Научная статья на тему 'Продовольственная безопасность России и инженерное образование'

Продовольственная безопасность России и инженерное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Известия КГТУ
ВАК
AGRIS
Область наук
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ / КОМПЛЕКТ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ / СОЗДАНИЕ МАШИН / АППАРАТОВ И БИОРЕАКТОРОВ БУДУЩЕГО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антипов С. Т., Никифоров А. В., Панфилов В. А.

Статья посвящена некоторым аспектам опережающего инженерного образования специалистов агропромышленного комплекса России. В центре внимания находится зависимость развития инженерии техники пищевых технологий от интеллектуализации образовательного процесса. Круг обсуждаемых вопросов включает содержание Четвёртого и Пятого технологических укладов, а также прогноз Шестого технологического уклада с точки зрения индустриализации отраслей АПК. Отмечена важная роль НБИКС-технологий при переходе к ресурсосберегающим гибким производствам в пищевой промышленности. Особое внимание уделено качеству инженерного образования как функции от качества профессорско-преподавательского состава, учебных планов и рабочих программ, учебников и учебных пособий, абитуриентов, инфраструктуры вуза, а также качества управления вузом. Подчеркнуто, что стратегическим направлением интеллектуализации инженерного образования является опережающий характер всей системы образования. Прежде всего, это касается организации учебного процесса на старших курсах, что должно подготовить студента к техническому и социально-экономическому творчеству, а также сформировать моральный облик учащегося. В этой связи выделен такой аспект опережающего инженерного образования, как разработка учебников и учебных пособий в виде комплекта книг, представляющих в совокупности систему специальных знаний, ориентирующих студента на создание техники будущего в пищевых производствах. Подробно описан комплект из 19 книг, подготовленный преподавателями ведущих вузов пищевого профиля России в содружестве с издательством «Лань».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Продовольственная безопасность России и инженерное образование»

УДК 664.95

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ И ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

С. Т. Антипов, А. В. Никифоров, В. А. Панфилов FOOD SECURITY OF RUSSIA AND ENGINEERING EDUCATION S. T. Antipov, A. V. Nikiforov, V. A. Panfilov

Статья посвящена некоторым аспектам опережающего инженерного образования специалистов агропромышленного комплекса России. В центре внимания находится зависимость развития инженерии техники пищевых технологий от интеллектуализации образовательного процесса. Круг обсуждаемых вопросов включает содержание Четвёртого и Пятого технологических укладов, а также прогноз Шестого технологического уклада с точки зрения индустриализации отраслей АПК. Отмечена важная роль НБИКС-технологий при переходе к ресурсосберегающим гибким производствам в пищевой промышленности. Особое внимание уделено качеству инженерного образования как функции от качества профессорско-преподавательского состава, учебных планов и рабочих программ, учебников и учебных пособий, абитуриентов, инфраструктуры вуза, а также качества управления вузом. Подчеркнуто, что стратегическим направлением интеллектуализации инженерного образования является опережающий характер всей системы образования. Прежде всего, это касается организации учебного процесса на старших курсах, что должно подготовить студента к техническому и социально-экономическому творчеству, а также сформировать моральный облик учащегося. В этой связи выделен такой аспект опережающего инженерного образования, как разработка учебников и учебных пособий в виде комплекта книг, представляющих в совокупности систему специальных знаний, ориентирующих студента на создание техники будущего в пищевых производствах. Подробно описан комплект из 19 книг, подготовленный преподавателями ведущих вузов пищевого профиля России в содружестве с издательством «Лань».

