ПРОДВИЖЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ
М.И. Долгова, магистрант
Д.В. Сливинский, канд. экон. наук, доцент
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-3-1-172-177
Аннотация. В статье рассмотрены инновационных технологии, применяемые в аэропортовых предприятиях для информационного обслуживания пассажиров. Представлены результаты исследований в области автоматизации авиапредприятий. Определены основные причины экономической эффективности инвестиционных вложений авиапредприятий в развитие инновационных технологий на воздушном транспорте
Ключевые слова: экономическая эффективность, коммерческая деятельность, инвестиционные вложения, инновационные технологии, информационные технологии, воздушный транспорт, исследования, мобильное приложение.
Развитие технологий обслуживания пассажиров является главным приоритетом для аэропортов во всем мире. По прогнозам SITA, ведущего разработчика информационных технологий в области гражданской авиации, к 2036 году количество пассажиров удвоится и достигнет 7,6 млрд. [8]. Это значит, что авиапредприятия столкнутся с необходимостью обслуживать огромные потоки людей, обеспечивая при этом их безопасность и предоставляя максимально комфортное обслуживание - без задержек рейсов, длинных очередей в зонах предполетного, паспортного и таможенного контроля, а также без потери багажа. К сожалению, на данный момент инфраструктура аэропортов не готова к увеличению пассажиропотока, поэтому обеспечить бесперебойную работу авиапредприятий сможет применение инновационных технологические решения: внедрение искусственного интеллекта, мобильных сервисов для оказания услуг, биометрии и других технологий. Данные решения повысят эффективность работы предприятий и качество обслуживания пассажиров.
Внедрение инновационных информационных технологий поспособствует улучшению показателей аэропорта как экономических, так и качественных, поскольку приведет к уменьшению затрат на персонал, увеличению доходов от неавиацион-
ной деятельности, а также позволит уменьшить количество задержек рейсов, так как пассажиры смогут лучше ориентируются на территории аэровокзала и в режиме реального времени узнать обо всех изменениях, касающихся их рейса и многое другое. Однако, перед внедрение инновационных технологий их необходимо либо разработать силами своих ИТ-отделом или сторонних компаний, либо обратиться к ИТ-компаниям, у которых уже имеются готовые разработанные программные решения и опыт их внедрения в промышленную эксплуатацию. Примером может служить российский разработчик -АО «РИВЦ-Пулково», который за более чем 40 лет своей деятельности стал ведущей ИТ-компанией гражданской авиации России в области автоматизации авиатранспортных процессов в аэропортах, авиакомпаниях и агентствах по продаже перевозок [2].
Информационное обслуживание пассажиров в здании аэровокзала является одной из важнейших задач в обеспечении наземного обслуживания пассажиров, поскольку от грамотной организации данного технологического процесса зависит пропускная способность аэровокзала, а значит и его доходы. Также в аэропортах стараются сделать пребывание пассажиров наиболее комфортным и вместе с тем безопасным. Для этого необходимо свое-
временно доносить до каждого пассажира точную предполетную информацию, например, о начале посадки на рейс, и сопутствующей, например, о чрезвычайных ситуациях, посредством оповещения и отображения информации на мониторах, указателей и других средствах информирования.
Основными задачами в организации информационного обслуживания и навигации пассажиров в аэропорту являются:
- обеспечение быстрой и удобной навигации пассажиров в аэровокзале,
- правильная организация пассажирских потоков,
- экономия времени нахождения пассажиров в аэровокзале,
- информирование пассажиров,
- организация звуковой и визуальной информации,
- сокращение количества обращений за информацией к персоналу аэропорта.
Различаются несколько видов информационного обслуживания пассажиров и посетителей в аэровокзале:
- визуальное (вебсайт, социальные сети, мобильное приложение для смартфонов, навигационные указатели, дисплеи, мониторы и информационные стойки в аэровокзалах);
- звуковое (аудио-оборудование);
- устное (справочное бюро).
Очень важно, чтобы в аэропорту предоставляли информацию по многочисленным каналам, в целях донести актуальную информацию до каждого пассажира. Это решается с помощью следующих взаимосвязанных систем информационного обслуживания и навигации пассажиров:
- Автоматизированная система визуального информирования;
- Автоматизированная система звукового информирования;
- Интерактивная навигация и информирование с помощью смартфона или панели;
- Навигационные указатели.
