Научная статья на тему 'ПРОЕКТ «МОДЕЛЬ ЦИФРОВОЙ ЭТИКИ В ИНТЕГРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»'

ПРОЕКТ «МОДЕЛЬ ЦИФРОВОЙ ЭТИКИ В ИНТЕГРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
189
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭТИКА / ЭТИКА ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ЦИФРОВАЯ ЭТИКА (INTERCULTURAL DIGITAL ETHICS) / ЦИФРОВОЙ ДВОЙНИК / ДИЛЕММЫ ЦИФРОВОЙ ЭТИКИ / ЦИФРОВЫЕ РИСКИ / ЦИФРОВАЯ АГРЕССИЯ (КИБЕРБУЛЛИНГ) / КОДЕКС ЦИФРОВОЙ ЭТИКИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мелешко Е. Д., Назаров В. Н.

Данный проект, представленный в жанре журнальной статьи, ставит задачу исследования теоретических и прикладных возможностей идеи цифровой этики как новой области прикладного этического знания. Идея цифровой этики претендует сегодня на глобальный экзистенциальный проект. Однако теоретические модели, также, как и институциональные и научно-образовательные центры цифровой этики, практически еще не созданы ни в России, ни за рубежом. Предлагаемый проект, базируясь на философско-этическом потенциале знания, направлен, прежде всего, на решение практических задач , связанных с интеграционными процессами взаимодействия науки, образования и производства в цифровом пространстве. Проект обусловлен потребностью внедрения гуманитарной ценностной (рамочной) парадигмы, содержащей нормативную этическую регуляцию, в условиях бесконтактного общения, как способа разрешения рисков: дилемм и ситуационных конфликтов в практике научно-образовательного и промышленного производства. Исследование предполагает создание модели цифровой этики в интеграционной деятельности научно-образовательных и производственных коллективов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL OF DIGITAL ETHICS IN INTEGRATION ACTIVITIES OF ACADEMIC AND INDUSTRIAL ESTABLISHMENTS

This project, presented in the genre of a journal article, aims to explore the theoretical and applied possibilities of the digital ethics as a new field of applied ethical knowledge. The idea of digital ethics today claims to be a global existential project. However, there are no theoretical models, as well as institutional and academic centers of digital ethics either in Russia or abroad. The project, based on the philosophical and ethical potential of knowledge, aims at solving practical problems related to the integration processes of interaction between science, education and production in the digital space. The project is driven by the need to introduce a humanitarian value (framework) paradigm containing normative ethical regulation in the context of non-contact communication as a way to resolve risks: dilemmas and situational conflicts in the practice of academic and industrial production. The study involves the creation of a model of digital ethics in the integration activities of academic and industrial teams.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ «МОДЕЛЬ ЦИФРОВОЙ ЭТИКИ В ИНТЕГРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»»

ФИЛОСОФСКИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

От редактора

В данной рубрике мы предлагаем ввести с целью публикаций и создания банка творческих идей авторские проекты научных работ коллективов и творческих исследований отдельных ученых в области философского и культурологического знания, а также междисциплинарных исследований. Публикационные возможности проектов будут рассматриваться независимыми авторитетными экспертами в различных областях философской науки. Данная инициатива журнала рассчитана на поиски творческого своеобразия и оригинальных идей, расширения географии гуманитарных талантов, прежде всего, среди молодых ученых. Рубрика открывается проектом научно-исследовательской лаборатории «Цифровая этика» ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

Е. Д. Мелешко

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого В. Н. Назаров

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ПРОЕКТ «МОДЕЛЬ ЦИФРОВОЙ ЭТИКИ В ИНТЕГРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Данный проект, представленный в жанре журнальной статьи, ставит задачу исследования теоретических и прикладных возможностей идеи цифровой этики как новой области прикладного этического знания. Идея цифровой этики претендует сегодня на глобальный экзистенциальный проект. Однако теоретические модели, также, как и институциональные и научно-образовательные центры цифровой этики, практически еще не созданы ни в России, ни за рубежом. Предлагаемый проект, базируясь на философско-этическом потенциале знания, направлен, прежде всего, на решение практических задач, связанных с интеграционными процессами взаимодействия науки, образования и производства в цифровом пространстве. Проект обусловлен потребностью внедрения гуманитарной ценностной (рамочной) парадигмы, содержащей нормативную этическую регуляцию, в условиях бесконтактного общения, как способа разрешения рисков: дилемм и ситуационных конфликтов в практике научно-образовательного и промышленного производства. Исследование предполагает создание модели цифровой этики в интеграционной деятельности научно-образовательных и производственных коллективов.

