УДК 338.43
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ШАЙТУРА Н.С.,
кандидат физико-математических наук, доцент Российского государственного аграрного университета - МСХА имени К. А. Тимирязева, [email protected].
ОСТАНКОВА Н.В.,
доктор экономических наук, доцент, профессор НОЧУ ВО Московский Экономический институт.
РОДИНА Е.А.,
кандидат экономических наук, доцент НОЧУ ВО Московский Экономический институт. БЕЛЮ Л.П.,
кандидат технических наук, доцент НОЧУ ВО Московский Экономический институт. ЗЕЛЕНОВА Г.Я.,
кандидат экономических наук, доцент НОЧУ ВО Московский Экономический институт.
Реферат. Целью исследования является анализ механизмов обеспечения продовольственной безопасности России. Такими механизмами являются: субсидирование сельскохозяйственных предприятий и квоты на ввоз и вывоз сельскохозяйственной продукции. Исследования, проводимые в данной статье, опирается на нормативные и статистические источники. При обработке материалов применялись прогнозные модели и системы статистического анализа. В результате исследований выявлено, что политика продовольственной безопасности основывается на постоянном мониторинге цен на основные продукты питания, государственном само обеспечении продовольствием и импортозамещении. Экономическими механизмами продовольственной политики являются субсидии и экспортные пошлины и запреты на экспорт и импорт. При этом государство активно использует запреты на ввоз и вывоз сельскохозяйственной продукции в отдельные категории стран. В статье проанализированы механизмы поддержки государством импортозамещения и само обеспечения. Рассмотрены механизмы санкций и контрсанкций, проводимых государством в области производства продовольствия. Отмечено, что основу продовольственной безопасности России составляют крупные сельскохозяйственные предприятия и холдинги. Механизмы продовольственной безопасности показаны на примере экспорте зерна и импорте мяса. В этих областях произошел структурный сдвиг как по географии производства, так и по географии стран - торговых партнеров. Хотя продовольственная самообеспеченность и является главным приоритетом государственной политики, но это не останавливает торговлю сельскохозяйственными товарами с другими странами. В заключении делается вывод, что политика в области продовольственной безопасности, самообеспечения и импортозамещения определяли внутреннюю продовольственную политику последних десяти лет.
Ключевые слова: экономические механизмы, продовольственная безопасность, ценовая политика на продукты питания, продовольственная инфляция, самообеспеченность основными продуктами питания, сельское хозяйство, пищевая продукция.
FOOD SECURITY OF RUSSIA AND ECONOMIC MECHANISMS FOR ITS PROVISION
SHAYTURA N.S.,
Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Russian State Agrarian University - Moscow Agricultural Academy named after K. A. Timiryazev, [email protected].
OSTANKOVA N.V.,
Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor at the Moscow Economic Institute.
RODINA E.A.,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at NOCHU VO Moscow Economic Institute. BELU LP.,
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor at the Moscow Institute of Economics. ZELENOVA G.Ya.,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at NOCHU VO Moscow Economic Institute.
Essay. The purpose of the article is to analyze the mechanisms for ensuring food security in Russia. Such mechanisms are: subsidizing agricultural enterprises and quotas for the import and export of agricultural products. The research conducted in this article relies on normative and statistical sources. When processing materials, predictive models and systems of statistical analysis were used. As a result of the research, it was revealed that the food security policy is based on constant monitoring of prices for basic foodstuffs, state self-sufficiency in food and import substitution. The economic mechanisms of food policy are subsidies and export duties and bans on exports and imports. At the same time, the state actively uses bans on the import and export of agricultural products to certain categories of countries. The article analyzes the mechanisms of government support for import substitution and self-sufficiency. The mechanisms of sanctions and counter-sanctions carried out by the state in the field of food production are considered. It is noted that the basis of Russia's food security is formed by large agricultural enterprises and holdings. Mechanisms of food security are shown on the example of grain exports and meat imports. In these areas, a structural shift has taken place both in terms of the geography of production and the geography of countries - trading partners. Although food self-sufficiency is the main priority of state policy, this does not stop the trade in agricultural goods with other countries. In conclusion, it is concluded that the policies in the field of food security, self-sufficiency and import substitution have determined the domestic food policy of the last ten years.
