Научная статья на тему 'ПРОДВИЖЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ESG – ВАЖНАЯ ЗАДАЧА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ GR-СТРУКТУР'

ПРОДВИЖЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ESG – ВАЖНАЯ ЗАДАЧА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ GR-СТРУКТУР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GR-менеджмент / ESG / государство / цифровизация экономики / экологизация / бизнес / НКО / корпоративная культура / позиционирование на рынке / GR-management / ESG / government / digitalization of the economy / greening / business / NGOs / corporate culture / market positioning
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чулюков А.Д., Воротников А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОДВИЖЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ESG – ВАЖНАЯ ЗАДАЧА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ GR-СТРУКТУР»

Чулюков А.Д.

студент РАНХиГС при Президенте РФ ad.chulukov@gmail.com Воротников А.М.

к.х.м., доцент кафедры государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ, координатор Экспертного совета Проектного офиса развития Арктики vdep14@yandex.ru

ПРОДВИЖЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ESG - ВАЖНАЯ ЗАДАЧА

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ GR-СТРУКТУР

Ключевые слова: GR-менеджмент, ESG, государство, цифровизация экономики, экологизация, бизнес, НКО, корпоративная культура, позиционирование на рынке.

Keywords: GR-management, ESG, government, digitalization of the economy, greening, business, NGOs, corporate culture, market positioning.

GR-структуры разных стран находятся в постоянном изменении. Сейчас, как отмечают исследователи, фокус развития направлен на ESG-принципы. Действительно, нельзя не заметить, что новый подход к управлению организацией затронул как государственные структуры, так и бизнес, и НКО. Таким образом, для GR-менеджеров становится важным умение лоббировать интересы компании в части экологической повестки как внутри компании, так и за её пределами, с другими участниками промышленного лобби. Для этого необходимо соотнести существующие механизмы GR-менеджмента с ESG-принципами, составить образ-результат такой роли и доказать всем участникам межсекторного социального партнерства, что ESG - это необходимость в XXI веке.

Стоит вспомнить, что Президент РФ В.В. Путин 10 мая 2022, обращаясь к властям регионов, где горел лес, сказал, что «нельзя допустить повторения ситуации прошлого года, когда лесные пожары стали самыми продолжительными и интенсивными за несколько последних лет». Стоит отметить, что ESG-подход учитывает экологическую повестку, и его использование могло предотвратить наступление негативных рисков. Более того, несмотря на геополитическую ситуацию, глава Крыма С.В. Аксёнов в мае 2022 г. заявил, что в Крыму инициировано возведение трех му-сороперерабатывающих заводов. С его точки зрения, это позволит ежегодно ликвидировать 860 тысяч тонн отходов, а строительство планируют начать до конца этого года. Таким образом, ESG-повестка остается актуальной несмотря на изменения на международной политической арене.

Трансформация отношений бизнеса и общественного сектора с государственной системой определяется не только расширением процессов глобализации и информатизации или перманентно изменяющейся социально-экономической действительности, но и популяризацией трендов, направленных на развитие экологического, социального и корпоративного управления. Стоит отметить, что названная трансформация преобразует и модифицирует границы между названными секторами общественной жизни и сам формат взаимодействия между ними. Такое усложнение приводит к тому, что бизнес и НКО прибегают к новым механизмам и технология управления взаимодействием с органами власти. Как уже было отмечено, тренды, направленные на экологию, социальное и корпоративное управление, стали перениматься не только за рубежом, но и в России. Очевидно, что опыт России и западных стран различается, но их сравнение даст ответы на вопросы, которые помогут ускорить распространение ESG-подхода через поиск или создание нужных инструментов воздействия на органы власти и государственную систему в целом.

