Научная статья на тему 'Продажа ажоголя и смертность от рака в России: сравнительный анализ трендов'

Продажа ажоголя и смертность от рака в России: сравнительный анализ трендов Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
140
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕРТНОСТЬ / РАК / ПРОДАЖА АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ / CANCER MORTALITY / ALCOHOL SALES

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Разводовский Ю.Е., Переверзев В.А., Лобанков В.М.

Проведен сравнительный анализ динамики уровня продажи различных видов алкогольных напитков в России и смертности от злокачественных новообразований в период с 1956 по 2005 годы. Показано наличие положительной связи между продажей водки и смертностью от рака губ, полости рта и глотки, рака толстой кишки, рака трахеи, бронхов и легких, а также рака предстательной железы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alcohol sales and cancer mortality in Russia: a comparative analysis of trends

A comparative analysis of trends in beverage-specific alcohol sales per capita and sex-specific mortality coefficients of different types of cancer in Russia between 1956 and 2005 was performed. A positive relationship between trends in vodka sales and cancer of upper digestive tract (lip, mouth and throat), large intestine cancer, trachea, bronchi and lung cancer and prostate cancer.

Текст научной работы на тему «Продажа ажоголя и смертность от рака в России: сравнительный анализ трендов»

Разводовский Ю.Е., Переверзев В.А., Лобанков В.М.

ПРОДАЖА АЛКОГОЛЯ И СМЕРТНОСТЬ ОТ РАКА В РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРЕНДОВ1

Гродненский государственный медицинский университет, Гродно;

Белорусский государственный медицинский университет, Минск, Республика

Беларусь; Псковский государственный университет, Псков, Россия

Резюме. Проведен сравнительный анализ динамики уровня продажи различных видов алкогольных напитков в России и смертности от злокачественных новообразований в период с 1956 по 2005 годы. Показано наличие положительной связи между продажей водки и смертностью от рака губ, полости рта и глотки, рака толстой кишки, рака трахеи, бронхов и легких, а также - рака предстательной железы.

Summary. A comparative analysis of trends in beverage-specific alcohol sales per capita and sex-specific mortality coefficients of different types of cancer in Russia between 1956 and 2005 was performed. A positive relationship between trends in vodka sales and cancer of upper digestive tract (lip, mouth and throat), large intestine cancer, trachea, bronchi and lung cancer and prostate cancer.

Динамика заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований свидетельствует о неуклонном росте этой патологии во многих странах мира [1, 2, 19]. В большинстве экономически развитых стран рак занимает второе место среди причин смертности после сердечнососудистых заболеваний [6, 16]. Данные онко-эпидемиологии свидетельствуют, что до 80-90% случаев раковых заболеваний обусловлены внешними или средовыми факторами [9, 16]. Кроме промышленных химических канцерогенов, продуктов сжигания топлива, других экологических загрязнений под внешними факторами также подразумевается злоупотребление алкоголем и табакокурение. Экспертами международной ассоциации исследований рака алкоголь отнесен к группе агентов, обладающих канцерогенным эффектом [6].

1 Razvodovsky Y.E., Pereverzev V.A., Lobankov V.M. Alcohol sales and cancer mortality in Russia: a comparative analysis of trends.

