Научная статья на тему 'Прочностной анализ рамы болида «Формула Студент» ПНИПУ'

Прочностной анализ рамы болида «Формула Студент» ПНИПУ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
283
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FSAE / ФОРМУЛА СТУДЕНТ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ТРУБЧАТАЯ РАМА / SOLIDWORKS / ПРОЧНОСТЬ / FORMULA STUDENT / TUBULAR SPACE FRAME

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Головин Д.В.

Работа посвящена определению прочностных характеристик пространственной трубчатой рамы спортивного автомобиля класса «Формула Студент».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRENGTH ANALYSIS OF FORMULA STUDENT SPACE FRAME

The work is dedicated to the definition of the strength characteristics of the tubular space frame for FSAE racecar.

Текст научной работы на тему «Прочностной анализ рамы болида «Формула Студент» ПНИПУ»

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 9(40) ■ Часть 2 ■ Октябрь

эффективности, экологичности, социальной значимости и т.д. Критериальные показатели должны быть измеримыми, то есть должна быть установлены соответствующие шкалы уровней совершенства, эффективности и т. д. Количественное оценивание показателей предполагает использование соответствующей шкалы.

Литература

1. Grossmann I.E. Advances in logic-based optimization approaches to process integration and supply chain management // Chemical Engineering: Trends and Developments, M.A. Galan and E. Del Valle, Ed. West Sussex: Wiley, 2005. P. 299-322.

2. Quaglia A., Samp B., Sin G., Gani R. Integrated Business and Engineering Framework for Synthesis and Design of Enterprise-Wide Processing Networks // Computers & Chemical Engineering, 2012. Vol. 38, P. 213-223.

3. Гольштейн Е.Г. Об одном классе нелинейных экстремальных задач // ДАН СССР, 133, 1960, №3. С. 507-510.

4. Канторович Л. В. Новый метод решения некоторых классов экстремальных задач // ДАН СССР, 28, 1940. С. 211-214.

5. Канторович Л. В. Методы оптимизации и математические модели экономик // УМН, 25:5(155), 1970. С. 107109.

6. Balas E. Disjunctive Programming // Annals of Discrete Mathematics, 1979, Vol. 5. P. 3-51.

7. Balas E. Disjunctive Programming and a Hierarchy of Relaxations for Discrete Optimization Problems //. SIAM J. Alg. Disc. Meth. 1985, Vol. 6. P. 466-486.

References

1. Grossmann I.E. Advances in logic-based optimization approaches to process integration and supply chain management // Chemical Engineering: Trends and Developments, M.A. Galan and E. Del Valle, Ed. West Sussex: Wiley, 2005. P. 299-322.

2. Quaglia A., Sarup B., Sin G., Gani R. Integrated Business and Engineering Framework for Synthesis and Design of Enterprise-Wide Processing Networks // Computers & Chemical Engineering, 2012. Vol. 38, P. 213-223.

3. Gol'shtejn E.G. Ob odnom klasse nelinejnyh jekstremal'nyh zadach // DAN SSSR, 133, 1960, №3. S. 507-510.

4. Kantorovich L. V. Novyj metod reshenija nekotoryh klassov jekstremal'nyh zadach // DAN SSSR, 28, 1940. S. 211-214.

5. Kantorovich L. V. Metody optimizacii i matematicheskie modeli jekonomik // UMN, 25:5(155), 1970. S. 107-109.

6. Balas E. Disjunctive Programming // Annals of Discrete Mathematics, 1979, Vol. 5. P. 3-51.

7. Balas E. Disjunctive Programming and a Hierarchy of Relaxations for Discrete Optimization Problems //. SIAM J. Alg. Disc. Meth. 1985, Vol. 6. P. 466-486.

Головин Д.В.