Сущность и особенности GR-менеджмента

Новая концепция институционализма и устойчивого развития определяет границы партнерства между государством и бизнесом в условиях современного общества. С точки зрения четвертой технологической революции необходимо установление баланса интересов и партнерства между органами власти и бизнесом, которые в свою очередь участвуют в разработке и реализации управленческих решений и государственной политики. Так, триггером нового этапа устойчивого экономического развития по праву являются цифровые технологии. Само понятие «устойчивое развитие» было сформулировано Комиссией по окружающей среде и развитию Генеральной Ассамблеи ООН в 1987 году. Оно же и актуализирует развитие управления при помощи методов GR. В своем докладе члены комиссии отмечали, что экономический рост должен происходить без ущерба для окружающей среды. Таким образом, концепция «устойчиво-

го развития» определяет «долгосрочное непрерывное развитие, которое отвечает потребностям людей, живущих сегодня, без ущерба для потребностей будущих поколений»1.

Для реализации устойчивого развития органы государственной власти, бизнесу, НКО необходимо уметь договариваться и приходить к компромиссу. Это возможно при существовании государственного механизма, который оптимально регулирует рыночные методы, учитывая национальные особенности населения, экономики и, в целом, структуру общества. Стоит отметить, что принципы устойчивого развития соответствуют развитию управления методами GR. В свою очередь, GR-менеджмент ставит перед собой следующие цели:

1) С учетом внешних факторов в экологической среде поиск баланса экономических процессов, при котором производство не влияет на окружающую природу;

2) Развитие не только с точки зрения краткосрочной перспективы, но и с учетом требований будущих поколений, метода форсайта;

3) Через координацию действий в разработке технологий, связанных с переработкой ресурсов для удовлетворения потребностей населения, обеспечение баланса в социальной сфере.

В целях снижения текущих рисков и обеспечения устойчивого развития необходимо развивать взаимодействие бизнеса и органов власти - это и есть одна из основных задач GR-менеджмента. С другой стороны, государство тоже должно предпринимать шаги навстречу бизнесу, обеспечивая «не только рост экономических показателей, но и покрытие нулевых, отрицательных значений потребления природных ресурсов, нарушающих экологический баланс»2. Таким образом, становится очевидным, что необходимо устанавливать такие отношения с помощью GR-менеджмента, которые подразумевают:

1) Многосторонний, конструктивный и продуктивный (в смысле количества и качества последующих управленческих решений) диалог с органами власти различного уровня;

2) Развитие в рамках концепции устойчивого развития и в условиях цифровизации экономики компетенций бизнеса в предпринимательстве;

3) Формирование новых инструментов, которые помогают достигнуть бизнес-цели, но не привычным способом, а в контексте устойчивого развития, цифровизации экономики и через взаимодействие с органами государственной власти.

Виды GR-менеджмент определяются его целями и задачами. Так, ученые, как правило, делят GR-менеджмент на GR в системе устойчивого развития экономики и на GR в контексте экономического роста. Первый подразумевает «восстановление природных ресурсов, формирование нулевых и минусовых значений показателей в экономике»3. Управление GR в контексте устойчивого экономического роста предполагает избегать отрицательных значений бизнес-индикаторов, потому что рост предполагает положительную динамику. Второй вид GR, таким образом, направлен «только на увеличение доходов с целью улучшения показателей экономического благосостояния населения без учета глобального истощения природных ресурсов и нарушения экологического баланса». Нет сомнения в том, что GR-менеджмент лоббирует интересы экономических систем и преследует цель увеличения доходов. Согласно исследованиям, «перспективы развития управления GR в контексте формирования цифровой экономики будут определяться как концепциями глобального и национального законодательства, так и руководящими местными принципами с учетом

4

менталитета» .

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что GR-менеджмент - это концепция «применения коммуникативных технологий индивидами или социальными институтами для влияния на правительственные решения местного, регионального, национального или интернационального уровней или их комбинаций»5. В профессиональном словаре лоббистской деятельности приводится следующее определение: «Government Relations (GR, дословно: взаимодействие с органами государственной власти) — это деятельность специально уполномоченных сотрудников крупных коммерческих структур (GR-специалистов) по сопровождению деятельности компании в политической среде»6.

