Научная статья на тему 'ПРОДУКТИВНОСТЬ ВНИМАНИЯ У СТУДЕНТОВ - ВАЖНЕЙШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОЙ РАБОТЕ'

ПРОДУКТИВНОСТЬ ВНИМАНИЯ У СТУДЕНТОВ - ВАЖНЕЙШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОЙ РАБОТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
46
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПРОДУКТИВНОСТЬ ВНИМАНИЯ / ЮНОШИ / ДЕВУШКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гурова О.А., Карасева Н.В., Рыжакин С.М.

Продуктивность внимания у 46 российских и 29 иностранных студентов изучалась с помощью теста Бурдона. В течение дня показатели внимания у студентов заметно снижаются от 12-13 к 17-18 часам. Иностранные студенты выполняют тест хуже, чем российские студенты. Наибольшей продуктивностью внимания отличаются российские девушки. Они выполняют тест медленнее, но качество выполнения теста у них выше, чем у юношей. У иностранных студенток отмечаются наиболее низкие показатели продуктивности внимания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гурова О.А., Карасева Н.В., Рыжакин С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTENTION PRODUCTIVITY OF STUDENTS IS THE MOST IMPORTANT INDICATOR OF ADAPTATION TO EDUCATIONAL WORK

Ttention productivity in 46 Russian and 29 foreign students was studied using the Bourdon test. During the day, the attention indicators of students noticeably decrease from 12-13 to 17-18 hours. Foreign students perform the test worse than Russian students. Russian girls are the most productive in their attention span. They perform the test more slowly, but the quality of the test performance is higher than that of the boys. Foreign students have the lowest rates of attention productivity.

Текст научной работы на тему «ПРОДУКТИВНОСТЬ ВНИМАНИЯ У СТУДЕНТОВ - ВАЖНЕЙШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОЙ РАБОТЕ»

КОГНИТИВНЫЕ НАУКИ

УДК 159.952

DOI: 10.46742/2072-8840-2022-71-72-3-4-40-44

ПРОДУКТИВНОСТЬ ВНИМАНИЯ У СТУДЕНТОВ — ВАЖНЕЙШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОЙ РАБОТЕ

Гурова О. А., КарасеваН. В., Рыжакин С. М.

ФГАОУВО «Российский университет дружбы народов», г.Москва, Россия;

Автор, ответственный за переписку: Гурова Ольга Александровна

gurova-oa@rudn.ru

Аннотация. Продуктивность внимания у 46российских и 29 иностранных студентов изучалась с помощью теста Бурдона. В течение дня показатели внимания у студентов заметно снижаются от 12-13 к 17-18 часам. Иностранные студенты выполняют тест хуже, чем российские студенты. Наибольшей продуктивностью внимания отличаются российские девушки. Они выполняют тест медленнее, но качество выполнения теста у них выше, чем у юношей. У иностранных студенток отмечаются наиболее низкие показатели продуктивности внимания.

Ключевые слова: студенты, продуктивность внимания, юноши, девушки.

ATTENTION PRODUCTIVITY OF STUDENTS IS THE MOST IMPORTANT INDICATOR OF ADAPTATION TO EDUCATIONAL WORK

Gurova O. A., KarasevaN. V., RyzhakinS. M.

Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia

Abstract. Attention productivity in 46 Russian and 29 foreign students was studied using the Bourdon test. During the day, the attention indicators of students noticeably decrease from 12-13 to 17-18 hours. Foreign students perform the test worse than Russian students. Russian girls are the most productive in their attention span. They perform the test more slowly, but the quality of the test performance is higher than that of the boys. Foreign students have the lowest rates of attention productivity.

Keywords: students, attention productivity, boys, girls.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема адаптации к учебному процессу как российских, так и иностранных студентов требует изучения. Обусловлено это интенсификацией учебного процесса, повышением уровня требований к качеству знаний, новыми условиями обучения в вузах. От адаптационных возможностей организма и функциональных резервов его регуляторных систем зависит здоровье студентов и успешность их обучения. Поэтому изучение различных аспектов адаптации организма студентов к учебному процессу в настоящее время является актуальным [1].

Целью настоящего исследования явилось изучение у российских студентов разного пола показателей внимания в течение учебного дня и сравнение этих показателей с показателями иностранных студентов, обучающихся на русском языке.

МАТЕРИАЛ И МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

Продуктивность внимания у российских и иностранных студентов в возрасте 18-23 лет изучалась с помощью корректурной пробы Бурдона [2]. 46 российских студентов (из них 21 юноша и 25 девушек) в течение учебного дня выполняли тест 3 раза: в 12-13, 15-16 и 17-18 часов. 29 студентов из стран Азии и Африки (18 юношей и 11 девушек) выполняли тест только в 12-13 часов. До проведения исследования иностранные студенты находились в России в течение 1,5-2 лет. У всех студентов в тесте Бурдона использовались буквы русского алфавита. Исследования проводились на условиях

ПРОДУКТИВНОСТЬ ВНИМАНИЯ У СТУДЕНТОВ—ВАЖНЕЙШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

_АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОЙ РАБОТЕ_

добровольного согласия всех его участников.