Магистрант,

Пермский национальный исследовательский политехнический университет ПРОЧНОСТНОЙ АНАЛИЗ РАМЫ БОЛИДА «ФОРМУЛА СТУДЕНТ» ПНИПУ

Аннотация

Работа посвящена определению прочностных характеристик пространственной трубчатой рамы спортивного автомобиля класса «Формула Студент».

Ключевые слова: FSAE, Формула Студент, пространственная трубчатая рама, Solidworks, прочность.

Golovin D.V.

Master,

Perm National Research Polytechnic University STRENGTH ANALYSIS OF FORMULA STUDENT SPACE FRAME

Abstract

The work is dedicated to the definition of the strength characteristics of the tubular space frame for FSAE racecar. Keywords: FSAE, Formula Student, tubular space frame, Solidworks.

Работа и ее актуальность связана с подготовкой к участию в международных соревнованиях «Формула Студент» команды Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ). Целью соревнований является разработка студентами собственного болида формульного типа с целью участия и победы в соревнованиях [1].

Несущая система болида играет основополагающую роль в его конструкции. Прочностные характеристики рамы являются самыми важными параметрами любого гоночного автомобиля, поскольку от них зависит безопасность пилота в случае аварийной ситуации. В ходе проектирования рамы разработчикам необходимо прийти к компромиссу между достаточной прочностью конструкции и ее низкой массой.

Разработка модели конструкции рамы (рисунок 1) производилась при помощи программного продукта «Solidworks 2015 Student edition»[2].

Так как основная часть соревнований «Формула Студент» посвящена динамическим испытаниям гоночных автомобилей, требования регламента в большей степени посвящены безопасности пилота во время управления болидом. Разработка конструкции рамы производилась согласно регламенту и отвечает его требованиям:

- произведен выбор материала сталь 20 [3], отвечающий требованиям регламента;

- произведена компоновка обязательных элементов силовой структуры и триангуляция их в узлы;

- соблюдены размеры основных профилей сечений элементов силовой структуры.

Несмотря на тот факт, что рама разработана согласно с основными требованиями регламента, предъявляемыми к несущим системам гоночных автомобилей данного класса, немаловажным этапом при разработке оказалась оценка

15

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 9(40) ■ Часть 2 ■ Октябрь

безопасности спроектированной конструкции несущей системы. В части AFR (alternative frame rules - альтернативные требования к конструкции несущей системы) регламента соревнований «Формула Студент» описана методика оценки пассивной безопасности конструкции рамы, для команд, которые разрабатывают несущую систему не в соответствии с частью Т [1].

Рис. 1 - Модель разработанной рамы

1. Лист передней перегородки 2. Передняя перегородка 3. Опоры передней перегородки 4. Передняя дуга 5. Распорка передней дуги 6. Верхняя труба боковой защиты 7. Труба крепления плечевых ремней 8. Главная дуга 9. Распорки главной дуги 10. Опоры главной дуги 11. Диагональная труба боковой защиты 12. Основание главной дуги 13. Нижняя труба боковой защиты.

Согласно части AFR регламента было выбрано несколько нагрузочных режимов для оценки безопасности несущей системы:

- Нагрузка вершины передней дуги статическими силами в направлении продольной оси автомобиля - 6кН, поперечной оси - 5 кН, вертикальной оси - 9кН.

- Нагрузка вершины главной дуги статическими силами в направлении продольной оси автомобиля - 6кН, поперечной оси - 5 кН, вертикальной оси - 9кН.

Данные режимы нагружения имитируют распространенные аварийные ситуации (фронтальный удар, боковой удар, опрокидывание) и в значениях статических нагрузок учтен коэффициент динамичности. Оценка производилась по максимальному перемещению элементов - не более 25 мм, и по минимальному коэффициенту запаса прочности элементов - более 1 (разрушение нигде не должно произойти).

