№ СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Плотников В.А., Холдоенко А.М.
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ: УСТОЙЧИВОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ
Аннотация. В статье рассмотрено влияние внешних санкций на современную российскую экономику. Особое внимание уделено изучению ситуации с продовольственным обеспечением населения и достижением продовольственной безопасности. Даны рекомендации по ужесточению индикативных показателей Доктрины продовольственной безопасности. Установлено, что в подотрасли птицеводства достигнуты наиболее значительные успехи в самообеспечении страны продовольствием. Рекомендовано использовать этот опыт и в других подотраслях аграрно-промышленного комплекса.
Ключевые слова. Продовольственное обеспечение, продовольственная безопасность, экономические санкции, уровень жизни населения, качество жизни населения, политик в экономической и социальной сфере.
Plotnikov V.A., Holdoenko A.M. FOOD SUPPLY OF THE POPULATION: SUSTAINABILITY AND SECURITY
Abstract. The article considers the impact of external sanctions on the modern Russian economy. Particular attention is paid to the study of the situation with the food supply of the population and the achievement of food security. Recommendations are given to tighten the indicative indicators of the Food Security Doctrine. It has been established that in the poultry sub-sector the most significant progress has been made in self-sufficiency of the country with food. It is recommended to use this experience in other sub-sectors of the agro-industrial complex.
Keywords. Food supply, food security, economic sanctions, standard of living of the population, quality of life of the population, politicians in the economic and social sphere.
В современных условиях развитие российской экономики и общества происходит под мощным воздействием такого серьезного внешнего фактора, как экономические и политические санкции [1, 2, 3]. Их перечень столь обширен, и он настолько часто видоизменяется, что, например, правовая система «Гарант» создала специальный интернет-ресурс «Путеводитель по санкциям и ограничениям против Российской Федерации (после 22 февраля 2022 г.)» (см.: https://base.garantru/57750632/#friends). И этот ресурс регулярно обновляется.
ГРНТИ 05.11.45
© Плотников В.А., Холдоенко А.М., 2022
Владимир Александрович Плотников - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Артур Михайлович Холдоенко - кандидат ветеринарных наук, слушатель программы ЕМВА Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с авторами (Плотников В.А.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). E-mail: [email protected].
Целью введенных и вводимых на регулярной основе антироссийских санкций «коллективного Запада» является нанесение максимально возможного ущерба России. Для подтверждения этого тезиса обратимся к официальному заявлению Представительства Европейского Союза в Российской Федерации, размещенному на его интернет-сайте (см.: https://www.eeas.europa.eu/ delegatюns/russia/объясняем-что-означают-санкции-ес-против-россии_ru?s=177). В этом заявлении указано: «Цель экономических санкций - добиться серьезных последствий для России за ее действия и лишить Россию возможностей продолжать агрессию».
В то же время, помимо столь пацифистской и - формально говоря - миролюбивой цели, в цитируемом документе указываются и две цели менее глобальные, но не менее значимые, с позиций авторов санкционной политики. В частности: (1) «ограничить доступ к наличным евро Правительству России, Центральному банку России, а также физическим и юридическим лицам, находящимся в России, чтобы предотвратить обход санкций»; (2) «ограничить возможности российской промышленности получать ключевые товары и помешать ведению сухопутной торговли товарами, которые идут в Россию или которые вывозятся из нее». Первая из этих целей, по сути, провозглашает отъем (изъятие на неопределенный срок без гарантий возврата) валютных средств у российских субъектов, в том числе у населения, вторая - торговую изоляцию страны.
То есть, фактически заявленными целями санкций является не столько противодействие российскому правительству, сколько нанесение имущественного ущерба бизнесу и населению, снижение жизненного уровня последнего. Это дает основание некоторым авторам, например экспертам дискуссионного клуба «Валдай» (см.: https://expert-club.online/news/rossii-obyavlena-ekonomiches-kaya-voyna), вполне обоснованно оценивать современный эпизод санкционного противостояния, как «экономическую войну», развязанную «коллективным Западом» против России.
Следовательно, в сложившихся условиях необходимо особое внимание уделить проведению эффективной социальной политики, ориентированной на сохранение (или, по крайней мере, минимальное снижение) качества жизни россиян. В этой области имеются многочисленные проблемы [4]. И, к сожалению, оценка уровня жизни населения по имеющимся количественным показателям указывает, что в этой сфере в России проблемы в последние годы нарастают. Это иллюстрирует рисунок 1.