Keywords: performance assessments, food security, food pricing policy, food inflation, self-sufficiency of certain foodstuffs, agriculture, food products.
Введение. Продовольственная безопасность является исключительно важным показателем в стабильности развития экономики государства. Рост цен на продовольственные товары является негативным социально-экономическим процессом и влечет за собой снижение их доступности прежде всего для наименее защищенных социальных слоев, изменения структуры продовольственной корзины, стимулированию выбора потребителя в сторону наиболее дешевых и менее качественных продуктов питания, поэтому постоянный мониторинг продовольственной безопасности является важнейшей задачей государства [1]. В вопросах ценообразования продуктов питания регулирующая роль отводится именно государству, которое посредством прямых и косвенных инструментов воздействует на экономическую ситуацию и модели поведения потребителей. Текущая экономическая и геополитическая ситуация делает особенно актуальными вопросы импортозамещения, сохранения и достижения самообеспеченности по всем основным категориям продуктов питания, продовольственного сырья и материалов для производства [2, 3].
В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации продовольственная безопасность РФ определяется как главное направление национальной безопасности страны. Стратегической целью производственной безопасности является обеспечение населения продовольствием. В Доктрине также устанавливаются показатели в сфере потребления сельскохозяйственной продукции и пороговые значения в отношении собственного производства сельскохозяйственной продукции. Контроль за выполнением Доктрины возложен на органы государственной власти, которые реализуют ее выполнение на основе единой экономической политики.
Материалы и методы. Данное исследование опирается на законодательные акты РФ, использование аналитических и статистических материалов Федеральной службы государственной статистики, Банка России, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. При обработке исследований применялись менялись методы анализа угроз, ранжирования рисков, аналитические методы исследований, прогнозные модели и системы статистического анализа.
Результаты исследования. В статье проведены исследования экономических методов, применяемых органами управления РФ для обеспечения продовольственной безопасности России и проведен анализ результатов их применения.
Как определено в Доктрине производственной безопасности в продовольственной и аграрной политике России приоритетом является меньшая зависимость от импорта продовольствия.
Запреты на компании и страны. Компоненты продовольственной политики и используемые инструменты объединены в попытке сократить присутствие агропродовольствен-ного импорта на внутреннем продовольственном рынке России. Этот протекционизм стимулирует отечественных производителей к увеличению производства. Протекционизм сочетается с более высокими инвестициями в отечественный сельскохозяйственный сектор за счет всеобъемлющих финансовых субсидий
Продовольственная политика России определяет способ взаимодействия России с другими государствами в торговле агропродо-вольствием с переносом эффектов и на другие измерения. За счет продовольственной безопасности, самообеспеченности и импортоза-мещения российское правительство стремится не только снизить зависимость России от импорта продовольствия и повысить ее продовольственную самообеспеченность, но и укрепить Россию как крупную страну-экспортера агропродовольственной продукции, что явно обсуждается в Доктрине продовольственной безопасности, принятой в 2020 г.
Продовольственная безопасность, самообеспечение и импортозамещение. В области продовольственной безопасности Россия перешла от импортного протекционизма и исключительно продовольственной самообеспеченности к экспорту агропродовольственной продукции на международные рынки [4, 5]. Продовольственная безопасность означает изменение роли России в системе международной торговли продовольствием от главного образа импортера продовольствия к импортеру и экспортеру, а также изменение торговых партнеров по странам и регионам.
Во все времена роль России как импортера была значительной. С 2000 г. продовольственная и аграрная политика отдавала приоритет меньшей зависимости от импорта продовольствия. В России понятие продовольственной безопасности выходит за рамки общепринятого определения «доступа к продовольст-
вию, его наличия, использования и стабильности», сформулированного на Всемирном продовольственном саммите 1996 г. В частности, продовольственная безопасность относится не к происхождению продовольствия, а к на самоокупаемости, которая чувствительна к тому, откуда происходит продовольствие.
