А.В. Симоненко,
начальник Воронежского института МВД России, доктор юридических наук, профессор
ПРОЧНЫЙ СПЛАВ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ (Воронежскому институту МВД России — 35 лет)
Для нашего института 2014 год — особенный, нам исполняется 35 лет.
В 1978 году в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР быта открыта Воронежская специальная средняя школа милиции МВД СССР по подготовке специалистов для вневедомственной охраны.
Нашим Днём рождения считается 1 октября 1979 года, когда в школе начались занятия с курсантами первого набора. Воронеж, известный своим научным и учебным потенциалом, был выбран из числа других городов как самый достойный стать новой кузницей технических кадров для Министерства внутренних дел. Первым начальником школы стал полковник милиции Петр Васильевич Вернигоров, руководивший ею 10 лет. Он приложил максимум усилий для становления школы, оснащения ее учебно-материальной базы.
В июле 1992 года школа быта преобразована в Воронежскую высшую школу МВД России, в то время ею руководил легендарный человек, генерал-майор милиции А.Я. Мазуренко, прошедший путь от курсанта Калининградской школы милиции, следователя до начальника УВД Кировского облисполкома, которым он проработал 10 лет. Одиннадцать лет Александр Яковлевич управлял школой и очень много сделал для ее развития, благодаря ему она успешно росла и укреплялась.
В январе 1999 года школа быта преобразована в институт, ее начальники генералы В.Ф. Во -робьев и А.В. Заряев своей эффективной дея-тельностью приумножили авторитет вуза.
Сегодня институт уверенно входит в число ведущих вузов Министерства. За 35 лет работы подготовлено около 20 тысяч специалистов для органов внутренних дел, свыше 14 тысяч сотрудников прошли в нем повышение квалифика -ции. У нас учатся представители МВД Беларуси, Монголии, Таджикистана, Азербайджана, Армении, Южной Осетии, Бурунди, Чада и др. Мно -гие выпускники стали руководителями крупных подразделений в территориальных органах субъектов Российской Федерации, странах ближнего и дальнего зарубежья.
В институте реализуются новые программы и проекты, которые в настоящее время определяют вектор развития подготовки кадров института и в целом МВД России. Это, прежде всего, реализация приоритетных профилей подготовки специалистов ОВД, закреплённых за институтом; повышение
качества учебно-воспитательного процесса по программам профессионального обучения, новации в профессиональном отборе и приёме в институт кандидатов на обучение по очной форме.
Важно то, что мы сами инициируем многие проекты, грамотно обосновываем их и в итоге получаем признание и одобрение в Министерстве. Так быто и с приоритетными профилями подготовки, которых у нас в разы больше, чем у других вузов, и с «прямым набором», и с други -ми инициативами, теперь уже можно с уверенностью сказать, успешными.
Развитие образовательной системы института мы сегодня рассматриваем через призму реализации функций учебно -научны центров по приоритетным профилям подготовки специали-стов: деятельность подразделений информационных технологий, связи и защиты информации, информационный центров, центров специальной связи; деятельность подразделений вневедомст -венной охраны; деятельность подразделений по делам несовершеннолетних; предварительное следствие в органах внутренних дел по уголовным делам в отношении несовершеннолетних; деятельность подразделений по выывлению и раскрытию преступлений в сфере информационных технологий; предварительное следствие в органах внутренних дел по уголовным делам в отношении лиц, совершивших преступления в сфере информационный технологий.
Нами разработано и утверждено Положение о Координационном совете по реализации приоритетного профиля подготовки специалистов, утверждён персональный состав советов по всем закреплённым за институтом профилям. В них вошли руководители и ведущие специалисты кафедр института, подразделений Центрального аппарата МВД России и ГУ МВД России по Воронежской области, образовательный организаций МВД России.
Основная идея, положенная в основу этого документа — усиление роли профильнык кафедр, расширение их участия в разработке программной документации по организации учебно-воспитательного процесса, формировании образовательной политики, координации научный исследований.
Внедрение Единой информационно-теле -коммуникационной системы1 (ЕИТКС) органов внутренних дел потребовало разработки и реали -зации мероприятий по созданию системы1 подго -товки (переподготовки) и повышения квалифи -
кации специалистов органов внутренних дел в области телекоммуникаций. Данная система предполагает оснащение аудиторий специаль-ным оборудованием. В рамках гранта «Внедрение интерактивных технологий обучения и исследования информационных и технологических возможностей единой информационно-
телекоммуникационной системы органов внутренних дел (ЕИТКС ОВД) на основе 1Р-технологий и имитационного моделирования сети» по поддержке проектов инновационных образовательных программ творческих коллек-тивов образовательных учреждений системы МВД Российской Федерации в 2009—2010 годах в институте развернут учебно-практический полигон ЕИТКС, оснащённый современным теле -коммуникационным оборудованием.
