Научная статья на тему 'Продовольственная карта региона'

Продовольственная карта региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
274
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ КАРТА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РАЗМЕЩЕНИЕ / ЁМКОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ И ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / FOOD MAP / FOOD-RESOURCE POTENTIAL / PLACEMENT / FARMLAND AND AGRICULTURAL LAND CAPACITY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Колесняк И. А.

Дана оценка продовольственно-ресурсного потенциала земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий по макрорайонам и муниципальным образованиям, разработаны продовольственная карта и картограмма ёмкости сельскохозяйственных угодий по муниципальным образованиям Красноярского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Колесняк И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOOD MAP OF THE REGION

The assessment of focd-resource potential of agricultural lands and farmlands on macro-districts and municipalities is given; food map and cartogram of farmland capacity on Krasnoyarsk Territory municipalities are developed.

Текст научной работы на тему «Продовольственная карта региона»

 ввозной пошлины до вступления в ВТО,% ввозной пошлины после вступления в ВТО,%

Производство грузовых автомобилей 25 10

Производство легковых автомобилей 30 25

Химическая промышленность 10-15 5-6,5

Молочная промышленность 25 20

Производство мобильных телефонов 5 0

Производство сельхоз техники 15 5-10

Винная промышленность 20 12,5

Текстильная промышленность 10 7

Получается парадоксальная ситуация, когда ставка пошлин в России по многим товарам ниже, чем в Белоруссии и Казахстане, хотя у нас единое таможенное пространство. Таким образом, ВТО разрушает идеологию ТС.

Присоединение России к ВТО отдельно от Казахстана и Белоруссии изначально противоречит идее создания Таможенного союза. Это связано с тем, что Россия взяла на себя обязательства по значительному открытию рынка для импортных товаров, то есть обеспечила 156 странам преференции в торговле, соответственно, создание ТС становится бессмысленным. К примеру, Украина, не вступая в ТС, получит такие же условия на российском рынке, как Белоруссия и Казахстан.

Кроме того, Казахстан планирует присоединиться к ВТО на своих условиях, отличных от российских, следовательно, таможенный тариф ТС снова будет пересмотрен с учетом обязательств Казахстана. Условия для российских производителей ухудшатся после вступления в ВТО наших коллег по ТС.

Вступление России в ВТО налагает на партнеров по Таможенному союзу обязательство перейти на нормы Всемирной торговой организации и, более того, вступить в нее. Вопрос остается в том, кому придется править условия членства - России или Казахстану, планирующему вступить в ВТО. Казахстан согласился на более либеральные условия внешней торговли, чем Россия.

Страны ТС до сих пор торгуют в основном сырьем, и ТС сейчас одновременно находится как бы в двух таможенных зонах: с Россией, вступившей недавно в ВТО, и Белоруссией и Казахстаном, которые пока еще не члены этой организации. Это приводит к противоречиям в реализации таможенной политики.

Выводы. При решении вопроса о том, как ТС будет существовать внутри ВТО, в первую очередь, необходимо в рамках ТС добиться создания особых условий для региональной торговли, договориться в области таможенных пошлин по отдельным, особо чувствительным для стран ТС видам товаров, а также по вопросам миграции, инвестиций и даже безопасности со странами, входящими в ВТО.

Литература

1. О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы, договор от 19

мая 2011 года. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/.

2. Таможенный союз и ВТО: плюсы и минусы для бизнеса. - URL: http://www.nkom-nn.ш/?id=69154.

3. Обязательства России в рамках Таможенного союза при вступлении в ВТО. - URL:

http://islaco.ru/ru/node/52

4. Проблемы функционирования Таможенного Союза после вступления России в ВТО. - URL:

http://islaco.ru/ru/node/41.

УДК 338.1 И.А. Колесняк

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ КАРТА РЕГИОНА

Дана оценка продовольственно-ресурсного потенциала земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий по макрорайонам и муниципальным образованиям, разработаны продовольственная карта и картограмма ёмкости сельскохозяйственных угодий по муниципальным образованиям Красноярского края.

Ключевые слова: продовольственная карта, продовольственно-ресурсный потенциал, размещение, ёмкость сельскохозяйственных угодий и земель сельскохозяйственного назначения.

I.A. Kolesnyak

FOOD MAP OF THE REGION

The assessment of focd-resource potential of agricultural lands and farmlands on macro-districts and municipalities is given; food map and cartogram of farmland capacity on Krasnoyarsk Territory municipalities are developed.

Key words: food map, food-resource potential, placement, farmland and agricultural land capacity.