Политика в области продовольственной безопасности. Россия уникальна тем, что продовольственная безопасность и продовольственная самообеспеченность объединены, в то время как в литературе эти два термина различаются в большей степени, чем в западных странах. Доктрина продовольственной безопасности сыграла решающую роль 7 августа 2014 г., когда Россия ввела запрет на ввоз широкого спектра агропродовольственных товаров из Европейского союза (ЕС), Соединенных Штатов Америки (США), Норвегии, Канады и Австралия. Первоначальный запрет продлевался несколько раз и в конце 2021 года был продлен до 2022 года. «Контрсанкции» на импорт продовольствия были введены Россией в ответ на западные санкции в связи с украинским кризисом. Ни Доктрина продовольственной безопасности, ни продовольственное эмбарго не сигнализировали об уходе России с мирового продовольственного рынка, а скорее об изменении того, с кем она торговала.
Доктрина продовольственной безопасности и различные стратегии для различных товаров и продуктов имеют экономическое значение, поскольку они влияют на внутреннее производство продуктов питания, и политическое значение, поскольку они определяют взаимодействие торговли продуктами питания с другими государствами. Продовольственная безопасность, само обеспечение и импортоза-мещение возникли не случайно или органично. Они были преднамеренным политическим выбором политиков. Их решение отражало расчет на укрепление национальной безопасности и призыв к растущему национализму в России. Эти решения влияют на международное взаимодействие и роль России в глобальной продовольственной системе.
Экономическими механизмами продовольственной политики являются субсидии и экспортные пошлины и запреты на экспорт и импорт. В частности, птица, свинина, говядина и сырое молоко защищены для экспорта и импорта продовольствия из России от конкуренции со стороны производителей из западных стран, а инвестиции в эти продукты субсидируются государством. Анологичная ситуация
с фруктами и овощами, поскольку им уделяется больше внимания в рамках Доктрины продовольственной безопасности 2020 г. Основной вывод заключается в том, что для того, чтобы контрсанкции и торговый протекционизм заработали, необходимо увеличить внутреннее производство продуктов питания, а стране необходимо поддерживать или увеличивать самообеспеченность основными группами продуктов питания.
Изменение структуры производства, связанного с продовольственной безопасностью, заключается в том, что Россия стала все больше зависеть от продукции сельскохозяйственных организаций и агрохолдингов. Политики заинтересованы в сильном, динамично развивающемся крупном сельскохозяйственном секторе как с точки зрения внутреннего производства продуктов питания, так и с точки зрения экспортного потенциала. Появление агрохолдингов также привело к концентрации производства всего в нескольких компаниях по нескольким товарам. В России есть три категории производителей продуктов питания: сельскохозяйственные предприятия (также называемые организациями), которые имеют подкатегории; домохозяйства, опять же с разными подкатегориями; и частные фермы. Если в 1990-х годах сельскохозяйственные организации находились в упадке, то с 2000 г. наметилась четкая и безошибочная тенденция к доминированию сельскохозяйственных организаций. В частности, среди сельскохозяйственных организаций особая подгруппа фермерских организаций, называемая агрохол-дингами, является самой крупной и представляет собой мегафермы, часто занимающие несколько сотен тысяч гектаров каждое.
В некоторых случаях агрохолдинги полностью контролируют всю цепочку поставок продуктов питания. В птицеводстве всегда доминировали крупные сельскохозяйственные организации, которые имеют в среднем около 320 000 цыплят на организацию. Особо следует отметить крайнюю концентрацию производства горсткой агрохолдингов.
К 2019 г. 87 % организаций содержали более 10 000 свиней, в то время как в домохо-зяйствах было в среднем 4,5 поросенка (а в значительном количестве домохозяйств свиней вообще не было). Как и в птицеводстве, возрастающее значение сельскохозяйственных организаций в свиноводстве привело к значительному росту производства с 2 млн тонн в 1999 г. до 5 млн тонн в 2019 г. Как и в птице-
водстве, здесь наблюдается значительная концентрация.
