Научная статья на тему 'Прочтение творчества Анны Павловой в историко-культурном контексте «Серебряного века»'

Прочтение творчества Анны Павловой в историко-культурном контексте «Серебряного века» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
472
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творчество Анны Павловой / историко-культурный контекст / «Серебряный век» / Аnna Pavlova"s art / historical-cultural context / Silver Age
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прочтение творчества Анны Павловой в историко-культурном контексте «Серебряного века»»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 23 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GGSUDARSTVENNGGG PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES № 23 2011

УДК 008:792.82

ПРОЧТЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА АННЫ ПАВЛОВОЙ В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»

© В. н. СМИРНОВА, Т. А. КОЗИНА Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, кафедра иностранных языков e-mail: vesta_smirnova@inbox.ru

Смирнова В. Н., Козина Т. А. - Прочтение творчества Анны Павловой в историко-культурном контексте «серебряного века» // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 23. С. 245-251. - В статье представлен анализ творчества Анны Павловой в историко-культурном контексте «серебряного века» на материале многочисленных документальных источников и публикаций. Определены многоплановость танцевальной стилистики, гуманистическая направленность мировоззренческих позиций, современность смысловых акцентов танца, «диалог» с художественными и философскими идеями крупнейших представителей духовно-культурного ренессанса, элементы декаданса, зарубежная гастрольная деятельность как реминисценции эпохи «серебряного века» в творчестве Анны Павловой. Сделан вывод о том, что творчество Анны Павловой выражало объективную суть русской действительности и культурного сознания «серебряного века», что позволяет вписать его в историко-культурный контекст России рубежа Х1Х-ХХ вв.

Ключевые слова: творчество Анны Павловой, историко-культурный контекст, «серебряный век».

Smirnova V. N., Kozina T. A. - Interpretation of Anna Pavlova’s art in the historical-cultural context of Silver Age// Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 23. P. 245-251. - The analysis of Anna Pavlova’s art in the historical-cultural context of Silver Age on the material of numerous documentary sources and works is presented in the article. Variety of dancing stylistics, humanistic orientation of outlook, modernity of the meaning expression of the dance, «dialogue» with the artistic and philosophical ideas of the greatest representatives of spiritual-cultural Renaissance, elements of decadence, foreign tours are defined as reminiscences of the Silver Age epoch in Anna Pavlova’s art. The authour draws the conclusion that Anna Pavlova’s art expressed the essence of the Russian reality and cultural consciousness and that’s why it agrees with the historical-cultural context of Russia of the late 19th and the early 20th century.

Keywords: Anna Pavlova’s art, historical-cultural context, Silver age.

Гуманитарное развитие личности, осмысление духовных аспектов её жизни в современном мире, поиск этических и эстетических тенденций в её становлении обуславливают обращение к историческому опыту. В связи с этим, комплекс идей и ценностей творчества одной из крупнейших представительниц отечественного балета XX в. Анны Павловой (18811931) вызывает значительный исследовательский интерес. Отечественные исследователи склонны ограничивать художественную вершину искусства балерины временем выступлений в России. Так, по мнению

Н. Е. Аркиной, «артистический зенит, достигнутый на русской сцене, стал зенитом всей её жизни» [1, с. 48]. Возвращаясь к художественному наследию балерины как «знаковой» фигуры своего времени, нам представляется актуальным возродить его истоки, соотнести личность и творчество Анны Павловой с контекстом «серебряного века», обосновать творческое кредо ба-

лерины и осмыслить духовное содержание искусства Павловой в историко-культурном контексте её эпохи.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА

Материалом исследования историко-культурного контекста России рубежа ХІХ-ХХ вв. послужили отдельные направления философско-культурологических трудов Н. А. Бердяева [4, 5, 6], А. Белого [2],

Н. О. Лосского [15], И. В. Кондакова [12]; исторических работ П. Н. Милюкова [16], В. А. Нардовой [17], Ф. А. Степуна [22], П. Б. Струве [23], А. В. Ушакова [24], К. Ф. Шацилло [25]. Искусствоведческий уровень анализа представлен рецензиями балетных критиков начала ХХ в. А. Л. Волынского [9, 10, 11], В. Я. Светлова [20], театроведа Ю. В. Соболева [21], работами отечественных балетоведов Н. Е. Аркиной [1], В. М. Кра-совской [13], Ю. И. Слонимского [19]. В статье использованы также мемуарная литература самой Анны Пав-

ловой, её коллег, хореографов Ф. В. Лопухова [14] и М. М. Фокина [26].

