современном мире.

В настоящее время пожилые люди в большинстве своем не относятся к старости как периоду, наполненному новым смыслом, к новому социально-психологическому состоянию и новой позиции. Они стремятся продолжить привычный ритм и темп жизни. Невозможность сохранить прежние отношения вызывает неудовлетворенность, социальную изоляцию, отчуждение.

Компенсаторные и другие саморегуляторные механизмы активно вступают в действие только тогда, когда человеку присуще желание действовать, когда оно поддерживается его собственной внутренней активностью, особенно установкой на преодоление не-

\РСИТЕТЪ\ «ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА» -

дугов и нежелания включаться в новые дела. Тогда переживания, взгляд на прошлое из настоящего не будут нацелены на ностальгию, ревизию прожитой жизни, а помогут отыскать ключ в будущее, ответы для решения личных и общественных проблем.

Механизм социального участия людей пожилого возраста в общественных процессах, формирование индивидуального, общественного сознания не могут оставаться стихийными процессами, требуют государственного, общественного регулирования, в том числе через систему геронтообразования. Актуальными и необходимыми являются не только расширение практики обучения, но и выработка управленческих решений, оптимальных стратегий и моделей функционирования системы геронтообразования. Нужны иные подходы к формированию общественного сознания, новая модель поведения гражданина в обществе как личности активной, деятельной, творца своей собственной судьбы, от которой во многом зависит положение дел в каждом регионе и стране.

Нынешняя социальная политика создает условия для активного включения в процессы реформ только экономически активного населения, а большая часть граждан пенсионного возраста находится за порогом экономической и общественной жизни. Им предлагается пассивная роль получателя и потребителя социальных благ.

Современная система взглядов на обязательства государственных органов по отношению к пожилым людям должна базироваться не только на общечеловеческих гуманистических ценностях, идее прав человека для всех возрастов, но и на обосновании политических решений и конкретных мер поддержки, пожилых на федеральном, региональном, местном уровнях в их развитии, самоорганизации, инициативы с учетом способностей и возможностей, огромного жизненного опыта самих пожилых, постоянного обновления накопленных ими знаний.

Образование и просвещение людей старшего возраста через реализацию дополнительных образовательных программ в области профессионального образования, содействие активному участию пожилых людей в жизни общества соответствуют глобальной стратегии мирового сообщества - обеспечить достойное существование пожилых людей путем улучшения условий и качества жизни, усилить их защиту и облегчить доступ ко всем основным социальным услугам при одновременном повышении эффективности социальных расходов.

В Кузбасском региональном институте развития профессионального образования реализован полномасштабный проект по работе с людьми «третьего возраста». География проекта - Кемеровская область. Количество участников проекта - 102. Охвачены все ветеранские организации города Кемерова и Кемеровской области.

Основная цель проекта - образование и просвещение людей старшего возраста, содействие активному участию пожилых людей в жизни общества.

Указанная цель соответствует глобальной стратегии мирового сообщества - обеспечить достойное существование пожилых людей путем улучшения условий и качества жизни, усилить их защиту и облегчить доступ ко всем основным социальным услугам при одновременном повышении эффективности социальных расходов.

Поддержание статуса лиц третьего возраста на высоком уровне, укрепление социальных связей и удовлетворение социально-культурных запросов, содействие в повышении собственными силами качества жизни, добровольном проявлении инициативы и активности, интеллектуальном развитии и творчестве в течение всей жизни - основные задачи проекта, реализованного в 2009 году.

Организация образовательного процесса осуществлялась совместно с областным Советом ветеранов Кемеровской области. Помимо ветеранов педагогического труда системы профессионального образования на курсах обучались председатели городских и областных советов ветеранов.

В рамках образовательной программы реализованы следующие направления:

• информирование пожилых людей о законодательных и правовых аспектах в области социального обслуживания населения;

• содействие повышению уровня социальной адаптации пожилых людей, упрочению социальных связей в сочетании с расширением их социокультурных контактов;

• поддержание жизненной активности пожилых людей;

• содействие процессу социальной интеграции пожилых людей с привлечением учреждений социальной сферы, общественных объединений, а также путем продолжения образования в «третьем возрасте».

Для реализации образовательных целей предложены определенные дидактические формы. На курсах используются лекции, семинары с группами по интересам, группы самообучения, группы взаимопомощи и экскурсии.

• Лекции. Эта форма стала основой деятельности всех университетов третьего века. Она базируется на устной передаче знаний и восприятии этих знаний учащимися, отличается непосредственным воздействием учителя на слушателей.

• Семинары и группы по интересам. Семинары основываются на самостоятельном рассмотрении участниками отдельных научных проблем. Часто академическая форма постепенно переходит в менее строгую структуру, называемую группой по интересам. Семинары и группы по интересам могут существовать отдельно.

• Группы самообучения и взаимопомощи. Участники занятий характеризуются разной степенью активности. Поэтому интеллектуально активные слушатели организуют группы самообучения. Слушатели сами составляют программу занятия, организуют интересные встречи. Те, кто по состоянию здоровья не могут участвовать в занятиях, пользуются услугами группы взаимопомощи.

