УДК 796 + 659.4 + 791 ББК 75.727 ГРНТИ 15.41.51 ВАК 5.9.9
Б01: 10.24412/2949-2513-2023-33-86-106
Марат Эргешов, Мехмет Сезаи Турк Бишкек, Кыргызстан
ПРОДВИЖЕНИЕ ЭТНОСПОРТА ЧЕРЕЗ ЦИФРОВОЕ КИНО ТЮРКСКОГО МИРА (НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМОВ «ВРЕМЯ СТОЙКИХ», «НАШ ЧЕМПИОН» И «ДЖУЛУР: МАС-РЕСТЛИНГ»)
Аннотация. В статье исследуется использование этноспорта в качестве основной темы фильма в современных кинематографиях тюркского мира на примере картин «Время стойких», «Наш чемпион» и «Джулур: мас-рестлинг», а также вклад этноспорта в развитие киноповествования. Кинематограф, который является одним из эффективных средств массовой коммуникации, также эффективен при популяризации как национальной культуры, так и, в частности, видов спорта. В качестве примера можно привести много западных фильмов, таких как «Рокки Бальбоа», «Гордость Янки», «Бильярдист», «Баскетбольные мечты» или же другие биографические картины про выдающихся спортсменов. Переход кино на цифровые технологии, а также быстро развивающийся процесс медиа конвергенции, усиливают возможности влияния цифрового кино на массы. В статье авторы попытались исследовать, какие виды этноспорта тюркских народов популяризируются среди молодого поколени при помощи кино. Было выявлено, что в кыргызском фильме «Время стойких» использовалась игра «кёкбёрю», в турецкой картине «Наш чемпион» - конные скачки, а в якутском кинопроизведении - мас-рестлинг.
Ключевые слова: кыргызское кино, продвижение этноспорта, традиционные игры, турецкое кино, тюркский мир, якутское кино.
Marat Ergeshov, Mehmet Sezai Turk Bishkek, Kyrgyzstan
PROMOTION OF ETHNOSPORTS BY MEANS OF THE TURKIC WORLD DIGITAL CINEMA (THE CASE OF THE FILMS "KOK BORU: GAME OF THE TOUGH", "CHAMPION" AND "DZHULUUR: MAS
WRESTLING")
Abstract. The paper aims at analyzing the use of ethnosport as the main theme of the film in modern cinematography of the Turkic world by studing the films "Kok Born: Game of The Tough", "Champion" and "Dzhuluur: Mas Wrestling", as well as the contribution of ethnosport to film storytelling. Cinema, which is one of the effective means of mass communication, is also effective in popularizing both national culture and sports as its part. The case in point is Western films, such as "Rocky Balboa", "The Pride of the Yankees", "The Hustler", "Hoop Dreams" or other biopics about outstanding athletes. The digitalization of cinema, as well as the rapidly developing process of media convergence have contributed to the increase in imact of digital cinema on masses. Within the framework of the article, the authors tried to find out what types of ethnosport of the Turkic peoples are promoted among the younger generation by means of modern cinema. It was revealed that the following games were popularised: "Kokboru" in the Kyrgyz film "Kok Born: Game of The Tough", horse racing in the Turkish film "Champion" and the mas-wrestling in the Yakut film.
Keywords: Kyrgyz cinema, promotion of ethnosports, traditional games, Turkish cinema, Turkic world, Yakut cinema.
Постановка проблемы
В современном мире глобализации очень важной проблемой становится сохранение и продвижение национальных культур, и, в частности, этноспорта. Последний является важной частью любой национальной культуры и в
последнее время начал активно продвигаться многими странами и народами. К примеру, Всемирные игры кочевников, которые начались проводится в 2014 году и продолжились в Кыргызстане в 2016-м и 2018-м, в 2022-м устраивались в Турции, а в сентябре 2024 года запланировано проведение 5-х игр в Казахстане [https://worldnomadgames.kz/ru]. В Турции была создана Всемирная конфедерация этноспорта [https://worldethnosport.org/about-us], которая также проводит много разных турниров, соревнований и научных мероприятий с участием учёных из разных стран.
Все эти мероприятия, имеющие международный уровень, привлекают внимание как учёных, так и туристов всего мира, а самое главное, привлекают внимание молодого поколения и, соответственно, продвигают этноспорт среди молодёжи. Кроме того, крупные спортивные мероприятия развивают экономику страны-хозяйки и положительно сказываются на продвижении местной продукции на международном рынке.
