Научная статья на тему 'Продовольственные ярмарки как форма интеграции сельских и городских территорий'

Продовольственные ярмарки как форма интеграции сельских и городских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Алтайский край / продовольственная продукция / органическое сельское хозяйство / каналы реализации / продовольственные ярмарки / потенциал / проблемы / ограничения / перспективы развития / Altai Krai / food products / organic agriculture / sales channels / food fairs. potential / problems / limitations / development prospects

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агафонова М. В., В.А. Кундиус

В статье показана роль возобновляемых для российской экономики каналов реализации сельскохозяйственной и пищевой продукции в условиях достижения продовольственной безопасности, увеличения объемов производства, ресурсного потенциала фермерских и домашних хозяйств в сельских территориях, проблем занятости сельского населения. Обосновано, что продовольственные ярмарки являются дополнительным каналом реализации сельскохозяйственной и пищевой продукции для фермерских и домашних хозяйств, обеспечения качественной и более дешевой пищевой продукцией городских жителей, помогают решить проблемы занятости сельского населения и высококачественного продовольственного обеспечения жителей городов. В процессе развития ярмарки становятся формой интеграции интересов сельских и городских территорий. Особо отмечена роль органического сельского хозяйства, государственной поддержки его развития, предложены механизмы фермерской кооперации для достижения ускоренного эффекта от интеграции взаимодействия сельских и городских территорий. Обоснована целесообразность развития органического сельского хозяйства в Алтайском крае как стратегической отрасли региональной экономики, а продовольственных ярмарок — как дополнительного и перспективного канала реализации фермерской органической продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Агафонова М. В., В.А. Кундиус

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Food fairs as a form of integration of rural and urban areas

The article shows the role of relatively new channels for the Russian economy for the sale of agricultural and food products in the conditions of achieving food security, increasing production volumes, the resource potential of farms and households in rural areas, the problems of rural employment. It is proved that food fairs are an additional channel for the sale of agricultural and food products for farmers and households, providing high-quality and cheaper food products to urban residents, help solve the problems of employment of the rural population and high-quality food provision of urban residents, in the process of development become a form of integration of the interests of rural and urban areas. The role of organic agriculture and state support for its development is highlighted, mechanisms of farmer cooperation are proposed to achieve an accelerated effect from the integration of interaction between rural and urban areas. The development of organic agriculture in the Altai Territory as a strategic branch of the regional economy, food fairs as an additional and promising channel for the sale of agricultural, organic products is substantiated.

Текст научной работы на тему «Продовольственные ярмарки как форма интеграции сельских и городских территорий»

I. Экономика

и социально-экономическое развитие

Большого Алтая

Для цитирования: Агафонова М.В., Кундиус В.А. Продовольственные ярмарки как форма интеграции сельских и городских территорий // Grand Altai Research & Education — Выпуск 2 (20)'2023 (DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2023.02) — EDN: https://elibrary.ru/kwdrcs

УДК: 338.43. JEL: Q16. Q17, Q18 ORCID: 0000-0001-8830-2131

Продовольственные ярмарки

как форма интеграции сельских и городских территорий

М.В. Агафонова1, В.А. Кундиус1

1 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет», Барнаул, Россия E-mail: marinaagafonova7432@mail.ru ; kundiusv@mail.ru

Аннотация. В статье показана роль возобновляемых для российской экономики каналов реализации сельскохозяйственной и пищевой продукции в условиях достижения продовольственной безопасности, увеличения объемов производства, ресурсного потенциала фермерских и домашних хозяйств в сельских территориях, проблем занятости сельского населения. Обосновано, что продовольственные ярмарки являются дополнительным каналом реализации сельскохозяйственной и пищевой продукции для фермерских и домашних хозяйств, обеспечения качественной и более дешевой пищевой продукцией городских жителей, помогают решить проблемы занятости сельского населения и высококачественного продовольственного обеспечения жителей городов. В процессе развития ярмарки становятся формой интеграции интересов сельских и городских территорий. Особо отмечена роль органического сельского хозяйства, государственной поддержки его развития, предложены механизмы фермерской кооперации для достижения ускоренного эффекта от интеграции взаимодействия сельских и городских территорий. Обоснована целесообразность развития органического сельского хозяйства в Алтайском крае как стратегической отрасли региональной экономики, а продовольственных ярмарок — как дополнительного и перспективного канала реализации фермерской органической продукции.