Концепция ESG

Еще до того, как COVID-19 перевернул бизнес, общество и государство, движение за охрану окружающей среды, социальную сферу, управление на основе ESG набирало обороты. Актуальные проблемы, такие как изменение климата и экономическая интеграция, сосредоточили внимание инвесторов и руководителей на важности долгосрочных приоритетов и нефинансовой отчетности7. Так, около 200 генеральных директоров подписали заявление Делового круглого стола (Деловая ассоциация «Круглый стол по вопросам бизнеса» (Business Roundtable), объединяет круп-

1 Brundtland G.H. Our Common Future. Report of the UN Commission on Environment and Development. - Moscow: Progress, 1987. - 383 p.

2 Mack QS. Business, Politics, and the Practice of Government Relations. - Westport: Greenwood Publishing Group, 1997. - P. 4.

3 Kail Y.Y., Shokhnekh A.V., Samsonova M.V. // Prospects of GR Management Development in the context of forming a digital economy. - Venezuela: Espacios, 2019. - Vol. 40, N 22. - P. 30.

4 Там же.

5 Кулакова Т. А. Government Relations в процессе принятия политических решений // Политическая экспертиза. 2005. - Т. 1, № 2. - С. 226-237.

6 Алферов Ю. Ю. Government relations в России как развивающаяся сфера коммуникационного менеджмента // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. - № 17. - С. 71-73.

7 How ESG will drive the next wave of transformation // PwC - Climate change. - https://www.pwc.com/gx/en/issues/reinventing-the-future/take-on-tomorrow/esg-transformation.html

нейшие компании США) 2019 года о том, что «интересы всех заинтересованных сторон, а не только акционеров, требуют внимания высшего руководства». Затем глобальная пандемия повысила понимание того, насколько все взаимосвязаны, как быстро внешние потрясения могут воздействовать на мировую экономику, и насколько важны доверие и прозрачность для функционирования экономики.

Эти перекрестные понятия в современном мире объединяются, чтобы продвинуть следующую волну корпоративной трансформации: ESG-трансформацию1. Как и цифровые технологии, ESG обладает потенциалом для изменения того, как успешные организации планируют, внедряют и работают. Так же, как и цифровые технологии, ESG -обширная тема, вследствие чего организациям сложно понять, с чего начать. В случае цифровых технологий эта неопределенность привела к тому, что многие организации начали с малого: они начали с нуля, запуская один пилотный проект за другим, обучаясь в процессе, но также рискуя быть настигнутыми более амбициозными конкурентами, которые быстрее воспользовались возможностью переосмыслить свой бизнес в цифровом формате. Сегодня большинство управленческих команд понимают, что раскрытие истинного потенциала цифровых технологий требует комплексного подхода - комплексной программы, в рамках которой цифровые технологии затрагивают все аспекты деятельности компании, каждое подразделение и функцию. Цифровые технологии не просто позволяют компании делать то же самое быстрее - они меняют образ жизни компании.

То же самое относится и к ESG - она раскрывает суть того, почему люди занимаются бизнесом, что такое компания и каково её влияние на мир, как бизнесмены согласовывают свою бизнес-модель с потребностями общества, о чем они сообщают и как они взаимодействуют со своими сотрудниками и заинтересованными сторонами в целом2. Поскольку для большинства компаний цифровая трансформация все еще находится в стадии разработки, идея осуществления еще одного крупного перехода может показаться пугающей. Однако в компании PwC считают, что «отсрочка ESG преобразования создает риск того, что при перестройке компании будет жесткая привязка к старым моделям создания стоимости, которые не могут удовлетворить интересы заинтересованных сторон и долгосрочные потребности бизнеса. Также становится все более вероятным, что управленцы не смогут управлять вполне реальными и суще-

3

ственными рисками и вступят в противоречие со своими акционерами» .