Важной вехой на пути становления вуза как центра подготовки специалистов связи и инфо-коммуникационнык технологий стало вхождение института в состав Учебно-методического объединения вузов России и стран СНГ по образованию в области телекоммуникаций.
Современные тенденции развития телекоммуникационных систем, региональные особенности их формирования обусловливают особые требования к выпускнику института, который должен оперативно адаптироваться к разнообразным направлениям развития сетей связи, владеть навыками эксплуатации инфокоммуникационных систем различных производителей, использовать современные информационные технологии для решения широкого спектра профессиональный задач, ориентироваться в современный и перспективный технических комплексах связи.
Как один из примеров эффективной деятель -ности по приоритетному профилю подготовки можно отметить кафедру инфокоммуникацион-ных систем и технологий, которая в последние годы1 значительно усилила свои позиции в облас -ти научного и методического обеспечения образовательного процесса, пополнила материальную базу новым коммутационным оборудованием, аппаратурой для организации и изучения 1Р-телефонии, радиоконтроля и радиомониторинга, в том числе передвижным автомобильным комплексом, системами навигации и позиционирования. Только в прошедшем учебном году повысили квалификацию на специализированных курсах и семинарах фирм — разработчиков и производителей аппаратуры 13 сотрудников ка -федры во главе с её начальником.
Достижения этой кафедры во многом определяются плодотворными контактами с руководителями и ведущими специалистами Департамента информационныгх технологий, связи и защиты информации МВД России. Это не отдельные встречи и разовые мероприятия. Кафедрой налажена работа по подготовке научный кадров для Департамента, успешно идет работа по совместной подготовке учебников и учебный пособий, сотрудники Департамента активно участвуют в деятельности кафед-
ры, государственной аттестации выпускников и повышении квалификации специалистов связи территориальный ОВД, научный представительских мероприятиях института.
Такое сотрудничество и взаимодействие с профильными подразделениями Центрального аппарата МВД России и территориальными органами, разнообразное по формам и содержанию, а главное — очень эффективное, необходимо налаживать всем кафедрам, на базе которых ве -дётся работа по реализации функций УНЦ.
У профильных департаментов и главных управлений Министерства немало проблем в кадровом обеспечении подразделений террито-риальных органов, и они ищут решения, руководствуясь, прежде всего, критериями минимальных затрат и минимального времени реализации. Мы должны1 предлагать свои услуги: по повыше -нию квалификации, переподготовке — на короткую перспективу, обучению по заочной и очной форме — на длительную. Пользуясь своей востребованностью, мы можем решать вопросы материального обеспечения учебного процесса, актуализации взаимовыгодных научных иссле-дований, а главное — формировать заинтересованность заказчика в подготовке и повышении квалификации специалистов.
Руководители подразделений Центрального аппарата и территориальных органов отмечают соответствие института требованиям к обеспечению образовательного процесса по подготовке и повышению квалификации сотрудников ОВД, оказышают большое содействие институту в организационном, научно-практическом, методи-ческом обеспечении учебно-воспитательного процесса, укреплении материальной базы. Весь -ма эффективно и плодотворно мы сотрудничаем с начальником ГУВО МВД России генерал-лейтенантом полиции С.А. Лебедевым, его за -местителем — генерал -майором полиции А.В. Грищенко, начальником ДИТС и ЗИ МВД России А.М. Махоновым и его заместителем — генерал-майором внутренней службы С.Н. Ля -шенко, начальником ГИАЦ МВД России гене -рал-майором внутренней службы П. А. Важевым, главным метрологом МВД России полковником внутренней службы С.В. Гусенковым, начальником ГУ МВД России по Воронежской области генерал-лейтенантом полиции А.Н. Сысоевым, начальником УВД МВД России по Липецкой области генерал-майором полиции Ю.Д. Дека -совым и другими руководителями.