Кроме спортивных мега событий одним из эффективных средств продвижения спорта вообще и этноспорта, в частности, является кинематограф, который приобретает новые формы благодаря цифровым технологиям и становится мощным коммуникационным инструментом в новых медиа. Таким образом, кино не теряет свою эффективность, как другие традиционные СМИ, и остаётся надежным инструментом продвижения и популяризации как отдельных национальных особенностей, так и культуры в целом.
Как считает Андре Базен, с самого начала кино было тесно связано со спортом, [Bazin, 2011: 23]. Как известно с 1872 по 1877-1878 года, Эдвард Мьюбридж пытался определить отрываются ли все четыре ноги лошади от земли, когда она бежит рысью и снимал лошадь, участвовавшую в конных скачках [Монтегю, 1969: 17-19]. Начиная с немого кино очень много произведений, ныне считающихся классикой кинематографа, были посвящены разным видам спорта, что привело к появлению нового жанра в кино. Например, Американский киноинститут включил в лучшую десятку
спортивных фильмов следующие картины: «Raging Bull» (1980), «Rocky» (1976), «The Pride of the Yankees» (1942), «Hoosiers» (1986), «Bull Durham» (1988), «The Hustler» (1961), «Caddyshack» (1980), «Breaking Away» (1979), «National Velvet» (1944) и «Jerry Maguire» (1996) [https://www.afi.com/afis-10-top-10/]. В этих картинах показаны бокс, бейсбол, баскетбол, бильярд (пул), гольф, велоспорт, конные скачки и американский футбол.
Исследование «SPORT FILMS: Social Dimensions Over Time, 1930-1995», охватившее 590 спортивных фильмо, снятых с 1930 по 1995-год, показывает, что самые часто используемые виды спорта в кино это бокс (140), американский футбол (87), авто гонки (80), бейсбол (74), конные скачки (67), баскетбол (27) и борьба (23), а затем идут гольф, хоккей и др. [Pearson, Curtis, Haney, Zhang, 2003].
На сегодняшний день спортивный жанр в кино пополняется новыми фильмами, которые становятся популярными среди зрителей и показываются в кинотеатрах многих стран мира. В качестве примера можно назвать американские картины «Ford v Ferrari» (2019), «King Richard (2021), «Next Goal Wins» (2023), «Champions» (2023), «Young Woman and the Sea» (2024), Европейские фильмы «Rush» (2013), «Borg McEnroe» (2017), «Smeçka» (2020), «Race For Glory: Audi vs. Lancia» (2024), корейские фильмы «Nobeuresing» (2013), «Seutobeurigeu» (2020), «Ribaundeu» (2023), китайскую картину «Chuan Kui Jia De Shao Nv» (2020) и индийский фильм «Maidaan» (2024).
В России этот жанр тоже развивается и зрителям знакомы такие картины, как «Легенда №17» (2012), «Поддубный» (2014), «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее» (2016), «Движение вверх» (2017), «Вне игры» (2018), «Регби» (2021), «Мистер Ноккаут» (2022), «Хоккейные папы» (2023), «Лёд 3» (2024) и другие. Все они не только рассказывают истории спортсменов и показывают их жизни, но и продвигают определенный вид спорта.
Хотя, Кроссон утверждает, что спортивный фильм становится популярным в большей степени у аудитории причастной к той национальной культуре, в которой существует вид спорта, показанный в фильме [Crosson,
2013: 64], практика показывает иное. Есть вероятность того, что фильм станет популярным и у других народов. Так, например, российский фильм «Движение вверх», посвященный баскетбольному матчу между США и СССР, обошел американские блокбастеры в Китае и заработал 13 млн. долларов [https://tass.ru/kultura/6760218].
В тюркском мире ситуация немного другая. Кино тюркских стран только начало использовать свою культуру в позитивном ключе, то есть для ее пропаганды среди масс и сохранения ее жизнедеятельности. Особенно ярко это выражается в ситуации с этноспортом, который сохраняет как личную, так и национально-культурную идентичности. В 20-м веке только в турецком кинематографе снимались фильмы про национальную борьбу, например, «Er Meydani» (1949), «Korkusuz Yörük Ali» (1955), «îlahi Gûreççi» (1956), «Koca Yusuf» (1966), «Tosun Pa§a» (1976), «Pehlivan» (1984), «Zügürt Aga» (1985), «Uyanik Gazeteci» (1988) и про конные скачки «Atla Gel §aban» (1984).