Обеспечение населения продуктами питания является важнейшей социально-экономической задачей государства. В настоящее время как в России, так и в её регионах решение этой задачи обострилось. Особенно в регионах с суровыми природными условиями, типичным представителем которых является Красноярский край. Душевое производство в крае таких ценных продуктов питания, как мясо, молоко и овощи, не обеспечивает нормы рационального питания. Продовольственные фонды в 2011 г. ниже нормативной потребности по мясу и мясным продуктам на 8,9%, яйцу - на 8,6%, овощам - на 12,1% и по молоку и молочным продуктам - на 31%. Формирование фондов продовольствия идёт за счёт значительных объёмов ввоза мяса, молока, яиц, включая импорт.

В условиях острого недостатка материальных и финансовых ресурсов одним из базовых условий наращивания продовольствия является рациональное размещение сельскохозяйственного производства, определяемое природно-климатическими условиями.В развитых странах даже при высоком научнотехническом прогрессе в отрасли, где влияние природных условий на сельское хозяйство гораздо ниже, чем в России, размещению производства уделяется серьёзное внимание.

В настоящее время для АПК России и её регионов это крупный нереализованный резерв. Рациональное размещение и специализация, основанные на учёте природных условий, способствуют повышению конкурентоспособности и соблюдению экологических требований в АПК, росту продуктивности, сокращению затрат и рисков, рациональному природопользованию.Особую актуальность это приобретает для Красноярского края.

Красноярский край - один из крупнейших производителей продовольствия на Востоке России, он занимает второе место в Сибирском федеральном округе по производству продукции сельского хозяйства.В специализации АПК края федеральное значение имеет зерновое производство, региональное -птицеводство и животноводство, внутрикраевое значениеимеют остальные подотрасли. В Стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года предусматривается увеличение доли края в российских показателях и расширение рынков сбыта местной продукции, прежде всего в Восточно-сибирский и Дальневосточный регионы.

Конкурентными преимуществами АПК Красноярского края являются высокий уровень обеспеченности сельскохозяйственными угодьями, в том числе пашней, перерабатывающими предприятиями с развитой транспортной инфраструктурой, позволяющей осуществлять поставки продукции как внутри, так и за пределы края; наличие новых рынков сбыта, повышающих уровень потребления продуктов питания внутри регио-на;рост объёмов производства зерна, обеспечивающих устойчивую кормовую базу для развития животноводства и создающих основу для зерновой интервенции края на восточные рынки России [1].

Для эффективного развития АПК края необходимо сформировать его рациональную территориальноотраслевую структуру на основе научнообоснованного размещения производства сельскохозяйственной продукции, не требующего дополнительных капитальных вложений. Это позволит выявить наиболее выгодные районы производства для каждого вида продукции, т.е. составить продовольственную карту Красноярского края. Продовольственная картанеобходимадля совершенствования государственного управления АПК региона, включая разработку планов его развития, формирования системы налогооблажения, обоснования квот на производство продукции, оценку возможностей самообеспечения края продовольствием [2, 0.111].

Для разработки продовольственной карты Красноярского края автор определил величину продовольственно-ресурсного потенциала (ПРП) земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодийв среднем за 2006-2010 годы по методике А. Г. Исаченко [3, а3-13], уточнённой автором данной ста-тьи.Землями сельскохозяйственного назначения являются земли вне населенных пунктов, которые исполь-зуютсявсельском хозяйстве[4, а10].Мерой ПРП является производство валовой продукции сельского хозяй-

ства за год. Соизмеримость разных видов продукции достигнута использованием энергетического эквивалента, универсальной единицей измерения является килокалория,поскольку производство продовольствия в основе своей является проблемой энергетической.

Энергетический критерий остаётся неизменным при изменении цен и темпов инфляции и не подвержен субъективным факторам. При оценке общей продуктивности продовольственных культур необходимо учитывать её качественную структуру. В Красноярском крае, как и в России, она определяется резко выраженным доминированием урожая зерновых культур.

В структуре ПРП края продукция растениеводства в среднем за 2006-2010 годы составляет 83,4%, а продукция животного происхождения - лишь 16,6%, что недостаточно для полноценного сбалансированного рациона питания. Средняя годовая продовольственная продукция растениеводства в крае равна 4414762,8х106ккал, в том числе 79,7% занимают пшеница, просо и гречиха, картофель - 18,8%, овощи -1,5%.В энергетическом бюджете продукции животноводства, равном 877186,6х106ккал, молочная продукция занимает 45,3%, мясная - 48,3 и яйцо - 6,4%.