продовольственная безопасность России, продовольственное машиностроение, технологический уклад, опережающее инженерное образование, система специальных знаний, комплект учебников и учебных пособий, создание машин, аппаратов и биореакторов будущего

The article is devoted to some aspects of proactive engineering education for specialists of the agro-industrial complex of Russia. The focus is on the dependence of the development of food machinery on intellectualization of the educational process. The range of issues discussed includes the content of the fourth and fifth technological waves, as well as the forecast of the sixth technological wave in terms of the industrialization of the agro-industrial sector. The important role of NBICS-technologies in the

transition to resource-saving flexible factories in the food industry has been emphasized. Particular attention is paid to the quality of engineering education as a function of the quality of academic staff, curricula and work programmes, textbooks and teaching aids, applicants, university infrastructure, and the quality of university management. It has been emphasized that the strategic direction of the intellectualization of engineering education is the anticipating nature of the entire education system. The focus is on organization of the educational process at senior courses, which should prepare students for technical and socio-economic creativity, as well as form their moral image. In this regard, this aspect of advanced engineering education has been highlighted as the development of textbooks and teaching aids in the form of a set of books, which together represent a system of special knowledge that guides the student to create techniques for the future of food technologies. The paper describes in detail a set of 19 books prepared by teachers from the leading universities in the food industry of Russia in collaboration with the Lan publishing house.

food security of Russia, food engineering, technological wave, proactive engineering education, system of special knowledge, set of textbooks and teaching aids, creation of machines, devices and bioreactors of the future

Согласно утвержденной Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г., №120) одно из основных направлений государственной экономической политики на ближайшие годы - поэтапное снижение зависимости отечественных агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов от импорта технологий, машин, оборудования и других ресурсов.

Таким образом, при отказе от импорта технологий, машин, оборудования внимание должно быть сосредоточено на отечественном сельхозмашиностроении и продовольственном машиностроении. Такая ситуация приводит к осмыслению следующей дилеммы: или это революционные (прорывные) заменяющие инновационные технологии с соответствующим техническим сопровождением, или эволюционные улучшающие технологии также с соответствующим техническим обеспечением. Какой сценарий сейчас более актуален для нашей страны: опережающее развитие АПК или догоняющая модернизация АПК? Обоснования есть для обеих позиций. Но чтобы гарантировать достойное положение страны в мире, нам необходимо держаться преимущественно первой модели [1, 2].

Учитывая то обстоятельство, что в ведущих странах мира вот-вот начнется реализация так называемого Шестого технологического уклада [3], а АПК России еще во многом базируется на более ранних технологических укладах, надо задуматься над тем, как не отстать в решении проблемы национальной продовольственной безопасности страны [4, 5].

Технологические уклады АПК. Технологический уклад - это комплекс освоенных (инновационных для своего времени) технологий, обеспечивающих количественный и качественный скачок в развитии производительных сил общества. При этом в недрах каждого последующего технологического уклада имеется

ядро предыдущего. К сожалению, в нашей современной экономике, в том числе и в экономике АПК, сохранилось слишком много элементов реликтовых укладов [6].

Как известно, Четвертый технологический уклад формировался в 1930-1990 гг. В этот период в сельском хозяйстве дальнейшее развитие получило тяговая концепция трактора в растениеводстве и прогрессивные технологии в животноводстве. В перерабатывающей и пищевой промышленности создавались механизированные и автоматизированные поточные линии для производства практически всех основных продуктов питания, а также линии для упаковки продовольствия и специальное оборудование для его длительного хранения [7-10]. Именно в этот период окончательно сформировался агропромышленный комплекс страны, и Советский Союз выиграл в целом экономическую гонку за Четвертый технологический уклад.

Пятый технологический уклад (1985-2035 гг.) - это инновации в области микроэлектроники, информационных технологий, генной инженерии, биотехнологий, использования новых видов энергии и новых материалов. Технические достижения Пятого технологического уклада позволяют сократить потери при производстве, транспортировании и переработке сельскохозяйственной продукции. Производство продуктов питания трансформируется в промышленное преобразование первичных сельскохозяйственных ресурсов в конечный пищевой продукт. В технологиях АПК применяются новые методы подвода энергии к пищевым средам в перерабатывающих отраслях, начинается планирование инноваций. Однако становление Пятого технологического уклада в нашей стране сдерживается дефицитом производственных ресурсов, связанных с воспроизводством устаревших элементов Четвертого технологического уклада. В результате возникает технологическая многоукладная экономика, что замедляет развитие Пятого технологического уклада. Во всех отраслях АПК это приводит к значительному запаздыванию с переходом к технологиям Пятого технологического уклада.

