Научная статья на тему 'ПРОЕКТ "ЛЕТИ ЗА МЕЧТОЙ": ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ'

ПРОЕКТ "ЛЕТИ ЗА МЕЧТОЙ": ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАНТЫ МИНИСТЕРСТВА СПОРТА / ПРЫЖКИ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА / ОЛИМПИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРИКАМЬЯ / ЧАЙКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фендель Татьяна Владимировна, Зубков Дмитрий Александрович

Введение. Весной 2020 года проект, разработанный Олимпийской академией Прикамья и Чайковским государственным институтом физической культуры, стал победителем гранта Министерства спорта Российской Федерации в рамках реализации федеральной экспериментальной площадки и национального проекта «Спорт - норма жизни». Цель проекта «Лети за мечтой» - популяризация и развитие прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья в Пермском крае и Российской Федерации. Методика и организация исследования. В момент подачи заявки на грант предусматривалось, что в содержание проекта будут включены тренировочные сборы по типу летнего лагеря с одновременным повышением квалификации тренеров, фестиваль спорта, и цикл олимпийских уроков для школьников для популяризации прыжков на лыжах с трамплина, объединённые одним названием «Лети за мечтой». В связи с эпидемией коронавируса по согласованию с Министерством спорта Российской Федерации было принято решение о проведении мероприятий проекта в онлайн-формате, что и было осуществлено. Результаты исследования. Тренировочные сборы были организованы и проведены в формате онлайн-реалити, общее количество просмотров которого составило более 4,5 миллионов человек. Шестьдесят пять тренеров получили удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации, в форме обучающих онлайн-семинаров. Восемьдесят четыре спортсмена из четырёх стран стали участниками первого Международного онлайн-фестиваля «Лети за мечтой!». Выводы. Результаты проведённого опроса среди участников проекта позволили сделать выводы о перспективности онлайн-формы реализации проекта для популяризации прыжков на лыжах с трамплина и о необходимости дальнейшей трансляции полученного опыта в ближайшие годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фендель Татьяна Владимировна, Зубков Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT “FLY FOR YOUR DREAM!”: EXPECTATIONS AND REALITY

Introduction. In the spring of 2020, a project developed by the Olympic Academy of Prikamye and the Tchaikovsky State Institute of Physical Culture won a grant from the Ministry of Sports of the Russian Federation as part of the implementation of the federal experimental site and the national project “Sport is the norm of life”. The goal of the “Fly for your dream!” project is to popularize and develop ski jumping and Nordic combined events in the Perm Territory and the Russian Federation. Research methodology and organization. At the time of the application for the grant, it was envisaged that the content of the project would include training camps like a summer camp with simultaneous advanced training of coaches, a sports festival, and a cycle of Olympic lessons for schoolchildren to popularize ski jumping, united by one name “Fly for your dream!”. In connection with the coronavirus epidemic, in agreement with the Ministry of Sports of the Russian Federation, it was decided to hold the project's activities in an online format, which was done. Research results. The training camps were organized and conducted in the format of an online reality show, the total number of views of which was more than 4.5 million people. Sixty-five trainers received certificates of completion of advanced training courses in the form of online training seminars. Eighty-four athletes from four countries took part in the first International online festival “Fly for your dream!”. Conclusions. The results of the survey among the project participants made it possible to draw conclusions about the prospects of the online form of the project for the popularization of ski jumping and the need for further broadcasting of the experience gained in the coming years.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ "ЛЕТИ ЗА МЕЧТОЙ": ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ»

2. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О.Б. Воронкова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 314 с.

3. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение : учебное пособие для студ. учреждений высш. образования / Н.В. Матяш. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2014. - 160 с.

4. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия / отв. ред. А.А. Климов ; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. - Москва : Дело, 2010. - 101 с.

5. Фастова, Е.И. Инновационные педагогические технологии: кейс успешного педагога: индивидуальный образовательный маршрут; личностно-развивающие технологии и методики; проектирование вариативного образовательного пространства; диагностический инструментарий на электронном носителе / Е. И. Фастова, О. Л. Иванова. - Волгоград : Учитель, 2015. - 79 с.

REFERENCES

1. Bumyasheva, L.A. and Gazgireeva, L,Kh. (2016), Active and interactive teaching methods in the educational process of higher education. Methodological guide, KNORUS, Moscow.

2. Voronkova, O.B. (2010), Information technologies in education: interactive methods, Phoenix. Rostov-on-don.

3. Matyash, N.V. (2014), Innovative pedagogical technologies. Project-based learning: proc. manual for students, higher education institutions education, Academy, Moscow".

4. Kulikov, A. A. (2010), Modernization of Russian education: challenges of the new decade, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Delo, Moscow.