В кинематографиях других тюркских стран в 20-м веке нет фильмов, в которых главной темой выступал бы этноспорт. Только в 2000-годах снимаются узбекские фильмы про национальную борьбу «Notanish polvon» (2001) и «Maqsad sari» (2022), про кёкбёрю узбекский фильм «Chavandoz» (2007) и кыргызская картина «Время стойких» (2018), а также якутский фильм «Джулур: мас-рестлинг» (2021) про мас-рестлинг.
Целью настоящего исследования является анализ современных кинематографий тюркских народов, которые продвигают свои национальные культуры и этноспорт посредством новых цифровых технологий. В качестве эмпирического материала послужили кыргызский, турецкий и якутский фильмы, в которых основной темой картины является этноспорт.
История вопроса и обзор литературы
Термин «тюркский мир» всё чаще употребляется в последнее время и означает географическую и культурную составляющую тюркских стран, народов и народностей. На научном симпозиуме «Общее культурное наследие тюркского мира на Шёлковом пути», проведённом общественной
организацией «Тюрк оджаклары» (Тюркские общества) ко Дню тюркского мира (3 октября), председатель этой организации профессор Мехмет Оз отметил, что «.. .с точки зрения общей мощности в мире, братские государства занимают 7 место, по численности населения - 9-ое, и по общему доходу - 13-ое место. На самом деле, это значительный потенциал.» [https://www.turksoy.org/ru-RU/novosti/2013-10-04-]. В последнее время тюркский мир начинает объединятся в Организацию тюркских государств, созданную 12- ноября 2021-года в Стамбуле.
Однако не у всех тюркских стран, народов или народностей развит свой национальный кинематограф. Поэтому, в рамках данного исследования, были рассмотрены кинематографии Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Татарстана, Туркменистана, Турции, Узбекистана и Якутии. Для анализа же авторы выбрали только три фильма, которые продвигают этноспорт. Это фильмы, созданные кыргызскими, турецкими и якутскими кинематографистами.
Термин этноспорт в последнее время начал активно использовать и развивать русский учёный, доктор культурологии Алексей Кыласов [http://kylasov.ru/]. Кыласов является автором и соавтором более 50 научных статей и 8 монографий [http://kylasov.ru/публикации/]. По мнению Кыласова, «этноспорт выступает как важная часть культурного наследия народов и форма этнокультурной самоидентификации, укорененная в национальном укладе и обычаях» [Кыласов, 2012: 29]. Соответственно, этноспорт в условиях глобализации важен как средство поддержания и сохранения исторически сложившихся социокультурных систем. А вот за односторонней политикой поддержки «национально обезличенных» и «типовых» видов спорта скрыто навязывание англосаксонской модели, легитимно обладающей исключительным правом на финансирование в большинстве государств. [Кыласов, 2013: 18].
Следовательно, использование этноспорта в кино очень важно с точки зрения продвижения традиционных видов физической активности и
национальной культуры. Например, в своей статье «Казахстану пора брать уроки у кыргызского кинематографа» на сайте «Радио Азаттык» (Радио Свобода) известный казахский киновед Гульнара Абикеева пишет: «Скажу честно, я первый раз в жизни увидела эту игру на экране так, чтобы было понятно, как в нее играют, каковы правила, какие нужны навыки игрокам и лошадям. И меня она поразила!» [Абикеева, 2018]. Это наглядный пример того, что посредством кино можно познакомить с этноспортом большие массы людей, а также сохранить его, хотя бы на экране или в архивах нынешних цифровых платформ.
Кроме Кыласова этноспорт исследует турецкий учёный, профессор Мехмет Туркмен. В его многочисленных работах можно найти описание видов этноспорта тюркских народов. Кроме того, он пытается возродить забытые народные игры тюркских народов.
Использование этноспорта в турецком кинематографе исследовали профессор Юсуф Юрдигуль в своей работе «Презентация традиционных видов спорта в турецком кино» (Geleneksel Sporlarin Türk Sinemasinda Sunumu) [Yurdigül, 2019] и Селнур Шарман Коркутан в своей работе «Традиционные детские игры, национальные виды спорта и состязания в фильмах Кемаля Суналь» (Kemal Sunal Filmlerindeki Geleneksel Çocuk Oyunlari, Ata Sporlari ve Yariçlar) [§arman Korkutan, 2018]. Этноспорт в кыргызском кино также исследовали Юсуф Юрдигуль и Жамиля Абдымаликова в статье «Использование традиционных видов спорта в качестве средства самовыражения в кыргызском кино» (Bir Sinematografik Anlatim Araci Olarak Geleneksel Sporlarin Kirgiz Sinemasinda Kullanimi) [Yurdigül, Abdimalikova, 2019].
