Научная статья на тему 'Проект информационно-аналитической системы управления водными ресурсами Ростовской области'

Проект информационно-аналитической системы управления водными ресурсами Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
262
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ / INFORMATION-ANALYTICAL SYSTEM / SUSTAINABLE MANAGEMENT / WATER RESOURCES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Пучкин Максим Валентинович, Угольницкий Геннадий Анатольевич, Усов Анатолий Борисович

Решение чрезвычайно актуальных для Ростовской области проблем водоснабжения с учетом качества воды требует совершенствования управления водопользованием. Ключевым инструментом здесь служит информационно-аналитическая система управления количеством и качеством водных ресурсов Ростовской области. Отличительной особенностью предлагаемой ИАС ВР РО выступает реализация концепции управления устойчивым развитием применительно к водным ресурсам. С этой целью проведены конкретизация механизмов управления применительно к водопользованию и разработка оригинальных моделей управления устойчивым развитием водохозяйственного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Пучкин Максим Валентинович, Угольницкий Геннадий Анатольевич, Усов Анатолий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT OF THE INFORMATION-ANALYTICAL MANAGEMENT SYSTEM OF QUALITY AND QUANTITY OF WATER RESOURCES IN THE ROSTOV REGION

Solution of the problems of water supply considering water quality which are very actual for the Rostov region requires improving of the management of water resource use. The key tool in this problem is an information-analytical management system of quality and quantity of water resources in the Rostov region. The specific feature of the proposed IAMS consists in the implementation of the concept of sustainable management. To this end, control mechanisms of water resource use are specified, and original models of sustainable management of the water resource system are developed.

Текст научной работы на тему «Проект информационно-аналитической системы управления водными ресурсами Ростовской области»

УДК 504.06 + 517.977 +519.83 DOI: 10.17213/0321-2653-2016-2-28-35

ПРОЕКТ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

PROJECT OF THE INFORMATION-ANALYTICAL MANAGEMENT SYSTEM OF QUALITY AND QUANTITY OF WATER RESOURCES IN THE ROSTOV REGION

© 2016 г. М.В. Пучкин, Г.А. Угольницкий, А.Б. Усов

Пучкин Максим Валентинович - ст. преподаватель, кафед- Puchkin Maxim Valtntinovich - Senior Lector, department

ра «Прикладная математика и программирование», Инсти- «Applied Mathematics and Computer Science», Institute of

тут математики, механики и компьютерных наук, Южный Mathematics, Mechanics and Computer Sciences, Southern

федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия. Federal University, Rostov-on-Don, Russia. E-mail:

E-mail: mpuchkin@mail.ru mpuchkin@mail.ru

Угольницкий Геннадий Анатольевич - д-р физ.-мат. наук, Ougolnitsky Guennady Anatolevich - Doctor of Technical

профессор, зав. кафедрой «Прикладная математика и про- Sciences, Professor, head of department «Applied Mathematics

граммирование», Институт математики, механики и ком- and Computer Science», Institute of Mathematics, Mechanics

пьютерных наук, Южный федеральный университет, г. and Computer Sciences, Southern Federal University, Rostov-

Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: ougoln@mail.ru on-Don, Russia. E-mail: ougoln@mail.ru

Усов Анатолий Борисович - профессор, кафедра «Приклад- Usov Anatoly Borisovich - Professor, department «Applied

ная математика и программирование», Институт математики, Mathematics and Computer Science», Institute of Mathematics,

механики и компьютерных наук, Южный федеральный уни- Mechanics and Computer Sciences, Southern Federal Univer-

верситет, г. Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: usov@mail.ru sity, Rostov-on-Don, Russia. E-mail: usov@mail.ru

Решение чрезвычайно актуальных для Ростовской области проблем водоснабжения с учетом качества воды требует совершенствования управления водопользованием. Ключевым инструментом здесь служит информационно-аналитическая система управления количеством и качеством водных ресурсов Ростовской области. Отличительной особенностью предлагаемой ИАС ВР РО выступает реализация концепции управления устойчивым развитием применительно к водным ресурсам. С этой целью проведены конкретизация механизмов управления применительно к водопользованию и разработка оригинальных моделей управления устойчивым развитием водохозяйственного комплекса.

Ключевые слова: водные ресурсы; информационно-аналитическая система; управление устойчивым развитием.