Ключевые слова: цифровая этика, этика искусственного интеллекта, межкультурная цифровая этика (Intercultural Digital Ethics), цифровой двойник, дилеммы цифровой этики, цифровые риски, цифровая агрессия (кибербуллинг), кодекс цифровой этики

E. D. Meleshko

Tolstoy Tula State Pedagogical University

(Tula, Russia) V. N. Nazarov Tolstoy Tula State Pedagogical University

(Tula, Russia)

A MODEL OF DIGITAL ETHICS IN INTEGRATION ACTIVITIES OF ACADEMIC AND

INDUSTRIAL ESTABLISHMENTS

This project, presented in the genre of a journal article, aims to explore the theoretical and applied possibilities of the digital ethics as a new field of applied ethical knowledge. The idea of digital ethics today claims to be a global existential project. However, there are no theoretical models, as well as institutional and academic centers of digital ethics either in Russia or abroad. The project, based on the philosophical and ethical potential of knowledge, aims at solving practical problems related to the integration processes of interaction between science, education and production in the digital space. The project is driven by the need to introduce a humanitarian value (framework) paradigm containing normative ethical regulation in the context of non-contact communication as a way to resolve risks: dilemmas and situational conflicts in the practice of academic and industrial production. The study involves the creation of a model of digital ethics in the integration activities of academic and industrial teams.

Keywords: digital ethics, artificial intelligence ethics, intercultural digital ethics, digital twin, digital ethics dilemmas, digital risks, digital aggression (cyberbullying), code of digital ethics

DOI 10.22405/2304-4772-2022-1 -3-128-137

Идея цифровой этики претендует сегодня на глобальный экзистенциальный проект [1]. Однако институциональные и научно -образовательные центры цифровой этики практически еще не созданы ни в России, ни за рубежом. В качестве единичных примеров такого рода центров можно назвать Оксфордскую лабораторию цифровой этики -The Digital Ethics Lab (DELab), возглавляемую профессором Luciano Floridi [2] и Лабораторию права и этики цифровой среды, открытую в «Институте права цифровой среды» на базе НИУ ВШЭ в 2021 г. [3]. Предлагаемый нами проект, базируясь на философии и теории цифровой этики в целом, ориентирован на решение практических задач, связанных с интеграционными процессами взаимодействия науки, образования и производства в цифровом пространстве.

Актуальность данного проекта определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. № 537 «О мерах государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики» поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего

образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики и включением Научно -образовательного центра мирового уровня «ТулаТЕХ», созданного в Тульской области, в частности, также, и на базе ТГПУ им. Л. Н. Толстого, представлен проект в области гуманитарных наук, связанный с теоретическими и прикладными проблемами цифровой этики и ИТ, что предполагает:

1. Включение гуманитарной парадигмы в интеграционные процессы НОЦ и ПО;

2. Определение рамочной ценностной компоненты проекта;

3. Выделение теоретических оснований цифровой этики;

4. Применение результатов теоретических исследований цифровой этики и искусственного интеллекта к практическим задачам промышленных предприятий с целью профилактики конфликтов и дилемм, повышения культуры профессиональной этики, посредством этических тренингов и других видов образовательной деятельности, которые являются наиболее востребованными в процессе взаимодействия научно-образовательной и производственной деятельности.

Предлагаемый нами проект, базируясь на философии и теории цифровой этики в целом, ориентирован на решение практических задач, связанных с интеграционными процессами взаимодействия науки, образования и производства в цифровом пространстве. Одной из главных гуманитарных и идейных составляющих этого взаимодействия, безусловно, является проблема цифровой этики. Узловыми точками и научными направлениями исследования этой проблемы могут считаться (исходя из существующего уровня разработанности данной темы) следующие теоретические и практические вопросы:

1. Определение содержания термина «цифровая этика». Соотношение понятий «информационная этика», «компьютерная этика», «цифровая этика», «этика искусственного интеллекта».