Источником аналитического анализа искусства Анны Павловой послужили портреты и фотографии балерины [27, 29], документальная кинохроника её выступлений [28], представленные на русскоязычных и англоязычных сайтах интернета.

опора на принцип комплексности, включающий как историко-философские направления, так и социально-культурные реалии, искусствоведческие аспекты определила набор методов исследования:

1) сравнительно-исторический, способствующий соотнесению личности и творчества Анны Павловой с контекстом «серебряного века»; 2) метод реконструкции, позволяющий на основе многочисленных документальных источников и публикаций обосновать творческое кредо балерины в хореографическом контексте «серебряного века».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Конец Х1Х - начало ХХ вв. - самая творческая эпоха российской истории и культуры, получившая название «Серебряный век». Проявления культурной жизни могут быть понимаемы только при ясном представлении социально-экономической ситуации, политической обстановки и психологического климата в обществе в данный период, которое мы даем, опираясь на труды отечественных историков прошлого и современности В. А. Нардовой [17], Ф. А. Степуна [22], П. Б. Струве [23], А. В. Ушакова [24], К. Ф. Шацилло [25].

В ряду коренных преобразований социальноэкономических отношений следует выделить изменение отношения к собственности крестьян на землю. осуществлялась аграрная реформа П. А. Столыпина, устанавливавшая выход крестьян из общины с одновременным оформлением своих наделов в частную собственность.

Внутриполитическая действительность начала ХХ в. в России характеризовалась следующими определяющими факторами и событиями: 1) революция 1905-1907 гг.; 2) коренное изменение государственного строя в ходе событий 1905-1907 гг. и изменение правового положения граждан России (выборная законодательная Дума, страна была преобразована в конституционную монархию, декларировались политические свободы и неприкосновенность личности);

3) изменение системы общественных отношений, связанное с возникновением более 50 общероссийских и более 100 национальных и региональных политических партий, делившихся на три блока: консервативные, либеральные, социалистические; 4) Первая мировая война 1914-1917 гг.; 5) революция 1917 г., завершившаяся свержением самодержавия и созданием Временного правительства во главе с Г. Е. львовым.

Представляя психологический климат в обществе, господствовавший в данный период, мы выделяем следующие тенденции: 1) канун революции 1905-1907 гг., отмеченный ощущением перемен, близости и неизбежности революции, которое охватило все социальные слои; 2) перемены в обычаях и мыслях русской нации

после 1907 г., вызванные поражением революции и наступлением периода жестокой реакции: романтические идеалы и надежды, связанные с судьбой родины, сменялись осознанием застойности русской жизни, скептицизмом и нигилизмом; 3) патриотический подъем, охвативший все слои русского общества во время Первой мировой войны, сменился напряжением и углублением противостояния общества с властью;

4) революционный настрой, недовольство широких масс правящими кругами, ощущение надвигающихся событий, безотчетная тревога и смятение, характерные для кануна февральского переворота 1917 г.

Таким образом, историческая динамика событий начала ХХ в. демонстрирует масштабность и драматизм экономических и общественно-политических перемен в России, основной из которых явился кризис самодержавия, окончившийся его падением.

За основу характеристики культурного сознания рубежа Х1Х-ХХ вв. России нам представляется целесообразным взять отдельные направления философско-культурологических и исторических трудов

Н. А. Бердяева [4, 5, 6], А. Белого [2], А. А. Блока [7],

Н. О. Лосского [15], П. Н. Милюкова [16], современного исследователя И. В. Кондакова [12], раскрывающие его особенности.

