Научная статья на тему 'Прочность соединений с натягом, работающих в условиях циклического нагружения'

Прочность соединений с натягом, работающих в условиях циклического нагружения Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
323
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Рязанцева Ирина Леонидовна

Публикация посвящена проблеме обеспечения прочности соединений с натягом. Рассматривается метод оценки несущей способности соединений, работающих в условиях циклического нагружения. На примере соединения «бандаж валок прокатного стана» показано влияние внешней нагрузки и деформации изгиба соединяемых деталей на величину контактного давления и прочность посадки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Рязанцева Ирина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strength of pressure couplings working under condition of cyclic loading

The article deals with the problem of pressure coupling strength. The method ol pressure coupling load capacity evaluation under the cyclic load condition is described. The "bondage-rolling mill roller" pressure cou-pling is given as an example to demonstrate internal loading and bend strain of joint details influence on the value of contact pressure and strength of the coupling

Текст научной работы на тему «Прочность соединений с натягом, работающих в условиях циклического нагружения»

машины и условиях естественных трасс по критериям энергоемкости подвески. Материалы научно-технической конференции « Броня-2006». Многоцелевые гусеничные и колесные машины: разработка, производство, модернизация и эксплуатация. Омск. 2006. С. 64-68.

3. ПоиовкоЯ.Г.Осноиы прикладной теории колебаний и удара. Изд-е 3-е доп. и перераб. М.. Машиностроение. 1976. — 320 с.

4. Бидермаи, В.А. Теория удара. Машгиз. 1952.

5. Кобринский А.Е.. Кобринский А Л. Виброударные систе-мы Наука. 1973.

6. Бабицкий, В.И Теория виброударных систем. М.. Наука, 1978. - 320 с.

7. Крыло», Н.М., Боголюбов Н.Н. Введение в нелинейную механику. Изд. А.Н. УССР. Киев. 1937.

8. Бабаков, И.М. Теория колебаний. Наука. 1968.

9. Тарасов, В.Н. и др. Теория удара в строительстве и машиностроении. М. Научное издание. Издательство ассоциации строительных вузов. 2006. — 336 с.

10. Александров Е.В.. Соколинский В.Б. Прикладная теория и расчеты ударных систем. Наука. 1969.

11. Тимошенко. С.П. Колебании в инженерном деле. Наука. 1967.

12. Вибрации в технике. Справочник в 6 томах. Под ред. В.Н. Челомея. М. Машиностроение. 1981 -1983 гг.

13. Быховский, И.И. Основы теории вибрационной техники. М: Машиностроение. 1969. - 363 с.

14. Бабицкий. В.И.. Коловскнй М.З. Ктеории виброударных систем. Машиноведение. 1970, N9 1.

БАЛАКИН Павел Дмитриевич, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Теория механизмов и машин» Омского государственного технического университета (ОмГТУ).

КУЗНЕЦОВ Эрнст Андреевич, кандидаттехнических наук, профессор, заведующий кафедрой «Техническая механика» Омского танкового инженерного института.

ЛОБОВ Владимир Анатольевич, аспирант кафедры «Теория механизмов и машин» ОмГТУ.

Статья поступила п редакцию 03.09.07 г.

© П. Д. Балакин, Э. А. Кузнецов, В. А. Лобов

УДК 621.8:539.3

ПРОЧНОСТЬ

СОЕДИНЕНИЙ С НАТЯГОМ, РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ЦИКЛИЧЕСКОГО НАГРУЖЕНИЯ___________________

Публикация посвящена проблеме обеспечения прочности соединений с натягом. Рассматривается метод оценки несущей способности соединений, работающих в условиях циклического нагружения. На примере соединения «бандаж — валок прокатного стана» показано влияние внешней нагрузки и деформации изгиба соединяемых деталей на величину контактного давления и прочность посадки.

И. л. РЯЗАНЦЕВА

Омский государственный технический университет

В практике проектирования соединений с натягом их прочность, как правило, оценивается величиной суммарной силы трения, возникающей между контактирующими поверхностями под действием контактного давления с/ [1 -3]. Однако при работе иод нагрузкой соединение, имеющее достаточно высокую несущую способность, может оказаться неработоспособным, что подтверждается данными, приведенными в [1, 2, 4]. Наиболее неблагоприятным с точки зрения прочности япляется случай нагружения, при котором соединение нагружено внешней радиальной силой р и передает крутящий момент. Ярким тому примером является соединение «бандаж - валок прокатного стана» [4]. В ходе его испытания зафикси-рованотрех — четырехкратное снижение прочности под нагрузкой.

