Научная статья на тему 'ПРОЕКТ «МИР ИММАНУИЛА КАНТА» И СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ КЁНИГСБЕРГА XVIII ВЕКА: АРХИТЕКТУРНО-СКУЛЬПТУРНАЯ ДЕКОРАЦИЯ ЗДАНИЯ ПОЧТЫ НА РЫНОЧНОЙ ПЛОЩАДИ АЛЬТШТАДТА'

ПРОЕКТ «МИР ИММАНУИЛА КАНТА» И СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ КЁНИГСБЕРГА XVIII ВЕКА: АРХИТЕКТУРНО-СКУЛЬПТУРНАЯ ДЕКОРАЦИЯ ЗДАНИЯ ПОЧТЫ НА РЫНОЧНОЙ ПЛОЩАДИ АЛЬТШТАДТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
128
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И. КАНТ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / КЁНИГСБЕРГ / АЛЬТШТАДТ / ЗДАНИЕ ПОЧТЫ / ПАМЯТНИК КОРОЛЮ ФРИДРИХУ ВИЛЬГЕЛЬМУ I / МЕТОДЫ 3D-МОДЕЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белинцева Ирина Викторовна, Баранова Елена Вячеславовна, Верещагин Вячеслав Алексеевич, Маслов Виталий Николаевич

В связи с приближающимся трёхсотлетием со дня рождения Иммануила Канта (1724-1804) в БФУ имени И. Канта в Калининграде в рамках стратегического проекта «Балтийская долина» создаётся уникальная виртуальная реконструкция нескольких улиц Кёнигсберга, по которым ходил немецкий философ. Сложность воспроизведения архитектурного окружения заключается в почти полном отсутствии сохранившихся элементов среды XVIII века и минимуме имеющихся изобразительных источников. Один из маршрутов пролегает от дома И. Канта до книжной лавки И.Я. Кантера (1738-178 6). На этом пути философ мог видеть здание почты на рыночной площади. Согласно проекту 1730 года, в центре фасада предполагалось сделать сложную архитектурно-скульптурную композицию со статуей короля Фридриха Вильгельма I (скульптор И.Х. Майсснер). После сноса здания в 1906-1907 годах декорация была перенесена на опорную стену перед южной стеной замка, дополнена фонтаном и рельефом (скульптор В. Розенберг). От памятника XVIII века в современном Калининграде сохранился небольшой фрагмент в виде полукруглой ниши, завершённой конхой и обрамлённой парными ионическими пилястрами, что позволило снять точные размеры и на основании сохранившихся чертежей, рисунков и фотографий сделать виртуальную реконструкцию здания в 3D-модели с помощью современных компьютерных методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Белинцева Ирина Викторовна, Баранова Елена Вячеславовна, Верещагин Вячеслав Алексеевич, Маслов Виталий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECT "THE WORLD OF IMMANUEL KANT" AND MODERN POSSIBILITIES OF VIRTUAL RECONSTRUCTION OF KONIGSBERG OF THE 18TH CENTURY: ARCHITECTURAL AND SCULPTURAL DECORATION OF THE POST OFFICE BUILDING ON THE MARKET SQUARE OF ALTSTADT

In connection with the celebration of the 300th anniversary of the birth of Immanuel Kant (17241804), a unique virtual reconstruction of several streets of Konigsberg, along which the German philosopher walked, is being created at the Immanuel Kant Baltic Federal University in Kaliningrad as part of the Baltic Valley strategic project. The complexity of reproducing the architectural environment lies in the almost complete absence of surviving elements of the environment of the 18th century. and the minimum available pictorial sources. One of the routes runs from the house of I. Kant to the bookstore of I.J. Kanter (17381786. On this way, the philosopher could see the post office building on the market square. According to the project of 1730, it was supposed to make a complex architectural and sculptural composition in the center of the facade with a statue of King Friedrich Wilhelm I (sk. I.H. Meissner). After the demolition of the building in 1906-1907, the decoration was transferred to the supporting wall in front of the southern wall of the castle, supplemented by a fountain and a relief (sk. W. Rosenberg). From the monument of the XVIII century. In modern Kaliningrad, a small fragment has been preserved in the form of a semicircular niche, completed with a conch and framed by paired Ionic pilasters, which made it possible to take accurate measurements and, based on the surviving drawings, drawings and photographs, make a virtual reconstruction of the building in a 3D model using modern computer techniques.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ «МИР ИММАНУИЛА КАНТА» И СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ КЁНИГСБЕРГА XVIII ВЕКА: АРХИТЕКТУРНО-СКУЛЬПТУРНАЯ ДЕКОРАЦИЯ ЗДАНИЯ ПОЧТЫ НА РЫНОЧНОЙ ПЛОЩАДИ АЛЬТШТАДТА»

Academia. Архитектура и строительство, № 4, стр. 31-39. Academia. Architecture and Construction, no. 4, pp. 31-39.

