Научная статья на тему 'Проект "один пояс, один путь" и интересы России'

Проект "один пояс, один путь" и интересы России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2128
424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ "ОДИН ПОЯС / ОДИН ПУТЬ" / КНР / РОССИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / РИСКИ / PROJECT ONE BELT / ONE ROAD / CHINA / RUSSIA / NATIONAL INTERESTS / RISKS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Акимов А.В.

Проект КНР «Один пояс, один путь» выгоден китайской стороне и будет реализован при любом отношении к нему России. РФ может помимо транзита через ее территорию в рамках проекта развивать сельскохозяйственное производство с поставками продукции в КНР, а также принимающий туризм из Китая. Риском для России при реализации проекта является широкое проникновение продукции обрабатывающей промышленности из КНР и ЕС в Россию. Целесообразность больших инвестиций России в строительство железных дорог в рамках проекта можно оценить только при рассмотрении долгосрочных национальных экономических и геополитических интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONE BELT, ONE ROAD PROJECT AND RUSSIA’S INTERESTS

One Belt, One Road project is designed in the interests of the Peoples Republic of China and it will be implemented with or without Russia’s participation. Russia may benefit from cargo transit via its territory and from participation in agricultural production for China and hosting tourists from China. At the same time, Russia may face risks of competition of Chinese and European manufactural goods with the national ones after the rail road construction is implemented under the project. The benefits and losses for Russia in the project can be estimated only by evaluation of long-term national economic and geopolitical interests.

Текст научной работы на тему «Проект "один пояс, один путь" и интересы России»

Акимов А. В. *

Проект «Один пояс, один путь» и интересы России

A.V. Akimov**

ONE BELT, ONE ROAD PROJECT AND RUSSIA'S INTERESTS

Аннотация: Проект КНР «Один пояс, один путь» выгоден китайской стороне и будет реализован при любом отношении к нему России. РФ может помимо транзита через ее территорию в рамках проекта развивать сельскохозяйственное производство с поставками продукции в КНР, а также принимающий туризм из Китая. Риском для России при реализации проекта является широкое проникновение продукции обрабатывающей промышленности из КНР и ЕС в Россию. Целесообразность больших инвестиций России в строительство железных дорог в рамках проекта можно оценить только при рассмотрении долгосрочных национальных экономических и геополитических интересов.

Ключевые слова: проект «Один пояс, один путь», КНР, Россия, национальные интересы, риски.

Abstract: One Belt, One Road project is designed in the interests of the Peoples Republic of China and it will be implemented with or without Russia's participation. Russia may benefit from cargo transit via its territory and from participation in agricultural production for China and hosting tourists from China. At the same time, Russia may face risks of competition of Chinese and European manufactural goods with the national ones after the rail road construction is implemented under the project. The benefits and losses for Russia in the project can be estimated only by evaluation of long-term national economic and geopolitical interests.

Key words: project One Belt, One Road, China, Russia, national interests, risks.

Проект «Один пояс, один путь» является важным и масштабным начинанием КНР, отвечающим возросшим экономическим возможностям этой страны. В сфере материального производства КНР уже ряд лет является мировым экономическим лидером, с каждым годом пополняя список отраслей и производств, где она опережает все остальные страны мира1. Таким образом, если по уровню ВВП, в который в современной экономике значительный вклад вносит сфера услуг, сильно зависящая от уровня оплаты труда в каждой стране, КНР еще экономика номер два в мире, то по уровню материального производства, где роль этого фактора меньше, она уже первая.

* Акимов Александр Владимирович - доктор экономических наук, Руководитель Отдел экономических исследований, член ученого совета Института востоковедения Российской Академии наук.

** Akimov Alexander Vladimirovich - Doctor of Economics, Head of the Department of Economic Research, member of the Academic Council of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences.

1 Как показывают данные отраслевых ассоциаций производителей, КНР находится на первом месте в мире по производству стали [World Steel In Figures...], автомобилей [Organisation Internationale ...], производству компьютеров, электроники и оптики для средств связи [Information Economy ... Table II.2.], числу устанавливаемых промышленных роботов [International Federation ...].

Очевидно, что страна нуждается в новых направлениях развития. Помимо ориентации на внутренний рынок необходимо увеличение экспорта в другие страны и инвестиции за рубеж. Инициатива КНР «Один пояс, один путь» безусловно отвечает интересам китайской экономики и является своевременно предпринятым адекватным шагом. КНР предлагает соседним странам перспективные проекты и политически продвигает их без давления, призывая к совместным действиям.