В работах 11.2] приведены эмпирические расчетные зависимости, позволяющие оценить прочность соединений в условиях изгиба вала. Однако для обеспечения работоспособности соединений, особенно

работающих в тяжелых условиях, важно иметь расчетную модель, которая позволила бы объяснить и количественно описать протекающие в стыке процессы.

Одной из причин снижения прочности соединений с натягом является неравномерность распределения комп актного давления, вызванная действием внешней нагрузки. Рассмотрим поперечное сечение соединения, состоящего из деталей цилиндрической формы, нагруженного внешней радиальной силой Р (рис. !) и передающего крутящий момент. Под нагрузкой контактное давление в сжатом слое (точка А) возраст ает до величины чл, а в растянутом (точка В) уменьшае тся ДО величины С1„. Предположим, что в этом соединении ведущим является пал 1, к которому приложен момент движущих сил М,. На охватывающую деталь действует момент сил сопротивления Мг Поскольку связь между деталями осуществляется посредством сил грения, пропорциональных непостоянство последнего приводит к тому, что в зоне А сила трения

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ МСТНИК №2 (54) 2007

ММ

Рис. 2

величину д^,, а на рас тянутом уменьшается на ту же самую величину.

Рис. 1. Соединение с натягом:

1 — вал, 2 — охватывающая деталь

больше силы трения в зоне В. Как только станет 2М

меньше—г2- в зоне В начнется относительное сколь-я(1 и

жение контактирующих поверхностей (в формуле приняты следующие обозначения: \ — коэффициент трения; с1, Ь - параметры стыка). Относительное скольжение контактирующих поверхностей приведет к деформации материала охватывающей детали в окружном направлении. На участке ВЭАон растягива-ется, а на участке АСВ - сжимается. В следующий момент времени слои меняются местами и растянутая часть летали 2 сжимается, а сжатая растягивается. В результате часть энергии, передаваемой через стык, расходуется на деформацию охватывающей детали и только часть ее на совершение полезной работы. Таким образом, несущая способность соединения определяется минимальной величиной контактного давления. При этом надо иметь в виду, что в разных сечениях его значение различно.

Покажем на примере соединения «банд аж - валок прокатного стана», в какой степени внешняя нагрузка влияет на величину контактного давления и несущую способность соединения. Геометрия последнего, условия и результаты его испытаний приведены в [4). На рис. 2 показаны основные размеры соединения. Оценим его несущую способность при следующих условиях:с1, =30 мм; д = 80 мм;сЦ = 110 мм; расстояние I между опорами валка 463 мм; Ь = 225мм; ч0 = = 14 МПа; I =0,3; Р= 150000 Н.

Для расчета контактного давления используем метод, описанный в литературном источнике [3|. Поскольку валок длиннее бандажа, выступающие его концы препятствуют деформации охватываемой детали и являются причиной появления дополнительного контактного давления у границ сопряжения на участках шириной 0,25 с!.

Предельное его значение Дчп. вычисляется по формуле

где х - безразмерный коэффициент, учитывающий влияние на величину ч выступающих концов вала М-31.

4М4д-0,9) = ЧГР 0.9

= 6.2 МПа.

График распределения этого дополнительного контактного давления показан на рис. 36 и 46.

Под действием внешней радиальной силы р на сжатом слое контактное давление увеличивается на

Ля,.=

2Р 2 150000

ксЫ 3.14-80-225

= 5,3 МПа.

Графики распределения на сжатом и растянутом слоях приведены на рис. Зв и 4в.

Графики распределения контактного давления на сжатом и растянутом слоях, построенные без учета деформации изгиба соединяемых деталей, показаны на рис. Зг и 4г соответственно.

В реальном соединении под действием внешней нагрузки соединяемые детали деформируются. Поскольку изгибная жесткость валка кратно ниже из-гибной жесткости бандажа, последний деформируется в меньшей степени и препятствует деформации охватываемой детали. В результате контактное давление перераспределяется. На сжатом слое у границ стыка оно возрастает на величину Лял, а в средней части уменьшается на ту же самую величину (рис. Зд). На растянутом слое (рис. 4д) оно уменьшается у границ стыка, а в средней его части увеличивается. При заданных условиях Дчл = 30,9 МПа. Расчет величины АЯд выполнялся аналитически по методике и формулам, приведенным в [5].