5. Fastova, E.I. (2015), Innovative pedagogical technologies: case of a successful teacher: individual educational route; personal development technologies and methods; design of variable educational space; diagnostic tools on electronic media, Teacher, Volgograd.

Контактная информация: vladf61@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.11.2020

УДК 796.925

ПРОЕКТ «ЛЕТИ ЗА МЕЧТОЙ»: ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

Татьяна Владимировна Фендель, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научной работе и международной деятельности, Дмитрий Александрович Зубков, кандидат педагогических наук, доцент, Чайковский государственный институт физической

культуры

Аннотация

Введение. Весной 2020 года проект, разработанный Олимпийской академией Прикамья и Чайковским государственным институтом физической культуры, стал победителем гранта Министерства спорта Российской Федерации в рамках реализации федеральной экспериментальной площадки и национального проекта «Спорт - норма жизни». Цель проекта «Лети за мечтой» - популяризация и развитие прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья в Пермском крае и Российской Федерации. Методика и организация исследования. В момент подачи заявки на грант предусматривалось, что в содержание проекта будут включены тренировочные сборы по типу летнего лагеря с одновременным повышением квалификации тренеров, фестиваль спорта, и цикл олимпийских уроков для школьников для популяризации прыжков на лыжах с трамплина, объединённые одним названием «Лети за мечтой». В связи с эпидемией коронавируса по согласованию с Министерством спорта Российской Федерации было принято решение о проведении мероприятий проекта в онлайн-формате, что и было осуществлено. Результаты исследования. Тренировочные сборы были организованы и проведены в формате онлайн-реалити, общее количество просмотров которого составило более 4,5 миллионов человек. Шестьдесят пять тренеров получили удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации, в форме обучающих онлайн-семинаров. Восемьдесят четыре спортсмена из четырёх стран стали участниками первого Международного он-

лайн-фестиваля «Лети за мечтой!». Выводы. Результаты проведённого опроса среди участников проекта позволили сделать выводы о перспективности онлайн-формы реализации проекта для популяризации прыжков на лыжах с трамплина и о необходимости дальнейшей трансляции полученного опыта в ближайшие годы.

Ключевые слова: гранты Министерства спорта, прыжки на лыжах с трамплина, Олимпийская академия Прикамья, Чайковский государственный институт физической культуры.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p513-517

PROJECT "FLY FOR YOUR DREAM!": EXPECTATIONS AND REALITY

Tatyana Vladimirovna Fendel, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vice-Rector for Research and International Affairs, Dmitry Alexandrovich Zubkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture

Abstract

Introduction. In the spring of 2020, a project developed by the Olympic Academy of Prikamye and the Tchaikovsky State Institute of Physical Culture won a grant from the Ministry of Sports of the Russian Federation as part of the implementation of the federal experimental site and the national project "Sport is the norm of life". The goal of the "Fly for your dream!" project is to popularize and develop ski jumping and Nordic combined events in the Perm Territory and the Russian Federation. Research methodology and organization. At the time of the application for the grant, it was envisaged that the content of the project would include training camps like a summer camp with simultaneous advanced training of coaches, a sports festival, and a cycle of Olympic lessons for schoolchildren to popularize ski jumping, united by one name "Fly for your dream!". In connection with the coronavirus epidemic, in agreement with the Ministry of Sports of the Russian Federation, it was decided to hold the project's activities in an online format, which was done. Research results. The training camps were organized and conducted in the format of an online reality show, the total number of views of which was more than 4.5 million people. Sixty-five trainers received certificates of completion of advanced training courses in the form of online training seminars. Eighty-four athletes from four countries took part in the first International online festival "Fly for your dream!". Conclusions. The results of the survey among the project participants made it possible to draw conclusions about the prospects of the online form of the project for the popularization of ski jumping and the need for further broadcasting of the experience gained in the coming years.

Keywords: Ministry of Sports grants, ski jumping, Olympic Academy of Prikamye, Tchaikovsky state physical education institute.

ВВЕДЕНИЕ

Проект «Спортивно-образовательный кластер «Лети за мечтой!» как инновационная форма совершенствования системы спортивной подготовки» стал победителем конкурса грантов Министерства спорта РФ весной 2020 года.

Проект был направлен на решение следующих задач:

- популяризация и развитие прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья в Пермском крае и Российской Федерации;

- вовлечение детей, подростков в систематические занятия прыжками на лыжах с трамплина и лыжным двоеборьем средствами популяризации и пропаганды;

- привлечение различных категорий населения в качестве зрителей и болельщиков на спортивные мероприятия по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью;

- разработка и апробация программы тренировочного сбора по типу летнего лагеря «Лети за мечтой!» с организацией научно-методического, медико-биологического, информационно-аналитического и психолого-педагогического сопровождения.