Цифровая трансформация - это не просто аналогия предстоящего пути ESG; она также способствует внедрению устойчивых методов ведения бизнеса. Например, по мнению авторов, важную роль играет перевод всей цепочки поставок на облачную ERP-системы (ERP - Enterprise Resource Planning - это система управления и планирования ресурсов, программа, в которой хранится вся информация о бизнес-процессах и заказах компании, она синхронизирует деятельность разных подразделений). Это очень важный первый шаг, помогающий поставщикам отслеживать и снижать воздействие выбросов углерода. И в этом случае, по мнению авторов, компания находит способы более тесного сотрудничества со всеми поставщиками в целях продвижения повестки дня с нулевой стоимостью по всей своей сети. Этот шаг имеет решающее значение, поскольку для промышленной компании, как и для многих крупных организаций, основная часть ее углеродного следа приходится на цепочку поставок, а не на границы самой компании.

Как и в случае с цифровыми изменениями, импульс ESG растет благодаря успешным пилотам и быстрым победам. Однако параллели с цифровыми технологиями идут дальше. Бизнес-ландшафт усеян мертвыми и умирающими предприятиями, которые пытались осуществить цифровые преобразования, не задумываясь о последствиях, что привело к потере ценности, недовольным клиентам и руководителям, которым указали на дверь. PWC прогнозирует то же самое для тех, кто не применяет упреждающий и комплексный подход к ESG-трансформации, хотя, согласно отчету о тенденциях устойчивого и результативного инвестирования в США за 2020 год, «общий объем активов в США, находящихся под управлением с использованием стратегий ESG, увеличился с 2018 по 2020 гг. на 42%»4.

Соотношение GR-менеджмента и ESG-трансформации

Как отмечают специалисты Московской школы управления «Сколково», внедрение ESG-повестки в крупные российские компании уже начинает диктоваться органами государственной власти. Переход на экологичные технологии, которые к тому же направлены на развитие корпоративных сотрудников и общества, возможен только при умелом согласовании интересов бизнеса, НКО и государства. Так, риторику ESG-трансформации в государственной власти можно увидеть уже в разработке и применении экологического права. Например, 29 сентября 2021 года Министерство природы совместно с «Российским экологическим оператором» представило новую формулу расчета экосбо-ра. Предполагается введение коэффициента «экологичность», величина которого будет варьировать в зависимости от уровня переработки, затрат на сбор, переработку и утилизации отходов предприятия, а также от возможности последующего использования. Таким образом, чем больше производитель будет утилизировать отходы самостоятельно, тем ниже будет ставка экологического сбора. Полученные средства за счет увеличения ставки, как отмечают предприниматели, необходимо направлять в виде субсидий на развитие наукоемких технологий в сфере переработки мусора для наиболее проблемных предприятий (то есть тех, для которых ставка экологического сбора велика). GR-менеджмент также подключился в указанном кейсе, ведь для производителей со стороны государства нет дополнительных стиму-

1 ESG: что это такое и зачем это российским компаниям? - https://ecologyofrussia.ru/egs/

2 Там же.

3 Надзор за ESG вопросами: руководство для директоров. - https://www.pwc.ru/ru/publications/collection/esg-guidebook-russian.pdf

4 US SIF Report on US Sustainable and Impact Investing Trends 2020 Released. - https://www.ga-institute.com/news/newsletter/ press-release/article/big-news-us-sif-report-on-us-sustainable-and-impact-investing-trends-2020-released.html

лов переходить на экологичное производство, кроме как снижение ставки экологического сбора. вЯ-менеджеры крупных компаний пролоббировали свои интересы в Минпромторге, который, как известно, законопроект не согласовал.

Кроме того, в государственных документах РФ увеличивается количество употреблений термина «Расширенная ответственность производителя» (РОП), согласно сервису wordstat.yandex.ru. Это означает, что в органах власти РФ формируется понимание необходимости Б80-трансформации, а вЯ-менеджмент становится средством коммуникации между бизнесом, НКО и государством.

