Научная статья на тему ' прочтение слова василия Великого «к юношам. . . » в перспективе современного теологического образования'

прочтение слова василия Великого «к юношам. . . » в перспективе современного теологического образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
549
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
святитель Василий Великий / слово к юношам / теологическое образование / проповеди / Античность. / St. Basil the Great / Homily to young people / theological education / sermons / antiquity.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Н. Б. Ларионова

В настоящей публикации рассматривается Слово к юношам свт. Василия Великого применительно к перспективе современного теологического образования. Данный памятник изучается студентами третьего курса направления подготовки «Теология» Московского государственного лингвистического университета и дает яркий пример «примирения» классического эллинистического образования с христианским мировоззрением и «приспособления» древнегреческой культуры к духовной нравственности современного человека. Обращаясь к античным примерам, свт. Василий Великий, обосновывает тезис о том, что классическое образование имеет не абсолютное, а только пропедевтическое значение, весьма значимое для воспитания христианской молодежи, так как оно помогает понять Священное Писание на примере нравственных поучений и образцов добродетельной жизни из классической литературы и подготавливает к высшей науке – теологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READING THE HOMILY OF BASIL THE GREAT “TO YOUNG PEOPLE ...” IN THE PERSPECTIVE OF MODERN THEOLOGICAL EDUCATION

This publication deals with the Homily of st. Basil the Great as applied to the perspective of modern theological education. This monument is a vivid example of the “reconciliation” of classical Hellenistic education with the Christian worldview and the adaptation of ancient Greek culture to spiritual morality. Referring to ancient examples st. Basil the Great substantiates the thesis that classical education has not absolute, but only propaedeutic value, which is very important for the education of Christian youth, as it helps to understand Scripture on the example of moral teachings and samples of virtuous life from classical literature and helps to prepare for higher science – theology.

Текст научной работы на тему « прочтение слова василия Великого «к юношам. . . » в перспективе современного теологического образования»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 008:80 Н.Б. Ларионова

кандидат культурологии, доцент кафедры классической филологии МГЛУ; старший преподаватель Института лингвистики и межкультурной коммуникации Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова; e-maiL: vorotapystou@yandex.ru

ПРОЧТЕНИЕ СЛОВА ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО «К ЮНОШАМ...» В ПЕРСПЕКТИВЕ СОВРЕМЕННОГО ТЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящей публикации рассматривается Слово к юношам свт. Василия Великого применительно к перспективе современного теологического образования. Данный памятник изучается студентами третьего курса направления подготовки «Теология» Московского государственного лингвистического университета и дает яркий пример «примирения» классического эллинистического образования с христианским мировоззрением и «приспособления» древнегреческой культуры к духовной нравственности современного человека. Обращаясь к античным примерам, свт. Василий Великий, обосновывает тезис о том, что классическое образование имеет не абсолютное, а только пропедевтическое значение, весьма значимое для воспитания христианской молодежи, так как оно помогает понять Священное Писание на примере нравственных поучений и образцов добродетельной жизни из классической литературы и подготавливает к высшей науке - теологии.

Ключевые слова: святитель Василий Великий; слово к юношам; теологическое образование; проповеди; Античность.

N. B. Larionova

PhD (CuLturoLogy), Associate Professor, CLassicaL PhiLoLogy, Moscow State Linguistic University; a senior Lecturer of Linguistics Institute and IntercuLturaL Communication of the First MedicaL University; e- maiL: vorotapystou@yandex.ru

READING THE HOMILY OF BASIL THE GREAT "TO YOUNG PEOPLE ..." IN THE PERSPECTIVE OF MODERN THEOLOGICAL EDUCATION

This pubLication deaLs with the HomiLy of st. BasiL the Great as appLied to the perspective of modern theoLogicaL education. This monument is a vivid exampLe of the "reconciLiation" of cLassicaL HeLLenistic education with the Christian worLdview

and the adaptation of ancient Greek cuLture to spiritual moraLity. Referring to ancient exampLes st. BasiL the Great substantiates the thesis that cLassicaL education has not absoLute, but onLy propaedeutic vaLue, which is very important for the education of Christian youth, as it heLps to understand Scripture on the exampLe of moraL teachings and sampLes of virtuous Life from cLassicaL Literature and heLps to prepare for higher science - theoLogy.

