Научная статья на тему 'Проблемы жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края'

Проблемы жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
446
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИЗНОС / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ТАРИФЫ / КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ИНДЕКСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Диулина Т. С., Шалыгина Л. В.

Есть в хозяйственном устройстве государства особая отрасль, от состояния которой зависит социальное благополучие и комфорт людей, качество их жизни и общественная стабильность. Эту отрасль не зря называют отраслью жизнеобеспечения. Свет, вода, тепло – эти блага цивилизации стали настолько привычны, что современный человек уже и не мыслит своей жизни без них. Именно ЖКХ, как важнейшая отрасль народного хозяйства, во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач, которые формируют среду жизнедеятельности человека, создают благоприятные и безопасные жилищно-бытовые условия его проживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края»

ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

© Диулина Т.С.*, Шалыгина Л.В.*

Технологический институт сервиса (филиал) Донского государственного технического университета, г. Ставрополь

Есть в хозяйственном устройстве государства особая отрасль, от состояния которой зависит социальное благополучие и комфорт людей, качество их жизни и общественная стабильность. Эту отрасль не зря называют отраслью жизнеобеспечения. Свет, вода, тепло - эти блага цивилизации стали настолько привычны, что современный человек уже и не мыслит своей жизни без них.

Именно ЖКХ, как важнейшая отрасль народного хозяйства, во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач, которые формируют среду жизнедеятельности человека, создают благоприятные и безопасные жилищно-бытовые условия его проживания.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, капитальный ремонт, модернизация, износ, реформирование, тарифы, коммунальные услуги, индексы.

Современное жилищно-коммунальное хозяйство Ставропольского края -это многоотраслевой комплекс, который включает в себя взаимозависимые, но, в то же время, и достаточно автономные предприятия и организации производственной сферы. Всего в этом секторе задействовано 768 предприятий и организаций, численность работающих на них - свыше 45 тыс. человек. Потребителями услуг жилищно-коммунального комплекса являются практически все население края, социальная сфера и хозяйствующие субъекты экономики.

Состояние жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры характеризуются высоким уровнем износа, низким коэффициентом полезного действия и использования мощностей, большими потерями.

На протяжении последнего десятилетия капитальный ремонт, модернизация и материально-техническое обеспечение объектов ЖКХ осуществлялось по остаточному принципу.

Несмотря на предпринимаемые в последние годы усилия, проблема воспроизводства основных фондов жилищно-коммунального хозяйства не решена. В отрасли велики затраты и потери ресурсов, которые ложатся тяжким бременем на потребителей услуг и бюджет. По оценке специалистов, уровень надежности работы инженерных коммуникаций в Российской Федерации в десятки раз ниже, чем в европейских странах.

* Студент кафедры «Экономика и менеджмент».

* Старший преподаватель кафедры «Экономика и менеджмент».

Высокий уровень износа оборудования и коммуникаций привел к огромному росту числа аварий: если в начале 90-х годов в среднем по краю на 100 километров коммунальных сетей приходилось 80 аварий, то в последние годы без учета мелких аварий только на 100 километрах инженерных сетей водоснабжения и водоотведения произошло 112 аварий, при нормативно допустимом количестве - 30.

Планово-предупредительный ремонт коммунальных сетей и оборудования полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов.

Жилищный фонд края составляет 55,6 млн. квадратных метров, в том числе общая площадь многоквартирных домов 23,5 млн. кв. метров (42 %). Общее количество многоквартирных домов составляет 55,7 тыс.единиц.

Третья часть жилищного фонда Ставропольского края относится к периоду застройки 1946-1970 гг., 45 процентов жилья построено в 1971-1995 годах. Около 45 процентов многоквартирных домов имеет износ более 30 % и нуждается в проведении капитального ремонта. Капитальный ремонт проводится недостаточными темпами, при нормативной потребности в ремонте в 4-5 %, в среднем ежегодно ремонтируется лишь 0,3 % жилья.

