Научная статья на тему 'ПРОДВИЖЕНИЕ СМИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ'

ПРОДВИЖЕНИЕ СМИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SMM / продвижение / сообщество / аккаунт / медиахолдинг / бренд / SMM / promotion / community / account / media holding / brand

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Муха Анжела Викторовна

В данной статьей рассматривается специфика продвижения СМИ в социальных сетях. Цель данной работы определить специфику продвижения медиахолдинга «РБК» посредством социальных сетей. В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи: отметить особенности таких социальных сетей, как «ВКонтакте», «Одноклассники» и Telegram и выявить способы продвижения бренда «РБК» посредством социальных сетей. Автором статьи определено, что основным инструментом продвижения СМИ в социальных сетях является «переупаковка» материалов СМИ под формат определенной социальной сети. В ходе исследования было установлено, что к трансформации контента в социальных сетях относится сокращение объема публикации, преобразование текстовых материалов в изображения и включение интерактивных элементов: голосования, опросы, комментарии и реакции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the specifics of media promotion in social networks. The purpose of this work is to determine the specifics of promoting the RBC media holding through social networks. In connection with this goal, the following tasks were formulated: to note the features of such social networks as VKontakte, Odnoklassniki and Telegram and to identify ways to promote the RBC brand through social networks. The author of the article determined that the main tool for promoting the media in social networks is the "repackaging" of media materials under the format of a certain social network. The study found that the transformation of content in social networks includes reducing the volume of publication, converting text materials into images and including interactive elements: voting, polls, comments and reactions.

Текст научной работы на тему «ПРОДВИЖЕНИЕ СМИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ»

междисциплинарные связи и экспертная оценка: Сборник научных работ по итогам Международной научно-практической конференции, Москва, 12-13 октября 2023 года. -М.: ООО "СОЮЗКНИГ", 2023. - С. 190-203

5. Неренц, Д.В. Медиабезопасность в условиях цифровизации / Д.В. Неренц // Новые тренды журналистики и медиакоммуникаций. Сборник научных статей II Междунар. научно-практич. конф. Москва, 14 апреля 2023 г. / Отв. ред. Д.В. Неренц. -М.: РГГУ, 2023. -С. 31-35

6. Петренко, А.И. Фейки: траектория лжи. Информационный фронт специальной военной операции / А.И. Петренко. - М.: Горячая линия - Телеком, 2023. - 272 с.

7. Чеботарева, Н.И. Информационная война как деструктивная форма стратегических социальных коммуникаций: технологии медиаманипуляции в СМИ / Н.И. Чеботарева, С.С. Ковалева // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. - 2016. - № 1. - С. 59-64

8. Williams, H.J. McCulloch Caitlin Truth Decay and National Security Intersections, Insights, and Questions for Future Research / H.J. Williams // RAND Corporation. -2023.-42 p.

УДК 070

ПРОДВИЖЕНИЕ СМИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Муха Анжела Викторовна,

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры журналистики Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» (г. Ростов-на-Дону)

Аннотация. В данной статьей рассматривается специфика продвижения СМИ в социальных сетях. Цель данной работы - определить специфику продвижения медиахолдинга «РБК» посредством социальных сетей. В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи: отметить особенности таких социальных сетей, как «ВКонтакте», «Одноклассники» и Telegram и выявить способы продвижения бренда «РБК» посредством социальных сетей. Автором статьи определено, что основным инструментом продвижения СМИ в социальных сетях является «переупаковка» материалов СМИ под формат определенной социальной сети. В ходе исследования было установлено, что к трансформации контента в социальных сетях относится сокращение объема публикации, преобразование текстовых материалов в изображения и включение интерактивных элементов: голосования, опросы, комментарии и реакции.

Ключевые слова: SMM, продвижение, сообщество, аккаунт, медиахолдинг, бренд.

Annotation. This article examines the specifics of media promotion in social networks. The purpose of this work is to determine the specifics of promoting the RBC media holding through social networks. In connection with this goal, the following tasks were formulated: to note the features of such social networks as VKontakte, Odnoklassniki and Telegram and to identify ways to promote the RBC brand through social networks. The author of the article determined that the main tool for promoting the media in social networks is the "repackaging" of media materials under the format of a certain social network. The study found that the transformation of content in social networks includes reducing the volume of publication, converting text materials into images and including interactive elements: voting, polls, comments and reactions.

Key words: SMM, promotion, community, account, media holding, brand.

Постановка проблемы. Сегодня большинство традиционных СМИ имеют свой канал или аккаунт в различных социальных сетях и мессенджерах. Например, такие крупные издания как: «РБК», «Комсомольская правда», «Ведомости», «Известия», «Аргументы и факты», «Коммерсантъ» и «Российская газета» зарегистрированы в «Одноклассниках», «ВКонтакте», Telegram и др. Продвижение бренда редакции через

социальные сети предоставляет СМИ уникальные возможности для достижения своих целей по взаимодействию с аудиторией, повышению осведомленности о бренде и улучшению конкурентоспособности на медиарынке. Таким образом, они становятся эффективным инструментом в продвижении и повышении узнаваемости бренда.