Показатели внимания рассчитывались автоматически и обрабатывались методами вариационной статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На первом этапе исследовалась продуктивность внимания у российских студентов. В течение дня количество просмотренных российскими студентами букв оказалось наибольшим в период с 12 до 13 часов, но не имело достоверных отличий от такового в более позднее время. Количество правильно выбранных студентами букв также максимально в первой половине дня, а затем постепенно снижается к 17-18 часам (рисунок). При этом количество неправильно выбранных букв и ошибочно пропущенных букв имеют наименьшие значения в 15-16 часов, а наибольшие в 17-18 часов. Вследствие этого комплексные показатели внимания — коэффициент правильности и коэффициент продуктивности—имеют самые низкие значения в 17-18 часов. Так, коэффициент продуктивности снижается от 12-13 к 17-18 часам в среднем на 10-12%.

112-13 часов I 15-16 часов ■ 17-13 часов

250

200

150

100

50

II

га га о. о. С чэ

С ч ^

Щ 2 Л

■Т СИ X

3 га I с- О- га

со

• £ э -

Рисунок. Изменение показателей внимания у российских студентов в течение учебного дня.

При анализе динамики показателей внимания у российских студентов разного пола в течение дня установлены различия показателей у юношей и девушек (таблица 1).

Количество просмотренных букв во всех случаях у девушек было меньше, чем у юношей. Однако качество выполнения теста девушками в 12-13 и 17-18 часов выше по сравнению с юношами. Об этом свидетельствуют такие показатели как количество правильно и неправильно выбранных букв, количество ошибочно пропущенных букв, а также рассчитываемые коэффициенты. Коэффициент правильности выполнения теста у юношей в 12-13 часов меньше на 41%, а в 17-18 часов меньше на 38,5%, чем у девушек. Коэффициент продуктивности внимания в утренние и вечерние часы также выше у девушек, чем у юношей: на 32 и 43%, соответственно.

Таблица 1. Показатели внимания у российских студентов разного пола в течение учебного дня (М ± т)

Время выполнения теста, часы Пол Количество просмотренных букв Количество правильно выбранных букв Количество неправильно выбранных букв Количество ошибочно пропущенных букв Коэффициент правильности, усл.ед. Коэффициент продуктивности, усл.ед.

12-13 Юноши 5041±77 86 ± 16 14 ± 9 217 ± 8 0,22 ± 0,08 1099 ± 429

Девушки 4735 ± 538 113 ± 11 16 ± 10 168 ± 27 0,37 ± 0,08 1609 ± 292

15-16 Юноши 4785 ± 350 107 ± 12 10 ± 2 176 ± 29 0,38 ± 0,08 1629 ± 177

Девушки 4776 ± 307 100 ± 9 10 ± 2 193 ± 17 0,30 ± 0,02 1458 ± 154

17-18 Юноши 4946 ± 76 74 ± 11 19 ± 10 227 ± 8 0,16 ± 0,08 802 ± 390

Девушки 4622 ± 442 100 ± 13 13 ± 9 172 ± 28 0,26 ± 0,08 1409 ± 349

Вместе с тем, в 15-16 часов показатели качества выполнения теста у юношей превышают таковые у девушек. Коэффициент правильности у юношей в это время выше, чем у девушек, на 27%, а коэффициент продуктивности внимания — на 12%. Улучшение показателей внимания у юношей в 15-16 часов может быть связано с тем, что у них в этот период времени общее состояние сердечнососудистой системы более стабильно; это было показано в ряде работ [3, 4].

При сравнении показателей внимания у российских и иностранных студентов установлено, что скорость просмотра определенного объема материала у них примерно одинакова, но качество просмотра, концентрация внимания у иностранных студентов хуже (таблица 2). Количество правильно выбранных букв у иностранных студентов меньше на 26%, а количество неправильно выбранных букв больше на 37%, по сравнению с российскими студентами. В результате коэффициент правильности выполнения теста у россиян почти в 2 раза выше, чем у иностранцев.

Таблица 2. Показатели внимания у российских и иностранных студентов в 12-13 часов (М ± т)

Студенты Количество просмотренных букв Количество правильно выбранных букв Количество неправильно выбранных букв Количество ошибочно пропущенных букв Коэффициент правильности, усл.ед. Коэффициент продуктивности, усл.ед.