2. Универсальные принципы обоснования цифровой этики. естественно-научные и гуманитарные составляющие.

3. Цифровая трансформация этических категорий. Новые нормативные категории в рамках цифровой этики: конфиденциальность, доксинг (обнародование негативной информации), цифровая идентичность, цифровой двойник, цифровая агрессия и др.

4. Моральные риски в цифровом пространстве.

5. Феномен цифровой агрессии. Негативная цифровая риторика в интернете (оскорбления, угрозы, преследования) и способы этико-психологического противодействия ей.

6. Мораль и право в цифровом мире: особенности взаимодействия цифровой этики и цифрового права (взаимодополнительность моральных и правовых норм).

7. Дилеммы цифровой этики в процессе взаимодействия научно-образовательной и производственной деятельности.

8. Персональный цифровой двойник как субъект информационного пространства научно-производственной интеграции.

9. Этика искусственного интеллекта в структуре цифровой этики.

10. Этический контроль и мониторинг в цифровых биотехнологиях.

11. Проект интегрального кодекса цифровой этики.

Объект исследования, научно-образовательная и производственная деятельность производственных организаций в условиях цифровизации. Предмет исследования, цифровая этика в научно-образовательной и производственной деятельности предприятий и организаций

Цель и задачи проекта: определить теоретические и прикладные особенности цифровой этики в процессе взаимодействия научно-образовательной и производственной деятельности на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций в связи с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. № 537 «О мерах государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики».

Новизна исследования заключена:

1. В комплексном анализе теоретических проблем цифровой этики, в ходе которого будут выявлены основные принципы и понятия цифровой этики и искусственного интеллекта в их систематической целостности, что дает возможность определить универсальные принципы цифровой этики, в контексте цифровой трансформации ее категорий, наличия дилемм, этического мониторинга в цифровых биотехнологиях в рамках взаимодополняемости морали и права.

2. В экспериментальных возможностях практической реализации гуманитарных, прежде всего, этико-психологических проблем, связанных с цифровизацией технологий промышленного производства.

3. В определении основных параметров этического кодекса цифровой этики, как итогового маркера целей, заданных проектом.

4. В создании теоретической модели цифровой этики в условиях в научно-образовательной и производственной деятельности предприятий и организаций.

Общие положения

Место цифровой этики в системе прикладной и профессиональной

этики.

Цифровая этика - это совокупность моральных норм (запретов, обязанностей, прав), регулирующих взаимоотношения людей при использовании информационных технологий, применимых в различных сферах профессиональной деятельности.

Цифровая этика - это не просто вид профессиональной этики, но универсальная прикладная концепция «цифрового» поведения, прилагаемая к определенным видам профессиональной деятельности, осуществляемой на

основе ИТ. Особенно важную роль цифровая этика имеет в области новых профессий.

Риски цифровой этики. Цифровая этика имеет существенные отличия от универсальной этики реального мира. В цифровом мире можно делать то, что невозможно в физической реальности. В цифровом пространстве возникают новые риски, требующие особых принципов регуляции (потеря конфиденциальности, риск обмана и дезинформации, риск распространения экстремизма и порнографии, надзор контролирующих государственных органов, монополия на сервис от больших корпораций) и т.д.

Информационный пользователь должен иметь перед собой инструкцию с перечнем рисков цифровой реальности, применительно к тем или иным областям профессиональной деятельности.

Актуальные риски в области цифровой этики

Основными сферами цифровой этики, порождающими постоянные риски, являются: право на интеллектуальную собственность, неприкосновенность частной жизни, безопасность духовного бытия личности, перегруженность информацией, дискриминация по половому, расовому, религиозному признаку, искусственные «посредники» при доступе к источникам знания, достоверность и актуальность информация, замаскированная цензура.

Все это относится к объектам тщательной этической оценки не только с точки зрения всеобщих, естественных прав человека, но и с точки зрения различий между культурами, исторических и географических особенностей. Эта область цифровых этических компетенций сегодня именуется «межкультурной цифровой этикой» (Intercultural Digital Ethics - IDE) [4].