Методология
Объектом настоящего исследования является кинематограф тюркского мира, а в качестве предмета исследования - кыргызская картина «Время стойких», турецкая лента «Наш чемпион» и якутский фильм «Джулур: мас-рестлинг», отобранные с помощью метода целенаправленной выборки.
В настоящем исследовании, с помощью контент-анализа были определены виды этноспорта в фильмах. Далее, с помощью техники частотного анализа, которая часто используется вместе с категориальным анализом и в своей простейшей форме выявляет частоту использования единиц анализа в числовом, процентном соотношении \Bilgin, 2006: 18], был определен хронометраж сцен с этноспортом, а также их процентное соотношение. Единицами анализа выступили 3 вида этноспорта - кёкбёрю, конные скачки и мас-рестлинг.
В ходе исследования были пределены функции видов этноспорта в картинах и их влияние на драматургию фильма. При анализе данных выявлены такие функции этноспорта при киноповествовании, как «информирование», «создание завязки», «создание поворотного момента», «создание кульминации», «завершение повествования», «создание образа персонажа» и «создание символов и метафор».
Результаты исследования
В таблице 1 представлена общая информация о трёх анализируемых фильмах.
Таблица 1. Общая информация о фильмах для анализа
Название картины Год произв одства Автор сценария Режиссёр-постановщик Оператор-постановщик Хронометраж фильма
Время стойких 2018 Руслан Акун Руслан Акун Мурат Алиев 110'
Наш чемпион 2018 Ахмет Катыксыз, Серкан Йорук Ахмет Катыксыз Серкан Гюлер 130'
Джулур: мас- рестлинг 2021 Мария Находкина, Валентин Макаров Валентин Макаров Семён Аманатов 128'
Во всех трёх картинах этноспорт использован в качестве основной темы фильма, соответственно, контент-анализ этих картин показал, что сцены с этноспортом занимают не менее 20 процентов всего фильма. Далее в таблицах 2-4 представлены результаты частотного анализа трёх отобранных фильмов.
Таблица 2. Использование этноспорта в картине «Время стойких»
Сцена фильма Длительность сцены Процентное соотношение
Первая сцена с игрой «Кёкбёрю» 7' 32" % 6,85
Вторая сцена с игрой «Кёкбёрю» 47" % 0,71
Третья сцена с игрой «Кёкбёрю» 1' 18" % 1,18
Четвёртая сцена с игрой «Кёкбёрю» 1' 45" % 1,59
Пятая сцена с игрой «Кёкбёрю» 1' 40" % 1,51
Шестая сцена с игрой «Кёкбёрю» 2' 56" % 2,67
Седьмая сцена с игрой «Кёкбёрю» 24'39" % 22,41
Итого 40'37" % 36,92
Как показано в таблице 2, в первой сцене «Кёкбёрю», которая длится 7 минут и 32 секунды, играют команды «Барс» и «Жалын». В этой сцене мы видим завязку сюжета - из-за главного героя фильма Максата, команда «Жалын» неожиданно проигрывает своему противнику, потому что Максат решает спасти ребенка, теряя при этом тушу козла. Зритель видит, что Максат является лидером команды и что человечность для него превыше всех наград.
Соответственно, в этой сцене игра «Кёкбёрю» выполняет функции «создания завязки» и «создание образа персонажа».
Во второй сцене Максат и другие джигиты села создают свою команду и начинают играть в козлодранье. Отец Максата выступает тренером и решает таким образом помочь команде своего села. Цель - выиграть турнир и с помощью средств призового фонда оплатить зарплату адвокату, и, выиграв с его помощью суд, вернуть свои земли, которые нынешнее начальство села хочет продать китайцам.
В третьей сцене с длительностью в 1 минуту 18 секунд, которая смонтирована параллельным монтажом с другими сценами, где сельчане тоже помогают команде, новоиспечённая команда начинает активно тренироваться. В ней звучит песня, которая гласит, что для кыргызских джигитов Родина и честь стоят на первом месте, а также, что они очень храбрые и отважные защитники своей родины.
Вторая и третья сцены выполняют в фильме функцию «информирования», потому что они показывают зрителю, как готовится команда по «Кёкбёрю».