Key words: St. BasiL the Great; HomiLy to young peopLe; theoLogicaL education; sermons; antiquity.

Введение

Поводом к написанию слова «К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений» стала забота Василия Великого о воспитании христианской молодежи. Это слово Василия Великого является одним из наиболее ранних произведений христианской литературы, которое может послужить важным ориентиром для современного теологического образования, поскольку оно помогает переосмыслить античную художественную словесность и образ поведения. При этом античное творчество и мировоззрение рассматриваются автором как доступное средство для воспитания добродетельного человека в традициях христианской Церкви. Обращаясь к античным примерам, Василий Великий, однако, предостерегает от чрезмерного увлечения красотой слога и изысканностью изложения и наставляет в том, как очистить душу, презрев чувственные удовольствия.

Основная часть

Византийское общество после раздела Римского государства в 395 г. н. э. сохраняло и приумножало эллинское культурное наследие и традицию. Этому способствовало и сохранение в восточной части бывшей Римской империи греческого языка. Христианская Церковь вначале своего становления для общения с паствой обращалась к привычным, не вызывающим сомнения у слушателей, формам. Церковь «восприняла многие формы культурной жизни античного общества, наполнив их новым содержанием и ориентировав их на новые цели» [Таривердиева 2015, с. 123].

Во второй половине IV в. до н. э. на греческом Востоке живут и проповедуют Василий Кесарийский, Григорий Богослов и Григорий Нисский, которые составляют ядро каппадокийского кружка.

Творчество каппадокийцев, по мнению филолога, философа и культуролога С. С. Аверинцева является «вершиной усвоения языческой философской культуры христианской Церковью» [Памятники византийской культуры 1968, с. 45].

Родился святой Василий Великий около 330 г. в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью в христианской вере. В роду свт. Василия были военачальники, крупные чиновники, царедворцы, люди состоятельные, имевшие большой общественный вес или блистающие красноречием (Григорий Богослов. Речь ХЬШ.3.3) [Григорий Богослов 1844]. Родители Василия Великого принадлежали к богатой земельной аристократии и владели обширными угодьями в нескольких малоазийских областях.

Святой Василий Великий с семи лет начал посещать начальную школу. Отец Василия Великого, Василий Старший, будучи известным ритором в Неокесарии, старался дать своим детям, наряду с духовным воспитанием, и хорошее светское образование. Под его руководством св. Василий начал постигать первые азы наук и упражняться в благочестии (Григорий Богослов. Речь ХЬШ. 12.2-3) [Григорий Богослов 1844]. После смерти отца Василий Великий отправился в училище в Кесарию Каппадокийскую, «митрополию наук» (Григорий Богослов. Речь ХЬШ.13.1) [Григорий Богослов, 1844]. В дальнейшем для получения высшего образования св. Василий переехал в Константинополь, где учился у знаменитого в то время ритора Ливания. Около 350 г. Василий Великий переселяется в Афины, где занимается риторикой, грамматикой, метрикой, философией. Кроме того, он освоил астрономию, геометрию, арифметику и не входившую в основную образовательную программу медицину, по большей части из-за проблем со здоровьем (Григорий Богослов. Речь XLIII.23.2-6) [Григорий Богослов 1844]. В 356 г. Василий Великий уезжает из Афин, чтобы «вступить в жизнь более совершенную» (Григорий Богослов. Речь ;тп.24.1) [Григорий Богослов 1844].

Слово «К юношам...» - один из наиболее популярных текстов Василия Великого, сохранившийся в сотнях рукописей. Св. Василий составил его в самом начале своей литературной деятельности в 363 или 364 г., поскольку оно отражает недавние его занятия классическими античными авторами и было написано сразу после издания

постановления Юлиана Отступника против христианских дидаскалов (учителей). Слово обращено ко всем христианским юношам, которые названы в нем духовными чадами. Это не законченное Слово, а некий черновик, который по всей вероятности был озвучен во время лекции перед христианскими юношами в церковном помещении Кесарии [Хр^отои 1989, с. 49-50]. Свт. Василий Великий наводит мосты над пропастью между христианским и классическим образованием. Священное Писание и христианское богословие учит о спасении души и загробной жизни, но молодежь в силу возраста еще не в состоянии вполне понять ее значение и смысл. Следовательно, согласно свт. Василию, христианские ученики могут и должны полностью посвятить себя изучению классической литературы в качестве предварительного упражнения, получая все, что есть в ней полезного. Во время изучения следует выборочно сохранять в памяти хорошее и отвергать вредное, собирать нектар и избегать колючек:

...каЭапхр тг^ ро5шу1Й^ тои ауЭои^ 5р£фф£У01 тек; акауЭа^ ¿ккМуо^еу, оитш кем ¿ш тшу тоюитшу Лоушу оооч хРПа|Моу карпшаа^£У01, то рЛаргроу фиЛа^о^ЕЭа1... (Василий Великий. Слово «К юношам...» 4) - ...И как мы отклоняем шипы, срывая цветы с розового куста, так и в этих сочинениях, собрав все полезное, будем остерегаться вредного...2

Свт. Василий Великий признает ценность сочинений древних авторов, однако считает, что читателям произведений классических авторов не следует слепо исполнять то, что написано. Напротив, они должны уметь не только изучать и усваивать прочитанное, но также отвергать неполезное, формируя свое мировоззрение на основе различных точек зрения. Вот что он пишет по этому поводу:

Тоито ^¿у оиу аито кем аи^роиЛгиашу пкш, то ^п 5еТу апа^ ток; аубраа! тоиток;, шапгр пЛоюи та ппбаЛга тг^ 5гауо1а^ и^шу парабоута^, пш:р ау ауша1, таитп аиУЕпшЭси, аЛЛ' оаоу ¿ат1 хрпа1Моу аитшу бгхо^ЕУои^, £1б£уа1 т! ХРП ка' пар|б£Ту (Василий Великий. Слово «К юношам...» 1). - Итак, вот что я намерен посоветовать: не должно, однажды вверив этим мужам разум, словно руль корабля, следовать туда, куда бы тебя не повели, но, принимая все, что есть полезного у них, уметь и отвергать ненужное.

1 Греческий текст приводится по изданию: ВаоЛеюи Кга,ааре(а(;, 1973.

2 Здесь и далее перевод наш. - Н. Л.

Все, что способствует хорошему воспитанию, считает свт. Василий, полезно и должно повсюду со вниманием разыскивать и собирать, как пчелы собирают полезное с цветов для изготовления меда:

Ката пааау 5п оиу тшу ^еЛитшу тпу ежоуо тшу Лоушу гру м£0£КТ£°у- -«Итак, во всем нам должно приобщаться к учению по примеру пчел» (Василий Великий. Слово «К юношам...» 4).

Когда же эллинские авторы изображают дурные поступки людей или богов, «должно бежать от этого, затыкая уши, как Одиссей от песен сирен, как говорят античные авторы» (таита беТфеиуш ¿'тфраааомёуои^ та шта оих пттоу п тоу 'Обистстеа фаам ¿кшо1 та тшу 1£1рг|УШУ мёАп) (Василий Великий. Слово «К юношам...» 4). Напомним, что проплывая мимо острова сирен, Одиссей залепил уши своих спутников воском, а сам он был привязан к мачте, так как волшебница Кирка позволила ему услышать пение сирен (Гомер. Одиссея XII) [Гомер, 1987].

Христианская молодежь может найти в классической литературе достойные восхищения нравственные поучения и примеры добродетельной жизни. Свт. Василий рекомендует для чтения не только уже упомянутого Гомера, но и Гесиода, Феогнида, Солона и Еврипида. Из философов - особенно полезен Платон, на которого часто ссылается св. Василий, например:

АЛЛ' оито^ ¿апу о ёахато^ тг^ а5|к!а^ оро^, £1 Т1 5ЕТ ПЛатшУ! паЭшЭси, то 5океТу 5!каюу шеи ^п оуто - но крайняя степень несправедливости, если верить Платону, - казаться справедливым, не будучи таковым (Василий Великий. Слово «К юношам...» 6).

В качестве примера добродетельной жизни приводятся видные деятели Древней Греции - Перикл, Сократ, Евклид, Клиний и Александр Великий, добродетели которых во многом согласны с евангельскими заповедями.