Российские 4888±265 99 ± 14 15 ± 8 193 ± 11 0,30 ± 0,07 1354±237

Иностранные 4933±128 74 ± 12 21 ± 10 220 ± 14 0,16 ± 0,08 1315±330

ПРОДУКТИВНОСТЬ ВНИМАНИЯ У СТУДЕНТОВ—ВАЖНЕЙШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

_АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОЙ РАБОТЕ_

При анализе показателей внимания у студентов-иностранцев разного пола установлено, что правильно выбранных букв у юношей меньше на 13%, а у девушек — на 36%, чем у россиян (таблица 3). Количество неправильно выбранных букв у иностранных юношей было больше на 71%, по сравнению с российскими юношами, а у девушек по этому показателю различий не было. Но девушки-иностранки ошибочно пропустили на 33% больше букв, чем россиянки. Юноши-иностранцы показали результат на 36% ниже, а девушки-иностранки на 51% ниже, чем россияне.

Несмотря на то, что коэффициент продуктивности внимания почти не различался у российских и иностранных студентов, у россиян этот показатель имел тенденцию к более высоким значениям в группе девушек (по сравнению с юношами), а у иностранцев—в группе юношей. В целом российские девушки выполняют тест медленнее, но качество выполнения теста у них выше, чем у юношей-россиян. Среди иностранцев такая тенденция не наблюдалась; наоборот, самые низкие показатели продуктивности внимания — у иностранных студенток.

Таблица 3. Показатели внимания у иностранных студентов разного пола (М ± т)

Студенты Количество просмотренных букв Количество правильно выбранных букв Количество неправильно выбранных букв Количество ошибочно пропущенных букв Коэффициент правильности, усл.ед. Коэффициент продуктивности, усл.ед.

Юноши 4917±17 75 ± 9 24 ± 11 215 ± 19 0,14 ± 0,08 1582±281

Девушки 4961±170 72 ± 7 17 ± 5 224 ± 14 0,18 ± 0,03 1047±114

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В течение дня показатели внимания у российских студентов заметно снижаются от 12-13 к 17-18 часам. В целом по группе обследуемых количество просмотренных букв теста было наибольшим в 12-13 часов, а показатели качества работы были лучшими в 15-16 часов. Наблюдение за обследуемыми разного пола показало, что девушки просматривали за отведенное время меньше букв, чем юноши, но качество выполнения ими теста выше и в 12-13, и в 17-18 часов. В 15-16 часов показатели качества выполнения теста у юношей превышают таковые у девушек.

У иностранных студентов коэффициент правильности выполнения теста на 46% ниже, чем у российских студентов. При этом самые низкие показатели продуктивности внимания наблюдались у иностранных студенток.

Результаты исследования подтверждают, что для получения хороших результатов в учебе учебная нагрузка для студентов начальных курсов должна быть снижена после 16 часов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агаджанян Н. А., Миннибаев Т. Ш., Северин А. Е. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса // Санитария и гигиена. — 2005. — № 3. — С. 48-74.

2. Корректурная проба (Тест Бурдона) // Альманах психологических тестов. — Москва. — 1995. — С. 107-111.

3. Гурова О. А., Горностаев И. С., Карасева Н. В. Вариабельность сердечного ритма как индикатор адаптации иностранных студентов к учебной нагрузке // Эколого-физиологические проблемы адаптации: материалы XVII Всероссийского симпозиума. — М.: РУДН, 2017. — С. 61-62.

4. Гурова О. А., Карасева Н. В., Рыжакин С. М. Изменение продуктивности внимания у студентов разного пола в течение дня // Естественные и технические науки. — 2018. — Т. 125. — № 11. — С. 114-117.

WPOBA O. A, KAPACEBA H. B., PblMAKHH C. M.

REFERENCES

1.Agadzhanyan N. A., Minnibaev T. Sh., SeverinA. E. Izuchenie obraza zhizni, sostoyaniya zdorov'ya i uspevaemosti studentov pri intensifikacii obrazovatel'nogo processa (Study of the lifestyle, health status and academic performance of students during the intensification of the educational process) // Sanitariya i gigiena (Sanitation and hygiene). — 2005. — № 3. — S. 48-74.

2.Korrekturnaya proba (Test Burdona) (Correction test (Bourdon test))// Al'manakh psikhologicheskikh testov (Almanac of psychological tests). — Moskva. — 1995. — S. 107-111.

3.Gurova O.A., Gornostayev I. S., Karaseva N. V. Variabel'nost' serdechnogo ritma kak indikator adaptatsii inostrannykh studentov k uchebnoy nagruzke (Heart rate variability as an indicator of adaptation of foreign students to the training load) // Ekologo-fiziologicheskiye problemy adaptatsii: materialy XVII Vserossiyskogo simpoziuma. — M.: RUDN, 2017. — S.61-62.

4.Gurova O.A., Karaseva N. V., Ry'zhakin S.M. Izmenenie produktivnosti vnimaniya u studentov raznogo pola v techenie dnya (Change in the productivity of attention among students of different genders during the day) // Estestvenny' e i texnicheskie nauki (Natural and technical sciences). — 2018. — T. 125. — № 11. — S.114-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.