Научная статья на тему 'Продолжение исследований курганного могильника Сростки-I'

Продолжение исследований курганного могильника Сростки-I Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
33
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Продолжение исследований курганного могильника Сростки-I»

Библиографический список

Бобров Л.А., Худяков Ю.С. Вооружение и тактика кочевников Центральной Азии и Южной Сибири в эпоху позднего Средневековья и раннего Нового времени (XV - первая половина XVIII в.). СПб., 2008. 776 с.

Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. М.; Л., 1965. 146 с.

Горбунов В.В. Военное дело населения Алтая в III-XIV вв. Часть II: Наступательное вооружение (оружие). Барнаул, 2006. 232 с.

Зиняков Н.М. Черная металлургия и кузнечное ремесло Западной Сибири. Кемерово, 1997. 368 с.

Кирпичников А.Н. Военное дело на Руси в XIII-XV вв. Л., 1976. 136 с.

Могильников В.А. Культовые кольцевые оградки и курганы Кара-Кобы-I // Археологические и фольклорные источники по истории Алтая. Горно-Алтайск, 1994. С. 94-116.

Молодин В.И., Соболев В.И., Соловьев А.И. Бараба в эпоху позднего средневековья. Новосибирск, 1990. 262 с.

Неверов С.В. Стремена Верхнего Приобья в VII-XII вв. (классификация и типология) // Снаряжение верхового коня на Алтае в раннем железном веке и средневековье. Барнаул, 1998. С. 129-151.

в.в. горбунов, A.A. тишкин, А.г. Ситдиков

Алтайский государственный университет, Барнаул;

Институт археологии им. А.Х. Халикова АНРТ, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия

продолжение исследований курганного могильникА сростки-i

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Этнокультурные процессы на юге

Западной Сибири в раннем средневековье», №14-01-00463а, а также в рамках реализации НИР 12-33.6.1974.2011 «Разработка комплексных естественно-научных и археологических методов изучения объектов культурного наследия» Казанского (Приволжского) федерального университета»

В 2013 г. совместная археологическая экспедиция Алтайского государственного университета и Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан осуществляла раскопки на памятнике Сростки-I в Бийском районе Алтайского края. Данные работы явились продолжением комплексного изучения средневекового могильника, начатого в 2012 г. [Горбунов, Ситдиков, Тишкин, 2013]. Их основная цель заключалась в увеличении количества объективной информации о базовом памятнике. Это позволит заполнить имеющиеся лакуны при реконструкции процесса функционирования некрополя, а анализ всей совокупности материалов будет способствовать решению актуальных вопросов археологии юга Западной Сибири и прилегающих территорий.

Для раскопок был определен курган №8, расположенный в северозападной части могильника. Такой выбор обусловлен тем, что данный объект, помимо западины от предыдущих работ (1925 или 1930 г.), содержал в своей насыпи более свежие следы разрушений. Зафиксированный факт свидетельствовал об интересе к нему современных «бу-гровщиков». Поэтому предпринятые исследования выполняли не только научные, но и охранные задачи.

Курган представлял собой земляную насыпь почти округлой формы, размерами 9,7х9 м, высотой до 0,6 м. В центральной части насыпи (с небольшим смещением к северу) находилась крупная воронка от ранее произведенных раскопочных работ. к востоку от нее располагалась яма поменьше, которая отличалась по уровню задернованности, что указывало на ее более современное происхождение. К югу от центральной западины имелся шурф подквадратного очертания, углубленный в насыпь на 0,45 м. Он не был задернован, а вокруг наблюдался свежий выброс земли. В ходе тахеометрической съемки памятника в 2012 г. данное повреждение на кургане №8 отсутствовало. Характер вскрытия напоминает шурфы, заложенные грабителями древностей при зондировании объектов металлоискателями.

Общая площадь размеченного археологического раскопа составила 144 кв. м. При снятии пространства вокруг кургана находок не зафиксировано. При выборке земляной насыпи, в ее юго-восточной части, обнаружены целые и колотые кости лошади, а под центральной западиной -лопатка овцы. На уровне материка зачищены два могильных пятна и три ямы с остатками древесины. Могилы-1 и 2 располагались в ряд по оси ЮЗ-СВ. В общем направлении к юго-востоку от них находились остатки деревянных столбов, образующие между собой линию ЮЮЗ-ССВ.

Могила-1 выявлена по центру кургана. Над ней была воронка от предыдущих работ, которые велись сужающимся колодцем. Исходя из неровных очертаний этого «раскопа», вероятнее всего, он относится к деятельности М.Д. Копытова в 1925 г. На уровне материка пятно такого шурфа приняло неровные очертания размерами 3,15х1,9 м, с ориентацией длинной осью по линии ЮЗ-СВ. Выборка заполнения ниже уровня материка сократила пятно, и оно приобрело овальную форму размерами 1,42х1,06 м, с ориентацией длинной осью по линии З-В. Дальнейшая выборка до дна ямы сократила этот контур до следующих параметров: 1,02х0,88 м. Общая глубина ямы от уровня материка составила 0,65 м. Очевидно, что овальное пятно и является остатками могилы-1, хотя ее истинные размеры были уничтожены предыдущими проникновениями.

