УДК 378.096
DOI: 10.12737/ 17488
проект «государственный центр реставрации музыкальных инструментов» в контексте сохранения материального наследия музыкальной культуры
Брызгалов Михаил Аркадьевич, кандидат экономических наук, директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекций, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, [email protected],
Жилкова Юлия Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой туризма и гостиничного дела, [email protected],
Институт туризма и гостеприимства (г. Москва), (филиал) ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Российская Федерация
В статье рассматривается вопрос об обеспечении функционирования организаций и росте социальной и экономической значимости деятельности хозяйствующих субъектов сферы культуры. При этом ориентация менеджмента учреждений культуры происходит в сторону повышения уровня их экономической активности, прибыльности и рентабельности. В связи с этим идет речь об эффективности деятельности учреждений культуры не только в экономической, но и социальной сфере. Необходимость осуществления проекта «Государственного центра реставрации музыкальных инструментов» как научно-образовательного центра обусловлена тем, что выделение бюджетных средств на его создание и развитие поддержит уникальную миссию центра по трансляции мировых традиций сохранения материального наследия музыкальной культуры, с другой стороны, будет способствовать формированию социального результата, которое выражается в результативности мероприятий по охране обязательств по объектам музыкального культурного наследия. Отдельный вопрос сохранения культурного наследия, в том числе и материальных объектов музыкальной культуры через ряд мер государственной поддержки. Однако в последние годы просматривается тенденция к стагнации удельной доли расходов на культуру. В статье представлены плановые показатели расходов бюджетной системы, которыми запланировано расходы на культуру оставить на уровне 0,5% к ВВП. С другой стороны, увеличилось финансирование прикладных научных исследований в области культуры. Такое решение связано с ростом социальной и экономической значимости результатов деятельности хозяйствующих субъектов сферы культуры в сторону повышения уровня их экономической активности, прибыльности и рентабельности. Целесообразность осуществления проекта «Государственного центра реставрации музыкальных инструментов» как научно-образовательного центра заключается в трансляции мировых традиций сохранения материального наследия музыкальной культуры и содействия привлечению частных инвестиций в проекты и мероприятия по реставрации и экспертизе объектов музыкальной культуры.
Ключевые слова: Российская Федерация, культурное наследие, государственная поддержка, бюджетное финансирование, охрана и доступность, социальный эффект, доля расходов, объекты материальной музыкальной культуры, государственный центр реставрации музыкальных инструментов, высшая школа
Потенциал России динамичен и многомерен. Составляющими потенциала России на современном этапе следует признать национальное
богатство, природно-ресурсный потенциал, демографический и трудовой потенциал, потенциал социальной структуры, научно-технический
потенциал [1, с. 21]. Интеграция нашей страны в мировое хозяйство влияет на реализацию экономических отношений на мегаэкономическом уровне. Открытость экономики предполагает возникновение новых условий хозяйствования и создание новых форм взаимодействия хозяйствующих субъектов экономической системы России [2, с. 4].
Международный туризм считается эффективной формой экспорта, которая продвигает культурное наследие России и формирует въездные потоки туристов, поднимает на уровень международных стандартов основные услуги: питание, размещение, транспорт, а также дополнительные услуги и товары, необходимые в путешествии. В частности, в нашей стране опыт на международном туристском рынке накоплен в г. Сочи: сначала город стал спортивной площадкой Олимпийских и Паралимпийских игр, а потом круглогодичным курортом [3, с. 14]. Культурный (культурно-познавательный) туризм для России признан одним из важнейших видов туризма. Об этом также свидетельствует международный опыт, в котором, особенно в Европе, колыбели культуры, 70% доходов туристского бизнеса приходится именно на культурный туризм [9, с. 4].
