Научная статья на тему 'Проект БРИКС и Бреттон-Вудская система: поиск цивилизационной идентичности России вне «Традиционного» макрокультурного пространства'

Проект БРИКС и Бреттон-Вудская система: поиск цивилизационной идентичности России вне «Традиционного» макрокультурного пространства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
302
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИКС / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СФЕРЫ ВЛИЯНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / МИР-СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ВЫБОР / ПОЛУПЕРИФЕРИЯ / АССОЦИАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДИСКУРСЫ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ / BRICS / POLITICAL PROJECTS / CIVILIZATIONAL IDENTITY / SPHERES OF INFLUENCE / NATIONAL INTERESTS / ECONOMIC POLICY / WORLD-SYSTEMS ANALYSIS / CIVILIZATIONAL CHOICE / SEMI-PERIPHERY / ASSOCIATIVE STRUCTURES / POLITICAL DISCOURSES / GLOBAL TRENDS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Горбачёв Михаил Валерьевич

Проект БРИКС формировался как экономическая ассоциация стран-участниц, имеющих определенные темпы экономического развития и связанные с ним перспективы. Однако политические события на Украине, замедление темпов роста экономики ЕС, продолжение роста китайской экономики, иранский вопрос, санкционная политика ЕС, США и других стран привели к определенным трансформациям как внешних характеристик БРИКС, так и внутренних отношений в рамках ассоциации. Страны участницы организации пересмотрели свой статус и свою роль в рамках данного объединения. В частности, российские политические лидеры не только значительно активизировали свою деятельность по укреплению имеющихся связей с Бразилией, Китаем, Индией и ЮАР, но и попытались поднять вопрос о включении в состав ассоциации Аргентины. Создание Банка БРИКС стало одним из закономерных результатов этого процесса. Цель статьи исследовать статус России в БРИКС и факторы, детерминирующие эволюцию этой организации. Для реализации указанной цели применялись методы анализа текстовой информации: контент-анализ, интент-анализ, дискурс-анализ. Основными источниками информации выступали статьи и аналитические материалы, размещенные в российской и зарубежной прессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT BRICS AND THE BRETTON-WOODS SYSTEM: SEARCH FOR CIVILIZATIONAL IDENTITY OF RUSSIA OUTSIDE "TRADITIONAL" MACROCULTURAL SPACE

The paper discusses BRICS as an economic association of member countries having certain economic growth rate and economic prospects. However, latest political developments in Ukraine, slowdown in the EU economy, continuing growth of the Chinese economy, the Iranian issue, sanctions policy of the EU, the US and other countries have led to a transformation of external and internal characteristics of the BRICS and internal relations within the association. Member-countries have revised their status and their role within the association. In particular, Russia's political leaders have not only significantly increased their efforts to strengthen existing ties with Brazil, China, India and South Africa, but also tried to raise the issue of inviting Argentine into the association. One of the natural results of this process is the establishment of the BRICS Development Bank. The paper aims to study the status of Russia in the BRICS and the factors that determine the evolution of this organization. This aim was achieved with the help of the methods of text analysis: content-analysis, intent analysis, and discourse analysis. The main sources of information were articles and analytical materials published by the Russian and foreign press.

Текст научной работы на тему «Проект БРИКС и Бреттон-Вудская система: поиск цивилизационной идентичности России вне «Традиционного» макрокультурного пространства»

Михаил Валерьевич Горбачёв,

кандидат политических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной политологии, Саратовская государственная юридическая академия

ПРОЕКТ БРИКС И БРЕТТОН-ВУДСКАЯ СИСТЕМА: ПОИСК ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИИ

ВНЕ «ТРАДИЦИОННОГО» МАКРОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА*

Проект БРИКС формировался как экономическая ассоциация стран-участниц, имеющих определенные темпы экономического развития и связанные с ним перспективы. Однако политические события на Украине, замедление темпов роста экономики ЕС, продолжение роста китайской экономики, иранский вопрос, санкционная политика ЕС, США и других стран привели к определенным трансформациям как внешних характеристик БРИКС, так и внутренних отношений в рамках ассоциации. Страны - участницы организации пересмотрели свой статус и свою роль в рамках данного объединения. В частности, российские политические лидеры не только значительно активизировали свою деятельность по укреплению имеющихся связей с Бразилией, Китаем, Индией и ЮАР, но и попытались поднять вопрос о включении в состав ассоциации Аргентины. Создание Банка БРИКС стало одним из закономерных результатов этого процесса. Цель статьи - исследовать статус России в БРИКС и факторы, детерминирующие эволюцию этой организации. Для реализации указанной цели применялись методы анализа текстовой информации: контент-анализ, интент-анализ, дискурс-анализ. Основными источниками информации выступали статьи и аналитические материалы, размещенные в российской и зарубежной прессе.

