Научная статья на тему 'Проект «Ин теллектуальные среды» в Волгограде'

Проект «Ин теллектуальные среды» в Волгограде Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
142
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект «Ин теллектуальные среды» в Волгограде»

кретные тематические блоки для публикации в журнале. Это проблемы примирения народов России и Польши, российско-грузинского и других гражданских диалогов как мостиков между народами во время политических конфликтов за последние 20 лет; примеры того, как при недейственности формальных политических механизмов люди находят в себе силы садиться за стол переговоров; возможность миротворчества без оружия: ООН и её методы давления; феномен «голубых касок»; «отказ от приказа» (не только у военных, но и в полиции и милиции); альтернативная история, а не только история войн; более или менее удачные и интересные миротворческие инициативы; комиссии правды и примирения; что означает нейтралитет конкретных государств и насколько однозначно хорошо не помочь тем, кто просит помощи?; невоинствующие государства, государства без армий; вопросы вмешательства - невмешательства, практик «поддержания мира», непризнанных государств (Самалилет в Африке, Ужупис в Литве), «разделённых наций» (Корея, Германия и др.); взгляды обывателя на мир («Где я живу? Как я чувствую себя в мире? Защищён ли я?»); образы, формируемые через кино- и видеофильмы о войне и конфликтах; известные миротворцы (Джордж Лейки, Нил Джарман и др.); пацифистский опыт Восточной Европы; понимание ситуации отношений России и Чечни; отношение к присоединению территорий военным путём; вопрос о военных психологах, которые, настраивая убивать, сейчас фактически являются идеологами войны; открытие университетских кафедр «Военного PR-а» и военных пропагандистов на исторических факультетах; результаты конфликтов между Россией и Эстонией, Россией и Украиной; формирование через СМИ ненависти и непонимания; формы участия сторонников правозащитного, антирасистского и антифашистского движений в позитивных изменениях («что делать? чем мы можем помочь, находясь далеко?» -группы в поддержку Тибета, «Международной амнистии», волонтёрство в Африке и пр.).

По результатам работы в группах на третий день конференции были презентованы проекты, направленные на развитие антифашистских издательских проектов, разработку образовательных программ против расизма, защиту иностранных студентов и работу по борьбе с фашизмом во Всемирной паутине. Всем желающим была дана возможность

представить свою организацию, поделиться опытом и предложить различные программы и проекты, в которых в дальнейшем остальные участники могли бы принять участие. Это и программы школьного обмена, и клубы интернациональной дружбы, фестивали и программы по защите мигрантов.

При довольно плотном рабочем графике участники конференции нашли возможность погулять по старинному Воронежу, посмотреть замечательный кукольный театр, погладить скульптурного Бима, сидящего на площади перед зданием театра, познакомиться с легендарным мультипликационным героем -Котенком с улицы Лизюкова.

Пожалуй, самым главным результатом этой конференции было продуктивное взаимодействие и объединение очень разных людей для совместной работы и общения по очень острым проблемам, что доказало возможность консолидации, нахождения общего языка и сотрудничества, несмотря на этнические, религиозные, языковые и другие культурные различия.

Д.Р. ЯВОРСКИЙ, А.И. МАКАРОВ (Волгоград)

ПРОЕКТ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СРЕДЫ» В ВОЛГОГРАДЕ

Вот уже четыре года в Волгограде на общественных началах действует академический проект «Интеллектуальные среды», выросший на базе «Открытого методологического семинара по гуманитарным наукам», который шесть лет базировался на площадке Волгоградской академии государственной службы, а четыре года назад переместился в Волгоградский государственный университет. После проведения ежегодного «круглого стола» методологического семинара (Волгоград, май 2006 г.) и Летней философской школы (Крым, август 2006 г.) стало понятно, что аудитория уже не вмещается в существующие формы семинара. Поэтому был открыт этот проект.

В Волгограде в последнее время заметно вырос интерес к серьезному научному общению. Сегодня инициаторы проекта канд. фи-лос. наук А.И. Макаров (ВолГУ), канд. филос.

© Яворский Д.Р., Макаров А.И., 2010

наук Д.Р. Яворский (ВАГС), канд. юрид. наук Ю.Ю. Ветютнев (ВАГС) ставят цель поддержать среду заинтересованного интеллектуального общения среди студентов и профессуры волгоградских вузов, организовать интенсивный обмен идеями в области наук о человеке, культуре и обществе.