Рисунок 1. Кадр из фильма «Время стойких»
В четвертой сцене козлодранья, которая длится 1 минуту 45 секунд и выполняет функцию «создание поворотного момента» в киноповествовании, команда проводит свой первый товарищеский матч, хоть и безуспешно. Эта
сцена показывает, что команда ещё не сплотилась, игроки не понимают друг друга, пока ещё в ней нет явного лидера.
Пятая сцена опять показывает, как команда тренируется. Тренер Темир («темир» переводится с кыргызского как «железо» или «железный») решает напомнить игрокам, что это игра их отцов и дедов, которая существует испокон веков и передавалась от поколения поколению, она народная традиция, а не просто игра. В давние времена, их прадеды играли в нее, чтобы стать сильнее и сплоченнее, и таким образом быть сильнее врага, что помогало им выигрывать войны.
Темир вручает Максату нового, очень быстрого коня по кличке «Гульсары», который и должен помочь ему забивать «голы» противнику. Соответственно, можно сказать, что эта сцена, которая длится 1 минуту 40 секунд, выполняет функцию «информирования». Такую же функцию имеет и шестая сцена, которая длится 2 минуты 56 секунд и показывает, как команда «Аманат» проходит на турнире до полуфинала, побеждая другие команды.
Седьмая - заключительная и самая длинная сцена с игрой «Кёкбёрю» длится 24 минуты 39 секунд. В ней показана финальная игра турнира между командами «Аманат» и «Жалын». В ней, несмотря на все сложности и подлости со стороны соперника, команда Максата «Аманат» побеждает. Но победа эта даётся нелегко: Максат получает тяжёлую травму, но уколов себе обезболивающее средство, идёт вперёд к победе.
Однако, не доскакав до ворот противника, его конь внезапно останавливается и падает. Это результат подлых действий противников. Несмотря на счёт, который не в пользу команды Максата, зрители начинают скандировать: «Аманат!». Игроки команды «Жалын» опозорены и не хотят продолжать игру, поэтому они покидают поле игры. Эта финальная сцена игры «Кёкбёрю», и она выполняет в фильме такие функции, как «создание образа персонажа», «создание кульминации» и «завершение истории».
Обратимся к картине «Наш чемпион».
Таблица 3. Использование этноспорта в картине «Наш чемпион»
Сцена фильма Длительность сцены Процентное соотношение
Первая сцена с конными скачками 3' 10" % 2,44
Вторая сцена с конными скачками 45" % 0,58
Третья сцена с конными скачками 1' 46" % 1,36
Четвёртая сцена с конными скачками 26" % 0,33
Пятая сцена с конными скачками 58" % 0,74
Шестая сцена с конными скачками 50" % 0,64
Седьмая сцена с конными скачками 23" % 0,30
Восьмая сцена с конными скачками 34" % 0,44
Девятая сцена с конными скачками 5' 40" % 4,36
Десятая сцена с конными скачками 10" % 0,13
Одиннадцатая сцена с конными скачками 5' 35" % 4,29
Двенадцатая сцена с конными скачками 5' 52" % 4,51
Итого 26' 09" % 20,12
Как показано в таблице 3, первая сцена конных скачек в фильме «Наш чемпион» длится 3 минуты 10 секунд. В ней зритель знакомится с главным
героем картины. Молодой человек идёт на риск и побеждает в скачках, показывая, что он искусный жокей. Соответственно, конные скачки в первой сцене выполняют функции «информирования» и «создание образа персонажа» фильма.
Во второй сцене конных скачек, главный герой фильма - Халис Караташ участвует в профессиональных скачках в Стамбуле. Это означает, что Халис, несмотря на сопротивление его родителей, решил поехать в Стамбул и стать профессиональным жокеем. Сцена реализует в фильме функцию «создания завязки».
Третья сцена длится минуту 46 секунд и в ней Халис впервые выходит на скачки верхом на коне по кличке «Болд пайлот». Сцена несёт функцию «создание образа персонажа» фильма.
В четвертой сцене конных скачек, Халис и Болд Пайлот снова побеждают в скачках, а в пятой отец Халиса заходит в бар и видит по телевизору как его сын становится победителем на скачках. Шестая, седьмая и восьмая сцены использованы, чтобы показать множество турниров в которых участвуют герои картины. Все эти сцены имеют функцию «информирования» и показывают нам, как Халис на своем коне Болд Пайлот становится победителем многих соревнований.