Ключевые слова: БРИКС, политические проекты, цивилизационная идентичность, сферы влияния, национальные интересы, экономическая политика, мир-системный анализ, цивилизационный выбор, полупериферия, ассоциативные структуры, политические дискурсы, глобальные тренды.

[email protected]

УДК 327(470)

* Публикация подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 14-0300112 «Политические проекты в дискурсивном пространстве современных российских СМИ».

M.V. Gorbachev

PROJECT BRICS AND THE BRETTON-WOODS SYSTEM: SEARCH FOR CIVILIZATIONAL IDENTITY OF RUSSIA OUTSIDE "TRADITIONAL" MACROCULTURAL SPACE

The paper discusses BRICS as an economic association of member countries having certain economic growth rate and economic prospects. However, latest political developments in Ukraine, slowdown in the EU economy, continuing growth of the Chinese economy, the Iranian issue, sanctions policy of the EU, the US and other countries have led to a transformation of external and internal characteristics of the BRICS and internal relations within the association. Member-countries have revised their status and their role within the association. In particular, Russia's political leaders have not only significantly increased their efforts to strengthen existing ties with Brazil, China, India and South Africa, but also tried to raise the issue of inviting Argentine into the association. One of the natural results of this process is the establishment of the BRICS Development Bank. The paper aims to study the status of Russia in the BRICS and the factors that determine the evolution of this organization. This aim was achieved with the help of the methods of text analysis: content-analysis, intent analysis, and discourse analysis. The main sources of information were articles and analytical materials published by the Russian and foreign press.

Keywords: BRICS, political projects, civilizational identity, spheres of influence, national interests, economic policy, world-systems analysis, civilizational choice, semi-periphery, associative structures, political discourses, global trends.

Политическое проектирование в современной России осуществляется на различных уровнях и по различным направлениям. Многочисленные политические субъекты инициируют как принципиально новые политические проекты, так и пытаются «реанимировать» проекты, имеющие определенную историю. Кроме того, выдвигаются идеи относительно расширения «проектных возможностей» России в уже действующих политических структурах. К одним из них относится так называемая ассоциативная структура БРИКС. У современных российских политических лидеров отмечается постоянный интерес к данному проекту. Он еще больше усилился после событий 2014 - 2015 гг. на Украине и последовавшей за ними «войны санкций». В настоящей статье анализируются цивилизационные возможности России в рамках политических и экономических взаимодействий стран БРИКС.

По оценкам Economist Intelligence Unit [14], «в период с 2002 по 2006 год реальные среднегодовые темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) в Китае составили 10%, в Индии - 7,8%, в России - 6,4%» [1]. В связи с этим В.В. Путин отмечает, что «суммарный ВВП Индии и Китая по паритетной покупательной способности уже больше, чем у Соединенных Штатов Америки. А рассчитанный по тому же принципу ВВП государств группы БРИК - Бразилия, Россия, Индия и Китай - превосходит совокупный ВВП Евросоюза» [11]. По оценкам экспертов, в обозримой исторической перспективе этот разрыв будет только возрастать. При этом специалистами отмечается, что вместе с экономическом ростом государств, ассоциированных в БРИКС, возможна консолидация их политической позиции, особенно в решении ряда вопросов международного значения, в том числе рассматриваемых ООН в целом и СБ ООН в частности. Так, указывается, что «шансы на синхронизацию действий России, Китая и Индии в процессах мирохозяйственного развития повышаются с ростом их взаимной двухсторонней торговли» [9, с. 9].