Количество многоквартирных домов, требующих капитального ремонта, составляет 24,8 тыс. единицы, общей площадью 10,4 млн. кв. м. Частичное решение данной проблемы осуществляется в рамках краевой адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов в Ставропольском крае на 2008-2011 годы», путем привлечения средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, краевого и муниципальных бюджетов, а также собственников помещений в многоквартирных домах, требующих капитального ремонта. Исходя из предельной стоимости проведения капитального ремонта (5,7 тыс.рублей, сложившейся в 2008 году) на капитальный ремонт требуется более 59 млрд. рублей.

Анализ обеспеченности населения жильем показал, что в среднем на 1 жителя Ставропольского края приходится 20,5 квадратных метров. При этом, среднероссийский показатель обеспеченности жильем - 21,1 кв. метров, по Южному федеральному округу 19 кв. метров. Данный показатель в разрезе муниципальных образований края дифференцирован от 16 квадратных метров (Кисловодск, Нефтекумский, Степновский районы) до 28 квадратных метров (Шпаковский район).

В ходе реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края реализованы важнейшие направления: уровень платежей граждан за услуги жилищно-коммунального хозяйства доведен до федерального стандарта (100 %), практически устранено перекрестное субсидирование при формировании тарифов. В Ставропольском крае действует система социальной поддержки в виде предоставления адресных субсидий и льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг.

В соответствии с данными социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и период 2012 и 2013 годов, Министерством экономического развития Российской Федерации в 2011 году разработаны мероприятия для создания относительно благоприятных условий для отечественных производителей и сдерживания роста тарифов на услуги организаций ЖКХ, ужесточаются параметры роста регулируемых тарифов естественных монополий. Прирост цен (тарифов) в 2011 году, относительно показателей 2010 года, ожидался на электрическую энергию - в размере 13,015,0 %, на природный газ - 15,3 %, на тепловую энергию, водоснабжение и коммунальные услуги - 12,0-14,0 %.

При формировании проекта бюджета Ставропольского края на 2011 год коэффициент роста тарифов указанных услуг применен в размере 15,0 %, без учета видов коммунальных услуг (электрическая энергия, водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, газ и прочие коммунальные услуги).

Статьей 19 законопроекта предусмотрен особый порядок исполнения бюджета Ставропольского края в случае изменения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Ставропольском крае. Изменение тарифов на указанные носители допускается в пределах средств, предусмотренных законопроектом на финансовое обеспечение обязательств текущего года по оплате коммунальных услуг.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок вправе устанавливать индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В ходе подготовки настоящего Заключения Счетной палатой в адрес Региональной тарифной комиссии Ставропольского края направлен запрос о представлении информации о прогнозном предельном увеличении расходов на услуги организаций коммунального комплекса по Ставропольскому краю. В соответствии с представленной информацией в среднем по Ставропольскому краю в 2011 году прогнозировалось увеличение регулируемых тарифов на товары (услуги) организаций коммунального комплекса, в том числе: электрическая энергия для населения - 10,0 %, природный газ и услуги, являющиеся неотъемлемой частью процесса газоснабжения - 15,0 %, в том числе для населения - 17,6 %, тепловая энергия - 14,1 %, услуги водоснабжения и водоотведения - 15,0 %, услуги по утилизации твердых бытовых отходов - 11,7 %.

Для прочих категорий потребителей электрическая энергия с 1 января 2011 года будет поставляться по нерегулируемым (свободным) ценам. До начала очередного финансового года Региональной тарифной комиссией Ставропольского края будут установлены тарифы на услуги по передаче элек-

трической энергии по распределительным сетям Ставропольского края и сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии [1]

Тарифы для населения на товары и услуги организаций коммунального комплекса г. Ставрополя на 2013 год были установлены в следующих размерах (табл. 1).