В соответствии с Федеральным законом от 9 октября 1992 г. № 3612—1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «к полномочиям федеральных органов государственной власти в области культуры относятся: обеспечение прав и свобод человека в области культуры; установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры; правовое регулирование отношений собственности, основ хозяйственной деятельности и порядка распоряжения национальным культурным достоянием Российской Федерации; формирование федерального бюджета в части расходов на культуру». Современная парадигма управления данной сферой на федеральном уровне обеспечивает доступность культурного наследия, повышает качество и дифференцирует услуги для граждан России1.
Для России территориальный аспект функционирования, регулирования и управления туризмом имеет исключительное значение. Ор-
1 Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями и дополнениями).
ганами государства разрабатываются концепции развития туристско-рекреационной сферы, различные программы, которые могут быть целевыми, адресными, инвестиционными. В июле 2011 г. была принята Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 гг.)», реализация которой позволит повысить конкурентоспособность отечественного туристского рынка, привлечь инвестиции в сферу туризма, одновременно создавая условия для развития туристской инфраструктуры регионов [5, с. 19].
В декабре 2013 г. была принята Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013—2020 гг., целью которой является реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и государства, единства российского общества, а также развитие туризма для приобщения граждан к мировому культурному и природному наследию [6, с. 528]. Программа предполагает, что достижение указанной цели возможно посредством решения трех взаимосвязанных и взаимодополняющих задач, отражающих установленные полномочия государственных органов власти в сферах культуры и туризма.
1. Сохранение культурного и исторического наследия народа, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого и инновационного потенциала нации.
2. Повышение качества и доступности услуг в сфере внутреннего и международного туризма.
3. Создание благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры и туризма.
Туристские аттракции — это элементы, выделяющие данную туристскую дестинацию, их присутствие имеет основное значение для позитивного восприятия туристами определенных туристских местностей и регионов. Туристская аттрактивность стала неким критерием, на основе которого выбираются местности и территории, а также отдельные объекты и определяется их значение для развития туристского движения [4, с. 32].
Таким образом, особое условие для успешного развития культурно-познавательного туризма является сохранность культурного наследия Российской Федерации, которое выступает основой мотивации путешествия туриста при выборе определенной дестинации. Играет большую роль доступность и безопасность культурного меро-
приятия, к которому турист хочет быть соприча-стен: концерт, спектакль, фестиваль и др.
Большой аттракцией для туристов обладает музыкальное культурное наследие. Поэтому необходимо поднимать вопрос о сохранении культурного наследия, в том числе и материальных объектов музыкальной культуры.
Целесообразность осуществления проекта «Государственного центра реставрации музыкальных инструментов» (далее Центр) как научно-образовательного центра заключается, с одной стороны, в поддержке его уникальной миссии — трансляции мировых традиций сохранения материального наследия музыкальной культуры, с другой стороны, формировании социального результата, которое выражается в результативности мероприятий по охране обяза-
тельств по объектам музыкального культурного наследия.
В настоящий момент реализуется ряд мер государственной поддержки отечественной культуры. Однако в период с 1991 по 2013 гг. прослеживалась тенденция к стагнации удельной доли расходов на культуру и кинематографию к ВВП (рис.).
Доля расходов на культуру и кинематографию в общих расходах консолидированного бюджета Российской Федерации колебалась в незначительных пределах и оставалась примерено на одинаковом уровне. В таблице 1 представлены плановые показатели расходов бюджетной системы, которые должны были удержать расходы на культуру и кинематографию на уровне 0,5% к ВВП.
Рис. Доля расходов на культуру и кинематографию в ВВП и в общих расходах консолидированного бюджета Российской Федерации,% (1991—2013) 2
Таблица 1
Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по разделам классификации
расходов бюджетов в% к ВВП3
Показатель 2013 2014 2015 2016
Расходы, всего 37,6 35,8 35,4 34,9
в том числе:
Образование 4,3 4,1 4,0 4,0
Культура и кинематография 0,6 0,5 0,5 0,5
Социальная политика 12,8 11,8 11,3 11,1
Средства массовой информации 0,2 0,1 0,1 0,1
2 Российский статистический ежегодник—2013: Стат. сб. / Росстат. М., 2013. С.4.