На четвертом саммите группы БРИКС (28 - 29 марта 2012 г.), который состоялся в Нью-Дели, отмечалось стремление России, Индии, Китая, Бразилии и Южно-

Африканской Республики сделать новый шаг для укрепления своих позиций по отношению к развитым странам [13, с. 4]. В частности, В. В. Путин заявил о необходимости образования Банка развития стран БРИКС. Лидером российского государства отмечалось, что «согласован порядок принятия решений по ключевым вопросам деятельности банка... был определен состав учредителей банка - ими стали все пять участников БРИКС. утвержден размер первоначального распределяемого среди них капитала в сумме 50 миллиардов долларов» [10]. Одновременно подчеркивалась необходимость реформирования таких международных финансовых организаций, как МВФ (Международный валютный фонд) и ВБ (Всемирный банк).

В политической же сфере усиление влияния БРИКС проявилось в относительно скоординированной позиции данных государств по Сирийскому вопросу в сентябре-октябре 2013 г. В преддверии очередного саммита БРИКС в г. Дурбане (ЮАР) В. В. Путин заявил, что «БРИКС - один из ключевых элементов формирующегося многополярного мира» [цит. по: 4, с. 5]. При этом лидер российского государства отметил: «Мы не рассматриваем БРИКС как геополитического конкурента западным государствам - напротив, открыты к дискуссии со всеми, кто в этом заинтересован, в рамках многополярной модели мира» [цит. по: 4, с. 4]. Обозначенные выше особенности БРИКС были отмечены на ряде международных экономических форумов Амброзетти, где подчеркивалось, что «мировая экономика становится не только многополярной, но и многоскоростной. Бразилия, Россия, Индия и Китай (первоначальные страны БРИК) создали эквивалент новой Италии с точки зрения экономического производства» [5, с. 13].

В то же время ряд специалистов отмечают, что концепция БРИКС имеет ряд проблем и внутренних противоречий. В частности, указывается, что «Бразилия сталкивается с проблемой замедления роста экономики, Индия страдает от политического паралича, Южная Африка уже продемонстрировала, что она никак не относится к блоку, а Россия и Китай переживают эпоху политических изменений, идущих медленно и осторож-

но» [15, с. 5]. В связи с этим экономическая и политическая консолидированность государств - участников объединения ставится под сомнение. Более того, ведутся переговоры о включении в состав БРИКС Аргентины, что может еще больше усилить разобщенность данного объединения.

Вне зависимости от указанных противоречивых трендов активная деятельность России и Китая в 2014 - начале 2015 гг. привела к тому, что участники БРИКС «в бразильской Форталезе подписали соглашение о создании нового Банка развития БРИКС» [2, с. 9]. Данный финансовый институт имеет достаточно слабую первичную капитализацию. Его организаторами было заявлено, что «в течение следующих семи лет каждая из стран БРИКС внесет по 2 миллиарда долларов в общий фонд банка. Китай вложит в этот фонд 41 миллиард долларов, еще 5 миллиардов внесет Южная Африка, тогда как Россия, Бразилия и Индия внесут в него по 18 миллиардов долларов из своих валютных резервов» [8, с. 7]. Однако, несмотря на такие невысокие показатели, он имеет серьезные перспективы, как экономические, так и политико-стратегические. Эксперты отмечают, что «его капитал через 10 лет должен составить 100 миллиардов долларов» [2, с. 10]. Российские политики (в частности, министр финансов РФ) также считают, что Банк БРИКС способен создать альтернативу Международному валютному фонду, задача которого будет заключаться в поддержке экономик этого блока [16, с. 4].Особенно часто такой дискурсивный тренд встречается в риторике китайских политических лидеров. Так, Си Цзиньпин заявил, что Банк БРИКС «поможет повысить право голоса стран БРИКС в сфере международного финансирования» [12, с. 7].

