06.03.00 Лесное хозяйство
УДК 502/504:712.2:635.92 Б01 10.26897/1997-6011/2018-1-117-122
В.В. ХРАПАЧ
Ставропольский ботанический сад имени В.В. Скрипчинского — филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Северо-Кавказский федеральный научный аграрный центр» г. Ставрополь Российская Федерация
Е.С. АЛФЕРЬЕВА
Гуманитарный институт Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь, Российская Федерация
ПРОЕКТ ОЗЕЛЕНЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ ХРАМА ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СЕЛА ДИВНОГО
Целью проекта является средовое формирование и благоустройство территории храма, которое должно создавать благоприятные условия для культового воздействия на верующих и обогащать архитектурный облик храма. Объектом исследования послужила территория вокруг Храма Покрова Пресвятой Богородицы села Дивного Ставропольского края. Главная концептуальная идея проекта - организовать прихрамовую территорию в соответствии с функциональными, экологическими и эстетическими требованиями, создать его яркий и неповторимый художественный образ, вызывающий у прихожан положительные эмоции и ассоциации, но, в то же время, она должна отвечать всем современным требованиям безопасности и эргономики. Значительное внимание уделено подбору растений в соответствии с христианским мировозрением и экологическими условиями. Все это направлено на усиление эстетического воздействия и расширение индивидуальности проекта.
Храм, сквер, благоустройство, озеленение, растение-символ.
Введение. В исторических справочниках содержится очень мало информации по благоустройству прихрамовых территорий. Это связано с тем, что главной функцией православного храма является не территория вокруг него, а он сам. В современной литературе так же мало содержится сведений по этому вопросу, что обусловлено спецификой и отсутствием единых требований, предъявляемых к благоустройству данного вида территории. Основная доля реализации проектов благоустройства церковных земель приходится на саму Церковь и выполняется силами послушников и волонтеров. Последние же крайне редко оказываются специалистами в области ландшафтного проектирования. В итоге мы имеем некоторую «разношерстность» и неоднородность в оформлении данных территорий.
Основанием для выполнения проекта благоустройства и озеленения территории храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Дивном является необходимость формирования комфортной и гармоничной предметно-пространственной среды вокруг культового сооружения Православной Церкви.
Материалы и методы исследований.
Методика исследований основывалась на анализе благоустройства и озеленения культовых сооружений России и Западной Европы: изучение литературных и архивных источников; разработка проекта прихра-мовой территории выполнялась с учетом прохождения инженерных сетей и уже существующих насаждений по методикам С.С. Ожегова [1], А.П. Вергунова[2]; при выборе проектируемого ассортимента растений опирались на почвенно-климатические условия населенного пункта и христианские символы.
Результаты исследований. Приходской храм Покрова Пресвятой Богородицы расположен в селе Дивном Ставропольского края. Его территория занимает площадь 12120 м2. Почвенный покров представлен темно-каштановой почвой. За год выпадает 350-450 мм осадков. Число дней с суховеями колеблется по годам от 54 до 132. Сумма температур за период активной вегетации достигает 3400-3600°С. Лето сухое, жаркое, с пыльными бурями. Зима — умеренная и малоснежная с частыми оттепелями. Есте-
ственная растительность представлена дер-новинно-злаковыми сообществами.
Храм - это культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Значение храмов часто намного больше обрядовых функций, ими выполняемых, и религиозных идей, которые они воплощают. В символике архитектуры и декоративного убранства храмов раскрываются представления о мироздании, во многие эпохи храмы были местом общественных собраний, торжественных церемоний, имели мемориальный характер [3]. При этом монастырские сады имели культовые и практические цели, т.е. являлись источниками лекарственных трав, овощей и плодов. Основатель Бенедиктинского ордена Бенедикт Нурсий-ский, еще в V веке распространившего монастырский образ жизни по всей Европе, говорил, что все необходимое для жизни, особенно вода и сады, должны присутствовать внутри монастырских стен [4].
У православных при озеленении территории композициям присуща динамика (в отличие от католической статики и симметрии). Здесь доминантой является храм и во-
круг него сажают деревья соответствующей величины, чтобы соблюсти соразмерность деревьев и храма. В суровом засушливом климате тенистый сквер будет вполне уместен. Растительные композиции вокруг храма Покрова Пресвятой Богородицы следует рассматривать как дом Божий под открытым небом (рис. 1, 2). Он является символом Геф-симанского сада. В христианстве Гефсиман-ский сад почитается как место моления Иисуса Христа в ночь ареста [5]. Религиозная символика предопределяет как общую пространственную структуру сада, так и устройство его составных частей. Все предложенные здесь типы садово-парковых насаждений образуют единую композицию и выполнены как в пейзажном, так и в регулярном стиле.