Девятая сцена длится 5 минут 40 секунд и показывает, как Халис и «Болди», оказываясь самыми быстрыми на скачках, бьют рекорд всей Турции на дистанции 2400 метров. Сцена выполняет функцию «создание поворотной точки» в повествовании истории фильма, так как, увидев эту победу, любимая Халиса и дочь Оздемира Атмана Бегюм, решает дальше бороться с неизлечимой болезнью.
В десятой короткой сцене, которая длится только 10 секунд, Халис скачет на коне в «рапиде», то есть в замедленном режиме. С помощью такой техники, режиссёр придаёт этой сцене метафорический смысл: Бегюм так же, как Халис и Болд, борется за победу, награда - её собственная жизнь. Эта мысль выражается при помощи параллельного монтажа двух сцен, конных
скачек и сцены лечения Бегюм. Таким образом, этот фрагмент фильма выполняет функцию «создание символов и метафор».
Одиннадцатая сцена конных скачек длится 5 минут 35 секунд, что составляет 4,29% от общего хронометража фильма. В ней зрители на огромном ипподроме умолкают, чтобы Болд Пайлот встал на старт. Однако, в сложной борьбе Болд ломает себе ногу и получает серьёзную травму перед следующим очень важным соревнованием. Функция этой сцены - «создание поворотной точки» в развитии сюжета фильма.
Рисунок 2. Кадр из фильма «Наш чемпион»
Финальная сцена с конными скачками длится 5 минут 52 секунды и является самой длинной. В ней отец Халиса приезжает на скачки, что показывает его примирение и прощение сына. Кроме того, несмотря на тяжёлое состояние, Бегюм приходит смотреть скачки. Халис и Болд, преодолевая все препятствия, побеждают на международных соревнованиях. Сцена имеет функции «создание кульминации» и «завершение повествования».
Еще один рассмотренный фильм - «Джулур: мас-рестлинг» - создан в якутском кинематографе.
Таблица 4. Использование этноспорта в картине «Джулур: мас-рестлинг»
Сцена фильма Длительность Процентное
сцены соотношение
Первая сцена с масрестлингом 1' 01" % 0,80
Вторая сцена с масрестлингом 3' 36" % 2,81
Третья сцена с масрестлингом 2' 58" % 2,32
Четвёртая сцена с масрестлингом 1' 36" % 1,25
Пятая сцена с масрестлингом 6' 21" % 4,96
Шестая сцена с мас-рестлингом 27' 12" % 21,25
Итого 42'45" % 33,39
Как показано в таблице 4, первая сцена мас-рестлинга длится 1 минуту 1 секунду, что составляет 0,79 % от всей продолжительности фильма. В ней показывается отрывок финальной сцены, чтобы заинтриговать зрителя. Конечно, в начале фильма не раскрывают результат схватки, а только дают почувствовать накалённую атмосферу соревнования и показывают спортсменов. Такой приём «закольцовывания» сюжета, используется в кино довольно часто. Данная сцена мас-рестлинга имеет в фильме функцию «информирования».
Во второй сцене, происходит национальный весенне-летний праздник «Ысыах», где Джулур Гоголев (главный герой фильма) случайно попадает на турнир по мас-рестлингу. В этой сцене зритель узнаёт о скрытом таланте Джулура, а также об одном из антагонистов картины. Джулура замечает один из самых знаменитых тренеров страны и советует заняться мас-рестлингом.
Третья сцена с этноспортом длится 2 минуты 58 секунд и показывает, что Джулур начал заниматься этим видом спорта профессионально. Сцена использована, чтобы «создать поворотный момент» в сюжете фильма.
В четвёртой сцене Джулур впервые участвует в профессиональном турнире, сцена длится 1 минуту 36 секунд. Пятая сцена, которая разбита на две
части другой сценой, демонстрирует как он участвует в чемпионате Якутска по мас-рестлингу. В ней ставится точка соперничеству двух самых лучших спортсменов страны - Джулура Гоголева и Дениса Жураева. Победитель сразится с зарубежным чемпионом Дереком Мартинсом. Пятая сцена из двух частей длится в итоге 6 минут 21 секунду, и выполняет функции «информирования» и «создания поворотного момента».
Рисунок 3. Кадр из фильма «Джулур: мас-рестлинг»
В финальной сцене, которая длится 27 минут 12 секунд и смонтирована параллельным монтажом со сценами, в которых участвует младшая сестра Джулура Гюней в детском доме, показывает противостояние Джулура и Дерека на «Открытом абсолютном чемпионате республики по мас-рестлингу среди мужчин». Джулур, преодолевая все трудности, побеждает зарубежного чемпиона и становится абсолютным чемпионом по мас-рестлингу. Сцена выполняет функции «создание кульминации» и «завершение повествования».