Наша инициатива по проблемам раскрытия преступлений в сфере информационный технологий вызвала большой интерес научной общественности, производителей специальной аппаратуры и программного обеспечения. Результатами нашей работы в данном направлении заинтересовалось Бюро специальный технических мероприятий, сделаны первые шаги по взаимодействию и сотрудничеству с ним. В 2015 году мы планируем возобновить повышение квалификации его сотрудников.
Есть у БСТМ интерес и в подготовке в нашем институте специалистов по очной форме.
Стало более востребованным повышение квалификации специалистов по информационной безопасности у правоохранительных органов иностранных государств. Если в 2013 году прошли обучение 7 таких специалистов, то в текущем году — 27.
Наиболее устойчиво и прогнозируемо развивается профиль подготовки «Деятельность под -разделений вневедомственной охраны». Боль -шим подспорьем в этом являются проводимые на базе института совещания-семинары руководи -телей подразделений вневедомственной охраны МВД России. Для кафедры вневедомственной охраны создана уникальная возможность по взаимодействию с руководителями ГУВО МВД России и начальниками всех без исключения территориальных управлений, которые ежегодно работают в институте — делятся опытом, обозначают пр о блемы, выс казыш аю т пожелания.
Свою историю становления имеет профиль подготовки «Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних». Мы развивали его в инициативном порядке и, наверное, имели право претендовать на него больше других вузов, однако не всегда проявляли должную настойчивость.
Связано это и с тем, что многие образовательные организации проявляли интерес к данному профилю подготовки, — стоило немалых усилий закрепить его за нами. Сегодня мы повышаем квалификацию сотрудников ПДН и Центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей по пяти должностным категориям. Кафедрами административного права и административной деятельности, уголовного права и криминологии проделана большая работа по организации взаимодействия с Главным управлением по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнитель -ной власти МВД России в контексте реализации данного профиля.
В последнее время ведётся немало разговоров о судьбе следствия, о том, что следственные подразделения будут выведены из состава МВД России. Понятно, что все эти ожидания не могут не накладышать негативный отпечаток на разви -тие профилей «Предварительное следствие в ОВД по уголовным делам в отношении несовершеннолетних» и «Предварительное следствие в ОВД по уголовным делам в отношении лиц, совершивших преступления в сфере информационных технологий». Основную работу по реализа -ции данных профилей выполняют кафедры уго -ловного процесса и криминалистики. Главная цель этих кафедр — формирование кадрового ядра, способного решать задачи по развитию приоритетных профилей подготовки, и организация взаимодействия с профильными подразде -лениями Центрального аппарата МВД России и территориальных органов.
С 1 сентября 2013 года мы вытолняем функции территориального центра профессиональной
подготовки, осуществляем профессиональное обучение и повышение квалификации сотрудни -ков ГУ МВД России по Воронежской области. Институт одним из первых в системе образовательных организаций МВД России получил ли -цензию на право ведения образовательной дея-тельности по программам профессионального обучения. С начала 2014/2015 учебного года институт начал осуществлять профессиональное обучение и повышение квалификации сотрудни -ков УМВД России по Липецкой области.
Несмотря на некоторые «шероховатости» в этом новом для нас деле, в целом можно констатировать , что качество обучения и воспитания, как минимум, не ухудшилось, налицо положи -тельная динамика в результатах итогового кон -троля вытускников. Однако слушатели факуль-тета профессионального обучения не должны замыкаться в его стенах, они должны пользо-ваться всеми информационными ресурсами института, чувствовать себя полноправными учащимися вуза со всеми особенностями его учебно-воспитательного процесса, предполагающего значительную самостоятельность обучаемый в овладении знаниями и умениями, формировании мотивов и навыжов самостоятельного профессионального совершенствования.
Ещё одной важной новацией стало проведение Министерством на базе нашего института эксперимента по «прямому набору» кандидатов на обучение. Эксперимент на данной стадии состоялся, по нашему мнению, он удался, мы показали, что институт способен самостоятельно проводить профессиональный отбор, формировать учебные дела кандидатов на обучение, проводить медицинское освидетельст -вование и психолого-профессиональное обследование. По результатам набора зачислено 65 курсантов, принявших на себя обязательство по окончании института проходить службу в любом субъекте Российской Федерации по направлению Министерства.
Мы планируем расширить эксперимент, обобщить его результаты, мы готовы к передаче нашего опыта другим вузам. В связи с этим необходимо активизировать работу в профильных классах общеобразовательных организаций, с которыми мы сотрудничаем: сформировать
профильные классы под «прямой набор», на ранних стадиях изучать интеллектуальные и морально-нравственные качества будущих кандидатов на учёбу.