Solution of the problems of water supply considering water quality which are very actual for the Rostov region requires improving of the management of water resource use. The key tool in this problem is an information-analytical management system of quality and quantity of water resources in the Rostov region. The specific feature of the proposed IAMS consists in the implementation of the concept of sustainable management. To this end, control mechanisms of water resource use are specified, and original models of sustainable management of the water resource system are developed.

Keywords: information-analytical system; sustainable management; water resources.

Введение ганизаций Ростовской области и Юга России.

Проблемы водоснабжения, в том числе ка- Можно перечжлигь следующие о&ьективные и

чества воды, чрезвычайно актуальны для Ростов- субьективные причины этих пробам °с°бенн°

ской области и находятся в центре внимания острых в шахтерских и юго-восточных районах

Института водных проблем РАН, Южного феде- области [1]:

рального университета, Южного научного цен- 1) ежегодное уменьшение количества вы-

тра РАН и ряда других научных и проектных ор- падающих осадков;

2) горение торфяников вверх по Дону;

3) основной водозабор в области осуществляется из поверхностных источников, поэтому высока протяженность коммунальных сетей, которые существенно изношены и испытывают постоянные протечки;

4) не проведена консервация шахт, из-за чего вода не собирается сверху, а просачивается вниз и уходит далеко в стороны;

5) идет активная застройка территорий вдоль Дона, что увеличивает водозабор, в т.ч. незаконный;

6) низкий уровень оборотных запасов воды на предприятиях.

Нежелательными последствиями становятся нехватка качественной пресной воды для бытового водопотребления, обмеление Дона и снижение судоходства, проблемы с работой Новочеркасской ГРЭС и других промышленных предприятий.

Ростовская область находится в первой пятерке субъектов РФ по использованию свежей воды (в 2013 г. - 2247 млн м ). Ежегодный забор воды в бассейне реки Дон составил в 2012 -2015 гг. около 5 млрд м , а в бассейне Азовского моря в целом - более 15 млрд м . При этом потери воды при транспортировке в бассейне р. Дон в 2013 г. составили 25,0 %, а в 2014 г. -25,2 % по отношению к объему используемой свежей воды. Ежегодные объемы сброса загрязненных сточных вод остаются высокими и составляют 1,30 - 1,35 %.

Современное состояние водных ресурсов Ростовской области и их использование детально охарактеризованы, например, в работах [2, 3]. На территории Ростовской области экологический мониторинг состояния водных объектов осуществляется в соответствии с «Программами по проведению государственного мониторинга качества водных объектов» следующими службами: ФГУ «Донводинформцентр»; ФГУ «Управление водными ресурсами Цимлянского водохранилища»; ФГБУ «Ростовский ЦГМС-Р»; Ростовский областной Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Координацию действий осуществляет Донское бассейновое водное управление. Мониторинг осуществляется ежегодно в 38 пунктах, 52 створах государственной сети наблюдений, которые расположены на 17 реках и двух водохранилищах области. Наблюдения проводятся по 37 показателям.

Биологические подходы к оценке эколого-токсикологического состояния водных экосистем

охарактеризованы в статье [4] и развиты применительно к поверхностным водам бассейна р. Дон в работе [5], при этом обсуждаются прикладные аспекты применения методик биотестирования, установленных нормативно-методическими документами. В работе [6] анализируется загрязнение подземных вод в углепромышленных районах Восточного Донбасса. Уровень солевого загрязнения Пролетарского и Веселов-ского водохранилищ изучается в статье [7].

Моделированию водных потоков посвящена монография [8]. Оценка загрязнения воды на основе метода Лагранжа предложена в работе [9].

Итак, проблемы водоснабжения имеют комплексный характер и требуют прежде всего решения задач управления и их информационной поддержки. В этой связи необходимы разработка и внедрение информационно-аналитической системы управления водными ресурсами Ростовской области (ИАС ВР РО).

Концепция имитационной, или информационно-аналитической системы (ИАС) была выдвинута сотрудниками Вычислительного центра АН СССР под руководством академика Н.Н. Моисеева [10, 11]. Основная идея ИАС состоит в объединении в программном комплексе моделей и данных и организации диалога с пользователем. Современное состояние таких систем в области природопользования отражено в монографии [12]. В книге [13] представлена ИАС поддержки управления водными ресурсами (на примере Ленинградской области). Технологии интегрированного моделирования пространственной динамики региональных систем обсуждаются в статье [14]. В работе [15] описан дискретный подход к моделированию сложных пространственно-временных систем, предложенный группой британских географов.

