Научная статья на тему 'Проект налоговой политики на 2010-2012 годы'

Проект налоговой политики на 2010-2012 годы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Улаева А.

Минфин России направил на согласование в ведомства проект основных направлений налоговой политики на 2010-2012 гг. В нем никаких сенсаций, нет никаких мер, вводящих, отменяющих налоги или принципиально меняющие принципы налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект налоговой политики на 2010-2012 годы»

ПРОЕКТЫ

е (174) -2009

проект налоговой политики

на 2010-2012 годы*

А. Улаева

Минфин России направил на согласование в ведомства проект основных направлений налоговой политики на 2010—2012гг., сообщил директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики министерства Илья Трунин.

«В нем никаких сенсаций, нет никаких мер, вводящих, отменяющих налоги или принципиально меняющих принципы налогообложения. Мы считаем, что налоги хоть и являются инструментом борьбы с кризисом, но не основным. Все меры антикризисного характера были оперативно приняты в ноябре — декабре прошлого года», — сказал он.

«Основная часть антикризисной программы с налоговой точки зрения уже была реализована. Особого маневра, по крайней мере на ближайшие годы, у нас нет», — считает И. Трунин.

По его словам, если будет завершено обсуждение проекта налоговой политики с заинтересованными ведомствами, то он будет обсуждаться на заседании бюджетной комиссии, а затем после доработки будет внесен в правительство.

НАЛОГНА ПРИБЫЛЬ

С 2010 г. планируется внести изменения в законодательство, ограничивающее перенос на будущее убытков поглощаемых или приобретаемыхкомпаний, говорится в проекте документа. В настоящее время существует возможность посредством присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытков всю полученную прибыль. В связи с этим будут установлены ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка, для реорганизуемых компаний.

Минфин согласился с предложением Минэкономразвития снять ограничение по объему участия в капитале в 500 млн руб., необходимое для применения нулевой ставки налога на прибыль в отношении дивидендов, получаемых российскими компаниями, которые являются стратегическими акционерами (имеют более 50 % акций в компании, выплачивающей дивиденды).

* URL: http: // www. anna. ulaeva@interfax. ru (дата обраще-ния21.04.2009).

«Мы согласны, что со следующего года можно будет это ограничение снять», — сказал И. Трунин.

Минфин также согласился с предложением Минэкономразвития временно (до конца 2009 г.) увеличить предельный размер процентов по займам, относимых на расходы. В настоящее время разрешено относить на расходы величину процентов, равную 1,5-кратной ставке рефинансирования ЦБ РФ. Минфин согласен, что коэффициент кратности должен быть равен 2.

Минфин намерен урегулировать вопрос учета процентов по долговым обязательствам. В частности, планируется разработать правила определения «рыночного» уровня процентов, ввести механизмы противодействия практике «недостаточной капитализации». Под такой практикой понимается замещение финансирования дочерних компаний через участие в капитале (что подразумевает распределение получаемой прибыли с помощью облагаемых налогом дивидендов) финансированием с помощью займов.

Минфин России предлагает, если не в следующем году, то в ближайшую трехлетку, завершить реформу амортизации, сказал директор департамента. Он напомнил, что в прошлом году был ускоренно принят закон о новом порядке амортизации нелинейным способом и методом убывающего остатка. Это приближает амортизацию к экономическому смыслу, но нужно довести реформу до конца, считает И. Трунин.

В частности, планируется сократить состав амортизационных групп и распределить оборудование не по сроку службы, а по функциональному назначению. «Это позволит многие виды оборудования относить на расходы гораздо быстрее в соответствии с их реальным использованием в экономической деятельности», — сказал глава департамента.

Планируется также установить особенности налогообложения операций по предоставлению займов ценными бумагами, операций с финансовыми инструментами срочных сделок, операций

ПРОЕКТЫ

6 (1741 -2009

peno и ввести определение рыночных цен бумаг для целей налогообложения. В частности, Минфин выступает за сокращение срока, в течение которого цена на торгах в прошлом считается рыночной, с 12 месяцев до 90 дней. В отношении бумаг, не обращающихся на организованном рынке, предлагается отказаться от определения рыночной цены по цене аналогичных бумаг.