В настоящее время в развитых странах мира начинают складываться контуры Шестого технологического уклада, период которого ориентировочно 20252080 гг. Этот уклад будет характеризоваться применением наукоемких технологий, в том числе био- и нанотехнологий, микромеханики, робототехники. В АПК это выход в растениеводстве к мобильным мостовым системам (передвижной сельскохозяйственный завод, обрабатывающий десятки тысяч гектаров) и в животноводстве к фермам-заводам с десятками тысяч животных [11]. Речь идёт об индустриальных технологиях в растениеводстве и животноводстве, что позволит создать машинные технологии растениеводческой продукции, начиная с прецизионного по агротехническим параметрам высева семян, и технологий животноводческой продукции, имеющие черты заводских. Такое промышленное производство сельскохозяйственной продукции дает возможность получать ее в очень узком диапазоне технологических свойств, необходимых для организации систем автоматических процессов в технологиях переработки, в том числе в роботизированных производствах и на роторных линиях по роторным технологиям [12-14].

В значительной мере переход к Шестому технологическому укладу осуществляется на основе НБИКС-технологий, представляющих собой системную интеграцию нанонауки, биоинженерии, информатики, когнитивной и социальной методологии. Пищевая отрасль является активным пользователем таких технологий, в связи с чем, как указано выше, активно внедряются высокоавтоматизированные комплексы в растениеводстве и животноводстве, создаются мехатронные системы для гибких производств, повышается эффективность существующих технологических цепочек за счет информатизации и оптимизации потоков данных. Результатами применения НБИКС-технологий в рамках Национальной технологической инициативы, проекта Фуднет, а также Евразийской технологической платформы «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания» стали разработка новых функциональных продуктов, внедрение инновационных технических систем, повышение безопасности пищевой продукции, обеспечение ресурсосбережения, улучшение качества изделий и многое другое. В целом НБИКС-конвергенция существенно ускоряет научно-технический прогресс в пищевой отрасли и обеспечивает синергетический эффект в развитии ключевых областей: биоинформатики, нанотехнологий, мехатроники, математического моделирования, социально-когнитивной науки и инженерного образования. В связи с этим, возрастает роль исследователя - ученого и инженера. Сложный междисциплинарный характер НБИКС-технологий обусловливает принципиально новый этап научно-технического прогресса и порождает новые запросы к структуре и содержанию инженерного образования. Отличительной особенностью указанных процессов является их развитие на различных масштабных уровнях: от атомарного строения материи до взаимодействия социальных систем. Широта охвата НБИКС-парадигмой предметных областей создает предпосылки для качественного роста пищевой отрасли, а также создания условий для творчества и наиболее полной реализации возможностей будущих специалистов.

Цель статьи показать, что дальнейшее развитие инженерии техники пищевых технологий в XXI в. может и должно быть результатом высокоинтеллектуального инженерного образования.

Система опережающего образования. Инженерное образование является одним из стратегических ресурсов страны. Образование, особенно высшее специальное, - это «катализатор» развития народного хозяйства страны, в том числе всех отраслей АПК. Чем выше качество специалистов, тем больше оснований для интеллектуального прогресса в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности, поскольку в условиях рыночной экономики интеллектуальное преимущество имеет решающее значение.

В этой связи необходимо отметить, что качество инженерного образования есть функция от следующих его составляющих [15]:

- качество профессорско-преподавательского состава как решающий фактор;

- качество соответствующих учебных планов и рабочих программ, что определяет цели подготовки инженеров в увязке с потребностями общества;

- качество учебников и учебных пособий, которые должны нацеливать учащегося на формирование образов будущего технологий, техники, организации производства, что составляет рациональное зерно концепции опережающего об разования;

- качество подготовки абитуриентов, что является исходным фактором образовательного процесса;

- качество инфраструктуры вуза, в том числе новых коммуникационных и информационных технологий;

- качество управления вузом как единым целым, взаимодействующим с окружающей средой;

- качество подготовки выпускника, который должен уметь формулировать ту или иную технико-технологическую проблему и иметь свою точку зрения на её решение.