Авторский подход к построению ИАС управления эколого-экономическими объектами изложен в работах [16 - 19]. Ключевая особенность авторского замысла заключается в решении посредством ИАС задач управления устойчивым развитием с использованием теории управления организационными системами [20] и реализации в составе ИАС ВР РО ряда механизмов управления [21]. Кроме того, ИАС ВР РО обеспечивает ввод, хранение, обработку и использование данных мониторинга водных ресурсов [22].

Оставшаяся часть статьи организована следующим образом. В разделе 1 представлены структура, функции и основные требования к

ИАС ВР РО. В разделе 2 дана характеристика подсистем ИАС. При этом в соответствии с замыслом основное внимание уделено прогнозно-аналитической подсистеме, а в ее составе - реализации механизмов управления применительно к водохозяйственному комплексу. В Заключении подводятся итоги работы.

1. Структура и функции информационно-аналитической системы

Структурная схема ИАС показана на рисунке. Характеристика блоков приведена в разделе 2.

Цель создания ИАС ВР РО состоит в повышении оперативности, эффективности и качества деятельности органов государственного управления РО за счет использования современных информационных технологий и математических моделей, формирования на их основе комплексной аналитической информации, необходимой для выработки, принятия и реализации стратегических и оперативных решений по управлению водными ресурсами региона.

Цель создания ИАС реализуется путем решения следующих задач:

- создание единого информационного пространства показателей состояния водных ресурсов РО на основе централизованного хранилища данных, обеспечивающего накопление и хранение исторических данных, интеграция существующих локальных баз данных;

- создание корпоративного информационного ресурса для обеспечения комплексного анализа состояния водных ресурсов области;

- повышение оперативности и качества управленческих решений на основе использования аналитических и прогнозных инструментальных средств;

- проведение мониторинга, анализа и прогнозирования состояния водных ресурсов, оптимизации их использования с учетом интересов исполнителей;

- обеспечение защиты, конфиденциальности и целостности коллективных информационных ресурсов ИАС;

- визуализация данных с использованием ГИС -технологий.

Разработка системы производится с использованием только лицензионного или открытого программного обеспечения со следующими техническими характеристиками:

1. Операционная система клиентских станций: Windows 7, Windows 8.1, Windows 10. В качестве клиентского программного обеспечения должен выступать бесплатный браузер Google Chrome версии 45 и выше.

2. Операционная система сервера базы данных: Windows Server 2008 R2, Windows Server 2012, Windows Server 2012 R2, или другой в зависимости от СУБД и ее версии.

3. Сервер Интернет-приложений: серверные механизмы Интернет-приложения (WEB) должны быть интегрированы со стандартными механизмами ОС Windows 2008 R2 и WEB-сервера Internet Information Server.

4. Система управления базами данных: система управления базами данных MS-SQL, ORACLE версии 12.

Прогнозно-аналитическая подсистема

Централизованное хранилище данных

т

Подсистема информационного обмена

Структурная схема ИАС ВР РО 30

2. Характеристики подсистем

ИАС ВР РО включает следующие подсистемы: централизованное хранилище данных, подсистему информационного обмена, подсистему представления данных, подсистему администрирования, прогнозно-аналитическую подсистему.

2.1. Централизованное хранилище данных

Основу функционирования единого информационного пространства показателей состояния водных ресурсов области образует поддержка централизованного хранилища данных (ЦХД). Часть информационных ресурсов общего пользования, наиболее важная для обоснования управленческих решений, должна формироваться в рамках ЦХД, остальные информационные ресурсы общего пользования системы формируются за счет локальных баз данных других органов государственного управления (ведомственных и районных). Структура и состав информационно-аналитических ресурсов общего пользования, а также технология их формирования разрабатываются в ходе предпроектного обследования объекта автоматизации.

ЦХД предназначено для накопления и хранения исторических данных о состоянии водных ресурсов области и ее муниципальных образований, а также по крупным предприятиям региона. Эти данные имеют динамическую природу и подвергаются интенсивной обработке большим количеством пользователей функциональных приложений, ориентированных на поддержку управленческих решений.

Компоненты ЦХД, решаемые задачи и выполняемые функции определяются стандартной концепцией хранилищ данных [23] с учетом специфики предметной области.

2.2. Технические подсистемы

К этой группе относятся подсистемы информационного обмена, представления данных и администрирования.