Конфликты и дилеммы в цифровом пространстве: цифровая агрессия (интернет-травля) и цифровая риторическая этика

Согласно статистическим данным почти половина пользователей интернета подвергаются интернет-травле: оскорблениям, угрозам и преследованиям [5]. Это породило специальный термин - кибербуллинг [6]. Большая часть угроз и преследований ориентирована на женщин и направлена на членов групп по расовым или этническим меньшинствам и трансгендерных лиц. Основные виды цифровой агрессии предстают в форме вербальных и символических знаков насилия над личностью. Это особый вид преступности, не связанный с угрозой прямого физического умерщвления или нанесения телесных травм, но от этого не менее злостный и порочный. Все дело в инверсии физических и цифровых универсалий бытия. В физическом мире действуют запреты, которые детерминируют некий минимум универсальной этики, воспрещающий прямое физическое насилие. К их числу относятся: золотое правило нравственности, библейские заповеди, древневосточные списки запретной порочности (искупительные ритуалы Месопотамии, 125 глава Египетской книги мёртвых и т.д.). Однако в цифровом пространстве действуют иные разрешения и ограничения, связанные с рисками, потери конфиденциальности, идентичности, подлинности существования субъекта, что ведет к трансформации традиционных этических норм и ценностных

ориентаций. Например, золотое правило нравственности может быть трансформировано в цифровом мире следующим образом:

«Относись к информационному пользователю цифрового мира так, как ты бы хотел, чтобы он относился к твоему цифровому пользователю». При этом реальные лица, руководствующиеся этим правилом, могут следовать в жизни совершено иными принципам, оставаясь анонимными по отношению друг к другу.

Наиболее важными императивами цировой этики являются принципы, основанные на заповедях, «не укради» и «не лги», которые получают своеобразное преломление в информационном пространстве. Здесь они означают: «не кради чужую информацию» и «не искажай собственную информацию». В своей совокупности две эти нормы определяют минимум идентичности и конфиденциальности личности. Это связано с тем, что в информационном мире невозможно прямое убийство пользователя информации. Поэтому заповедь не убий не действует здесь в форме прямого запрета. Однако воровство и ложь (искажение своей и чужой информации) могут привести к смерти цифровой копии пользователя интернета. Парадокс в том, что «цифровой двойник» может пережить живого индивида, но может и умереть раньше: «быть убитым» при живом владельце ПК в случае кражи и искажения информационных данных [Комм. 1].

Все это порождает новые дилеммы в сфере цифрового поведения:

1. Персональность - анонимность. Мир цифровых медиа существенно меняет ощущение идентичности и подлинности существования личности, поскольку в компьютерных играх и социальных сетах человек может выбирать различные роли и чувствовать себя анонимным.

2. Защищённость - открытость. Вторжение в личное пространство и доступ к конфиденциальным данным делают персональное бытие человека прозрачным. Конфиденциальность персональных данных в цифровой реальности сохранить невозможно, но многие по-прежнему считают, что их цифровая реальность находится под защитой внешнего мира. Однако со временем обнаруживается, что цифровые следы навсегда сохраняются в физической реальности

3. Свое - чужое. Авторское право, интеллектуальная собственность и другие виды цифровой частной собственности порождают в цифровом мире мошенничество, заимствование, плагиат. Например, чужой текст присваивается и маскируется в свой собственный, а свой текст отчуждается от автора и становится анонимным.

4. Истинная информация - ложная, недостоверная информация. Эта дилемма особенно актуальна, учитывая количество размещенных в Сети материалов. Ключевой вопрос: какой информации стоит доверять, а какую игнорировать и удалять. Особенно острой проблемой цифровой этики становится перегруженность информацией и интернет-зависимость, порождающие особые виды психических расстройств, ставя перед медицинской практикой новые вызовы. На сегодняшний день в официальной медицине отсутствует понимание патологий информационного общества, хотя

в последнее время диагностировано такое заболевание как «цифровая деменция» [7]. В этой связи возникает новая область медицины - цифровая биомедицинская этика.

Проект кодекса цифровой этики

Универсальный (международный) Кодекс цифровой этики, который может быть применён и адаптирован к различным профессиональным цифровым ситуациям, находится в стадии своего становления. Каковы основные предпосылки его разработки?

Прежде всего, он не должен противоречить правам человека, провозглашенным во Всеобщей декларации и других общепризнанных правовых документах.