Риск развития злокачественных новообразований в результате употребления алкоголя значительно варьирует в зависимости от типа рака. Наиболее сильная связь обнаружена между алкоголем и раком верхних отделов пищеварительного тракта (полости рта, пищевода, глотки и гортани) [11]. Такая связь также установлена для рака печени, молочной железы, желудка, поджелудочной железы, толстой кишки [15]. В большинстве исследований говорится о существовании взаимосвязи «доза - ответная реакция», которая действует как для мужчин, так и для женщин. При этом риск развития злокачественных заболеваний растет с увеличением уровня потребления алкоголя. Согласно эпидемиологическим данным, около 75% случаев рака пищевода и около 50% случаев рака полости рта, глотки и гортани связаны со злоупотреблением алкоголем [17]. Употребление более 4-х доз алкоголя в день (одна доза эквивалентна 10 граммам абсолютного алкоголя) повышает риск рака полости рта и глотки в 9 раз, в то время как курение более 2-х пачек сигарет в день повышает этот риск в 4 раза [10]. В другом исследовании было показано, что у употребляющих 7-21 доз алкоголя в неделю повышается риск рака верхнего пищеварительного тракта в 2 раза по сравнению с непьющими лицами, а употребление алкоголя более 69 доз в неделю повышает этот риск в 12 раз [11]. Эпидемиологические исследования свидетельствуют о дозозависимой связи между потреблением алкоголя и колоректальным раком [9]. Во многих работах показана связь между потреблением алкоголя и риском рака молочной железы у женщин [6, 9, 15]. До 25% случаев этого вида рака могут быть обусловлены злоупотреблением алкоголем [15]. Эффекты алкоголя на развитие рака молочной железы также являются дозозависимыми, т.е. с повышением уровня потребления алкоголя растет риск канцерогенеза. Так, потребление женщинами одной дозы алкоголя в день повышает риск рака молочной железы на 20-30%, а более высоких доз - на 60-70% [12].

По-видимому, злоупотребление любыми алкогольными напитками повышает риск рака, но особенно это касается крепких видов спиртного. Риск развития рака верхнего отдела пищеварительного трака у мужчин, употребляющих 150 грамм водки в день по сравнению с не пьющими, повышается в 10 раз [9, 11]. Даже небольшие дозы крепких спиртных напитков повышают риск развития рака простаты до 67% [14]. В северной провинции Франции Кальвадос высокую заболеваемость раком пищевода связывают с употреблением бренди местного производства [21]. Высокий уровень рака

пищевода в Пуэрто-Рико и Бразилии ассоциируется с распространенностью злоупотребления самодельной водки [21]. В Польше высокий уровень заболеваемости раком легких отмечен у женщин, регулярно употребляющих водку [14].

Наличие связи между злоупотреблением алкоголем и риском смерти от злокачественных новообразований является предпосылкой существования положительной корреляции между этими переменными на популяционном уровне. В проведенном в Беларуси исследовании было показано существование положительной связи между уровнем продажи водки на душу населения и уровнем смертности от рака губ, рта и глотки, рака пищевода, гортани, трахеи, бронхов и легких, рака простаты, колоректального рака и у мужчин, и у женщин, а также уровнем смертности от рака молочной железы и матки [3].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Нами на примере Беларуси были продемонстрированы достоверные позитивные связи онкологической смертности с продажей крепкого алкоголя [2, 4]. В настоящей работе проведен сравнительный анализ динамики продаж различных видов алкогольных напитков на душу населения в России и уровня смертности от злокачественных новообразований разных органов в период с 1956 по 2005 годы. Коэффициенты смертности от злокачественных новообразований, а также уровень продажи алкогольных напитков основаны на данных Росстата. Оценка трендов производилась с помощью кросс-корреляционного анализа «выбеленных» временных серий. Поскольку временные ряды, как правило, имеют выраженный линейный тренд, сравнительный анализ двух «сырых» временных серий может дать ложную корреляцию. В этой связи прикладной анализ временного ряда предполагает исключение из него тренда и других закономерных составляющих, для того чтобы остатки не отличались от процесса "белого шума". Технология удаления детерминированной составляющей временного ряда называется "выбеливанием". Для оценки и удаления тренда из временного ряда обычно используется метод простых разностных операторов. Суть метода заключается в переходе от исходного ряда к ряду разностей соседних значений ряда (дифференцирование). Этот метод сведения временного ряда к стационарному виду является частным случаем общего метода, предложенного Боксом и Дженкинсом и получившим название АРПСС (авторегрессии -проинтегрированного скользящего среднего) [8]. После приведения временного

ряда к стационарному виду оценивается кросс-корреляция между «выбеленными» временными сериями. Статистическая обработка данных проводилась с помощью программного пакета "STATISTICA" в модуле "Анализ временных рядов".