Социальные сети стали показателем успешности работы СМИ. Telegram-каналы, сообщества в социальной сети «ВКонтакте», а также «Одноклассники» облегчают жизнь пользователей интернета. Люди не хотят тратить много времени на поиски новостей и интересных материалов, поэтому идут за информацией в социальные сети.

Отметим, что по данным отчета Mediascope за апрель 2023 года, социальная сеть «ВКонтакте» - самая популярная сеть в России. В 2023 году международная аудитория составляет 101,7 млн пользователей. Количество зарегистрированных аккаунтов из России, которые ежемесячно заходят в социальную сеть, - 79,5 млн человек. Почти 54% населения нашей страны используют вышеуказанную социальную сеть каждый месяц.

По сведениям Mediascope, Telegram - третья по популярности социальная сеть в России. Данная площадка стала лидером среди социальных сетей по приросту пользователей за последний год. Аудитория сети составляет 76 млн человек.

«Одноклассники» идут вслед за Telegram, это четвертая по популярности социальная сеть в России. В 2022 году «Одноклассниками» ежемесячно пользовались 36,5 млн россиян, об этом сообщают внутренние данные площадки.

Вопросы продвижения СМИ рассмотрены в работах таких отечественных ученых, как Асташева А.Е. [1, С. 71], Шабшин И. [10, С. 13] и Сенатаров A.A. [9, С. 5]. Технологии продвижения СМИ в социальных сетях рассмотрены в трудах Бейненсон В.А. [2, С. 239], Бльох Е. А. [3, С. 111], Савиной А. Е. [6, С. 72], Сафиуллиной М.А. [7, С. 102] и Смолиной В.А. [8, С. 5].

Изложение основного материала. Социальные сети стали неотъемлемой частью нашей жизни. Они оказывают огромное влияние на коммуникацию. В связи с такого рода изменениями, многие СМИ осознали важность продвижения своего бренда через инструменты социальных сетей и в установлении эффективной связи с аудиторией.

Продвижение бренда через социальные сети предоставляет СМИ уникальные возможности повышения осведомленности о бренде и улучшения конкурентоспособности на рынке. Таким образом они становятся эффективным инструментом в продвижении и повышении узнаваемости бренда.

Для организации процесса продвижения в социальных сетях необходимо [4, С. 47]: определить цель сообщества, установить показатели для определения эффективности (KPI) и разработать план действий, которые помогут в достижении цели.

Успешное продвижение на интернет-платформах обязывает мониторить конкурентов, а также следить за показателями эффективности, чтобы вовремя внести коррективы в работу в соответствии с полученными результатами.

Если говорить о поэтапном продвижении СМИ, можно выделить несколько этапов:

1) создание и оформление сообщества - это начальная стадия, на которой формируется оформление, делаются первичные настройки, на этом этапе важно создать сообщество;

2) стратегия - этап, который предполагает глубокий анализ аккаунта, редакции необходимо установить цель, задачи, проанализировать конкурентов, определить показатели оценки эффективности, а также необходимо разработать контент-план;

3) ведение сообщества - третий этап, который связан с наполнение сообщества контентом, его модерацией, ответами на комментарии и сообщения, работой над негативными отзывами аудитории;

4) продвижение сообщества - завершающий этап, направленный на привлечение целевой аудитории.

Отметим, что ведение социальных сетей - это такой же проект, как и создание сайта издания, а сообщество в социальной сети требует постоянной работы от редакции, которая подразумевает под собой: имидж, репутацию, рекламу и доход СМИ. Однако четкая стратегия по ведению аккаунта в социальной сети может принести редакции СМИ дополнительный трафик на сайт, лояльную аудиторию, положительный имидж, дополнительные продажи.

Далее рассмотрим специфику работы с такими социальными сетями, как «ВКонтакте», Telegram и «Одноклассники».

Telegram - социальная сеть с высокой степенью приватности и безопасности, которая позволяет создавать внутренние чаты, где подписчикам дается возможность вести прямой контакт с редакцией СМИ, а также обсуждать новости и делиться реакциями на публикации. Отличительной особенностью Telegram, как было отмечено выше, является высокая степень приватности и безопасности.

Социальная сеть «ВКонтакте» позволяет СМИ создавать сообщества или публичные страницы. Чаще всего современные СМИ в данной социальной сети публикуют подводки к материалам в сопровождении с фото и ссылками на полную версию материала на сайте. Однако, в отличие от Telegram, в социальной сети «ВКонтакте» не пользуются спросом новости в формате «молнии». На данной площадке присутствуют такие вкладки как: видео, фото, клипы, адреса, обсуждения, подкасты. Также на этой интернет-площадке можно проводить прямые трансляции и выкладывать истории.