Эффективная организация всех систем
информирования и навигации в аэровокзале позволяет пассажиру быстро сориентироваться, что приводит к уменьшению времени, потраченного на прохождение
досмотров и контролей и увеличивает свободное время пассажира, которое он может потратить на покупку товаров и услуг, тем самым повышая доходы аэропорта от неавиационной деятельности.
Каждый аэропорт стремится к улучшению качества обслуживания пассажиров, поэтому неудивительно, что в последнее время тенденции в области инновационных технологий направлены на развитие биометрии, систем самообслуживания и автоматизации, приложений для мобильных сервисов. Данные технологии не только могут помочь авиапредприятиям стать более привлекательными для всех категорий пассажиров, но и стать безопаснее, уменьшив в аэровокзалах контакты между людьми, что было востребовано в период пандемии коронавирусной инфекция «COVID-19» в 2020 году [7].
Рассмотрим более подробно некоторые инновационные технологии обслуживания пассажиров, которые уже были введены или только планируются к вводу в эксплуатацию в самом ближайшем будущем в крупных аэропортах мира:
1. Цифровые видеостены
Сейчас в аэровокзалах большой популярностью пользуются видеостены, которые уже установлены во многих российских аэропортах. Помимо предоставления пассажирам и посетителям аэропортов подробной полетной информации большого формата, видеостены помогают занять их свободное время различными рекламными роликами [4].
По данным исследования российской компании «ROMIR Monitoring» 65% посетителей аэропорта замечают установленные видеостены и 75% из них запоминают увиденную рекламу. Это делает видеостены перспективным вложением средств для аэропорта, поскольку предоставление рекламного места в аренду приносит ему хорошую прибыль.
2. Роботы-помощники
Применение робототехники уже давно
перестало быть чем-то фантастическим, поэтому неудивительно, что роботов начали использовать во многих аэропортах [4]. В 2016 году в международном аэропорту «Женева» компания SITA начала тестиро-
вание своих роботов, разработанных для оказания помощи пассажирам, которым достаточно просканировать свой посадочный талон и попросить робота сопроводить их к нужному выходу на посадку или принять багаж у входа в аэровокзал и доставить его до конвейерной ленты.
3. Мобильное приложение
Мобильные технологии уже давно вошли в нашу повседневную жизнь, поэтому неудивительно, что аэропорты начали предлагать новый сервис - мобильное приложение. Оно открывает новые возможности для удовлетворения потребности аэропорта в увеличении прибыли от неавиационной деятельности и позволяет более эффективно донести информацию до пассажиров и сориентировать их в здании аэровокзала [4]. Однако, на сегодняшний день, по итогу исследования SITA мобильные приложения имеют лишь 41% от всех аэропортов мира [9].
Мобильное приложение для прилетающих или вылетающих пассажиров, а также для других посетителей аэропорта, предоставляет им информацию о расписании и задержках рейсов, о парковке и других услугах в режиме реального времени. Кроме того, пассажиры, установившие мобильное приложение, могут получить информацию о времени ожидания на пунктах досмотра и контроля, а также ознакомиться с акциями в ресторанах и магазинах. Приложения разрабатывают как для iPhone, так и Android, охватывая обе аудитории пользователей мобильных устройств [1].
4. Радиомаяки
Многие крупные аэропорты заинтересованы в развитии концепции умных аэропортов и планируют устанавливать радиомаяки технологий indoor-навигации, позволяющие людям ориентироваться внутри зданий и находить нужные им объекты, например, выходы на посадку, стойки регистрации, магазины. По данным исследования компании «SITA» в ближайшие годы более 80% аэропортов будут готовы использовать радиомаяки для предоставления услуг навигации и 74% - для информирования пассажиров [6].
Внедрение радиомаяков пользуется популярностью в аэропортах, которые имеют несколько терминалов. Это обосновано необходимостью сокращения времени передвижения транзитных пассажиров в здании аэровокзала для того, чтобы избежать инцидентов с опозданием пассажиров на рейс и задержками рейсов [4].
Такая технология не только позволяет улучшить обслуживание авиапассажиров, в том числе с ограниченными возможностями, помогая им ориентироваться в здании аэровокзала, получать информацию в режиме реального времени, например, основанную на поиске местоположения, но и позволяют авиапредприятию получить множество аналитических данных, необходимых для проведения анализа работы аэропорта. Так система помогает службам аэропорта найти проблемные зоны в аэровокзале, улучшить контроль за персоналом, повысить уровень безопасности в аэропорту и многое другое.