Он должен начинаться с некоторых фундаментальных запретов, компьютерных ограничений, таких как:

1) не использовать компьютер с целью причинения вреда другим людям;

2) не создавать помех и не вмешиваться в работу других пользователей компьютерных сетей;

3) не пользоваться файлами, не предназначенными для свободного использования;

4) не использовать компьютер для воровства и не пользоваться ворованным программным обеспечением;

5) не использовать компьютер для распространения фейков;

6) не присваивать чужую интеллектуальную собственность в Интернет -пространстве;

7) не использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения или соответствующей компенсации;

8) использовать компьютер с учетом самоограничений, которые свидетельствуют о предупредительности и уважении персонального пользователя к другим людям [8].

В Кодекс должны быть заложены также цифровые права. Цифровые права человека - это расширение и применение универсальных прав человека к потребностям общества, основанного на информации. Базисные цифровые права человека, включают право доступа к электронной сети, право свободно общаться и выражать мнения в сети, и право на неприкосновенность частной сферы. Кроме того, право на конфиденциальность, анонимность, обезличенность оцифрованной персональной информации. Эти права обеспечиваются в России Федеральным законом № 152 «О персональных данных».

Исследование «Этика и доверие в эпоху цифровых технологий», проведенное ассоциацией АССА (международная профессиональная аассоциация, объединяющая специалистов в области финансов, учета и аудита) было посвящено тому, как бизнес реагирует на цифровые этические вызовы времени: атаки программ-вымогателей, криптовалютные операции, а также споры в области интеллектуальной собственности и конфиденциальности клиентов. Результаты исследования

позволяют дополнить Кодекс традиционными этическими категориями, в числе которых честность, доверие, безупречность и др. [9; 10].

Комментарии

1. Подробнее см.: Назаров В. Н. Цифровой двойник как субъект информационной этики //Этическая мысль, 2020. Т. 20. № 1. С. 142-154.

Литература

1. Hanna R, Kazim E. Prolegomena to Philosophical Foundations for Digital Ethics and Ai Ethics: A Dignitarian Manifesto (November 20, 2020) // SSRN : [research networks] / Elsevier. URL: https://ssrn.com/abstract= ; Hanna R., Kazim E. Philosophical Foundations for Digital Ethics and AI Ethics: A Dignitarian Approach (February 26, 2021) // SSRN : [research networks] / Elsevier. Posted: 22.03.2021. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract id=3794266 (accessed: 07.10.2022)

2. The Digital Ethics Lab (DELab) at the Oxford Internet Institute // Oxford Internet Institute : site. URL: https://digitalethicslab.oii.ox.ac.uk (accessed: 07.10.2022)

3. Лаборатория права и этики цифровой среды // Институт права цифровой среды : офиц. сайт / НИУ ВШЭ. М., 2021-2022. URL: https://digitallaw.hse.ru/ethics/ (дата обращения: 07.10.2022).

4. Aggarval N., Floridi L. Intercultural Digital Ethics at the OII // Oxford Internet Institute : site. Date of publication: 17.12.2020. URL: https://www.oii.ox.ac.uk/news-events/news/intercultural-digital-ethics-at-the-oii/ (accessed: 07.10.2022); Ess Ch. Interpretative Pros Hen Pluralism: from ComputerMediated Colonization to a Pluralistic Intercultural Digital Ethics // Philosophy & Technology. 2020. 33 (2). P. 552-569.

5. Агрессия в Интернете: статистика и выводы : социальные сети и сообщества / пользователь @piva // Хабр : сайт. Дата размещения: 30.03.2015. URL: https://habr.com/ru/post/377957/ (дата обращения: 07.10.2022)

6. Кибербулллинг: термин, примеры, причины и защита от него // Investlab: информационный портал. 2020. URL: https://invlab.ru/zhizn/kiberbulling/ (дата обращения: 07.10.2022)

7. Spitzer М. Digitale Demenz. Wie wir uns und unsere Kinder um den Verstand bringen. Mьnchen: Droemer Knaur, 2012. 272 р.