Оценка прочностных характеристик осуществлялась при помощи программного модуля «Solidworks Simulation» [4]. Производилась фиксация рамы в местах крепления подвески, приложение сил к элементам вершин главной и передней дуги и получение эпюр запаса прочности и перемещений [5, 6]. На рисунках 2 и 3 представлены типичные эпюры запаса прочности и перемещений элементов рамы. Для наглядности результаты расчета приведены в таблице 1. Минимальный запас прочности и максимальное перемещение элементов рамы равны 1.04 и 7.72 мм соответственно, данные значение относятся к режиму нагружения верщины главной дуги силой 5 кН вправо в направлении поперечной оси автомобиля (рисунки 2, 3). 16

16

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 9(40) ■ Часть 2 ■ Октябрь

Рис. 2 - Эпюра запаса прочности при нагружении вершины главной дуги силой 5 кН в поперечном направлении

Рис. 3 - Эпюра перемещений при нагружении вершины главной дуги силой 5 кН в поперечном направлении

Таблица 1 - Результаты прочностного расчета рамы

Место приложения нагрузки Значение силы и вектор направления Минимальный запас прочности Максимальное перемещение, мм

Вершина передней дуги 6 кН назад в направлении продольной оси автомобиля 1,74 1,74

Вершина передней дуги 5 кН вправо в направлении поперечной оси автомобиля 1,22 10,8

Вершина передней дуги 9 кН вниз в направлении вертикальной оси 1,11 3,33

Вершина главной дуги 6 кН назад в направлении продольной оси автомобиля 1,12 7,44

Вершина главной дуги 5 кН вправо в направлении поперечной оси автомобиля 1,04 7,72

Вершина главной дуги 9 кН вниз в направлении вертикальной оси 1,21 3,91

По результатам проведенного анализа прочностных характеристик спроектированной рамы болида класса «Формула Студент» в программном продукте Solidworks Simulation по методике, описанной в регламенте FSAE, были получены результаты в виде эпюр перемещений и запаса прочности, по которым можно судить, что спроектированная конструкция рамы в соответствии с частью Т обеспечивает безопасность пилота во время динамических испытаний на должном уровне.

Литература

1. 2015 Formula SAE Rules [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fsaeonline.com/content/2015-

16%20FSAE%20Rules%20revision%2091714%20kz.pdf (дата обращения: 15.05.2015).

17

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 9(40) ■ Часть 2 ■ Октябрь

2. Руководство для учащихся по изучению программного обеспечения SolidWorks. Dassault Systemes SolidWorks Corporation, 1995-2010; компания Dassault Systemes S.A., 300 Baker Avenue, Concord, Mass. 01742 USA [Электронный ресурс]. - URL: https://www.solidworks.com/sw/docs/Student_WB_2011_RUS.pdf (дата обращения: 15.05.2015).

3. Головин Д.В., Бояршинов Д.А. Выбор материала для рамы болида «Формула Студент» // Сборник трудов III Всероссийского форума «Студенческие инженерные проекты». - М: МАДИ, 2015. - С.20.

4. An Introduction to Stress Analysis Applications with SolidWorks Simulation, Student Guide [Электронный ресурс]. - URL: http://www.solidworks.com/sw /docs/Simulation_Student_WB_2011_ENG .pdf (дата обращения: 15.05.2015).

5. William B. Riley, Albert R. George. Design, Analysis and Testing of a Formula SAE Car Chassis. Cornell University. SAE technical paper series. Motorsports Engineering. Conference & Exhibition. Indianapolis, Indiana. December 2-5, 2002

6. Гончаров К.О., Кулагин А.Л., Тумасов А.В., Орлов Л.Н. Имитация условий аварийного нагружения каркаса спортивного автомобиля класса «Формула Студент» [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - URL: http://www.science-education.ru/pdf/2012/6/518.pdf (дата обращения: 30.05.2015).

References

1. 2015 Formula SAE Rules, available at: http://www.fsaeonline.com/content/2015-

16%20FSAE%20Rules%20revision%2091714%20kz. pdf (accessed 15 May 2015).