3 Там же. С. 15.
Результаты бюджетного финансирова- I од с 2005 по 2013 гг. представлены в таблицах ния на культуру и кинематографию за пери- I 2—4.
Таблица 2
Динамика расходов федерального бюджета на культуру и кинематографию, млрд рублей4
Год 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
В номинальном выражении 33,8 37,3 48,2 61,8 69,5 75,3 83,7 86,1 84,4
В реальном выражении 28,3 32,4 42,3 52,4 68,2 67,3 72,5 82,5 79,8
Индекс-дефлятор ВВП 119,3 115,2 113,8 118,0 102,0 111,6 115,4 104,4 105,9
Представленные в таблице 2 данные свидетельствуют о том, что в анализируемый период в целом наблюдалась положительная динамика расходов федерального бюджета, направляемых на обеспечение функционирования федеральных учреждений культуры и кинематографии, где общий рост расходов с 2005 по 2013 гг. превысил 50 млрд рублей. Однако уже в 2014 г. наблюдалось сокращение бюджетных расходов на 1,9%.
На основании данных, представленных в таблице 3, можно сделать вывод о том, что такой
Если обратиться к таблице 4, в которой представлены результаты исследования целевой ориентации выделяемых государственных ресурсов, мы выявим, что средства, направленные на раз-
спад произошел в результате сокращения финансирования отдельных мероприятий в области культуры и кинематографии.
С другой стороны, увеличилось финансирование прикладных научных исследований в области культуры, кинематографии и решение других вопросов в области культуры, кинематографии. Однако абсолютное значение этих показателей существенно меньше, чем по остальным, что и обусловливает существенное изменение прироста по годам.
витие сферы культуры в 2013 г., на 4% больше значения аналогичного показателя в 2012 г., меньше на 3,4 млрд рублей показателя 2011 г., имевшего наибольшее значение в анализируемом ряду.
Таблица 3
Прирост расходов федерального бюджета на культуру и кинематографию (% к предыдущему году)5
Год 2006 к 2005 2007 к 2006 2008 к 2007 2009 к 2008 2010 к 2009 2011 к 2010 2012 к 2011 2013 к 2012 2014 к 2013
Культура 64,8 30,4 29,3 10,4 3,6 16,1 -0,5 2,0 -2,8
Кинематография 16,6 17,0 4,5 1,3 44,1 5,6 20,8 -0,6 -2,7
Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии 5,9 9,6 41,3 45,8 -22,8 -4,5 39,2 0,4 2,8
Другие вопросы в области культуры, кинематографии -91,2 24,4 68,5 87,0 50,8 -38,1 40,8 -62,2 21,6
4 Российский статистический ежегодник—2013: Стат. сб. / Росстат. М., 2013. С. 15.
5 Там же. С. 16.
Таблица 4
Динамика расходов федерального бюджета на культуру и кинематографию: средства, направляемые на функционирование и развитие6
Год 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Средства на развитие, млрд рублей 14,8 13,9 19,3 20,7 27,9 30,1 36,6 31,9 33,2
Средства на функционирование, млрд рублей 19,0 23,4 28,9 41,1 41,7 45,2 47,1 54,2 51,2
В отличие от коммерческих предприятий, основная цель деятельности которых — получение прибыли, учреждения культуры преследуют социально-значимые цели, а значит, при учете эффективности их деятельности необходимо учиты-
Таким образом,сокращение выделяемых финансовых ресурсов связано уменьшением расходов на обеспечение функционирования организаций культуры. Такое решение связано с ростом социальной и экономической значимости результатов деятельности хозяйствующих субъектов сферы культуры. При этом ориентация
вать не только экономический, но и социальный аспект (таблица 5). При этом экономический анализ деятельности учреждений культуры показывает, что в структуре их доходов коммерческая составляющая не является превалирующей.