К выбору растений для посадки их на прихрамовой территории есть определенные требования. Важно подобрать растения-символы в образе «библейских». Желательно, чтобы было много цветов и во всей красе расцветали к большим церковным праздникам. Тогда цветы не только будут радовать прихожан вокруг храма, но их можно будет использовать для украшения интерьера [6].
Экспликация:
1.Храм
2. Купель
3. Церковная школа Л. Бесэдкр
5. Пекарня
6. Колокольня
7. Гидрант
8. Модульный цветник
9. Туале!
10. Парковка
Рис. 1. План благоустройства территории храма Покрова Пресвятой Богородицы села Дивное
Условные обозначения:
Скамья ф Урне ц Св&тмльник геля Ограждение ^у фонтан
fBxoA на территорию хрома
Рис. 2. Объёмное решениетерритории храма Покрова Пресвятой Богородицы села Дивное
В садах православных храмов, в отличие от монастырских садов Западной Европы, использовались совершенно другие растения-символы, и их было совсем немного. Это яблоня с красивыми плодами, вишня и крыжовник (кружавник). Боярышник не считался символом страданий Христа, а относился, скорее, к кустарникам природного окружения. В каком-то смысле терновые рощи (источник подвоев для садоводческой практики монахов) олицетворяли Христовы страдания, В образе рай-дерева в православном понимании выступает скромное растение из природного окружения — тополь черный (осокорь), или ива волчниковая (верба), которая фигурирует в большинстве церковных обрядов с живым деревом (как в храме, так и на улице). Большинство кустарников с ароматными цветками (калина, шиповник) всегда воспринимались не как символы красоты, а как полезные в саду плодовые или кулисные посадки. Культурная роза никогда не была символом Богоматери и стала выращиваться в монастырских садах только с конца XVIII века, в пору активного обмирщения церкви [7]. В нашем проекте деревья и кустарники в сквере расположены в виде «сквозистых» древесных, древес-но-кустарниковых и кустарниковых групп
различной величины. Группы создают акценты, доминанты, передний и средний план пейзажа, рисуют силуэт сквера.
Чтобы сохранить декоративность насаждений и в зимний период, мы применяем ель колючую (Piceapungens (L.) Link.), сосну -крымскую (Pinus pallasiana D. Don), туювос-точную (Thuja orientalis L.).Рождественская ёлка — традиционный атрибут празднования Рождества во многих странах мира. В зоне отдыха основу древесных насаждений составят дуб черешчатый (Quercus robur L.), береза повислая (Betula pendula Roth), лох узколистный (Elaeagnus angustifolia L.). Дуб будет символизировать Мамврийский дуб (Дуб Авраама) - древнее дерево, под которым, согласно Библии, Авраам принимал Бога.
Священным ореолом оливковое дерево окутано в Библии. В христианстве оливковая ветвь становится символом очищения. После окончания всемирного потопа голубь принес Ною в клюве оливковую ветвь (символ восстановления мира между Богом и человеком). Когда Христос пришел в Иерусалим, люди встречали его с оливковыми ветвями в руках. Ранние христиане иногда использовали венки из ветвей оливкового дерева как символы мученичества Христа, молившегося в оливковых
рощах Гефсиманского сада. В нашем проекте оливковое дерево мы заменили лохом узколистным. Он засухоустойчив, почти не страдает от жарких суховеев, к почвам неприхотлив; переносит значительную за-солённость почвы, успешно произрастает на каштановых почвах.
На прихрамовой территории уже растет одна верба (ива волчниковаяили шелюга желтая(&а/о; daphnoides L.)). Соцветия ив (сережки) распускаются рано весной, и такие веточки являются символом Вербного воскресенья.
Среди деревьев планируется посадить устойчивые к засухе кустарники: акацию желтую (Caragana arborescens Lam.), сирень обыкновенную (Syringa vulgaris L.), смородину золотистую (Ribes aureum Pursh). В христианстве акация — знак бессмертия и морального образа жизни. Предполагается, что терновый венец был сделан из акации — с одной стороны, потому, что она является священным деревом евреев, а с другой стороны, чтобы посмеяться над идеей бессмертия. Цветки сирени символизируют крест.