Залогом успешного развития института явля -ется неустанный научный поиск. На 20 кафедрах трудятся 34 доктора и 155 кандидатов наук. На -учно-исследовательская деятельность осуществ-ляется по основным направлениям: повышение эффективности деятельности подразделений вневедомственной охраны; подразделений ин-формационныгх технологий, связи и защиты ин -формации, информационных центров, центров специальной связи; подразделений по делам не -
совершеннолетних; обеспечение информационной безопасности органов внутренних дел (орга -низационные, правовые и технические аспекты); информатизация деятельности подразделений органов внутренних дел; модели и алгоритмы обработки и защиты информации; повышение эффективности и надежности информационно -телекоммуникационных и радиотехнических систем органов внутренних дел; раскрытие и расследование преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий и компьютерной информации; предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолет-ними и в отношении несовершеннолетних; предварительное следствие в органах внутрен-них дел по уголовным делам в отношении несовершеннолетних; совершенствование кадрового обеспечения, условий и порядка прохождения государственной службы в органах внутренних дел, культурно-просветительной работы с сотрудниками органов внутренних дел.
Ежегодно в институте выполняется свыше 70 научно-исследовательских работ, в основном по заявкам практических подразделений органов внутренних дел. Научные работы проводятся в интересах различных ведомственных структурных подразделений: ДГСК, ГУВО, ДИТС и ЗИ, ГУОООП, ЭКЦ, УОГЗ, ОУ МВД России, ГУ (У) МВД России по субъектам РФ. Заключены договоры о творческом с отрудниче стве с рядом научных и образовательных организаций России и стран СНГ.
Наряду с прикладными НИР в институте выполняются фундаментальные научные исследования в рамках развивающихся научных школ по направлениям: эффективность функционирования, живучесть и информационная безопасность информационно-телекоммуникационных систем в условиях информационного конфликта; математическое моделирование и численные методы исследования и оптимизации систем критического применения; преступность несовершеннолетних и молодежи: уголовно-правовой, криминологический, педагогический и организационный аспекты.
В институте открыты адъюнктура по восьми научным специальностям и докторантура по трем. Работает диссертационный совет по защи -те диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата технических наук.
С 2007 года в институте издается научный журнал «Вестник Воронежского института МВД России», в котором публикуют статьи не только ученые, но и специалисты -практики, в том числе из стран ближнего зарубежья. Решением Прези -диума ВАК России с 2010 года журнал включен в перечень изданий, рекомендованных для опубликования результатов диссертаций на соиска-ние ученой степени доктора и кандидата наук.
Важнейшей составляющей профессиональной подготовки личного состава является воспи -тательная работа, направленная на формирование гармонично развитой личности, патриотиче -
ское, нравственное и эстетическое воспитание сотрудников, курсантов и слушателей.
Для развития творческой инициативы, активного интереса курсантов и слушателей к самодеятельному творчеству, повышения общего уровня их культуры созданы и успешно работают кружки художественной самодеятельности.
Стало доброй традицией проведение ежегод -ных конкурсов «Салют Победы», «Полицейский вальс», «Вальс Победы», смотра-конкурса среди курсантов первого курса.
Высоким уровнем исполнительского мастерства обладают вокальный ансамбль «Созвездие» и танцевальный ансамбль «В ритме танца», ко -торые неоднократно выступали в Большом Кремлевском Дворце на концертах, посвящен -ных Дню сотрудника органов внутренних дел, становились лауреатами престижных конкурсов и фестивалей. Об этом свидетельствуют многочисленные звания и награды.
Обязательным компонентом обучения в институте выступает физическая культура. За пе-риод с 1993 по 2014 год подготовлено 4 мастера спорта международного класса — чемпионов и призеров мировых первенств, 37 мастеров спорта, 93 кандидата в мастера спорта, 262 перворазрядника , более 800 спортсменов, получивших массовые разряды, 2 преподавателя удостоены высокого звания «Заслуженный тренер России».
Спортсмены института участвуют в соревнованиях различного уровня — от городского до всероссийского. Личный состав принимает активное участие в спортивно-массовых мероприятиях, ор-ганизуемыгх Управлением физической культуры и спорта Воронежской области. В институте проводятся легкоатлетические пробеги, посвященные Дню Победы, турнир по мини-футболу на приз Г ероя России полковника милиции Ю.М. Анохина, турнир по волейболу, посвященный первому начальнику школы милиции П.В. Вернигорову.