Ключевые слова: Алтайский край, продовольственная продукция, органическое сельское хозяйство, каналы реализации, продовольственные ярмарки, потенциал, проблемы, ограничения, перспективы развития

For citation: Agafonova M.V., Kundius V.A. Food fairs as a form of integration of rural and urban areas // Grand Altai Research & Education — Issue 2 (20)'2023 (DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2023.02) — EDN: https://elibrary.ru/kwdrcs

UDK 338.43.

JEL: Q16. Q17, Q18

ORCID: 0000-0001-8830-2131

Food fairs as a form of integration of rural and urban areas

M. V. Agafonova1, V.A. Kundius1

1 Altai State Agrarian University, Barnaul, Russia E-mail: marinaagafonova7432@mail.ru ; kundiusv@mail.ru

Abstract. The article shows the role of relatively new channels for the Russian economy for the sale of agricultural and food products in the conditions of achieving food security, increasing production volumes, the resource potential of farms and households in rural areas, the problems of rural employment. It is proved that food fairs are an additional channel for the sale of agricultural and food products for farmers and households, providing high-quality and cheaper food products to urban residents, help solve the problems of employment of the rural population and high-quality food provision of urban residents, in the process of development become a form of integration of the interests of rural and urban areas. The role of organic agriculture and state support for its development is highlighted, mechanisms of farmer cooperation are proposed to achieve an accelerated effect from the integration of interaction between rural and urban areas. The development of organic agriculture in the Altai Territory as a strategic branch of the regional economy, food fairs as an additional and promising channel for the sale of agricultural, organic products is substantiated.

Keywords: Altai Krai, food products, organic agriculture, sales channels, food fairs. potential, problems, limitations, development prospects

Введение (постановка проблемы)

Ключевую роль в увеличении производства сельскохозяйственной продукции, повышении его конкурентоспособности и экономической эффективности играют потенциал и выбор рациональных каналов реализации готовой продукции. В условиях рынка расширяется возможности по реализации собственной сельскохозяйственной и пищевой продукции, включая, кроме госзакупок, перерабатывающих предприятий и организаций, торговых сетей, специализированных магазинов и экспорта, — также городские рынки, придорожный сервис, фермерские кафе и рестораны, ярмарки выходного дня. Как показывают отзывы продавцов и покупателей, потребителей фермерской продукции, такие способы реализации являются перспективным направлением, способствующим получению дополнительной выгоды покупателями

качественной натуральной продукции, прибыли фермерскими и домашними хозяйствами. Особое значение приобретает производство органической сельскохозяйственной продукции и продовольствия, однако развитие этих производств сдерживают нерешенные проблемы, что делает актуальным проведение соответствующих научных исследований и выработку рекомендаций. Цель исследований — обосновать перспективы организации продовольственных ярмарок в Алтайском крае как формы интеграции интересов сельских и городских жителей.

Материалы и методы исследования

Обзор электронных ресурсов и публикаций, касающихся проведения ярмарок в Алтайском крае, других регионах России и за рубежом, позволил выявить роль ярмарок фермерской продукции для увеличения объемов производства фермерских и домашних хозяйств в сельских территориях. Изучение научных публикаций и собственные исследования позволили обосновать авторское представление о перспективных направлениях развития сельской экономики Алтайского края. В процессе исследования применены системный подход, общенаучные и эмпирические методы научных исследований, включая диалектический, обзорно-теоретический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, а также методы сравнительного и системно-функционального анализа, обобщения теоретического и практического материала.

Результаты исследования

Агропромышленная интеграция представляет собой процесс так называемого «сращивания» отраслей сельского хозяйства и промышленного производства с целью обеспечения процессов сбалансированности деятельности сельскохозяйственных, перерабатывающих, торговых и обслуживающих предприятий и организаций для достижение максимально возможной экономической эффективности предпринимательской деятельности.

Важнейшей частью предпринимательской деятельности сельскохозяйственных предприятий различных организационно-правовых форм является выбор и поиск наиболее эффективных каналов реализации готовой продукции. Для сельскохозяйственных предприятий ключевым аспектом их деятельности является не только производство готовой продукции, но и способ выгодно ее реализовать.