Основной отличительной чертой панорамы культуры России начала ХХ в. стал духовно-культурный ренессанс. Предложив понятие «русский духовно-культурный ренессанс», Н. А. Бердяев назвал его «временем большого умственного и духовного пробуждения, бурных исканий, пробуждения творческих сил» [4, с. 301] и выделил несколько его сторон:

1. Ренессанс духовной культуры, связанный с изменением миропонимания творческой интеллигенции. Возникла борьба за личность как свободный дух, которая была противопоставлена обществу и его стремлению определять жизнь личности. Н. А. Бердяев писал: «Судьба личности была противопоставлена теории прогресса» [4, с. 303]. Духовные, религиозные, познавательные, эстетические, этические ценности культуры были противопоставлены исключительному верховенству социального блага. Духовным лейтмотивом всех культурных изменений стали нравственные искания смыслообразующих основ человеческого бытия.

2. Ренессанс философский Н. А. Бердяев связывал с тем, что «начался интерес к философии, и образовалась культурная философская среда» [5, с. 191]. Важной областью культуры стала русская оригинальная религиозная философия, крупнейшими представителями которой явились Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Н. О. Лосский, С. Н. Трубецкой, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский и др., в научных трудах которых утверждались примат духовности, “новое религиозное сознание”. Литературный ренессанс был связан с деятельностью Д. С. Мережковского, а также с возникновением поэзии символизма, на первом плане которого были А. Белый, А. А. Блок и Вяч. Иванов, воплотившие в своем критическом сознании глубокое рефлексивное начало русской культуры ХХ в.

3. Обострение религиозной и мистической чувствительности выражалось в напряженных религиозных исканиях, мистических и оккультных настроениях. Н. А. Бердяев указывает на «бурные и быстрые переходы ... от эстетизма и декадентства к мистике и религии, от материализма и позитивизма к метафизике и мистическому мироощущению» [4, с. 302].

С целью комплексного представления культурного сознания «серебряного века» необходимо также выделить его следующие тенденции:

1. Многообразие стилей культуры и искусства. По выражению Н. А. Бердяева, «. не было целостного стиля культуры, образовалась многоплановость, раз-ноэтажность, и русские жили как бы в разных веках.» [5, с. 191]. Многообразие стилей искусства связано с модернизмом, внутри которого выделились отдельные направления (символизм, импрессионизм, акмеизм, футуризм, эгофутуризм). Выдвигая свою эстетическую программу, все они были сходны в отрицании философско-эстетических принципов реалистического искусства. В ряду внешних факторов в основе эстетики модернизма следует отметить, прежде всего, нарастающий темп научно-технического прогресса. По выражению А. Белого, «распадение мира искусств на отдельные русла» было обусловлено «сложностью нарастающих технических средств» [2, с. 304].

2. Приоритет идеи свободы творчества и творческой индивидуальности как личности, противостоящей в своих творческих устремлениях нетворческой массе. Критерии творчества выводились не только из области художественного или научного творчества, но и из религии и философии, нравственности и политики. На первый план культуры стали выдвигаться задачи творческого переосмысления прежних сложившихся традиций русской демократической мысли, устоявшихся школ в искусстве.

3. Интегративный стиль культуры как синтез искусства, философии и общественности. В качестве мыслителей - философов, публицистов и критиков стали всё чаще выступать сами художники, предвосхищающие основные тенденции развития мира в его образно-ассоциативном видении. Предельно свободная трактовка культурных областей размывала их границы.

Н. А. Бердяев выделял «. переход в философии за границы философского познания, в поэзии - за границы искусства, в политике - за границы политики в направлении эсхатологической идеи» [5, с. 216]. Это обусловило перенос деятельности художника в сферы, пролегающие вне искусства (площади, улицы, политическую агитацию, технику, науку, производство, быт и т. д.).

4. Настроения упадочности и культурная утонченность. В России в канун Первой мировой войны и Февральской революции 1917 г. декадентские настроения безнадежности, неприятия жизни, крайнего индивидуализма затронули значительную часть художников многих видов искусств. Это на личном примере констатировал А. А. Блок: «Поток предчувствий, прошумевший над иными из нас между двух революций, . ослабел, заглох, ушел куда-то в землю. Думаю, не я один испытывал чувство болез-

ни и тоски в годы 1909-1916» [8, с. 417]. Анализируя причины данного явления, П. Н. Милюков отмечал, что данные «настроения были закреплены неудачей первой революции и подогреты катастрофой, к которой привела вторая» [16, с. 39].