Таблица 5
менеджмента учреждений культуры происходит в сторону повышения уровня их экономической активности, прибыльности и рентабельности. Поэтому, когда речь идет об эффективности деятельности учреждений культуры, корректнее говорить не об экономической, а о социальной или социально-экономической эффективности.
Показатели деятельности сети музеев Минкультуры Российской Федерации в 2001—2013 гг.7
Год Число музеев Минкультуры России Число посетителей музеев Минкультуры России, тыс.чел. Общий фонд в музеях Минкультуры России, тыс. ед.
2001 2027 69640,4 58634,31
2002 2102 70375,6 60357,48
2003 2143 70126,3 61477,30
2004 2180 70481,9 63235,00
2005 2204 72354,8 65010,52
2006 2281 76028,5 66722,50
2007 2384 75594,5 67772,02
2008 2406 77351,0 68653,26
2009 2442 75685,1 70419,04
2010 2478 77624,3 71595,18
2011 2521 82781,5 72949,53
2012 2553 86853,6 74361,97
2013 2596 92525,4 75592,77
6 Российский статистический ежегодник-2013: Стат. сб. / Росстат. М., 2013.С. 16.
7 Там же. С. 17.
Создавая проект Центра, мы исходили из необходимости привлечения, кроме бюджетного финансирования, частных инвестиций в проекты и мероприятия по реставрации и экспертизе объектов музыкальной культуры. Были сформулированы основные задачи проектируемого Центра.
1. Координация на национальном уровне работ по выявлению, атрибутированию и реставрации объектов материальной культуры музыкального наследия, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации.
2. Оказание помощи в определении художественной и исторической ценности предметов музыкального наследия, а также разработка алгоритма научной реставрации.
3. Организация и проведение исследовательских и архивных изысканий по выбору оптимальной модели реставрации (консервации, реконструкции) объекта материальной культуры музыкального наследия.
4. Участие в подготовке кадров высшей школы в сфере сохранения традиций музыкальной культуры, реставрации музыкальных инструментов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации.
В рамках Центра планируется осуществление следующей деятельности:
• организация и проведение комплекса реставрационных работ экспонатов объектов материальной культуры музыкального наследия музеев РФ;
• создание уникальной электронной базы данных (библиотека, фотографии, учебно-методические материалы и др.) по реставрации объектов музыкального наследия на основе научной отчетности и документов;
• разработка алгоритма мониторинга объектов материальной культуры музыкального наследия из музейных фондов Российской Федерации;
• внесение предложений по нормативно-правовой базе в области реставрации и экспертизы материальной культуры музыкального наследия из музейных фондов Российской Федерации;
• участие в научно-исследовательских российских и международных проектах в области реставрации, экспертизы и сохранения материальной культуры музыкального наследия на базе музейных фондов Российской Федерации;
• активное вовлечение граждан России и иностранных граждан, особенно молодежи, в мир
музыкальной культуры через организацию научно-образовательных мероприятий по актуальным вопросам в области реставрации и экспертизы материальной культуры музыкального наследия совместно с Министерством культуры РФ, Федеральным агентством по туризму, российскими и международными общественными организациями, образовательными организациями, средствами массовой информации и др.
Нами был проведен анализ существующих направлений подготовки от среднего до высшего образования в сфере реставрации.
Перечислим Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
1. Среднее профессиональное образование (СПО): ФГОС СПО 54.02.04 «Реставрация8 (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. № 1392). Срок получения СПО по специальности 54.02.04 «Реставрация» углубленной подготовки в очной форме обучения три года десять месяцев с присвоением квалификация «художник-реставратор». Областью его профессиональной деятельности является реставрация и консервация памятников истории, культуры и произведений искусства. Существуют и другие стандарты подготовки по реставрации, но они очень далеки от реставрации музыкальных инструментов: ФГОС СПО 072200.04 «Реставратор памятников каменного и деревянного зодчества»9; ФГОС СПО 072200.03 «Реставратор тканей, гобеленов и ковров»10 ФГОС СПО 072200.02 «Реставратор строительный»11.