Перспективной формой договорных отношений являются прямые связи сельскохозяйственных предприятий с перерабатывающей промышленностью и торговлей, расширение возможностей реализации сельскохозяйственной продукции на месте ее производства. Однако на сегодняшний день среди сельскохозяйственных предприятий преобладают такие каналы реализации готовой продукции как: государственный контракт, продажа предприятиям и

организациям, потребительская кооперация, населению на ярмарках и рынках (рис. 1).

Рис. 1. Каналы реализации продукции сельскохозяйственными организациями Fig. 1. Channels for selling products by agricultural organizations

Проведение ярмарок известно за рубежом странах и России с давних времен. Изначально их приурочивали к праздникам или праздничным мероприятиям, народным гуляниям, объединяющим городских и сельских жителей. Современные ярмарки имеют более цивилизованный вид, инфраструктуру, условия торговли и отдыха посетителей (рис. 2).

Market of Ancud, island of Chiloe, Chile, South America

? Peter Groenendijk / Фотобанк Лори / age Fotostock

Рис. 2. Современные ярмарки за рубежом [1].

Fig. 1. Modern fairs abroad [1].

Самые известные рынки и ярмарки мира:

— Аль-Мадина — старейший крытый рынок сирийского города Алеппо, который считается одним из самых больших исторических рынков мира, протяженность его рядов составляет порядка 13 км, с 1986 года древний базар в составе Старого города включен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО;

— Рынок Бокерия в Барселоне (Испания) впервые упоминался в 1217 году, когда неподалёку от бывших городских ворот устанавливали столы для продажи;

— фермерский рынок Лос-Анжелеса был открыт 14 июля 1934 года — во времена Великой Депрессии в помощь фермерам и городским жителям;

— рынок Чатучак в северной части Бангкока — один из крупнейших и самых живописных рынков мира, открыт по субботам и воскресеньям и многие другие [1].

К самым известным ярмаркам мира отнесены и некоторые российские: Нижегородская ярмарка; «Никольские ряды» в Санкт-Петербурге открыт с 1789 года; Гостиный двор в Суздале функционирует с19 века и другие [там же].

В Алтайском крае ярмарки выходного дня получают все большую востребованность как городских, так и сельских жителей. Ярмарки проходят с 2015 года, набирая все большую популярность как у покупателей, так и у производителей сельскохозяйственной продукции. В 2023 году в краевой столице состоялось 19 продовольственных ярмарок на 11 торговых площадках, которые работали во всех районах города Поставщиками продукции были 80 алтайских производителей, выручка составила 140,3 млн руб., что на 5 млн. руб. больше, чем в предыдущем 2021 году (рис. 3).

При этом горожане могли выгодно приобрести овощи, мясо, рыбу, молочную продукцию и кондитерские изделия [2,3]. Цены на ярмарках были ниже в среднем на 14%, чем в торговых сетях, и на 24,6% ниже, чем на традиционных рынках города. Такой уровень цен достигается за счет привлечения на ярмарки фермерских хозяйств, товаропроизводителей и оптовых предприятий. Организаторы ярмарок, прежде всего городская администрация, стараются не только привлекать новых производителей, но и по мере возможности благоустраивать места проведения ярмарок, чтобы покупателям было удобно и комфортно здесь находиться [4].

ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ЯРМАРКИ БАРНАУЛА В ЦИФРАХ

2022 год

19

ярмарок

135,3

млн руб. товарооборот

Рис. 3. Продовольственные ярмарки столицы Алтайского края в цифрах [4]. Fig. 3. Food fairs of the capital of the Altai Territory in numbers [4].

По отзывам городских жителей, посетителей ярмарок, «наши ярмарки год от года становятся только лучше, — отметили участники. — Такая масштабная организация получилась не сразу, но теперь любо-дорого посмотреть: каждое торговое место оформлено в едином стиле, есть контрольные весы, за порядком следят народные дружинники, а на нашей пл. Народной ещё и песенные коллективы иногда выступают. Как и раньше, когда ярмарок ждали, когда они были настоящим праздником для людей, когда есть возможность не только купить всё что нужно, но и пообщаться, зарядиться хорошим настроением» [5]. Более популярными стали ярмарки и на пригородных территориях, эко-ярмарки. Покупатели благодарят за богатый выбор продуктов и возможность купить все необходимое, не выезжая при этом в город [там же]. Для фермерских и домашних хозяйств ярмарки выходного дня становятся существенным каналом реализации произведенной продукции, что также способствует увеличению производства продукции как растениеводства, так и животноводства в Алтайском крае (табл.1,2)

Таблица 1.