Сопоставление хронографа исполнительского творчества Анны Павловой с динамикой социокультурной жизни России, позволяет заключить, что деятельность артистки охватила значительный период «серебряного века» и пришлась на 1899-1913 гг. (период постоянной работы в Мариинском театре с 1899 по 1907 гг. и выступления в театре наряду с зарубежными гастролями до 1913 г.).

Анализ творчества Анны Павловой через призму историко-культурных реалий «серебряного века» позволяет выделить следующие реминисценции эпохи в её творчестве:

1. Многоплановость танцевальной стилистики. Разноплановость эстетических направлений искусства начала ХХ в. отразилась на танцевальной стилистике Анны Павловой. На фоне исполнительской культуры Мариинского театра рубежа Х1Х-ХХ вв. Анна Павлова всем своим обликом отличалась от балерин её времени, тяготевших к мастерству виртуозного порядка, среди которых М. К. Кшесинская,

О. М. Преображенская, В. А. Трефилова, Ю. Н. Седова, Л. Н. Егорова. у Павловой удлиненные пропорции тела, изысканная хрупкость силуэта, поз, в которых угадывается нежная мягкость и полётность движений. По оценке М. М. Фокина, Павлова не овладела особой виртуозностью, и её сила заключалась «. не в том или ином техническом трюке, . а в её способности создать художественный образ» [26, с. 394]. Блистательные виртуозки и танцовщица-актриса Павлова демонстрировали не просто стык индивидуальностей и личных вкусов. Век ХХ и век Х1Х сталкивались в их искусстве, обнажая антагонизм творческих идей.

Наряду с воплощением достижений русской хореографии Х1Х в., следует отметить значительную роль Павловой в новаторских поисках хореографа М. М. Фокина в достижении единства художественного образа посредством соединения танца, музыки и живописи. Её привлекли попытки балетмейстера расширить балетную пластику в сфере характерности и пантомимной изобразительности. Так, имя Павловой следует связывать с расцветом балетного импрессионизма начала ХХ в. как элемента её искусства. Павлова интуитивно схватывала противоречие между эстетикой балетного спектакля второй половины Х1Х в. и классическим танцем как широким комплексом выразительности. Стремление Павловой примирить каноническую классику с тем, что её отрицало, поясняет особый драматизм её творчества. С одной стороны, Павлова сохранила достоинства классической балерины XIX в. С другой стороны, она стремилась сделать своё искусство современным и по пластическим средствам. М. М. Фокин писал: «Павлова оказала большую услугу старому классическому балету. . она умела показать те ценности в старом балете, которые были бы не замечены без неё. Павлова оказала незаменимую

услугу и новому балету. Она стала первой балериной в реформированном русском балете» [26, с. 388].

2. Гуманистическая направленность мировоззренческих позиций. Воплощением идеи свободы творчества в искусстве Анны Павловой стала художественная интерпретация как индивидуальная исполнительская трактовка художественной идеи авторского произведения. Балетные критики и мемуаристы свидетельствуют о том, что личность балерины проявлялась в каждом её выступлении. Собственное мироощущение Павловой привносило в образы значение, выражающее её человеческие позиции.

Роли Никии и Жизели в исполнении Павловой стали апофеозом трагической темы в её творчестве. Выступление Павловой в «Баядерке» (1902-1913) дало новую жизнь образу Никии (рис. 1), истолкованному в плане трагедии личности, ищущей гармонию души в неустроенном мире. Эта тема Павловой поднималась и над академизмом старого балета, и над практикой Фокина, где личное игнорировалось перед лицом судьбы. Изображая драму реальной жизни, Павлова покоряла подлинностью в выражении чувств любви, отчаяния, печали. Балетный критик А. Л. Волынский, называя танец Павловой «шедевром настоящего трагического искусства» [9, с. 4], признавал художественную цельность образа Никии (рис. 1) как в танце, так и в пантомимной игре артистки.