Так как о добродетели многое было сказано поэтами, историками и мужами любомудрыми, то «на такие слова должно особенно обращать внимание» (тоТ^ тоюйто!^ тшу Лоушу маЛюта простектеоу) (Василий Великий. Слово «К юношам...» 5), - говорит Василий Великий. Он, например, указывает на поэта Гесиода (УШ-УП вв.), говоря:

'Е^о] ^¿у уар 5океТ оибёу ётгроу п протргпшу пмй? ар£тг|У, ка] прокаЛои^ЕУО^ апаута^ ауаЭои^ еТуо!... - «Как мне кажется, (Гесиод) ни

к чему иному не склоняет нас, как только к добродетели, призывая всех быть хорошими...» (Василий Великий. Слово «К юношам...» 5)

О добродетели говорит и афинский политик, законодатель, поэт VII в. до н. э. один из «семи мудрецов» Солон, обращаясь к богатым:

АЛЛ' аитоТ^ ои 5|а^£1ф6^£0а тг^ ар£тп^ тоу пЛоитоу- ¿шм то ^¿у £^пе5оу а!е[, хрпмата 5' ауЭршпшу аЛЛот£ аЛЛо^ £/£1. - Но мы с ними не поменяемся богатством добродетели, так как оно постоянно, тогда как имуществом людей владеет то один, то другой (Василий Великий. Слово «К юношам...» 5).

Свт. Василий указывает, что все творчество Гомера есть похвала добродетели. В качестве доказательства он приводит сцену появления перед народом феаков Одиссея, который потерпел кораблекрушение и вместо одежды был украшен добродетелью - ешибп'П'ер аитоу аретп дат! ¡мат!шу кекостмпМ£уоУ ¿то^ае (Василий Великий. Слово «К юношам.» 5). Гомер, добавляет свт. Василий, словно желает сказать:

АрЕтг^ и^Ту £ПТ^£ЛГ|Т£ОУ, ш ау0ршпо1, п ка] уаиаупоауп аиУ£КУГ|Х£та1 ка] ¿п] тг^ ХФаои У£уом£уоу трштгроу апобЕ^Е! ТШУ Еиба^оушу

Фагакшу. - Люди! Вам должно заботиться о добродетели, которая спасается вместе с потерпевшим кораблекрушение и оказавшегося на суше нагим делает более почтенным, чем счастливые феаки (Василий Великий. Слово «К юношам...» 5).

Далее свт. Василий Великий, говоря о добродетели, приводит по памяти рассказ из обширного сочинения софиста V в. до н. э. Проди-ка, который затем можно встретить у Ксенофонта в его труде «Воспоминания о Сократе» (II, 21-34). Когда Геракл был еще молодым и рассуждал о том, какой жизненный путь ему выбрать: тот, который через труды приведет его к добродетели, или другой, более легкий, к нему подошли две женщины, которые оказались Добродетелью и Пороком. Одна из них была прекрасна, дышала роскошью, за ней неотлучно следовали различные удовольствия. Эта женщина, стараясь привлечь Геракла, указывала на наслаждения и обещала ему еще большие радости. Другая женщина была одета скромно, но опрятно, с чертами врожденного благородства, стыдливость и целомудрие были в очах ее. Она не обещала Гераклу ничего, кроме трудов, подвигов и опасностей, как на суше, так и на море. Но этот тернистый путь приведет

его к бессмертной славе и блаженству наравне с богами. Геракл последовал за Добродетелью.

Продик в этом рассказе аллегорически представил проблему выбора, с которой сталкивается каждый в начале жизненного пути, избрав для большей наглядности своей аллегории знаменитого героя Геракла. Важным новшеством изложения Продика (которое впоследствии подхватили Ксенофонт и свт. Василий Великий) является указание на свободную волю Геракла в выборе своей судьбы, хотя, согласно мифам, путь Геракла был предопределен еще до его рождения1. Любопытно, что этот сюжет не входит в список канонических мифов о жизни Геракла, являясь более поздним дополнением античных авторов, но именно его и приводит в качестве примера свт. Василий, следуя собственному призыву - по примеру пчел отбросить неполезное и брать лучшее.

