O.A. Glotov
Organizational structure modernization of agriculture
We consider the direction of modernization of agriculture in Russia and propose a model of private partnership in innovative and investment activities.
Keywords: modernization, innovation and investment center, the market for means of production, an integrator of AIC.
УДК 338.439.02 (470)
O.A. Глотов, канд. экон. наук, директор, (Россия, Тула, Тульский сельскохозяйственный колледж им. И.С. Ефанова)
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РИСКИ И УГРОЗЫ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Рассматриваются механизмы обеспечения продовольственной
безопасностиРоссийской Федерации, риски и угрозы ее обеспечения.
Ключевые слова: безопасность, риски, угрозы, направления, мониторинг,
политика, доступность, механизмы обеспечения.
1. Риски и угрозы обеспечения продовольственной безопасности
Обеспечение продовольственной безопасности сопряжено с рисками, которые могут существенно ее ослабить. Наиболее значимые риски относятся к следующим категориям:
- макроэкономические риски, обусловленные снижением инвестиционной привлекательности отечественного реального сектора экономики и конкурентоспособности отечественной продукции, а также зависимостью важнейших сфер экономики от внешнеэкономической конъюнктуры;
- технологические риски, вызванные отставанием от развитых стран в уровне технологического развития отечественной производственной базы;
- требования к безопасности пищевых продуктов и организации системы контроля их соблюдения;
- агроэкологические риски, обусловленные неблагоприятными климатическими изменениями, а также последствиями природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;
- внешнеторговые риски, вызванные колебаниями рыночной конъюнктуры и применением мер государственной поддержки в зарубежных странах.
Наличие перечисленных рисков формирует угрозы продовольственной безопасности, которые могут приводить к несоблюдению пороговых значений критерия продовольственной безопасности. Устойчивость развития экономики страны требует реализации мер государственного регулирования для преодоления:
- низкого уровня платежеспособного спроса населения на пищевые продукты;
- недостаточного уровня развития инфраструктуры внутреннего рынка;
- ценовых диспропорций на рынках сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, с одной стороны, и материальнотехнических ресурсов с другой;
- недостаточного уровня инновационной и инвестиционной активности в сфере производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;
- сокращения национальных генетических ресурсов животных и растений;
- дефицита квалифицированных кадров;
- различий в уровне жизни городского и сельского населения;
- искусственных конкурентных преимуществ зарубежной продукции, формируемых за счет различных мер государственной поддержки производства пищевых продуктов в зарубежных странах.
Государственная политика в сфере обеспечения продовольственной безопасности должна учитывать риски и угрозы, которые могут существенно ее ослабить. Это такие факторы, как дефицит квалифицированных кадров, ценовые диспропорции, современные системы наблюдений за состоянием продовольственного рынка. Риски обеспечения продовольственной безопасности могут быть: макроэкономические; внешнеэкономические; социальные; природноклиматические .
Основные угрозы обеспечения продовольственной безопасности:
- превышение пороговой величины импорта;
- низкий уровень платежеспособного спроса населения;
- ценовые диспропорции на продовольственном рынке;
- дефицит квалифицированных кадров;
- неразвитость системы мониторинга и прогнозирования развития агропродовольственного рынка;
- политические угрозы.
Продовольственная безопасность государства может считаться обеспеченной «...если в случае прекращения поступления на территорию страны пищевых продуктов из-за рубежа, не возникает продовольственный кризис, что достигается за счет высокой доли в потреблении отечественного сельскохозяйственного сырья и продовольствия: картофель
— 95 %; зерно, молоко и молокопродукты — 90 %; соль пищевая — 85 %; мясо и мясопродукты — 85 %; рыба и рыбопродукты, сахар, растительное масло — 80 %». Если сопоставить эти ориентиры с тем, что мы имеем сегодня, то наиболее сильно нарушен баланс в обеспечении населения продукцией животноводства, прежде всего мясной и молочной.
2. Основные направления государственной экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности РФ
С учетом рисков и угроз продовольственной безопасности государственная экономическая политика в сфере ее обеспечения, составной частью которой является государственная аграрная и морская политика, должна осуществляться по следующим основным направлениям.
Для обеспечения безопасности пищевых продуктов необходимо контролировать соответствие требованиям законодательства РФ в этой области сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия, в том числе импортированных, на всех стадиях их производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации. Необходимо исключить бесконтрольное распространение пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги.
В области производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия усилия должны концентрироваться на следующих направлениях.
В области устойчивого развития сельских территорий должны получить развитие следующие направления:
- социальное обустройство сельских и прибрежных рыбацких поселений;
- увеличение финансового обеспечения реализации социальных программ в сельских и прибрежных рыбацких поселениях;
- осуществление мониторинга уровня безработицы и уровня реальных доходов сельского населения;
- диверсификация занятости населения.