В то время как в «Жизели» (1903) (рис. 2) акцент на подлинность трагического конфликта для критиков не был безусловным, Павлова сделала его важнейшим звеном в своей интерпретации роли. Павлова танцевала и играла драму любви, трагическое движение чувств от неомраченной радости к горю и смерти. Мимический дар и выразительная пластика Павловой создавали бесподобную сценическую игру. А. Л. Волынский писал: «Она мечется по сцене с помертвевшим лицом: движения её растерянны, в глазах - рассеянный свет бесформенной мысли, гаснущего и тающего, как дым, воспоминания. Жесты - короткие и быстрые, как ритм её дыхания» [10, с. 5]. Выразительность взгляда отмечал балетный критик В. Я. Светлов: «Сколько глубокого, недетского горя в этих скорбных глазах обманутого ребенка-девушки!» [20, с. 3]. Важной структурной единицей художественного «Я» Анны Павловой явился принцип конфликтности реальности и духовной сферы, определяющий характер образного отражения внутренней жизни личности. Так, в романтическом полете Жизели (рис. 2), освобожденном от драмы реальной жизни, Павлова воплощала восхождение человеческого духа на недоступную вершину. В просветленности этого восхождения выразилась особенность трагических образов Павловой. «Сколько светлого счастья в полетах вырвавшейся из мрачной могилы виллисы!» -писал В. Я. Светлов [20, с. 3].

В «Умирающем лебеде» (1907) (рис. 3) в постановке М. М. Фокина Павлова первоначально воплощала художественный замысел хореографа, видевшего внутренний смысл композиции в символе покорности судьбе и трагической красоты. Настроение лирического покоя выражено в словах театроведа Ю. В. Со-

болева: «Женственный Лебедь Павловой умирает безбурно. Так умирают закатные лучи, тихо погружаясь в вечернее озеро» [21, с. 9]. Образ лебедя, нашедший отражение в работе художника Б. Анисфельда (рис. 3), также воплощает лирическую надломленность и безмолвное страдание. Суть павловской интерпретации «Умирающего лебедя» выразима в переходе к мотиву трагической скорби. Если на ранних фотографиях «Лебедь» Павловой безмятежно спокоен: руки нежно округлены над головой или сложены на груди, лицо просветлено, то впоследствии постепенно заостряются контуры позировок, резче становится наклон головы, сламывается плавная линия рук (рис. 4). В нарастающей экспрессии пластики звучит тема мятущейся человеческой души. Безмятежность танца Павлова нарушила нервными всплесками рук-крыльев, учащая их взмахи, заостряя сгибы в локтях и кистях. В мерном переборе ног па-де-буре, в остановках-аттитюдах она резче выделила подъемы и спады, ломающие горизонтальный рисунок непрерывной линии танца [28]. Павловская концепция рождала образ прекрасной человеческой души, которой начертана гибель при столкновении с обыденной жестокостью. Следует полагать, что именно интерпретация Павловой обусловила появление эпитета «умирающий».

Рис. 1. А. Павлова - Никия Рис. 2. А. Павлова - Жизель

Таким образом, идею значимости личности и личного чувства, стремления к свободе личности Павлова сделала одним из основных направлений своей художественной концепции.

3. Современность смысловых акцентов танца. Признаком интегративного стиля культуры начала ХХ в. в творчестве Анны Павловой явился синтез мысли и образа как выражение современной атмосферы её времени. Мы не находим подтверждения фактического участия Павловой в политических и философско-интеллектуальных течениях или увлечения философскими трудами начала ХХ в. Общение в художественной среде было также ограниченным. Но, несмотря на подобную ограниченность, Павловой удалось выразить настроения своего поколения. Балетмейстер

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►

Ф. В. Лопухов писал: «Я не видел другой артистки, которая бы так полно, ... так проникновенно воплощала в танце черты своего времени, своего народа» [14, с. 111]. Более точно хронологические рамки плодотворного творчества Павловой определяет искусствовед и историк балета В. М. Красовская, утверждая закономерность, проявившуюся в том, что искусство балерины с предельной силой выразило себя в эпоху русской действительности между революциями 1905 и 1917 гг. Именно «постижение духовной атмосферы», по мнению исследователя, «. выдвинуло Павлову в ряд властителей дум её времени» [13, с. 275]. Отвержение гуманизма в эпоху российских революций придавало трагический оттенок всем творческим исканиям. Трагические мотивы Анны Павловой в образах Никии (рис. 1), Жизели (рис. 2), Умирающего лебедя (рис. 4) созвучны революционной эпохе. Акцентируясь на мотиве личного чувства, Павлова предвосхитила и указала на опасность отрицания всего индивидуального, характеризующего период революционных потрясений 1917 г.