Выводы
Таким образом, рассмотрение трех картин, созданных в разных странах, позволяет сделать вывод о возможности продвижения видов этноспорта при помощи кинематографа. Этноспорт несет дух и культуру каждого соответствующего этноса и может использоваться в качестве основной темы фильма. Герои картин, с кем отождествляют себя зрители, являются мастерами этноспорта, что, несомненно, вызывает интерес зрителей к этим
видам спорта. Более того, главные персонажи во всех трёх фильмах побеждают своих соперников, что вызывает гордость за свой народ, усиливая при этом национальную идентичность.
Этноспорт во всех трёх картинах использован достаточно широко, а именно: игра «Кёкбёрю» показана в фильме «Время стойких» на протяжении 40 минут и 37 секунд, что составляет 36,92 % всей продолжительности фильма. Конные скачки в фильме «Наш чемпион» занимают 26 минут 9 секунд, что составляет 20,12 % всей длительности фильма. А в картине «Джулур: мас-рестлинг» мас-рестлинг показан 42 минуты 45 секунд, что составляет 33,39 % всего фильма.
Если посмотреть на вклад этноспорта в драматургию фильмов, то видно, что практически все виды этноспорта очень удобны при создании завязки, поворотных моментов или кульминации сюжета картины, потому что этноспорт имеет в себе соревновательную функцию. Кроме того, этноспорт использовался в качестве символов и метафор, что тоже очень важно с точки зрения выразительности языка кино.
Совершенно очевидно, что для сохранения и продвижения этноспорта среди молодого поколения, необходимо больше использовать этноспорт в кино не только в качестве основной темы, но и как дополнительное средство, определяющее и показывающее культуру персонажей кинопроизведения.
Библиография
5-Всемирные игры кочевников. Accessed 26.05.2024. URL: https://worldnomadgames.kz/ru
Абикеева Г. Казахстану пора брать уроки у кыргызского кинематографа // сайт «Радио Азаттык», 26 сентября 2018. Accessed 25.05.2024. URL: https://rus.azattyk.org/a/kyrgyzstan-kazakhstan-kokboru-abikeeva-kok-boru/29510651.html
Всемирная конфедерация этноспорта. Accessed 31.05.2024. URL: https://worldethnosport.org/
Информационное агенство ТАСС. Accessed 01.07.2024. URL: https://tass.ru/ Кыласов А. Теория этноспорта: монография / А. Кыласов. - М.: Советский спорт, 2012. - 112 с.
Кыласов А. Этноспорт. Конец эпохи вырождения. М.: Территория будущего, 2013 (Серия «Публичная библиотека Александра Погорельского»). — 144 с.
Международная организация ТЮРКСОЙ. Accessed 01.06.2024. URL: https://www.turksoy.org/ru-RU/
Монтегю А. Мир фильма: путеводитель по кино. Пер. И.Разумовской и С.Самостреловой. Ленинград: Издательство «Искусство», 1969. 279 с.
Сайт Кыласова Алексея Валерьевича, Accessed 03.07.2024. URL: http://kylasov.ru/ American Film Institute, Accessed 03.07.2024. URL: https://www.afi.com/ Bazin, Andre. (2011) Sinema nedir. £eviren ibrahim §ener. istanbul: Doruk Yayinlari. Bilgin N. (2006) Sosyal Bilimlerde i9erik Analizi: Teknikler ve Örnek £ali§malar. Ankara: Siyasal Kitabevi.
Crosson, Sean. (2013) Sport and Film. 1st ed. New York and London: Routledge. Pearson, D.W., Russell L. Curtis, C. Allen Haney, James J. Zhang. (2003) "SPORT FILMS: Social Dimensions Over Time, 1930-1995". Journal of Sport & Social Issues 27, no 2.: 145-161. DOI: 10.1177/0193732503251699
§arman Korkutan S. (2018) "Kemal Sunal Filmlerindeki Geleneksel £ocuk Oyunlari, Ata Sporlari ve Yari§lar". Journal of Turkish World Studies 18/1 Yaz-Summer 2018: 77-96.