Исследования и теория Научная статья УДК 725.945

doi: 10.22337/2077-9038-2022-4-31-39

Белинцева Ирина Викторовна (Москва). Кандидат искусствоведения, доцент. Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства (филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России») (Россия, 111024, Москва, ул. Душинская, 9. НИИТИАГ). Эл. почта: belinceva@bk.ru.

Баранова Елена Вячеславовна (Калининград). Кандидат исторических наук, доцент. Научно-исследовательский центр социально-гуманитарной информатики Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (Россия, 236041, Калининград, ул. А. Невского, 14. НИЦ СГИ БФУ им. И. Канта).

Верещагин Вячеслав Алексеевич (Калининград). Научно-исследовательский центр социально-гуманитарной информатики Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (Россия, 236041, Калининград, ул. А. Невского, 14. НИЦ СГИ БФУ им. И. Канта).

Маслов Виталий Николаевич (Калининград). Кандидат исторических наук, доцент. Научно-исследовательский центр социально-гуманитарной информатики Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (Россия, 236041, Калининград, ул. А. Невского, 14. НИЦ СГИ БФУ им. И. Канта).

Belintseva Irina V. (Moscow). Candidate of Sciences in Art Criticism, docent The Research Institute of Theory and History of Architecture and Urban Planning, branch of the TsNIIP Minstroy of Russia (9 Dushinskaya st., Moscow, 111024. NIITIAG). E-mail: belinceva@bk.ru.

Baranova Elena V. (Kaliningrad). Candidate of Sciences in History, docent. Research Center for Social and Humanitarian Informatics of the Immanuel Kant Baltic Federal University (14, A. Nevskogo ul., Kaliningrad, 236041, Russia. IKBFU).

Vereshagin Vyacheslav A. (Kaliningrad). Research Center for Social and Humanitarian Informatics of the Immanuel Kant Baltic Federal University (14, A. Nevskogo ul., Kaliningrad, 236041, Russia. IKBFU).

Maslov Vitaly N. (Kaliningrad). Candidate of Sciences in History, docent. Research Center for Social and Humanitarian Informatics of the Immanuel Kant Baltic Federal University (14, A. Nevskogo ul., Kaliningrad, 236041, Russia. IKBFU).

Проект «Мир Иммануила Канта» и современные возможности виртуальной реконструкции Кёнигсберга XVIII века: архитектурно-скульптурная декорация здания почты на рыночной площади Альтштадта

Аннотация. В связи с приближающимся трёхсотлетием со дня рождения Иммануила Канта (1724-1804) в БФУ имени И. Канта в Калининграде в рамках стратегического проекта «Балтийская долина» создаётся уникальная виртуальная реконструкция нескольких улиц Кёнигсберга, по которым ходил немецкий философ. Сложность воспроизведения архитектурного окружения заключается в почти полном отсутствии сохранившихся элементов среды XVIII века и

© Белинцева И.В., Баранова Е.В., Верещагин В.А., Маслов В.Н., 2022.

минимуме имеющихся изобразительных источников. Один из маршрутов пролегает от дома И. Канта до книжной лавки И.Я. Кантера (1738-178 6). На этом пути философ мог видеть здание почты на рыночной площади. Согласно проекту 1730 года, в центре фасада предполагалось сделать сложную архитектурно-скульптурную композицию со статуей короля Фридриха Вильгельма I (скульптор И.Х. Майсснер). После сноса здания в 1906-1907 годах декорация была перенесена на опорную стену перед южной стеной замка, дополнена фонтаном и рельефом (скульптор В. Розенберг). От памят-

ника XVIII века в современном Калининграде сохранился небольшой фрагмент в виде полукруглой ниши, завершённой конхой и обрамлённой парными ионическими пилястрами, что позволило снять точные размеры и на основании сохранившихся чертежей, рисунков и фотографий сделать виртуальную реконструкцию здания в 3D-модели с помощью современных компьютерных методик.

Ключевые слова: И. Кант, виртуальная реконструкция, Кёнигсберг, Альтштадт, здание почты, памятник королю Фридриху Вильгельму I, методы 3D-моделирования

Финансирование. Проведение данного исследования было поддержано из средств программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» БФУ им. И. Канта.

