Научная статья на тему 'Проект интегративной модели научных исследований духовного наследия Л. Н. Толстого в образовательных и культурно-просветительских практиках Университета Л. Н. Толстого'

Проект интегративной модели научных исследований духовного наследия Л. Н. Толстого в образовательных и культурно-просветительских практиках Университета Л. Н. Толстого Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Толстой Л. Н. / духовное наследие / центр / научные исследования / образовательные практики / культурно-просветительские практики / межкультурное сотрудничество. / Tolstoy L. N. / spiritual heritage / center / scientific research / educational practices / cultural and educational practices / intercultural cooperation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелешко Е. Д., Подрезов К. А.

В статье рассматриваются основные направления подготовки к 200-летию со дня рождения Л. Н. Толстого в Университете Л. Н. Толстого. Предлагается интегративный формат изучения толстовского творчества, объединяющий научные (академические и университетские исследования), культурно-просветительские и образовательные практики гуманитарной сферы. Актуальность проекта в практическом внедрении фундаментальных теоретических исследований духовного наследия Л. Н. Толстого в учебный процесс при подготовке педагогических кадров в высшей школе, кадров высшей квалификации. Предполагается, что проект окажет гуманитарное влияние на динамику социокультурного развития Тульского региона. Новизна заключена в новой стратегии исследований творчества Л. Н. Толстого, соответствующей вызовам современной культуры, что определит тематическое разнообразие содержания работ, их методологию и методы в рамках различных направлений гуманитарной науки: истории, культурологии, литературоведения, лингвистике, музееведения педагогике, праве, социологии, философии, этике. Цель проекта создание интегративной модели научных исследований духовного наследия Л. Н. Толстого в образовательных и культурно-просветительских практиках Университета Л. Н. Толстого, с использованием лучших традиций университетских толстовских чтений, работы кафедры духовного наследия Л. Н. Толстого, что даст возможность стать одним из ведущих центров по изучению духовного наследия Л. Н. Толстого. Задачи: межкоммуникативное, научное, образовательное, культурно-просветительское и организационное взаимодействие акторов проекта предполагает создание Института духовного наследия Л. Н. Толстого и русской культуры, как организационной структурной площадки в рамках Университета Л. Н. Толстого, объединяющего ученых и сотрудников университета, ИФРАН, МГУ им. М. В. Ломоносова, культурологическое и философское общества РФ, Воронежский государственный университет; Калужский университет им. К. А. Циолковского, Белгородский научно-исследовательский университет, Белгородский институт культуры и искусств, Ивановский университет, Шуйский филиал Ивановского университета и др. Культурно-просветительское взаимодействие в проекте предполагает сотрудничество с музеями: «Ясная Поляна», «Музей Л. Н. Толстого» Москва, толстовским музеем в Чечне и Дагестане; сотрудничество с центральной библиотекой им. В. И. Ленина Тулы; взаимодействие и сотрудничество с ректоратом и структурными подразделениями университета; организацию и проведение международных конференций, посвященных 200-летию со дня рождения Л. Н. Толстого; подготовку выставочного фонда и организацию выставок, посвященных творчеству Л. Н. Толстого в университете; международное сотрудничество (Индия, КНР). Образовательные практики в рамках учебных планов факультетов университета, дополнительного образования, повышения квалификации учителей школ: создание и реализация программ элективных курсов духовного наследия Л. Н. Толстого: «Толстой и культура ислама», «Классический гуманизм Л. Н. Толстого и современный трансгуманизм», онлайн курсов «Л. Н. Толстой и культура ислама»,«Моральная философия Л. Н. Толстого», «Л. Н. Толстой и искусства морали», «Л. Н. Толстой и мудрецы мира», «Педагогика Л. Н. Толстого» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелешко Е. Д., Подрезов К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project of an integrative model of scientific research into the spiritual heritage of L. N. Tolstoy in educational and cultural-educational practices of the University L. N. Tolstoy