Для создания стимулов ведения геолого-разведочных работ Минфин предлагает либерализовать порядок учета расходов на освоение природных ресурсов (поиск и оценка месторождений). «Это важное подспорье организациям, осуществляющим разведку полезных ископаемых», — отметил И. Трунин.

Он также сообщил, что с Минпромторгом согласована концепция законопроекта, который позволит относить на расходы в больших объемах затраты торговых организаций, связанные с недостачей товаров по невыясненным причинам, с потерями, в том числе технологическими, естественной убылью и т. д. «В этом году будем готовы разработать и внести соответствующий законопроект в Госдуму», — сказал главадепартамента.

НДС

И. Трунин напомнил, что в конце 2008 г. были приняты изменения, позволяющие принимать к вычету НДС по авансовым платежам. «Но нам кажется, что неправильно освобождать авансы от НДС», — заявил он.

По его словам, Минфин считает более правильным порядок, при котором наблюдается полная симметрия: при начислении налога получателю аванса возникает право на вычет у того, кто аванс заплатил.

И. Трунин признал, что есть проблемы при реализации этой нормы, например в случаях, когда товары были поставлены не на всю величину аванса. Непонятно, что считать авансом, когда поставка продукции осуществляется непрерывно (электроэнергия, газ и т.д.). «Мы планируем эти проблемы в этом году решить либо разъяснениями, либо изменениями законодательства, но не планируем освобождать от НДС полученные авансы. Нам кажется это неправильным и по экономическим, и чисто техническим причинам», — сказал глава департамента.

В то же время Минфин считает необходимым ускорить возмещение НДС за счет механизма предоставления банковской гарантии. В частности, предлагается развести процесс проверки документов, обосновывающих право налогоплательщиков, и процесс возврата. «Мы предлагаем под банковскую гарантию возмещать НДС из бюджета в течение 20—30 дней после представления соот-

ветствующего требования. Это находится в русле европейской практики», — заявил И. Трунин.

По его словам, в 2009 г. также планируется принять поправки, разрешающие выставление отрицательных счетов-фактур. В этом случае для корректировки вычетов можно будет не подавать уточненную декларацию, а выставить отрицательный счет-фактуру.

И. Трунин также сказал, что Минфин не отказывается от идеи спецрегистрации плательщиков НДС. «Мы в спокойной обстановке могли бы прийти к спецрегистрации, но в нынешних условиях она вызовет больше беспокойства у налогоплательщиков, поэтому со следующего года или через год переходить к ней пока не планируем, хотя считаем, что это необходимо в среднесрочной или долгосрочной перспективе», — заявил он.

АКЦИЗЫ

Минфин вновь планирует индексировать акцизы.

В частности, специфические ставки акцизов на табачные изделия будут индексироваться темпами выше инфляции, как и планировалось. При этом адвалорная составляющая акциза на табачные изделия будет увеличиваться на 0,5 процентного пункта в год.

Акцизы на прочие товары, кроме нефтепродуктов, будут расти в соответствии с инфляцией, но, поскольку прогноз по инфляции пока не получен от Минэкономразвития, то ставки в проекте налоговой политики не указываются.

Акцизы на нефтепродукты в 2010 г. увеличиваться не будут, а с 2011г. планируется индексировать их в соответствии с инфляцией или в зависимости от экологического класса моторного топлива.

Минфин предлагает с 2010 г. установить единую дату уплаты акциза — не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

НДФЛ

Минфин предлагает освободить физических лиц от обязательного представления налоговой декларации по НДФЛ в случае, если доходы налогоплательщиков освобождаются от налогообложения.

«Мы предполагаем освободить от НДФЛ доходы, полученные от операций с ценными бумагами в пределах 1 млн руб. в том случае, если бумаги, находились в собственности более одного года», — сказал И. Трунин.

Минфин планирует урегулировать ряд других вопросов по НДФЛ в части операций с ценными бумагами. Например, предлагается разрешить перенос убытков по ценным бумагам на будущие периоды, но с сохранением «перегородок» между

ПРОЕКТЫ

6 (1741 -2009

различными налоговыми базами. «То есть мы не предполагаем, что убытки от ценных бумаг можно будет перенести на будущие периоды по зарплате», — пояснил главадепартамента Минфина.