The Project "The World of Immanuel Kant" and Modern Possibilities of Virtual Reconstruction of Königsberg of the 18th Century: Architectural and Sculptural Decoration of the Post Office Building on the Market Square of Altstadt

Annotation. In connection with the celebration of the 300th anniversary of the birth of Immanuel Kant (17241804), a unique virtual reconstruction of several streets of Königsberg, along which the German philosopher walked, is being created at the Immanuel Kant Baltic Federal University in Kaliningrad as part of the Baltic Valley strategic project. The complexity of reproducing the architectural environment lies in the almost complete absence of surviving elements of the environment of the 18th century. and the minimum available pictorial sources. One of the routes runs from the house of I. Kant to the bookstore of I.J. Kanter (17381786. On this way, the philosopher could see the post office building on the market square. According to the project of 1730, it was supposed to make a complex architectural and sculptural composition in the center of the facade with a statue of King Friedrich Wilhelm I (sk. I.H. Meissner). After the demolition of the building in 1906-1907, the decoration was transferred to the supporting wall in front of the southern wall of the castle, supplemented by a fountain and a relief (sk. W. Rosenberg). From the monument of the XVIII century. In modern Kaliningrad, a small fragment has been preserved in the form of a semicircular niche, completed with a conch and framed by paired Ionic pilasters, which made it possible to take accurate measurements and, based on the surviving drawings, drawings and photographs, make a virtual reconstruction of the building in a 3D model using modern computer techniques.

Keywords: I. Kant, virtual reconstruction, Königsberg, Altstadt, post office building, monument to King Friedrich Wilhelm I, 3D-modeling methods

Funding. The study was supported by the "Priority 2030" Strategic Academic Leadership Program of Kant Baltic Federal University.

В связи с приближающимся празднованием 300-летнего юбилея со дня рождения Иммануила Канта (1724-1804) в Балтийском федеральном университете в рамках стратегического проекта «Балтийская долина» создаётся уникальная виртуальная реконструкция нескольких улиц Кёнигсберга (совр. Калининград, РФ), по которым ходил немецкий философ. Виртуальная экскурсия, размещённая в сети Интернет, несомненно, будет востребована музейными работниками, образовательными организациями, специалистами не только в Калининграде, но и далеко за его пределами. Апробированные технологии и методики реконструкции утраченных зданий и улиц будут использованы органами охраны объектов культурного наследия Калининградской области.

Сложность воспроизведения архитектурного окружения философа в сложившемся издавна городе-крепости и порту Кёнигсберге заключается в почти полном отсутствии сохранившихся элементов среды XVIII века и минимуме имеющихся изобразительных источников, к которым относится уцелевший в Калининграде фрагмент архитектурной композиции памятника королю Фридриху Вильгельму I, выполненный в 1730-е годы. Авторам проекта нередко приходится «включать» воображение, чтобы представить себе канувший в прошлое город, эту «Атлантиду Севера», которую застал И. Кант.

Первый короткий маршрут прогулки учёного по Кёниг-сбергу выстраивается по небольшой застроенной части Принцессинштрассе, где стоял дом философа, с поворотом на Юнкерштрассе. На этом пути реконструируются не менее восьми зданий. Другой маршрут пролегает от дома И. Канта до книжной лавки Иоганна Якоба Кантера (1738-1786), расположенной на Ланггассе - главной улице Альтштадта, входившего в XVIII веке в состав Кёнигсберга. Друг И. Канта, книготорговец И.Я. Кантер разрешал философу без покупки читать поступавшие книги. По пути к магазину и жилищу приятеля философ должен был миновать несколько улиц, в том числе главную торговую площадь города - Альтштедтише маркт (Альтштадский рынок). Вплоть до Второй мировой войны здесь сохранялось значительное количество исторических домов, нередко с характерными старинными двухэтажными пристройками. На северной оконечности рынка находилось примечательное здание, первоначально служившее почтой (складом почтовых грузов - постпакгаузом, или «Post Blombage Haus»). Надстроенное в конце XIX века сооружение переоборудовали в кондитерскую [1, S. 42].

Немецкий исследователь В.Д. Вагнер опубликовал новые данные о перестройке старой почты в первой четверти XVIII века. Её планировалось обновить в связи с созданием на рыночной площади нового почтового управления. Проект

сделал, предположительно, строительный директор Цильхер [2, S. 368] (рис. 1, 2).