Также произошел географический структурный сдвиг. С 2006 года производство свинины все больше концентрируется в Белгородской области, расположенной примерно в 600 км к югу от Москвы, на долю которой сегодня приходится почти 20 % всего производства свинины в России. Фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели имеют в среднем 62 крупного рогатого скота, из которых 32 обычно дойные коровы. В целом, в 2019 году на долю домохозяйств приходилось 54 процента производства говядины и 37 % производства сырого молока, хотя в последние годы эти показатели неуклонно снижались.
Общее производство сырого молока в течение многих лет стагнировало на уровне около 30-31 млн тонн, доля сырого молока, производимого товарными фермами, особенно увеличивалась с 2014 г., составив 63% производства в 2019 г.
Российское правительство также включает овощи и фрукты в Доктрину продовольственной безопасности 2020 г. Явление сокращения квоты может быть объяснено высокой долей производства домохозяйств, которые не испытали снижения, которое произошло в крупных фермах, хотя в последнее время доля домохо-зяйств снижается, как и производство мяса. В 2019 г. на долю домашних хозяйств приходилось около 60 % производства овощей открытого грунта/поля, а доля сельскохозяйственных организаций составила 20 %. Производство овощей от фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей также увеличилось, достигнув 20 % от общего объема производства в 2019 г. Основные районы производства овощей расположены в Южном федеральном округе и Центральном федеральном округе. На эти два округа приходится около 50% всей территории России, отведенной под овощеводство. В отличие от выращивания овощей в открытом грунте, в котором преобладает домашнее производство, крупные сельскохозяйственные организации доминируют в выращивании овощей в теплицах. При сильном росте производства, наблюдаемом с 2014 г., доля сельскохозяйственных организаций составила 70 % от производства овощей в теплицах в 2019 г. В целом производство овощей в теплицах несколько увеличилось за последние годы и составило около 14 % от общего объема производства овощей в 2019 году. Ситуация с производством фруктов ана-
логична выращиванию овощей открытого грунта. В 2019 г. на долю домашних хозяйств приходилось 65 % продукции, а на сельскохозяйственные организации — 28 %.
Продовольственная самообеспеченность. По данным российского правительства, страна достигла самообеспечения птицей на 97 % и 100 % % на свинину, несмотря на одновременное увеличение внутреннего потребления [6, 7]. Есть некоторые свидетельства того, что производство говядины в последнее время начало немного увеличиваться. Россия остается нетто-импортером говядины, хотя импорт сокращается благодаря более высокому удою племенных животных. Как и в случае с говядиной, самообеспеченность сливочным маслом в 2019 г. увеличилась до 77 %. Производство осталось на прежнем уровне, но внутреннее потребление сократилось.
Российский рынок сыра не мог быть обеспечен Беларусью, и, следовательно, внутреннее потребление сыра в России сократилось. Хотя внутреннее производство сыра сильно увеличилось после запрета на продукты питания в западных странах, вскоре оно снова начало сокращаться, что также сопровождалось резким снижением внутреннего потребления сыра. Эти события могут быть связаны с известными проблемами с качеством сыра, возникающими именно из-за использования растительных жиров в качестве заменителей молочного жира, который в России недостаточно доступен. Это побудило правительство России принять меры по сокращению смешивания растительных масел с молочными продуктами. Кроме того, были введены новые правила маркировки, согласно которым информация об использовании растительных жиров, особенно пальмового масла, должна предоставлена на упаковке. Самообеспеченность свежими яблоками, самыми популярными фруктами в России, выросла примерно до 80 % в 2019 г. Импорт яблок резко сократился после введения Россией запрета на импорт продовольствия в 2014 г., поскольку большие объемы яблок, произведенных в Польше, больше не могли поставляться в Россию. рынок.