105 104 103 102 101 100 99 98 97 96 95
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022*
Источник: построено Плотниковым В.А. по данным Росстата, см.: https://rosstat.gov.ru/folder/13397. * Значение за 2022 год получено как среднее арифметическое показателей за первые три квартала, т.к. на момент написания статьи данные за 4 квартал еще отсутствовали.
Рис. 1. Реальные денежные доходы населения в Российской Федерации, в % предыдущему периоду
Как следует из рисунка 1, после первого «эпизода» антироссийских санкций, после 2014 года, доходы россиян стали стагнировать. Стабилизация произошла лишь к 2017 году, после чего наблюдалось очередное «разовое» падение доходов в 2020 году вследствие пандемии Covid-19 и вводимых властями для противодействия ей многочисленных экономических и социальных огра-
ничений. В 2021 году наблюдался посткризисный «отскок», который уже в 2022 году, вследствие новых массированных санкций, сменился падением доходов россиян.
Более наглядно эти процессы отражаются на рисунке 2. На нем представлены те же данные, что и на рисунке 1, но приводятся не значения цепного индекса реальных доходов, когда каждый очередной год сравнивается с предыдущим, а значения базового индекса. При его расчете принято, что уровень реальных денежных доходов населения в Российской Федерации в 2013 году был равен 100%. Из рисунка 2 легко заметить, что доходы населения в России в течение уже почти 10 лет стагнируют.
100 99 98 97 96 95 94 93 92 91 90
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022*
Источник: построено Плотниковым В.А. по данным рисунка 1.
* Значение за 2022 год получено как среднее арифметическое показателей за первые три квартала, т.к. на момент написания статьи данные за 4 квартал еще отсутствовали.
Рис. 2. Реальные денежные доходы населения в Российской Федерации, в % к 2013 году, для которого показатель принят за 100%
На фоне наблюдаемой негативной ситуации, которая не есть результат лишь современного санкционного эпизода, очевидна необходимость придания большей социальной направленности проводимой государственной политике, в частности, требуется принятие комплекса мер по улучшению продовольственного обеспечения населения, достижению необходимого уровня продовольственной безопасности [5, 6].
Это тем более важно, что, как указано в более ранней публикации авторов, «в потребительских расходах россиян наибольший удельный вес занимают покупки продуктов питания и безалкогольных напитков (22,6%). Это говорит о том, что тенденции именно на продовольственном рынке во многом определяют уровень благосостояния населения страны» [7]. И снижение доходов населения, которое подтверждается данными официальной статистики, способно оказать негативное влияние на благосостояние.
Для формирования единых подходов в области продовольственного обеспечения населения, в России принята Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 21.01.2020 г. № 20), которой для некоторых, наиболее важных, по мнению разработчиков Доктрины, видов продовольствия установлены пороговые значения уровня самообеспечения (продовольственной независимости) для Российской Федерации в целом (см. табл. 1).
Безусловно, приведенные в таблице 1 показатели касаются ситуации «нормального» взаимодействия страны с внешним миром. Это обусловлено тем, что нынешняя версия Доктрины продовольственной безопасности разрабатывалась в относительно (с позиций санкционного давления) благополучном 2020 году, когда можно было считать, что недостающие до полного самообеспечения, например, 5% зерна или 10% сахара могут быть беспрепятственно ввезены по импорту. Сегодня ситуация изменилась.
Нет, импорт в Россию не прекратился, далеко не все страны поддержали санкции «коллективного Запада» [8]. При этом, такие мировые гранды, как Китай и Индия, сохраняют сдержанную позицию в этом вопросе и, скорее, склонны поддержать Россию в ее стремлении к обретению экономического суверенитета. Тем не менее, международной торговле России враждебно настроенными против нее странами чинятся различные препятствия. И это следует учитывать, в том числе путем пересмотра приведенных в таблице 1 индикаторов, их ужесточения.
Таблица 1
Минимально допустимые уровни самообеспечения по основным видам продовольствия в РФ [7]
Вид продовольствия Мш уровень, %
Зерно 95
Сахар 90
Растительное масло 90
Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) 85
Молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) 90
Рыба и рыбопродукты (в живом весе) 85
Картофель 95
Овощи и бахчевые 90
Фрукты и ягоды 60
Соль пищевая 85
Источник: составлено Холдоенко А.М. по данным Доктрины.