The relevance of research. The article discusses the main directions of preparation for the 200th anniversary of the birth of L. N. Tolstoy at the University of L. N. Tolstoy. An integrative format for the study of Tolstoy's work is proposed, combining scientific (academic and university research), cultural, educational and educational practices of the humanitarian sphere. The relevance of the project lies in the practical implementation of fundamental theoretical studies of the spiritual heritage of L. N. Tolstoy in the educational process during the training of teaching staff in higher education, highly qualified personnel. It is assumed that the project will have a humanitarian impact on the dynamics of the socio-cultural development of the Tula region. The novelty lies in the new research strategy of L. N. Tolstoy's work, corresponding to the challenges of modern culture, which will determine the thematic diversity of the content of works, their methodology and methods within the framework of various fields of humanities: history, cultural studies of literary studies, linguistics, museology, pedagogy, law, sociology, philosophy, ethics. The aim of the project is to create an integrative model of scientific research of L. N.'s spiritual heritage. In the educational and cultural-educational practices of the University of L. N. Tolstoy, using the best traditions of university Tolstoy readings, the work of the Department of Spiritual Heritage of L.N. Tolstoy, which will make it possible to become one of the leading centers for the study of the spiritual heritage of L. N. Tolstoy. Objectives: inter-communicative scientific, educational, cultural, educational and organizational interaction of the project actors involves the creation of the Institute of the Spiritual Heritage of L. N. Tolstoy and Russian Culture as an organizational structural platform within the framework of L. N. Tolstoy University, uniting scientists and staff of the University, IFRAN, Lomonosov Moscow State University, cultural and Philosophical Society of the Russian Federation, Voronezh State University; Kaluga University named after K. A. Tsialkovsky, Belgorod Research University, Belgorod Institute of Culture and Arts, Ivanovo University, Shuisky branch of Ivanovo University, etc. Cultural and educational interaction in the project involves cooperation with museums: Yasnaya Polyana, Tolstoy Museum Moscow, Tolstoy Museum in Chechnya and Dagestan; cooperation with the Central library named after V. I. Lenin of Tula; interaction and cooperation with the Rector's office and structural units of the University; organization and holding of international conferences dedicated to the 200th anniversary of the birth of Leo Tolstoy; preparation of the exhibition fund and organization of exhibitions dedicated to the work of Leo Tolstoy at the University; international cooperation (India, China). Educationalpractices within the curricula of university faculties, additional education, advanced training of school teachers: creation and implementation of elective courses of L. N. Tolstoy's spiritual heritage: "Tolstoy and the culture of Islam", "Classical humanism of L. N. Tolstoy and modern transhumanism", online courses "L. N. Tolstoy Tolstoy and the Culture of Islam", online course "L.Tolstoy's Moral Philosophy", "L. N. Tolstoy and the Art of Morality", "L. N. Tolstoy and the Sages of the World", "L. N. Tolstoy's Pedagogy", etc.

Текст научной работы на тему «Проект интегративной модели научных исследований духовного наследия Л. Н. Толстого в образовательных и культурно-просветительских практиках Университета Л. Н. Толстого»

К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО

Е. Д. Мелешко

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого К. А. Подрезов

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ПРОЕКТ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ПРАКТИКАХ УНИВЕРСИТЕТА

Л. Н. ТОЛСТОГО

Актуальность исследования. В статье рассматриваются основные направления подготовки к 200-летию со дня рождения Л. Н. Толстого в Университете Л. Н. Толстого. Предлагается интегративный формат изучения толстовского творчества, объединяющий научные (академические и университетские исследования), культурно-просветительские и образовательные практики гуманитарной сферы. Актуальность проекта - в практическом внедрении фундаментальных теоретических исследований духовного наследия Л. Н. Толстого в учебный процесс при подготовке педагогических кадров в высшей школе, кадров высшей квалификации. Предполагается, что проект окажет гуманитарное влияние на динамику социокультурного развития Тульского региона. Новизна заключена в новой стратегии исследований творчества Л. Н. Толстого, соответствующей вызовам современной культуры, что определит тематическое разнообразие содержания работ, их методологию и методы в рамках различных направлений гуманитарной науки: истории, культурологии, литературоведения, лингвистике, музееведения педагогике, праве, социологии, философии, этике. Цель проекта - создание интегративной модели научных исследований духовного наследия Л. Н. Толстого в образовательных и культурно-просветительских практиках Университета Л. Н. Толстого, с использованием лучших традиций университетских толстовских чтений, работы кафедры духовного наследия Л. Н. Толстого, что даст возможность стать одним из ведущих центров по изучению духовного наследия Л. Н. Толстого. Задачи: межкоммуникативное, научное, образовательное, культурно-просветительское и организационное взаимодействие акторов проекта предполагает создание Института духовного наследия Л. Н. Толстого и русской культуры, как организационной структурной площадки в рамках Университета Л. Н. Толстого, объединяющего ученых и сотрудников университета, ИФРАН, МГУ им. М. В. Ломоносова, культурологическое и философское общества РФ, Воронежский государственный университет; Калужский университет им. К. А. Циолковского, Белгородский научно-исследовательский университет, Белгородский институт культуры и искусств, Ивановский университет, Шуйский филиал Ивановского университета и др. Культурно-просветительское взаимодействие в проекте предполагает сотрудничество с музеями: «Ясная Поляна», «Музей Л. Н. Толстого» Москва, толстовским музеем в Чечне и Дагестане; сотрудничество с центральной библиотекой им. В. И. Ленина Тулы; взаимодействие и сотрудничество с ректоратом и структурными подразделениями университета; организацию и проведение