Среди главных аргументов в пользу приоритетной роли опережающего инженерного образования в АПК - стремительный научно-технический прогресс и глобальная технологизация в рамках текущего Пятого технологического уклада и перспективы Шестого технологического уклада ведущих стран мира. Уровень развития современных технологий АПК определяется не только материальной базой производящих и перерабатывающих отраслей, но главным образом уровнем интеллектуализации специалистов, их способностью производить, усваивать и использовать новые знания, приборы, ресурсы, а также новые технологии, т. е. новые формы и методы организации труда.

Главным стратегическим направлением формирования принципиально новой перспективной системы инженерного образования должен стать опережающий характер всей системы образования, что существенно повысит его качество. Опережающее инженерное образование предполагает преимущественное изучение фундаментальных законов природы, что позволит специалистам самостоятельно находить и принимать ответственные решения в условиях неопределённости при создании сложных технологических систем. Научные знания в виде вскрытых явлений и установленных закономерностей технологических процессов являются в этом случае единственной надёжной опорой.

Что же нужно для достижения целей фундаментализации инженерного образования?

Во-первых, развернуть вектор работы профессоров, преподавателей и студентов с передачи и усвоения прагматических знаний на постановку и решение проблем развития технологий АПК.

Во-вторых, широко внедрять методы самообразования на основе информационных и телекоммуникационных технологий, что особенно важно для России, имеющей огромную территорию.

В-третьих, реализовать идеи опережающего образования с тем, чтобы подготовить студентов к восприятию АПК будущего.

Среди главных качеств, которыми должен обладать инженер отраслей агропромышленного комплекса, можно выделить:

- ноосферное сознание;

- системное научное мышление;

- экологическую культуру;

- информационную культуру;

- творческую активность.

Именно эти качества инженера должны быть приоритетными целями для системы опережающего образования, поскольку его концепция заключается в принципиальной ориентации на будущее. И необходимым условием эффективности системы опережающего инженерного образования является её органичная связь с институтом науки, оно должно быть буквально «встроено» в систему научных исследований.

Особое внимание следует уделить в системе образования учебному процессу на старших курсах, который должен быть посвящен постановке и подходам к разрешению той или иной крупной народно-хозяйственной проблемы, например, возрождению индустрии продовольственного машиностроения России, или созданию новейших энерго- и ресурсосберегающих технологий, или значительному повышению качества продукции и эффективности процессов в машинах, аппаратах и биореакторах, или разработке вопросов организации производства на прогрессивных социально-экономических принципах. Это необходимо для того, чтобы приобщить студента как будущего инженера и учёного к решению тех сложных задач в рамках его специальности, которые сегодня встают перед обществом или могут возникнуть в ближайшем будущем.

Главное, что учебный процесс должен дать студенту, - это подготовить его к техническому и социально-экономическому творчеству. Поэтому содержание учебного процесса должно быть насыщено (пронизано) массой примеров как уже решённых задач (т.е. прототипов), так и задач, которые обязательно должны быть решены. Такой учебный процесс должен быть нацелен на перспективу, будущее, понуждать студента уйти от аксиом, усомниться в их истинности, инициировать его творчество. В учебном процессе должны быть найдены места для обращений к студенту как к личности, которая приходит в своей профессиональной деятельности на смену преподавателю или профессору, но которая должна идти дальше по указанному ими направлению.

Особое внимание в учебном процессе должно быть уделено воспитательной составляющей. Она должна формировать моральный облик учащегося как человека и как специалиста, заряжать студента энергией созидания, преодоления трудностей, необходимостью постоянно пополнять знания, содержать уроки порядочности и принципиальности.

Комплект специальных учебников. В инженерном образовании пришло время при изложении специальных курсов перейти от суммы знаний в разрозненных учебниках и учебных пособиях к учебной литературе как системе знаний в виде комплекта книг. Системообразующим фактором комплекта книг становятся межотраслевая классификация технологий по признаку преобразования сельскохозяйственного сырья в продукты питания и межотраслевая классификация процессов в машинах, аппаратах и биореакторах, а также их конструкций, что приво-

дит к синергетическому эффекту в образовательном процессе за счет его структуризации.