Также наблюдаем значительный рост самообеспеченности помидорами, который в 2019 г. вырос примерно до 80 % в теплицах. С 2016 г Россия установила квоту на объем импорта томатов из Турции. Суть этого обсуждения заключается в том, что для некоторых основных товаров увеличилось внутреннее производство и повысился уровень самодостаточности. В этом отношении политика са-
мообеспечения продовольствием оказалась успешной, хотя мы отмечаем, что эти основные товары не представляют всего спектра потребительского спроса. Повышение самообеспеченности не означает, что Россия ушла с мирового рынка продовольствия.
Международные ответвления политики продовольственной безопасности. Россия продолжает играть важную роль в качестве импортера продовольствия, и, несмотря на политику продовольственной безопасности, долларовая стоимость ее агропродовольствен-ного импорта превышала долларовую стоимость ее агропродовольственного экспорта на мировой рынок продовольствия до 2020 г.
Торговля агропродовольственными товарами в России увеличивается по сравнению с несколькими различными регионами мира, а также с отдельными (не западными) странами. Кроме того, как отмечалось выше, указ Путина от мая 2018 г. и Доктрина продовольственной безопасности 2020 г. направлены на повышение роли России как экспортера агро-продовольственной продукции. Россия уже лидировала в мире по экспорту пшеницы в течение шести из семи сельскохозяйственных лет с 2014 г. При этом нет сомнений в том, что политика продовольственной безопасности повлияла на внешнюю торговлю продовольствием России, о чем на макроуровне свидетельствует снижение стоимости доллара, импорта продуктов питания с 2014 г. Некоторое снижение связано с рецессией в 2014-2015, и с тех пор снижение стоимости импорта связано с изменением покупательских привычек и предпочтений потребителей, импортом продуктов питания из стран с более низкими затратами, а также замещением импорта.
Детализируем экономические механизмы влияния на политику продовольственной безопасности и на внешнюю торговлю продуктами питания. Для этого используем свинину в качестве примера для импорта и зерно в качестве примера для экспорта.
Импорт. На торговле свининой можно продемонстрировать, каким образом продовольственная безопасность и ее протекционизм наряду с замещением импорта влияют на торговые отношения и, в более широком смысле, на роль России в системе международной торговли продуктами питания. Условия и добавки, а также политические соображения привели к значительному сокращению импорта свинины. Сократился не только объем свинины, но и значительно изменился состав стран российского импорта свинины в
связи с изменением политики страны в отношении импорта свинины.
Протекционизм в секторе свинины начался в 2003 г. с введения тарифной квоты (ТК) с внутриквотным тарифом в размере 40 % и запретительным внеквотным тарифом в размере 68 %. Птица и говядина также подпадали под тарифные квоты. Для свинины тарифное квотирование начиналось с 500 000 тонн, хотя со временем оно было незначительно снижено, упав до 472 000 тонн в 2011 г. Эта политика действовала до августа 2012 г., когда тариф в квоте был снижен до 0 %, а тариф вне квоты до 65 %, в то время как квота была снижена до 400 000 тонн (исключая обрезки, которые добавляют еще 30 000 тонн) из Германии, Дании, Канады, США и Бразилии в качестве условия вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). С декабря 2012 г. российское правительство запретило импорт из отдельных компаний-экспортеров свинины из Германии, и им больше не разрешалось экспортировать свинину в Россию. Этот запрет был распространен на все компании, расположенные в Баварии, Северном Рейне-Вестфалии и Нижней Саксонии в феврале 2013 г. Россельхознадзор, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору России, обосновал эти вмешательства, указав на несоблюдение российских фитоса-нитарных и гигиенических норм и стандартов. В 2014 г. полностью прекратился импорт свинины из Германии и Дании. Импорт свинины из Канады и США также был заблокирован, и Россия заменила этих поставщиков, импортируя почти исключительно из Бразилии и в небольших количествах из Чили. В декабре 2017 г. Россия ввела запрет на ввоз свинины из Бразилии. Россельхознадзор обосновал эти ограничения, сославшись на опасения по поводу безопасности пищевых продуктов в связи с сообщениями о наличии кормовой добавки рактопамина. Хотя запрет на импорт в Бразилию был снят в ноябре 2018 г., некоторые заводы по производству свинины в Бразилии оставались под запретом. Впоследствии импорт свинины из Бразилия не восстановилась до уровня, существовавшего до запрета с 2014 г. В результате импорт свинины в Россию из западных стран сократился до нуля. В 2020 г. тарифная квота на свинину была полностью отменена и заменена фиксированной 25-процентной пошлиной на весь импорт свинины. Сочетание более высокого внутреннего производства и импортной пошлины привело к общему сокращению импорта свинины. В
течение 2018-2019 гг. Россия ежегодно импортировала около 100 000 тонн свинины, но в первой половине 2020 г. объем импорта свинины сократился до немногим более 1 000 тонн. Аналогичная ситуация произошла с птицей, действовала та же динамика: продовольственная безопасность и протекционизм, импортозамещение и изрядная доля политизированной торговли — все это способствовало самодостаточности и значительному сокращению импорта мяса птицы.