Новая почта представляла собой поднятое на высокий цокольный ярус двухэтажное здание под вальмовой черепичной крышей, центр которой украшала декоративная композиция

Рис. 1. Кёнигсберг. Проект почты и памятника Фридриху Вильгельму 1. План и фасад (источник: [2, Б. 96])

Рис. 2. Кёнигсберг. Почта. Ситуационный план (источник: [2, Б. 90])

в виде круглого картуша, фланкированного вазонами. Картуш и вазоны подчёркивали ось симметрии и соединялись в единую композицию изящными гирляндами в стиле рококо, над ними возвышалась массивная печная труба. Сооружение упиралось задним фасадом в склон, над которым нависали стены южного флигеля Королевского замка, с боковых сторон здание обтекали широкие лестницы, с их лестничных площадок через входные проёмы можно было попасть внутрь почтовых помещений. Главный фасад, выходящий на рыночную площадь Альтштадта представлял собою подобие красочной декоративной ширмы, внизу перед которой во всю ширину простиралась чаша фонтана многогранной формы с двумя вертикальными струями посередине. На рыночную площадь выходили высокие окна первого этажа и почти квадратные оконные проёмы с сегментовидными арками - на втором.

Плоскость фасада обрамляли рустованные угловые ли-зены, гладкие лопатки членили по вертикали боковые части архитектурной композиции. Согласно проекту, в центре фасада в нише, обрамлённой парными пилястрами, несущими карниз и полуциркульную арку, предполагалось поставить статую короля Фридриха Вильгельма I (1688-1740). Над аркой была задумана композиция из группы победных знамён, типичная для эпохи барокко. Так как у прусского правительства денег на скульптурный монумент не было, оно обратилось к Городскому совету Кёнигсберга за помощью. К этому времени магистрат был в немилости у короля, и члены совета, чтобы угодить правителю и вернуть королевскую благосклонность, посовещавшись, 13 января 1730 года согласились доплатить 1300 талеров для строительства и украшения нового здания. 25 февраля 1730 года король одобрил проект.

Фасад новой почты украшало одно из первых монументальных изображений властителей Восточной Пруссии, посвящённое Фридриху Вильгельму I, королю Пруссии из династии Гогенцоллернов, правившему в 1713-1740 годах и известному как «король-солдат». Он создал сильную армию, отличался религиозной толерантностью и заселил провинцию преследуемыми протестантами, выходцами из других регионов Германии и из Австро-Венгрии. В 1716 году Фридрих Вильгельм I в знак укрепления дружбы между государствами подарил русскому царю Петру I (1672-1725) «янтарный кабинет» - знаменитую «Янтарную комнату».

А. Бёттихер упоминал о причинах появления памятника: «В 1730 г. кёнигсбергский магистрат впал в немилость короля Фридриха Вильгельма I. Чтобы избежать недовольства короля, был использован случай с перестройкой почты. Созданием памятника должны были достигнуть примирения с королём. "Во славу короля и для украшения города" городским советом был заключён контракт с данцигским скульптором И.Х. Майсснером, в котором было записано: "За королевскую статую, выполненную из готландского песчаника, высотой в человеческий рост - 72 дюйма, в доспехах и королевской мантии, стоящую на земном шаре диаметром в два рейнландских фуса, окружённом знамёнами, от начала и до конца красиво

выполненную - 100 талеров; за две гротескные головы, исторгающие воду - четыре талера; 66 талеров дать за двух сидящих пленников или иных на фронтоне, включая герб с короной и лежащими вокруг знамёнами; выдать 50 талеров транспортных расходов и на пропитание скульптора при проведении работ, и т.д."»1 [3, S. 209] (рис. 3).

Исследуемая архитектурно-скульптурная композиция с центральной фигурой короля имеет обширную историографию, его не обошли своим вниманием немецкие историки города и краеведы Х1Х-ХХ веков. На русском языке краткие справки имеются в интернет-ресурсах [4; 5].

Карл Фабер писал о памятнике: «На рынке, у бывшей почты (сейчас частное заведение), находится каменный бассейн с фонтаном, и над ним в нише дома каменное изображение Фридриха Вильгельма I в натуральную величину, с жезлом в правой руке, окружённое изваянными из камня трофеями, над которыми находилась каменная плита с латинской надписью, говорящей: сенат и народ города Кёнигсберга воздвигает этот памятник к вечной памяти (хотя король на тот момент ещё жив. - Прим. авторов статьи) короля в 1730 году. По обе стороны доски представлены сидящие рабы, также из камня» [6, S. 40]. Над доской был укреплён фигурный щит, увенчанный короной и окружённый знамёнами.