Результирующие графики распределения контактного давления с учетом деформации изгиба соединяемых деталей показаны на рис. Зе и 4с. Они свидетельствуют о том, что внешняя нагрузка и обусловленная ею деформация деталей вызывают значительное перераспределение ч. Причем в данном случае определяющей является деформация. На участках,

Рис. 3. Распределение контактного давления на сжатом слое: а - график q0; б - распределение я п зонах влияния;

в - график Лчр; г - график распределения ц в жестком соединении; д - график распределения Дяд; е - результирующий график

Рис. 4. Распределение контактного давления на растянутом слое: а - график б - распределение я п зонах влияния;

в - график Ляр; г - график распределения я в жестком соединении; д - график распределения Лс|А; е - результирующий график

где контактное давление имеет отрицательное значение, стык раскрывается. В рассматриваемом соединении размеры зон раскрытия стыка значительны. На растянутом слое их суммарная ширина составила почти 36 % размера L, а на сжатом — около 20 %.

С уменьшением величины q0 (с уменьшением натяга) протяженность этих зон увеличивается и значение средней величины минимального контактного давления уменьшается.

Для оценки несущей способности посадки надо совместить графики распределения q на растянутом и сжатом слоях. Средняя величина qimn минимального контактного давления определяется площадью фигуры, заключенной между осыо абсцисс и наиболее близко расположенными к ней положительными участ ками этих трафиков (рис. 5). На рис. 5 это площади фигур аЪс и def. В рассматриваемом соединении значение qmln получилось равным 3,17 МПа.

Авторы публикации [-1] при оценке результатов испытаний использовали критерий, равный отношению расчетной статической несущей способности Prm к несущей способност и соединения Ру, определенной экспериментально. Значение Ргл1 вычислялось по формуле

P=q0-xd-Lf.

Поданным, приведенным в (4|, величина критерия Р^/Ру находилась в переделах от 3 до 4.

Определим величину для рассматриваемого соединения.

Р.. = q„ • п • d • L • f = 14 • 3,14 - 80• 225 • 0.3 237384 Н.

Рис. 5

Р, = Ч пип • я • а • Ь • Г = 3.17 • 3.14 ■ 80 • 225 • 0,3 = 53807 Н.

Р^/Ру = 237384/53807 = 4,4 .

Этот результат хорошо согласуется с данными эксперимента, что свидетельствует о достоверности полученного результата.

В заключение следует отметить, что внешняя нагрузка может вызвать кратное снижение прочности соединения с натягом. Причем нередко определяющей является вызванная ее действием деформация соединяемых деталей.

Предлагаемый метод оценки несущей способности соединения, работающего в условиях циклического нагружения, универсален. Его можно использовать при оценке работоспособности соединений, состоящих как из деталей цилиндрической, так и нецилиндрической формы.

Библиографический список

1. Берникер Е.И. Посадки с натягом в машиностроении. — М.—Д.: Машиностроение, — 1%6. — 168 с.

2. Гречищев Е.С.. Ильяшсико АЛ. Соединение с натягом. -М.: Машиностроение. — 1981. - 2-10 с.

3. Рязанцева И.Л., Бородин Л.В. Соединения с натягом повышенной несущей способности. — Омск: Изд-во ОмГТУ. - 2006. - 152 с.

4. Морозов Б.А., Монахоп-Ильин Г П.. Софронов Н И. Влияние знакопеременных сдвиговых деформаций на прочность соединения деталей с натягом // Вестник машиностроения. — 1977. - N0 6. - С. 46-47.

5. Бородин А.В., Рязанцева И.Л. О влиянии упругих деформаций элементов соединения с гарантированным натягом на величину контактного давления // Механика процессов и машин: Сб. науч.тр. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001. - С. 178-181.

РЯЗАНЦЕВА Ирина Леонидовна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Теория механизмов и машин».

Статья поступила в редакцию 07.03.07 г.

© И. Л. Рязанцева

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ЫСТНИК N. 2 (W) 2007 МАШИНОСТГО1ИИС И МАШИНО«АЕНИ1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.