По периметру нижнего контура могильной ямы встречены отдельные беспорядочно разбросанные предметы и их фрагменты. Из вооружения найдены три роговые накладки на рукоять сложносоставного лука и обломки от четырех железных наконечников стрел. Одна тыльная накладка лука - более длинная и прямоугольного абриса (рис. 1.-1), вторая тыльная накладка - короткая и также прямоугольной формы (рис. 1.-2).

Третья накладка лука - боковая, значительная ее часть обломана, первоначальный абрис был, видимо, трапециевидный (рис. 1.-3). Из шести фрагментов от наконечников стрел оказались четыре черешка с остатками тлена от древков (рис. 1.-7-8, 10-11), один обломок крупного трехлопастного пера (рис. 1.-11) и небольшая часть трехгранного пера (рис. 1.-9). К орудиям труда можно отнести фрагмент железного изделия, который имел черен овального сечения с тленом от деревянной рукояти и рабочую часть округлого сечения (рис. 1.-4). Вероятно, это было шило. Еще два рядом лежавших железных обломка можно отнести к напильнику. также выделяется черен четырехгранного сечения с тленом от деревянной рукояти и рабочая часть овального сечения, на которой местами сохранились насечки (рис. 1.-12). Из украшений встречены две бронзовые кольчатые серьги с разведенными окончаниями. Одна из них оказалась меньшего диаметра (рис. 1.-5), а другая - более крупная (рис. 1.-6). Никаких костей животных или человека при выборке могилы ниже уровня материка не зафиксировано. Единственная кость - уже указанная лопатка овцы, найденная в пределах старого «раскопа» выше материка.

Рис. 1. Сростки-1. Курган №8. Находки в могиле-1: 1-3 - роговые накладки лука; 4, 12 - железные инструменты; 5-6 - бронзовые серьги; 7-11 - железные наконечники стрел

Могила-2 находилась на расстоянии 0,1 м к северо-востоку от пятна предыдущего раскопочного шурфа. Изначальное расстояние между двумя могильными ямами, вероятно, составляло порядка 1,5 м. Исследованное погребение находилось в грунтовой яме подпрямоугольной формы, размерами 1,7х0,67 м, с ориентацией длинной осью по линии ЮВ-СЗ и углублением в материк до 0,54 м. На дне расчищен скелет человека, уложенного вытянуто на спину, головой на юго-восток. Он принадлежал мужчине в возрасте 25-30 лет (определение С.С. Тур). Череп был немного наклонен на левый бок. Два верхних зуба выпали и лежали рядом с нижней челюстью. Частично за черепом зафиксирован рулон бересты, загнутый вдоль восточного угла могильной ямы. Основная часть костей скелета сохранила анатомическое положение. Руки были вытянуты вдоль тела. Кости кисти и фаланги левой руки отсутствовали. Часть их зафиксирована в разных местах могилы. Большинства фаланг обоих ног не было. Некоторые из них находились значительно выше. Нижняя часть грудины также оказалась смещена и лежала между ребрами и левой плечевой костью. Видимо, данные перемещения костей связаны с деятельностью грызунов, норы которых выявлены в стенках и дне могильной ямы. Между ног, ближе к правой большеберцовой кости, расчищены три позвонка овцы, лежавшие в анатомическом порядке.

С внешней стороны левой бедренной кости, на листе бересты находились роговые накладки на рукоять лука. Еще одна роговая накладка лука располагалась между тазовых костей. Все они относятся к одному комплекту, который состоял из трех тыльных и двух боковых деталей. Одна из тыльных накладок - длинная и прямоугольного абриса (рис. 2.-3), вторая -короче и трапециевидного контура (рис. 2.-5), третья - самая короткая и также трапециевидной формы (рис. 2.-4). Боковые накладки сохранились хуже, первоначально они имели трапециевидный абрис (рис. 2.-1-2).

Над левой плечевой костью умершего мужчины зафиксировано скопление обломков железных наконечников стрел. Они лежали поперек руки, остриями к стенке могилы. Всего там находились пять изделий. У лучше сохранившихся экземпляров можно определить асимметрично-ромбический абрис пера (рис. 3.-4, 6). По сечению пера представлены трехгранные (рис. 3.-4-5, 8), линзовидные (рис. 3.-6) и округлые (рис. 3.-7) наконечники. Еще один железный наконечник стрелы найден между бедренными костями, острием к черепу человека. Он распался на три фрагмента. Его перо имело асимметрично-ромбический абрис и трехгранное сечение (рис. 3.-9). После снятия скелета, под правой тазовой костью, обнаружена роговая пряжка пятиугольной формы с подвижным язычком (рис. 3.-1-2), а под правой бедренной костью - железный нож с остатками деревянного тлена от рукояти и ножен (рис. 3.-3).

Деревянный столб-1 выявлен на расстоянии 2,1 м к востоку от мо-гилы-1. Он был вертикально установлен в яме округлой формы, углубленной в материк на 0,4 м, и представлял собой обтесанный ствол дерева высотой 0,43 м, диаметром 0,12 м. Его верхняя часть была сломана, а основание ровно отрублено.