Валовые сборы сельскохозяйственных культур в Алтайском крае, тыс. т* Table 1.

Gross harvest of agricultural crops in the Altai Territory, thousand tons

Наименование культуры 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 Темп роста 2022 к 2016, %

Зерно (в весе доработки) 4829,7 4975,5 5010,7 4591,7 3951,1 5577,4 5648,4 117,0

в том числе: пшеница озимая и яровая 2844,1 2981,2 3054,3 2825,9 2389,7 3380,6 3322,4 116,9

Рожь озимая 77,9 52,2 64,4 62,0 56,2 91,8 66,7 85,6

Тритикале озимая 2,8 3,8 2,5 2,8 2,6 6,1 7,0 250

Кукуруза на зерно 14,7 32,3 28,7 32,7 37,7 48,6 51,3 348,9

ячмень 411,5 432,6 425,9 468,5 376,8 564,3 612,2 151,2

овес 642,4 623,1 673,9 569,0 367,6 564,3 455,6 70,9

просо 15,4 7,9 15,2 21,8 20,5 15,4 9,1 59,1

гречиха 625,3 693,8 496,1 392,6 499,0 597,5 741,8 118,6

зернобобовые 195,3 238,3 249,7 216,4 201,0 335,1 382,3 195,7

Сахарная свекла 1131,1 1084,6 888,1 1327,1 1225,0 1180,3 1231,2 108,9

Лен-долгунец - в переводе на волокно, тыс. ц. 47,5 41,0 36,7 49,1 48,7 36,3 36,6 77,0

Семена подсолнечника (в весе доработки) 513,0 560,7 618,6 630,9 661,4 922,1 899,4 175,3

Картофель 543,9 523,1 515,7 463,4 432,1 434,2 452,3 83,2

Овощи - всего 178,4 158,2 142,0 147,3 144,4 145,4 149,9 84,0

* Составлено авторами по данным источников [5,6].

Таблица 2.

Производство продукции животноводства в Алтайском крае по категориям хозяйств *

Table 2.

Livestock production in the Altai Territory in farms of categories

Вид продукции

2018

2019

2020

2021

2022

Темп роста 2022 к 2018, %

В хозяйствах всех категорий

Скот и птица на убой (в убойном весе) тыс. т. 192,4 194,4 199,7 176,3 180,4 93,3

в том числе: крупный рогатый скот 59,4 56,8 58,9 56,5 54,6 91,9

свиньи 58,3 63,8 66,2 65,8 61,3 105,1

овцы и козы 2,5 2,3 2,2 2,0 1,7 68,0

птица 70,5 69,7 70,5 50,2 61,1 86,7

Молоко, тыс. т. 1179,0 1203,9 1209,8 1152,2 1140,4 96,7

Яйца, млн. шт. 976,7 993,7 1015,8 1011,5 1108,5 113,5

Шерсть (физический вес), т 371 334 321 283 270 72,7

Мед товарный, т 4088 4042 4185 4481 4554 111,4

В хозяйствах населения

Скот и птица на убой (в убойном весе) тыс. т. 74,6 75,1 74,3 73,1 67,4 90,3

Молоко, тыс. т. 561,9 571,7 560,5 531,7 496,1 88,1

Яйца, млн. шт. 188,2 165,1 155,6 145,6 138,0 73,3

Шерсть (физический вес), т 300 285 267 236 223 74,3

Мед товарный 3763 3688 3830 4130 4132 109,8

В крестьянских (фер эмерских) хозяйствах

Скот и птица на убой (в убойном весе) тыс. т. 6,3 6,3 6,4 6,2 4,9 77,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Молоко, тыс. т. 79,5 81,1 85,6 85,2 84,3 106,0

Яйца, млн. шт. 5,9 6,3 8,4 7,0 13,5 228,8

Шерсть (физический вес), т 41 31 35 21 30 73,2

Мед товарный 235 216 248 274 336 143,0

Составлено авторами по данным источника [5].