«Важной представляется работа с налогоплательщиками по разъяснению правил заполнения налоговых деклараций», — отметил И. Трунин. Он напомнил, что для получения вычетов нужно заполнить налоговую декларацию, что «достаточно сложно», а инструкции по заполнению деклараций написаны скорее для налоговиков.

«Несколько раз я сам попробовал заполнить налоговую декларацию и помочь своим коллегам заполнить декларации и понял, что обычный налогоплательщик с этим не справится, даже с высшим образованием», — сказал И. Трунин. Поэтому Минфин и ФНС планируют издать более простые инструкции по заполнению деклараций для граждан.

ДРУГИЕНАЛОГИИМЕРЫ

Минфин не отказывается от планов введения налога на недвижимость взамен земельного налога и налога на имущество физических лиц.

«Но прогресс в этой сфере зависит не от нас. Мы готовы достаточно оперативно внести изменения в Налоговый кодекс», — сказал главадепартамента. По его словам, эту работу сдерживает отсутствие кадастра, который разрабатывается службой, подведомственной Минэкономразвития.

Минфин не планирует существенного снижения налоговой нагрузки на нефтяные компании.

«Нам кажется, что масштабы льгот, которые были приняты с 2009 г. для добычи нефти, существенны, и какого-то серьезного изменения налоговой нагрузки на нефтяников мы в среднесрочной перспективе не планируем», — заявил И. Трунин.

По его словам, в ближайшие 3 годаречь будет идти лишь о введении налога на дополнительный доход для новых месторождений, а также о создании стимулов для добычи нефти на мелких и комплексных месторождениях. «Сейчас вопрос стоит скорее не о снижения налогов, а о тонкой настройке в зависимости от условий добычи», — считает он.

Минфин предлагает отказаться от предоставления субсидий регионам и взамен «расширить автономию региональных властей при установлении ставок транспортного налога». По словам И. Трунина, Минфин предполагает сохранить минимальный размер ставок этого налога на действующем уровне, а максимальный размер увеличить

в 2 раза. Кроме того, предлагается дать регионам право устанавливать ставки транспортного налога в зависимости от года выпуска транспортного средства и его экологического класса.

Минфин против расширения сферы применения специальных режимов налогообложения и введения дополнительных льгот. «Минэкономразвития предлагало ввести нулевую ставку, но нам кажется, что это неконструктивно, потому что ставки и так достаточно низки. Если есть проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса, то они находятся не в сфере налоговых ставок», — считает глава департамента.

Кроме того, Минфин планирует активизировать механизм налоговых отсрочек и рассрочек. Предполагается прописать в Налоговом кодексе понятие угрозы банкротства и установить, что подтверждать ее должны налоговые органы. Также планируется увеличить лимиты по инвестиционному налоговому кредиту с 30 до 100 % стоимости приобретенного оборудования.

По словам И. Трунина, предлагается наделить руководителей налоговых органов по субъектам РФ правом предоставлять отсрочку по уплате налога на небольшие сроки (до 1 мес.) однократно в течение года. Такие вопросы должны решаться более оперативно, и нет необходимости выносить такие вопросы на федеральный уровень, считает он.

Глава департамента также сказал, что Минфин поддерживает расширение информационных возможностей ФНС и доступ налоговых органов к базам данных ЦБ РФ и Росфинмониторинга. Однако в проекте налоговой политики это не прописывается, поскольку не относится напрямую к полномочиям Минфина. «Мы эти инициативы налоговиков поддерживаем, но пока не находим взаимопонимания прежде всего с Банком России», — отметил И. Трунин.

По его словам, Минфин в проекте налоговой политики учел предложения ФНС, которые касаются налогового администрирования. Например, налогоплательщики стали активно пользоваться правом подачи уточненных деклараций с уменьшением суммы налога к уплате, и эти декларации могут относиться к периоду, находящемуся за пределами глубины налоговой проверки. «В этом случае налоговые органы не могут проверить правомерность уменьшения налога. ФНС предложила это законодательно ограничить, и мы на это согласились», — сказал И. Трунин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.