• Экскурсии. Различные поездки являются фактором, повышающим познавательную активность участников обучения. Организуются прогулки, отдых и экскурсии по городу и за его пределами.

Дополнительно участникам проекта предложена вариативная часть (по выбору) цикла лекций, занятий, практических мастерских.

«Круглые столы»:

• «Третий возраст: жить, а не выживать!»

Обсуждение проблем социальной активности людей зрелого возраста, социальная адаптация пожилых людей, сотрудничество молодежи и людей пожилого возраста.

• «Законодательные и правовые аспекты в области социального обслуживания населения»

Оптимизация социальной и медицинской помощи гражданам пожилого возраста. Законодательство о государственных и трудовых пенсиях.

• «Формирование условий для социальной и профессиональной самореализации лиц старшего поколения»

• «Коммуникативные стратегии пожилых людей. Интенсивность коммуникаций как показатель социального благополучия»

• «О реализации Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-Ф3 и мерах социальной поддержки ветеранов в Кузбассе»

• «Социальная адаптация людей пожилого возраста к условиям рыночной экономики»

• «Быт, труд и отдых людей третьего возраста»

• «Механизмы участия пожилого населения в управлении устойчивым развитием региона»

Открытое пространство:

• «Религии в России: история и современное состояние. Свобода совести в современном обществе»

Мастер-классы:

• «Основы компьютерной грамотности»

• «Работа с куклой»

• «Декоративная роспись по металлу и дереву»

• «Изготовление художественных изделий из керамики»

• «Приусадебное хозяйство: в Сибири всегда с урожаем»

Гостиные:

• Литературная гостиная. Встреча с поэтами Кузбасса

• Музыкальная гостиная

• «Небо в легендах»

51 -

• «История Земли Кузнецкой»

• История возникновения и развития ветеранского движения в Кемеровской области

Подводя итоги проделанной за 2009 год работы с пожилыми людьми, можно с полной уверенностью сказать, что забота о пожилых людях - требование времени. Координатора и исполнителей проекта объединяет одно общее дело - образовательная работа с пожилыми людьми. Движут ими огромное уважение к старшему поколению и желание наладить полноценную, интересную, активную жизнь людей и после выхода на пенсию.

Более ста пожилых кузбассовцев обучились работе на компьютере, основам здорового образа жизни, смогли развить творческие способности, освоили приемы психологической самоподготовки, изучили современное законодательство и т. д.

В Кузбасском региональном институте развития профессионального образования накоплен богатейший опыт образовательной работы с пожилыми людьми. Изучать его приезжают коллеги из всех федеральных округов России; определенный интерес вызывает опыт института и за рубежом. В образовательной работе с пожилыми развитие знаний и навыков, значи-

мых в практической жизни, совмещается с практическим освоением демократических ценностей.

Практика показывает, что в целом наиболее успешными являются стратегии в образовании пожилых, которые включают следующие аспекты:

- лоббирование образования пожилых, что в первую очередь означает привлечение представителей власти для непосредственного участия в мероприятиях;

- издание материалов, публикаций и руководств, которые можно использовать в практической деятельности;

- проектный подход, который позволяет не только осмыслить способы достижения цели и методологию, но и приобрести опыт реализации задач и увидеть конкретные результаты деятельности.

С целью фасилитации развития проекта по работе с людьми «третьего возраста» планируется активно привлекать самих пожилых людей к работе организации. Дальнейшее развитие проекта и воплощение рекомендаций предполагает взаимодействие и координацию всех заинтересованных сторон: самих пожилых людей и ветеранских организаций, работающих на благо пожилых людей, администрации города.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ПОЖИЛЫМИ -ОПЫТ РЕГИОНОВ РФ

27 февраля 2010 года в Москве состоялась рабочая встреча активистов Межрегиональной коалиции организаций «Право пожилых» на тему «Представление интересов пожилых - опыт НКО Коалиция».

Активисты из различных регионов страны: Петрозаводска (Республика Карелия), Орла, Дербента (Республика Дагестан), Рубцовска (Алтайский край), Каменск-Уральска (Свердловская область), Омска, Новосибирска и др. - представили данные о реализации проектов, имеющих общую цель - позиционирование интересов пожилых на местном уровне. Многообразие проектов и региональной специфики все же позволило выделить наиболее существенные направления в работе общественных «социальных адвокатов»: стремление налаживать партнерство на уровне местного самоуправления, развивать формы правового просвещения среди пожилых людей, а также добровольчества среди пожилых людей и партнерства со СМИ. Активисты Коалиции единодушны в том, что необходимо отрабатывать и внедрять такие механизмы партнерств, при которых пожилые люди не отстраняются от принятия решений, касающихся их сторон жизни в местном сообществе. Опыт показал эффек-

тивность расширения правового просвещения пожилых людей и освоения ими навыков использования правовых механизмов для отстаивания интересов на индивидуальном и групповом уровнях. Состоявшиеся дискуссии по определению развития деятельности Коалиции в 2010 году подтвердили важность для НКО,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.