Территория Красноярского края, исходя из принципов географической дислокации, современной специализации экономики и перспектив социально-экономического развития, условно разделена Доктриной устойчивого пространственного развития Красноярского края на 2007-2011 гг. [5, а12-13] на семь макрорайонов - Центральный, Западный, Восточный, Южный, Енисейский, Приангарский и Северный.Основная цель Доктрины - определение основных принципов территориальной политики для создания сбалансированной пространственно-экономической структуры региона. Основная задача -сокращение территориальных диспропорций социально-экономического развития муниципальных образований Красноярского края.

В Стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года числомакрорайонов сокращено до 6, так как муниципальные образования Енисейского макрорайона включены, за исключением Большемуртинского муниципального образования, в Приангарский макрорайон (табл. 1, рис.1).

Для определения продовольственно-ресурсного потенциала Красноярского края автором рассчитан выход валовой продукции сельского хозяйства в энергетическом эквиваленте на 1 га земель сельхозназначения и 1 га сельхозугодий по макрорайонам края, в том числе по входящим в них муниципальным образованиям.Экологическая ёмкость территории определена как численность населения, которую она способна поддерживать своими естественными экологическими ресурсами, без ущерба для собственного функционирования. Расчёты автора свидетельствуют о разительных территориальных контрастах (табл.2).

Таблица 1

Макрорайоны Красноярского края

Макрорайон Муниципальные образования (МО)

Центральный Города: Красноярск, Дивногорск, ЗАТО Железногорск,Сосновоборск;МО:Сухобузимский, Манский, Берёзовский, Емельяновский (с ЗАТО п. Кедровый)

Западный Города:Ачинск, Боготол, Назарово, Шарыпово;МО: Тюхтетский, Бирилюсский, Большеулуйский, Ачинский, Боготольский, Назаровский, Шарыповский, Ужурский (с ЗАТО п. Солнечный), Козульский, Балахтинский, Новосёловский

Восточный Города: Канск, Бородино, Заозёрный, ЗАТО Зеленогорск;МО: Абанский, Нижнеингашский, Иланский, Ирбейский, Партизанский, Уярский, Рыбинский, Канский, Тасеевский, Дзержинский, Саянский

Южный г. Минусинск;МО: Ермаковский, Шушенский, Каратузский, Курагинский, Идринский, Краснотуранский, Минусинский

Приангарский Города: Енисейск, Лесосибирск;МО:Богучанский, Енисейский, Казачинский, Кежемский, Мотыгинский,Пировский, Северо-Енисейский

Северный Города: Игарка, Норильск;МО:Таймырский Долгано-Ненецкий, Туруханский, Эвенкийский

Рис. 1. Макрорайоны Красноярского края

Таблица 2

Продовольственно-ресурсный потенциал и ёмкость территории Красноярского края (в среднем за 2006-2010 гг.)

Макрорайон края Продовольственно- ресурсный потенциал, 10Л6 ккал/га Рациональна? (годовая) душевая норма потребления, 10Л6 ккал/чел Нормативная потребность населения в продовольст вии,10Л6 ккал Фактическая продовольст венная обеспеченно сть,% Емкость (обеспеченная продовольствием плотность населения), чел./га

земель сельхозна значения сельхоз- угодий земель сельхозна значения сельхоз- угодий

Центральный 1,0 2,1 1,06744 1334610,8 58,0 1,0 1,9

Западный 0,9 1,7 1,06744 463863,1 512,1 0,9 1,6

Восточный 0,53 1,3 1,06744 443027,7 285,3 0,5 1,2

Южный 0,5 0,9 1,06744 267020,8 284,3 0,4 0,8

Приангарский 0,1 0,6 1,06744 249387,3 45,3 0,1 0,6

Северный 0,0002 0,2 1,06744 286945,2 2,4 0,0002 0,2

Всего по краю 0,1 1,4 1,06744 3044854,9 173,8 0,1 1,3

Самый высокий продовольственно-ресурсный потенциал в крае сформировался в Центральном макрорайоне, самый низкий - в Северном. Фактическая продовольственная обеспеченность населения в крае по макрорайонам определена на основе выхода валовой продукции сельского хозяйства в энергетических единицах и нормативной потребности исходя из рациональных душевых норм питания. Нормы потребления продуктов питания рассчитаны на основе рекомендаций[6].По фактической продовольственной обеспеченности Западный макрорайон на первом месте, на втором месте Восточный макрорайон, на третьем - Южный.Самая высокая ёмкость земель сельхозназначения и сельхозугодий сложилась в Центральном макрорайоне, а самая низкая ёмкость - в Северном. В целом по краю ёмкость сельхозугодий составляет 1,3 чел/га, а земель сельхозназначения - 0,1 чел/га. На основе оценки продовольственно-ресурсного потенциаласельхозугодий по муниципальным образованиям края разработана продовольственная карта (рис.2).