5. Биометрия
Согласно исследования компании SITA большое внимание аэропорты уделяют безопасности, поэтому технология биометрической идентификации в последние годы особенно интенсивно развивается и инвестируются. Данная инновационная технология позволяет быстро и безопасно обработать данные по пассажирам. Система способна идентифицировать пассажира на любом участке обслуживания с помощью фото- или видеокамеры и связать его биометрический образ с посадочным талоном и документами, подтверждающими личность. Таким образом повышается оперативность обработки данных, уменьшается количество контактов между людьми, а время обслуживания пассажиров в терминале сокращается, что позволяет повысить пропускную способность аэропорта [9].
Биометрическая технология сейчас активно внедряется в аэропортах во всем мире, в том числе и России. Министерство транспорта Российской Федерации рассчитывает, что к 2024 году технология биометрии совместно с использованием искусственного интеллекта будет внедрена в 12 крупных аэропортах России. Однако, из-за необходимости соблюдения имею-
щихся процедур проверки данных, согласно требованиям законодательства, процесс перехода к данной инновационной технологии может занять больше времени. Сейчас же в аэропорту «Домодедово» и «Шереметьево» планируется в ближайшее время внедрение видеокамер для идентификации пассажиров на стойках таможенного и паспортного контроля.
Внедрив данную технологию, аэропорт смог сократить количество контактов между персоналом и пассажирами при прохождении точек контроля с помощью идентификации лиц вместо предоставления и проверки посадочных талонов.
Рассмотренные системы помогают аэропортам повысить уровень доходов от неавиационной деятельности, эффективность их работы и, как следствие, качество обслуживания пассажиров, за счет предоставления им необходимой информации, а также помогая пассажирам лучше ориентироваться в здании аэровокзала, тем самым избегая повышенного стресса в новой обстановке и опозданий на рейсы.
По данным ежегодного исследования по автоматизации аэропортов России, проведенного компанией АО «РИВЦ-Пулково» в 2019 году, визуальное и звуковое информирование в аэропортах наиболее востребовано [2]. Этому способствуют новые функциональные возможности систем электронного информирования, а также постоянное совершенствование технических средств передачи информации. На данный момент вебсайт аэропорта является популярным и незаменимым сервисом по оповещению и информирования пассажиров и посетителей аэропорта. Также в ходе исследование ИТ-специалисты опрашиваемых аэропортов отметили, что уже началось развитие мобильных сервисов для информирования пассажиров, в данном случае мобильных приложений. В ближайшие годы аэропорты, используя мобильные сервисы, смогут доносить конкретную информацию до каждого пассажира, как полетную, так и информацию о скидках в магазинах, об акциях на товары и услуги [3].
Проанализировав данные исследования АО «РИВЦ-Пулково» и направления в
развитии систем информирования и навигации, на мой взгляд, можно с уверенностью сказать, что решить проблемы с повышением эффективности обслуживания пассажиров в аэропорту, сократить расходы на персонал стоек информации, а также увеличить доход от неавиационной деятельности, поможет мобильное приложение, поскольку оно позволяет посетителям аэропорта не заблудиться на территории аэровокзала и способно передавать точную и своевременную информацию об аэропорте или предоставляемых в нем услугах [2]. Несмотря на то, что мобильные приложения пользуются большой популярностью как у пассажиров, так и у персонала аэропорта, на данный момент в магазинах приложений можно найти более 20 различных мобильных приложений аэропортов России. Однако, только пять аэропортов запустили свои официальные мобильные приложения: «Шереметьево», «Домодедово», «Волгоград», «Хабаровск», «Казань».
Есть несколько важных причин, по которых аэропорты не выделяют денежные средства в разработку мобильных приложений, но основным является то, что по статистике 32% аэропортов не довольны числом скачиваний своих приложений, к тому же мобильные приложения требуют дополнительных расходов на их распространение и сопровождение. Тем не менее благодаря мобильным приложениям аэропорты получают дополнительный источник доходов за счет продвижения услуг и сервисов аэропортов, например, магазинов, парковок, ресторанов, а также повышают эффективность своей работы за счет предоставления посетителям аэровокзала своевременной и точной информации, тем самым увеличивая уровень удовлетворенности своих пассажиров.