Подсистема информационного обмена обеспечивает выполнение следующих функций:

1. Обмен нормативно-справочной информацией при поддержке согласованных при пред-проектном обследовании doc, dbf, xls-форматов.

2. Поддержка шлюзов к реляционным SQL-совместимым СУБД (Oracle, Informix, MS SQL Server и др.).

3. Обеспечение обмена данными в трех режимах: ручной ввод данных; автоматизированный по времени импорт-экспорт данных; автоматизированный по требованию пользователя импорт-экспорт данных.

4. Организация оперативного склада данных для их предварительного анализа и проверки корректности.

5. Интеграция в информационное пространство РФ, поддержка форматов обмена с внешними Интернет-ресурсами.

В ИАС должны быть разработаны средства просмотра и анализа информации из хранилища данных. Подсистема представления данных ориентируется на поддержку принятия решения руководством области.

Должны поддерживаться различные способы визуализации данных: табличное представление, деловая графика, картография, мультимедийное отображение, web-отображение и т.д.

Подсистема представления данных выполняет следующие функции: вывод отчетных документов на печать; поиск и просмотр готовых регламентных отчетов в пользовательских приложениях и сети Интернет; получение отчетов в формате электронной таблицы для последующей обработки; формирование отчетов с использованием параметризованных запросов через Интернет; формирование, просмотр и печать сложных отчетов по образцу в специальном интерактивном генераторе отчетов; импорт полученных выходных отчетных форм в офисные приложения Word, Excel, html-формат; проведение многомерного анализа данных хранилища и витрин с использованием предварительно подготовленных метаданных с помощью OLAP-средств; использование возможностей OLAP-средств для анализа данных различных источников при отсутствии подготовленных метаданных; проведение многомерного анализа с использованием средств Excel и стандартных браузеров.

Подсистема администрирования выполняет функции администрирования данных и хранилища данных, классификатора и справочников, приложений, организации доступа к объектам и функциям.

Программные средства должны предусматривать механизмы защиты объектов и данных от несанкционированного доступа, ограничивать возможности работы в зависимости от статуса пользователя. Права доступа каждого пользователя определяются степенью его участия в рабочем процессе и назначаются администратором ИАС.

2.3. Прогнозно-аналитическая подсистема

Прогнозно-аналитическая подсистема занимает центральное место в ИАС в соответствии с ее замыслом и поддерживает функции оценки, прогнозирования и управления количеством и качеством водных ресурсов области. Подсистема прогнозно-аналитических расчетов должна состоять из следующих функциональных блоков: мониторинга, анализа, прогнозирования, оптимизации.

Блок мониторинга должен обеспечивать контроль текущей ситуации с водными ресурсами региона и его муниципальных образований и решение следующих задач: отслеживание тенденций состояния водных ресурсов области и ее муниципальных образований (дневная, недельная, месячная, квартальная, годовая динамика); экспресс-представление оперативных данных (табличное, графическое, картографическое отображение); мониторинг экономических показателей водопользования; мониторинг выполнения планов и прогнозов по водопользованию и охране водных ресурсов; ведение реестра водохозяйственной деятельности крупных предприятий; ведение целевых программ, инвестиционных проектов и бизнес-планов по водопользованию и охране водных ресурсов различного уровня.

Блок анализа предназначен для исследовательской обработки данных по ситуации с водными ресурсами региона и решения следующих задач: всесторонний (динамический, структурный, кластерный, факторный) анализ ситуации с водными ресурсами области и ее отдельных муниципальных образований; экспресс-анализ данных; анализ и ранжирование муниципальных образований области по состоянию водных ресурсов; оценка чувствительности водохозяйственных проблем к изменению внутренних и внешних факторов; оценка инвестиционной привлекательности области и ее муниципальных образований с точки зрения реализации водохозяйственных проектов.

Блок прогнозирования предназначен для автоматизации многовариантных расчетов краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов состояния водных ресурсов региона и его муниципальных образований на сценарной основе, а также регулярного мониторинга выполнения прогнозных показателей. Для решения подобных задач в ИАС предусматривается математический инструментарий, обеспечивающий проведение статистических, целевых и имитационных расчетов. Подход к региональному про-

гнозированию основывается на разработке комплекса имитационных моделей динамики количества и качества водных ресурсов.

Блок прогнозирования должен охватывать следующие функциональные направления: объемы стока; штатные и экстренные ситуации с водными ресурсами; поверхностные и подземные воды; загрязнение водной среды; качество водных ресурсов.

