Научная статья на тему 'Проблемы здоровья молодого поколения'

Проблемы здоровья молодого поколения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
921
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Беспалова Т. А., Царева Н. М., Павленкович С. С., Спиридонова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы здоровья молодого поколения»

ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Беспалова Т.А., Царева Н.М., Павленкович С.С., Спиридонова Е.А.

Педагогический институт СГУ им. Н.Г. Чернышевского, кафедра валеологии и основ медицинских знаний, г. Саратов. 410028, ул.Заулошнова, д.3

Актуальность проблемы здоровья молодого поколения в России неоспорима. Основные медикодемографические показатели свидетельствуют о замедлении прироста населения в России. В последние годы в большинстве городов страны отмечается отрицательный прирост (убыль в зависимости от региона около 3 - 6 на 1000 жителей) населения. Выражен процесс снижения рождаемости до 8—10%о, преобладает ориентация на однодетную семью. Особенно низкий уровень рождаемости отмечается в крупных городах, расположенных на Европейской территории России (около 7 - 10 на 1000 жителей), в то время как в Юго-Восточной Азии уровень рождаемости — более 25 на 1000 жителей /1 ]

Показатели смертности населения в России остаются высокими и составляют, в зависимости от региона, до 10 -15 на 1000 человек. Младенческая смертность снижается, однако недостаточными темпами. В России младенческая смертность в 1,5—2 раза выше, чем в экономически развитых странах, и составляет около 15—17 на 1000 родившихся живыми. Не увеличивается, а наоборот, уменьшается средняя продолжительность ожидаемой жизни. В России она составляет около 64 лет, причем отмечается значительная разница этого показателя у мужчин (59 лет) и женщин (71год). Заболеваемость с временной утратой трудоспособности составляет около 70 случаев и 1090 дней на 100 работающих. Увеличилось число зарегистрированных инфекционных заболеваний (дифтерия, коклюш, клещевой энцефалит, сальмонеллезы). Возрос уровень заболеваемости венерическими болезнями, туберкулезом, психическими заболеваниями. Растет число самоубийств, особенно среди молодежи. Увеличиваются показатели первичного выхода на инвалидность трудоспособного населения (65,2 на 10000 работающих).

Таким образом, рождаемость в стране пока неудовлетворительная, смертность высокая, а продолжительность жизни уменьшается. В структуре населения молодежи становится все меньше. По данным литературы у молодого поколения растет количество хронических заболеваний, различных отклонений в состоянии здоровья, что связано с определенным образом жизни, который является не здоровым. В настоящее время взгляды на проблемы здоровья с развитием общества несколько изменились, так как развиваются различные науки, создаются новые концепции, а само здоровье изучается с позиции многих наук. Здоровье человека необходимо рассматривать в единстве с окружающей средой, где взаимодействуют генетические и внешние предпосылки. Здоровый образ жизни обеспечивает оптимальное существование, онтогенез и деятельность человека, т.е. это максимум биологически и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, адекватных потребностям и возможностям человека, осознание реализуемых им, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья, способность к продолжению рода и достижению активного долголетия. Здоровый образ жизни - это, прежде всего, укрепление здоровья посредством адекватности поведения, область которого лежит как в поле деятельности педагогов и врачей, так и на стыке многих наук о природе, человеке, обществе /2,3 ]

В решении данной проблемы ведущая роль принадлежит пропаганде среди населения здорового образа жизни. Здоровый образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности. Между реальным образом жизни и порождаемой им системой субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствование образа жизни, система отношений в нем. Важно не только то, как студент живет, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Так здоровый образ жизни приобретает оценочное и нормативное понятие

В связи с этим в апреле 2010 года были анонимно проанкетированы 42 студента 19-20 лет педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. В результате получены следующие сведения: 92% респондентов задумывались о своем здоровье, субъективно оценили его как «очень хорошее» 8%, «хорошее» - 43%, «среднее» - 32%, «затруднились ответить» -17%. Все 100% респондентов не соблюдают режим дня, 87% из них любят длительно и в ночные часы засиживаться за компьютером. У 25% анкетируемых имеются вредные привычки в виде табакокурения. На вопрос о получении полноценного рационального питания ответили положительно 38% анкетируемых, а при детальном рассмотрении этого вопроса и регулярности приема пищи 88% студентов ответили, что питаются далеко неправильно. Все при этом хотят изменить данный стереотип, то есть питаться регулярно, не нарушая санитарно-гигиенические правила. Все респонденты адекватно оценивают, что раннее появление проблем со здоровьем связано с нарушением необходимого сна и отдыха, вредными привычками (табакокурение и гиподинамия).

Заинтересованность в вопросах сохранения здоровья среди респондентов в конце изучения курса предмета «Основы медицинских знаний» увеличилась на 4%. Повышение интереса будущих педагогов физической культуры к своему здоровью являются положительным моментом, так как именно эта группа населения способна и должна нести знания о здоровом образе жизни подрастающему поколению.

Для пропаганды здорового образа жизни в РФ используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды.

Материалы1 XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод. Он включает следующие средства пропаганды: лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины. Метод устной пропаганды наиболее целесообразно использовать в своей работе учителям физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А. О некоторых факторах популяционного кризиса // Социологические исследования. -2002. - №7. - С. 21.

2. Заславская Т.И. Социокультурный аспект трансформации российского общества// Социологические исследования. - 2001. - №3. С. 3-11.

3. Резер Т.М. Абитуриент 2001 - физическое и психическое здоровье// Социологические исследования. - 2001.- №11. С. 118-122.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.

13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 2. № 4.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

Материалы1 XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.