Интересен также пример, который свт. Василий заимствует из трудов древнегреческого писателя II в. н. э. Плутарха. Плутарх (Плутарх. Перикл У)[Плутарх 1986, с. 287] приводит случай из жизни афинского государственного деятеля, вождя афинской демократии, знаменитого оратора и полководца V в. до н. э. Перикла: некий человек бранил и оскорблял Перикла, который целый день молча переносил это на площади, заканчивая какое-то неотложное дело. Вечером же Перикл пошел домой, но тот продолжал следовать за ним, осыпая его всякими ругательствами. Перед тем как войти в дом, так как было уже темно, Перикл велел своему слуге взять светильник и проводить этого человека до самого дома, чтобы - уже от себя добавляет свт. Василий - «не пропало у него упражнение в философии» (6™^ аитф МП 51аф0ар£1г| то про^ ф|Лоаоф!да уимУастюу) (Василий Великий. Слово «К юношам...» 7). Подобным образом, согласно св. Василию, поступил и ученик Сократа Евклид из Мегар (IV в.). Когда однажды кто-то, рассердившись, грозил ему смертью, то тот поклялся, что постарается умилостивить своего врага и сменить его гнев на милость. Свт. Василий Великий говорит, что поступок Перикла и Евклида

1 Русский исследователь античности П. А. Сапронов считает, что любой греческий герой был «героем поневоле». «Греческий герой - это ребенок, но герой, человек, принуждаемый судьбой, но к героическому поступку» [Сапронов 2005, с. 177]. Греческие герои капризны, это дети, знающие прежде всего самих себя, они вовлекают в свои склоки родителей-богов или же, наоборот, участвуют во взрослых распрях.

согласен с евангельскими заповедями блаженства «терпеть преследователей и кротко переносить их гнев» - тои^ 51Шкоута£ ип"ОМ£УШ ка] п-раш^ аитшу тг^ бруп? да£Х£а0а1 (Василий Великий. Слово «К юношам...» 7) и так же «врагам желать блага, а не проклинать» - тоТ^ ¿ХброТ^ £их£а0а1 та ауаба, аЛЛа МП ¿тараабси (Василий Великий. Слово «Кюношам...» 7).

В качестве примера для подражания св. Василий приводит также знаменитого философа Сократа. Однажды некто нападал на Сократа, ударяя его по лицу, а тот не противился, хотя лицо его покрылось ранами и опухло, но дождался того момента, когда этот пьяный человек удовлетворит свой гнев до конца. После этого Сократ сам написал себе на лбу «это сделал такой-то»1. Этот поступок Сократа, говорит свт. Василий, согласен с одной из евангельских заповедей, по которой должно подставить и другую щеку ударяющему (Мф. V, 39).

Свт. Василий Великий не может не упомянуть и о поступке Александра Македонского. Когда Александр пленил дочерей Дария, известных своей красотой, то не пожелал их увидеть, считая «постыдным, что муж-победитель окажется пленен женщинами» - слахроу шел кр|ушу тоу дабра^ ¿Лоута уиусикшу пттг|0Пуа1 (Василий Великий. Слово «К юношам...» 7). Даже персы признавали, что «скромность Александра в обращении с персидскими женщинами превосходит храбрость, проявленную им в столкновении с персидскими мужами» (Плутарх. Александр XXX) [Плутарх 1987, с. 392]. Поступок Александра Македонского свт. Василий соотносит с евангельской заповедью о том, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем (Мф. V, 28).

Далее свт. Василий Великий говорит о поступке Клиния, одного из учеников Пифагора (Ямвлих. Жизнь Пифагора XXVIII) [Ямвлих 1998], который предпочел заплатить три таланта, не пожелав дать клятву. Он, говорит свт. Василий, будто слышал евангельскую заповедь, запрещающую клясться (Мф. V, 33). Слова же Платона о том, что столько нужно иметь попечений о теле, сколько оно служит для философии, находят подтверждение в словах ап. Павла о том, что попечения о плоти не нужно превращать в похоть (Рим. XIII, 14).

1 Видимо, следуя примеру Фидия, который написал на базе статуи Зевса: Ф£1.81а<; Хар|т18ои то<; "Л&лпаТо? т'елогпоеп - «меня сделал афинянин Фидий, сын Хармида» (Павсаний V, 10, 2) [Павсаний 2002].