международных конференций, посвященных 200-летию со дня рождения Л. Н. Толстого; подготовку выставочного фонда и организацию выставок, посвященных творчеству Л. Н. Толстого в университете; международное сотрудничество (Индия, КНР). Образовательные практики в рамках учебных планов факультетов университета, дополнительного образования, повышения квалификации учителей школ: создание и реализация программ элективных курсов духовного наследия Л. Н. Толстого: «Толстой и культура ислама», «Классический гуманизм Л. Н. Толстого и современный трансгуманизм», он-лайн курсов «Л. Н. Толстой и культура ислама», «Моральная философия Л. Н. Толстого», «Л. Н. Толстой и искусства морали», «Л. Н. Толстой и мудрецы мира», «Педагогика Л. Н. Толстого» и др.

Ключевые слова: Толстой Л. Н., духовное наследие, центр, научные исследования, образовательные практики, культурно-просветительские практики, межкультурное сотрудничество.

E. D. Meleshko

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

(Tula, Russia) K. A. Podrezov Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

(Tula, Russia)

PROJECT OF AN INTEGRATIVE MODEL OF SCIENTIFIC RESEARCH OF SPIRITUAL HERITAGE OF L. N. TOLSTOY IN EDUCATIONAL AND CULTURAL EDUCATIONAL PRACTICES OF THE UNIVERSITY L. N. TOLSTOY

The relevance of research. The article discusses the main directions of preparation for the 200th anniversary of the birth of L. N. Tolstoy at the University of L. N. Tolstoy. An integrative format for the study of Tolstoy's work is proposed, combining scientific (academic and university research), cultural, educational and educational practices of the humanitarian sphere. The relevance of the project lies in the practical implementation of fundamental theoretical studies of the spiritual heritage of L. N. Tolstoy in the educational process during the training of teaching staff in higher education, highly qualified personnel. It is assumed that the project will have a humanitarian impact on the dynamics of the socio-cultural development of the Tula region. The novelty lies in the new research strategy of L. N. Tolstoy's work, corresponding to the challenges of modern culture, which will determine the thematic diversity of the content of works, their methodology and methods within the framework of various fields of humanities: history, cultural studies of literary studies, linguistics, museology, pedagogy, law, sociology, philosophy, ethics. The aim of the project is to create an integrative model of scientific research of L. N.'s spiritual heritage. In the educational and cultural-educational practices of the University of L. N. Tolstoy, using the best traditions of university Tolstoy readings, the work of the Department of Spiritual Heritage of L. N. Tolstoy, which will make it possible to become one of the leading centers for the study of the spiritual heritage of L. N. Tolstoy. Objectives: inter-communicative scientific, educational, cultural, educational and organizational interaction of the project actors involves the creation of the Institute of the Spiritual Heritage of L. N. Tolstoy and Russian Culture as an organizational structural platform within the framework of L. N. Tolstoy University, uniting scientists and staff of the University, IFRAN, Lomonosov Moscow State University, cultural and Philosophical Society of the Russian Federation, Voronezh State University; Kaluga University named after K. A. Tsialkovsky, Belgorod Research University, Belgorod Institute of Culture and Arts, Ivanovo University, Shuisky branch of Ivanovo University, etc. Cultural and educational interaction in the project involves cooperation with museums: Yasnaya Polyana, Tolstoy Museum Moscow, Tolstoy Museum in Chechnya and Dagestan; cooperation with the Central library named after V. I. Lenin of Tula; interaction and cooperation with the Rector's office and structural units of the University; organization and holding of international conferences dedicated to the 200th anniversary of the birth of Leo Tolstoy; preparation of the exhibition fund and organization of exhibitions dedicated to the work of Leo Tolstoy at the University; international cooperation (India, China). Educational