Схема прогнозирования с использованием интерполяции и экстраполяции по времени и пространству и применением нелинейных моделей динамики концентрации различных веществ в частных производных приведена в работе [18, с. 74 - 77] и развита в монографии [19].

Блок оптимизации в соответствии с авторским замыслом занимает центральное место в прогнозно-аналитической подсистеме. Он реализует механизмы управления (планирования, организации, стимулирования, контроля) [20, 21] водопользованием и модели управления устойчивым развитием [19] водохозяйственного комплекса региона. Приведем несколько примеров.

Механизм последовательного распределения водных ресурсов основан на заявках агентов о требуемом количестве воды, при этом центру неизвестно оптимальное для каждого агента количество ресурса. В общем случае используются механизмы распределения, определяемые правилом:

xt (5) =

5, I Sj < R,

j=1

{si, УЛi (Sj)}, иначе,

mini

ieN

где п - число агентов; _ их заявки;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- выделяемые количества ресурсов; R -

распределяемое количество ресурса; {лг- ^)}

функции приоритета агентов; у - нормирующий параметр, который выбирается из условия выполнения бюджетного ограничения

п

X т1п К, УЛ/)}=R.

1=1

В зависимости от вида функции приоритета указанные механизмы подразделяются на прямые (возрастающая функция приоритета), абсолютные (постоянная функция приоритета) и обратные (убывающая функция приоритета). Механизмы абсолютных приоритетов при условии благожелательности можно считать немани-пулируемыми; их недостаток состоит в том, что

назначаемые планы не зависят от заявок агентов, т. е. центр не использует получаемую от них информацию.

Механизмы прямых приоритетов называют также механизмами пропорционального распределения, поскольку они определяются формулой

si

R.

I Sj

Механизм прямых приоритетов манипули-руемый, поскольку из вида формулы ясно, что агентам выгодно завышать заявки. Чтобы избежать манипулируемости, применяют прямые механизмы последовательного распределения ресурса.

Предположим, что агенты подали свои заявки. Упорядочим их по возрастанию: s1 <s2 <...<sn. Далее положим х7 := 0,7 еN , и применим следующий алгоритм последовательного распределения:

Шаг 1. Если т1 < R, то

х7 := х7 + s1, si := si - s1, 7 е N; R := R - т1,

и перейти к шагу 2, иначе х7 := R / п, 7 е N, и закончить выполнение алгоритма.

Шаг 2. Исключить первого агента из рассмотрения, перенумеровать агентов по порядку и вернуться к шагу 1.

Легко показать, что в прямом механизме последовательного распределения агентам выгодно сообщать достоверную информацию, т. е. он защищен от манипулирования.

Механизмы обратных приоритетов можно реализовать с помощью функции приоритета ц7 = А7 / si, 7 е N. Величина А7 определяет потери системы в случае, если 7-й агент вовсе не получает ресурса. Тогда отношение А7 / sj характеризует удельный эффект от использования ресурса, поэтому механизмы обратных приоритетов называют также механизмами распределения ресурса пропорционально эффективности. Легко проверить непосредственно, что процедура приводит к равновесию Нэша. Можно также показать, что вычисленные стратегии гарантирующие, т. е. максимизируют выигрыши агентов при наихудших для них действиях остальных игроков [20].

Разновидностью описанной процедуры можно считать механизм смешанного финансирования [21], направленный на объединение средств центра (государства) и агентов (предприятий) для выполнения больших проектов (например, строительства водоводов или водо-

очистных сооружений), причем величина привлеченного бюджетного финансирования может быть гибко настраиваемой. Агенты подают в центр заявки на величину финансирования, необходимого для выполнения проекта, а центр распределяет финансовый ресурс пропорционально заявкам с учетом приоритетов агентов. Недостающее финансирование агенты покрывают собственными средствами.