Упоминает свт. Василий также о поступке Диогена, который на вопрос Александра Македонского нет ли у него какой-нибудь просьбы, ответил: «Отступи чуть в сторону, не заслоняй мне солнце» (Плутарх. Александр XIV) [Плутарх 1987, с. 373]. Свт. Василий восхищается тем, насколько равнодушно Диоген относился ко всему человеческому и земному, в виду того, что Диоген искренне считал себя богаче великого царя (Василий Великий. Слово «К юношам...» 9).

Не оставляет Василий Великий без внимания и известных древнегреческих скульпторов V в. до н. э. Фидия и Поликлета, которые «не превозносились золотом и слоновой костью» - тф хРист'Ф М^уо ¿фроуоиу ка] тф ¿Лефауи (Василий Великий. Слово «К юношам...» 9). Можно, однако, здесь упомянуть о том, что Фидий после окончания работ над статуей Афины Парфенос был обвинен в воровстве. Но он, по совету Перикла, прикрепил золото к статуе таким образом, чтобы его можно было снять и проверить его вес. После того, как это было сделано, обвинения в воровстве против Фидия отпали. Это и дает уверенность свт. Василию Великому указывать на Фидия, как на пример добродетельного поведения для христианской молодежи.

Заключение

В Слове к юношам подчеркивается польза, которую может получить молодежь, как из философских сочинений, так и из произведений эллинской литературы. Свт. Василий считает эллинскую письменность и вообще всю языческую «внешнюю» мудрость (0upa0sv aoфíav) необходимым и весьма значимым подготовительным этапом, перед тем, как молодые люди перейдут к изучению и разумению высшей мудрости, то есть будущей жизни, о которой учит Священное Писание (Василий Великий. Слово «К юношам.» 3). Необходимость внешнего образования, в качестве пропедевтики к божественным наукам, подтверждается у свт. Василия библейскими примерами из жизни Моисея и Даниила. Первый перешел к созерцанию бытия лишь после того, как изучил египетскую науку, а второй - после того, как был обучен халдейской мудрости. Слово к юношам Василия Великого имеет ценность для современного теологического образования, поскольку закладывает основу общекультурных ценностей и дает образец избирательного использования нехристианской культуры в деле духовного воспитания молодежи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Григорий Богослов, свт. Творения. М. : В типографии Августа Семена при

Императорской Медико-Хирургической Академии, 1844. Т. IV. 369 с. Гомер. Илиада. Одиссея / пер. с др.-греч. В. В. Вересаева ; сост., авт. вступ. ст.

и коммент. А. А. Тахо-Годи. М. : Просвещение, 1987. 400 с. Павсаний. Описание Эллады / пер. с др.-греч. С. П. Кондратьева ; под ред.

Е. В. Никитюк. М. : ООО «Изд-во АСТ» : «Ладомир», 2002. Т. I. 492 с. Памятники византийской литературы ^-К веков / отв. ред. Л. А. Фрей-берг.

М. : Наука, 1968. 355 с. Плутарх. Избранные жизнеописания : в 2 т. / пер. с др.-греч. ; сост., вступ. ст., прим. М. Томашевской, Ил. Вл. Медведева. М. : Правда. Т. I. 1986. 592 с. ; Т. II. 1987. 608 с. Сапронов П. А. Феномен героизма. СПб. : ИЦ «Гуманитарная Академия», 2005. 608 с.

Таривердиева М. А. Христианский дискурс и античная культура // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2015. Вып. 5 (716). Теологический дискурс и языковая картина мира. С. 122-130. (Языкознание и литературоведение). Ямвлих. Жизнь Пифагора. М. : Алетейа, Новый Акрополь, 1998. 248 с. Ваойеюи Каюараа^ тои МеуаХои. Алагса та еруа. ОцЛ1аг каг Хоуог / Еюа-уюу^ - цетафраоп - о%оА,га В. Теитоука. ©еооа^тк^: Патергка! екбооец «Грпуорю^ ПаХаца9>, 1973. Т. VII. 439 о. Хрцотои П. К. ЕМ^гк^ ПатроА.оу1а, Перюбо^ 0еоА.оугк^ акц^ А' каг Е' агю-vе5. ©еооаXоvíкn : Екботгко^ о(ко^ Kuроцаvо5, 1989. Т. IV. 573 о.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.