Рис. 3. Б. Анисфельд. Анна Павлова. Рис. 4. А. Павлова -

«Умирающий лебедь» «Умирающий лебедь»

Наряду с этим, следует согласиться с рядом исследователей, акцентирующими в искусстве Павловой ограниченность рамками её времени. По оценке балетоведа Ю. И. Слонимского, искусство Павловой «.отражало современность не в её широких горизонтах» [19, с. 109]. В. М. Красовская отмечает, что «... её танец провожал уходящее, не заглядывая вдаль» [13, с. 275]. Так, искусство Анны Павловой, являясь выражением современных мыслей и чувств, передавало обращенность назад и тоску по прошлому.

4. «Диалог» с художественными и философскими идеями крупнейших представителей духовнокультурного ренессанса. Концепты павловской интерпретации близки художественным и философским идеям русского культурного ренессанса. Мотивы искусства Павловой смыкаются с миропониманием и философскими воззрениями русских символистов А. А. Блока и А. Белого в устремленности к идеалам свободной личности и личного чувства, поиску роман-

тического идеала Вечной женственности. «Великую и вечную женственность» в танце Павловой отмечал театровед Ю. В. Соболев [21, с. 9]. В романтическом образе Сильфиды (рис. 5) в «Шопениане», олицетворявшем умиротворенную гармонию, балерина предвосхитила образ Вечной женственности в поэзии. Романтический идеал Вечной женственности отражен в поэтических образах А. А. Блока: Прекрасной Дамы в стихотворении «Вхожу я в темные храмы.» (1902), его отзвуки чувствуются в образах Коломбины в «Балагане» (1906), Незнакомки в одноименном стихотворении (1906), Снежной Девы в стихотворении «Снежное вино» (1906), Кармен в цикле стихотворений о Кармен (1914, 1915), России в стихах о России [7]. Идеал Вечной женственности в поэзии А. Белого предстает, прежде всего, в поэме «Христос воскрес» в образе апокалипсической жены, облеченной в Солнце [3]. В стихотворении «Родина» (1909) и в поэме «Первое свидание» (1921) А. Белый увидит в России и в земной женщине отблеск, хотя очень слабый, красоты Вечной женственности [3].

Выражение предчувствия катастрофы, духовной трагедии личности, гибнущей в безнадежной борьбе в «Умирающем лебеде» (рис. 4) Павловой, созвучно с трагически опасным для судьбы России процессом подавления личного чувства, изображенного в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (1918) [7]. При этом выражение чувства неизбежности возрождения романтического идеала в образе Христа как духовно-действенной антитезы образу пса у Блока созвучно с утверждением бессмертия прекрасного у Павловой в «Умирающем лебеде» (рис. 4). Тема столкновения гармоничного мира личности с негармоничным миром, проведенная Павловой, близка идеям Н. А. Бердяева, утверждающего, что в борьбе за свою ценность личность «. неизбежно сталкивается с обществом, ибо человек есть существо метафизически социальное» [6, с. 258].

Концепты павловской интерпретации связаны с судьбой человека и судьбой мира: мира на краю величайших катаклизмов и личности, предчувствующей его гибель и неразрывно с ним связанной. Однако, Анна Павлова не имела кругозора тех деятелей русской культуры, которые поняли и выразили историческую неизбежность революции, как, например, А. А. Блок. Павлова утверждала перемены не в общественноисторическом и национальном масштабе, а в их общечеловеческой значимости.

Мироощущение Павловой совпадало с восприятием эпохи в искусстве драматического театра начала ХХ в. Пересечения искусства Анны Павловой с творчеством актрис М. Н. Ермоловой и В. Ф. Комиссар-жевской выразились в обнаженном нервном воплощении современных жизненных коллизий, иногда через драматургию, от них далёкую, в трагедийном масштабе образов.

Исполнительская манера балерины смыкается со стилем трагических актеров театра и кино 192030-х гг. А. Г. Коонен и Ч. Чаплина в пластической изысканности сценического поведения. Это особенно отражено в документальной киноверсии «Лебедя»:

к манере и стилю трагических актеров нас обращает секундная пауза Павловой [28]. Несмотря на творческое различие индивидуальностей Павловой и Чаплина, их объединяет передача в искусстве мгновений душевного слома и смятенности внутренней жизни.