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ динамики смертности от различных видов злокачественных новообразований показал, что смертность от рака губы, полости рта и глотки у мужчин линейно росла, начиная с 1965 года, достигла своего пика в 1994 году, после чего стала снижаться. У женщин данный показатель рос в период с 1970 по 1996 гг., после чего стал снижаться. Показатель смертности от рака пищевода, желудка и тонкой кишки снижался на протяжение всего рассматриваемого периода как среди мужчин, так и среди женщин. Уровень смертности от рака толстой кишки линейно рос у мужчин, начиная с 1966 года, а у женщин - начиная с 1962 года. Смертность от рака прямой кишки у мужчин линейно росла, начиная с 1963 года, в то время как у женщин этот показатель линейно рос вплоть до 1987 года, после чего стабилизировался. Уровень смертности от рака гортани у мужчин линейно рос вплоть до 1994 года, а затем стал снижаться. У женщин данный показатель демонстрировал тенденцию к снижению на протяжение всего периода с выраженными осцилляциями. Смертность от рака трахеи, бронхов и легких у мужчин линейно росла вплоть до 1994 года, после чего стала снижаться. У женщин данный показатель рос в период с 1997 по 1993 годы, а затем стал снижаться. Уровень смертности от рака предстательной железы резко вырос (в 3 раза), демонстрируя линейный рост на протяжение всего рассматриваемого периода. Смертность от рака молочной железы за анализируемый период выросла в 3,7 раза.

Анализ графических данных показал, что изучаемые временные ряды не являются стационарными, поскольку имеют выраженный тренд. С помощью процедуры дифференцирования этот тренд был устранен, благодаря чему временные ряды были приведены к стационарному виду. Кросс-корреляционный анализ «выбеленных» временных серий показал, что уровень продажи водки положительно коррелирует с уровнем смертности от всех видов рака у мужчин, хотя статистически значимая связь имеет место только для рака губы, полости рта и глотки, рака толстой кишки, рака трахеи, бронхов и легких, а также рака предстательной железы (таблица 1).

Связь между уровнем продажи различных видов алкогольных напитков и смертностью от рака у мужчин. Результаты кросс-корреляционного анализа «выбеленных» временных серий

Показатели Водка Вино Пиво

Lag R SE Lag R SE Lag R SE

ТО0-С14 рак губы, полости рта и глотки 1 0,42 0,172 0 0,14 0,169 0 0,33 0,169

С15 рак пищевода 2 0,23 0,174 0 0,25 0,169 0 0,18 0,169

С16 рак желудка 0 0,17 0,169 0 0,02 0,169 0 0,09 0,169

С17 рак тонкой кишки 3 0,22 0,177 0 0,21 0,171 0 0,06 0,169

С18 рак толстой кишки 2 0,40 0,174 1 0,14 0,169 0 0,09 0,169

С19 рак прямой кишки 2 0,19 0,174 0 0,06 0,171 0 0,10 0,169

С32 рак гортани 1 0,27 0,174 0 0,16 0,169 0 0,25 0,169

С33-С34 рак трахеи, бронхов, легких 2 0,33 0,174 0 0,37 0,169 0 0,31 0,169

С61 рак предстательной железы 3 0,34 0,176 0 0,19 0,169 0 0,06 0,169

С91-96 лейкемия 2 0,25 0,174 0 0,18 0,171 0 0,10 0,169

Связь между уровнем продажи водки и уровнем смертности от различных видов рака у женщин также положительная, хотя статистически не значимая. Положительная связь на границе статистической значимости имеет место только для рака толстой кишки, молочной железы и шейки матки (таблица 2).

Напротив, уровень продажи винных напитков отрицательно коррелирует с уровнем смертности от всех видов рака у мужчин, кроме смертности от рака толстой кишки. Однако статистически значимой эта связь является только для рака трахеи, бронхов и легких. У женщин также имеет место обратная корреляция между уровнем продажи вина и смертностью от всех видов рака, однако статистически значима она только для рака толстой кишки, рака трахеи, бронхов и легких, а также - рака молочной железы.

Связь между уровнем продажи различных видов алкогольных напитков и смертностью от рака у женщин. Результаты кросс-корреляционного анализа

«выбеленных» временных серий.