2. Высшее профессиональное образование (ВПО). В современном высшем профессиональном
образовании РФ существуют два стандарта подготовки по реставрации:
1). в сфере «Культура и искусство» ФГОС ВПО 54.03.04 «Реставрация»12. Срок обучения по очной форме — 4 года. На очно-заочном (ве-
8 ФГОС СПО 54.02.04 «Реставрация» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г № 1392).
9 ФГОС СПО 072200.04 «Реставратор памятников каменного и деревянного зодчества» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. № 665).
10 ФГОС СПО 072200.03 «Реставратор тканей, гобеленов и ковров» (утв. Приказом Мин. образования и науки РФ от 2 авг 2013 г. № 662).
11 ФГОС СПО 072200.02 «Реставратор строительный» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. № 675).
12 ФГОС ВПО 54.03.04 «Реставрация» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 марта 2015 г. № 180).
чернем) обучение — 5 лет. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются: памятники архитектуры и архитектурно-исторической среды; предметы живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; нормативно-правовые акты по охране и управлению культурным наследием;
2) в сфере «Архитектура и строительство» ФГОС ВПО 270200 «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия»13. Из представленных стандартов наиболее близок к подготовке профессионалов в области реставрации музыкальных инструментов для музейных фондов Российской Федерации — стандарт ФГОС ВПО 54.03.04 «Реставрация». Изучив ведущие образовательные учреждения Москвы и Санкт-Петербурга, мы выявили, что отсутствуют учреждения, готовящие профессиональных реставраторов музыкальных инструментов.
Первым шагом в работе Центра станет создание профиля «Реставрация музыкальных инструментов» в высшей школе в рамках направления подготовки бакалавриата «Реставрация» на базе ФГБОУ ВПО «Московского государственного института культуры». Планируется совместная работа Центра и МГИК в области образовательной, научно-исследовательской, социально-культурной, культурно-просветительской, включая международной, деятельности, где будут использованы активные учебно-практические и организационные формы обучения.
Будут разработаны учебно-методические материалы по алгоритму определения художественной и исторической ценности предметов музыкального наследия, а также по методам обучения проведения научной реставрации. На базе института будут осуществляться этапы исследовательских и архивных изысканий по выбору оптимальной модели реставрации (консервации, реконструкции) объекта материальной культуры музыкального наследия в сфере сохранения традиций музыкальной культуры, реставрации музыкальных инструментов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации.
Слушатели получат фундаментальное гуманитарное образование МГИК со специализа-
13 ФГОС ВПО 270200 «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» (Приказ Минобрнауки России от 17 января 2011 г № 53).
цией по реставрации и экспертизе материальной культуры музыкального наследия, эстетике и психологии восприятия материальной культуры музыкального наследия, основам маркетинга и менеджмента в музейном деле и др. Существенная часть учебного плана отдана практическим занятиям по овладению компьютерными технологиями проектирования реставрации на основе экспертиз, рисунку, хранению материальной культуры музыкального наследия.
Огромную роль для повышения конкурентоспособности музейных туристских продуктов играет коммуникация с туристами определённых сегментов рынка. В частности, было проведено 16 фокус-групп на трех семинарах. Результаты исследования обеспечили качественные данные о потребностях пользователей, например, туристов с ограниченными физическими возможностями в отношении туристической информации. Для того чтобы эффективно удовлетворить эти требования и удовлетворить спрос данного сегмента на рынке, необходима понятная коммуникация — электронный портал, который предоставляет точную, актуальную, достоверную и доступную информацию. В таком случае решение этого вопроса лежит в проблематике обучения по проектированию и эксплуатации такой коммуникации, которая решит четыре критические технические проблемы, а именно: совместимость, интеграции контента, доступного дизайна и индивидуальные запросы посетителей музейных комплексов [10, с. 308-310].