practices within the curricula of university faculties, additional education, advanced training of school teachers: creation and implementation of elective courses of L. N. Tolstoy's spiritual heritage: "Tolstoy and the culture of Islam", "Classical humanism of L. N. Tolstoy and modern transhumanism", online courses "L. N. Tolstoy Tolstoy and the Culture of Islam", online course "L. N. Tolstoy's Moral Philosophy", "L. N. Tolstoy and the Art of Morality", "L. N. Tolstoy and the Sages of the World", "L. N. Tolstoy's Pedagogy", etc.

Keywords: Tolstoy L. N., spiritual heritage, center, scientific research, educational practices, cultural and educational practices, intercultural cooperation.

DOI 10.22405/2304-4772-2024-1 -2-5-11

Стратегия исследований духовного наследия Л. Н. Толстого

определяется культурными вызовами современности: войны, крушение колониальных систем, упадок культуры и критика традиционных ценностей и др. Опыт толстоведения в российской постсоветской науке показал необходимость нового формата научных исследований, соотносящихся с вызовами современной культуры. На наш взгляд, перспектива развития толстоведения на современном этапе - определение научной парадигмы, методов и методологии в различных областях исследований творчества мыслителя. Именно поэтому толстоведение в настоящее время нуждается в комплексном анализе современных исследований творчества писателя, на основе которого будут спроецированы новые парадигмалъные научные модели и методы толстоведения XXI века в рамках различных направлений гуманитарной науки: истории, культурологии, литературоведении, лингвистике, музееведении педагогике, праве, социологии философии, этике. В современных реалиях культуры междисциплинарный подход обусловлен также развитием толстоведения как комплексной научной лакуны, следствием которого явилось бы значительное количество интересных публикаций, конгрессов, конференций и т.д.

Научные исследования духовного наследия Л. Н. Толстого, его места в мировой и русской культуре расширят возможности междисциплинарных исследований, дадут импульс к новым подходам в области межкультурных научных коммуникаций и рассмотрению творчества великого гуманиста в реалиях современной культуры, обозначат новые инновационные тенденции развития современного толстоведения в различных отраслях гуманитарной науки, определят ее исследовательскую стратегию.

Проект интегративной модели научных исследований духовного наследия Л. Н. Толстого: перспективы развития толстоведения в Университете Л. Н. Толстого.

В области философии, культурологии, этики в контексте современных реалий могут быть осуществлены следующие направления научных исследований:

1. И. Кант и Л. Н. Толстой: идея «вечного мира», Классический гуманизм Л. Н. Толстого и современные теории трансгуманизма, Л. Н. Толстой и И. Кант о смысле культуры, о перспективах массовой культуры, понятие времени в хронотопе толстовской метафизики и др.

2. Философский анализ модели этического рационализма и этического

откровения религиозно-нравственного учения мыслителя, философская онтология и философия предсмертия.

3. Понятие греха и вины в сравнительном анализе «Божественной комедии» Данте и героев художественного творчества Л. Н. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина», «Отец Сергий», «Воскресение», «Крейцерова соната», «Живой труп»).

4. В области исторических исследований можно предложить рассмотреть практически неисследованную область истории толстовского движения в Тульской губернии, как оригинального феномена светского протестантизма в России, опирающегося на пост толстовскую философию (П. Н. Николаев). Дать историческую аналитику благотворительности и филантропии в понимании Л. Н. Толстого на материале его статей о голоде в гуманистическом дискурсе (отчуждения от человеческого). Представить исторический анализ взглядов Л. Н. Толстого на колониальную систему отношений («Так что же нам делать», «Рабство нашего времени и др.). Показать смысл, исторические и метафизические истоки войн, героизме русского воинства. Раскрыть истоки «вечного мира» («Севастопольские рассказы», «Война и мир»). Анализ архивных данных даст представление о институализации идей Л. Н. Толстого: создание общественных организаций, (например, по борьбе с пьянством и др.), организация библиотек, общественные столовые, общественное движение по борьбе с голодом.