Показатели Водка Вино Пиво

Lag R SE Lag R SE Lag R SE

COO-C14 рак губы, полости рта и глотки 1 0,19 0,172 0 -0,01 0,169 0 -0,15 0,169

С15 рак пищевода 1 0,18 0,172 0 0,03 0,169 0 0,00 0,169

С16 рак желудка 1 0,16 0,172 0 -0,11 0,169 0 0,09 0,169

С17 рак тонкого кишечника 2 0,02 0,174 0 -0,29 0,169 0 -0,14 0,169

С18 рак толстого кишечника 1 0,31 0,172 0 -0,36 0,169 0 -0,15 0,169

С19 рак прямой кишки 1 0,01 0,172 0 -0,09 0,169 0 -0,05 0,169

С32 рак гортани 2 0,31 0,174 0 -0,23 0,169 0 -0,21 0,169

С33-С34 рак трахеи, бронхов, легких 1 0,20 0,172 0 -0,35 0,169 0 -0,19 0,169

С50 рак молочной железы 1 0,27 0,172 0 -o,36 0,169 0 -0,37 0,169

С53 рак шейки матки 1 0,30 0,172 0 0,16 0,169 0 0,03 0,169

С54 рак матки 2 0,23 0,174 0 -0,28 0,169 0 -0,18 0,169

С91-96 лейкемия 1 0,17 0,172 0 -0,17 0,169 0 -0,08 0,169

Уровень продажи пива также отрицательно, хотя и статистически не значимо, коррелирует с уровнем смертности от всех видов рака у мужчин, кроме рака желудка. Как и у мужчин, уровень продажи пива отрицательно коррелирует практически со всеми видами рака у женщин, кроме рака пищевода, желудка, а также рака шейки матки. Вместе с тем, статистически значимой эта связь является только для рака молочной железы.

Результаты кросс-корреляционного анализа указывают на существование статистически значимой связи между уровнем продажи водки и уровнем смертности от отдельных видов рака у мужчин. Наличие связи между уровнем продажи водки и уровнем смертности от рака верхнего пищеварительного тракта у мужчин, при отсутствии таковой у женщин, кажется естественным, поскольку, во-первых, водка обладает непосредственным повреждающим действием на слизистую оболочку [9], а во-вторых, мужчины являются

основными потребителями крепких алкогольных напитков [4]. Связь между уровнем продажи водки и смертностью от рака гортани, трахеи, бронхов и легких среди мужчин, вероятнее всего, обусловлена тем обстоятельством, что злоупотребление крепкими алкогольными напитками обычно сопровождается табакокурением [5]. Существование связи между трендами уровня продажи водки и смертности от отдельных видов рака согласуется с результатами наших предыдущих исследований (Ю.Е. Разводовский), установивших связь между водкой и раком как на индивидуальном, так и на популяционном уровнях [1, 3,

4].

Отдельной интерпретации требует факт существования отрицательной связи между продажей вина и пива и смертностью от некоторых видов рака. По всей видимости, здесь следует вести речь не о профилактических эффектах употребления вина и пива в плане риска злокачественных новообразований. Канцерогенным эффектом может обладать алкоголь, который содержится в любом виде алкогольных напитков [6, 9]. Речь может идти о том, что употребление спиртных напитков с меньшим содержанием алкоголя ассоциируется с определенными позитивными факторами образа и стиля жизни, материального достатка, социальной принадлежности и т.п., которые сопровождаются меньшими рисками развития рака, чем аналогичные показатели у лиц, употребляющих крепкие алкогольные напитков. Косвенным подтверждением этому служит то обстоятельство, что в конкретных регионах мира преимущественно употребляемый алкогольный напиток может ассоциироваться с риском развития рака. Так, в Италии, где порядка 80% употребляемого алкоголя представлено вином, злоупотребление последним четко связано с риском развития рака верхних отделов пищеварительного тракта [7].

Таким образом, результаты настоящего исследования выявили существование связи между трендами продажи водки и смертности от отдельных видов рака у мужчин, что согласуется с результатами предыдущих исследований, установивших связь между продажей водки и раком как на индивидуальном, так и на популяционном уровнях. В этой связи программа профилактики заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований, кроме прочего, должна предусматривать перераспределение продажи спиртных напитков от крепких в пользу вина и пива, а также -повышение культуры употребления алкоголя у населения.