Экспорт. В течение 2019-2020 сельскохозяйственного года Россия лидировала в мире по объему экспорта пшеницы в течение пяти из последних шести лет и была на пути к тому, чтобы снова стать лидером в 2020-2021 сельскохозяйственном году благодаря второму по величине урожаю за последние шесть лет современной истории. В отличие от свинины и других мясных продуктов, зерновой сектор России не защищен ни продовольственной безопасностью, ни торговой политикой. Импорт зерна сократился почти до нуля. Тем не менее опасения по поводу продовольственной безопасности продолжают влиять на политику торговли зерном посредством ограничений на экспорт пшеницы, то есть в России торговля зерном не является свободной.
В 2015 г. девальвация рубля в течение 2014-2015 гг. побудил правительство России установить экспортную пошлину на зерно в размере 15 % с дополнительным платежом в размере 7,5 евро за тонну, чтобы предотвратить резкий рост экспорта пшеницы. Наконец, в январе 2020 г. правительство объявило, что в будущем оно может ввести квоту на экспорт зерна во второй половине сельскохозяйственного года (январь-июнь), в зависимости от условий. Россия - не единственная страна, использующая экспортные квоты, и обычно правительства не беспокоятся о нехватке продовольствия в разгар второго по величине урожая в постсоветской истории. Экспортная квота не бывает хорошо воспринята экспортерами зерна, которые жалуются на потерю доходов. Кроме того, правительство России ввело запрет на экспорт семян подсолнечника, риса, ячменя и кукурузы с апреля 2020 г. до конца июня в страны, не входящие в ЕАЭС, хотя сообщений о дефиците на внутреннем рынке не поступало. В 2021 г. экспортная квота на пшеницу началась в январе и продлена до конца июня.
Заключение. Политика в области продовольственной безопасности, самообеспечения и импортозамещения определяли внутреннюю
продовольственную политику более десяти лет. В ближайшее время они вряд ли исчезнут, о чем свидетельствует принятие Доктрины продовольственной безопасности 2020 г. Продовольственная безопасность обрамляет международное взаимодействие, влияет на торговых партнеров и отношения с ними и определяет роль, которую Россия играет в международной продовольственной системе. В будущем мы можем ожидать постоянного акцента на самодостаточности. Россия практически обеспечивает себя свининой и птицей, оставаясь при этом чистым импортером говядины и сливочного масла, а также фруктов и овощей. Если запрет на импорт продовольствия сохранится и продолжит защищать отечественных производителей от международной конкуренции, можно ожидать, что рост производства в этих секторах будет более динамичным.
Однако российская политика продовольственной безопасности является элементом внешней политики, и геополитика будет решать, сохранится или будет отменен российский запрет на импорт продовольствия. Россия останется сильным экспортером пшеницы. Рост животноводства увеличит внутренний
спрос на зерно и, таким образом, снизит экспортный потенциал зерна. Тем не менее, учитывая большой дополнительный потенциал производства зерна, довольно слабый рубль и сильную политическую поддержку расширения транспортной инфраструктуры зерна для внутренней и международной торговли, можно ожидать дальнейшего увеличения экспорта пшеницы, а Россия по-прежнему будет оставаться в числе доминирующих стран экспортеров пшеницы в мире. Тем не менее, продолжающиеся ограничения на экспорт пшеницы со стороны правительства России и увеличение внутреннего животноводства могут сдержать рост экспорта пшеницы. Суть в том, что продовольственная безопасность не помешала России играть важную роль в международной системе торговли продовольствием, и, вероятно, так и останется. Мы ожидаем, что Россия может поддерживать и расширять свою роль экспортера агропродовольственной продукции в более чем 100 стран мира. Россия как игрок в глобальной продовольственной системе останется, даже при протекционистской политике продовольственной безопасности.