Yurdigül Y. (2019) "Geleneksel Sporlarin Türk Sinemasinda Sunumu". Türk Halklarinin Geleneksel Spor Oyunlari VIII Sempozyumu Bildiri Kitabi i^nde, ed. Cengiz Buyar, ss. 309-327.
Yurdigül Y., Abdimalikova C. (2019) "Bir Sinematografik Anlatim Araci Olarak Geleneksel Sporlarin Kirgiz Sinemasinda Kullanimi". Türk Halklarinin Geleneksel Spor Oyunlari-III sempozyumu bildiri kitabi i^nde, ed. Cengiz Buyar. 506-517.
References
5th World Nomad Games. Accessed 26.05.2024. URL: https://worldnomadgames.kz/ru Abikeeva G. Kazahstanu pora brat' uroki u kirgizskogo kinematografa // «Radio Azattyk», 26 September 2018. Accessed 25.05.2024. URL: https://rus.azattyk.org/a/kyrgyzstan-kazakhstan-kokboru-abikeeva-kok-boru/29510651.html
World Ethnosport Confederation. Accessed 31.05.2024. URL: https://worldethnosport.org/
Russian News Agency TASS. Accessed 01.07.2024. URL: https://tass.ru/ Kylasov A. (2012) Teoriya etnosporta: monografiya. Moskva: Sovetskiy sport. Kylasov A. (2013) Etnosport. Konets epohi vyrojdeniya. Moskva: Territoriya budushego. International Organisation of Turkic Culture, TURKSOY. Accessed 01.06.2024. URL: https://www.turksoy.org/ru-RU/
Montagu A. (1969) Mir filma: putevoditel po kino. Translated by I.Razumovskaya and S.Samostrelova. Lenindgrad: Iskusstvo.
Web site of Aleksey Kylasov, Accessed 03.07.2024. URL: http://kylasov.ru/
American Film Institute, Accessed 03.07.2024. URL: https://www.afi.com/
Bazin, Andre. (2011) Sinema nedir. £eviren ibrahim §ener. istanbul: Doruk Yayinlari.
Bilgin N. (2006) Sosyal Bilimlerde i9erik Analizi: Teknikler ve Örnek £ali§malar. Ankara: Siyasal Kitabevi.
Crosson, Sean. (2013) Sport and Film. 1st ed. New York and London: Routledge.
Pearson, D.W., Russell L. Curtis, C. Allen Haney, James J. Zhang. (2003) "SPORT FILMS: Social Dimensions Over Time, 1930-1995". Journal of Sport & Social Issues 27, no 2.: 145-161. DOI: 10.1177/0193732503251699
§arman Korkutan S. (2018) "Kemal Sunal Filmlerindeki Geleneksel £ocuk Oyunlari, Ata Sporlari ve Yari§lar". Journal of Turkish World Studies 18/1 Yaz-Summer 2018: 77-96.
Yurdigül Y. (2019) "Geleneksel Sporlarin Türk Sinemasinda Sunumu". Türk Halklarinin Geleneksel Spor Oyunlari VIII Sempozyumu Bildiri Kitabi i^nde, ed. Cengiz Buyar, ss. 309-327.
Yurdigül Y., Abdimalikova C. (2019) "Bir Sinematografik Anlatim Araci Olarak Geleneksel Sporlarin Kirgiz Sinemasinda Kullanimi". Türk Halklarinin Geleneksel Spor Oyunlari-III sempozyumu bildiri kitabi i^nde, ed. Cengiz Buyar. 506-517.
Сведения об авторах
Марат Эргешов - старший преподаватель отделения радио, ТВ и киноискусства, факультета коммуникации, Кыргызско-Турецкого университета «Манас», Бишкек, Кыргызстан, e-mail:
Мехмет Сезаи Турк - профессор, доктор PhD, декан факультета коммуникации и проректор Кыргызско-Турецкого университета «Манас», Бишкек, Кыргызстан, e-mail: [email protected], профессор факультета коммуникаций, университета Анкары им. Хаджи Байрам Вели, Анкара, Турция, e-mail: [email protected]
Marat Ergeshov - senior lecturer, department of Radio, TV and Cinema, faculty of Communication, Kyrgyz-Turkish Manas University, Bishkek, Kyrgyzstan, e-mail: [email protected]
Mehmet Sezai Turk - PhD, professor and the dean of Communication faculty, vice rector of Kyrgyz-Turkish Manas University, Bishkek, Kyrgyzstan, e-mail: [email protected], Ankara Haci Bayram Veli University, Ankara, Turkey, e-mail: [email protected]