Такой комплект учебников и учебных пособий под общим названием «Инженерия техники пищевых технологий» создан на основе книг, изданных ранее в издательствах «Высшая школа», «КолосС» и «Лань».

Профессора и преподаватели специальных кафедр ведущих профильных вузов Москвы, Воронежа, Кемерово, Краснодара, Ростова-на-Дону, Тамбова, Тулы в содружестве с редакцией учебной литературы для высшей школы издательства «Лань» (Санкт-Петербург) подготовили к печати комплект из 19 книг. Каждая книга имеет гриф федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупнённой группе специальностей и направлений 15.00.00. «Машиностроение» в качестве учебника для обучающихся (бакалавров, магистров, специалистов) по направлениям «Технологические машины и оборудование» и «Проектирование технологических машин и комплексов».

Эти книги охватывают весь спектр образовательного процесса от введения в профессиональную деятельность, через ретроспективу техники технологий АПК, современные методы проектирования, конструирования и расчёта машин, аппаратов и биореакторов, описание линий индустриальных технологий, комплексов оборудования малых предприятий, а также его ремонт и сервисное обслуживание.

Последние четыре книги из 19 излагают учебный материал по конструированию машин, аппаратов и биореакторов будущего. В них приводятся философский и инженерный аспекты развития технологических систем как диалектическая неизбежность; исследуются закономерности развития технических систем перерабатывающих и пищевых производств; описываются концептуальные основы идеальных машин, аппаратов и биореакторов, прогнозируются конструкторские решения технологического оборудования будущего. В этих книгах также детально рассматриваются закономерности преобразования пищевых сред в машинах, аппаратах и биореакторах, что позволяет выполнять взаимную адаптацию технологических свойств этих сред с одной стороны, и конструкций рабочих органов, рабочих поверхностей и рабочих объёмов технологического оборудования - с другой.

В комплект входит лабораторный практикум с 30 виртуальными лабораторными работами, в которых изучаются прототипы будущих инновационных конструкций технологического оборудования перерабатывающих и пищевых производств АПК. Эскизы этих инновационных конструкций должен разработать и защитить студент.

В 2019 г. в свет выйдет первый учебник комплекта книг «Введение в профессиональную деятельность». Весь комплект планируется завершением к 2025 г. (год начала реализации Шестого технологического уклада) с тем, чтобы опережающее инженерное образование в перерабатывающих и пищевых отраслях АПК оказалось предметно востребованным.

Ниже приводится перечень книг комплекта «Инженерия техники пищевых технологий»:

Блок 1: Инновационные процессы в образовании и продовольственном машиностроении

1. Введение в профессиональную деятельность (инженерия техники пищевых технологий).

2. Развитие инженерии техники пищевых технологий.

3. Проектирование и конструирование техники пищевых технологий.

4. Специальные инженерные расчеты техники пищевых технологий.

Блок 2: Техника пищевых производств индустриальных предприятий

5. Индустриальные технологические комплексы продуктов питания.

6. Оборудование для введения механических и гидромеханических процессов пищевых технологий.

7. Оборудование для ведения тепломассообменных процессов пищевых технологий.

8. Оборудование для ведения биопроцессов пищевых технологий.

9. Мультимедийный лабораторный практикум к созданию техники пищевых технологий.

Блок 3: Техника пищевых производств малых предприятий

10. Техника пищевых производств малых предприятий. Книга 1 (разборка сельскохозяйственного сырья на анатомические части).

11. Техника пищевых производств малых предприятий. Книга 2 (сборка пищевых продуктов из компонентов сельскохозяйственного сырья).

12. Техника пищевых производств малых предприятий. Книга 3 (комбинированная переработка сельскохозяйственного сырья).

Блок 4: Инженерия финишных операций и ремонта оборудования

13. Оборудование для ведения процессов упаковки в пищевых технологиях.

14. Оборудования для утилизации отходов пищевых производств.

15. Диагностика, ремонт и монтаж техники пищевых технологий.

Блок 5: Техника будущего пищевых технологий

16. Перспектива развития технологий и техники пищевых производств.

17. Конструирование машин будущего пищевых технологий (научно-технические аспекты).