Список использованных источников
1. Пахомова Е.В. Ценовая политика на продовольственном рынке Российской Федерации // Славянский форум. - 2022. - № 3 (37). - С. 128 - 137.
2. Соловьева Т.Н., Пожидаева Н.А., Зюкин Д.А. Государственное регулирование и импорто-замещение продовольственной продукции: проблемы и решения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2016. - № 11. - С. 17-20.
3. Развитие сельскохозяйственного производства России в условиях социально-экономических диспропорций / Д.А. Зюкин, О.С. Фомин, Е.В. Скрипкина и др. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2022. - № 6. - С. 188-194.
4. Анализ состояния мирового рынка пшеницы и перспективы России по расширению экспортного потенциала / Д.И. Жиляков, В.Я. Башкатова, Ю.В. Плахутина и др. // Экономические науки. - 2020. - № 183. - С. 38-43.
5. Зюкин Д.А., Солошенко Р.В. Улучшение транспортно-логистической инфраструктуры как основа повышения эффективности и диверсификации экспорта российского зерна // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2019. - № 7. - С. 141 -147.
6. Food security and catering / S.V. Shaitura, A.S. Nedkova, L.M. Tyger et al. // Revista Turismo Estudos&Práticas. - 2020. - № S3. - С. 11.
7. Продовольственная безопасность и кейтеринг / С.В. Шайтура, Л.П. Белю, А.М. Минитае-ва, А.А. Неделькин // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. -2020. - № 9. - С. 103-112.
Spisok ispoFzovanny'x istochnikov
1. Paxomova E.V. Cenovaya politika na prodovol'stvennom ry'nke Rossijskoj Federacii // Slavyanskij forum. - 2022. - № 3 (37). - S. 128 - 137.
2. Solov'eva T.N., Pozhidaeva N.A., Zyukin D.A. Gosudarstvennoe regulirovanie i importozameshhenie prodovol'stvennoj produkcii: problemy' i resheniya // E'konomika sel'skoxozyajstvenny'x i pererabaty'vayushhix predpriyatij. - 2016. - № 11. - S. 17-20.
3. Razvitie sel'skoxozyajstvennogo proizvodstva Rossii v usloviyax social'no-e'konomicheskix disproporcij / D.A. Zyukin, O.S. Fomin, E.V. Skripkina i dr. // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skoxozyajstvennoj akademii. - 2022. - № 6. - S. 188-194.
4. Analiz sostoyaniya mirovogo ry'nka pshenicy i perspektivy' Rossii po rasshireniyu e'ks-portnogo potenciala / D.I. Zhilyakov, V.Ya. Bashkatova, Yu.V. Plaxutina i dr. // E'konomicheskie nauki. - 2020. - № 183. - S. 38-43.
5. Zyukin D.A., Soloshenko R.V. Uluchshenie transportno-logisticheskoj infrastruktury' kak osnova povy'sheniya e'ffektivnosti i diversifikacii e'ksporta rossijskogo zerna // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skoxozyajstvennoj akademii. - 2019. - № 7. - S. 141-147.
6. Food security and catering / S.V. Shaitura, A.S. Nedkova, L.M. Tyger et al. // Revista Turismo Estudos&Praticas. - 2020. - № S3. - S. 11.
7. Prodovol'stvennaya bezopasnost' i kejtering / S.V. Shajtura, L.P. Belyu, A.M. Minitaeva, A.A. Nedel'kin // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skoxozyajstvennoj akademii. - 2020. - № 9. - S. 103112.