В области внешнеэкономической политики необходимо обеспечивать:
- оперативное применение мер таможенно-тарифного регулирования для целей рационализации соотношения экспорта и импорта сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;
- активное использование защитных мер при растущем сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, а также в случаях демпинга и применения в зарубежных странах субсидий при их экспорте;
- эффективную работу системы санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля с учетом международных правил и стандартов;
- поэтапное снижение зависимости отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов от импорта технологий, машин, оборудования и других ресурсов;
- формирование внешнеэкономической политики должно осуществляться с соблюдением критериев продовольственной безопасности.
В целях достижения ПБ государственная политика должна осуществляться по следующим основным направлениям (рис. 1).
Рис. 1. Основные направления социально-экономической политики
В сфере повышения экономической доступности продовольствия для всех групп населения предстоит особое внимание уделить осуществлению мер, направленных прежде всего на снижение уровня бедности, обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения.
В части физической доступности продовольствия предстоит более эффективно использовать механизмы поддержки регионов, в которых недостаточно производится продовольствия или оказавшихся в экстремальных ситуациях.
В области улучшения качества должны быть приняты меры по совершенствованию системы обеспечения безопасности и контроля качества продуктов питания по всей цепочке — производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации (поле-магазин, ферма-тарелка).
Необходимо создать современную инструментальную и методическую базу, организационную структуру контроля за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов.
Значительное внимание должно быть уделено вопросам создания эффективных механизмов обеспечения продовольственной безопасности (рис. 2).
Рис. 2. Механизмы обеспечения продовольственной безопасности
Они должны являться составной частью государственного прогноза социально-экономического развития, а также входить в целевые и ведомственные программы на федеральном и региональном уровнях.
Для обеспечения продовольственной безопасности страны необходима синхронизации усилий Совета безопасности, Правительства, Федерального Собрания и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Очевидно, что развитие агропродовольственного сектора в темпах, обеспечивающих решение такой фундаментальной задачи, потребует от государства новых масштабов при формировании социально-экономической политики в аграрном секторе.
Чтобы приблизиться к уровню развитых стран предстоит решать одновременно несколько взаимосвязанных и весьма капиталоемких задач:
1) технологическую модернизацию сельского хозяйства и пищевой промышленности, сферы производственного обслуживания АПК;
2) формирования кадрового потенциала отрасли, способного осваивать инновации;
3) проведение работ по восстановлению производства на заброшенных сельскохозяйственных угодьях, в том числе увеличения посевов примерно на 15 млн га;
4) создание современной социальной инфраструктуры сельских территорий (жилье, дороги и др.), переход к политике сельского развития XXI в.
Отдельной задачей стоит обеспечение финансово-экономической стабильности сельскохозяйственного производства. В этих целях необходимо постоянно проводить мониторинг ценового паритета между сельскохозяйственным сектором и другими секторами экономики, использовать индикативные цены для своевременного принятия мер по обеспечению рентабельности производства мяса, молока, зерна, сахара и других жизненно важных продовольственных товаров.
3. Механизмы и ресурсы обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации
Механизмы обеспечения продовольственной безопасности устанавливаются в соответствующих нормативных правовых актах, определяющих условия функционирования экономики страны и ее отдельных отраслей, обеспечиваются финансовыми ресурсами федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
В целях повышения доступности пищевых продуктов для всех групп населения необходимо принять следующие решение:
- о формировании механизмов оказания адресной помощи группам населения, уровень доходов которых не позволяет им обеспечить полноценное питание;
- об утверждении системы взаимосвязанных показателей,
обеспечивающих безопасность пищевых продуктов, произведенных из сырья, полученного с использованием генно-инженерно-
модифицированных организмов;
- о разработке унифицированных требований, предъявляемых на пищевых предприятиях к системам контроля и гармонизированных с
рекомендациями международных организаций (переходе пищевой индустрии на комплексный контроль безопасности).
Формирование здорового типа питания потребует:
- развития фундаментальных и прикладных научных исследований по медико-биологической оценке безопасности новых источников пищи и ингредиентов, внедрения инновационных технологий, включающих био- и нанотехнологии, технологии органического производства пищевых продуктов и продовольственного сырья;
- наращивания производства новых обогащенных, диетических и функциональных пищевых продуктов;
- разработки для населения образовательных программ по проблемам здорового питания как важнейшего компонента здорового образа жизни;
- массовой информации, создания специальных обучающих программ;
- разработки нормативов социального питания и реализации мер по его поддержке;
- разработки и реализации комплекса мер, направленных на сокращения потребления алкогольной и другой спиртосодержащей продукции.
Таким образом, продовольственная безопасность — это прежде всего обеспечение определенного уровня производства, либо полное самообеспечение, либо поддержание критического минимума. Критерии оценки уровня продовольственной безопасности позволяют устанавливать предельно критическую черту продовольственной зависимости от внешнего рынка.
O.A. Glotov
Food security of the Russian Federation: risks and threats and main directions of public policy
The mechanisms to ensure food security of the Russian Federation, the risks and threats to its security.
Keywords: safety, risks, threats, trends, monitoring, policy, availability, mechanisms.