Рис. 2. Продовольственная карта Красноярского края

Экологическая ёмкость территории или обеспеченная продовольствием плотность населения показана на рисунке 3.

Для территории края в системе административно-территориального деления эталонным макрорайоном по продуктивности и по ёмкости территории может служить Центральный макрорайон.

Рис. 3. Картограмма ёмкости сельскохозяйственных угодий Красноярского края

Рассчитанная ёмкость как земель сельхозназначения края, так и сельхозугодий свидетельствует о продовольственной обеспеченности населения за счёт местного продовольственно-ресурсного потенциала. Ёмкость можно повысить за счёт полного использования пашни и природных кормовых угодий. В настоящее время используется только 62,4% пашни, а более миллиона гектаров не используется. Это подтверждается выводами счётной палаты Красноярского края, сделанными по итогам проверки использования земель сельхозназначения [7].Также необходимо соблюдать рациональную структуру использования пашни и посевных площадей, повысить продуктивность природных сенокосов и пастбищ на основе их правильного использования. Эти мероприятия позволят повысить ёмкость территории и продовольственную обеспеченность региона.

Литература

1. Стратегия социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года (проект от 15.11.2012). - Красноярск, 2012. - URL: http://www.econ.krskstate.ru/ser_kray/strateg.

2. Адуков Р.Х., Адукова А.Н. Продовольственная карта России как основа совершенствования планирования развития АПК и природопользования// Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективноговзаимодейст-вия. - М.: Энциклопедия российских деревень, 2002. - С.110-111.

3. Исаченко А.Г. Оценка продовольственно-ресурсного потенциала России // География и экология в школе XXI века. - 2009. - №9. - С.3-13.

4. Доклад о состоянии и использовании земель Красноярского края за 2011 год. - Красноярск, 2012. -200 с.

5. Доктрина устойчивого пространственного развития Красноярского края на 2007-2011 гг. / Институт региональной политики. - Красноярск, 2006. - 187 с.

6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 августа

2010 г. № 593н «Рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых

продуктов,отвечающим современным требованиям здорового питания». -URL:http://medstatia.ru/news/normy-pitaniya-po-minzdravu.html.

7. Земли сельхозназначения в Красноярском крае проверили. - URL: http://www.dela.ru/news/zeirili-proverili-vlast-nedovolna/.

----------♦'-----------

УДК 334.732.2:63 А.Ф.Максимов, М.П.Тушканов

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИИ

Методом опроса определены основные направления институционального развития системы сельскохозяйственной кредитной кооперации: совершенствование законодательства, развитие государственного регулирования и саморегулирования, создание центральной финансовой организации.

Ключевые слова: институциональное развитие, сельскохозяйственная кредитная кооперация, государственное регулирование, саморегулирование, апексная финансовая организация.

A.F. Maksimov, M.P. Tushkanov THE MAIN TRENDS OF THE AGRICULTURAL CREDIT COOPERATIVE SYSTEM DEVELOPMENT PERFECTION IN RUSSIA

The main trends of the agricultural credit cooperative system institutional development: (the legislation perfection, development of the government regulation and self-regulation, creation of the central financial organization) are determined by the method of the questioning.

Key words: institutional development, agricultural credit cooperation, government regulation, self-regulation, apex financial organization.

Введение. Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (далее по тексту - СКПК) создавались и действуют в рамках Федерального закона №193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", который был принят 8 декабря 1995 года. Положения, регулирующие деятельность СКПК, были внесены в него 11 июня 2003 года, а последние изменения и дополнения - 13 декабря 2011 года. В условиях быстрорастущего рынка микрофинансирования в сельской местности, необходимости его регулирования, развития инфраструктуры сельскохозяйственной кредитной кооперации ряд положений данного закона устаревает или даже становится ограничивающим фактором в системном развитии сельскохозяйственной кредитной кооперации.

Задача повышения доступности финансовых услуг для сельских жителей определяет необходимость построения и развития многоуровневой финансово-кредитной системы, в которую должны интегрироваться и сельскохозяйственные кредитные кооперативы [1, с. 31].

В этих условиях важно инициировать предложения по институциональному развитию сельскохозяйственной кредитной кооперации, используя различные возможности (конференции, «круглые столы», форумы, экспертные советы и др.), и доводить их до сведения законодательных и исполнительных органов власти, а также организаций, содействующих развитию сельских территорий и малого предпринимательства на селе. В основу таких предложений могут быть положены результаты различных научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.