Россия не может не реагировать на эту китайскую инициативу, но ей необходимо определить свою позицию по этому вопросу. Если для ряда развивающихся стран, таких как Пакистан или Мьянма, «Один пояс, один путь» решает целый ряд ранее не решенных проблем развития, то для других этот проект является далеко не однозначным. Пример тому - позиция Индии, которая не выражает желания в этом проекте участвовать.

Проект «Один пояс, один путь» имеет значение для всей Евразии. Россия оказывается в географическом плане между Китаем с одной стороны и Европейским Союзом (ЕС) с другой. Россия поддерживает экономическое сотрудничество со странами СНГ, которые также находятся между китайским и европейским центрами экономической силы. Сравнительные экономические возможности этих игроков представлены в таблице 1.

Таблица 1

Валовой национальный доход основных экономических группировок и стран Евразии

Интеграционное объединение / страна ВНД, рассчитанный по World Bank Atlas Method* в 2015 г., млн долл.

ЕС, включая Великобританию 17619

КНР с Гонконгом 11138

СНГ 2258

* - World Bank Atlas Method см. https://datahelpdesk.worldbank.org/knowledgebase/

artides/378832-the-world-bank-atlas-method-detaNed-methodology

Ист.: рассчитано по [2017 World Development ... P. 146].

ЕС и КНР - два центра не только экономического влияния, но и высоких технологий, включая современное станкостроение, электронику и робототехнику. Если рассматривать развитие отраслей промышленности, то позиции КНР будут по многим переменным выше, чем у ЕС. См. табл. 2.

Таблица 2

Показатели развития промышленности ЕС, КНР и России

ЕС КНР Россия

Производство стали в 2015 г., млн т 166,1 803,8 70,9

Производство автомобилей в 2016 г., тыс. штук 18809 28119 1304

ЕС КНР Россия

Производство станков в 2015 г., млн долл. США 23503 22100 485

Парк промышленных роботов в 2015 г., штук 433000 262900

Закупки промышленных роботов в 2015 г. 49500 75000

Добыча нефти в 2016 г., 1000 баррелей в день 1205 3981 10292

Добыча газа в 2016 г., млн куб. м 111598 136628 646242

... - нет данных

Ист.: [Steel Statistical., OICA Survey; World Machine Tool., OPEC Annual., World Robotics ...]

По производству стали КНР намного опережает страны Европы, но если сравнить машиностроительные отрасли, то и здесь позиции Китая достаточно сильны. Он производит больше автомобилей, чем ЕС, в производстве станков он почти догнал объединенную Европу. Если взять такой важный элемент современного производства как робототехника, сравнительные позиции ЕС и КНР противоречивы. Европа имеет больший парк, но по объемам установки новых роботов Китай значительно обгоняет ЕС и в ближайшем будущем будет иметь парк робототехники не меньший, чем в Европе.

Россия имеет убедительные позиции только в энергетической сфере. Таким образом, Россия оказывается между двумя центрами экономической

«-» «-» т-1

мощи и высоких технологий: европейским и восточноазиатским. В последний, помимо Китая, входят Япония и Республика Корея.

В настоящее время внешнеторговые связи России складываются следующим образом (см. табл. 3). Наиболее высок внешнеторговый оборот России со странами Евросоюза (42,7%), а на Восточную Азию приходится в два раза меньше (21,4%). Такая ситуация существует после трех лет санкцион-ного режима по отношению к России со стороны Евросоюза.

Таблица3

Внешнеторговый оборот Российской Федерации с основными торговыми партнерами

Январь-октябрь 2017 г.

млн долларов США в % к

январю-октябрю 2016 г. итогу

Внешнеторговый оборот 468156 125,1 100

в том числе:

страны дальнего зарубежья 410189 125,1 87,6

из них: страны Евросоюза 200117 123,9 42,7

из них:

Германия 40148 123,3 8,6

Италия 19289 118,6 4,1

Январь-октябрь 2017 г.

млн долларов США в % к

январю-октябрю 2016 г. итогу

Нидерланды 33045 126,6 7,1

Страны АТЭС 143000 127,6 30,5

из них:

Китай 68918 130,8 14,7

Республика Корея 16502 131,4 3,5

США 18689 116,9 4,0

Япония 14969 115,2 3,2

Турция 17091 137,9 3,7

Государства-участники СНГ 57967 125,7 12,4

Ист.: [Срочная информация...]