Рассмотрим теперь модель согласования общественных и частных интересов [19] при проведении водоочистных мероприятий. Предполагается, что структура интересов каждого агента (предприятия) включает как частную составляющую (развитие производства), так и общественную составляющую (водоочистные мероприятия). Агенты могут делить персональные ресурсы между этими направлениями. Цель моделирования состоит в исследовании поведения агентов при различных соотношениях указанных составляющих и обосновании механизмов организационного управления, стимулирующих реализацию общественных интересов (повышение качества воды). Обозначим: N = {1,2,..., n}- множество агентов; r7 - финансовые ресурсы 7-го агента; u7 - доля ресурса 7-го агента, используемая на очистку воды; r7 -u7 - доля ресурса 7-го агента, идущая на развитие производства; p7 -функция дохода 7-го агента от развития производства; s7 - доля экологического ущерба 7-го агента от загрязнения воды (возможный параметр экономического управления центра); q7 -возможное административное ограничение величины u7 снизу; g7 - функция вклада 7-го агента в снижение загрязнения водной среды; J7 - общий дисконтированный доход 7-го агента на периоде [0,7]; J0 - дисконтированная сумма экологического ущерба и затрат центра D(q) на административный контроль на периоде [0,7]; X - количество загрязняющих веществ в водной среде; h - функция выбросов загрязняющих веществ; р - коэффициент дисконтирования. Модель имеет вид:

Jo (•) = Í>"pí [x(t) + D(q(t))] ^ min ,

t=1

0 < q7 (t) < r , s, (t) > 0; ts, (t) = 1;

7=1

7

J (•) = Ze"pt [p7 (r - u (t)) - St (t)x(t)] ^ max,

t=1

qi (t)<ut (t) <r; j = 1,2,...,n , x(0) = x0; i = 1,...,n; t = 0,1,...,Г-1,

n n

x(t+1) = x(t)+h(Ipt (r -u (t))-Igt(u(t)).

i=1 i=1

С математической точки зрения данная модель представляет собой разностную игру, аналитическое решение которой может быть получено, как правило, лишь в некоторых частных случаях. В общем случае для получения решения применяются численные методы и имитационное моделирование с использованием возможностей ИАС ВР РО.

Заключение

Решение чрезвычайно актуальных для Ростовской области проблем водоснабжения с учетом качества воды требует совершенствования управления водопользованием. Ключевым инструментом здесь служит информационно-аналитическая система управления количеством и качеством водных ресурсов Ростовской области. Отличительной особенностью предлагаемой ИАС ВР РО выступает реализация концепции управления устойчивым развитием [19] применительно к водным ресурсам. С этой целью проведены конкретизация механизмов управления [20, 21] применительно к водопользованию и разработка оригинальных моделей управления устойчивым развитием водохозяйственного комплекса.

ИАС ВР РО интегрирует информацию о состоянии и динамике водных ресурсов области из различных источников и тем самым создает благоприятные возможности для анализа и принятия качественных, научно обоснованных управленческих решений. Однако успешная реализация этих решений возможна лишь при учете интересов всех субъектов водопользования.

Работа выполнена при финансовой поддержке Южного федерального университета, проект 213.01-07-2014/07ПЧВГ.

Литература

1. Ключко А. Чтобы решить проблему водоснабжения Ростовской области, необходимо 150 млрд рублей // URL: http://www.donnews.ru/Chtoby-reshit-problemu-vodosnabzhenlya-Rostovskoy-oblastl-neobhodimo-150-mlrd-rubley_1509 (Дата обращения: 11.01.2016).

2. Айдаркина Е.Е. Мониторинг состояния водных ресурсов Ростовской области // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 5. С. 53 - 62.

3. Меринова Ю.Ю., Хованский А.Д. О состоянии и использовании водных ресурсов в Ростовской агломерации // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Естеств. науки. 2014. № 3.

C. 96 - 101.

4. Бакаева Е.Н., Никаноров А.М. Биологические подходы к оценке экотоксикологического состояния водных экосистем // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Естеств. науки. 2015. № 1. С. 72 - 83.

5. Бакаева Е.Н., Никаноров А.М., Игнатова Н.А. Динамика токсичности поверхностных вод бассейна реки Дон в пределах мегаполиса по многолетним данным биотестирования // Водные ресурсы. 2015. Т. 42, № 1. С. 70 - 77.

6. Закруткин В.Е., Скляренко Г.Ю., Гибков Е.В. Особенности химического состава и степень загрязненности подземных вод углепромышленных районов Восточного Донбасса // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Естеств. науки. 2014. № 4. С. 73 - 75.

7. Коханистая Е.В., Хоружая Т.А. Современный уровень солевого загрязнения Пролетарского и Веселовского водохранилищ // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Естеств. науки. 2015. № 2. С. 88 - 92.

8. Коханенко В.Н., Волосухин Я.В., Ширяев В.В. Моделирование одномерных и двухмерных открытых водных потоков: монография / под общей ред. В.Н. Коханенко. Ростов н/Д., 2007. 168 с.