С восточной стороны участка устроен плодовый сад. Акцент на фруктовые деревья, ассоциирующими небесные кущи, является одним из главных признаков монастырских средневековых садов [7]. Весной деревья будут радовать прекрасным цветением и ароматом, а спелые плоды придутся по вкусу всем желающим. Образ цветущего плодового сада является символом изобилия и благополучия. А яблоня считается библейским деревом познания добра и зла.
Рядом с садом запланирован декоративный огород, где кроме овощей предполагается выращивать и пряно-ароматические растения, которые часто бывают высокодекоративными. Лаванда лекарственная (Lavandula angustifolia L.) цветет маленькими цветками голубого или сиреневого цвета. После того как цветки раскрываются их собирают и сушат для получения пряности. Стелющиеся по земле и укореняющиеся в каждом узле ветвления побеги тимьяна прижатого (Thymus serpyllum L.) способны образовывать обширные вечнозеленые ковры. Его соцветия обладают лекарственными свойствами и освящаются на Троицу. Важнейшее условие при создании огорода - свободный доступ к растениям, так как их необходимо постоянно подстригать, пропалывать, собирать урожай.
С южной стороны к огороду примыкает пять рядов уже посаженного виноградника со столовыми и техническими сортами. Ещё в средние века вино стало обязательным атрибутом богослужений, поэтому лучшие виноградники Европы располагались при монастырях — именно там изготавливались самые лучшие вина. В христианстве виноградная лоза олицетворяет Христа, ее ветви — апостолов, а виноград - верующих.
На входе на территорию храма при устройстве модульного цветника предполагается использование многолетников, отличающихся сроками цветения: астра кустарниковая (Aster dumosus L.), эхина-цея пурпурная (Echinacea purpurea (L.) Mo-ench), хризантема мелкоцветковая (Chrysanthemum x koreanum hort.), ясколка серебристая (Cerastium argenteum Bieb.), флокс шиловидный (Phlox subulata L.). А так же луковичные растения: лилии (Lilium can-didum L.), нарциссы (Narcissus) и тюльпаны (Tulipa), после отцветания которых высаживают однолетники: тагетис (Tagetes patu-la L.), сальвию блестящую (Salvia splendens Selloex Nees). Истинным символом Богородицы в русском православном саду была белая лилия (по церковному - крин). Высаженная у водного источника (криницы), она была главным элементом цветочной композиции. Красная лилия — символ цветущего посоха святого Иосифа.
Устройство газонного покрытия планируется из овсяницы тростниковой (Festuca arundinacea L.)— многолетнего злакового растения, используемого для создания обыкновенных газонов и травянистых покрытий специального назначения. За счет мощной, глубоко проникающей в почву корневой системы, она способна произрастать в экстремально засушливых условиях.
Предложенный ассортимент растений устойчив к неблагоприятным почвенно-кли-матическим условиям и соответствует христианским ценностям. При длительной засухе березу повислую и цветочные растения необходимо поливать.
Выводы
По окончанию работы над проектом можно сказать, что достигнута главная цель — спроектирован наполненный эмоциональным содержанием объект средовой организации существующего пространства сельской местности — территории храма
Покрова Пресвятой Богородицы. В настоящее время люди ставят церковь далеко не на первое место, и очень важно, чтобы она привлекала людей. Озелененная и благоустроенная территория дает людям возможность подольше наслаждаться тем умиротворением и спокойствием, которое они могут получить, придя в храм Божий.
Определены растения с помощью которых можно выразить православное мироощущение в саду при храме, при этом соблюдая баланс между историчностью и парадностью оформления, потребностями музей-но-туристического дела и религиозного общества. Указанные в статье растения помогут сделать территорию храма уникальной и притягательной для публики и удобной для прихожан.
Для хорошего развития растений важнейшими мероприятиями в континентальных почвенно-климатических условиях является подбор засухоустойчивых пород и орошение.
Библиографический список.
1. Ожегов С. С. История ландшафтной архитектуры: краткий очерк. — М.: Стройиз-дат, 1993. 237 с.
2. Вергунов А.П., Горохов В.А. Вертоград: Садово-парковое искусство России (от истоков до нач. XX в.). — М.: Культура, 1996. - 430 с.
3. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.