Историки города Р. Армштедт и Р. Фишер более подробно описывали памятник: «На северной стороне рыночной площади, у подножия замка стоит кондитерская, фасад которой украшает памятник королю Фридриху Вильгельму I. Памятник был старейшим в городе и одним из немногих изображений этого правителя. Король представлен в человеческий рост, он стоит на земном шаре в нише дома, окружённый боевыми доспехами, держит командирский жезл в правой руке. Архитектурное оформление статуи образуют четыре ионические пилястры, несущие триумфальную арку. Два сидящих пленника размещены по сторонам арки, прикованные к ней цепями. Между ними королевский герб, увенчанный короной. Под композицией латинская надпись, гласящая, что Совет и народ города Кёнигсберга поставили в 1730-м г. этот памятник для вечной памяти этого короля. Под пилястрами слева и справа от постамента, украшенного рельефами, размещены две львиные головы, изрыгающие воду. Перед памятником расположен бассейн с фонтаном» [1, S. 134]. На стадии проекта наличие фонтана с двумя вертикальными струями воды смущала городской магистрат: боялись, что вода, стекая вниз по рыночной улице и замерзая зимой, будет мешать уличному движению [2, S. 368].

«Памятник изготовил из песчаника скульптор Иоганн Хайнрих Майсснер из Данцига (совр. Гданьск, Польша -прим. авторов статьи), за небольшую сумму - 342 талера 60 грошей... Художественная ценность памятника столь же невелика», - ехидно уточняли немецкие краеведы [1, S. 134].

Фрагмент фонтана, наблюдаемый со стороны левой лестницы, ведущей к замку, представлен на картине Юлиуса Рафаэля Кнорре,

немецкого живописца, рисовальщика и литографа из Кёнигсберга (1804-1884). Утраченная ныне картина «Сцена у фонтана в Кё-нигсберге» была представлена в 1838 году на выставке Берлинской академии художеств, спустя почти столетие опубликована в журнале в 1933 году, о чем сообщили организаторы аукциона Мехлиса, который проводился 24-26 ноября 2022 года2. Полотно было приобретено прусским королём Фридрихом Вильгельмом III (1770-1840) и до 1945 года находилось во владении фонда Государственных дворцов и парков в Берлине (рис. 4 а)3.

На торгах 2022 года был предложен небольшой предварительный этюд к картине (размеры 18*29 см, есть также предположение, что это авторское уменьшенное повторение)4. Легко и прозрачно написанная жанровая сцена представляет жителей Кёнигсберга, окруживших фонтан с веселящимися детьми. На заднем плане простирается рыночная площадь Альтштадта с ратушей. Мастером реалистично и достоверно изображена заключённая в камень чаша старинного городского фонтана (рис. 4 б).

2 Gemälde. KataLog 4354. Prof. JuLius Knorre, attr. "Scene am Springbrunnen zu Königsberg". Auktionhaus MehLis. GemäLde (https://www.mehLis.eu/de/ cataLogs/8316/item/4354).

3 Там же.

4 Там же.

1 Здесь и далее перевод И.В. Белинцевой.

Рис. 3. Кёнигсберг. Памятник королю Фридриху Вильгельму I до перемещения в начале XX века. 1730 год. Скульптор И.Х. Майсснер (источник: [1, Б. 133])

Обрамление фонтана многогранной формы было выполнено из песчаника, как и вся архитектурная декорация, окружавшая статую короля (рис. 5).

Прусские провинциальные газеты иронически отметили в своё время: «Собственно памятник, кроме львиных морд, выполнен из готландского песчаника за сумму 292 талера 60 грошей скульптором Иоганном Хайнрихом Майсснером из Данцига. Бедняга однако сильно просчитался, поэтому позднее по его нижайшей просьбе ему выдали ещё 50 талеров из городской казны. Он, конечно, не Канова, но сделал все, что мог» [цит. по: 8, Б. 112]. Известный немецкий искусствовед А. Роде в 1929 году писал о произведении И.Х. Майсснера, что это «пустая и бездушная работа маленького провинциального мастера, который не дорос до решения больших задач» [7, Б. 112]. Учёный констатировал, что ограниченность бюджета и экономия сказались вообще на всех строительных начинаниях периода правления «солдатского короля».