5. Анализ художественного творчества Л. Н. Толстого может быть сфокусирован, во-первых, на систематическом лексикографическом анализе исследования толстовского текста с привлечением культурологического материала. Во-вторых, исследование литературного наследия Л. Н. Толстого может быть представлено, например, сопоставлением феномена еды (роман Дж. Джойс «Улисс») и Л. Н. Толстого.

6. Экономические идеи Л. Н. Толстого: проект Генри Джорджа. Мораль как основа экономики и современные направлении экономической науки (А. Рих «Хозяйственная этика»); анализ опыта толстовских коммун.

7. Ясная Поляна как духовный этос художественного творчества Толстого Музей - усадьба «Ясная Поляна» в контексте мировой парковой культуры. Музеи Толстого в России и в мире, их духовно-нравственный, культурный и познавательный потенциал.

8. Педагогический формат исследований Л. Н. Толстого может быть сосредоточен на культурно-педагогическом анализе школьного учебника (на примере «Азбуки» Л. Н. Толстого), в исследовании личности педагога, его профессиональной и этической ответственности. Педагогика, созданная Л. Н. Толстым, может быть рассмотрена на основе трудов современных педагогов: академика А. Разумного, академика М. П. Лукацкого, академика А. А. Орлова, проф. Кудрявой Н. В., проф. В. Б. Ремизова. Современная интерпретация «Азбуки» Л. Н. Толстого (В. Б. Ремизов, С. И. Маслов), комплекса учебников для начальной и средней школы (В. Б. Ремизов), основанных на оригинальной идее интеграции гуманитарных и естественно-научных учебных материалов. Рассмотреть опыт яснополянской средней школы. На наш взгляд,

педагогические материалы современных ученых, а также образовательные практики толстовских школ могут быть использованы в научных программах Института детства, ИПИТ, с привлечением Института повышения квалификации ТО, с технической поддержкой Института передовых технологий.

9. Исследования образа жизни и личности Л. Н. Толстого, его занятия физкультурой, увлечение пешими прогулками и дальними походами, основывались на понимании приоритета телесных ценностей: телесные ценности проектируют его отношение к образу и стилю жизни, к питанию, медицине, к физическим упражнениям. Данный ареал научных исследований можно спроецировать на коллектив факультета физической культуры и спорта, с включением элективных курсов.

10. Флора и фауна Яснополянского заповедника. Исследование и флоры и фауны, посадка растений, исследование ландшафта, как «места духовной силы» волонтерами. Животный мир Я. П. Труд на земле как нравственная ценность.

11. Л. Н. Толстой как личность. Современники о личности Л. Н. Толстого. Дворянская усадьба как культурный этос: Толстой и «Ясная Поляна». Биографическая трилогия Л. Н. Толстого («Детство», «Отрочество», «Юность») в контексте культурного этоса. Семейный этос Толстого.

12. «Точка кипения»: Толстой и массовая культура. История создания «Народных рассказов». Зло как «непонятое добро»: Л. Н. Толстой «Фальшивый купон». Метафизика и этика без-умия культуры в понимании Л. Н. Толстого. (Ст-я «О безумии»).

13. Международное сотрудничество с КНР и Индией.

Научный задел кафедры философии и культурологии Университета Л. Н. Толстого.

Количество исследований превышает 200. Исследование религиозной этики Толстого получило свое выражение в научных проектах Российского гуманитарно-научного фонда: «Этика толстовства» (2001-2003), в издательском гранте РГНФ (№05-03-16103д, гриф института философии РАН) и в монографии «Христианская этика Л. Н. Толстого» М.: «Наука», 2006. Научные исследования творчества Л. Н. Толстого связаны с опытом философского и этического синтеза Толстого, как основы инновационной философии образования в России (проект РГНФ 03-03-00049а). Результат исследования -монография «Этическое образование в России» (история и современность). Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2004 (лауреат фонда РГНФ 2005 г.). Систематическое обоснование их внедрения в образовательный процесс в период с начала 80-х годов XX века по настоящее время в педагогической и научной деятельности в Тульском регионе и в университетах Российской Федерации (ФГБОУ «Дагестанский университет, Институт свободных искусств ФГБОУ «Санкт-Петербургский университет») [См.: 1]. В рамках этой программы (МОН РФ «Культура ислама») «были разработаны электронные учебные пособия: «Этика и аксиология ислама», «Л. Н. Толстой и искусства морали», «Л. Н. Толстой и культура ислама»» [1], методические материалы к