4. Афмидентова В.В. История садово-парковых стилей. — М.: Архитектура, — 2003.
5. Бибиков М.В. Святая Земля. Исторический путеводитель по памятным местам Израиля, Египта, Иордании и Ливана. — М,: 2000. — С. 64-65
6. Стрижев А.Н. Цветы и храм: Растения в русском церковном обиходе. — М. Изд-во Спасо-Преображ. Валаам.ставропигиал. Монастыря, 1996. — 47 с.
7. Михальчик Л. С. Ландшафт территорий христианских храмов и монастырские сады // Питомник & частный сад. — 2011. — № 5 (11). — С. 56-61.
Материал поступил в редакцию 22 .08.2017 г.
Сведения об авторах
Храпач Василий Васильевич. заместитель директора по научной работе Ставропольского ботанического сада имени В.В. Скрипчинского — филиала Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Северо-Кавказский федеральный научный аграрный центр», кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, член Союза дизайнеров России. 355029 г. Ставрополь, ул. Ленина, д. 478, тел.: 8(8652)560371, е-шаИ: [email protected].
Алферьева Екатерина Сергеевна, студентка 4 курса Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета, 355000 г. Ставрополь, ул. Пушкина, д. 1, е-шаИ: [email protected]
V.V. KHRAPACH
Stavropol botanical garden named after V.V. Skripchinsky — branch of the Federal state budgetary research institution «The North Caucasus federal research agrarian center», Stavropol, Russian Federation
E.S. ALFERJEVA
Institute of Humanities, North-Caucasus Federal University, Stavropol, Russian Federation
THE PROJECT OF LANDSCAPE GARDENING OF THE CHURCH OF INTERCESSION OF THE MOST HOLY MOTHER OF GOD IN DIVNOYE VILLAGE
The main conceptual idea of the project is to arrange the church territory in accordance with functional, ecological and esthetic demands, to create its bright unique artistic image evoking positive emotions and associations; however it should meet all the demands of safety and ergonomics. The main task stipulated by the designing concept of the project is to arrange and develop the church territory which should create favorable conditions for the cultural influence on religious people and enrich the architectural appearance of the church. The object of the research was the territory around the Church of the Intercession of the Most Holy Mother of the God of the Divnoe village of the Stavropol area. Great attention is paid to plants selection in accordance with the Christian view and ecological conditions. All this is aimed at strengthening of the esthetic influence and widening of the project individuality.
Church, public garden, improvement of the territory, landscape gardening, plant-symbol
References
1. Ozhegov S.S. Istoria landshaftnoy ar-hitektury: kratkij ocherk. - М.: Strojizdat, 1993. - 237 s.
2. Vergunov A.P., Gorohov V.A. Verto-grad: Sadovo-parkovoe iskusstvo Rossii (ot isto-kov do nach. XX v.). - M.: Kultura, 1996. - 430 s.
3. Boljshaya sovetskaya entsiklopediya. 1969-1978.
4. Afmidentova V.V. Istoria sadovo-park-ovyh stilej. M.: Architectura - 2003.
5. Bibikov M.V. Svyataya zemlya. Is-torichesky putevoditel po pamyatnym mestam Izrailya, Egipta, Iordanii i Livana. - М.: ^etie tysyacheletie, 2000. - S. 64-65
6. Strizhev A.N. Tsvety i hram: Rasteniya v russkom tserkovnom obihode. . - М. Izd-vo Spaso-Preobraz. Valaam. stavropigial. Monas-tyrya, 1996. - 47 s. 7. 7. 7. 7.
7. Michalchik L.S. Landshaft territo-rij hristianskih hramov i monastyrskie sa-
dy // Pitomnik & chastny sad. - 2011. - № 5 (11). - S. 56-61
The material was received at the editorial office
22 .08.2017
Information about the authors Khrapach Vasiliy Vasilievich, deputy director on scientifi c work of the Stavropol Botanical Garden named after V.V. Skripchinsky -a branch of the North Caucasian Federal Agricultural Research Centre, candidate of agricultural sciences, assistant professor, member of the Union of designers of Russia, 478 Lenin's street Stavropol 355029, Russia, tel.: 8(8652) 560371, е-mail: [email protected]
Alferjeva Ekaterina Sergeevna, the 4-th grade student of the Institute of the Humanities, North-Caucasus Federal University. 355000, Stavropol, Pushkin street, building 1, е-mail: [email protected]