Научная статья на тему 'Проект музея изразца в усадьбе Измайлово'

Проект музея изразца в усадьбе Измайлово Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC-ND
211
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MONUMENT OF ARCHITECTURE / МНОГОЦВЕТНАЯ КЕРАМИКА / MULTICOLOR CERAMICS / PALACE MASTERS / СМОТРОВАЯ ПЛОЩАДКА / OBSERVATION COURT / ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ / CREATIVE STUDIO / ELECTRONICS EXPOSITION / ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ / ДВОРЦОВЫЕ МАСТЕРА / ЭЛЕКТРОННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Баранова Светлана Измаиловна

Автор предлагает проект музея на территории старинной усадьбы с экспозицией уникальной коллекции художественных изразцов. Проект предполагает создание новой зоны культурного туризма в Москве и новых форм работы с посетителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The project of Museum of tile in the farmstead Izmajlovo

The author attests the project of museum on the ancient farmstead territory with exposition of the exceptional collection of the art tiles. The project is suggested the creation of new zone of the cultural tourism in Moscow and new forms of operations with visitors.

Текст научной работы на тему «Проект музея изразца в усадьбе Измайлово»

С.И. Баранова

ПРОЕКТ МУЗЕЯ ИЗРАЗЦА В УСАДЬБЕ ИЗМАЙЛОВО

Автор предлагает проект музея на территории старинной усадьбы с экспозицией уникальной коллекции художественных изразцов. Проект предполагает создание новой зоны культурного туризма в Москве и новых форм работы с посетителями.

Ключевые слова: памятники архитектуры, многоцветная керамика, дворцовые мастера, смотровая площадка, творческая мастерская, электронная экспозиция.

В 2005 г. распоряжением Правительства Москвы на базе музея-заповедника «Коломенское» был создан Московский государственный объединенный художественный историко-архитек-турный и природно-ландшафтный музей-заповедник (МГОМЗ). В его состав, помимо Коломенского, вошли дворцово-парковый ансамбль Лефортово, усадьба Люблино и усадьба Измайлово (переданная МГОМЗ в 2007 г.).

Концепция развития и функционального использования усадьбы Измайлово предусматривает «возрождение историко-культурной территории в музейно-выставочных, рекреационных и туристических целях». Коллектив МГОМЗ осознает необходимость особой стратегии, которая определит будущее усадьбы Измайлово -отдаленной от центра и «рекламно не раскрученной». Очевидно, что в этом случае недостаточно традиционных путей - классической экспозиции и экскурсий, но требуется особый, инновационный проект. На прошедшей в октябре 2008 г. Всероссийской конференции «Искусство и культура русской усадьбы ХУ11-Х1Х вв.» был представлен именно такой проект - «Музей изразца» на территории Измайлова.

© Баранова С.И., 2009

Как известно, в этой царской загородной резиденции проходили апробацию новые методы хозяйствования, новые технологии и архитектурные решения. Одним из ярких примеров таких решений было введение в зодчество России второй половины XVII в. многоцветной керамики - ценинных изразцов. Их историко-худо-жественную роль наглядно демонстрируют памятники, сохранившиеся в Измайлове, - собор Покрова Пресвятой Богородицы и Мостовая башня (1670-е гг.). В декоре собора Покрова изразцовому убранству отводится главная роль: знаменитая композиция «павлинье око» в виде широкой цветной ленты-фриза опоясывает четверик и сплошным ковром заполняет центральные закомары. Такой же фриз идет под куполами в карнизной части всех пяти барабанов собора, а тимпаны боковых закомар устилают многоцветные изразцы с цветами-розетками.

Изразцы для собора были изготовлены дворцовыми мастерами Игнатом Максимовым и Степаном Ивановым Полубесом. Об этом свидетельствует челобитная, поданная ими в 1673 г. царю Алексею Михайловичу; в ней сообщалось, что мастера «со товарищи» подрядились сделать «в село Измайлово ценинных образцов к церковному делу в закомары и в поясы и в шеи».

Почерк государевых мастеров виден и в изразцах Мостовой башни. На парапетах первого яруса и на углах второго сохранились небольшие ценинные (многоцветные) изразцы. В Измайловской описи 1687 г. значится: «...Кругом полаток перила каменные с рос-тесками и с образцами ценинными». Мостовая башня была важным элементом многопролетного моста, не сохранившегося в Измайлове, - одного из первых каменных московских мостов и единственного украшенного изразцами (о чем свидетельствует дворцовая опись).

Оба памятника XVII в. - свидетельство расцвета русского изразцового искусства. МГОМЗ обладает коллекцией изразцов, наиболее полной в России (около 15 000 предметов), что позволяет проследить более чем тысячелетнюю историю изразцового искусства. В коллекции представлены не только изделия русских мастеров (из Киева, Москвы, Калуги, Владимира, Суздаля, Вологды, Углича и других центров), но и керамика Германии, Голландии, Испании, Центральной Азии и Ближнего Востока. Исключительная полнота коллекции, большая часть которой никогда не экспонировалась, делает возможным и необходимым введение ее в круг современной культурной и общественной жизни России. Самым важным в новейшей музейной практике является то, что сейчас на первый план выходит демонстрация подлинных коллекций.