Критически отозвался о И.Х. Майсснере немецкий автор И.Х. Зеккер. написав, что тот был мастер «не самого высокого ранга», и осудил его монументальную работу: «Земной шар плохо соотносится с фигурой короля, его голова сидит неуклюже в пересечении диагоналей, необходимых для связи

пленников и львиных морд. И.Х. Майсснер тогда просто не дорос до монументальных заданий» [8, Б. 8]. Действительно, молодому мастеру при создании монумента было чуть больше тридцати лет. Автор книги усмотрел источник фигур прикованных цепями рабов в произведении итальянского мастера раннего барокко Пьетро Такка (1577-1640), который изготовил в 1615-1624 годы фигуры пленников - так называемых «четырёх мавров», установленных у подножия мраморного памятника Фердинандо I Медичи (1549-1609) в Ливорно (скульптор Джованни Бандини). Фигуры «четырёх мавров» были очень популярны в европейской культуре, их неоднократно повторяли в миниатюре в бронзе и в керамике на мануфактуре Доччья близ Флоренциии. «Две бронзовые статуэтки находились до 1912 г. в художественном собрании данцигского купца Гельдзинского, чья коллекция происходила почти исключительно из собраний старинных дан-цигских и кёнигсбергских семейств. Знание этих бронзовых фигур могло хорошо помочь Майсснеру при создании его пленников» [8, Б. 8].

Мнение о творческих возможностях скульптора менялись с течением времени. Польская исследовательница искусства Гданьска Т. Гжибковска отметила И.Х. Майсснера как «выдающегося скульптора XVIII в., родом из Кёнигсберга» [9, Б.

б)

Рис. 4. Ю. Кнорре. Кёнигсберг. Сцена у фонтана5: а) утраченный оригинал. 1838 год; б) эскиз. 1834 (1840?) год

Рис. 5. Кёнигсберг. Памятник королю Фридриху Вильгельму I после перемещения в 1907 году. Скульптор И.Х. Майсснер. (источник: [7, S. 111])

Щ. *""' jf/tstädtiscAer Markt

Рис. 7. Кёнигсберг. Альтштедтише Маркт. На заднем плане - бывшая почта. Открытка (источник: [11, S. 30])

Рис. 6. Кёнигсберг. Альтштедтише Маркт. Здание после Рис. 8. Кёнигсберг. Альтштедтише Маркт. Здание бывшей перестройки XIX века. Кондитерская (источник: частная почты (потом - кондитерской) разобрано (источник: [11,

коллекция А. Сарница. Калининград)

S. 30])

KÖNIGSBERG i. Pr. Die 5üdostsei1e des Königlichen Schlosses , mit der Terrasse

а)

B)

Рис. 9. Кёнигсберг. Памятник Фридриху Вильгельму I: а) общий вид (источник: [11, Б. 32]); б) вид на южную сторону замка с террасой (источник: [11, Б. 31]); в) расположение памятника на опорной стене перед замком (источник: [11, Б. 32])

89]. В другой статье польского автора он также упоминается как «выдающийся мастер эпохи рококо» [10]. Уроженец Кёнигсберга, И.Х. Майсснер переехал в Данциг в 1726 году, где остался в качестве скульптора и организовал крупную мастерскую, пользовавшуюся большой популярностью у богатых городских заказчиков. Сам И.Г. Майсснер охотно создавал небольшие рокайльные статуэтки и рельефы на мифологические темы, многочисленные садовые скульптуры для вилл данцигских патрициев. Его мастерская получала заказы на оформление главных храмов Данцига, например, были выполнены проповедническая кафедра и декорация органа в храме Святой Марии, декоративные работы для храма Святого Яна и др. В 1752 году мастер изваял статую польского короля Августа III Саксонца (1696-1763), установленную в помещении Двора Артура в Данциге. Большинство работ И.Х. Майсснера утрачено [10].

В XIX веке здание почты было надстроено, оно получило дополнительно полноценный третий этаж и антресоли четвёртого яруса, была переделана форма окон второго этажа и межэтажная декорация. Изменилась и функция дома: в нём разместили кондитерскую Штеркау. В.Д. Вагнер в книге «Путешествие на старинную Родину» пишет о нескольких различных кондитерских, расположенных в здании [11, S. 30] (рис. 6, 7).

В 1906-1907 годы здание, как и соседние, стоявшие вдоль южного флигеля замка, было разобрано, при этом обнажилась неприглядная древняя стена (рис. 8).

Памятник королю был перенесён на опорную стену с южной стороны замка (рис. 9)

В 1907 году под композицией установили фонтан с рельефом «Рыцарь и собака, пьющие из источника», выполненным скульптором Вальтером Розенбергом (1882-1945, рельеф не сохранился) (рис. 9 в). Фигура короля также претерпела изменения: «около 1913 г. из-за выветривания была утра-

Рис. 10. Калининград. Сохранившиеся фрагменты памятника Фридриху Вильгельму I. Фото В.А. Верещагина. 2022 год

чена правая рука статуи. Она была временно заменена на металлическую, и забыта на время войны. В 1919 г. статуя была расстреляна матросами и утратила железную руку, которая была восстановлена во время Веймарской республики», - писал исследователь кёнигсбергской скульптуры Х.М. Мюльпфордт [12, с. 119].