18. Конструирование аппаратов будущего пищевых технологий (научно-технические аспекты).

19. Конструирование биореакторов будущего пищевых технологий (научно-технические аспекты).

Конечно, комплект этих учебников, как и любая техническая литература, нуждается в систематическом обновлении. Поэтому раз в 5-10 лет содержание книг необходимо пересматривать, дополняя техническими решениями технологических задач, работающих на опережение времени.

Таким образом, будущее технологий АПК и продовольственного машиностроения на новой технической базе может быть обеспечено только системой опережающего образования. Поэтому интеллектуализация образовательного процесса должна рассматриваться как проблема сегодняшнего дня и ключ к продовольственной безопасности страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Основы управления инновациями в пищевых отраслях АПК (Наука, технология, экономика) / под ред. акад. В. И. Тужилкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательский комплекс МГУПП, 1998. - 844 с.

2. Системное развитие техники пищевых технологий / С. Т. Антипов, [и др.]; под ред. акад. РАСХН В. А. Панфилова. - Москва: КолосС, 2010. - 762 с.

3. Каблов, Е. Н. Шестой технологический уклад / Е. Н. Каблов // Наука и жизнь. - 2010. - №4. - С. 2-7.

4. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Продовольственная безопасность: Раздел 1. - Москва: МГФ «Знание», 2000. - 554 с.

5. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Продовольственная безопасность: Раздел 2. - Москва: МГФ «Знание», 2001.- 480 с.

6. Инновационное развитие техники пищевых технологий / С.Т. Антипов [и др.]; под ред. акад. РАН В. А. Панфилова. - Санкт-Петербург: Издательство «Лань», 2016. - 660 с.

7. Машины и аппараты пищевых производств: в 3-х кн. / С. Т. Антипов [и др.]; под ред. акад. РАСХН В.А.Панфилова. - изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва: КолосС, 2009. - Кн.1. - 610 с.

8. Машины и аппараты пищевых производств: в 3-х кн. / С. Т. Антипов [и др.]; под ред. акад. РАСХН В. А. Панфилова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва: КолосС, 2009. - Кн.2. - 847 с.

9. Машины и аппараты пищевых производств: в 3-х кн. / С. Т. Антипов [и др.]; под ред. акад. РАСХН В. А. Панфилова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва: КолосС, 2009. - Кн.3. - 551 с.

10. Техника пищевых производств малых предприятий. / С. Т. Антипов [и др.]; под ред. акад. РАСХН В. А. Панфилова. - Москва: КолосС, 2007. - 696 с.

11. Погорелый, Л. В. Сельскохозяйственная техника и технология будущего / Л. В. Погорелый. - Киев: Урожай, 1988. - 176 с.

12. Кошкин, Л. Н. Роторные и роторно-конвейерные линии / Л. Н. Кошкин. - 2-е изд., стереотип. - Москва: Машиностроение, 1986. - 320 с.

13. Панфилов, В. А. Теория технологического потока / В. А. Панфилов. -3-е изд., стереотип. - Москва: ИНФРА - М, 2019. - 320 с.

14. Прейс, В. В. Технологические роторные машины: вчера, сегодня, завтра / В. В. Прейс. - Москва: Машиностроение, 1986. - 128 с.

15. Система образования и безопасность России. - Москва: ФГНУ «Ро-синформагротех», 2002. - 164 с.

REFERENCES

1. Osnovy upravleniya innovatsiyami v pishchevykh otraslyakh APK. Nauka, tekhnologiya, ekonomika [Fundamentals of innovation management in food industries of the agro-industrial complex]. Moscow, Izdatel'skiy kompleks MGUPP, 1998, 844 p.

Haynnbiu wypnan «H3eecmuH KfTY», № 54, 2019 г.

2. Antipov S. T., Panfilov V. A., Urakov O. A., Shahov S. V. Sistemnoe razvitie tekhniki pishchevykh tekhnologiy [System development of food technology]. Moscow, KolosS, 2010, 762 p.