Таблица 1

Тарифы для населения на товары и услуги организаций коммунального комплекса г. Ставрополя на 2013 год [2]

№ п/п Наименование коммунального ресурса (услуги), единица измерения, поставщик Тарифы, период действия тарифов Наименование нормативно-правового акта, установившего тариф

с 01.01.2013 по 30.06.2013 с 01.07.2013 по 31.12.2013

1. Холодная питьевая вода + водо-отведение, руб. за 1 куб. метр (с учетом НДС), МУП «Водоканал» г Ставрополя 35,61+12,15=47,76 38,47+13,42=51,89 Постановление региональной тарифной комиссии СК от 26.11.12 г № 58/1 «Об установлении тарифов на холодную воду, водоотве-дение и очистку сточных вод на 2013 г»

2. Тепловая энергия (горячая вода), руб. за 1 Гкал (с учетом нДс), ОАО «Теплосеть», г Ставрополь 1462,85 1636,07 Постановление региональной тарифной комиссии СК от 18.12.12 г. № 67/1 «Об установлении на 2013 год тарифов на тепловую энергию для потребителей Ставропольского края» (ред. от 22.03.2013 г №20/2)

3. Электрическая энергия для населения, за исключением указанного в п. 4, руб. за 1 кВт.ч (одноставочный тариф, с учетом НДС), ОАО «Ставрополь-энергосбыт» 2,99 3,43 Постановление региональной тарифной комиссии СК от 24.12.12 г № 70/1 «Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению Ставропольского края и приравненным к нему категориям потребителей, на 2013 год»

4. Электрическая энергия для населения, проживающего в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, руб. за 1 кВт.ч (односта-вочный тариф, с учетом НДС), ОАО «Ставропольэнергосбыт» 2,09 2,40

5. Природный газ, руб. за 1 куб.м (с учетом НДС) ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» 4,10 4,71 Постановление региональной тарифной комиссии СК от 26.06.13 г № 39/2

Предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2013 год установлены постановлением региональной тарифной комиссии Ставропольского края.

Таким образом, говоря о решении задач энергосбережения, в первую очередь необходимо рассмотреть вопросы технической и технологической возможности проведения модернизации систем теплоснабжения жилого фонда, вопросы изменения схем теплоснабжения и обеспечения энергосбережения.

Список литературы:

1. Официальный сайт РТК СК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tarii26.ru.

2. Сайт управляющей компании ООО «Управляющая Компания № 5» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uk5stav.ru/tarif.

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МОЩНОСТИ САХАРНЫХ ЗАВОДОВ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ОТРАСЛИ

© Смцев В.1.*

Национальный университет пищевых технологий, Украина, г. Киев

В статье рассматривается современное состояние предприятий сахарной отрасли Украины. Анализируется структура сахарных заводов по производственной мощности и предлагается модель реструктуризации и оптимизации производственных мощностей предприятий отрасли с учетом состояния внутреннего и внешнего спроса и уровня развития сырьевой базы предприятий.

Ключевые слова: свеклосахарная отрасль, производственная мощность, сырьевая зона, сахарный завод, реструктуризация.

Свеклосахарный подкомплекс АПК Украины на начало 1991 года состоял из 192 сахарных и пяти сахарорафинадных заводов (60,4 % от общего количества сахарозаводов СССР) общей мощностью 510 тыс. т (61,3 % от общей мощности сахарозаводов СССР) переработки свеклы в год, 7 машиностроительных и ремонтных заводов, 8 карьероуправлений по добыче известнякового камня, свыше 60 обслуживающих и вспомогательных предприятий и организаций. В состав сельскохозяйственного звена входило 5,9 тыс. свеклосеющих сельхозпредприятий, 131 хозяйство по выращиванию семян свеклы, а также 3 завода по их обработке. В подкомплексе работало свыше 1,5 млн. работников [2, 3].

Результаты анализа свидетельствуют, что в период 1985-1990 гг. площадь посевов сахарной свеклы в Украине достигала 1650 тыс. га. Украина собирала до 44 млн. тонн свеклы и вырабатывала свыше 5 млн. т. сахара в год, из которых свыше 3 млн. т поставлялось в другие республики СССР. По объемам производства свекловичного сахара Украина до 1990 года занимала первое

* Доцент кафедры Менеджмента, кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.