- повышение квалификации тренеров, необходимых для эффективного функционирования и развития системы подготовки в прыжках на лыжах с трамплина и лыжном двоеборье;

- развитие сотрудничества и информационного обмена в сфере спортивной подготовки прыгунов на лыжах с трамплина.

Содержание проекта предусматривало:

- организацию и проведение тренировочного сбора по типу летнего лагеря «Лети за мечтой!» с одновременным повышением квалификации тренеров;

- организацию и проведение в формате марафона фестиваля спорта «Лети за мечтой!», в котором бы могли принимать участие все занимающиеся (занимавшиеся) прыжками на лыжах с трамплина и лыжным двоеборьем старше 8 лет;

- организацию и проведение цикла Олимпийских уроков в общеобразовательных школах, посвященных прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью;

- организацию и проведение конкурса на лучший «уголок прыгуна на лыжах с трамплина» в общеобразовательных организациях Пермского края;

- разработку и создание медиа-контента для размещения в сети интернет, который бы понятным и доступным языком для различных социальных групп и сообществ рассказывал о спорте, прыжках на лыжах с трамплина и лыжном двоеборье.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В связи с начавшейся в марте 2020 года эпидемией коронавируса и возникшими по её причине законодательными ограничениями на передвижение спортсменов по территории России реализация проекта оказалась под вопросом. Тогда по согласованию с Министерством спорта Российской Федерации, Федерацией по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью России и Международной федерацией лыжного спорта организаторами было принято решение о проведении мероприятий проекта в цифровом формате (при организации их онлайн-сопровождения), что и было осуществлено.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Первые тренировочные сборы в цифровом формате были организованы и проведены на базе ФЦП по ЗВС «Снежинка» с 17 по 29 августа 2020 года.

Во время этих сборов было организованы и проведены следующие мероприятия:

1. Организованы и осуществлены съёмки 10 обучающих видеороликов мастер-классов, в которых начинающая перспективная тринадцатилетняя летающая лыжница Вараксина Алиса, выполняя задания тренеров, осуществляет свою спортивную подготовку вместе с национальной женской сборной по прыжкам на лыжах с трамплина (на всё время сборов съемочной группе проекта был предоставлен неограниченный доступ к тренировочному процессу сборной России по прыжкам на лыжах с трамплина).

Благодаря «цифровизации» тренировочного процесса, все желающие смогли получить уникальную информацию:

- болельщики и зрители получили представление о спортивной подготовке в прыжках на лыжах с трамплина, о красоте и эстетике этого вида спорта;

- начинающие спортсмены получили хороший стимул для тренировок, имея возможность сравнить их содержание с содержанием тренировок национальной сборной;

- родители занимающихся получили ответы на свои вопросы (в том числе, о травматизме и перспективности спортивной карьеры в этом виде спорта);

- тренеры получили актуальную информацию об используемых в подготовке национальной сборной методических приёмах и «изюминках», а также о способах оценки физической и специальной подготовленности занимающихся;

- методисты и руководители спортивных школ получили основание для внесения изменений в существующие программы спортивной подготовки, с целью приведения их в единообразие с программой и требованиями национальной сборной.

Трансляция видеороликов осуществлялась как на официальных сайтах ФГБОУ ВО «ЧГИФК» и Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России, так и в социальных сетях «В контакте» (4500 скачиваний), «Инстаграм» (12500 просмотров), «Фейсбук» (6000 просмотров) и на официальном сайте проекта «Лети за мечтой»

(www.za-mechtoy.ru - зарегистрированное число подписчиков - 1167 человек). Промо-ролик о проекте был показан на телеканале «Матч-ТВ».

Суммарно было зафиксировано более 4,5 миллионов просмотров за две недели реализации проекта.

2. Организованы и проведены в онлайн-формате курсы повышения квалификации «Современные технологии и методики подготовки прыгунов на лыжах с трамплина и лыжников-двоеборцев».

При разработке содержания курсов учитывали рекомендации зарубежных и отечественных специалистов:

- содержание курсов должно быть релевантным «запросу» самих тренеров (необходимо «отвечать» на вопросы, которые их интересуют в большей степени) [1];

- изучаемый материал должен стимулировать тренерскую мысль и способствовать поиску альтернативных вариантов решения возникающих в тренировочном процессе ситуаций [3];

- формы и методы подачи материала должны учитывать уровень компетенции тренеров и быть максимально интерактивными (обязательно предусматривать обратную связь) и разнообразными [4];

- полученный теоретический материал должен быть закреплён на практике (более половины времени необходимо направить на практический компонент формируемых компетенций) [3];

- необходимо предусмотреть обратную связь и контроль освоения изучаемого материала [2].

