Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 2/2015
Симавонян А.А.
ПРОДВИЖЕНИЕ И МАРКЕТИНГ ТУРИЗМА
Индустрия туризма отличается от любой другой тем, что продукт, который предлагается потребителю - это не вещь, а совокупность товаров и услуг. Высокий уровень конкуренции требует творческий и уникальный подход в туристической деятельности. Чтобы быть успешным в данной сфере, необходимо постоянно совершенствовать продвижение и маркетинг, создавать интерес в широком масштабе, действенными способами.
Каждый день мы видим примеры туристического маркетинга вокруг нас - реклама по телевизору и радио, объявления в газетах и журналах, каталоги, брошюры, проспекты в туристических агентствах, интернет банеры, плакаты и т.д. Но маркетинг это не просто реклама; это комплексное исследование и выявление потребностей целевой аудитории, а затем, создание продукта удовлетворяющего спросу, с целью получения прибыли.
Идеей продвижения является продажа своего товара, начиная с представления аудитории существования продукта и создания спроса на него. Необходимо показать, что данный продукт лучше по определенным параметрам (стоимости, качеству), чем подобные продукты у других туристических организаций.
Процесс туристического маркетинга включает в себя четыре этапа:
1) выявление туристических потребности клиентов;
2) создание туристических продуктов и услуг;
3) рекламная деятельность;
4) анализ проделанной работы.
Туризм является сложносоставным продуктом, где каждая отдельная структура не имеет контроль над всем туристическим продуктом. Успешное предоставление более широкого туристического продукта зависит от тесных партнерских отношений, взаимозависимостей и взаимодействий со всеми заинтересованными сторонами, что позволяет обеспечить удобство работы каждой отдельной туристической структуры (перелет, проживание, страхование, трансферы, услуги гида и т.д.).
Потенциальные туристы сталкиваются с широким выбором организации путешествия. Туристическим компаниям необходимо создать преимущество над конкурентами, чтобы быть признанным и привлечь большее количество клиентов. Это может иметь решающее значение для туристов при выборе туристической компании организующей путешествие.
Три основных маркетинговых подходов в туристической деятельности:
1. Лидерство может быть достигнуто путем постоянного контроля стоимости, снижения затрат и повышение эффективности услуг, тем самым получая преимущества над конкурентами.
2. Уникальность продукта, который отличается от альтернатив, предлагаемых
63
ISSN 2312-9778
конкурентами.
3. Сенсорный метод. Непосредственное общение с менеджером туристической компании, продвижение продукта на базе знаний, опыта и разговорных навыков квалифицированных кадров в области туризма. Для достижения наибольшего успеха данного метода, необходимо совершенствование менеджера с помощью участия в информационных турах, выставках, семинарах и других развивающих туристических мероприятиях.
Развитие социальных сетей оказало значимое влияние на индустрию туризма. Туристические компании активно начали использовать для привлечения клиентов рекламу в социальных сетях и вскоре убедились в эффективности этих маркетинговых инструментов. Чтобы успешно вести бизнес и получить конкурентные преимущества, владельцы туристических предприятий ищут передовые способы привлечения клиентов и адаптируют свои предложения к целевой аудитории. Это действенный рекламный инструмент, который позволяет настраивать таргетированную рекламу, которая способна появляться перед глазами конкретных пользователей. Можно выделить город, возраст, пол, семейное положение и другие параметры. Очень интересный инструмент -настройка рекламного объявления среди участников конкретных сообществ, например: ВКонтакте. Таким образом, можно рекламировать свои туры среди конкурентов в вашем городе.
Процесс маркетинга продолжается и после продажи туристического продукта. Взаимодействие компании и потребителя имеет длительный период сотрудничества. Анализ проделанной работы, дает возможность оценить результат и улучшить свой продукт, тем самым соответствуя ожиданиям клиента.
Сегментация рынка является одной из отправных точек для разработки маркетинговой стратегии. Только успешное продвижение может побудить и привлечь потенциальных туристов посетить места назначения. Количество новых направлений увеличивается с каждым годом, и некоторые из них очень похожи. По словам Джека Траута, создателя концепции позиционирования: “Конкуренция не битва продукции или услуг, это битва восприятий в сознании заказчика”. Учитывая потребности клиентов, формируя соответствующие продукты, туристическая компания достигает своих целей в полной мере.
Литература
1. Абабков Ю., Абабкова М., Филиппова И. Реклама в туризме. - М.: «Инфра-М», 2012. - 176 с.
2. Бутко И., Ситников В., Ситников Е. Маркетинг в туризме. - М.: Издательство: «Дашков и Ко», 2013. - 412 с.
3. Безрутченок Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие. - М.: «Издательский дом Дашков и К», 2012. - 232 с.
64
Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 2/2015
4. Величко Н.Ю., Миносян С.Д. Маркетинговые мероприятия по повышению лояльности потребителя к гостинично-туристскому продукту // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2013. - № 6. - С. 47-52.
5. Виноградова Т.В., Закорин Н.Д., Тубелис Р.Ю. Технология продаж услуг туристской индустрии: учебник для студ.высш.учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 240 с.
6. Дурович, А.П. Маркетинговые исследования в туризме: учебное пособие. -СПб.: Питер, 2008. - 384 с.
7. Котлер Ф., Боуэн Д. Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. -М.: Юнити-Дана, 2013. -1072 с.
8. Розанова Т., Муртузалиева Т. Маркетинг услуг гостеприимства и туризма. Практикум. - М.: Издательство: «Дашков и Ко», 2012. - 132 с.
9. Филиппова И.Г., Абабков Ю.Н., Абабкова М.Ю. Маркетинг в туризме: Учебник. - М.: Инфра-М, 2011. - 214 с.
10. Шнайдерман А. Партизанский маркетинг в туризме. - М.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2013. - 224 с.
11. Яковлева-Чернышева, А.Ю. Маркетинг в предпринимательской деятельности как объект управления: научная статья / А.Ю. Яковлева-Чернышева // Гуманизация образования. - 2014. - № 2. - С. 62-68.
12. Яковлева-Чернышева, А.Ю. Формирование методологических принципов управления маркетингом в предпринимательской деятельности: научная статья / А.Ю. Яковлева-Чернышева // Гуманизация образования. - 2013. - № 6. - С. 90-94.
13. Яковлева-Чернышева, А.Ю. К вопросу о развитии малого предпринимательства в республике Крым на современном этапе: научная статья/ А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина// Экономика. Теория и практика: материалы международной научно -практической конференции. - Саратов, 2014. - С.146-147.
14. Яковлева-Чернышева, А.Ю. Некоторые аспекты управления развитием малого предпринимательства в Республике Крым: научная статья/ А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина// Современное государство: проблемы социально экономического развития: материалы международной научно - практической конференции. - Саратов, 2014. - С.97-99.
65