Наряду с этим, романтизм танца Павловой соотносим с романтикой лирики И. А. Бунина, живописи И. И. Левитана и В. А. Серова. По оценке балетмейстера Ф. В. Лопухова, она внесла в русскую классическую пляску «... романтику левитановского пейзажа, бунинской сердечной тоски» и «тема эта сродни многим танцам Павловой» [14, с. 110].

5. Элементы декаданса. Очевидна близость мироощущения Павловой, творчество которой отмечено печатью сумрачного периода подавления революции 1905 г. и последующей реакции, настроению упадочности значительной части художников «серебряного века». Так, столкнувшись с образом роковой соблазнительницы Армиды (1907) в «Павильоне Армиды» (рис. 6), Павлова выразила мотив тоски по ускользающей гармонии. Армида Павловой (рис. 6) воплощала несбыточную мечту и сознание этой несбыточности, в основе которой было её собственное ощущение краткости прекрасного мгновения: «Счастье - мотылёк, который чарует на миг и улетает» [18, с. 153]. У Фокина «плач Армиды» нёс тему маскарада чувств, Павлова сообщала танцу другой смысл - мотив тоски о романтическом идеале. А. Л. Волынский замечал: «Молящий жест её нервных рук был бесподобен. Протягиваясь вперед широко и стремительно, точно под импульсом очнувшейся от бездействия души, они шевелили в публике нервы» [11, с. 6].

Рис. 5. А. Павлова - Сильфида Рис. 6. А. Павлова в балете

в балете «Шопениана» «Павильон Армиды», 1909

6. Зарубежные гастрольные выступления. Форму интегративного стиля творчества демонстрирует период зарубежных гастрольных выступлений Анны Павловой. 1907 год можно по праву считать судьбоносным в жизни балерины, когда турне по Скандинавским странам положило начало гастрольной жизни. В 1908 г. Павлова впервые с огромным успехом гастролировала в

Европе (Швеция, Дания, Германия, Австрия). В 1909 г. она стала звездой «Русских сезонов» в Париже. 1910 год ознаменовался заключением договора о гастролях с Мариинским театром и триумфальным выступлением Павловой в Лондоне. В ноябре 1911 г. Павлова предприняла длительное турне по городам Англии, Ирландии и Шотландии. В последующие годы она продолжала с триумфом гастролировать за границей, рассматривая свои выступления, прежде всего, как пропаганду достижений русского балета. Анна Павлова писала: «Всюду наши гастроли приветствовали как откровения нового искусства» [18, с. 149]. Страстное желание артистки приобщить широкие круги людей к пониманию классического танца направляло её впоследствии вне пространства цивилизованных центров: на арену для боя быков в Мексике, в просторный амбар для стрижки овец в Австралии, на ипподром в США. Выступая в рискованных условиях, Анна Павлова расширила сферу восприятия балета, предназначенного в то время для узкого круга зрителей. По выражению Н. Е. Аркиной, она «вырвала свое искусство из его старинной оправы и бросила на грубо сколоченные подмостки» [1, с. 48].

выводы

Рассмотрев творчество Анны Павловой в сопоставлении с основными тенденциями историкокультурного контекста «серебряного века», мы пришли к следующим выводам:

1. Творческое амплуа Павловой как классической танцовщицы невиртуозного типа, не вписывающейся в полной мере в каноны академической школы, искусство которой включало воздушность и порывистость танца, а также элементы психологизированной пантомимной пластики, определяет ее особое место в балетном театре начала ХХ в.

2. Творчество Павловой, при всей субъективности, выражало объективную суть русской действительности и культурного сознания «серебряного века», что позволяет вписать его в историко-культурный контекст России рубежа Х1Х-ХХ вв.

3. Историко-культурные реалии «серебряного века» оказали влияние на формирование творческого сознания балерины и отразились на тематических доминантах её интерпретационных решений.

4. Анна Павлова - не только танцовщица, она как личность вместила в это понятие духовные и художественные искания «серебряного века», став поэтическим символом своего времени, вошла в сложный конгломерат российской культуры не только многоуровневыми теоретическими положениями в области пластики, но и духовным осмыслением противоречий внутреннего мира человека.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аркина Н. Е. Анна Павлова: К 100-летию со дня рождения. М.: Знание, 1981. 56 с.

