ВЕСТНИК СОВРЕМЕННОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ 2010 ТОМ 3, ПРИЛОЖЕНИЕ 1
091. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРВАЛА QTc СРЕДИ МУЖЧИН В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
Дульский В. А., Мозерова Е.М.
Иркутский государственный медицинский университет, МУЗ Г ородская поликлиника №6 г. Иркутска, Россия
Цель исследования - изучить продолжительность корригированного интервала Q-T (ПИр-Тс) среди мужчин в разных возрастных группах.
Материалом работы послужили 5209 ЭКГ зарегистрированных в 12-ти отведениях на аппарате «Spectrum ECG Systems» (USA) в городской поликлинике среди мужчин 15 лет и старше. Часть обследуемых выполнили ЭКГ более одного раза, но в анализ включали только одну ЭКГ. ПИQ-Tс
рассчитывали по формуле Q-Tc = р-Тизм/^-Я. Измерение ИQ-T производили от самой ранней точки комплекса QRS до максимально поздней точки зубца T в месте его перехода в изоэлектрическую линию во II стандартном отведении «ручным» способом. Измерения интервала Q-T не проводили во всех исключающих случаях. Дальнейшему анализу подверглись 2456 ЭКГ среди которых мы исключили ЭКГ-патологию по Миннесотскому коду. После чего сформировали группу «ЭКГ-здоровых» мужчин (n=679). Среди них, с помощью генератора случайных чисел, мы выбрали одинаковое количество лиц разных возрастных групп и дальнейшему анализу подверглись 519 ЭКГ. Статистическую обработку провели с использованием STATISTICA (StatSoft, USA) с оценкой нормальности распределения, методов описательной статистики, пара- и непараметрический дисперсионный анализ,
сопоставление 2-х групп с помощью Mann-Whitney U-test, Wald-Wolfowits runs test, Kolmogorov-Smirnov two-sample test с поправкой Бонферрони. Средние значения представлены с их стандартными отклонениями.
Полученные результаты. Медиана возраста мужчин (n=519) - 48 лет (интерквартильный размах от 35 до 63 лет). Средняя ПИQ-Tс - 395,52±22,08 мс. В 1 группе (2040 лет, n=174) средняя ПИQ-Tс - 387,22±22,64 мс; во 2 группе (40-60 лет, n=172) - 396,64±21,26 мс; в 3 группе (60 лет и старше, n=172) - 402,77±19,47 мс.
Непараметрический дисперсионный анализ (Kruskel-Wallis ANOVA) для 3-х групп выявил различия ПИр-Тс в группах (p<0,0001). Сравнительный анализ ПИр-Тс в 1 и 2 групп не выявил различий по Wald-Wolfowits runs test (p>0,14), но различия обнаружились по Mann-Whitney U-test (p<0,0001) и Kolmogorov-Smirnov two-sample test (p<0,001). Сравнительный анализ ПИр-Тс 2 и 3 групп не выявил различий Wald-Wolfowits runs test и Kolmogorov-Smirnov two-sample test (p>0,1), однако по Mann-Whitney U-test различия подтверждены (p<0,01).
Выводы. Имеется связь между ПИр-Тс и возрастом по Mann-Whitney U-test и нет такой связи по Wald-Wolfowits runs test. Однозначный ответ на этот вопрос может быть получен при более жёсткой верификации «ЭКГ-здоровых» мужчин, например по 10-летней выживаемости.
092. ОСОБЕНОСТИ КЛИНИЧЕСКОГО ТЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОГО ВИРУСНОГО
ГЕПАТИТА «В» В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЕГО ГЕНОТИПОВ
Дустов A.
Институт гастроэнтерологии, г. Душанбе, Министерства Здравоохранения Республики
Таджикистан
Цель - изучение клинические особенности хронического вирусного гепатита В (ХГВ) в зависимости от его генотипов.
Материалы и методы. Обследовано 39 с ХГВ. Вирусные антигены HBsAg, HBeAg и антитела к вирусу гепатита В AbHBsAg, AbHBe, AbHBcorIgM, AbHBcorIgG исследовали методом гемагглютинации (Institute of Immunology Co., Ltd, ^kyo, Japan). Выявление ДНК проводили методом ПЦР и для генотипирования HBV использовался метод, основанный на полиморфизме длин фрагментов рестрикции амплифицированных участков генома HBV (PCR-RFLP).
Результаты. У 19 (63%) больного диагностирован А-генотип HBV, у 8 (26%) - D-генотип и у 3 (10%) генотип оставался не уточненным из за низкой вирусной нагрузки. Длительность заболевания при А-генотипе равнялась 4,0+2,2 годам, а при генотипе В-11,3+7 лет. У больных с А-генотипом чаще выявлялся ХАГ высокой активности- в 45% случаев и ЦП - в 18%, а при В-генотипе высокая активность ХГ диагностирована лишь у 3 больных (37%,Р <0,005),а у больных ЦП- у 1 больного(Р<0,001). У 19 больных ХВГ при анализе мутации в precore/core области генома ВГВ выявлены мутации двух типов: ^1762G и G1764А в промоторе гене core, приводящие к уменьшению или прекращению репликации вирусного генома и мутации G1894 в precore-области, которая приводит к синтезу короткого пептида из 28 аминокислот precore/core- белка предшественника и прекращению синтеза HBeAg.
Заключение. В Таджикистане вирус гепатита «В» имеет 3-генотипа, среди которых частота генотипа А составляет 27,8%, С - 9,2% и D - 62,8%, нередко (5,2%) имеет место одновременное обнаружения двух генотипов А и D и А и С.Клиническая картина ХГ во многом определялась генотипом HBV. При этом выявлено, что у больных ХГ инфицированных генотипом D и С заболевание имеет более мягкое течение. У этих больных отмечалось более редкое и на более поздних сроках формирования цирроза печени. В то же время у больных, инфицированных А-генотипом, наблюдалось более агрессивное течение ХГ с более ранними сроками формирования ЦП. Среди больных ХГ преобладают пациенты с мутантным вариантом ВГВ - инфекции, вызываемой мутациями в precore/core области вируса гепатита и характеризующей прогрессирующим течением с частым формированием цирроза печени. Следовательно, полученные данные, свидетельствующие о влиянии генотипов HBV на естественное течение заболевания позволяют определить объем и тактику лечебных мероприятий, оптимизировать воздействия, направленные общую политику профилактики и способствуют повышению качества специализированной помощи больным ХГВ.
62