2. Rukovodstvo dlia uchashchikhsia po izucheniiu programmnogo obespecheniia SolidWorks [Guide for students to

study the SolidWorks software]. Dassault Systemes SolidWorks Corporation, 1995-2010; kompaniia Dassault Systemes S.A., 300 Baker Avenue, Concord, Mass. 01742 USA, available at: https://www.solidworks.com/sw/docs

/Student_WB_2011_RUS.pdf (accessed 15 May 2015).

3. Golovin D.V., Boiarshinov D.A. Vybor materiala dlia ramy bolida «Formula Student» [Choice of material for a frame of the car Formula Student]. Sbornik trudov III Vserossiiskogo foruma «Studencheskie inzhenernye proekty». Moscow: MADI, 2015. pp. 20.

4. An Introduction to Stress Analysis Applications with SolidWorks Simulation, Student Guide available at: http://www.solidworks.com/sw/docs/Simulation_Student_ WB_2011_ENG.pdf (accessed 15 May 2015).

5. William B. Riley, Albert R. George. Design, Analysis and Testing of a Formula SAE Car Chassis. Cornell University. SAE technical paper series. Motorsports Engineering. Conference & Exhibition. Indianapolis, Indiana. December 2-5, 2002.

6. Goncharov K.O., Kulagin A.L., Tumasov A.V., Orlov L.N. Imitatsiia uslovii avariinogo nagruzheniia karkasa sportivnogo avtomobilia klassa «Formula Student» [Simulated emergency loading conditions of frame of a sport car class "Formula Student"]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2012, no.6, available at: http://www.science-education.ru/pdf/2012/6/518.pdf (accessed 30 May 2015).

Ержанова М.Е.* 1, Джунисбеков М.Ш.2, Кейкиманова М.3 1Кандидат технических наук, 2кандидат технических наук, профессор, 3кандидат технических наук, Таразский государственный университет им. М.Х.Дулати НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТЕСТОВЫХ ЗАГОТОВОК

Аннотация

Статья направлена на решение вопросов повышения качества изделий из муки и снижение энергозатрат на их производство путем непрерывного дозирования воды в зону замеса и является продолжением и развитием научного направления по исследованию процесса замеса теста.

Ключевые слова: хлебобулочная продукция, процесс перемешивания, подача воды, замес теста.

Erzhanova M.E.1, Dzhunisbekov M.Sh2, Keikimanova M3.

1PhD in Engineering, 2PhD in Engineering, 3PhD in Engineering, M.Kh. Dulaty Taraz State University SOME ISSUES OF IMPROVING THE QUALITY OF DOUGH

Abstract

The article addresses the issues of improving the quality of flour products and reduction of energy consumption in their production by continuous metering of water in the mixing zone and is a continuation and development of the scientific direction for the study of the process of kneading dough.

Keywords: bakery products, the mixing process, the supply of water, kneading.

Согласно современным тенденциям науки о питании ассортимент хлебобулочной продукции должен быть р асширен выпуском изделий улучшенного качества и повышенной пищевой ценности.

Производство пищевых продуктов неразрывно связано с подготовительным процессом перемешивания исходных компонентов сырья. В хлебопекарной промышленности смешение муки, воды и других ингредиентов преследует цель получения высококачественного теста. Процесс перемешивания пищевых компонентов сопровождается сложными физико-химическими, коллоидными и биохимическими процессами, происходящими с ними в рабочем объеме смесителя[1]. Поэтому перемешивание можно рассматривать как способ интенсификации этих процессов, приводящих к получению полуфабриката с заранее заданными свойствами, что необходимо для последующего его формования.

В качестве объекта исследования в работе были использованы: мука пшеничная хлебопекарная, соль пищеваяповаренная помола №1, дрожжи сухие первого сорта, вода питьевая.

С целью интенсификации процесса замеса теста, нами предложен новый способ (рисунок 1 б) замеса с подачей воды в емкость (дежу) по ее стенке (окружности) перед дозировкой муки.

18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.