От памятника XVIII века в современном Калининграде на нижней укреплённой стене бывшего замка сохранился небольшой фрагмент архитектурной декорации в виде полукруглой ниши, завершённой конхой и обрамлённой парными ионическими пилястрами, что позволило снять точные размеры для воссоздания других элементов постройки и определить его общие размеры (рис. 10).

Здание почты моделировалось в программе Autodesk 3ds Max, на основании немногочисленных исторических источников, в том числе фигурировал проект почты XVIII века. Важно было воспроизвести сооружение, каким его видел в свое время И. Кант. Компьютерная программа позволяет выдерживать точные геометрические размеры, воссоздавать ощущение реальных материалов и визуализировать модель с фотографическим качеством, используя принцип просчи-тывания глобального освещения (рис. 11 а).

Для моделирования скульптур была использована специальная программа для скульптинга - POSER. Воссоздание скульптурных изображений достаточно сложно и трудоёмко, приходится моделировать человеческие фигуры, соблюдая нужные пропорции, форму и позы. Для воспроизведения одежды на скульптурах применена программа MARVELOUS DESIGNER, одежда «шилась» согласно имеющимся источникам, «одевалась» на заранее изготовленные скульптуры и подгонялась (рис. 11 б)

Благодаря сохранившемуся фрагменту композиции было подтверждено, что скульптура и декоративные элементы здания выполнены из песчаника. Был установлен точный цвет. На основе сфотографированного элемента арки в программе Autodesk 3ds max был воссоздан облик реального материала - песчаника, с дальнейшим его наложением на архитектурные элементы здания (рис. 11 в)

Проект виртуальной реконструкции города времён И. Канта рассчитан на два года. Основными задачами на 2022 год стали: поиск источников в архивах и библиотеках России и Германии, составление сценарного плана, создание трёхмерных моделей зданий (круговые модели зданий, включая скульптурные элементы). Группа студентов работает параллельно над публикацией 3D-моделей составных частей проекта на платформе Sketchfab с приложением текстов и комментариев к изображениям (гравюрам, фотографиям и т.п.).

Планируется, что после создания 3D-моделей отдельных зданий они будут собираться в кварталы, на них будут накладываться текстурные карты (VRAY). Кусочки улиц (кварталы) должны быть небольшого размера (0,5-1 Гб), чтобы в дальнейшем их можно было загрузить в программу

Twinmotion по улицам и состыковать между собой, получив в результате образ города времён И. Канта.

Список источников

1. Armstedt R. Heimatkunde von Königsberg i. Pr. Mit Abschnitten aus der Bürgerkunde, 31 Abbildungen und 2 Karteskizzen / R. Armstedt, R. Fischer. - Текст: непосредственный. - Königsberg i. Pr. : Kommissionsverlag von Wilhelm Koch, 1895. - 306 S.

,, I ч'-ЛЛ'-'

в;

Рис. 11. Кёнигсберг. Здание почты с памятником королю Фридриху Вильгельму 1. Автор моделей В.А. Верещагин. 2022 год: а) общий вид; б) фрагмент фасада; б) вид в застройке улицы

2. Wagner, W.D. Das Königsberger Schloss. Eine Bau- und Kulturgeschichte. Bd. 1. Von der Gründung bis zur Regierung Friedrich Wilhelms I (1255-1740) / W.D. Wagner. - Текст: непосредственный. - Regensburg : Verlag Schnell&Steiner, 2008. - 390 S.

3. Boetticher, A. Die Bau- und Kunstdenkmäler der Provinz Ostpreussen. Im Auftrage des Ostpreussischen Provinzial-Landtages. Heft VII. Königsberg / A. Boetticher. - Текст: непосредственный. - Königsberg : Kommissionsverlag von Bernh. Grichert, 1897. - 396 S.

4. Кёнигсбергские памятники, скульптуры, барельефы / Текст: электронный // Подземелья Кёнигсберга. История Восточной Пруссии и Калининградской области. Форум. - URL: https://www.forum-kenig.ru/viewtopic. php?f=28&t=2246 (дата обращения 03.11.2022).

5. Янтарная история / Текст: электронный. - URL: https:// vk.com/wall-33197055_2842290 (дата обращения 13.09.2022).

6. Faber, K. Die Haupt- und Residenz-Stadt Königsberg in Preussen. Das Merkwürdigste aus der Geschichte, Beschreibung und Chronik der Stadt / K. Faber. - Текст: непосредственный. - Königsberg : bei Gräfe und Unzer, 1840. - 327 S.