*

В Алтайском крае более 18% сельскохозяйственной продукции производится фермерами, а несельскохозяйственная деятельность развита в сферах агропереработки, услуг, торговли, общественного питания, сельскохозяйственного туризма и экотуризма. Фермерские (сельскохозяйственные) предприятия относятся к категории малого и среднего предпринимательства. Сектор фермерских хозяйств в Алтайском крае имеет определенные преимущества, позволяющие обеспечить лидирующие позиции в сельскохозяйственном производстве региона. Основными направлениями развития являются переработка сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственная деятельность. Также наблюдаются перенос капитала из городов в сельскую местность и развитие предпринимательства, необходимого для улучшения сельского образа жизни в регионе [7,8,9].

Следует отметить, что в настоящее время фермерами обсуждается ряд проблем развития сельского хозяйства в регионе: высокие цены на корма для животных, удобрения, семена, а также цены на горюче-смазочные материалы и т.д. Существующее неравенство в установлении цен на необходимое сырье и продукцию является одной из причин ликвидации фермерских хозяйств.

Помимо названных проблем, значительное влияние на развитие сельского хозяйства фермерами в регионе оказывают недостаточно сильная государственная поддержка, направленная непосредственно на инновационное развитие сельского хозяйства, и слабая информатизация отрасли, а также проблемы, связанные с подготовкой и удержанием специалистов-аграриев.

Учитывая размер сельскохозяйственных предприятий, основными проблемами также остаются:

— трудности с приобретением современной техники;

— получение финансирования для создания и развития с/х деятельности;

— проблемы с расширением производства фермерами, аренда земли.

Но все же владение технологиями, техническая оснащенность и профессионализм аграриев дали свои положительные результаты и в 2022 году.

Повышение спроса населения на высококачественную продукцию делает развитие рынков продовольствия в современных условиях приоритетным направлением формирование рынков органической продукции. Это связано с популяризацией информации о негативных последствиях потребления продуктов питания, выращенных с применением химических минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста. Органическое сельское хозяйство, являясь непременным условием становления «зеленой» экономики, активно развивается во многих странах мира. При производстве органической продукции вводятся ограничения на применение минеральных удобрений, пестицидов, гербицидов, ГМО, всего того, что приносит вред здоровью человека и природы в целом, частью которой он является [11,14].

Алтайский край, как показывают научные исследования, располагает большим ресурсным потенциалом и технологическими возможностями для производства органической пищевой продукции и обеспечения высококачественным продовольствием его населения [10,12,13].

Однако процесс развития органического сельского хозяйства идет медленно в связи со сложностями с сертификацией органической продукции, рыночными возможностями и другими проблемами. Реестр производителей органической продукции в Алтайском крае (рис. 4) [10,12].

Алтайский край

Про и зводите ли продукции (реестр)

ООО «ФРОМ ВАЙЛД» АО «Иткульский спиртзавод» ООО «Степной» ООО «Курай Arpo Плюс» ООО «Аир»

Рис. 4. Производители органической пищевой продукции Алтайского края [13]. Fig. 4. Producers of organic food products of the Altai Territory [13].

Сертификация Маркировка Стандартизация V_I_у

В соответствии с законодательством Российской Федерации, продовольственные ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Организация ярмарок и продажи товаров на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых ярмарки организуются [15]. Продовольственные ярмарки организуются практически в каждом муниципальном образовании субъектов Российской Федерации и становятся альтернативой стационарным торговым организациям.

Заключение

Таким образом, роль выбора канала реализации готовой сельскохозяйственной продукции в форме продовольственные ярмарки среди товаропроизводителей в сельскохозяйственном производстве в социальном и экономическом развитии существенно возрастает.

Тем не менее продовольственные ярмарки, обладающие популярность среди населения города Барнаула, являются недостаточным каналом реализации органической пищевой продукцией и отсутствуют как канал реализации сельскохозяйственной продукции в других городах Алтайского края.

Большинство товаров, представленных на ярмарках, производится в различных районах Алтайского края. Развитие рынка органической продукции, в том числе и в Алтайском крае, обусловлено несколькими факторами: популяризация экологически чистой продовольственной продукции; недоверие к генетически модифицированным продуктам; популяризации здорового образа и жизни населения; концепции «правильного питания» и другие. Продовольственные ярмарки, как показывает практика, являются одной из форм непосредственной интеграции сельхозтоваропроизводителя и конечного потребителя, повышая уровень комфорта. Как правило, именно за счет форматов торговли на продовольственных ярмарках потребитель получает возможность приобретать свежие продукты питания, а не ограничиваться закупкой продуктов с длительными сроками хранения.