курсам: Философия ненасилия Л. Н. Толстого: учебно-методическое пособие к спецкурсу. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1993 (гриф Министерства образования РФ (1993)); Права человека в системе духовных ценностей школы Л. Н. Толстого // Материалы Международной конференции, Москва, 1993, МГУ им. М. В. Ломоносова. Тула, 1994; учебное пособие для студентов педвузов: Моральная философия Л. Н. Толстого. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2005 (гриф МОН РФ), методическое обеспечение и программа «Толстой и мудрецы мира», «Л. Н. Толстой и искусства морали», «Л. Н. Толстой и культура ислама». Опыт «фундаментальных исследований нравственной философии и педагогической этики Л. Н. Толстого в системе образовательных практик Тульского региона» [1] (премия К. Ушинского) Тула, 2018. Мелешко Е. Д. Этический гуманизм Л. Н. Толстого и современный трансгуманизм. СПб, 2020; Этика Л. Н. Толстого и культура трансгуманизма // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2022. № 2 (42).

Назаров В. Н., Е. Д. Мелешко Л. Н. Толстой: сошествие в ад (этическая символика ада в творчестве Толстого) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2015. Т. 33. № 14 (211). С. 92-98. Назаров В. Н., Мелешко Е. Д. Опыт семейного зла в творчестве Л. Н. Толстого // Материалы XXXIV Международных Толстовских чтений: «Наследие Л. Н. Толстого в гуманитарных парадигмах современной науки, 8-10 сентября 2014 г. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2014. Мелешко Е. Д., Назаров В. Н. Образы зла в художественном творчестве Л. Н. Толстого // Материалы XXXV Международных Толстовских чтений «Духовное наследие Л. Н. Толстого в современных культурных дискурсах», 8 - 10 сентября 2016 г. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого), 2016. Назаров В. Н. «Народное православие» в религиозных исканиях Л. Н. Толстого // Материалы XXXVI Международных Толстовских чтений «Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки», посвященные 190-летию со дня рождения Л. Н. Толстого, 8-11 сентября 2018 г. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2018.

Рождественская И. В. Философия культуры Л. Н. Толстого : диссертация кандидата философских наук : 09.00.13 / Рождественская Ирина Владимировна. Тула, 2009. 127 с. Шарановская Ю. В. Идеал целомудрия в нравственно-религиозном учении Л. Н. Толстого : диссертация кандидата философских наук : 09.00.05 / Шарановская Юлия Викторовна. Тула, 2011. 179 с. [2].

Литература

1. Мелешко Е. Д. Фундаментальные исследования нравственной философии и педагогической этики Л. Н. Толстого в системе образовательных практик Тульского региона // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2018. № 3 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fundamentalnye-issledovaniya-nravstvennoy-filosofii-i-pedagogicheskoy-etiki-l-n-tolstogo-v-sisteme-obrazovatelnyh-praktik-tulskogo (дата обращения: 11.05.2024).

2. Мелешко Е. Д., Назарова Ю. В. Этические проекты в сфере педагогического образования: опыт этического центра Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого // Этическая мысль. 2023. Т. 2. № 2. С. 156-176

Reference

1. Meleshko E. D. Fundamental'nye issledovaniya nravstvennoj filosofii i pedagogicheskoj etiki L. N. Tolstogo v sisteme obrazovatel'nyh praktik Tul'skogo regiona, [Fundamental research into the moral philosophy and pedagogical ethics of L. N. Tolstoy in the system of educational practices in the Tula region], Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo, 2018, № 3 (27), URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fundamentalnye-issledovaniya-nravstvennoy-filosofii-i-pedagogicheskoy-etiki-l-n-tolstogo-v-sisteme-obrazovatelnyh-praktik-tulskogo (data obrashcheniya: 11.05.2024) [In Russian]

2. Meleshko E. D., Nazarova YU. V. Eticheskie proekty v sfere pedagogicheskogo obrazovaniya: opyt eticheskogo centra Tul'skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. L. N. Tolstogo [Ethical projects in the field of teacher education: the experience of the ethical center of the Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University], Eticheskaya mysl, 2023, T. 2, № 2, S. 156-176 [In Russian]

Статья поступила в редакцию 01.06.2024 Статья допущена к публикации 24.06.2024

The article was received by the editorial staff01.06.2024 The article is approvedfor publication 24.06.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.