С момента основания «Интеллектуальных сред» каждую неделю (по средам, а с 2009 г. и по четвергам) в период с октября по май проводятся открытые лекции, междисциплинарные семинары, коллоквиумы, коллегиумы. за четыре года около 20 ведущих ученых города, представляющих ВолГУ, ВАГС, ВолгГАСА, ВГМУ, гости из других городов и даже стран представили вниманию заинтересованной аудитории свои научные разработки, свое видение проблем современной науки, культуры, политики, искусства.

Ряд заседаний, посвященных проблемам искусства, был организован в сотрудничестве с Волгоградским областным музеем изобразительных искусств, Волгоградским муниципальным институтом искусств им. П.А. Серебрякова, Театром юного зрителя. Эта же тематика рассматривается на заседаниях ставшего традиционным для «Интеллектуальных сред» киноклуба, а с нынешнего года на заседаниях семинара «Философия и музыка» и литературной гостиной.

В рамках «Интеллектуальных сред» реализуется и образовательный проект Летней философской школы, которая ежегодно с 2006 г. проводится в Крыму. Программы Летних школ включают в себя участие в археологических раскопках памятников античности, академические мероприятия: лекции, семинары, коллоквиумы, а также посещение исторических мест Крымского полуострова. Две недели интенсивного интеллектуального общения, насыщенный досуг, яркие ландшафты оставляют неизгладимое впечатление в памяти участников школ.

Кроме ВолГУ местом проведения заседаний за последний год стали аудитории ВАГС, ВМИИ им. П.А. Серебрякова, Волгоградского областного музея изобразительных искусств. В соответствии с планами организаторов по расширению географии проекта волгоградскими участниками «Интеллектуальных сред» были прочитаны лекции на площадках в Санкт-Петербурге (Философское кафе на ул. Пушкинской, 10) и Астрахани (Астраханский государственный университет при поддержке местного отделения Российского философского общества); в 2008 г. совместно с

Институтом философских практик (Париж-Аржантей, Франция) в Волгограде был проведен российско-французский семинар «Практическая философия: инновационные образовательные технологии», совместно с Институтом археологии Украинской академии наук была проведена конференция «Вещь в культуре» в Крыму.

В рамках интеллектуальных сред были подготовлены три монографии. В 2007 г. вышла монография Д.Р. Яворского «Природа как символ единства», посвященная раскрытию социокультурного содержания понятия «природа»; основные идеи этой работы получили первую апробацию именно на заседаниях «Интеллектуальных сред». В 2009 г. вышла коллективная монография участников проекта «Среды: очерки по теории солидарности». Книга посвящена проблемам солидаризации общества в свете «средового» подхода. На страницах монографии рассматриваются вопросы управления реальностью и солида-ризирующей роли культуры, иммунитета среды, роли памяти в солидаризации, «природы» как символа социокультурного единства, права как «машины солидарности», тела как среды управления, поведения индивида в речевой среде. В 2010 г. вышла монография А.И. Макарова «Феномен надындивидуальной памяти (образы - концепты - рефлексия)», в которой исследуется феномен и процесс концептуализации надындивидуальной памяти в истории западноевропейской философии.

В качестве продолжения этих исследований в 2010 г. был представлен новый научный проект - «Ритмология культуры», опирающийся на уже имеющиеся теоретические разработки по теории солидарности и распространяющий их на темпоральное измерение солидарности. Предполагается исследовать, каким образом в культуре решается проблема синхронизации деятельности людей и социальных групп, как темпоральная размерность человека влияет на его возможности управлять реальностью и на возможности управления им самим.

Принципиальные положения ритмологии культуры были обсуждены на академических мероприятиях IV Летней философской школы, в серии лекций, посвященных этой тематике, на коллегиумах по культурной ритмоло-гии, а также на коллоквиумах, посвященных чтению текстов Платона, содержащих концепт «ритм». Осенью 2010 г. планируется провести «круглый стол», посвященный культурной ритмологии, и на основании материалов круг-

лого стола подготовить коллективную монографию по этой теме.

Организаторы проекта «Интеллектуальные среды» считают необходимым постоянное расширение интеллектуальной среды и приглашают к сотрудничеству всех заинтересованных в публичной академической деятельности и совместных научных разра-

ботках. Это открытый для всех проект. Более подробную информацию о деятельности проекта можно найти на сайте www.in-sred.volsu.ru, связаться с организаторами А. И. Макаровым (ВолГУ), Д. Р. Яворским (ВАГС), Ю. Ю. Ветютневым (ВАГС) можно в ВолГУ и ВАГС, а также на сайте: http:// vkontakte.ru/club2117838.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.