«Одноклассники» — социальная сеть, ориентированная на взрослую аудиторию, в которой СМИ могут создавать свои группы. На платформе присутствуют такие вкладки как: лента, участники, темы, фото и видео. В «Одноклассниках», как и на вышеуказанных площадках публикуется подводка к материалу, на который можно перейти по прикрепленной ссылке.

Далее хотелось бы перейти непосредственно к анализу продвижения СМИ в социальных сетях на примере медиахолдинга «РБК». В редакции данного СМИ работают редакторы, которые занимаются ведением Telegram-канала. При работе с социальными сетями редакция «РБК» нередко ссылается на материалы из других СМИ, так, например, в материале, опубликованном 3 июля 2023 года, присутствует ссылка на материал из газеты «Ведомости»: «Бывшую усадьбу Олега Тинькова "Волга дача" в Астраханской области выставили на продажу, сообщают «Ведомости». В региональных редакциях даже пересылают новости коллег к себе на канал. Например, в редакции «РБК Ростов», 16 августа 2023 года, опубликовали материал «Эксперт Юг»: «"Эксперт Юг" запустил опрос для бизнеса об актуальности ESG-повестки после 2022 года» [5].

Обратимся к методам продвижения в социальных сетях. Артем Сенаторов в своей книге «Telegram: как запустить канал, привлечь подписчиков и заработать на контенте» выделяет методы продвижения Telegram-канала [4], которые он разделяет на платные и бесплатные, отмечая, что, естественно, платные намного эффективнее, а деньги, потраченные на продвижение канала, по его мнению, следует рассматривать как инвестиции в развитие канала. В Telegram-канале низкий порог монетизации. В данном случае от рекламы будет толк, только если канал имеет 2 500-3 000 подписчиков.

В данной работе будут рассмотрены особенности ведения аккаунтов в социальных сетях «РБК». Медиахолдинг «РБК» был основан в 1993 году двумя бизнесменами -Григорием Биргером и Дмитрием Киселевым, которые решили создать новостное агентство, которое бы освещало важные новости в сфере экономики и бизнеса России. В то время экономическая ситуация в России была сложной из-за перехода к рыночной экономике и бурному развитию бизнеса, поэтому Биргер и Киселев решили, что новости в этой сфере будут очень востребованы. Изначально агентство занималось не только новостями, но и консалтингом. Однако вскоре они поняли, что нужно сосредоточиться только на новостях.

В 2000 году редакция «РБК» запустила свой первый сайт, на котором публиковались новости о бизнесе и экономике. В 2003 году сайт стал доступен на английском языке и начал привлекать внимание зарубежных читателей.

Перейдем к анализу социальных сетей медиахолдинга «РБК». Количество подписчиков в «Одноклассниках» у «РБК» составляет более 499 000 человек, в социальной сети «ВКонтакте» - более 904 000, а в Telegram - более 376 000 человек.

К главной особенности ведения сообщества в любой социальной сети можно отнести «переупаковку» под формат определенной социальных сетей. «Переупаковкой» называют процесс адаптации или изменения контента, созданного для традиционных СМИ и преобразованного под формат социальных сетей.

«Переупаковка» контента под формат социальных сетей обусловлена различиями в формате и способе потребления информации в традиционных СМИ и социальных сетях.

Социальные сети «ВКонтакте», «Одноклассники» и Telegram имеют свои особенности: ограниченное количество символов в публикациях СМИ, быстрота распространения, визуальное представления информации, взаимодействие с аудиторией, публикация пользовательского контента.

К трансформации контента в социальных сетях СМИ можно отнести:

1) сокращение объема контента - социальные сети ограничивают объем публикаций, поэтому необходимо обладать навыками преобразования больших текстов с сайта для социальных сетей;

2) преобразование текстовых материалов в изображения, так как в социальных сетях особенно важным является визуальное оформление, то СМИ разрабатывают специальные карточки, в которых указывают основные тезисы с объемного материала, опубликованного на сайте;

3) включение интерактивных элементов: голосования, опросы, комментарии и реакции.

«Переупаковка» контента СМИ под формат социальных сетей позволяет достичь больших охватов и взаимодействия с аудиторией, а также привлечь внимание к источнику информации в более удобном и доступном формате. Этот процесс требует гибкости, творческого подхода и понимания целей и особенностей работы с определенной социальной сетью. Хочется также выделить преимущества работы СМИ с «переупаковкой» материалов для социальных сетей:

- экономия времени: «переупаковать» материал легче и быстрее, чем собирать фактуру, проводить фактчекинг и писать материал заново;

- расширение охвата аудитории: используя один материал на разных площадках, существует возможность донесения информации до большего количества людей;

- продление срока жизни контентной единицы: грамотный тематический контент вызывает всплеск интереса после публикации, который затем переходит в фазу плато и постепенно затухает, даже если речь идет о контенте высокого качества и о вечных темах. «Переупаковка» помогает надолго отодвинуть момент, когда жизненный цикл придет к своему логическому завершению;

- дополнительный трафик: некоторые варианты «переупаковки» способны привести на сайт-первоисточник или в социальные сети дополнительных посетителей.