7. Rohde, A. Königsberg Pr. Mit 101 Abbildungen / A. Rohde. - Текст: непосредственный. - Leipzig : Klinkhardt & Biermann Verlag, 1929. - 126 S.

8. Secker, J.H. Zwei Danziger Bildhauer J.H. Meissner und R. Freitag / J.H. Secker. - Текст: непосредственный. - Leipzig : E.A. Seemann, 1921. - 46 S.

9. Grzybkowska, T. Sztuka gdanska XVIII wieku / T. Grzybkowska // Artysci i patricjusze Gdanska. - Текст: непосредственный. - Warszawa : Wydawnictwo DiG, 1996. - 120 S. - S. 86-99.

10. Freus, P. Johann Heinrich Meissner. Najwybitniejszy rzezbiarz gdanski doby rokoka / P. Freus. - Текст: электронный. - URL: https://culture.pl/pl/tworca/johann-heinrich-meissner (дата обращение 13.09.22).

11. Wagner, W.D. Reise in die alte Heimat. Ostpreussen in 1000 Bildern / W.D. Wagner. - Текст: непосредственный. -Königswinter : Mathias Lempertz GmbH, 2011. - 397 S.

12. Mühlpfordt, H.M. Königsberger Skulpturen und ihre Meister 1255-1945 / H.M. Mühlpfordt. - Текст: непосредственный. - Würzburg : Holzner Verlag, 1970. - 299 S.

Referenses

1. Armstedt R., Fischer R. Heimatkunde von Königsberg i. Pr. Mit Abschnitten aus der Bürgerkunde, 31 Abbildungen und 2 Karteskizzen. Königsberg i. Pr., Kommissionsverlag von Wilhelm Koch Hg., 1895, 306 S. (Auf Deutsch)

2. Wagner W.D. Das Königsberger Schloss. Eine Bau- und Kulturgeschichte. Bd. 1. Von der Gründung bis zur Regierung Friedrich Wilhelms I (1255-1740). Regensburg, Verlag Schnell&Steiner Hg., 2008, 390 S. (Auf Deutsch)

3. Boetticher A. Die Bau- und Kunstdenkmäler der Provinz Ostpreussen. Im: Auftrage des Ostprussischen Provinzial-

Landtages. Heft VII. Königsberg. Königsberg, Kommissionsverlag von Bernh. Grichert Hg., 1897, 396 S. (Auf Deutsch)

4. Kenigsbergskie pamyatniki, skul'ptury, barel'efy [Kö nigsberg monuments, sculptures, bas-reliefs]. In: Podzemel'ya Kenigsberga. Istoriya Vostochnoi Prussii i Kaliningradskoi oblasti [Dungeons of Königsberg. History of East Prussia and the Kaliningrad Region], Forum. URL: https:// www.forum-kenig.ru/viewtopic.php?f=28&t=2246 (Accessed 11/03/2022). (In Russ.)

5. Yantarnaya istoriya. URL: https://vk.com/wall-33197055_2842290 (Accessed 09/12/2022). (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Faber K. Die Haupt- und Residenz-Stadt Königsberg in Preussen. Das Merkwürdigste aus der Geschichte, Beschreibung und Chronik der Stadt. Königsberg, bei Gräfe und Unzer Hg., 1840, 327 S. (Auf Deutsch)

7. Rohde A. Königsberg Pr. Mit 101 Abbildungen. Leipzig, Klinkhardt & Biermann Verlag Hg., 1929, 126 S. (Auf Deutsch)

8. Secker J.H. Zwei Danziger Bildhauer J.H. Meissner und R Freitag. Leipzig, E.A. Seemann Hg., 1921, 46 S. (Auf Deutsch)

9. Grzybkowska T. Sztuka gdanska XVIII wieku [Gdansk art in the 18th century]. In: Artysci ipatricjusze Gdanska [Gdansk artists and patricians]. Warszawa, Wydawnictwo DiG Publ., 1996, SS. 86-99, 120 S. (In Polish)

10. Freus P. Johann Heinrich Meissner. Najwybitniejszy rzezbiarz gdanski doby rokoka [The most outstanding Gdansk sculptor of the Rococo era]. URL: Режим доступа: https:// culture.pl/pl/tworca/johann-heinrich-meissner (Accessed 09/13/2022). (Auf Deutsch)

11. Wagner W.D. Reise in die alte Heimat. Ostpreussen in 1000 Bildern. Königswinter, Mathias Lempertz GmbH Hg., 2011, 397 S. (Auf Deutsch)

12. M ühlpfordt H.M. Königsberger Skulpturen und ihre Meister 1255-1945. Würzburg, Holzner Verlag Hg., 1970, 299 S. (Auf Deutsch)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.