2. Белый А. Революция и культура // Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л. А. Сугай. М.: Республика, 1994. С. 296-308.

3. Белый А. Стихотворения. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1989. 176с.

4. Бердяев Н. А. Русский духовный ренессанс начала ХХ в. и журнал «Путь»: К десятилетию пути // Философия творчества, культуры, искусства. Т.2. М.: Искусство, 1994. С. 301-322.

5. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли Х1Х века и начала ХХ века. Судьба России. М.: Сварог и К, 1997. 541 с.

6. Бердяев Н. А. О назначении человека // Мир философии. Ч.2. Человек. Общество. Культура. М: Политиздат, 1991. С. 256-262.

7. Блок А. А. Избранное. Стихотворения и поэмы / Сост., предисл. и прим. В. Орлова. М.: Дет. Лит., 1978. 192 с.

8. Блок А. А. Интеллигенция и Революция // Александр Блок, Андрей Белый. Диалог поэтов о России и революции / Сост. М. Ф. Пьяных. М.: Высш. шк.,

1990. С. 415-425.

9. Волынский А. Л. А. П. Павлова: по поводу «Баядерки» // Биржевые ведомости. 1911. 26 сентября.

10. Волынский А. Л. Орлица // Биржевые ведомости. 1911. 3 октября.

11. Волынский А. Л. Умаление техники танца // Биржевые новости. 1913. 2 декабря.

12. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. М.: Аспект Пресс, 1997. 687 с.

13. Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века. - В 2-х т. Т.2. Танцовщики. Л.: Искусство, 1972. 454 с.

14. Лопухов Ф. В. Шестьдесят лет в балете. Воспоминания и записки балетмейстера. М.: Искусство, 1966. 367 с.

15. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра: Основы этики. Характер русского народа. М.: Политиздат,

1991. 368 с.

16. Милюков П. Н. Введение // Очерки по истории русской культуры. М.: Прогресс, 1993. Т.1: Земля. Население. Экономика. Сословие. Государство. С. 36-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Нардова В. А. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX - начале XX века. СПб.: Наука, 1994. 160 с.

18. Павлова А. П. Несколько страничек из моей жизни // Анна Павлова 1881-1931 / Редактор-сост. А. Г. Фрэнкс. М.: Изд-во иностранной литературы, 1956. С. 142-153.

19. Слонимский Ю. И. Чудесное было рядом с нами: Заметки о петроградском балете 20-х гг. Л.: Сов. композитор, 1984. 264 с.

20. Светлов В. Я. «Жизель» - Павлова 2-я // Биржевые ведомости. 1905. 11 ноября.

21. Соболев Ю. В. Вечно женственное // Рампа и жизнь. 1914. № 23. С. 9-10.

22. Степун Ф. А. Мысли о России. Национально-религиозные основы большевизма: пейзажи, крестьянство, философия, интеллигенция // Чаемая Россия / Сост. и послесл. А. А. Ермичева. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитар. ин-та, 1999. С. 5-33.

23. Струве П. Б. Социальная и экономическая история России с древнейших времен до нашего, в связи с развитием русской культуры и ростом российской государственности. Париж, 1952. 386 с.

24. Ушаков А. В. Демократическая интеллигенция периода трех революций в России. М.: Просвещение, 1985. 159 с.

25. Шацилло К. Ф. Первая Государственная дума // Отечественная история. 1996. № 4. С. 60-71.

26. Фокин М. М. Против течения: Воспоминания балетмейстера, статьи, письма. Л.; М.: Искусство, 1962. 639с.

27. дореволюционная Россия на фотографиях: Из области балета. [Электронный ресурс] - Код доступа: http://humus.livejournal.com/140807.html

28. Anna Рavlova in Dying Swan. [Электронный ресурс] -Коддоступа:http//www.youtube.тоm/v/Cn_K41POB1 w?f=video&app=youtube_gdata

29. The Ballerina Gallery. Anna Рavlova 1881-1931. Mariinsky Ballet, Balet Russes. [Электронный ресурс] - Код доступа: http://www.balerinagallery.com/pavlova.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.