Если рассматривать географию внешней торговли России по странам, то основным партнером РФ является Китай, на который приходится почти 15% внешнеторгового оборота России. Следующая второй Германия отстает почти вдвое. Таким образом, и с запада, и с юго-востока имеются крупные партнеры, способные обеспечить как транзитный поток грузов, так и перевозки в и из России.

Для России наиболее важен сухопутный вариант проекта «Один пояс, один путь», то есть железные дороги, проходящие через территорию России и соседние государства. В настоящее время российские железные дороги в основном перевозят массовые грузы (см. табл. 4).

Таблица 4

Перевозка отдельных видов грузов железнодорожным транспортом, млн т

2016 г.

Каменный уголь 331,1

Нефтяные грузы 236,2

Руда железная и марганцевая 109,5

Черные металлы, включая лом 71,0

Химические и минеральные удобрения 53,5

Строительные грузы 141,3

Лесные грузы 42,2

Зерно и продукты перемола 21.6

Грузы в контейнерах 32,0

Грузы в пакетах 31,0

Ист.: составлено по [Российский статистический., табл. 20.5. и 20.6.]

Очевидно, что железные дороги России в настоящее время ориентированы на массовые грузы для нужд национальной экономики, хотя экспорт угля в КНР осуществляется по железным дорогам. Контейнерные грузы, которые в случае активного участия России в проекте «Один пояс, один путь» должны будут занять гораздо более важное место в объеме перевозок, пока играют лишь небольшую роль.

Изменение баланса в сторону транзитных контейнерных перевозок может осложнить положение национальных грузоотправителей и грузополучателей, поскольку их грузы должны будут конкурировать за существующие перевозочные мощности с транзитными. Существенное расширение сети является дорогостоящим путем решения этой проблемы.

Если для КНР и ЕС основной целью создания транспортного коридора через территорию России будет обеспечение быстрого транзита контейнерных грузов, то для России в настоящее время экспортными товарами являются кузбасский уголь, при высокой конъюнктуре нефтяного рынка нефтяные грузы, а также продовольствие. Сырая нефть и газ экспортируются трубопроводами, так что эти основные для России экспортные товары не связаны с железными дорогами.

Что касается продовольствия, то тут, вероятно, возможны связи между ЕС и КНР. Существует программа сотрудничества между КНР и ЕС, которая включает ряд направлений по налаживанию и расширению торговых связей. Одно из направлений - сельское хозяйство, санитария и фитосанитар-ные меры. Его целью является продовольственная безопасность и качество продовольствия, приведение продукции к международным стандартам, содействие в модернизации сельского хозяйства и агро-продовольствен-ного сектора [EU-China Trade...]

Это направление европейско-китайского сотрудничества может быть конкурентом отечественным сельхозпроизводителям, но в случае, если Россия сможет включиться третьим участником, то возможен выигрыш для всех сторон. Для участников из ЕС и КНР могут быть интересны природные возможности России, обилие сельскохозяйственных земель, не загрязненных чрезмерным употреблением химических удобрений и средств защиты растений. Для российской стороны технологии, инвестиции и доступ на оба рынка будут более доступны в случае, если Россия будет полноправным участником в этом проекте.

Как показало развитие событий в последние годы, когда курс рубля существенно понизился, Россия является возможным направлением путешествий для китайских туристов. В 2017 г. в России побывал 1,1 млн китайских туристов из 100 млн китайцев, выезжавших с туристическими целями за рубеж. По данным туристической ассоциации «Мир без границ» туристы из КНР стремится осмотреть достопримечательности (73%), попробовать блюда местной кухни (64%) и сделать покупки (56%). По данным Hotels. com, за день заграничной поездки китайские туристы тратят от 650 долл., путешествуя в группе, и до 1,3 тыс. долл., путешествуя самостоятельно.

Можно говорить о существенном потенциале этого направления сотрудничества России и КНР, которое тесно связано именно с транспортной доступностью российских регионов для китайских туристов. [Рейтинг предпочтений...]

Подготовленный осенью 2017 г. технический проект высокоскоростной магистрали Москва-Казань предусматривает перевозку как пассажиров, так и грузов. Такой вариант позволит быстрее окупить проект. Длина маршрута - 770 км, что примерно соответствует длине успешно эксплуатируемой трассы Москва-Санкт-Петербург. Планируемая максимальная скорость движения - 400 км. /час. Для скоростных перевозок, по мнению руководства РЖД в частности подходят экспортируемые Китаем электронные компоненты. Это малогабаритный, по дорогой груз. Стоимость строительства по проекту 1,26 триллиона руб. (около 21 млрд долл.). Предполагается, что более половины инвестиций будут сделаны китайской стороной. [РЖД завершили.] Нужно отметить, что даже при участии китайской стороны Россия должна потратить на этот проект очень значительные средства, при том, что в стране есть много других направлений, где инвестиции необходимы.