В настоящее время планируется на базе Центра внедрить систему дистанционного образования, охватывающую слушателей из регионов страны и предусматривающую консультации и мастер-классы как российских, так и зарубежных реставраторов музыкальных инструментов. Возрастет вариативность форм подготовки: от очного бакалавриата до дистанционного обучения в форматах дополнительного профессионального образования, применяя технологии музейной педагогики [6, с. 527].
Таким образом, реализация проекта «Государственного центра реставрации музыкальных инструментов» как научно-образовательного центра федерального значения позволит участвовать в подготовке кадров, напрямую участвующих в сохранении культурного наследия Российской Федерации, а также осуществлять
координацию на федеральном уровне работ по выявлению, атрибутированию и реставрации объектов материальной культуры музыкального
наследия, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации.
Литература
1. АбишеваВ.Т., Дехнич О.В., Дрыгина Ю.А., Караулова Н.М. и др. Социально-гуманитарные проблемы современности. Saint-Louis: Publishing House Science and Innovation Center, Ltd., 2014. 180 с.
2. Брызгалов М.А. Развитие институциональной формы экономических отношений. Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01; [Сарат. гос. соц. — эконом. ун-т]. Саратов, 2008. 194 с.
3. Жилкова Ю.В. Международный туризм и экономическая эффективность формирования туристской олимпийской дестинации / Ю.В. Жилкова, З.В. Макаренко, И.Е. Евграфов // Теория и практика физической культуры. 2014. № 1. С. 14.
4. Зорин И.В. Рекреационная сущность туризма. Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования // Сборник трудов VII Международной научно-практической конференции. Москва, 27-28 апреля 2012 г. СПб.:«Д.А.Р.К.», 2012. С. 31-38.
5. Кружалин В.И., Шабалина Н.В., Кружалин К.В. Научно-методические подходы к формированию единой туристско- рекреационной системы Российской Федерации // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования. / Сборник трудов IX Международной научно-практической конференции. Культурно-образовательный туристический центр «ЭТНОМИР». 23-24 апреля 2014 г., Калуга, 2014. С. 19-28.
6. Макаренко З.В., Жилкова Ю.В. Значение музейной педагогики в подготовке кадров для сферы туризма и гостеприимства. Национальные программы формирования здорового образа жизни. Международный научно-практический конгресс «Национальные программы формирования здорового образа жизни», 27-29 мая 2014 г. В 4 т. Т. 1: материалы конгр. / науч. ком: С.Д. Неверкович [и др.]; М-во спорта Рос. Федерации, Департамент образования г. Москвы, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)». М., 2014. С. 526-528.
7. Насырова Л.А., Жилкова Ю.В. К вопросу о государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 гг.» Национальные программы формирования здорового образа жизни, междунар. науч. - практ. конгр. (2014; Москва). Международный научно-практический конгресс «Национальные программы формирования здорового образа жизни», 27-29 мая 2014 г. В 4 т. Т. 1: материалы конгр. / науч. ком.: С. Д. Неверкович [и др.]; М-во спорта Рос. Федерации, Департамент образования г. Москвы, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)». М., 2014. С. 528-530.
8. НасыроваЛ.А., Макаренко З.В. Об усилении социальной направленности туристской отрасли в Российской Федерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Всероссийский научный журнал. № 11, часть 2. 2014. С. 92-96.
9. Jedrysiak T. Turystyka kulturowa. Warszawa: PWE, 2008. p.7.
10. Gaworecki W.W. Turystyka. Warszawa: PWE,1997. p. 76.
11. Michopoulou Е., DimitriosBuhalisD., Michailidis S. Destination Management Systems: Technical Challenges in Developing an eTourism Platform for Accessible Tourism in Europe: Proceedings of the International Conference in Ljublana, Slovenia, 2007. p. 301-310.