Инвестирование в инновационные информационные технологии - это всегда рискованный шаг для любого предприятия, поскольку стоимость систем очень высока и нет гарантии, что данные вложения окупятся. Рассмотренные инновационные технологии довольно дорогостоящие и не всегда могут быстро окупиться, поэтому для предприятия очень важно вы-
брать лучший вариант из возможных средств информирования и навигации пассажиров для аэропорта. Мобильное приложение, как средство дополнительного информирования и навигации пассажиров, является наиболее перспективной системой для инвестиционных вложений, поскольку оно может минимизировать контакты между персоналом аэропорта и пассажирами, помочь решить проблему с опозданиям пассажиров на рейс, а, следовательно, и с задержками вылетов воздушных судов, что отрицательно сказывается на работе аэропорта и авиаперевозчиков, а также повысить коммерческие доходы от неавиационной деятельности, за счет предоставления дополнительных рекламных мест, что особенно актуально для авиапредприятий в современных условиях.
Прежде, чем инвестировать денежные средства в разработку мобильного приложение, необходимо произвести расчет экономической эффективности проекта, который покажет насколько увеличится доход аэропорта от неавиационной деятельности в случае внедрения мобильного приложения и его прибыльность. Рассчитав ежегодную прибыль аэропорта, получаемую от сдачи в аренду рекламных мест в мобильном приложении, можно опреде-
лить насколько может увеличиться доход авиапредприятия, с учетом вычета стоимости ежегодного сопровождения системы и права использования.
Несмотря на то, что в России мобильные приложения разработаны только для 7% аэропортов, это направление в информационных технологиях быстро развивается и со временем все аэропорты будут иметь данное средство общения аэропорта с его посетителями.
Таким образом можно сделать вывод, что в ближайшее время авиапредприятиям необходимо инвестировать в инновационные информационные технологии для их развития и продвижения на воздушном транспорте. Стоит сказать, что на сегодняшний день существует множество автоматизированных систем, внедрение которых позволяет бесперебойно и качественно обслуживать управление пассажиропотоками в аэропортах, автоматизируя информирование пассажиров и персонал о происходящих событиях и предоставляемых услугах, а также позволяет аэропортам получать дополнительный доход от неавиационной деятельности, например, на предоставлении мест для размещения рекламы, что и позволяет мобильное приложение.
Библиографический список
1. Официальный сайт компании «Integral Systems». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://initsys.ru
2. Официальный сайт АО «РИВЦ-Пулково». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rivc-pulkovo.ru
3. Статья на официальном сайте журнала «Авиатранспортное обозрение». Название: «Шереметьево запустил первое среди аэропортов России мобильное приложение» от 7.12.2012. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ato.ru/press-releases/sheremetevo-zapustil-pervoe-sredi-aeroportov-rossii-mobilnoe-prilozhenie
4. Статья на официальном сайте журнала «Business Traveller». Название: «О высоких технологиях в самых продвинутых аэропортах мира». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.businesstraveller.com.ru/articles/o-vysokikh-tekhnologiyakh-v-samykh-prodvinutykh-aeroportakh-mira/
5. Отчет на официальном сайте компании «SITA». Название: «Airport IT trends Survey 2019». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sita.aero/resources/surveys-reports/air-transport-it-insights-2019/
6. Отчет на официальном сайте компании «SITA». Название: «Airport IT trends Survey 2018». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sita.aero/resources/surveys-reports/air-transport-it-insights-2018/
7. Отчет на официальном сайте компании «SITA». Название: «Passenger IT Insights 2020». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sita.aero/resources/surveys-reports/passenger-it-insights-2020/
8. Отчет на официальном сайте компании «SITA». Название: «2025: Air travel for a digital age». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sita.aero/resources/White-papers/air-travel-for-a-digital-age/
9. Статья на официальном сайте журнала «Aviation Explorer». Название: «SITA: «Цифровые путешественники» определяют пассажирскую стратегию авиакомпаний и аэропортов до 2025 года» от 3.09.2019. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.aex.ru/news/2019/9/3/201746/
PROMOTION OF INNOVATIVE INFORMATION TECHNOLOGIES BY AIR
TRANSPORT
M.I. Dolgova, Graduate Student
D.V. Slivinsky, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Saint Petersburg State University of Civil Aviation (Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article discusses innovative technologies used in airport enterprises for information services for passengers. The results of research in the field of automation of aviation enterprises are presented. The main reasons for the economic efficiency of investments of aviation enterprises in the development of innovative technologies in air transport have been determined.
Keywords: economic efficiency, commercial activity, investment investments, innovative technologies, information technologies, air transport, research, mobile application.