Тренд на ответственное инвестирование в экологичное производство - это не только государственное требование. Теперь сами инвесторы и стейкхолдеры диктуют компаниям необходимость развития экологичного производства. Например, подобную тенденцию отмечали вЯ-специалисты ПАО Сбербанк. Они обнаружили, что тренд на Б8в-трансформацию диктуется и ответственными потребителями. Для этого члены Правления Банка приняли решение, направленное на сокращение бумажного. Так, с 2020 году по сравнению с 2019 годом объем потребления бумаги «сократился на 723 225 пачек бумаги»1. Более того, Б8в-повестка стала частью стратегии развития Банка, и он минимизирует свое воздействие на природу.

Важность вЯ-менеджера, обладающего компетенциями по Б8в, отмечает и управляющий директор Б8в-дирекции Сбербанка Наталья Зайцева. Она считает, что для этой роли необходимо обладать лидерскими качествами, способностями идти на компромисс, достигать его, учитывая все заинтересованные стороны, а также навыками ршИ-менеджмента. Умение убеждать стало неоценимым на рынке труда, ведь, как отмечают специалисты PwC, «больше половины руководителей (58%) в России не знают об использовании принципов Б8в при ведении бизнеса, и из тех, кто знаком с Б8в-концепцией, 78% утверждают, что их партнеров и инвесторов данная тема не волнует»2. И совершенно очевидно, что продвижение Б80-трансформации в компаниях - большое дело, которое не каждый может освоить.

По мнению авторов, вЯ-менеджмент и его инструменты воздействия активно используются для реализации Б8в-трансформации с трех сторон: со стороны ответственных клиентов, требующих от своих компаний подобающего отношения к окружающей среде; со стороны государства, ищущего пути разрешения мусорного кризиса и предупреждения экологических катастроф; со стороны акционеров, понимающих, что инвестиции в экологичные технологии перспективны и они принесут больше прибыли, чем «грязные» производства.

Российский опыт взаимодействия СЯ инструментов и Е8С-подхода

В рамках Парижского соглашения 2015 года, подразумевающего снижение содержания парниковых газов в атмосфере с 2020 года, Россией принят ряд амбициозных политических решений в области экологизации и бизнеса. Так, в РФ реализуется стратегия социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, готовятся программы по адаптации к климатическим изменениям отраслей промышленности, сельского хозяйства, а также и территорий (регионов). Госдумой принят закон по парниковым газам на Сахалине. Сахалин и Курилы к 2025 году должны стать углерод-нейтральной территорией. Президент России В.В. Путин на Энергетическом форуме заявил, что Россия к 2060 году станет углеродно-нейтральной страной, т.е. сколько выборов углерода мы произведем, столько же и будет поглощено. И теперь нужно внедрять технологии, которые полностью изменят ситуацию.

Б8в трансформация затрагивает в России в первую очередь финансовые организации (в том числе, и государственные). Например, Центральный Банк РФ сформулировал свою Б8в-стратегию, по которой предполагается переход на зеленые финансы и цифровую экономику, создание инструментов для развития Б8в в финансовом секторе, создание льгот и привилегий для зеленых предприятий (стоит вспомнить здесь и про новую логику расчета экологического сбора), создание рынка зеленого страхования, формирование рекомендаций и дорожных карт для тех компаний, которые готовы к переходу на экологичный способ производства. Наконец, в ЦБ РФ стали задумываться о том, как важно донести информацию по Б8в для организаций и государства, ведь, как уже было отмечено, в России топ-менеджеры, как правило, не знакомы или слабо знакомы со стратегий Б8в.