Такой повышенный интерес Китая к вновь созданному финансовому институту имеет определенные последствия для остальных стран-участниц. В отличие от России, Бразилии и ЮАР, Китай достаточно редко поддерживает проекты, которые могут выйти из полного или частичного финансового контроля. Тем более что за последние два десятилетия китайская экономика постоянно растет и интерес к внешним экономическим проектам увеличивается прямо пропорционально ее росту. Одновременно в экономиках России, Индии, Бразилии, ЮАР наблюдаются существенные замедления темпов развития. Данную особенность отмечают многие эксперты, полагая, что «в такой ситуации вполне естественно, что благодаря лидирующей роли Китая в мировой экономике позиции Пекина в банке развития и Фонде резервных валют будут определяющими» [17, с. 6]. Более того, отмечается, что «через банк развития Китай получает возможность финансировать выгодные ему проекты... Банк служит механизмом деполитизации китайских кредитов» [17, с. 5]. В таком контексте политические интересы других участников объединения так или иначе попадут в фарватер китайских политических интересов.

В качестве определенной «политической страховки» китайское правительство параллельно осуществляет создание собственного банка инвестиций в азиатские проекты. Данная организация уже имеет потенциальных участников как в Азии, так и Европе и даже в Латинской Америке. Два новых финансовых института, создаваемых в Азии, по своей сути отражают определенную, как индивидуализированную (Китай), так и консолидирован-

ную (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), позицию стран-участниц по отношению к западной финансовой системе. Ее можно понимать как экономический вызов, как политический вызов и, учитывая колоссальный макрокультурный потенциал стран БРИКС, как цивилизационный вызов Европе. Многие европейские политики уже трансформировали этот вызов в дискурсивном пространстве европейских СМИ трендами типа: «Следует лучше управлять собственными экономиками, чтобы избегать новых финансовых и бюджетных кризисов. возможно, мы будем должны поделиться властью в рамках бреттон-вудских институтов» [16, с. 4].

Роль России в БРИКС в условиях противостояния с Западом и санкционной политики также вынуждена трансформироваться. Отмечается, что исключение России из 38 имело политические причины, а не экономические [7, с. 14], однако экономический статус необходимо было подтверждать. Структуры БРИКС оказались в данном случае хорошей точкой опоры для возможного альтернативного роста. Кроме того, «в совместной декларации глав государств БРИКС в часть, касающуюся международной политики, включена фраза об осуждении односторонних экономических санкций. Заявление приняло форму защиты России в украинском вопросе и критики давления с помощью санкций со стороны стран Запада» [12, с. 9]. В результате утраченный в 38 политический статус восстановился и приобрел новые формы в рамках другой организации. Эта организация является «ключевым политическим проектом» [3, с. 101] современности и, если пользоваться терминологией И. Валлер-стайна, может быть отнесена к полупериферийному сегменту мировой экономической системы с заявкой на включение в «центр» мировой экономической системы [6, с. 108].

Таким образом, в 2014 - 2015 гг. Россия заметно активизировала свое участие в деятельности БРИКС. Наметился серьезный тренд цивилизационной переориентации с Запада на Восток в сфере экономики, политики, культурных отношений. Ассоциативная структура БРИКС трансформируется в глобальный политический проект, обладающий долгосрочными перспективами и возможностями для его участников. Насколько его реализация и функционирование будут связаны с ростом цивилизационного статуса России в современном мире, зависит от ряда детерминант.

Во-первых, это политический потенциал, которым обладает Россия в рамках БРИКС. Рассматривая его специфику необходимо отметить, что Россия имеет здесь схожие с Китаем параметры. Обе страны являются членами Совета Безопасности ООН и способны принимать важные политические решения в глобальной геополитике. Данный фактор формирует определенную иерархию политических статусов внутри ассоциации БРИКС. В то же время он не может рассматриваться как долгосрочная возможность, так как Бразилия и Индия не оставляют своих попыток войти в СБ ООН, что уравняет «политический вес» четырех стран-участниц.

Во-вторых, это экономический потенциал России в рамках БРИКС. По данному параметру Россия заметно уступает Китаю. Существенных преимуществ перед Бразилией и Индией Россия не имеет, однако в определенных отраслях экономики наши позиции значительно сильнее позиций конкурентов. В процессе организа-

ции Банка БРИКС этот аспект стал одним из ключевых, Китай продемонстрировал свое желание играть системообразующую роль в новых финансовых институтах БРИКС.

