Ю.С. Нехорошее, Г.А, Барышева
ПРОДУКТ ПРИКЛАДНОЙ НАУКИ И ЕГО ПОГРУЖЕНИЕ В РЫНОК
Томский политехнический университет
Выбор промышленной политики связан с технологическими укладами, их периодизацией и отдачей приоритета инновационной концепции экономики. Инновационная политика - конституция научно-технического развития.
Политико-экономическое исследование взаимоотношений науки и материального производства показало, что на этапе становления преимущественно интенсивного расширенного воспроизводства регу-
лирование его общественных условий начинает распространяться на производство и применение продуктов прикладной науки, что тождественно вовлечению их в отношения собственности. Систематическое, целенаправленное использование знания для производства знания означает непрерывный инновационный процесс.
Для решения задач по экономическому росту' России следует определиться с формами государствен-
Вестник ТГПУ 2003. Выпуск 5 (37), Серия: ЭКОНОМИКА (СПЕЦВЫПУСК)
ного протекционизма инновационной деятельности, найти подходы, соответствующие имеющимся ресурсам, современной географии рынков, типам хозяйственных связей.
Модель научно-технического прогресса прошлых лет - помпезную и архаичную - восстанавливать нецелесообразно. Необходимы решения, привязанные к конкретным проектам, а не к отдельным отраслям.
В инновационном предпринимательстве выделяется венчурный бизнес, который специализируется на создании изобретений и других объектов интеллектуально-промышленной собственности (прикладной науки), а также на коммерциализации научных разработок.
Диверсификация технологий привела к созданию большого числа малых венчурных предприятий, основной функцией которых является технологический трансфер. Рост значения малого бизнеса - очевидная тенденция развития мировой экономики. Именно эта структура формирует конкурентную среду, генерирует рабочие места, ускоряет НТП. Но идея абсолютного превосходства малого предпринимательства абсурдна. Базой инновационной деятельности являются крупное производство и крупные корпорации, особенно наукогенерирующих отраслей (машиностроения, приборостроения, информатики). Именно они обеспечивают переход к постиндустриальной глобально-информационной технологической стадии производства. Только в крупных корпорациях (ВИК, ТНК, МНК, ФПГ) концентрируются инвестиционные и инновационные ресурсы, способные реализовать масштабные научно-технические проекты. Они же являются инкубаторами малого инновационного бизнеса.
Малый инновационный бизнес занимает свою весьма важную нишу в национальной экономике, выполняет функцию разведчика при планировании крупными корпорациями рискованных инновационных и инвестиционных проектов, а также при коммерциализации научно-технических идей.
России надо преодолеть догматические представления о том, что сейчас не время крупных предприятий. Крупные предприятия имеют бесспорные конкурентные преимущества, обеспечивающие инновационный процесс. На Западе и в России складываются экономические механизмы согласованного сопряжения (коммерческой взаимовыгоды) между крупными фирмами и малым венчурным бизнесом.
В Послании президента Федеральному Собранию РФ в 2002 г. В.В. Путин призвал создавать условия
для здоровой коммерциализации прикладной науки, для включения в коммерческий оборот объектов интеллектуальной собственности. Для этого инновационный рынок и венчурный бизнес должны иметь мощную инфраструктуру.
Венчурные банки, фонды, гранты, внедренческие фирмы, биржи информационных ресурсов, технопарки, технополисы в совокупности составляют целостную инфраструктуру инновационной деятельности.
Главным отличием венчурного кредита является особая форма гарантий: не поручительство и имущественный залог, а пакет акций инновационной фирмы. Что касается фондов (государственных и частных), то они обязаны воспроизводить себя самостоятельно без последующей подпитки со стороны учредителей, работая в режиме «долгоиграющей пластинки».
Инфраструктура российского венчурного рынка весьма специфична и заметно отличается от западной. Здесь венчурные банки, инновационные фонды и территориальные структуры не достигли зрелости. Технопарков и технополисов общеизвестных моделей в России практически нет: технопарки функционируют как юридически самостоятельные научно-технологические комплексы и центры при крупных университетах и академических институтах, технополисы - это «почтовые ящики» (ЗАТО), академгородки и наукограды.
■ Наука не должна быть бременем для бюджета и может стать реальным элементом экономики. Об этом свидетельствует опыт ряда регионов. Например, научно-образовательный комплекс Томской области рассматривается наряду с ТЭКом как главное конкурентное преимущество и ее основной стратегический ресурс для развития экономики инновационного типа на основе интеграции образования, науки и производства. По оценкам специалистов, в ближайшие годы доля научно-образовательного комплекса в консолидированном бюджете Томской области составит около 10 %, а с учетом доходов лиц, занятых в малом инновационном бизнесе, эта доля может быть значительно выше.
России необходимо обеспечить такой уровень науки и производства, который был бы не подвластен конъюнктуре цен на мировых сырьевых рынках. Экономика должна быть технологически передовой и диверсифицированной, гибкой, современной, а прикладная наука - коммерциализированной и востребованной рынком. Только тогда Россия станет сильной, конкурентоспособной и процветающей державой.