В редакции СМИ работают отдельные редакторы по каждой социальной сети, которые публикуют материалы. Для эффективности работы в редакции разграничивают журналистов и SMM специалистов.

Выводы. Таким образом, в данной работе мы выявили, что социальные сети занимают важно место в жизни людей. В век диджитализации традиционные СМИ переходят работать в социальные сети и трансформируют свой контент под определенную социальную сеть. Однако социальные сети не смогут полностью заменить традиционные СМИ, могут лишь стать дополнительным источником информации, расширять охват аудитории и способствовать продвижению бренда редакции.

Для того чтобы редакция могла продвигать свое СМИ, ей необходимо разработать собственный стиль написания и оформления материалов, отличительные фишки, мультимедийные и интерактивные элементы. Данные инструменты способствуют продвижению бренда СМИ посредством социальных сетей, позволяя сделать издание узнаваемым.

Список литературы:

1. Асташева, А.Е. Особенности продвижения печатных СМИ на информационном рынке / А.Е. Асташева // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. -2014. - №2. - С. 71-75

2. Бейненсон, В.А. Продвижение СМИ в социальных сетях: возможности и проблемы / В.А. Бейненсон // Вестник ИНГУ. - 2016. - №5. - С. 239-243

3. Бльох, Е.А. Технологии продвижения детских СМИ в социальных сетях (на примере социальной сети ВКонтакте) / Е.А. Бльох // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 3(25). -С.111-119

4. Муха, A.B. Специфика работы телеграм-канала «РБК» / A.B. Муха // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. - 2023. -№ 1(25). - С. 133-137

5. Пашкова, Л. Бывшую усадьбу Тинькова на Волге выставили на продажу / Л. Пашкова // РБК: [сайт]. - 2023. - URL: https://www.rbc.ru/business/03/07/2023/64a25e2c9a79473c926bb660 (дата обращения 19.01.2024)

6. Савина, А.Е. Продвижение печатных СМИ в социальных сетях на примере газеты «Голос Череповца» / А.Е. Савина // Наука и образование сегодня. - 2018. - № 10(33). -С. 72-74

7. Сафиуллина, М.А. Яндекс.Дзен как канал продвижения традиционных СМИ / М.А. Сафиуллина // Перспективы и проблемы средств массовой информации в современном мире: Материалы Международной научно-практической конференции, Уфа, 14-15 октября 2021 года. - Уфа: Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2021. - С. 98-100

8. Сенаторов, А.А. Telegram: как запустить канал, привлечь подписчиков и заработать на контенте / А.А. Сенаторов. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 160 с.

9. Смолина, В.А. SMM С НУЛЯ: секреты продвижения в социальных сетях / В.А. Смолина. - М., Вологда: Инфра-Инженерия, 2019. - 353 с.

10. Шабшин, И. Интернет-СМИ: возможности для продвижения И. Шабшин // Интернет-маркетинг. - 2002. -№ 1.-С. 13-18

УДК 316:32.019.51

ОСОБЕННОСТИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ОРГАНОВ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ

Нехайчук Дмитрий Валериевич,

доктор экономических наук, доцент, заместитель директора Севастопольский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (г. Севастополь);

Вовк Екатерина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Научная статья посвящена исследованию вопросов организации и особенностей связей с общественностью в органах местного самоуправления. Рассмотрены подходы к понятию связей с общественностью и его значение в современных условиях. Авторами показаны формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления, а также профессиональные и общественно значимые приоритеты в сфере связей с общественностью. Выделены наиболее важные положительные стороны электронных инструментов коммуникация формата «online». Проанализированы возможности официального сайта и официального сообщества в социальных сетях как информационных инструментов связей с общественностью органов МСУ для увеличения гражданской вовлеченности в деятельность органов управления муниципалитетом.

Ключевые слова: связи с общественностью, органы местного самоуправления, информационные ресурсы, официальный сайт, социальные сети.

Annotation. The scientific article is devoted to the study of issues of organization and features of public relations in local governments. Approaches to the concept of public relations and its significance in modern conditions are considered. The authors show the forms of direct implementation by the population of local self-government, as well as professional and socially significant priorities in the field of public relations. The most important positive aspects of electronic communication tools in the "online" format are highlighted. The capabilities of the official website and the official community on social networks as information tools for public

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.