Однако продовольственные ярмарки отличает сезонность представляемого товара, нерегулярный характер продаж, отсутствие большого числа альтернативных товаропроизводителей и другие отрицательные для покупателя факторами, которые со временем можно устранить. Фермерская кооперация позволила бы решить многие проблемы фермерских и домашних хозяйств, включая реализацию сельскохозяйственной продукции и активизацию ярмарок.

Список литературы

[1] Самые известные Рынки и ярмарки мира с фото и подробным описанием — URL : https://wikiway.com/dostoprimechatelnosti/rynki-i-yarmarki/ (дата обращения: 10.11.2023).

[2] Товарооборот первой осенней ярмарки в Барнауле превысил 10 млн рублей // Администрация города Барнаула — URL : https://barnaul.org/news/tovarooborot-pervoy-osenney-yarmarki-v-barnaule-prevysil-10-min- rubley.html (дата обращения: 19.10.2023).

[3] Как прошли продовольственные ярмарки в Барнауле в 2023 году. Инфографика. — URL : https://tolknews.ru/infografika/157113-itogi-prodovolstvennih-yarmarok-v-barnaule-v-goduinfografika?ysclid= loskl8onfe 540495273 (дата обращения: 08.11.2023).

[4] В Барнауле завершился сезон продовольственных ярмарок выходного дня — URL : https://barnaul.press/news/v-barnaule-zavershilsya-sezon-prodovolstvennykh-yarmarok-vykhodnogo-dnya.html?ysclid=losmt75jur759298757 (дата обращения: 08.11.2023).

[5] Алтайский край в цифрах. 2018-2022: Крат. стат. сб./ Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. Б., 2023. 188 с.

[6] Судыко М.В, Улейко А.О. Тенденции и векторы развития сельского хозяйства Алтайского края/ Студенческая весна — 2023. XIX Международная научно-практическая конференция студентов и магистрантов : сборник статей ; под ред. д-ра филол. наук, профессора А.Э. Еремеева. Омск : Изд-во ОмГА, 2023. С. 66-72.

[7] Муравский С. Сущность, состав и структура агропромышленного производственного потенциала // АПК: экономика и управление. 2019. №3. С. 53-56.

[8] Семиколенова М.Н., Семина Л.А., Землякова С.Н. Тенденции и факторы развития агропромышленного комплекса Алтайского края в системе экономической безопасности региона // Экономика Профессия Бизнес. 2021. №3. С. 92-98.

[9] Кундиус В.А., Голубева Е.В. Проблемы и ограничения развития сельского хозяйства в Алтайском крае // Grand Altai Research & Education. 2022. №1 (17). С. 26-34.

[10] Кундиус В.А. Ресурсный потенциал и стратегические ориентиры развития агропромышленного комплекса Алтайского края // АПК: экономика и управление. 2016. №7. С. 30-39.

[11] Федеральный закон №280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — URL : https://normativ.kontur.ru/ document?moduleId= 1&documentId=318274/

[12] Кундиус В.А., Зенков С.И., Перспективы и проблемы развития органического сельского хозяйства в Алтайском крае // АГРАРНАЯ НАУКА — СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ. Сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. В 2-х книгах Том. Книга 1, С. 117-120.

[13] Реестр алтайских производителей органической продукции// Управление Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям — URL : https://upp.alregn.ru/info/organicheskaya-produktsiya/reestr-altayskikh-proizvoditeley-organicheskoy-produktsii/ (дата обращения: 19.10.2023).

[14] Об утверждении Стратегии развития производства органической продукции в РФ до 2030 г. Распоряжение Правительства РФ от 4 июля 2023 г. № 1788-р // Информационно правой ГАРАНТ.РУ портал — URL : https://www.garant.ru/products/ipoprime/doc/407297286 (дата обращения: 19.10.2023).

[15] Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // Информационно правой ГАРАНТ.РУ портал — URL : https://www.garant. ru/products /ipoprime/doc/407297286 (дата обращения: 19.10.2023).