8. Этические аспекты использования компьютерных технологий // Stoodwood : сайт. URL: https://studwood.net/561889/etika_i_estetika/eticheskie_aspekty_ispolzovaniya_kom pyuternyh_tehnologiy (дата обращения: 07.10.2022)

9. Исследование ACCA: российские компании должны уделять больше внимания этике в эпоху цифровых технологий // Finversia: финансовая информация : сайт. Дата публикации: 15.08.2017. URL: https://www.finversia.ru/news/markets/issledovanie-acca-rossiiskie-kompanii-

dolzhny-udelyat-bolshe-vnimaniya-etike-v-epokhu-tsifrovykh-tekhnologii-25783 (дата обращения: 07.10.2022)

10. Ethics and trust in a digital age: Strong ethical principles and behaviour will become more important in the evolving digital age, and a key enabler to building trust // ACCA: Think Ahead : site. URL: https://www.accaglobal.com/us/en/professional-insights/pro-accountants-the-future/Ethics-and-trust-in-a-digital-age.html (accessed: 07.10.2022)

References

1. Hanna R, Kazim E. Prolegomena to Philosophical Foundations for Digital Ethics and Ai Ethics: A Dignitarian Manifesto. SSRN: [research networks]. Elsevier. URL: https://ssrn.com/abstract=; Hanna R., Kazim E. Philosophical Foundations for Digital Ethics and AI Ethics: A Dignitarian Approach. SSRN: [research networks]. Elsevier. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm7abstract id=3794266 (accessed: 07.10.2022)

2. The Digital Ethics Lab (DELab) at the Oxford Internet Institute. Oxford Internet Institute. URL: https://digitalethicslab.oii.ox.ac.uk (accessed: 07.10.2022)

3. Laboratoriya prava i etiki tsifrovoy sredy [Law and Ethics Lab for the Digital Environment]. Institutprava tsifrovoy sredy [Institute for Law in the Digital Environment]. Moscow, HSE University Publ., 2021-2022. URL: https://digitallaw.hse.ru/ethics/ (accessed: 07.10.2022) [In Russian]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Aggarval N., Floridi L. Intercultural Digital Ethics at the OII. Oxford Internet Institute. URL: https://www.oii.ox.ac.uk/news-events/news/intercultural-digital-ethics-at-the-oii/; Ess C. Interpretative Pros Hen Pluralism: from ComputerMediated Colonization to a Pluralistic Intercultural Digital Ethics. Philosophy & Technology. 2020. No. 33 (2). Pp. 552-569.

5. Agressiya v Internete: statistika i vyvody: sotsialnyye seti i soobshchestva [Online Aggression: Statistics and Findings : Social Networks and Communities]. Habr: site. URL: https://habr.com/ru/post/377957/ (accessed: 07.10.2022) [In Russian]

6. Kiberbullling: termin, primery, prichiny' i zashhita ot nego. In vestlab. 2020. URL: https://invlab.ru/zhizn/kiberbulling/ (accessed: 07.10.2022). [In Russian]

7. Spitzer М. Digitale Demenz. Wie wir uns und unsere Kinder um den Verstand bringen. Munich, Droemer Knaur Publ. 2012. 272 p. [In German]

8. Eticheskiye aspekty ispolzovaniya kompyuternykh tekhnologiy [Ethical aspects of computer technology use]. Studwood.net. URL: https://studwood.net/561889/etika_i_estetika/eticheskie_aspekty_ispolzovaniya_kom pyuternyh_tehnologiy (accessed: 07.10.2022) [In Russian]

9. Issledovaniye ACCA: rossiyskiye kompanii dolzhny udelyat' bol'she vnimaniya etike v epokhu tsifrovykh tekhnologiy [The ACCA study: Russian companies should pay more attention to ethics in the digital age]. Finversia.ru. URL: https://www.finversia.ru/news/markets/issledovanie-acca-rossiiskie-kompanii-

dolzhny-udelyat-bolshe-vnimaniya-etike-v-epokhu-tsifrovykh-tekhnologii-25783 (accessed: 07.10.2022) [In Russian]

10. Ethics and trust in a digital age: Strong ethical principles and behaviour will become more important in the evolving digital age, and a key enabler to building trust. ACCA: Think Ahead. URL: https://www.accaglobal.com/us/en/professional-insights/pro-accountants-the-future/Ethics-and-trust-in-a-digital-age.html (accessed: 07.10.2022)

Статья поступила вредакцию15.10.2022 Статья допущена к публикации 15.11.2022

The article was received by the editorial staff 15.10.2022 The article is approved for publication 15.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.