Очевидно, что в настоящее время потенциал усадьбы в Измайлове, в том числе уникальной коллекции изразцов как объекта музейного показа, в должной степени не использован. Проект «Музей изразца» предусматривает создание:

• постоянной музейной экспозиции;

• временных выставок (изразцов из собраний российских и зарубежных музеев, работ студентов и преподавателей художественных вузов, картин современных художников, реставрационных работ, археологических находок и т. д.);

• смотровых площадок для обзора изразцового убранства памятников с помощью оптических устройств;

• музеефицированного археологического раскопа;

• музеефицированного древнерусского горна;

• художественной керамической мастерской (с вовлечением посетителей в процесс изготовления изразцов);

• творческой мастерской, предполагающей обучение детей и взрослых созданию керамических изделий;

• мастерской по реставрации керамики (для специалистов и студентов);

• клубных объединений, предполагающих мастер-классы современных художников, семинары, презентации новых находок и т. д.;

• открытых площадок для проведения фестивалей, перфоман-сов, инсталляций, ярмарок керамических изделий и других акций.

Проектируемый Музей изразца в Измайлове с подобной программой станет уникальным для России. Тематическая структура его экспозиции позволит представить коллекцию в разных планах - историко-культурном, художественном, конструктивном и технологическом. Подобная «многослойность» экспозиции должна создать картину истории мирового изразцового искусства, особо подчеркнув особенности российских традиций.

На наш взгляд, важно, чтобы экспозиция отвечала культурным запросам самых разных групп посетителей - от детей до специалистов. Поэтому предполагается выделить особую зону музейного пространства, где процесс их знакомства с экспозицией может быть совмещен с развитием творческих навыков посетителей. Предусматривается широкое использование игровых и интерактивных методов (основанных на принципе «потрогай»). Отметим, что прямой (тактильный) контакт с экспозиционным материалом особенно важен для людей с ограниченными возможностями, которых мы надеемся привлечь в новый музей.

Особое место в нашем проекте отводится электронной экспозиции, которая может нести значительную информационную нагрузку. Речь идет о демонстрации на экране процесса изготовления изразцов, изображений различных архитектурных памятников с изразцовым декором, интерьеров с изразцовыми печами. В информационных киосках посетители смогут познакомиться с материалами по мировой истории изразцового искусства, используя специальные аудио-, видео- и мультимедийные программы.

Размещенные в разных частях Измайлова объекты показа - памятники архитектуры, экспозиции и выставки, мастерские - позволят посетителям при гибких вариантах маршрута выбирать любую их последовательность. Но во всех вариантах «главным героем» будет изразец, представленный как центр множества проявлений талантов человека - художественных, научных, технических.

Наш проект предусматривает использование современных технологий маркетинга и менеджмента, включая производство и продажу печатной и сувенирной продукции, организацию рекламных выставок строительных и керамических материалов и т. д.

Стратегия МГОМЗ предполагает рекламу проекта «Музей изразца» в СМИ и интернет-пространстве, причем на всех этапах его реализации. Тем самым мы надеемся привлечь к этому проекту внимание культурной общественности, людей творческих профессий. Рекламная кампания должна стать «площадкой» для открытого обмена мнениями, генерации новых идей и предложений. Ту же роль могут сыграть зрелищные мероприятия на территории Измайлова, посвященные истории и технологии керамического производства.

При создании Музея изразца, не имеющего аналогов в мировой музейной практике, МГОМЗ получит следующие преимущества:

- проект выводит его деятельность на новый уровень: в Москве появится новая зона и маршрут культурного туризма, что позволит эффективно использовать рекреационные возможности музейной территории;

- проект предполагает инновационные подходы к дизайну музея, расширение практики партнерских отношений с учебными, научно-исследовательскими заведениями и художественно-промышленными предприятиями;

- проект повышает статус МГОМЗ не только как научно-исследовательского и координационного центра по изучению русского изразцового искусства, но и как социально ориентированного предприятия, позволяющего включить в культурную жизнь города людей с ограниченными возможностями, социально не защищенных слоев населения.

Реализация проекта «Музей изразца» рассчитана на несколько лет, но первые практические шаги уже сделаны. В конце 2007 г. в Мостовой башне открылась выставка «Московский изразец», которая вызвала такой интерес посетителей, что необходимость продления срока ее действия не вызывала сомнений.

На парламентской комиссии Евросоюза в Страсбурге в 2006 г. представители Голландии и Испании около 20 минут спорили о том, какая из этих стран сыграла главную роль в становлении искусства изразца. Свое место в его истории должна занять и Россия: уникальная коллекция изразцов, хранящаяся в МГОМЗ, может напомнить о функции музея как «машины культурной самоидентификации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.