Содержание курсов повышения квалификации охватывало следующий перечень вопросов:

- использование информационно-коммуникационных технологий и баз данных в тренировочном процессе прыгунов на лыжах с трамплина;

- биомеханический контроль техники соревновательного действия в прыжках на лыжах с трамплина и лыжном двоеборье;

- врачебно-педагогический контроль в спортивной подготовке и соревновательной деятельности прыгунов на лыжах с трамплина;

- инновационные методики и средства физической подготовки в прыжках на лыжах с трамплина.

По итогам онлайн-курсов 65 тренеров получили удостоверение о повышении квалификации.

3. Организован и проведен в онлайн-формате международный фестиваль спорта «Лети за мечтой!», в котором приняли участие 84 летающих лыжника из четырёх стран (Россия, Беларусь, Словакия, Казахстан) в возрасте до 14 лет. Регламент фестиваля, проводимого в формате онлайн-соревнований, предусматривал просмотр и оценку международной бригадой судей видеозаписей прыжков участников (выполненных на своих «домашних» трамплинах). Трансляция онлайн-соревнований, которую могли посмотреть все желающие, происходила в прямом эфире на телеканале «Большой эфир» российского оператора «Триколор ТВ».

4. Было организовано и проведено анкетирование участников проекта и отдельных его мероприятий (324 респондента).

Подавляющее большинство опрошенных участников проекта отметили важность подобной работы как средства популяризации и продвижения прыжков на лыжах с трамплина (265 человек), и как формы организации тренировочного процесса (213 человек).

ВЫВОДЫ

Результаты проведённого опроса среди участников проекта позволили сделать выводы о перспективности онлайн-формы реализации проекта для популяризации прыжков

на лыжах с трамплина и о необходимости дальнейшей трансляции полученного опыта в ближайшие годы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Копылова Н.Е., Профессиональная переподготовка и курсы повышения квалификации тренеров / Н.Е. Копылова, С.И. Бочкарева, А.Г. Ростеванов // Ученые записки университета Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 184-188

2. Носов С.М., Необходимость повышения квалификации тренеров спорта высших достижений / С.М. Носов, Т.Н., Шутова А.В. Носова // Ученые записки университета Лесгафта. -2020. - № 2 (180). - С. 301-304.

3. Ince M.L. Professional development of coaches and teachers: trends and challenges / M.L. Ince // Sport Mont. - 2013. - vol. XI. - № 37/39. - P. 3-9.

4. Jones R. Developing coaching pedagogy: seeking a better integration of theory and practice / R. Jones, K. Morgan, K. Harris // Sport, Education and Society. - 2012. - № 17 (3). - P. 313-329.

REFERENCES

1. Kopylova, N.E., Bochkareva, S.I. and Rostevanov, A.G. (2019), "Professional retraining and refresher courses for trainers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (176), pp. 184-188.

2. Nosov, S.M., Shutova, T.N. and Nosova, A.V. (2020), "Need to improve the skills of top-level sports coaches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (180), pp. 301-304.

3. Ince, M.L. (2013), "Professional development of coaches and teachers: trends and challenges", Sport Mont, Vol. XI, No. 37/39, pp. 3-9.

4. Jones, R., Morgan, K. and Harris, K. (2012), "Developing coaching pedagogy: seeking a better integration of theory and practice", Sport, Education and Society, Vol. 17(3), pp. 313-329.

Контактная информация: fendel82@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.11.2020

УДК 796.011.1

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АДАПТИВНЫХ ИГР «ГТО-НИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Сергей Анатольевич Фирсин, кандидат педагогических наук, доцент, Академия социального управления, Москва; Татьяна Юрьевна Маскаева, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта, Москва; Владимир Михайлович Савченко, кандидат педагогических наук, доцент, Военный университет Министерства обороны Российской федерации, Москва

Аннотация

Введение. В представленной работе рассматриваются новые отношения детей и молодежи к занятиям физической культурой и спорта в процессе проведения адаптивных игр «ГТО-НИКА» в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Цель исследования: выявление роли и возможностей адаптивных игр «ГТО-НИКА» в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Методика и организация исследования. Обследованы учителя, студенты и школьники Московской области в период с марта по октябрь 2020 года. Был проведен социологический опрос, который показал отношение детей и молодежи к различным играм, используемых на занятиях физической культурой в общеобразовательных организациях. Была разработана модель адаптивных игр «ГТО-НИКА», которая смогла бы побудить занимающихся участвовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, сформировать у них устойчивый интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями с ориентацией на здоровый образ жизни в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Результаты исследования и их обсуждение. На основе полученных данных, можно сделать предположение о том, что проведения адаптивных игр «ГТО-НИКА» в условиях распространения новой коронавирусной инфекции показали важную роль фи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.