3. Kablov E. N. Shestoy tekhnologicheskiy uklad [The sixth technological wave]. Nauka i zhizn', 2010, no. 4, pp. 2-7.

4. Bezopasnost' Rossii. Pravovye, sotsial'no-ekonomicheskie i nauchno-tekhnicheskie aspekty. Prodovol'stvennaya bezopasnost' [Security of Russia. Legal, socio-economic, scientific and technical aspects. Food security]. Moscow, MGF "Znanie", 2000, part 1, 554 p.

5. Bezopasnost' Rossii. Pravovye, sotsial'no-ekonomicheskie i nauchno-tekhnicheskie aspekty. Prodovol'stvennaya bezopasnost' [Security of Russia. Legal, socio-economic, scientific and technical aspects. Food security]. Moscow, MGF "Znanie", 2001, part 2, 480 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Antipov S. T., Zhuravlyov A. V., Kazarcev D. A., Mordasov A. G. i dr. Innovatsionnoe razvitie tekhniki pishchevykh tekhnologiy [Innovative development of food technology]. Saint-Petersburg, Izd-vo "Lan'", 2016, 660 p.

7. Antipov S. T., Kretov I. T., Ostrikov A. N. i dr. Mashiny i apparaty pishchevykh proizvodstv [Machines and apparatus of food production]. Moscow, KolosS, 2009, vol. 1, 610 p.

8. Antipov S. T., Kretov I. T., Ostrikov A. N. i dr. Mashiny i apparaty pishchevykh proizvodstv [Machines and apparatus of food production]. Moscow, KolosS, 2009, vol. 2, 847 p.

9. Antipov S. T., Kretov I. T., Ostrikov A. N. i dr. Mashiny i apparaty pishchevykh proizvodstv [Machines and apparatus of food production]. Moscow, KolosS, 2009, vol. 3, 551 p.

10. Antipov S. T., Dobromirov V. E., Klyuchnikov A. I. i dr. Tekhnika pishchevykh proizvodstv malykh predpriyatiy [Procedures of food productions of small enterprises]. Moscow, KolosS, 2007, 696 p.

11. Pogorelyy L. V. Sel'skokhozyaystvennaya tekhnika i tekhnologiya budushchego [Agricultural machinery and technology of the future]. K., Urozhay, 1988, 176 p.

12. Koshkin L. N. Rotornye i rotorno-konveyernye linii [Rotary and rotary-conveyor lines]. Moscow, Mashinostroenie, 1986, 320 p.

13. Panfilov V. A. Teoriya tekhnologicheskogo potoka [Technological flow theory]. Moscow, 2019, 320 p.

14. Preys V. V. Tekhnologicheskie rotornye mashiny: vchera, segodnya, zavtra [Technological rotary machines: yesterday, today, tomorrow]. Moscow, Mashinostroenie, 1986, 128 p.

15. Sistema obrazovaniya i bezopasnost' Rossii [Education and security system of Russia]. Moscow, FGNU "Rosinformagrotekh", 2002, 164 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Антипов Сергей Тихонович - Воронежский государственный университет инженерных технологий; доктор технических наук, профессор; заведующий кафедрой машин и аппаратов пищевых производств; Заслуженный изобретатель Российской Федерации; E-mail: ast@vsuet.ru

Antipov Sergey Tikhonovich - Voronezh State University of Engineering Technologies; PhD in Technical Sciences, Professor; Head of the Department of machines and equipment for food production; Honored Inventor of the Russian Federation;

E-mail: ast@vsuet.ru

Никифоров Александр Владимирович - издательство «Лань» (г. Санкт-Петербург);

директор; E-mail: nikiforov@lanbook.ru

Nikiforov Alexandr Vladimirovich - Publishing house "Lan" (Saint- Petersburg); director; E-mail: nikiforov@lanbook.ru

Панфилов Виктор Александрович - Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К. А. Тимирязева (г. Москва); доктор технических наук, академик РАН, профессор кафедры процессов и аппаратов перерабатывающих производств; E-mail: vap@rgau-msha.ru

Panfilov Viktor Alexandrovich - Russian State Agrarian University - K. A. Timiryazev MAA (Moscow); PhD in Technical Sciences, Academician of Russian Academy of Sciences; E-mail: vap@rgau-msha.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.