Очевидно, что Парижское соглашение и его базовые принципы влияют на профиль заемщиков финансовой системы. Важно, как считают эксперты, удерживать в фокусе текущие и долгосрочные риски, возникающие при финансировании зеленых проектов. По мнению регулятора, необходимо четко понимать, что не все предприятия готовы к быстрому переходу на новые технологии, хотя другие государственные органы (например, в лице Минприроды, Мин-промторга, Росприроднадзора и др.) достаточно требовательны к «грязным» производствам. Например, после катастрофы в Норильске, в 2020 году акционеры Норникеля совместно с региональными властями обновили свою стратегию, направив её вектор на базовые принципы Б8в. Можно отметить, что это характерная особенность РФ - в России управляют последствиями, а не рисками. Иными словами, Б8в признается государством и бизнесом в случае, когда пагубные для природы последствия наступили. По мнению ЦБ, необходимо донести бизнесу, что зеленая экономика предоставит «доступ к финансам, к более низким ставкам, страхованию, а рейтинги будет получать тот, кто заботится об окружающей среде»3. Регулятор готовит рекомендации для Советов директоров публичных российских компаний по учету Б8в факторов и рисков в стратегических планах развития. Транспарентность компаний - это первый шаг, чтобы принимать решение в области Б8в. На сегодняшний день создана большая рабочая группа на базе регулятора, совместно с Правительством РФ, ВЭБ РФ и Министерством экономического развития и других участников рынка.

1 Как Сбер становится безбумажным // ПАО СберБанк. - https://www.sberbank.com/ru/sber_paperless

2 Не замечать перемены — опасно и неразумно: топ-менеджеры об ББО-трансформапии. - https://www.skolkovo.ru/expert-opinions/ne-zamechat-peremeny-opasno-i-nerazumno-top-menedzhery-ob-esg-transformacii/

3 ББО принципы ООН // РАНХиГС при Президенте РФ. - https://ffb.ranepa.ru/fakultet/media/blog/esg-printsipy-oon.html

Роль GR в таком случае рассматривается как платформа для переговоров, так как необходимо, чтобы стороны разговора были на равных позициях, так как и государству, и бизнесу нужно найти точку компромисса.

Международная практика взаимодействия GR инструментов и ESG-подхода

Для полноценного понимания влияния GR-инструментов на процесс развития ESG-подхода в бизнесе, стоит обратить внимание на мировую практику. Так, основным драйвером ESG подхода в США является компания Apple, год за годом меняющая вектор своего развития на более экологичный, и на снижение отходов. Например, в США можно было сдать старый IPhone в любой салон Apple. Компания берет расходы на переработку телефона самостоятельно, а клиенту предлагает скидку на новый телефон. В своем ESG Report за 2021 год Apple указывает, что они продолжают учитывать свое воздействие на окружающую среду во всем, что они делают: им удалось сократить выбросы углерода во время своих операций, включая деловые поездки и поездки сотрудников, и продвинуться к неотложной цели - стать углеродно-нейтральными во всем. GR-менеджеры Apple проводят большую аналитическую работу по тому, как работать по ESG. Они учитывают сразу несколько сторон взаимодействия. Более того, нет сомнения, что Apple поддерживает политический курс США, которые одними из первых заговорили о важности сохранения экологии и окружающей среды.

Для реализации новой корпоративной повести GR-специалисты Apple на регулярно проводят анализ рынка труда и формируют запросы в HR-службу, чтобы сделать лучшее предложение лучшим сотрудникам. В 2020 году Apple инвестировала почти «200 миллионов долларов в обучение и программы для поддержки роста и развития наших команд»1. В 2010 году Apple открыла свой Apple University с миссией - способствовать пониманию и критическому мышлению культуры, организации и ценностей Apple. На сегодняшний день более 90 процентов руководителей и менеджеров приняли участие в различных индивидуальных занятиях, занятиях менеджеров и старших руководителей. Они предоставляют своим командам индивидуальные планы роста и развития для формирования их карьеры и определения их целей, включая рабочие листы планирования, наборы инструментов для менеджеров и специальную внутреннюю веб-страницу. Apple поддерживает некоммерческие организации различными способами, включая финансовые ресурсы, технологии Apple и опыт их команд.

Заключение

В России развитие методов GR-менеджмента в системе управления ESG регулируется государством. Так, для обеспечения конкурентоспособности в мировой экономике принята «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»2. Эксперты отмечают, что на новый технологический уклад РФ перейти пока не готова. Отмечается несостоятельность механизмов стимулирования, регулирующих создание благоприятных условий для внедрения цифровых технологий и технологий зеленой экономики, которая является следствием технологической задолженности на фоне дефицита инновационных хозяйствующих субъектов в различных отраслях эконо-мики3. Преодоление вышеупомянутых проблем создает точки роста для политических стратегий России на ближайшие годы.