Литература

1. Разводовский Ю.Е. Алкоголь и злокачественные новообразования. Медицинские Новости. - 2003. - № 10. - С. 61-63.

2. Разводовский Ю.Е. Алкоголь и злокачественные новообразования в Беларуси в период с 1981 по 2004 годы. - 2006. - № 3. - С. 94-97.

3. Разводовский Ю.Е. Алкоголь и злокачественные новообразования в Беларуси Наркология. - 2008. - № 3. - С. 38-40.

4. Разводовский Ю.Е. Алкоголизм: медицинские и социальные аспекты. -Berlin: LAP Lambert Academic Publishing Gmb & Co. KG, 2012. - 294 c.

5. Разводовский Ю.Е. Алкоголь и табак: предпосылки и последствия сочетанного употребления. Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2014. - № 4. - С. 21-25.

6. Blot W.J. Alcohol and cancer. // Cancer Res.- 1992.- Vol. 52, N 7.-p. 2119-2123.

7. Bosetti C., La-Vecchia C., Negri E., Franceschi S. Wine and other types of alcoholic beverages and the risk of esophageal cancer. // Eur. J. Clin. Nutr.- 2000.-Vol. 54, N 12.-p.918-920.

8. Box G.E.P., Jenkins G.M. Time Series Analysis: forecasting and control. London. Holden-Day Inc. - 1976.

9. International Agency for Research on Cancer. // LARC Monographs on the Evaluation of Carcinogenic risk to Humans.- 1988.- Vol. 44. WHO.

10. Klygis L.M., Barch D.M. The role of ethanol in esophageal carcinoma. // Alcohol and Cancer. CRC Press.- 1992.- p.73-89.

11.Letters. Alcohol intake and cancer of the upper digestive tract. // British Medical Journal.-1999.- Vol. 318.- p. 1289-1292.

12.Longrecker M.P., Berlin J.A., Orza M.J. A meta-analysis of alcohol consumption in relation to risk of breast cancer. // Journal of the American Medical Association.-1988.- Vol. 260, N 5.- p. 652-656.

13.Rachtan J., Sokolowski A. Risk factors for lung cancer among women in Poland. // Lung Cancer.- 1997.- Vol.18.- p.137-145.

14.Sesso H.D., Paffenbarger R.S., Lee I.M. Alcohol consumption and risk of prostate cancer. // Inter. J. Epidemiolol. - 2001.- Vol. 30, N 4.- p.749-755. 15.Singletary K.W., Gapstur S.M. Alcohol and breast cancer: review of epidemiologic and experimental evidence and potential mechanisms. // Journal of the American Medical Association.- 2001.- Vol. 286, N 17.- p. 2143-2151. 16.Stinson F.S., De Bakey S.F. Alcohol-related mortality in the US, 1979-1988. //

British Journal of Addiction.- 1992.- Vol. 87, N 5.- p. 777-783.

17.Siegel R., Naishadham D., Jemal A. Cancer statistics. 2013. // CA Cancer J. Clin.-

2013, Vol. 63.- p. 11-30.

18.Talamini R., Francesch S., Barra S., La Vecchia C. The role of alcohol in oral and pharyngeal cancer in nonsmokers, and of tobacco in non-drinkers. // International Journal of Cancer.- 1990.- Vol. 46, N 3.- p. 391-393.

19.Tuyns A.J. Esophageal cancer and alcohol consumption: importance of type of beverage. // Pathol. Biol.- 2001.- Vol. 49, N9.- p. 759-763.

20.Tuyns A.J., Pequignot G., Abbatucci J.C. Alcohol and cancer. // Inter. J. Cancer. -1979.- Vol. 23.-p.443-447.

21.Victora C.G., Munoz N., Day N.E. Hot beverages and esophageal cancer in sauthern Brazil: a case-control study. // Int. J. Cancer. - 1987.- Vol. 39.- p.710-716.

Ключевые слова: смертность, рак, продажа алкогольных напитков. Key words: cancer mortality, alcohol sales.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.