9. Arkhipov B.V., Solbakov V.V., Solov'ev M.B., Shapochkin

D.A. Evaluating Water Pollution Characteristics Based on Lagrangian Approach // Water Resources. 2015. Vol. 42. № 1. P. 63 - 69.

10. Моисеев Н.Н., Евтушенко Ю.Г., Краснощеков П.С., Павловский Ю.Н. Имитационные системы // Экономика и организация промышленного производства. 1973. № 6. С. 39 - 46.

11. Павловский Ю.Н. Имитационные модели и системы. М.: ФАЗИС, 2000. 134 c.

12. Krapivin V.F., Varotsos C.A., Soldatov V.Yu. New Ecoin-formatics Tools in Environmental Science: Applications and Decision-making. Springer, 2015. 903 р.

13. Интегрированное управление водными ресурсами Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Опыт создания системы поддержки принятия решений / под ред. А.Ф. Алимова, Л.А. Руховца, М.М. Степанова. СПб.: Наука, 2001. 419 с.

14. White R., Engelen G. High-resolution integrated modeling of the spatial dynamics of urban and regional systems // Computers, Environment and Urban Systems, 2000 (24), Р. 383 - 400.

15. Bithell M., Brasington J., Richards K. Discrete-element, individual-based and agent-based models: Tools for interdisciplinary enquiry in geography? // Geoforum, 2008 (39), Р. 625 - 642.

16. Угольницкий Г.А., Усов А.Б. Информационно-аналитическая система управления эколого-экономическими объектами // Изв. РАН. Теория и системы управления. 2008. № 2. С. 168 - 176.

17. Угольницкий Г.А., Усов А.Б. Информационно-аналитические системы управления качеством водных ресурсов // Водные ресурсы. 2008. Т. 35, № 5. С. 625 - 631.

18. Мониторинг: от приложений к общей теории / под ред. Г.А. Угольницкого. Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2009. 176 с.

19. Угольницкий Г.А. Управление устойчивым развитием активных систем. Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2016. 940 с.

20. Новиков Д.А. Теория управления организационными системами. М.: Изд-во физико-математической литературы, 2007. 584 с.

21. Механизмы управления / под ред. Д.А. Новикова. М.: ЛЕНАНД, 2011. 192 с.

22. Никаноров А.М. Научные основы мониторинга качества вод. СПб.: Гидрометеоиздат, 2005. 576 с.

23. Inmon W.H. Building the Data Warehouse // J. Wiley and Sons, 2002. 543 p.

References

1. Klyuchko A. Chtoby reshit'problemu vodosnabzheniya Rostovskoi oblasti, neobkhodimo 150 mlrd rublei [To solve a problem of water supply of the Rostov region, 150 billion rubles are necessary]. Available at: http://www.donnews.ru/Chtoby-reshit-problemu-vodosnabzheniya-Rostovskoy-oblasti-neobhodimo-150-mlrd-rubley_1509 (accessed 11.01.2016).

2. Aidarkina E.E. Monitoring sostoyaniya vodnykh resursov Rostovskoi oblasti [Monitoring of a condition of water resources of the Rostov region]. Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2012, no. 5, pp. 53-62. [In Russ.]

3. Merinova Yu.Yu., Khovanskii A.D. O sostoyanii i ispol'zovanii vodnykh resursov v Rostovskoi aglomeratsii [About a state and use of water resources in the Rostov agglomeration]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Estestvennye nauki, 2014, no. 3, pp. 96-101. [In Russ.]

4. Bakaeva E.N., Nikanorov A.M. Biologicheskie podkhody k otsenke ekotoksikologicheskogo sostoyaniya vodnykh ekosistem [Biological approaches to an assessment of an ecotoxicological condition of water ecosystems]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Estestvennye nauki, 2015, no. 1, pp. 72-83. [In Russ.]

5. Bakaeva E.N., Nikanorov A.M., Ignatova N.A. Dinamika toksichnosti poverkhnostnykh vod basseina reki Don v predelakh megapolisa po mnogoletnim dannym biotestirovaniya [Dynamics of toxicity of a surface water of a river basin Don within the megalopolis according to long-term data of biotesting]. Vodnye resursy, 2015, vol. 42, no. 1, pp.70-77. [In Russ.]