Дальнейшее развитие санкционной ситуации, несмотря на декларируемую правительством страны приверженность принципам свободы предпринимательства, может потребовать большего государственного вмешательства в хозяйственные процессы. В части производства продовольствия, например речь может идти о достижении устанавливаемых объемов (выполнении государственных заданий). Если эта задача будет решена, то возникают материальные возможности (путем использования рыночных или административных методов распределения, способы и институциональные схемы их введения - отдельный вопрос) более надежного и устойчивого обеспечения населения продовольствием.
Каким образом обстоит дело с производством продовольствия в России? Ответ на этот вопрос можно получить из изучения таблицы 2, где представлена информация по животноводству и птицеводству. Если рассматривать краткосрочную динамику - с 2021 по 2022 гг., то наблюдаются положительные тенденции. Формально говоря, санкции пока что не оказали негативного влияния на производство.
Таблица 2
Сведения о производственном потенциале сельского хозяйства России (на 1 ноября 2022 года)
Показатель 2021 г. 2022 г. 1990 г. (справочно)
Реализовано скота и птицы на убой в живой массе, тыс. тонн 10008,5 10536,5 9179,0
Валовой надой молока, включая закупленное у населения по договорам, тыс. тонн 15180,1 15796,3 39679,0
Получено куриных яиц, млн штук 30125,0 31017,4 30510,1
Численность, млн голов:
крупного рогатого скота 8,0 8,0 45,9
свиней 24,5 26,0 29,3
овец и коз 3,3 3,3 44,5
птицы 459,1 479,6 459,9
Источник: составлено Холдоенко А.М. по данным Росптицесоюза.
Если же проводить сравнение с дореформенным (дорыночным) периодом, то выясняется, что по сравнению с 1990 годом наблюдается существенный провал по всем показателям, кроме трех: «Реализовано скота и птицы на убой в живой массе, тыс. тонн», «Получено куриных яиц, млн штук» и «Численность птицы, млн голов». То есть, именно в птицеводстве достигнут наибольший
прогресс, фактически произошло восстановление подотрасли до позднесоветских абсолютных показателей.
Очевидно, что столь разная ситуация в разных подотраслях сельского хозяйства связана как с объективно присущими этим подотраслям обстоятельствами (например, длительность инвестиционного цикла в птицеводстве короче, чем в разведении крупного рогатого скота и производстве молока), так и с субъективным фактором - различным уровнем государственной поддержки и дифференциацией предпринимательской активности. В этой связи, необходимо, по мнению авторов, в дальнейших исследованиях более детально рассмотреть опыт птицеводства с тем, чтобы тиражировать его и на другие подотрасли сельского хозяйства.
Это позволит, в конечном итоге, обеспечить заданный уровень продовольственной безопасности Российской Федерации [9], а также стабильность и устойчивость продовольственного обеспечения населения, что приобретает особое значение в современных условиях, в условиях беспрецедентного внешнего санкционного давления на Россию со стороны стран «коллективного Запада».
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Гришков В.Ф., Плотников В.А., Фролов А.О. Мобилизационная экономика в современной России: теоретические аспекты // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 3 (135). С. 7-13.
2. Козьменко С.Ю. "Casus belli" - современные оттенки глобального противостояния // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 4 (136). С. 35-39.
3. Смешко О.Г., Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Перспективы российской экономики: новые вызовы экономической безопасности и перестройка государственного управления // Экономика и управление. 2022. Т. 28. № 6. С. 524-537.
4. Плотников А.В. Моделирование форм проявления кризиса в национальной экономике под воздействием неэкономического шока (на примере кризисов в России 2020 и 2022 годов) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 5-2 (137). С. 194-199.
5. Корнекова С.Ю. О продовольственной обеспеченности населения стран и регионов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 5 (107). С. 96-102.
6. Королев М.И., Хорев А.И., Богомолова И.П., Шайкин Д.В. Оценка продовольственной безопасности страны в условиях эскалации рисков и применения секторальных санкций // Современная экономика: проблемы и решения. 2022. № 6 (150). С. 123-136.
7. Плотников В.А., Холдоенко А.М. Тенденции развития рынка птицеводческой продукции и устойчивость обеспечения населения продовольствием // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2022. № 12-2.
8. Афанасьев А.А. Об оценке влияния международных санкций на условия функционирования отечественной промышленности // Экономические отношения. 2022. Том 12. № 2. С. 179-194.
9. Холдоенко А.М. Актуальные аспекты национальной экономической безопасности (на примере продовольственной безопасности и производства куриных яиц) // Актуальные проблемы современных технологий производства, хранения и переработки: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции (23 ноября 2022 года), Курск: Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова, 2022. C. 125-129.