Научная статья на тему 'Проект «Играя - познаем мир». Повышение качества игровой деятельности дошкольника'

Проект «Играя - познаем мир». Повышение качества игровой деятельности дошкольника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2486
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ / ИГРА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волокитина Анна Юрьевна, Шишкина Вероника Юрьевна

Целью статьи является знакомство с исследованиями и практическим опытом работы психологов детского сада над проектом «Играя, познаем мир». В статье показана важность игры в жизни ребенка-дошкольника. Потребность в игре является не дополнительной, а жизненно важной для него, наряду с базисными потребностями в питании, здоровье, защите, обучении. В современном мире экспансия СМИ, мультфильмы про монстров, производство антиигрушек ведут к разрушению психики ребенка. Игрушка программирует поведение ребенка. Необходимо понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет. В статье мы говорим о том, что общество оказывает свое влияние на ребенка, определяя то, каким он должен быть и какими должны быть его занятия, в частности, игра. В современном обществе преобладают разделение детей на возрастные группы, а так же семьи с одним ребенком. Таким образом, традиционные способы передачи игровой культуры становятся не возможными. И общедоступным элементом игровой культуры становиться игрушка. Однако в самостоятельности деятельности ребенка она является только объектом специфических манипуляций. Эти действия он производит самостоятельно (если с ним никто не играет), но это не значит, что он играет. Отдельные манипуляция с предметом, не включённые в сюжет или правила игры, еще не являются игрой. Особое внимание следует уделить исследованию, которое провели педагоги детского сада на тему «Что же такое Антиигрушка?». Игрушка великое изобретение человечества, в ней не только аккумулирован опыт многих поколений людей, но и воплощены основные жизненные ценности того или иного народа, той или иной эпохи, передаваемые другим поколениям. Игрушка инструмент познания всего богатства человеческой культуры для ребенка, она же показатель тенденций развития самой культуры для взрослого. Поэтому очень важно для нас, родителей, педагогов, людей самых разных профессий знать эти тенденции, их ценностный духовный смысл, определяющий наше движение с детьми в направлении Доброты, Красоты и Истины или в противоположную сторону. В нашем детском саду реализуется проект «Играя, познаем мир». Цель данного проекта повышение качества игровой деятельности, а через неё, развитие интереса к познавательной деятельности; систематизация накопленного педагогического опыта; повышение компетентности педагогов ДОУ в организации игровой деятельности (знакомство с новыми сюжетно ролевыми и другими играми). Задачи проекта: создать позитивный микросоциум, где каждый участник (взрослый и ребенок) может развить свои способности в процессе совместной деятельности; творчески организовать общение и игру; способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с предметами, персонажами и игрушками; развивать педагогическую компетентность родителей. Большое внимание мы уделяем тренингам и мастер-классам с родителями посвященные этой же проблеме «Во что играют наши дети?». Кроме того, по группам проводится работа по насыщению игровой среды. Для педагогов проведены консультации по ознакомлению с методикой педагогического сопровождения развития сюжетных игр по возрастам. С уверенностью можно сказать, что практическая реализации темы данного проекта поможет в развитии партнерских взаимоотношений педагог ребенок родитель. Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинноследственными связями. Мы и дальше планируем ставить игру на важный уровень в жизни детского сада и формировать личность ребенка с помощью игрового пространства ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волокитина Анна Юрьевна, Шишкина Вероника Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект «Играя - познаем мир». Повышение качества игровой деятельности дошкольника»

Проект «Играя - познаем мир». Повышение качества игровой деятельности

дошкольника.

Волокитина Анна Юрьевна, Шишкина Вероника Юрьевна

ГБДОУ №95, г. Санкт-Петербург

Ключевые слова:

педагогический опыт, дошкольное образование,дошкольники, игра, игровая деятельность,

Целью статьи является знакомство с исследованиями и практическим опытом работы психологов детского сада над проектом «Играя, познаем мир». В статье показана важность игры в жизни ребенка-дошкольника. Потребность в игре является не дополнительной, а жизненно важной для него, наряду с базисными потребностями в питании, здоровье, защите, обучении. В современном мире экспансия СМИ, мультфильмы про монстров, производство антиигрушек ведут к разрушению психики ребенка. Игрушка программирует поведение ребенка. Необходимо понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет. В статье мы говорим о том, что общество оказывает свое влияние на ребенка, определяя то, каким он должен быть и какими должны быть его занятия, в частности, игра.

В современном обществе преобладают разделение детей на возрастные группы, а так же семьи с одним ребенком. Таким образом, традиционные способы передачи игровой культуры становятся не возможными. И общедоступным элементом игровой культуры становиться игрушка. Однако в самостоятельности деятельности ребенка она является только объектом специфических манипуляций. Эти действия он производит самостоятельно (если с ним никто не играет), но это не значит, что он играет. Отдельные манипуляция с предметом, не включённые в сюжет или правила игры, еще не являются игрой. Особое внимание следует уделить исследованию, которое провели педагоги детского сада на тему «Что же такое Антиигрушка?».

Игрушка - великое изобретение человечества, в ней не только аккумулирован опыт многих поколений людей, но и воплощены основные жизненные ценности того или иного народа, той или иной эпохи, передаваемые другим поколениям. Игрушка - инструмент познания всего богатства человеческой культуры для ребенка, она же показатель тенденций развития самой культуры - для взрослого. Поэтому очень важно для нас, родителей, педагогов, людей самых разных профессий знать эти тенденции, их ценностный духовный смысл, определяющий наше движение с детьми в направлении Доброты, Красоты и Истины или в противоположную сторону.

В нашем детском саду реализуется проект «Играя, познаем мир». Цель данного проекта -повышение качества игровой деятельности, а через неё, развитие интереса к познавательной деятельности; систематизация накопленного педагогического опыта; повышение компетентности педагогов ДОУ в организации игровой деятельности (знакомство с новыми сюжетно - ролевыми и другими играми).

Задачи проекта:

• создать позитивный микросоциум, где каждый участник (взрослый и ребенок) может развить свои способности в процессе совместной деятельности; творчески организовать общение и игру;

• способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с предметами, персонажами и игрушками;

• развивать педагогическую компетентность родителей.

Большое внимание мы уделяем тренингам и мастер-классам с родителями посвященные этой же проблеме «Во что играют наши дети?». Кроме того, по группам проводится работа по насыщению игровой среды. Для педагогов проведены консультации по ознакомлению с методикой педагогического сопровождения развития сюжетных игр по возрастам.

С уверенностью можно сказать, что практическая реализации темы данного проекта поможет в развитии партнерских взаимоотношений педагог - ребенок - родитель. Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.

Мы и дальше планируем ставить игру на важный уровень в жизни детского сада и формировать личность ребенка с помощью игрового пространства ДОУ.

Список литературы:

1. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. 2015. Как играть с ребенком. 4-е изд. М.: Линка-Пресс, 176 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

3. Абраменкова В.В. 2005. Родителям об играх и игрушках. Дошкольное воспитание. №4. Стр. 98 - 108.

4. Губанова Н. Ф. 2015.Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет. Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ

5. Рыжкова И. 2004. Учимся играя. Дошкольное развитие. № 2. - С. 23-27

6. Каличенко А.В., Микляева Ю.В. 2004. Развитие игровой деятельности дошкольников. - М.: Высшее образование,- с. 96

7. http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/childcon

8. http://nsportal.ru

9. http://www.maam.ru/

10. http://sharangha.ru/obrazovanie.html

11. http://dusha-orthodox.ru/psihologi/abramenkova-v.v.html

12. http://www.psyparents.ru/read/articles/2378/

13.

http://geum.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.