В-третьих, это социокультурный потенциал. По данному параметру Россия может рассчитывать на содействие латиноамериканской цивилизации (Бразилии в данном случае), имея с ней множество общих цивили-зационных черт. Возможное включение Аргентины в БРИКС также способно усилить социокультурный авторитет России в данной организации. С учетом разновек-торности интересов внутри БРИКС указанный параметр может стать ключевым в конкуренции стран-участниц за конвертацию экономического потенциала проектов БРИКС в личный политический капитал.

1. Аналитическая служба британского журнала The Economist. URL: http://www.eiu.com/home.aspx (дата обращения: 12.04.2015).

2. Бехештипур Х. БРИКС мечтает разрушить мировую денежную систему // Iras. 2014. 22 July.

3. Горбачёв М.В. Цивилизационный дискурс Д.А. Медведева: основные тренды (2008 - 2012) // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2014. № 5.

4. Латухина К. Не конкурент, но лидер // Российская газета. Федеральный выпуск. 2013. № 6039 (63).

5. Леманн Ж-П. Спасет ли Россия глобализацию? // Официальный сайт журнала «Россия в глобальной политике». URL: http://globalaffairs.ru/number/Spaset-li-Rossiya-globalizatciyu— 16037 (дата обращения: 12.04.2015).

6. Митрохина Т.Н., Горбачёв М.В. Российские политические трансформации в свете цивилизационного подхода // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2008. Т. 8. № 1.

7. Мумени М. БРИКС и ее влияние на многополярный мир // FARS News Agency. 2014. 28 July.

8. Остроух А. Россия: отказ от западных облигаций? // The WallStreet Journal. 2014. 20 September.

9. Портяков В.Я. Растущий треугольник // Россия в глобальной политике. 2008. Ноябрь. № 6.

10. Путин В.В. БРИКС согласовал порядок принятия решений по работе Банка // Официальный сайт информационного портала РИА НОВОСТИ. URL: http://ria.ru/economy/20130906/ 961339844.htm (дата обращения: 20.11.2013).

11. Путин В.В. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности // Официальный сайт Администрации президента. URL: http://archive.kremlin. ru/appears/2007.shtml (дата обращения: 22.11.2014).

12. Редакционная статья. Сможет ли банк развития БРИКС внести свой вклад в мировой порядок? // Nikkei. 2014. 21 July.

13. Bobin F. Les BRICS haussentleton sur laréformedelaBanque mondiale etdu FMI // LeMonde. 2014. 20 Avril.

14. Economist Intelligence Unit: Рейтинг стран мира по уровню благоприятных условий ведения бизнеса в 2014 - 2018 годах. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/05/26/678 (дата обращения: 12.04.2015).

15. Editorial article. Dilmachega à Rússiapara 'reforçar a famí-liadosBrics // Folha. 2012. 14 December.

16. Goodman M.P. Canthe BRICS Dominatethe Global Economy? // The National Interest. 2014. 14 August.

17. Steinberg F. El mayor desafío para los BRICS? Uno de sus propios socios // Infolatam. 2014. 15 July.

Татьяна Николаевна Митрохина,

доктор политических наук, профессор, декан факультета подготовки научно-педагогических кадров, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК КАТЕГОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ*

Статья посвящена выявлению сущности и специфики политического проекта как категории политической науки. Анализ сущности политического проекта структурирован соответственно проблемным полям, свойственным современному научному дискурсу. Анализ специфики политического проекта и политического проектирования организован по ряду направлений: субъективно-ориентированное и ценностно-идеологическое наполнение; направленное воздействие в целях изменения реальности в соответствии с субъективными представлениями о политическом устройстве; специфические, не всегда явные технологии реализации проектов; учет общественных ожиданий и настроений при проектировании; специфика субъектов политического проектирования и легитимация права субъекта на проектирование политики.

Ключевые слова: проект в политике, специфика политического проектирования, концепт «политический проект».

T.N. Mitrokhina

POLITICAL PROJECT AS A CATEGORY OF POLITICAL SCIENCE

The paper deals with defining the nature and specificity of a political project as a category of political science. The author analyses of the concept of the political project in a structured way according to problematic fields adopted in modern aca-

^W [email protected]

УДК 32.001

* Исследование подготовлено при финансовой поддержке РГНФ по проекту № 14-03-00112 «Политические проекты в дискурсивном пространстве современных российских СМИ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.