THE PROJECT "NATIONAL CENTER OF RESTORATION OF MUSICAL INSTRUMENTS" IN THE CONTEXT OF PRESERVATION OF MATERIAL HERITAGE OF MUSICAL CULTURE
Bryzgalov Mikhail Arkad'evich, PhD (Cand. Sc.) in Economics, [email protected], Director of The Glinka National Museum Consortium of Musical Culture, Ministry of culture of the Russian Federation; President of the Association of musical museums and collections, honored art worker of the Russian Federation,
Zhilkova Yuliya Valer'evna, PhD (Cand. Sc.) in Pedagogic, associate Professor, head of the Department of tourism and hospitality, [email protected], Institute of Tourism and Hospitality(Moscow) (Branch), Russian State University of Tourism and Service, Russian Federation
The article discusses the functioning of organizations and the increasing social and economic significance of the results of activity of economic entities in the sphere of culture. In this case, the orientation of the management of cultural institutions is in the direction of higher levels of economic activity, utility and profitability. In this regard, there is the question about the effectiveness of the institutions of culture not only in economic but also in social sphere. The need for the implementation of the project "national centre of restoration of musical instruments" as a scientific-educational center is proved by thefact that the budgetary allocation for its creation and development will support the unique mission of the center for the broadcast world tradition of preserving material heritage of musical culture. On the other hand, it will contribute to a social result, which is expressed in the effectiveness of the protection events of the musical objects of cultural heritage. A separate issue is the preservation of cultural heritage, including tangible objects and music culture through a series of government support measures. However, in recent years, there is a tendency to stagnation in the share of expenditure on culture. The article presents the planned expenditures of the budgetary system, which is planned spending on culture be left at 0.5% of GDP. On the other hand, financing of applied scientific research in the field of culture has increased. This decision is connected with the growing social and economic significance of the results of activity of economic entities in the sphere of culture in the direction of higher levels of economic activity, utility and profitability. The feasibility of the implementation of the project "national centre of restoration of musical instruments" as a scientific-educational center is to broadcast the world's traditions of preservation of material heritage of musical culture and assist in attracting private investment in projects and activities for restoration and examination of objects of musical culture.
Keywords: Russian Federation, cultural heritage, government support, government funding, security and accessibility, social impact, share of expenditure, tangible musical culture, state centre for restoration of musical instruments, high school
References
1. Abisheva V.T., Dekhnich o.V., Drygina Yu.A., Karaulova N.M. etc. Sotsial'no-gumanitarnye problemy sovremennosti [Socio-humanitarian problems of modernity]. Saint-Louis: Publishing House Science and Innovation Center, Ltd., 2014. 180 p.
2. Bryzgalov M.A. Razvitie institutsional'noi formy ekonomicheskikh otnoshenii: dissertatsiya ... kandidata ekonomicheskikh nauk: 08.00.01 development of institutional forms of economic relations: Candidate of Economics' thesis: 08.00.01]/ Sarat. gos. sots. — ekonom. un-t [Saratov State Social and Economic University]. Saratov, 2008. 194 p.
3. Zhilkova Yu.V. Mezhdunarodnyi turizm i ekonomicheskaya effektivnost' formirovaniya turistskoi olimpiiskoi destinatsii [International tourism and economic efficiency of formation of Olympic tourist destinations] / Yu.V. Zhilkova, Z.V. Makarenko, I.E. Evgrafov //. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2014. № 1. p. 14.
4. ZorinI.V. Rekreatsionnaya sushchnost' turizma. Turizm i rekreatsiya: fundamental'nye i prikladnye issledovaniya [Tourism and recreation: fundamental and applied research] // Sbornik trudov VII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Moskva, 27—28 aprelya 2012 g. [Proceedings of VII International scientific-practical conference. Moscow, April 27—28, 2012] SPb.:«D.A.R.K.», 2012. Р 31-38.