Как подчеркивает Ю.В. Морозов, [Морозов Ю.В.] страны на всем постсоветском пространстве, включая СНГ и страны Балтии, конкурируют за маршруты железных дорог между КНР и Европой и размещение логистических центров на этих путях. Таким образом, проект «Один пояс, один путь» будет реализовываться как при участии России, так и без него. России придется как-то вписываться в меняющуюся ситуацию.

Создание новых железных дорог и логистических центров между КНР и Европой безусловно улучшит транзит, но одновременно создаст жесткую конкуренцию российским товаропроизводителям в обрабатывающей промышленности. Россия столкнется с рисками и при положительном развитии событий, когда впишется в сотрудничество КНР и ЕС (риски для обрабатывающей промышленности), и когда этот глобальный проект не состоится, потому что дороги для транзита будут не нужны

Страны СНГ будут втянуты в проект «Один пояс, один путь» безотносительно к позиции России. Экономическое влияние России в странах СНГ будет падать.

Если же Россия активно включится в проект «Один пояс, один путь», то от нее потребуются значительные инвестиции в железнодорожное строительство на тех направлениях, которые интересны китайской стороне, но в России недоинвестирована как транспортная инфраструктура, так и многие другие отрасли.

Проект «Один поят один путь» для России можно адекватно оценить только в более широких рамках, чем просто проект в транспортной сфере. Необходим учет национальных интересов в долгосрочной перспективе. Здесь пересекаются геополитические и экономические интересы страны. Трудность ситуации в том, что чем-то придется жертвовать: отношениями

с КНР, инвестициями в не самые необходимые стране проекты, перспективами развития отечественной обрабатывающей промышленности. Оценить целесообразность политики России с точки зрения национальных интересов помогли бы долгосрочные планы развития страны, но вопрос о воссоздании системы народнохозяйственного планирования и прогнозирования решается в России очень медленно.

Литература / References

Морозов Ю.В. Проблемы, сдерживающие реализацию интеграционных проектов Китая и России в Евразии // Стратегия Экономического пояса Шелкового пути и роль ШОС в ее реализации. Материалы круглого стола (ИДВ РАН, 16 марта 2016 г.). Москва: ИДВ РАН, 2016. [Morozov Y.V. Problems Constraining Integration Projects of China and Russia in Euroasia // Strategy of the Silk Road Economic Belt and the Role of Shanghai Organization of Cooperation in Its Realization. Round Table Materials. Institute of Far East of the RAS. March 16, 2016].

Рейтинг предпочтений туристов из Китая, приезжающих в Россию https://ria.ru/ tourism/20150130/1045118375.html [Preference Rating of Chinese Tourists in Russia].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РЖД завершили проектирование высокоскоростной магистрали Москва - Казань https://lenta.ru/news/2017/09/07/misharin_vsm/ [Russian Railroads Completed Designing of the High Speed Rail Road from Moscow to Kazan].

Российский статистический ежегодник. 2017: Стат.сб./Росстат. - М., 2017 - 686 с. [Russian Statistical Yearbook. 2017. Rosstat. Moscow, 2017].

Срочная информация по актуальным вопросам. Федеральная служба государственной статистики [Express Information on Live Issues. Federal Service of State Statistics] http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/260.htm.

EU-China Trade Project II. http://www.euctp.org/index.php/en/project-background. html.

Information Economy Report 2017: Digitalization, Trade and Development UNCTAD/ IER/2017/Corr. 1. Table II.2.).

International Federation of Robotics https://ifr.org/downloads/press/Executive_ Summary_WR_2017_Industrial_Robots.pdf.

OPEC Annual Statistical Bulletin. OPEC, 2017. Vienna, Austria.

Organisation Internationale des Constructeurs d'Automobiles" (OICA) http://www.oica. net/category/production-statistics/

Steel Statistical Yearbook 2016. World Steel Association, 2016. Brussels, Belgium.

2017 World Development Indicators. World Bank Group. Washington, DC, USA. 2017. P. 146.

World Machine Tool Survey 2016. P. 5. http://www.gardnerweb.com/cdn/ cms/2016%20WMTS%20Report.pdf.

World Robotics 2015. Industrial Robots. International Federation of Robotics http:// www.worldrobotics.org.

World Steel In Figures 2017. The World Steel Association. worldsteel.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.