6. Zakrutkin V.E., Sklyarenko G.Yu., Gibkov E.V. Osobennosti khimicheskogo sostava i stepen' zagryaznennosti podzemnykh vod uglepromyshlennykh raionov Vostochnogo Donbassa [Features of a chemical composition and degree of impurity of underground waters of coal-mining areas of East Donbass]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Estestvennye nauki, 2014, no. 4, pp. 73-75. [In Russ.]

7. Kokhanistaya E.V., Khoruzhaya T.A. Sovremennyi uroven' solevogo zagryazneniya Proletarskogo i Veselovskogo vodokhranil-ishch [Modern level of salt pollution of Proletarian and Veselovsky reservoirs]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Estestvennye nauki, 2015, no. 2, pp. 88-92. [In Russ.]

8. Kokhanenko V.N., Volosukhin Ya.V., Shiryaev V.V. Modelirovanie odnomernykh i dvukhmernykh otkrytykh vodnykh potokov [Modeling of one-dimensional and two-dimensional open water streams]. Rostov-on-Don, 2007, 168 p.

9. Arkhipov B.V., Solbakov V.V., Solov'ev M.B., Shapochkin D.A. Evaluating Water Pollution Characteristics Based on Lagran-gian Approach // Water Resources. 2015. V. 42. № 1. Pp. 63-69.

10. Moiseev N.N., Evtushenko Yu.G., Krasnoshchekov P.S., Pavlovskii Yu.N. Imitatsionnye sistemy [Imitating systems]. Eko-nomika i organizatsiyapromyshlennogoproizvodstva, 1973, no. 6, pp. 39-46. [In Russ.]

11. Pavlovskii Yu.N. Imitatsionnye modeli i sistemy [Imitating models and systems]. Moscow, FAZIS Publ., 2000, 134 p.

12. Krapivin V.F., Varotsos C.A., Soldatov V.Yu. New Ecoinformatics Tools in Environmental Science: Applications and Decisionmaking. Springer, 2015. 903 р.

13. Integrirovannoe upravlenie vodnymi resursami Sankt-Peterburga i Leningradskoi oblasti. Opyt sozdaniya sistemy podderzhki prinyatiya reshenii [The integrated water resources management of St. Petersburg and the Leningrad region. Experience of creation of system of support of decision-making]. Edit by Alimova A.F., Rukhovtsa L.A., Stepanova M.M. St. Petersburg, Nauka Publ., 2001, 419 p.

14. White R., Engelen G. High-resolution integrated modeling of the spatial dynamics of urban and regional systems // Computers, Environment and Urban Systems, 2000, № 24, Pp. 383-400.

15. Bithell M., Brasington J., Richards K. Discrete-element, individual-based and agent-based models: Tools for interdisciplinary enquiry in geography? // Geoforum, 2008, № 39, Pp. 625-642.

16. Ugol'nitskii G.A., Usov A.B. Informatsionno-analiticheskaya sistema upravleniya ekologo-ekonomicheskimi ob"ektami [Information and analytical control system of ekologo-economic objects]. Izvestiya RAN. Teoriya i sistemy upravleniya, 2008, no. 2, pp. 168-176. [In Russ.]

17. Ugol'nitskii G.A., Usov A.B. Informatsionno-analiticheskie sistemy upravleniya kachestvom vodnykh resursov [Information and analytical control systems of quality of water resources]. Vodnye resursy, 2008, vol. 35, no. 5, pp. 625-631. [In Russ.]

18. Monitoring: ot prilozhenii k obshchei teorii [Monitoring: from annexes to the general theory]. Edit by Ugol'nitskogo G.A. Rostov-on-Don, Izdatel'stvo YuFU, 2009, 176 p.

19. Ugol'nitskii G.A. Upravlenie ustoichivym razvitiem aktivnykh system [Management of a sustainable development of active systems]. Rostov-on-Don. Izdatel'stvo YuFU, 2016, 940 p.

20. Novikov D.A. Teoriya upravleniya organizatsionnymi sistemami [Theory of management of organizational systems]. Moscow, Izdatel'stvo fiziko-matematicheskoi literatury, 2007, 584 p.

21. Mekhanizmy upravleniya [Mechanisms of management]. Edit by Novikova D.A.. Moscow, LENAND, 2011, 192 p.

22. Nikanorov A.M. Nauchnye osnovy monitoringa kachestva vod [Scientific bases of monitoring of quality of waters]. St. Petersburg, Gidrometeoizdat, 2005, 576 p.

23. Inmon W.H. Building the Data Warehouse. J. Wiley and Sons, 2002. 543 p.

Поступила в редакцию 29 января 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.