Деревянный столб-2 зафиксирован на расстоянии 1,75 м к юго-востоку от могилы-2. Он представлял собой почти истлевший ствол дерева высотой 0,16 м, диаметром 0,08 м, который был вертикально установлен в яме округлой формы, углубленной в материк на 0,15 м. Верхняя часть столба была сломана и частично обожжена.

Деревянный столб-3 обнаружен на расстоянии 2,15 м к юго-востоку от могилы-1. В яме округлой формы, углубленной в материк на 0,4 м, вертикально стоял обтесанный ствол высотой 0,4 м, диаметром 0,1 м, с обожженной верхней частью и ровно срубленным основанием.

Рис. 2. Сростки-1. Курган №8. Роговые накладки на рукоять сложносоставного лука из могилы-2

После окончания работ весь раскоп кургана №8 подвергся рекультивации, а насыпь кургана была восстановлена до своих первоначаль-

ных размеров. Это позволило сохранить объект как часть окружающего его культурно-исторического ландшафта.

©

Рис. 3. Сростки-1. Курган №8. Инвентарь из могилы-2: 1 - роговая пряжка;

2 - язычок пряжки; 3 - железный нож; 4-9 - железные наконечники стрел

Полученные материалы дают возможность реконструировать основные детали формирования кургана. Его основная могила (№1), вероятнее всего, была сооружена для захоронения двух человек, мужчины и женщины, о чем свидетельствует оставшийся инвентарь. Наличие лука и стрел характерно для мужских погребений, а двух серег - для женских. Косвенно это подтверждает и наличие двух столбов напротив данной могилы. О размерах и других конструктивных элементах могильной камеры судить сложно, так как они практически уничтожены старыми раскопками. Полное отсутствие костей человека предполагает наличие в данной могиле парного кенотафа, о чем дополнительно свидетельствуют небольшие продольные параметры могильной ямы. Найденная в раскопе могилы лопатка овцы может относиться к заупокойной пище.

Восточнее могилы, в ее «изголовье», были выкопаны две ямы, в которые установили по столбу из ошкуренного ствола дерева. Рядом с этими столбами найдены кости лошади, в том числе и колотые, что демонстрирует совершение на этом месте поминальных действий.

Северо-восточнее от основного погребения была выкопана еще одна могила (№2) для захоронения мужчины. Умерший был погребен по способу ингумации, в вытянутом положении, головой в восточный сектор. Ему положили сопроводительный инвентарь из сложносостав-ного лука со стрелами, пояса с пряжкой и ножа. В качестве заупокойной пищи - кусок бараньего мяса. К востоку от «изголовья» этой могилы также был установлен деревянный столб, но из более тонкого ствола.

После совершения погребально-поминальных действий над объектами возводилась курганная насыпь. Перед ее сооружением столбы в «изголовьях» могил поджигались и ломались до уровня своей ямы.

Находки, полученные в полностью раскопанном кургане, имеют целый ряд соответствий в уже известном инвентарном комплексе могильника Сростки-I. Так аналогичные наконечники стрел обнаружены в курганах №2, 5, 6, изученных М.Н. Комаровой, и курганах №1 и 5, раскопанных С.М. Сергеевым [Савинов, 1998, рис. 2.-1, 5.-3, 6.-7, 7.-1, 8]. Такие же накладки луков происходят из курганов №4 и 5 из исследований М.Н. Комаровой и курганов №1 и 2 из работ С.М. Сергеева [Савинов, 1998, рис. 4.-10, 5.-4-5, 7.-2, 8.-13]. Очень похожая пряжка есть среди материалов кургана №3, а железный нож в кургане №5, раскопанных под руководством М.Н. Комаровой [Савинов, 1998, рис. 1.-6, 5.-7].

Исследованный курган №8 по всем выявленным деталям реализованного погребального обряда (планиграфия могил, способ погребения, положение и ориентация умершего, традиция сооружения «изголовных» столбов) вписывается в каноны сросткинской археологической культуры [Горбунов, 2012, с. 552]. В целом по найденному инвентарю и погребальному обряду он может быть отнесен к гряз-новскому этапу этой общности и датирован второй половиной IX -1-й половиной X в. н.э.

Библиографический список

Горбунов В.В. Сросткинская археологическая культура: итоги и перспективы изучения // Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями: мат. междунар. науч. конф., посвященной 110-летию со дня рождения выдающегося российского археолога Михаила Петровича Грязнова. СПб., 2012. Кн. 2. С. 549-554.

Горбунов В.В., Ситдиков А.Г., Тишкин А.А. Новые результаты изучения курганного могильника Сростки-I в Бийском районе Алтайского края // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 2013. Вып. XVIII-XIX. С. 102-107.

Савинов Д.Г. Сросткинский могильник (раскопки Н.М. Комаровой в 1925 г. и С.М. Сергеева в 1930 г.) // Древности Алтая: Известия лаборатории археологии. Горно-Алтайск, 1998. №3. С. 175-190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.