Личный состав нашего вуза в 1980 году выезжал в г. Москву на XXII Олимпийские игры, в 1985
— на XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов, в 1986 году — на Игры доброй воли, в 1987
— 1988 годах в Г омельскую область Белоруссии в зону ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в ноябре 1988 года — в Закавказье, в октябре 1993 года — в г. Москву.
В июне—июле 2013 года сотрудники и курсанты несли службу на всемирной летней Уни-версиаде в городе Казани. С поставленными за -дачами личный состав отряда справился успеш -но, результаты службы положительно оценены руководством МВД России. С декабря 2013 года по февраль 2014 года сводный отряд института принимал участие в обеспечении безопасности в период проведения Олимпийских игр в городе Сочи. Сотрудники проявили высокую ответст-венность, организованность, дисциплину и профессионализм, их служба быта по достоинству отмечена руководством Министерства.
Стремительно меняется облик института, развивается его учебно-материальная база. Завершен ремонт многих аудиторий, лабораторий, лекционных залов, залов борьбы, спальных и служебных помещений, курсантских общежитий, кровли, систем водо-, тепло- и электроснабжения. Введены в эксплуатацию зал борьбы и стадион.
В читальных залах библиотеки оборудованы автоматизированные места пользователей с доступом к серверу библиотеки, локальной сети ин -ститута, Интернету, правовой справочно-информационной системе «Консультант +»,
электронному каталогу библиотеки и единой электронной библиотеке вузов МВД России. В институте функционирует единая локальная вы -числительная сеть, объединяющая свыше 800 компьютеров; активно используется оборудование системы дистанционных образовательных технологий МВД России; развернуты десять комплектов оборудования видеоконференцсвязи, подключенных к интегрированной мультисер-висной телекоммуникационной системе ОВД, вместимостью более 700 мест с возможностью проведения многоточечных видеоконференций на базе сервера ситуационного центра кафедры инфокоммуникационных систем и технологий.
Нышешний высокий статус и авторитет ин -ститута — результат плодотворного труда кол -лектива, всех, кто связал свою судьбу с нашим институтом, кто отдавал и отдает ему все свои силы, знания и энергию.
Юбилейный год, как и предыдущие, быт насыщен значимыми событиями. Среди них: совещание-семинар руководителей управлений вневедомственной охраны МВД России с уча -стием первого заместителя Министра внутрен -них дел генерал-полковника полиции А. В. Г о -рового; вручение Знамени институту началь-ником Главного управления вневедомственной охраны МВД России генерал-лейтенантом по -лиции С .А. Лебедевым; всероссийские сорев -нования образовательных организаций МВД России по стрельбе из ручного боевого оружия; посещение института руководителями Центрального аппарата Министерства и руко -водителями его структурных подразделений. В июне институт быт представлен на торжест-венном приеме Президентом России В .В. Пу -тиным в честь вытускников образовательных организаций силовых структур в Большом Кр емле вском Дворце.
35-летие института мы встречаем с чувством гордости и удовлетворения достигнутым, в обстановке напряженной созидательной работы по всем направлениям нашей деятельности.
Твердая убежденность в том, что реали -зуемые в институте инновационные образова -тельные проекты не только осуществятся, но и принесут ощутимый положительный эф -фект, основывается на прочном фундаменте поддерживаемых в вузе традиций отечественного высшего образования. К ним в первую
очередь следует отнести единство обучения и воспитания, причем воспитания не только профессионального, но и патриотического, нравственного. Каждый курсант, слушатель, сотрудник и работник должен понимать общую стратегию развития образовательной системы института, осознавать свое место в структуре взаимосвязей всех субъектов учеб -но-воспитательного процесса, чувствовать каждодневную заботу о себе. Важным дости -жением отечественной высшей школы, сохра -няемым и приумножаемым в институте, явля -ется фундаментальность и универсальность образования, которые помогают выпускникам адаптироваться к изменению содержания профессиональной деятельности, самостоя -тельно повышать свой профессиональный уровень. Мы стремимся использовать новые возможности в реализации прикладной направленности подготовки специалистов, в том числе — развивающиеся плодотворные связи с практическими подразделениями органов охраны правопорядка, руководством главных управлений и департаментов МВД России для того, чтобы статус «выпускник Воронежского института» стал своеобразным знаком качест -ва в нашем Министерстве.