References

[1] Samye izvestnye Rynki i yarmarki mira s foto i podrobnym opisaniem — URL : https://wikiway.com/dostoprimechatelnosti/rynki-i-yarmarki/ (data obrashcheniya: 10.11.2023).

[2] Tovarooborot pervoj osennej yarmarki v Barnaule prevysil 10 mln rublej // Administraciya goroda Barnaula — URL : https://barnaul.org/news/tovarooborot-pervoy-osenney-yarmarki-v-barnaule-prevysil-10-min- rubley.html (data obrashcheniya: 19.10.2023).

[3] Kak proshli prodovol'stvennye yarmarki v Barnaule v 2023 godu. Infografika. — URL : https://tolknews.ru/infografika/157113-itogi-prodovolstvennih-yarmarok-v-barnaule-v-goduinfografika?ysclid= loskl8onfe 540495273 (data obrashcheniya: 08.11.2023).

[4] V Barnaule zavershilsya sezon prodovol'stvennyh yarmarok vyhodnogo dnya — URL : https://barnaul.press/news/v-barnaule-zavershilsya-sezon-prodovolstvennykh-yarmarok-vykhodnogo-dnya.html?ysclid=losmt75jur759298757 (data obrashcheniya: 08.11.2023).

[5] Altajskij kraj v cifrah. 2018-2022: Krat. stat. sb./ Upravlenie Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Altajskomu krayu i Respublike Altaj. B., 2023. 188 s.

[6] Sudyko M.V, Ulejko A.O. Tendencii i vektory razvitiya sel'skogo hozyajstva Altajskogo kraya/ Studencheskaya vesna — 2023. HIH Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya studentov i magistrantov : sbornik statej ; pod red. d-ra filol. nauk, professora A.E. Eremeeva. Omsk : Izd-vo OmGA, 2023. S. 66-72.

[7] Muravskij S. Sushchnost', sostav i struktura agropromyshlennogo proizvodstvennogo potenciala // APK: ekonomika i upravlenie. 2019. №3. S. 53-56.

[8] Semikolenova M.N., Semina L.A., Zemlyakova S.N. Tendencii i faktory razvitiya agropromyshlennogo kompleksa Altajskogo kraya v sisteme ekonomicheskoj bezopasnosti regiona // Ekonomika Professiya Biznes. 2021. №3. S. 92-98.

[9] Kundius V.A., Golubeva E.V. Problemy i ogranicheniya razvitiya sel'skogo hozyajstva v Altajskom krae // Grand Altai Research & Education. 2022. №1 (17). S. 26-34.

[10] Kundius V.A. Resursnyj potencial i strategicheskie orientiry razvitiya agropromyshlennogo kompleksa Altajskogo kraya // APK: ekonomika i upravlenie. 2016. №7. S. 30-39.

[11] Federal'nyj zakon №280-FZ «Ob organicheskoj produkcii i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» — URL : https://normativ.kontur.ru/ document?moduleId= 1&documentId=318274/

[12] Kundius V.A., Zenkov S.I., Perspektivy i problemy razvitiya organicheskogo sel'skogo hozyajstva v Altajskom krae // AGRARNAYA NAUKA — SEL'SKOMU HOZYAJSTVU. Sbornik materialov XVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2-h knigah Tom. Kniga 1, S. 117-120.

[13] Reestr altajskih proizvoditelej organicheskoj produkcii// Upravlenie Altajskogo kraya po pishchevoj, pererabatyvayushchej, farmacevticheskoj promyshlennosti i biotekhnologiyam — URL : https://upp.alregn.ru/info/organicheskaya-produktsiya/reestr-altayskikh-proizvoditeley-organicheskoy-produktsii/ (data obrashcheniya: 19.10.2023).

[14] Ob utverzhdenii Strategii razvitiya proizvodstva organicheskoj produkcii v RF do 2030 g. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 4 iyulya 2023 g. № 1788-r // Informacionno pravoj GARANT.RU portal — URL : https://www.garant.ru/products/ipoprime/doc/407297286 (data obrashcheniya: 19.10.2023).

[15] Federal'nyj zakon ot 28.12.2009 №381-FZ (red. ot 04.08.2023) «Ob osnovah gosudarstvennogo regulirovaniya torgovoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.10.2023) // Informacionno pravoj GARANT.RU portal — URL : https://www.garant. ru/products /ipoprime/doc/407297286 (data obrashcheniya: 19.10.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.