5. Kruzhalin V.I., Shabalina N.V., Kruzhalin K.V. Nauchno-metodicheskie podkhody k formirovaniyu edinoi turistsko- rekreatsionnoi sistemy Rossiiskoi Federatsii [Scientific and methodical approaches to the formation of a common tourist — recreational system of the Russian Federation]// Turizm i rekreatsiya: fundamental'nye i prikladnye issledovaniya [Tourism and recreation: fundamental and applied research]. / Sbornik trudov IX Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Kul'turno-obrazovatel'nyi turisticheskii tsentr «ETNOMIR». 23—24 aprelya 2014 g. [proceedings of the IX International scientific-practical conference. Cultural-educational tourist centre "ETHNOMIR". On April 23—24, 2014], Kaluga, 2014. pp. 19—28.
6. Makarenko Z.V., Zhilkova Yu.V. Znachenie muzeinoi pedagogiki v podgotovke kadrov dlya sfery turizma i gostepriimstva. Natsional'nye programmy formirovaniya zdorovogo obraza zhizni. Mezhdunarodnyi nauchno-prakticheskii kongress «Natsional'nye programmy formirovaniya zdorovogo obraza zhizni», 27—29 maya 2014 g.[The value of Museum education in the training of personnel for sphere of tourism and hospitality The national program of formation of healthy lifestyle. International scientific-practical Congress "National program of formation of healthy lifestyle", may 27—29, 2014] V 4 t. T. 1: materialy kongr. / nauch. kom: S.D. Neverkovich [i dr.]; M-vo sporta Ros. Federatsii, Departament obrazovaniya g. Moskvy [Mynistry of Sport of Russia, Department of education, Moscow], Feder. gos. byudzhet. obrazovat. uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya «Ros. gos. un-t fiz. kul'tury, sporta, molodezhi i turizma (GTsOLIFK)» [Russian State University of physical culture, sport, youth and tourism]. M., 2014. pp. 526—528.
7. Nasyrova L.A., Zhilkova Yu.V. K voprosu o gosudarstvennoi programme Rossiiskoi Federatsii «Razvitie kul'tury i turizma na 2013—2020 gg.» Natsional'nye programmy formirovaniya zdorovogo obraza zhizni. Mezhdunarodnyi nauchno-prakticheskii kongress «Natsional'nye programmy formirovaniya zdorovogo obraza zhizni», 27—29 maya 2014 g. [To the question of the state program of the Russian Federation "Development of culture and tourism for 2013—2020" The national program of formation of healthy lifestyle. International scientific-practical Congress "National program of formation of healthy lifestyle", may 27— 29, 2014] V 4 t. T 1: materialy kongr. / nauch. kom: S.D. Neverkovich [i dr.]; M-vo sporta Ros. Federatsii, Departament obrazovaniya g. Moskvy [Mynistry of Sport of Russia, Department of education, Moscow], Feder. gos. byudzhet. obrazovat. uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya «Ros. gos. un-t fiz. kul'tury, sporta, molodezhi i turizma (GTsOLIFK)» [Russian State University of physical culture, sport, youth and tourism]. M., 2014. pp. 528—530.
8. Nasyrova L.A., makarenko Z.V. Ob usilenii sotsial'noi napravlennosti turistskoi otrasli v Rossiiskoi Federatsii [Strengthening of social orientation of the tourism industry in the Russian Federation] // Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. Vserossiiskii nauchnyi zhurnal [Humanitarian, social-economic and social Sciences. All-Russian scientific journal]. № 11, part 2. 2014. pp. 92—96.
9. Jedrysiak T. Turystyka kulturowa. Warszawa: PWE, 2008. p. 7.
10. Gaworecki W.W. Turystyka. Warszawa: PWE, 1997. p.76.
11. Michopoulou Е., DimitriosBuhalisD., MichaШdis S. Destination Management Systems: Technical Challenges in Developing an eTourism Platform for Accessible Tourism in Europe: Proceedings of the International Conference in Ljublana, Slovenia, 2007. pp. 301—310.