GR стал популярным механизмом в США, потому что он смог сформировать устойчивый фундамент поддержки для стратегических бизнес-корпораций, которые проводят анализ не только своих потребностей и предполагаемого образа будущего, но и национальных особенностей развития экономики в контексте концепции устойчивого развития. Заслугой GR менеджмента является финансовое и технологическое превосходство США перед конкурентами и мировыми экономическими державами. Благодаря деятельности таких корпораций как Facebook, Intel, Google и др. США продолжают занимать лидирующие позиции в мировых рейтингах экономически и политически влиятельных стран. Технологии GR также активно внедряются в сферы деятельности малого технологического бизнеса, не фокусируясь только на среднем и крупном бизнесе. Малый бизнес США берется за стратегические проекты для развития цифровой экономики - это являются следствием программ аутсорсинга управления GR. Подобное развитие, основывающееся на взаимопонимании, открытой коммуникации и поддержке от государственных институтов, «позволяет получать доходы и социально-экономические выгоды на микро- и макроуровнях (как для бизнеса, так и для государства)»4.

Наконец, США активно выступают за ESG-трансформацию. На примере Apple можно понять, что в стране налажен механизм инвестиций в цифровую и зеленую экономику. Государство поддерживает крупные корпорации в их стремлении быть eco-friendly, социально и корпоративно ответственными, а GR-менеджеры являются связующим звеном в этих вопросах, которое учитывает интересы всех заинтересованных сторон, предлагая объективно верное решение с учетом текущих и долгосрочных рисков.

По мнению авторов, GR обеспечивает целевое информирование власти о проблемах и возможностях бизнеса организацией стратегических информационных компаний, поддержание позитивного имиджа компаний, создание информационных поводов для формирования общественного мнения о деятельности компании у властных структур федерального и местного уровня, использование методов антикризисного управления с учетом позиций властей в необ-

1 Apple's ESG Report & Index // Investor.apple.com. - https://investor.apple.com/esg/default.aspx

2 Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. - http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919

3 Kail Y.Y., Shokhnekh A.V., Samsonova M.V. // Prospects of GR Management Development in the context of forming a digital economy. - Venezuela: Espacios, 2019. - Vol. 40, N 22. - P. 30.

4 Mack QS. Business, Politics, and the Practice of Government Relations. - Westport: Greenwood Publishing Group, 1997. - P. 4.

ходимых случаях. вЯ «мог бы содействовать формированию современной и эффективной государственной администрации; через нее может быть организован постоянный и открытый диалог, нацеленный на выработку взаимовыгодных политических решений, обеспечивающих устойчивый рост ВВП, повышение капитализации компаний, обеспечение социальной стабильности и выравнивания возможностей членов общества»1.

Для продвижения Б8в-принципов внутри компании и за её пределами вЯ-менеджер должен уметь заниматься развитием прочной сети и налаживанием рабочих отношений с ключевыми заинтересованными сторонами в области охраны окружающей среды в государственном и неправительственном секторах. Он должен уметь координировать работу внутренних подразделений в отношении проблем экологического регулирования, проводить необходимый анализ и разработку стратегий вЯ для решения ключевых проблем в экологической политике и координировать реализацию соответствующих стратегий.

вЯ-менеджер должен проводить перманентный мониторинг изменений в основных областях экологической политики, которые могут повлиять на бизнес его компании. Поэтому особое значение имеет своевременное информирование руководителей и подразделений организации о таких изменениях политики. Он также должен активно участвовать в деятельности ключевых экологических организаций, демонстрировать лидерство компании в области экологически чистых продуктов и технологий, а также взаимодействовать с другими участниками промышленного лобби.

1 Kail Y.Y., Shokhnekh A.V., Samsonova M.V. // Prospects of GR Management Development in the context of forming a digital economy. - Venezuela: Espacios, 2019. - Vol. 40, N 22. - P. 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.